Как сделать каркасную байдарку
Многие туристы-водники хотели бы иметь байдарку-одиночку — легкую, прочную, с хорошими маневренными и ходовыми качествами, с привлекательным внешним видом и непременно универсальную, т. е. одинаково пригодную как для воскресных прогулок, так и для сложных походов. Однако промышленность наша байдарок-одиночек для продажи в магазинах пока не выпускает вообще. Приходится ломать голову, как сделать байдарку, конструировать и строить байдарку своими силами.
Нам кажется, что всеми нужными качествами обладает сделанная нами самодельная туристическая разборная байдарка «Сирена» с мягкой обшивкой на деревянно-металлическом каркасе. Восемь таких самодельных байдарок, построенных уфимскими туристами в 1970—1971 гг., успешно прошли все испытания и использовались в походах 3 и 4 категории сложности, в том числе по Саянским рекам.
Основные данные туристической байдарки «Сирена» | |
---|---|
Длина, м | 4,00 |
Ширина, м | 0,65 |
Высота борта, м | 0,20 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,14 |
Благодаря хорошей грузоподъемности «Сирены» (140 кг) турист может взять с собой полный комплект снабжения и запасы для месячного похода. Вес байдарки в упаковке — 16 кг, габариты пакета 1150х400х150 мм.
Конструкция самодельной туристической байдарки
1 — ахтерштевень, фанера δ=8—9; 2 — концевая секция кильсона: 3 — средняя секция кильсона;
4 — мидельвейс 15х18х1030; 5 — фальшборт 40х16х1150, клееный из фанеры; 6 — спинка;
7 — шпангоут; 8 — оболочка, ткань М-72; 9 — брус 12х34х1030; 10, 11 — стрингер 15х15х1030;
12 — форштевень, фанера δ=8—9.
Приводим эскизы, необходимые для самостоятельной постройки туристической байдарки типа «Сирена». Чтобы сделать байдарку потребуются следующие материалы: сухая мелкослойная древесина (на стрингера и привальные брусья — сосна, на кильсон и мидельвейсы — лиственница); обрезки листовой дюрали толщиной 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 3 и 4 мм; обрезки нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т толщиной 0,8 и 3 мм и пруток диаметром 8 мм; фанера марки БС-1 толщиной 5, 7 и 9 мм. В качестве крепежа используются алюминиевые заклепки длиной 20—30 мм и диаметром 3 и 4 мм, а также шурупы обязательно с антикоррозионным покрытием. На оболочку идет около 5 м² прорезиненной ткани марки М-72 или 500; кроме того, понадобятся на деку такая же ткань, брезент или парусина, двухметровый кусок резинового шланга с внутренним диаметром 35—40 мм и толщиной стенки 2—3 мм и резиновый шнур диаметром 5 мм, длиной 1,2 м (можно использовать спортивную скакалку).
Жесткий каркас состоит из пяти шпангоутов, двух штевней, четырех секций кильсона (килевой фермы), четырех стрингеров, двух привальных брусьев, фальшборта и мидельвейса.
Разметка: а — штевней и б — шпангоутов; в — два варианта сечения шпангоута.
Размеры поперечных сечений самодельной туристической байдарки
(по обшивке)
Номер шпангоута | Высоты | Полушироты | |||||||
h0 | h1 | h2 | h3 | a1 | a2 | a3 | a4 | a5 | |
1 | 5 | 31 | 87 | 275 | 55 | 116 | 183 | 210 | — |
2 | 0 | 13 | 74 | 350 | 90 | 187 | 281 | 310 | 35 |
3 | 0 | 10 | 60 | 270 | 90 | 195 | 305 | 325 | 190 |
4 | 0 | 11 | 72 | 330 | 90 | 191 | 297 | 320 | 190 |
5 | 5 | 28 | 83 | 265 | 55 | 126 | 203 | 240 | — |
Детали продольного набора самодельной туристической байдарки
Позиции 1 — 12 обозначены на сборочном чертеже корпуса.
