Как сделать карманную музыкальную шкатулку
Как сделать музыкальную шкатулку своими руками: пошаговое руководство
Выбор шкатулки
Первым делом нужно выбрать подходящую коробку, которая затем станет музыкальной шкатулкой. Лучше всего остановить свой выбор на деревянном ящичке, так как он более всего подойдет для закрепления металлической конструкции. Нужно убедиться, что он достаточно вместительный для имеющегося механизма, ведь в нем должно найтись место не только для шарманки, но и для мелочей, которые будут храниться в шкатулке.
Размеры для механизма
Окраска
Монтаж опор шкатулки
Декор крышки шкатулки
При желании вы можете украсить крышку шкатулки, если не устраивает вас в изначальном виде. Если музыкальный механизм вы выбрали с определенной мелодией, вызывающей конкретные воспоминания, то и декор шарманки можно осуществить по тем же мотивам.
Установка музыкального механизма
Для того чтобы музыкальный механизм хорошо работал, его следует надежно закрепить внутри шкатулки. Это легко сделать по следующему алгоритму:
Если музыкальная шарманка воспроизводит мелодию без сбоев, ручка при прокручивании не цепляется за корпус, то шкатулка собрана правильно. Учтите, что не все музыкальные механизмы имеют отверстия для установки крепежа. Если их нет, то шарманка будет держаться по месту только за счет поворотной ручки и прозрачной верхней перегородки.
Последние штрихи
На боковой поверхности шкатулки вокруг ручки можно нанести стрелку, указывающую направление поворота ручки для воспроизведения мелодии. Это стоит сделать, если планируете показывать свою работу посторонним людям.
Из листа плотного картона или же фанеры вырежьте перегородку, которая будет отделять механизм от остальной части. Если шкатулка достаточно большая и для механизма выделен отдельный угол, то перегородок будет две. Они будут составлять прямой угол между собой. По размеру он должны соответствовать габаритам механизма плюс по 5 миллиметров на технологический зазор. В высоту такие перегородки должны быть чуть выше самой высокой точки поверхности шарманки.
Окрасьте эти детали в тон шкатулки. Установите перегородку при помощи универсального клея или горячего пистолета и дайте ей надежно приклеиться к основанию. Затем при помощи линейки или штангенциркуля измерьте размеры получившейся камеры. По этим размерам вырежьте кусочек оргстекла или плотного прозрачного пластика. Приклейте пластик сверху музыкальной камеры в качестве защиты.
Результат работы
Теперь, когда музыкальная шкатулка собрана и оформлена по вашему вкусу, можно просто насладиться своей работой и любимой мелодией.
Как установить музыкальный механизм в шкатулку
Сегодня я представляю вам инструкцию по монтажу музыкального механизма в деревянную шкатулку или ящик.
У меня есть:
1. Деревянный ящик (у меня большой для моей коллекции ёлочных игрушек). Размер здесь не играет роли. Даже в самой маленькой шкатулке музыкальный механизм будет звучать отлично.
2. Музыкальный механизм с боковым заводом. Заводится механизм с внешней стороны ящика, а ключ можно спрятать внутри.
3. Ключик золотой для завода.
4. Удлинитель для ключа. Удлинитель мне понадобился потому, что стенки моего ящика толстые, и ключ (золотой или базовый) не сможет накрутиться на механизм и завести его.
Все работы по подготовке к монтажу механизма мы проделываем на не декорированной шкатулке.
Поверхность будет механически обрабатываться, и декупаж, покраска, лак могут быть повреждены. Потому сначала делаем отверстия, а потом декорируем ящик.
Итак, приступаем!
Сперва нам нужно определить местоположение механизма в шкатулке. Тут важно отметить, что содержимое Вашей шкатулки не должно соприкасаться с механизмом. Иначе мусор, пыль, частицы наполнителя могут попасть и застрять в подвижных частях механизма, что приведёт к его поломке или заклиниванию.
Определяем место для отверстия, чтобы вывести заводной штырь механизма на внешнюю сторону: Приложите механизм на край шкатулки и поставьте отметку в месте, где проходит середина крутящего штырька. Опустите эту отметку до самого дна (с внешней стороны).
Теперь нам надо понять, на какой высоте от дна нужно делать отверстие. Узнайте, какой толщины дно вашей шкатулки. (Можно измерить внешнюю и внутреннюю высоту стенки ящика — разница этих высот и будет равна толщине дна). Отметьте с внешней стороны толщину дна. Приложите к этой линии музыкальный механизм и отметьте середину штырька. Две проекции, которые мы отметили, должны пересечься. Именно в этом месте нам надо сделать отверстие, чтобы механизм можно было заводить с внешней стороны.
