Как сделать картинный план сказки
Картинный план: что это такое и как его составить
Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?
Что это такое
В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.
Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.
Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.
Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.
Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.
Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.
Как составляется
Основных видов работы с картинными планами несколько:
Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:
Какие требования предъявляются
Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:
Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:
Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.
Пример составления
Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.
Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:
Картинный план к сказке о царе Салтане для 3 класса, как составить?
Картинный план к сказке о царе Салтане для 3 класса, как составить и дать название каждой части плана к сказке?
Царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц.
Царь Салтан выбирает в жёны девицу, которая обещала родить богатыря.
Царь Салтан на войне, а царица дома родила сына.
Царица посылает гонца к царб с сообщением о рождении сына.
Завистливые повариха, ткачиха Бабариха подменяют гонца с ужасной вестью мол, что царица родила зверюшку.
Царь гневается, но потом приказывает дождаться его.
Бочка наконец пристаёт к берегу и подросший Гвидон легко выдавливает её дно.
Гвидон спасает Лебедя, на которого напал злой коршун, Лебедь благодарит Гвидона.
Царица и Гвидон видят появившейся очень красивый город.
Жители города с радостью пригласили Гвидона править ими.
Прибытие заморских гостей, которые потом ещё собираются посетить царство Салтана.
Гвидон хочет непременно увидеть своего отца и Лебедь даёт ему такую возможность, превращая его в комара.
Повариха рассказывает о чудесной белке. Комар жалит её в глаз.
Гвидон рассказывает Лебедю о белке с золотыми орешками, о которой говорила повариха.
Лебедь подарила чудесную белку Гвидону.
Снова приплыли гости и подивились на чудесную белку.
Гвидон опять хочет увидеть отца и Лебедь на этот раз сделала его мухой.
Гвидон рассказывает Лебедю о невиданных чудесных богатырях. Лебедь присылает к нему своих братьев.
В третий раз к Гвидону приезжают заморские гости и дивятся новому чуду.
Лебедь делает Гвидона шмелём и он летит опять в родительский дом.
Гвидон рассказывает Лебедю о чуде, которое озвучила Бабариха и Лебедь становится этой прекрасной царевной.
Назревает свадьба и царица благословляет молодых.
Опять приезжают гости и видят необыкновенной красоты царевну.
Гости рассказывают царю Салтану и о третьем чуде и он решает, наконец, сам плыть на корабле к острову Буяну.
Царь и царица, наконец, встречаются.
Радости не было конца и в честь этого был весёлый пир.
Картинный план к данной сказке Пушкина составляем таким образом, делим произведение на части, в каждой части мы выделяем главный смысл, для этого вам поможет краткий пересказ. То о чём будет говориться в данной части, то мы с вами и будем рисовать, либо подбирать иллюстрацию, и с неё уже срисовывать. Картинный план можете рисовать карандашом, можете потом раскрасить гуашью или красками на ваше усмотрение. Предлагаю вам пример, образец картинного плана из четырёх частей.
Благодаря такому плану, вы сможете восстановить последовательность событий и по иллюстрациям или рисункам пересказать сказку о царе Салтане с лёгкостью.
Как составить план? Как работать над пересказом? Работа со сказкой
консультация по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как работать над кратким пересказом по плану?
1.Раздели рассказ на смысловые части.
2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).
4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).
Как составить план рассказа?
1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
-О чём говорится в начале рассказа?
-Какие события описаны дальше?
-Чем заканчивается текст?
2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).
3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.
4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.
5.Запиши свой заголовок к каждой части.
6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.
1.Как называется сказка, кто её сочинил,
2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?
3.Кто в сказке действует? Какие это герои?
4.Какие события описываются в сказке?
5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
7.Как относится автор к своим героям?
8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем. Цель: развитие детско-родительс.
Проектная работа сделана после изучения раздела «Русские народные сказки» в форме книжки, где сказочный герой Заяц путешествует по страницам разных русских народных сказок.
Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок.
В помощь родителям памятки работы по литературе.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной.
Важно своевременно проверять степень усвоения, запоминания материала. Тест заставляет анализировать материал. способбствует формированию навыка вдумчивого чтения.
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. Презентация.
Картинный план урока
методическая разработка по теме
Данная разработка поможет учителю в работе над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картинный план урока как одна из форм формирования универсальных учебных действий.
Школа должна готовить ребенка к жизни в обществе. Значит, уже на уроке ученики должны учиться организовывать, контролировать и оценивать свою деятельность, решать сложные проблемы, находить, понимать и принимать решения, сотрудничая для этого.
Перед школой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В стандартах второго поколения разработана концепция развития универсальных учебных действий как «психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания».