13 — язычок δ=4; 14 — овальная планка δ=2, дюраль Д16АТ: 15 — замок привального бруса; 16 — концевая планка стрингера и привального бруса; 17 — обойма крепления привальных брусьев к штевням; 18 — замок мидельвейса, нерж. сталь; 19 — угольник мидельвейса; 20 — обойма крепления кильсона к штевням, нерж. сталь; 21 — клиновая накладка, дюраль Д16АМ; 22 — боковые рейки кильсона; 23 — средняя рейка кильсона; 24 — поперечина δ=5, фанера; 25 — поперечина 5х25, фанера; 26 — язычок кильсона; размеры в скобках указаны для язычка стрингера; 27 — замок кильсона, δ=1,5 (для стрингера δ=0,8); 28 — рейка средней секции кильсона; 29 — шпангоут; 33 — заполнитель; 31 — скоба крепления фальшборта на шп. 3 и 4, дюраль Д1; 32 — скоба крепления мидельвейса на шп. 2 и 1, дюраль Д1; 33 — винт крепления привального бруса; 34 — скоба, фиксирующая стрингер на шпангоуте, дюраль Д1; 35 — защелка кильсона, дюраль Д1; 36 — винт защелки, нерж. сталь; 37 — штырек; 35 — держатель спинки; 39 — кормовой фальшборт, фанера δ=7; 40 — защелка фальшборта, Д16АТ; 41 — угольник из дюраля δ=2; 42 — петля фальшборта.
Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.
Шпангоут и детали крепления набора к нему
Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секции кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки. Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры. К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).
У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.
Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.
Крепление кильсона к штевням
Шпангоуты самодельной туристической байдарки лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.
Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.
Изготовление шпангоутов байдарки
1 — металлическая оправка, δ=10; 2 — заготовка шпангоута; 3 — ролик.
Половины шпангоута склепываются между собой на вставках из дюраля Д16АМ и заполнителях из фанеры. К верхней части шп. 2 и 4 одновременно приклепывается скоба 32 для крепления конца мидельвейса. На все шпангоуты ставятся скобы 34 для фиксации положения стрингеров, а на шп. 1 и 5 дополнительно на верхнюю точку — скобы для посадки мидельвейса. Крепление шпангоутов к кильсону предусмотрено с помощью вертушек 35 (размеры в скобках — для шп. 1 и 5).
Винты 33 (на шп. 3 — штифты) для крепления привального бруса вытачиваются из нержавейки. На сами привальные брусья ставятся на заклепках овальные планки 14. Для правильной их установки необходимо собрать — соединить между собой две центральные секции привальных брусьев и от стыка отложить в обе стороны по 400 мм. На секции бруса с замком овал разворачивается на 180°. Для крепления к шп. 3 в язычке привального бруса сверлится (по месту) отверстие под штифт 37.
Закрепив привальные брусья сначала на трех средних шпангоутах, можно разметить места установки овальных планок для присоединения к шп. 1 и 5. Для этого надо пристыковать концевые части привальных брусьев и, прижав их к концевым шпангоутам, отметить точки соприкосновения привального бруса с винтом.
К заготовке мидельвейса приклепывается крючок 19 и замок 18, у штевней крепится язычок и по месту устанавливается вилка 17.
Концевые звенья привальных брусьев стрингеров и мидельвейсов приклепываются к штевням (привальный брус при помощи накладки 16). Перед тем как сверлить отверстия под заклепки, необходимо собрать весь каркас, притянув стрингера шпагатом.
Соединяемые в носу петлей боковые стенки фальшборта выклеиваются на водостойком клее по шаблону (радиус 1200 мм) из полос 7- и 10-миллиметровой фанеры. По нижней кромке заготовок предварительно выбирается паз для протягивания шнура деки. Для соединения со шпангоутами в фальшбортах необходимо по месту сделать прорези, в которые заходят концы скоб 31, установленных на шп. 3 и 4. Подогнав фальшборты по скобам, следует приклепать защелки 40. Затем ставится задник 39, присоединяемый на уголках из дюраля.
Для изготовления оболочки нужно подготовить цельное полотнище длиной 4,2 м и шириной не менее 0,91 м. Полотнище накладывается на днище собранного каркаса; края материала, выступающие за привальные брусья, стягиваются крепкими нитками Материал в носу и корме прорезается по ДП и производится подгонка по штевням.