PS: Перепроверьте все ваши отметки. Просверленное отверстие не передвинуть!
Подбираем сверло.
Обратите внимание: сверло должно быть толщиной с ножку ключа, а не удлинителя штырька.
Просверливаем отверстие. Не торопитесь, держите сверло строго перпендикулярно шкатулке, иначе механизм не будет работать как надо. Отверстие стоит ошкурить снаружи и внутри. Снаружи лучше использовать наждачку, а внутри самого отверстия хорошо пройтись круглым надфилем.
Теперь собираем всю нашу конструкцию. Сперва накрутите удлинитель на поворотный штырь механизма и установите его на дне шкатулки, просунув штырь в отверстие.
Убедитесь, что механизм плотно прилегает к дну ящика, а штырь находится ровно посередине отверстия. Если штырь прилегает к одной из стенок отверстия вплотную, это грозит тем, что даже заведённый механизм будет молчать. Если штырь стоит не ровно посередине отверстия, надфилем подровняйте отверстие с нужной стороны.
Когда отверстие подогнано, плотно накручиваем на штырь ключ. Заведите механизм, прижмите его к дну шкатулки. Если мелодия звучит правильно (не растянуто, что может быть следствием трения ключа или штыря о стенки отверстия), то вы всё сделали правильно.
Обведите карандашом контур механизма на дне вашей шкатулки. С внешней стороны ящика штырь должен находиться вровень со стенкой шкатулки (не должен торчать!).
Прикрутите механизм саморезами ко дну шкатулки, проверяя себя по очерченному контуру. Механизм не должен съезжать.
Предварительно стоит оценить, какие саморезы хорошо закрепят механизм, но не пройдут насквозь дно шкатулки. После того, как вы закрепили механизм, заведите и дайте ему поработать — проверяем, правильно ли звучит мелодия.
Дополнение! Проблема, с которой можно столкнуться при наличии удлинителя ключа: при откручивании ключа иногда отвинчивается и удлинитель. Эту проблему можно решить при помощи лака для ногтей. Перед монтажом механизма в ящик смажьте немного резьбу самого музыкального механизма лаком, а потом накрутите на него удлинитель. Ни с какой стороны лак не должен вытекать. Убирайте все остатки лака, пока он не высох. Когда на резьбе лак высохнет, удлинитель перестанет откручиваться вместе с ключом!
Как видите, всё очень просто! А музыкальным механизмом любая шкатулка может стать особенной!
В заключении хочу показать вам, какая у меня получилась шкатулка с музыкой.
Создаем музыку для карманной музыкальной шкатулки
Речь пойдет про 30 Note Music Box Set и перфоленту.
Как правило, дырки делаются на пересечениях, дырокол (идет в комплекте) под это же заточен.
Длительность нот ничем не регулируется, каждая звучит до естественного затухания.
Скорость воспроизведения зависит только от скорости вращения, никакого стабилизатора, гидроусилителя руля и пр. Можно ускорить, можно остановиться, выдержать патетическую паузу и снова продолжить.
2. Если близко повторять ноты в нижнем регистре, они глушат друг друга (хорошо слышно в аккомпанементе «Ромашек» с 00:43).
3. Если близко в верхнем регистре, раздается мерзкий звук, который воспринимается как скрип (слышно в Стинге, практически любая фраза «I’m an Englishman in New York»):
Это особенности конструктива, с которыми приходится считаться, лечение пока не найдено.
Иногда это можно обойти за счет темпа, т.е. растянуть мелодию в полтора-два раза, увеличить расстояние между дырками, крутить придется быстрее, зато скрипов поменьше. Да и чем быстрее крутишь, тем ровнее звучит.
Но тут тоже нюансы:
— сильнее шумит сам механизм, не противно, но слышно;
— начинает поскрипывать бумага от трения;
— если тема медленная, а ты крутишь остервенело, то диссонанс возникает, не соответствует одно другому;
— жаба. Жирная и зеленая. Когда вместо 2 метров тратится 4, а 50-метровый рулон стоит столько же, сколько сама шкатулка, да еще он в Китае. хочется сэкономить. Не на деньгах, так на времени, походы на почту России порой бывают затяжными.
Такие вот вводные, теперь попробуем сотворить музыку.
Всё начинается с поиска мелодии.
