Как сделать каретку на велосипед
ljvelo
ljvelo
Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.
Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.
Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.
Интегрированные каретки
Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.
Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.
Стандарты интегрированных кареток:
Неинтегрированные каретки
Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:
Стандарты неинтегрированных кареток:
SQR – соединение на квадрат
Octalink – стандарт Shimano
Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.
Виды кареток по используемому кареточному стакану
С резьбовой посадкой
В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):
Press-fit
В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.
Каретка типа Press-fit
Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:
Особенности выбора каретки
Эксцентриковая каретка
Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.
На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.
Инструменты для работы с кареткой
Для работы с кареткой – картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.
Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ –
А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно – можно легко повредить раму.
На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ
Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки – не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность – особенно это относится к алюминиевым рамам – для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа – можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.
Снятие каретки картриджного и разборного типов
Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.
После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы – один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек – если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.
0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.
Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.
1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа – можно повредить гайку.
Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.
2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.
Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)
3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.
4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.
Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).
Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.
Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.
1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.
Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.
2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же – 50-70 Нм.
Теперь надо установить шатуны и систему.
Сборка и установка разборной каретки
Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.
Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую – он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку – смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.
Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.
0. При сборке каретки самое сложное – не перепутать концы оси каретки – ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.
Чашки перепутать не удастся – у них разная резьба (у левой чашки – правая и наоборот)
1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками – внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.
2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.
3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)
Регулировка подшипников разборной каретки
После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем – к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.
0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.
Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.
Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.
Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.
Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.
Обслуживание и ремонт велосипедной каретки
Большинство велосипедистов не знакомы с конструктивными особенностями велосипеда. Примером можно назвать каретку, которая со временем выходит из строя и доставляет серьезные неудобства.
Знание конструкции каретки и умение ее ремонтировать самостоятельно позволяет существенно увеличить эксплуатационный срок.
Конструкция велосипедной каретки
Прежде чем приступать к непосредственному ремонту, следует рассмотреть то, что такое каретка и какими конструктивными особенностями она обладает.
Каретка – элемент, расположенный в средней части рамы вместе с педалями и звездочками, а также шатунами. Основное предназначение заключается в соединении шатунов с остовом велосипеда, за счет которых обеспечивается передача крутящего момента.
Каретка может существенно отличаться. Среди особенностей отметим следующее:
Встречается несколько различных кареточных узлов, самое большое распространение получили следующие:
Как определить неисправность каретки?
Определить то, что каретка неисправна можно исключительно при вращении педалей.
Среди особенностей отметим:
Как разобрать каретку на велосипеде?
Необходимые инструменты
Провести разбор каретки можно самостоятельно, однако для этого требуется определенный набор инструментов.
Он выглядит следующим образом:
Порядок действий
Подобный набор не всегда встречается в наборе велосипедиста, поэтому придется приобретать некоторые инструменты отдельно.
Порядок действий следующий:
Обслуживание и ремонт каретки
Своевременное обслуживание позволяет существенно продлить эксплуатационный срок узла.
Ключевыми особенностями отметим следующее:
Смазка и сборка каретки
Смазка механизма позволяет существенно продлить эксплуатационный срок.
Провести подобную процедуру можно следующим образом:
После того как все элементы были тщательно промазаны, нужно приступить к сборке.
Рекомендации по проведению работы следующие:
Сборку провести можно самостоятельно, при этом следует быть осторожным, так как даже незначительная ошибка приводит к снижению прочности.
Замена каретки на велосипеде
Но, как часто бывает, детали недорогих велосипедов имеют не очень большой срок службы. Вот и на нашем Stels появился стук в передней каретке, впоследствии – люфт шатунов.
Когда во время езды соскочила цепь, стало понятно, что без ремонта не обойтись. Поэтому, изучив вопрос, решили разобрать каретку и устранить причину люфта. Оказалось, что без специальных знаний сделать это практически невозможно, поэтому мы решили поделиться нашим опытом в этой статье, чтобы люди, столкнувшиеся с данной проблемой, могли быстро исправить похожую ситуацию.
Первым делом перевернули велосипед вверх колёсами и сняли пластиковые заглушки каретки. Стало видно гайки, накрученные на вал.
Открутить их можно только трубчатым ключом на 15. Но, как оказалось, откручивание гайки – самое простое, что можно сделать.
Вкрутив съёмник в шатун до упора, в него (в съёмник) надо вкручивать специальный штырь. Он, упираясь в вал каретки, выдавит шатун с посадочного места.
Точно таким же образом снимаем противоположный шатун с велосипеда.
Теперь надо выкрутить гайки, которые удерживают каретку в раме. Со стороны звёздочки эту операцию делать крайне неудобно. Выступ гайки настолько узок, что и обычный рожковый, и газовый ключ с него соскакивают. В нашем случае помогли зубило и молоток. Точным сильным ударом надо сдвинуть гайку с места, затем она легко открутится ключом. Здесь надо обязательно знать, что резьба гайки со стороны звёздочки обратная, то есть её надо откручивать по часовой стрелке.
Противоположная гайка имеет выступы под специальный ключ, поэтому откручивается гораздо легче. Резьба на ней обычная, её откручивают против часовой стрелки.