Установка каркаса для разметки оболочки (а) и раскрой деки (б)
Оконечности оболочки упрочняются: по соединению изнутри и снаружи наклеиваются метровые куски разрезанного вдоль на две части резинового шланга. Теперь, не снимая с каркаса склеенной оболочки, можно приступить к выкраиванию и присоединению деки. Дека состоит из четырех частей; в две средние по периметру выреза кокпита вшивается резиновый шнур для обтягивания по фальшборту, затем к ним пришиваются концевые части. Дека сшивается с низом оболочки, после чего шов проклеивается герметизирующей полоской.
Заделка оболочки на штевнях
1 — оболочка (на виде сбоку часть левого борта отогнута); 2 — наружный шланг; 3 — внутренний шланг; 4 — перекрой бортовин в оконечностях сверху — под декой.
Спинку можно прикрепить к фальшборту при помощи овальных планок 14 и стержней 38. Упор для ног проще всего сделать в виде фанерной площадки размером 180х240, прикрепленной к шп. 2 подгоняемыми по месту растяжками из проволоки диаметром 3 мм.
Фальшборт и детали крепления
Приводим эскиз простого весла для байдарки, изготовляемого из дерева; лопасти вырезаются из 5-миллиметровой фанеры. Соединительные втулки советуем сделать из дюраля (наружная) и латуни (внутренняя).
Эскиз байдарочного весла
При сборке байдарки сначала нужно собрать обе половины каркаса и вставить их по очереди в оболочку. Затем закрываются замки кильсона, вставляется средний шпангоут (шп. 3) и концы мидельвейсов крепятся к шп. 2 и 4. Последняя операция — заводятся в пазы фальшбортов края деки с зашитым шнуром, фальшборт крепится к шпангоутам.
В. Н. Грушевский, Г. Г. Ничков, «КиЯ», 1972 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Основной задачей, поставленной мною при разработке чертежей байдарки «Таймень», было создание простой в изготовлении, надежной, легкой и удобной в эксплуатации байдарки, имеющей в то же время и неплохие ходовые качества. Байдарка, изготовленная своими руками (москвичи могли видеть её на выставке туристских самоделок) уже прошла целый ряд простых и не очень простых маршрутов и успешно эксплуатируется третий сезон. Думаю, это дает право сказать, что она оправдала ожидания, и рекомендовать ее эскизы для постройки своими руками силами туристов.
Размерения «Тайменя» выбраны по опыту эксплуатации ряда самодельных одноместных байдарок различных конструкций. Грузоподъемность вполне достаточна даже для продолжительных туристских плаваний. Размеры кокпита сознательно сделаны больше обычных, чтобы упростить загрузку и разгрузку байдарки, чтобы легче и удобнее было садиться в неё и вылезать.
Основные данные одноместной разборной байдарки «Таймень» | |
---|---|
Длина, м | 3,45 |
Ширина, м | 0,75 |
Высота (до привального бруса), м | 0,25 |
Вес (в упаковке), кг | 10 |
Грузоподъемность, кг | 135 |
Размеры кокпита, см | 40х85 |
Габариты пакета, см | 10х35х135 или 15х23х135 |
Габариты пакета позволяют перевозить байдарку любыми видами транспорта; длина пакета равна размеру багажника «Волги» по диагонали. Время сборки лодки зависит от сноровки, но в принципе не превышает 10—15 минут: чтобы собрать замкнутую ферму каркасу достаточно завинтить четыре гайки-барашка, закрыть четыре крючка и замкнуть шесть звеньев трубчатых стрингеров. Для упрощения дела соединения штевней со стрингерами и мидельвейсами сделаны неразборными — на шплинтах-шарнирах, а фальшборты приклеены к деке.