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
В состав основных видов УУД входит и регулятивный блок УУД.
К регулятивным действиям относятся:
Это все действия ученика, которые направлены на организацию его деятельности на уроке.
В понятие «организация деятельности» входят следующие умения:
-определять и формулировать цель деятельности;
-составлять план действий по решению проблемы;
-соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Если в 1 классе дети определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, то во 2 классе они делают это уже самостоятельно. А в 3-4 классе ученики, самостоятельно определяя цель деятельности, обнаруживают и формулируют учебную проблему, работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки, вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы.
В формировании регулятивных учебных действий мне помогает картинный план урока, который я разработала.
Картинный план вводится с 1 класса постепенно. В сентябре я каждый день показываю одну картинку плана и спрашиваю: «Что просит сделать вас эта картинка»? После обсуждения мы договариваемся о том, что дети будут делать при виде данной картинки. Она вывешивается на доске как часть плана урока.
К концу 1 четверти в начале каждого урока учащиеся «читают» картинный план, обсуждают, что им предстоит сделать на уроке. По плану дети оценивают свою работу на уроке поэтапно.
Далее от класса к классу работа с планом усложняется, варьируется. К 4 классу план помогает ребятам не только организовать, оценить и проконтролировать свою деятельность, но и столкнуться с проблемой, которая требует решения, поставить цель урока и определить конкретные задачи. Например, план урока начинается не с традиционной проверки домашнего задания, а с задания на дом. Ученики знакомятся с домашним упражнением и сталкиваются с проблемой, я предлагаю выстроить план деятельности, который поможет нам решить учебную проблему.
Главное, чтобы план не превращался в красивые картинки на доске, а работал над формированием регулятивных универсальных учебных действий.
Сначала план был в виде картонных прямоугольников, которые вывешивались на доске. Сейчас у нас в классе есть интерактивная доска. Работать на ней – одно удовольствие.
Как составить план к сказке Толстого «Зимовье зверей»?
Как составить план к сказке Толстого «Зимовье зверей»?
План пересказа сказки «Зимовье зверей»:
1) Почему убежали в лес домашние животные: гусь, петух, баран, свинья и бык?
2) Как жили животные в лесу летом?
2) Почему бык предложил строить избу на зиму?
3) Почему гусь, петух, баран и свинья отказались строить избу?
4) Как животные просили быка пустить их в избу?
4) Как медведь и волк хотели съесть домашних животных?
5) Как домашние животные дали отпор волку и медведю?
План к сказке «Зимовье зверей»:
К этой интересной сказке я бы такой план предложила:
Сказка А. Толстого авторская, поучительная и чем-то напомнила мне народную под названием «Теремок». Всегда нужно друг другу помогать в трудную минуту и тогда врагов можно одолеть совместными усилиями. Положительным персонажем считаю тут только одного быка.
Короткий план к сказке может быть таким.
Сказка есть как в русском народном варианте, так и авторском, с небольшими отличиями, но суть одна.
«Зимовье зверей» план сказки Алексея Толстого для пересказа:
1). Старик предлагает зарезать петуха, но тот убегает.
2). Не найдя петуха, старик хочет зарезать свинью.
3). Так убегают свинья, баран, гусь и бык.
4). Животные поселись в лесу и летом живут хорошо.
5). С наступлением зимы бык предлагает всем строить избу.
6). Свинья, петух, гусь и баран отказываются.
7). Бык строит сам и сидит в тепле.
8). Каждое из животных просится к быку.
9). Быку приходится впустить всех.
10). Звери вместе пугают непрошеных гостей.
Эта сказка очень поучительная и в ней затронута тема общая для многих русских сказок.
А конкретно это тема выживания в трудных условиях. Такая тема есть и в сказках «Теремок» и в сказке «Кот, петух и лиса». И немного эта сказка напоминает общежитие. правда в общежитии в основном жили и не строили и от врагов не отбивались. Ну а план к этой сказке следующий.
Так что очень похоже на события из сказки «Теремок».
Сказка рассказывает юным читателям о том, как домашние животные ушли из дома и поселились в лесу. Поначалу не все из них хотели строить дом, но после присоединились к быку, построившему избу. Волк и медведь решили напасть на животных, живущих в избушке. Но друзья вместе дали отпор и стали счастливо жить в избушке.
Можно составить небольшой план:
Сказка «Зимовье зверей».
План составляется после прочтения сказки. Читаем абзац или два (по смыслу) и пытаемся озаглавить каждый отрывок.
Пример подробного плана.
По этому подробному плану можно и краткий составить.