Я обычно делаю композиции двух типов: или снятые в «ноль» с передачей всех возможных нюансов, или аранжировки в других стилях, манерах и напрочь отличающиеся от оригинала.
Своей музыки не пишу, это отдельный талант и он крепко спит.
Поэтому перебираю в голове разные известные темы и прикидываю, как бы они легли на шкатулку.
Фортепиано. Садимся и начинаем снимать тему, если не знаем.
Плеер в уши на повторе и играем: басы, аккорды, гармонии, мелодия, проигрыши скрипок, в общем, всё, что может потенциально пригодиться.
Теперь начинаем «накладывать» её на возможности шкатулки.
В первую очередь подбираем тональность с учетом пропусков нот в механизме.
Лады, выбор между тональностями Ми и Ля отложим на потом. Пока начнем в Ми, если что не так, перекинем в Ля.
Cubase. Или любой другой секвенсор. Я использую Nuendo.
Создаем midi-трек, вешаем на него звук музыкальной шкатулки (например, VST-инструмент M-Box от Samsara Cycle Audio) и ставим транспонирование на +5. Это для того, чтобы и звучание совпадано с шкатулкой, и названия нот совпадали с разметкой ленты.
Подключаем цифровое пианино или синтезатор к компу и начинаем записывать нашу идею.
Подбираем удобный темп и пишем под клик. Это опять же затем, чтобы в итоге вертикальные полосы в дорожке и на ленте совпадали.
Что именно пишем? Сначала вступление бас-аккорды как в оригинале. Потом отдельно мелодию, пусть даже с повторяющимися нотами, с ними разберемся позже.
Потом под мелодию подкладываем бас и аккорды, следим, чтобы они не наползли на мелодию, слушаем результат, шлифуем, докручиваем.
Что-то вроде получается. Начинает самому нравиться? Значит, все верно делается.
Так, записали. Теперь контроль с учетом ограничений машинки.
Все ли использованные ноты есть на ней?
Есть повторяющиеся ноты в мелодии, не сыграет их машинка. Можно ли выкинуть одну на повторе так, чтобы в целом звучало не хуже? А первую или вторую? Или заменить на что-то другое? Ну, допустим первую выкинули.
Так. аккорды на мелодию чуть налезли, верхнюю нотку стащим на октаву вниз. не, грузить стала, выкидываем её.
Ну, вроде все, на глаз проблем не видно, звучит красиво. Пора переносить на ленту.
Да, так надо. Дырявить с экрана на ленту по белому нереально. Найти на глазок нужное пересечение по X и Y, когда подписи нот на расстоянии 30 см, а от прошлой ноты надо отсупить 8 делений, а потом закрыть намеченную точку дыроколом и опять найти ее в маленьком отверстии и при этом не ошибиться.
Для удобного поиска нот отрезаем от ленты узкую полоску с разметкой.
Открываем дорожку в секвенсоре, выделяем первую ноту. E1.
Срисовали. Нажали стрелку вправо. B1 на следующем делении. Отступили, срисовали.
Дальше 3 ноты одновременно. Вправо-вправо-вправо. F#2-G2-B2. Запомнили, нарисовали 3 точки. И так далее.
Параллельно ещё раз уже на ленте проверяем, что не попадаем на ограничения. Что перенесли правильно, по линиям не промахнулись, по отступам все выдержали.
Упс. промазал. уже 5 точек подряд, шпаргалка сместилась на одну линию, всё не там, где надо. Ну ок, зачеркиваем точки, рисуем заново.
Так, первую часть темы нарисовали. Смотрим на размеченные полметра, вроде не слетели, повторы мелодии выглядят одинаково, ритм в норме. Ну ок, продолжаем.
Готова разметка! Любо-дорого и почти без помарок.
Дырокол, ну наконец-то! А то уже 3 дня с этим всем возишься, а ни послушать, ни увидеть.
С дыроколом все просто, механическая работа.
Главное: не перепутать дырки на самом дыроколе (их зачем-то две) и не продырявить перечеркнутую ошибочную точку (да-да, я слышал, что бывают карандаши, но у меня на кухне валяется только ручка. Да и не факт, что на ленте карандаш нормально нарисует, бумага немного ламинированная, блекло будет).
И ещё: дырявить надо точно по перекрестию. Чуть не туда, и это сильно скажется на ровности звучания, мелодия начнет прыгать, аккорды будут звучать трям-брям. Потом тем же дыроколом подправлять придется, насколько это вообще возможно. Лучше потратить лишнюю секунду на калибровку.
Если еще есть силы, то все равно пытаемся искать ошибки. Бывает, что проскакивает и отлавливается даже тут.
На столе разбросана куча конфетти, время третий час ночи, но азарт. Вот-вот закончишь и наконец-то узнаешь, что же на самом деле получилось.
Есть! Последняя дырка. Ножницы, перерезаем ленту аки пуповину, родилась тема. Диагональ с начале. ну, лучше синусоиду, так красивше и выглядит, и звучит.
Шкатулку на стол, заправили, прокрутили «синус», затаили дыхание, с Богом.
ну, могло быть и хуже. Да вроде даже и ничего.
Только криво мелодия под конец звучит, подправить дыроколом надо, чтобы ровнее было.
И промазал все-таки в одном месте пару нот в аккорде, вообще мимо.
Ну, это поправимо. Находим проблемные дырки, с обратной стороны обводим ручкой.
Теперь обратно переворачиваем и рисуем правильные точки. Опять дырявим. Ну да, внешне лишние дырки, но кто заметит?
Еще раз проигрываем.
А хорошо вышло, ей-ей, прямо как задумывалось!
Готово! +1 в коробку с лентами, счастье есть. Спать!
Вот вам и весь сказ, спасибо, что дочитали.
Не выложу я видео с этой темой. Нет никакой готовой ленты, не делал. И готового midi-файла нет. Весь процесс прогнал мысленно и описал как сумел.
Создаем музыку для карманной музыкальной шкатулки
Речь пойдет про 30 Note Music Box Set и перфоленту.
Как правило, дырки делаются на пересечениях, дырокол (идет в комплекте) под это же заточен.
Длительность нот ничем не регулируется, каждая звучит до естественного затухания.
Скорость воспроизведения зависит только от скорости вращения, никакого стабилизатора, гидроусилителя руля и пр. Можно ускорить, можно остановиться, выдержать патетическую паузу и снова продолжить.
2. Если близко повторять ноты в нижнем регистре, они глушат друг друга (хорошо слышно в аккомпанементе «Ромашек» с 00:43).
3. Если близко в верхнем регистре, раздается мерзкий звук, который воспринимается как скрип (слышно в Стинге, практически любая фраза «I’m an Englishman in New York»):
Это особенности конструктива, с которыми приходится считаться, лечение пока не найдено.
Иногда это можно обойти за счет темпа, т.е. растянуть мелодию в полтора-два раза, увеличить расстояние между дырками, крутить придется быстрее, зато скрипов поменьше. Да и чем быстрее крутишь, тем ровнее звучит.
Но тут тоже нюансы:
— сильнее шумит сам механизм, не противно, но слышно;
— начинает поскрипывать бумага от трения;
— если тема медленная, а ты крутишь остервенело, то диссонанс возникает, не соответствует одно другому;
— жаба. Жирная и зеленая. Когда вместо 2 метров тратится 4, а 50-метровый рулон стоит столько же, сколько сама шкатулка, да еще он в Китае. хочется сэкономить. Не на деньгах, так на времени, походы на почту России порой бывают затяжными.
Такие вот вводные, теперь попробуем сотворить музыку.
Всё начинается с поиска мелодии.
Я обычно делаю композиции двух типов: или снятые в «ноль» с передачей всех возможных нюансов, или аранжировки в других стилях, манерах и напрочь отличающиеся от оригинала.
Своей музыки не пишу, это отдельный талант и он крепко спит.
Поэтому перебираю в голове разные известные темы и прикидываю, как бы они легли на шкатулку.
Фортепиано. Садимся и начинаем снимать тему, если не знаем.
Плеер в уши на повторе и играем: басы, аккорды, гармонии, мелодия, проигрыши скрипок, в общем, всё, что может потенциально пригодиться.
Теперь начинаем «накладывать» её на возможности шкатулки.
В первую очередь подбираем тональность с учетом пропусков нот в механизме.
Лады, выбор между тональностями Ми и Ля отложим на потом. Пока начнем в Ми, если что не так, перекинем в Ля.
Cubase. Или любой другой секвенсор. Я использую Nuendo.
Создаем midi-трек, вешаем на него звук музыкальной шкатулки (например, VST-инструмент M-Box от Samsara Cycle Audio) и ставим транспонирование на +5. Это для того, чтобы и звучание совпадано с шкатулкой, и названия нот совпадали с разметкой ленты.
Подключаем цифровое пианино или синтезатор к компу и начинаем записывать нашу идею.
Подбираем удобный темп и пишем под клик. Это опять же затем, чтобы в итоге вертикальные полосы в дорожке и на ленте совпадали.
Что именно пишем? Сначала вступление бас-аккорды как в оригинале. Потом отдельно мелодию, пусть даже с повторяющимися нотами, с ними разберемся позже.
Потом под мелодию подкладываем бас и аккорды, следим, чтобы они не наползли на мелодию, слушаем результат, шлифуем, докручиваем.
Что-то вроде получается. Начинает самому нравиться? Значит, все верно делается.
Так, записали. Теперь контроль с учетом ограничений машинки.
Все ли использованные ноты есть на ней?
Есть повторяющиеся ноты в мелодии, не сыграет их машинка. Можно ли выкинуть одну на повторе так, чтобы в целом звучало не хуже? А первую или вторую? Или заменить на что-то другое? Ну, допустим первую выкинули.
Так. аккорды на мелодию чуть налезли, верхнюю нотку стащим на октаву вниз. не, грузить стала, выкидываем её.
Ну, вроде все, на глаз проблем не видно, звучит красиво. Пора переносить на ленту.
Да, так надо. Дырявить с экрана на ленту по белому нереально. Найти на глазок нужное пересечение по X и Y, когда подписи нот на расстоянии 30 см, а от прошлой ноты надо отсупить 8 делений, а потом закрыть намеченную точку дыроколом и опять найти ее в маленьком отверстии и при этом не ошибиться.
Для удобного поиска нот отрезаем от ленты узкую полоску с разметкой.
Открываем дорожку в секвенсоре, выделяем первую ноту. E1.
Срисовали. Нажали стрелку вправо. B1 на следующем делении. Отступили, срисовали.
Дальше 3 ноты одновременно. Вправо-вправо-вправо. F#2-G2-B2. Запомнили, нарисовали 3 точки. И так далее.
Параллельно ещё раз уже на ленте проверяем, что не попадаем на ограничения. Что перенесли правильно, по линиям не промахнулись, по отступам все выдержали.
Упс. промазал. уже 5 точек подряд, шпаргалка сместилась на одну линию, всё не там, где надо. Ну ок, зачеркиваем точки, рисуем заново.
Так, первую часть темы нарисовали. Смотрим на размеченные полметра, вроде не слетели, повторы мелодии выглядят одинаково, ритм в норме. Ну ок, продолжаем.
Готова разметка! Любо-дорого и почти без помарок.
Дырокол, ну наконец-то! А то уже 3 дня с этим всем возишься, а ни послушать, ни увидеть.
С дыроколом все просто, механическая работа.
Главное: не перепутать дырки на самом дыроколе (их зачем-то две) и не продырявить перечеркнутую ошибочную точку (да-да, я слышал, что бывают карандаши, но у меня на кухне валяется только ручка. Да и не факт, что на ленте карандаш нормально нарисует, бумага немного ламинированная, блекло будет).
И ещё: дырявить надо точно по перекрестию. Чуть не туда, и это сильно скажется на ровности звучания, мелодия начнет прыгать, аккорды будут звучать трям-брям. Потом тем же дыроколом подправлять придется, насколько это вообще возможно. Лучше потратить лишнюю секунду на калибровку.
Если еще есть силы, то все равно пытаемся искать ошибки. Бывает, что проскакивает и отлавливается даже тут.
На столе разбросана куча конфетти, время третий час ночи, но азарт. Вот-вот закончишь и наконец-то узнаешь, что же на самом деле получилось.
Есть! Последняя дырка. Ножницы, перерезаем ленту аки пуповину, родилась тема. Диагональ с начале. ну, лучше синусоиду, так красивше и выглядит, и звучит.
Шкатулку на стол, заправили, прокрутили «синус», затаили дыхание, с Богом.
ну, могло быть и хуже. Да вроде даже и ничего.
Только криво мелодия под конец звучит, подправить дыроколом надо, чтобы ровнее было.
И промазал все-таки в одном месте пару нот в аккорде, вообще мимо.
Ну, это поправимо. Находим проблемные дырки, с обратной стороны обводим ручкой.
Теперь обратно переворачиваем и рисуем правильные точки. Опять дырявим. Ну да, внешне лишние дырки, но кто заметит?
Еще раз проигрываем.
А хорошо вышло, ей-ей, прямо как задумывалось!
Готово! +1 в коробку с лентами, счастье есть. Спать!
Вот вам и весь сказ, спасибо, что дочитали.
Не выложу я видео с этой темой. Нет никакой готовой ленты, не делал. И готового midi-файла нет. Весь процесс прогнал мысленно и описал как сумел.