Схема конструкции одноместной разборной байдарки «Таймень»
1 — мидельвейс, одним концом шарнирно закрепленный на штевне, а другим — накладываемый на штырь на шпангоуте; 2 шт.; 2 — среднее (замыкающее) звено стрингеров; 6 шт.; 3 — концевые (штевневые) звенья стрингеров, одним концом закрепленные на штевне, а другим — входящие в замыкающее звено; 12 шт.; 4 — штевневая часть килевой фермы; 2 шт.; 5 — кормовой фальшборт; 6 — кормовой шпангоут; 7 — фальшборт, 2 шт.; 8 — средняя часть килевой фермы; 9 — деревянная рейка (вкладыш) детали 8; 10 — винт М5х45 с гайкой-барашком, соединяющие части килевой фермы между собой и со шпангоутами, 4 шт.; 11 — дека; 12 — оболочка; 13 — протектор наружный, резина δ=1,5 мм; 14 — шплинт (ось шарнира) с шайбами, 6 шт.; 15 — петля буксирного шнура.
Изготовление байдарки своими руками в домашних условиях занимает всего 3—4 человеко-дня, так как в конструкции ее использованы «полуфабрикаты» — две хоккейные клюшки и две П-образные трубки от раскладушки. Потребуются, кроме того, планка деревянная (можно использовать рукоятку клюшки) 20х30х750; швеллер дюралевый 15х25х1,5 — 2,5 пог. м; швеллер дюралевый 20х25х2 — 1,35 пог. м; дюралевые трубки Ø12х1 — 18 пог. м, Ø14х1,5 — 4 пог. м; обрезки дюраля δ=1,5—3,0 мм; заклепки дюралевые Ø3—4; винты М5х45 с гайками-барашками — 4 шт; латунная проволока Ø2 для изготовления 6 шплинтов на штевнях; шайбы; твердая резина толщиной 6—8 мм. Все эти материалы я купил в «Юном технике». На оболочку пойдет 3,5 м² прорезиненной ткани (желательна газгольдерная трехслойная) и на деку 1,7 м² (любая привлекательная на вид и с водоотталкивающими свойствами).
Штевневая часть килевой фермы из хоккейной клюшки
Шпангоуты (их всего два) представляют собой замкнутые рамки. Согнуть их можно без помощи каких-либо особых приспособлений и подогрева, если использовать изгибы, имеющиеся на П-образных трубках каркаса раскладушки (на эскизе показаны пунктиром). Особая точность при этом не нужна, так как к шпангоутам приклепываются планки 5 для фиксации стрингеров, и обеспечить заданное табличкой положение точек 1, 2, 3 и 5 можно, несколько изменяя длину этих планок 5 (делайте это, уложив готовую рамку на плаз — лист бумаги с разбивкой положения точек). Резиновые гнезда, как и полоска микропористой резины на килевой ферме, будут в какой-то степени амортизировать ударные нагрузки, опасные для оболочки и каркаса байдарки, а кроме того, позволяют увеличить расстояние между оболочкой и деталями каркаса, что предохраняет резиновую ткань от истирания и повреждений.
Конструкция шпангоута одноместной разборной байдарки «Таймень»
Конструкция шпангоута (носовой шпангоут отличается от кормового только размерами-координатами точек 1—5, указанными в таблице); комплектность указана на один шпангоут.
1 — штырь для фиксация конца мидельвейса, дюраль; 2 — трубка, дюраль Ø22х1,5; 3 — скоба крепления фальшбортов, дюраль, δ=3; 2 шт.; 4 — гнездо фиксации положения стрингеров (в скобках размер для усиленных верхних стрингеров — привальных брусьев); изготовить 4 штуки из резины δ=8 и 2 шт. — для привальных брусьев — из дюраля δ=6; 5 — пластина для крепления гнезда, дюраль δ=1,5; 12 шт.; 6 — дюралевая муфта Ø18х1,5 (2 шт.) для разъемного варианта шпангоутов; 7 — пластина для крепления шпангоута к килевой ферме, дюраль δ=2.
Таблица координат точек 1—6 (на эскизе номера в кружочках)
Шпангоут | Высоты точек от ОЛ, мм | Полушироты точек от ДП, мм | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Носовой | 215 | 65 | -17 | 340 | 330 | 0 | 335 | 275 | 145 | 0 | 90 | 15 |
Кормовой | 215 | 65 | -17 | 340 | 280 | 0 | 335 | 275 | 145 | 0 | 200 | 15 |
Мидельвейс (показан в плане)
1 — щека вилки для крепления шплинтом к штевню, дюраль δ=2; 2 шт.; 2 — трубка, дюраль Ø12х1 с расплющенным концом.