Вынув каретку, стало понятно, что порвались резиновые уплотнительные кольца и развалился подшипник.
И здесь есть нюанс. Для его установки тоже нужен специальный ключ. Его необходимо приобрести, чтобы можно было не только установить, но и снять картридж в дальнейшем при необходимости.
Вставляем картридж в раму велосипеда, закручиваем его ключом.
Шатуны, установив на своё посадочное место, прижимаем болтом, закручивая его до упора. Во время затягивания болта шатуны запрессуются.
В завершении вставляем заглушки, натягиваем цепь и пользуемся велосипедом.
Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.
Видео
Обслуживание каретки велосипеда
Каретка – это подшипниковый узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы шатунов с рамой. Благодаря имеющимся внутри каретки подшипникам осуществляется свободное вращение системы. Через каретку крутящий момент от педалей передается к велосипедному колесу.
Каретка находится в кареточном стакане рамы, куда ее либо ввинчивают, либо запрессовывают. Из-за того, что кареточный стакан размещен в самой нижней части велосипеда (между нижней трубой и на пересечении нижних велосипедных перьев), сама каретка сильно подвержена загрязнению. Такое негативное внешнее влияние со временем сказывается на ее работе: возникают «похрустывания», щелканье, люфт, заклинивания. Чтобы предотвратить эти негативные последствия и исключить возможность выхода каретки из строя необходимо регулярно проводить ее техническое обслуживание.
Велосипедные каретки бывают:
Закрытая каретка
Открытая каретка
Последние в свою очередь вкручиваются непосредственно в кареточный стакан рамы велосипеда. Такой вид каретки подлежит обслуживанию, ее легко можно снять, смазать, перебрать и собрать. При необходимости может быть также заменена на новую.
Обслуживание велосипедной каретки подразумевает под собой разборку, смазку ее деталей, установку и регулировку.
Снимаем каретку с велосипеда
Далее рассмотрим процесс снятия кареток на примере каретки открытого типа Shimano.
Снимая каретку, нужно быть внимательным, поскольку она может быть с насыпными подшипниками, которые при снятии могут разлететься в разные стороны.
Для снятия шатунов с оси каретки необходим такой инструмент, как выжимка шатуна. Этот инструмент выполняет две функции: его правая сторона предназначена непосредственно для выжимки шатуна из оси каретки, а посредством левой стороны снимается фиксирующий болт шатунов.
Для начала нужно при помощи педального ключа отвинтить затягивающие болты шатунов, находящиеся на конце вала каретки. Пластиковые заглушки (если они имеются) можно легко снять с болтов с помощью обычной плоской отвертки.
После того, как сняты фиксирующие болты, приступаем к шатунам. Берем выжимку шатунов и вкручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора. Очень важно не переусердствовать с напором, чтобы не сорвать резьбу. Сняв успешно шатуны с оси каретки, не забываем протирать посадочные места.
Затем при помощи специального съемника снимаем саму каретку. В нашем случае мы используем съемник каретки Shimano. Для каждой отдельной модели каретки предусмотрен подходящий съемник. Так, для кареток Hollowtech II, Howitzer, GXP применяется съемник для интегрированных чашек кареток, а для кареток Shimano, SRAM и Truvativ можно использовать так называемый съемник для кареток стандарта ISIS. Стоит отметить, что в комплектацию съемников зачастую входят рукоятки, что освобождает от необходимости дополнительно применять разводной ключ.
Важно знать, что снятие каретки производится только с той стороны, где нет звезд на шатуне, то есть, с левой.
Итак, вставляем съемник в шлицы каретки с левой стороны и крутим его при помощи рукоятки или же разводного ключа против часовой стрелки. В процессе нужно следить, чтобы не было никаких перекосов съемника. Иначе он или сама чаша могут быть повреждены.
После того, как чаша каретки открутится, нужно произвести те же действия и с правой стороны. Только в этом случае крутить рукоятку нужно по часовой стрелке! В результате таких нехитрых действий каретка будет снята и готова к обслуживанию или замене.
Хотите увидеть, как снимать шатуны и каретку? Смотрите видео-обзор:
Обслуживание велосипедных кареток
После снятия каретки следует проверить состояние кареточного стакана на предмет загрязнения.
Обслуживание каретки открытого типа:
Смазка каретки на шариковых подшипниках
Стоит отметить, что каретки данного типа недолговечны, поэтому обслуживание и регулировка подшипников должна проводиться довольно часто.
Обслуживание неразборной каретки
При возникновении проблем с каретной данного типа производится ее замена. Выбирая новую каретку, важно знать длину и ширину вала, а также тип соединения с шатунами.
Собираем и устанавливаем велосипедную каретку
Важный момент при сборке каретки – это правильно поставленные чашки. Стоит помнить, что левая чашка имеет правую резьбу, а правая – левую.
Собирать каретку стоит начинать с правой стороны: кареточная ось устанавливается в правую чашку и закручивается съемником каретки до упора. Затем все то же проделывается с левой чашкой. После этого рекомендуется проверить каретку: нужно покрутить ее ось в разные стороны и убедиться в отсутствии люфта (каретка должна легко и бесшумно проворачиваться).
В завершении процесса на свои места устанавливаются и фиксируются винтами шатуны.