Если вы хотите, чтобы шпангоуты умещались в более узкий чехол, сделайте их разъемными; фиксаторы в местах разъема (между точками 1 и 2) не требуются, поскольку верхняя часть стыкуется с нижней — надевается на втулку 6 с использованием упругой деформации дюралевой трубки; могу добавить, что верхнюю половину шпангоута при этом «по совместительству» я использовал на стоянках как раму для пилы-ножовки.
Фальшборты: а — продольный левый (правый симметрично); б — задний
1 — крючок, дюраль δ=2; всего 4 шт.; 2 — швеллер дюралевый 15х25 с вырезами в верхней полке для откидывания крючка; нижняя полка приклеивается к краю деки (см. А—А на схеме конструкции байдарки); 3 — скоба угловая для соединений с продольным фальшбортом, дюраль δ=1,5 мм; 2 шт.;
4 — планка для соединения в ДП половинок заднего фальшборта, дюраль δ=1,5 мм.
Взаимозаменяемые средние — замыкающие — звенья стрингеров, надевающиеся на концы звеньев, висящих на штевнях, можно нарезать и из дюралевой трубки Ø16х1,5 (например, из старых лыжных палок). В этом случае они будут храниться (в упаковке) надетыми на концевые стрингера; для фиксации их положения советую применить самый простой, но достаточно надежный вариант — на концевые стрингера в соответствующих местах наматывается изолента.
Стрингера одноместной разборной байдарки
а — концевые звенья (длины указаны для верхнего — привального бруса, среднего и нижнего), дюраль Ø12х1; б — средние, замыкающие звенья, дюраль Ø14х1,5 с проточкой на концах.
Не забудьте всюду, где можно, в дюралевые трубки поставить деревянные пробки на клею: это нужно, чтобы в конечном итоге обеспечить непотопляемость байдарки.
Длина деревянной планки (750 мм), приклепываемой к швеллеру киля, уточняется по месту при пробной сборке байдарки: поскольку в ее торцы упираются края штевневых частей килевой фермы, от этого размера зависит натяжение оболочки. Сразу же отмечу, что все деревянные детали килевой фермы надо пропитать несколько раз горячей олифой и покрасить или, еще лучше, оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле для повышения долговечности и прочности каркаса. При этом винты на концах штевневых частей должны быть надежно запрессованы в соответствующих гнездах.
Килевая балка разборной байдарки (показан один конец)
1 — швеллер дюралевый 20х25х2; для уменьшения веса в спинке можно насверлить 45—50 отв. Ø10; 2 — деревянная планка (вкладыш), 20х30.
В случае участия в сложных походах для повышения маневренности стоит, пожалуй, рекомендовать некоторый изгиб килевой фермы, например, подъем оконечностей на 2°, как это сделано на байдарке «Сирена» (см. Одноместная байдарка «Сирена»); при этом байдарка с полной нагрузкой останется достаточно устойчивой на курсе без руля. Чтобы получить нужный изгиб, придется распарить рукоятки клюшек в горячей воде и зафиксировать в изогнутом состоянии на 2—3 суток. Кстати говоря, в качестве концевых деталей килевой фермы можно использовать не только деревянные, но и дюралевые клюшки (московского производства).
Прочность одноместной разборной байдарки «Таймень» уже проверена практически, в том числе и участием в сложных походах, но если вы рассчитываете на тяжелые условия плавания, лучше наложить на килевую ферму дополнительный швеллер большего размера, как показано на схеме байдарки (сеч. В—Б), и сделать более мощным верхний пояс стрингеров, образующий привальный брус.
Изготовление своими руками оболочки байдарки уже подробно описывалось (см. Одноместная байдарка «Сирена»). Отличие в данном случае состоит в том, что фальшборты, нарезанные из дюралевого швеллера, наглухо приклеиваются клеем 88Н к внутренним кромкам выреза деки (см. сеч. А—А на схеме). Протекторы на штевни вырезаны из медицинской грелки, на киль и стрингера — из велотрубки. Можно применить и другой вариант — полоски микропористой резины шириной 20 мм, приклеиваемые изнутри к оболочке снизу — к деталям килевой фермы.
К оконечностям деки пришиваются ременные петли для крепления буксировочного шнура.
Сборка байдарки производится в такой последовательности. Штевневые части килевой фермы с висящими на них стрингерами и мидельвейсами вставляются в оболочку. Средняя часть килевой фермы (на схеме 8) соединяется с носовой частью двумя гайками-барашками, причем одновременно одной из них неплотно привинчивается установленный на свое место носовой шпангоут, развернутый временно в ДП байдарки. Теперь соединяемые концы кормовой штевневой и средней частей приподнимаются, конец штевневой части вводится под коробку швеллера до упора в торец деревянной планки 9 (см. схему); плавным нажимом сверху оба конца одновременно опускаются, распирая каркас и обеспечивая натяжение оболочки в продольном направлении. Кормовая часть килевой фермы вместе с кормовым шпангоутом, также еще развернутым в ДП байдарки, закрепляется двумя гайками-барашками.
С помощью соединительных (замыкающих) звеньев стыкуются стрингера, концы мидельвейсов надеваются на соответствующие штыри в ДП на обоих шпангоутах. Шпангоуты поочередно разворачиваются в рабочее положение, т. е. под 90° к ДП, причем стрингера вставляются в соответствующие гнезда, а после этого окончательно затягиваются гайки-барашки, крепящие шпангоуты к килевой ферме. Разворотом шпангоутов обеспечивается поперечное натяжение оболочки на каркас. Остается надеть бортовые и кормовой фальшборты на крепежные скобы шпангоутов и застегнуть четыре крючка.
Чтобы ваша байдарка, сделанная своими руками обладала положительной плавучестью, в качестве сиденья и спинки используйте резиновые надувные подушки в чехлах. Надувное сиденье кладется на фанерный щиток, привинченный к килевой ферме (крепится гайкой-барашком вместе со шпангоутом). Упором для ног служит носовой шпангоут. Спинка пристегивается к кормовому шпангоуту.
Фартук, совершенно необходимый в сложных походах, выкраивается по месту — по размерам кокпита. По внешнему периметру фартука вшивается шнур с двумя элементами упругости — отрезками резиновой трубки, обеспечивающими плотное прилегание ткани к фальшборту. По краю круглого внутреннего отверстия фартука вшит легкий обруч из дюраля или пластика (можно использовать детский хула-хуп), на который и натягивается «юбка» гребца или нижняя кромка «эскимосской» куртки, снабженная резинкой.
Эскиз и описание простого и удобного весла приведены на этой странице. Следует только добавить, что для сложных походов фанерные лопасти обязательно следует окантовать полоской из латуни или вообще заменить дюралевыми толщиной 1,5 мм с дополнительной накладкой по краю — полоской толщиной 1,0 мм.
Чехол рекомендуется пошить из палаточного полотна с усилением нижней части брезентом. Можно придать ему вид рюкзака, в который умещается все походное снаряжение, или чехла-пенала с застежкой-молнией и одним заплечным ремнем.
В заключение несколько слов о вариантах «Тайменя». Конструкция байдарки позволяет путем небольшой доработки менять ее основные размеры. Используя полную длину клюшек (1,5 м) и укоротив соответственно замыкающие звенья стрингеров, можно изготовить простейший 3-метровый вариант грузоподъемностью 90 кг.
Увеличение ширины байдарки до 80 см и повышение грузоподъемности до 150 кг достигается перестановкой шпангоутов на 200 мм в нос и в корму с креплением на крайних винтах; при этом нужно будет удлинить фальшборты и поставить между ними спинку-бимс. Такую лодку на прогулках можно будет использовать и в качестве двухместной. Если вы захотите, чтобы при обоих вариантах можно было использовать одну и ту же оболочку, придется сделать деку с разрезом в ДП и шнуровкой, закрываемой клапаном, а продольные фальшборты — съемными.
В. А. Строгонов, «КиЯ», 1974 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: