Как сделать карточки для химии

Универсальные дидактические карточки к урокам химии
картотека по химии на тему

Как сделать карточки для химии

У каждого учителя, хоть немного проработавшего в школе, имеется определённый «багаж» раздаточного материала: карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.д. И с каждым годом педагогического стажа этот багаж увеличивается, становится больше, разнообразнее, шире. Весь собранный и созданный материал нужно структурировать, Систематизировать, создать картотеку и, наконец, где-то хранить. Это, согласитесь, хлопотно, затратно и не всегда удобно. Думаю, что любой учитель мечтает создать универсальные дидактические материалы, которые можно использовать многократно, на разных уроках, при изучении разных тем и в разных классах, которые были бы всегда под рукой. Я попыталась создать универсальные дидактические карточки (УДК), которыми пользуюсь на протяжении нескольких лет. УДК распечатываются на бумаге формата А4 с двух сторон, а затем ламинируются (при отсутствии ламинатора, можно просто положить в файлы). Представляю Вашему вниманию три вида УДК по темам: «Химические реакции», «Формулы органических веществ», «Неорганические вещества» и примерные вопросы и задания к ним.

Скачать:

Предварительный просмотр:

УДК «Классы веществ» (примерные задания):

Предварительный просмотр:

УДК «Органические вещества» (примерные задания):

Сторона 2 «Углеводороды»

Предварительный просмотр:

УДК «Химические реакции» (примерные задания):

— например, к уравнению №7

а) Вычислите объём водорода, необходимый для получения 10 л аммиака; 20 л аммиака; х л аммиака, 224м 3 аммика.

б) Какое количество вещества азота потребуется для получения 2 моль аммиака; 6,7 моль аммиака; у моль аммиака.

в) Вычислите массу аммиака, образовавшегося при взаимодействии 56 г азота с водородом; 1,7г азота с водородом; 20г водорода с азотом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию УУД на уроках химии.

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока.

Создание информационных технологий, развитие науки и техники быстрыми темпами преобразует нашу современную жизнь. Человек на протяжении всей своей жизни учится, постоянно повышает качество своег.

Дидактическая карточка содержит несколько заданий различного характера: это и тест, и задание на правильное добавление слова, и решение ребуса.

Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Дидактические карточки для учащихсяТема урока «Скелет. Строение, состав и свойства костей&raquo.

Источник

карточки по химии
материал (химия, 8 класс) по теме

Карточки для закрепления знаний по теме » Основные классы неорганических веществ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

3 Определить тип химической связи: NO 2 ; H 2 ;K 2 S

4.Написать формулы сложных веществ: сульфат калия, гидроксид бария, угольная кислота, оксид железа.

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и AL ; Li и Rb;

3 Определить тип химической связи: Na 2 O ; Br 2 AI 2 S 3

4.Написать формулы сложных веществ: сульфит магния, гидроксид лития, сероводородная кислота, оксид бора.

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и AL ; Li и K;

3 Определить тип химической связи: HBr ; CI 2 AI J 3

4.Написать формулы сложных веществ: ортофосфат магния, гидроксид кальция, соляная кислота, оксид берилия.

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Na и Si; Cs и K;

3 Определить тип химической связи: HF; O 2 AI 2 C 3

4.Написать формулы сложных веществ: хлорид магния, гидроксид алюминия, кремниевая кислота, оксид фосфора.

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и Si; Cs и Rb;

3 Определить тип химической связи: HNO 3 ; I 2 ; NaCI

4.Написать формулы сложных веществ: сульфат алюминия, гидроксид калия, азотистая кислота, оксид серы (4)

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические:K и Ca; Ca и Ba;

3 Определить тип химической связи: H 2 O; H 2 ; BaS

4.Написать формулы сложных веществ: бромид алюминия, гидроксид цинка, серная кислота, оксид кремния (4)

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: AI и C; Mg и Ba;

2. Определить степень окисления в соединениях: Na 2 SO 4, SO 3 ; HNO 2

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: B и N ; F и C;

7. Определить массовую долю калия в соединении KMnO 4

2. Определить степень окисления в соединениях: Na 2 SO 4 Ca(NO 3 ) 2 ;

3 Определить тип химической связи: F 2 ; S iO 2 Cr 2 O 3

4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид свинца(2),борная кислота, оксид натрия, ортофосфат цинка

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb;

4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид марганца (2), иодоводородная кислота, оксид серебра

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Mg и Rb; P и S;

7. Единицы измерения грамм, моль, литр,- напишите соответствующие формулы.

2. Определить степень окисления в соединениях: Cr SO 4, AI 2 O 3 ;

Fe 2 ( CO 3 ) 3 ; BaO

4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид хрома(3), сернистая кислота, оксид бора, нитрат цинка

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и CI ; N и F;

2. Определить степень окисления в соединениях: BaSO 4, AI 2 (SO 3 ) 3 ;

Fe 2 O 3 ; CI 2 O 7

4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия, серная кислота, оксид серебра, нитрат железа (2)

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: I и Br ; C и Si;

7. Единицы измерения л/ моль, кДж, %

2. Определить степень окисления в соединениях: MnSO 4, Cr 2 O 3 ; NO 2

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: Oи S ; N и C;

7. По формуле составьте задачу: m= n*M

2. Определить степень окисления в соединениях: H 2 SO 4, Ca (NO 2 ) 2 N 2 O 5

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и C;

7. По формуле составьте задачу: n= m: M

2. Определить степень окисления в соединениях: K 2 SO 4, Si O 2 ; HNO 2

4.Написать формулы сложных веществ: гидроксид алюминия,ортофосфорная кислота, оксидазота (5), Сульфид железа (3)

6.Сравнить свойства у кого больше выражены металлические: N и S ; Si и O;

7. Вычислите массовую долю химического элемента углерода в соединении карбоната алюминия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для индивидуальной работы для учащихся 8класса по теме: «Классы неорганических соединений».

Карточки на 5 минут для проверки и закрепления знаний.

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знаний о веще.

Представлены инструктивные карточки к практическим работам по химии за курс 8-11 класс.

Карточки-лото для 8 класса по химии, могут использоваться для любого УМК. Применяться для совершенствования навыков при составлении химических формул, уравнений и т.д.

Карточка-лото для учащихся 8 класса по химии, может использоваться для повторения материала в начале курса 9 класса. Подходит под любой УМК.

Источник

Карточки химических элементов к уроку
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Как сделать карточки для химии

Карточки химических элементов к уроку «Изучение химических элементов»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Вещество – это ______

3.Назовите элементы, названные в честь небесных тел или планет:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Химические явления– это __________________________

3. Назовите элементы, названия которых заимствованы из мифологии:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Простое вещество – это __________________________

3. Назовите элементы, которые были названы в честь различных государств или частей света:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Физические явления – это ______

3. Назовите элементы, которые были названы в честь великих ученых:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Химический элемент– это __________________________

3. Назовите элементы, в названиях которых отражены свойства элементов:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Сложное вещество – это __________________________

3. Назовите элементы, в названиях которых отражены свойства элементов:

Название химического элемента

Знак химического элемента

3.Назовите элементы, названия которых заимствованы из мифологии:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Химические соединения – это __________________________

3. Назовите элементы, названные в честь небесных тел или планет:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Физические явления – это __________________________

3. Назовите элементы, которые были названы в честь различных государств или частей света:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Простое вещество – это ______

3. Назовите элементы, в названиях которых отражены свойства элементов:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Свойства веществ – это __________________________

3. Назовите элементы, которые были названы в честь великих ученых:

Название химического элемента

Знак химического элемента

Сложное вещество – это __________________________

3. Назовите элементы, в названиях которых отражены свойства элементов:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эти карточки используются при проверке знаний знаков химически элементов. Если распечатать карточки, то при диктовке ряда химических элементов, при их правильном нахождении и соединении эл.

Методическая разработка на тему «Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева» предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед.

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» предназначена дл.

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает.

Название работы: Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный челове.

Игра направлена на повторение названия и химических знаков.

Источник

карточки с объяснением, примерами, и заданиями
методическая разработка по химии на тему

Как сделать карточки для химии

Я нахожу очень удобным использовать карточки, в которых сначала предлагается объяснение и пример, а затем уже само задание. Такие карточки позволяют реализовать дифференцированный подход в обучении. Их можно предлагать 1 сравнительно слабым детям 2 детям, пропустившм занятия 3 в качестве домашнего задания отстающим 4 в качестве домашнего задания при повторении

Скачать:

Предварительный просмотр:

Один моль – это порция вещества, в которой 602000000000000000000000 частиц

При этом важно помнить, что массу одного моля можно посчитать с помощью таблицы Менделеева. В таблице возле каждого элемента указана масса (внизу ячейки). Чтобы определить молярную массу нужно сложить массы всех атомов в молекуле:

Например, М(H 2 O) = 2*1+16 = 18 г/моль. Итак, масса одного моля воды или молярная масса М(Н 2 О) равна 18 г/моль.

Задачи для самостоятельного решения:

Определите массу одного моля хлорида натрия (соли) NaCl

Определите массу одного моля карбоната натрия (соды) Na 2 CO 3

Определите молярную массу карбоната кальция (мела) CaCO 3

Определите массу 602000000000000000000000 частиц серной кислоты Н 2 SO 4

( после решения обратитесь к учителю )

Ответить на вопрос: «сколько вещества дано?» можно тремя способами:

Указать объем V (измеряется в литрах)

Указать массу m (измеряется в граммах)

Указать количество частиц. Поскольку число частиц очень велико, то указывают количество моль, то есть количество порций по 602000000000000000000000 частиц). Этот величина называется «количество вещества» n (измеряется в молях)

При этом важно помнить, что массу одного моля можно посчитать с помощью таблицы Менделеева.

Все эти характеристики между собой связаны. Зная одну из них можно найти другую по формулам:

Молярная масса азота М(N 2 ) =14·2 = 28 г/моль

По формуле (1) m=28·3 = 84 грамм

Помним, что V m всегда равен 22,4 литра

Тогда V=22,4·3 = 67,2 литра

Задачи для самостоятельного решения (не забудьте указать единицы измерения):

Определите массу 3 молей карбоната натрия (Na 2 CO 3 ).

Определите количество вещества карбоната натрия в 3 граммах

Определите количество вещества углекислого газа (CO 2 ) в 3 граммах

Определите массу 3 молей углекислого газа

Определите объем 3 молей углекислого газа

Определите количество вещества углекислого газа в 3 литрах.

Определите объем 3 г углекислого газа

Определите масс 3 литров углекислого газа

( после решения обратитесь к учителю )

Вещества реагируют между собой в строго определенном соотношении: количества вещества реагентов соотносятся также, как коэффициенты в химической реакции.

Например, в реакции:

2НСl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H 2 O

Если известно, что прореагировало 2 моля HCl,

количество прореагировавшего Са(ОН) 2 1 моль

образовалось 2 моль Н 2 О

образовалось 1 моль СaCl 2

Если прореагировало 10 моль HCl,

количество прореагировавшего Са(ОН) 2 5 моль

образовалось 10 моль Н 2 О

образовалось 5 моль СaCl 2

Если прореагировало 1,5 моль НСl,

количество прореагировавшего Са(ОН) 2 0,75 моль

образовалось 1,5 моль Н 2 О

образовалось 0,75 моль СaCl 2

И так для любой реакции.

Задания для самостоятельного решения:

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH

Определите количество вещества всех участников реакции если

Прореагировало 3 моль оксида натрия Na 2 O

Прореагировало 0,5 моль оксида натрия Na 2 O

Прореагировало 3 моль воды H 2 O

Прореагировало 0,5 моль воды H 2 O

Образовалось 4 моль гидроксида натрия NaOH

Образовалось 3 моль гидроксида натрия NaOH

Образовалось 0,5 моль гидроксида натрия NaOH

Дана реакция: Н 2 + 3N 2 = 2NH 3

Определите количество вещества всех участников реакции если

Прореагировало 3 моль водорода H 2

Прореагировало 0,5 моль водорода H 2

Прореагировало 3 моль азота N 2

Прореагировало 0,5 моль азота N 2

Образовалось 4 моль аммиака NH 3

Образовалось 3 моль аммиака NH 3

Образовалось 0,5 моль аммиака NH 3

Зная количество вещества одного из участников реакции можно определить его массу или объем. Зная массу или объем можно определить количество вещества:

Например, в реакции:

то можно определить:

количество прореагировавшего О 2 1 моль, тогда его масса равна m=1·M(О 2 )=1·32 = 32г

образовалось 2 моль Н 2 О, тогда ее масса равна m = 2·18=36 г

Если известно, что образовалось 9г Н 2 О,

То можно определить, что

Количество израсходованной воды равно по формуле (2) моль.

Задачи для самостоятельного решения:

В реакции Na 2 O + H 2 O = 2NaOH

Определите массу гидроксида натрия (NaOH) и воды, если количество вещества оксида натрия (Na 2 O) – 3 моль.

Определите массу гидроксида натрия (NaOH) и воды, если масса оксида натрия (Na 2 O) – 3 грамма.

В реакции Н 2 + 3N 2 = 2NH 3

Определите массу азота и водорода, если образовалось 4 моль аммиака

Определите количество вещества азота и водорода, если образовалось 4 г аммиака

Определите объем азота и водорода, если образовалось 4 моль аммиака

Определите объем азота и водорода, если образовалось 4 г аммиака.

Определите количество вещества аммиака и азота, если израсходовалось 3л Н 2

Определите массу аммиака и азота, если израсходовалось 3 л водорода.

Определите объем азота и водорода, если израсходовалось 3 л аммиака

Предварительный просмотр:

Амфотерными бывают оксиды и гидроксиды. Амфотерные оксиды – это такие оксиды, которые могут проявлять свойства кислотных (т.е. взаимодействовать с основаниями) и свойства основных (т.е. взаимодействовать с кислотами). Аналогично амфотерные гидроксиды – это гидроксиды, которые могут проявлять свойства оснований (т.е. взаимодействовать с кислотами) и свойства кислот (т.е. взаимодействовать с основаниями).

Какие же элементы образуют амфотерные соединения? Это,

Во-первых, элементы, расположенные между металлами и неметаллами, они расположены по диагонали от водорода к астату: Be, Al…

Во-вторых, многие металлы побочных подгрупп (Zn, Fe, Cr…).

В основном, элементы, которые образуют амфотерные соединения, в виде простых веществ проявляют свойства металлов (Вспомните Al, Fe, Zn…).

Задание 1. Заполните таблицу:

При взаимодействии основных оксидов и оснований с кислотами происходит реакция обмена, в которой образуется соль этой кислоты и вода.

Чтобы записать реакцию амфотерного оксида или гидроксида с кислотой, нужно представить, что это основный оксид или основание.

Типичные основный оксид и основание: CaO + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O

Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O

Амфотерные оксиды и основания: Fe 2 O 3 + 6HCl = 2FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3HCl = FeCl 3 + 3H 2 O

При взаимодействии кислотных оксидов и кислот с основаниями происходит реакция обмена, в которой образуется соль, соответствующая оксиду или кислоте и вода.

Чтобы записать реакцию амфотерного оксида или гидроксида с основанием, нужно представить, что это кислотный оксид или кислота.

Типичные кислотный оксид и кислота: SO 2 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + H 2 O

H 2 SO 3 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + 2H 2 O

Амфотерные оксиды и основания: Fe 2 O 3 + 6NaOH = 2Na 3 FeO 3 + 3H 2 O

H 3 FeO 3 + 3NaOH = Na 3 FeO 3 + 3H 2 O

Задание: а) Запишите реакции других амфотерных оксидов и гидроксидов с гидроксидом лития

б) Запишите реакции оксида и гидроксида алюминия, а также оксида и гидроксида цинка с азотной кислотой

Амфотерными бывают оксиды и гидроксиды. Амфотерные оксиды – это такие оксиды, которые могут проявлять свойства кислотных (т.е. взаимодействовать с основаниями) и свойства основных (т.е. взаимодействовать с кислотами). Аналогично амфотерные гидроксиды – это гидроксиды, которые могут проявлять свойства оснований (т.е. взаимодействовать с кислотами) и свойства кислот (т.е. взаимодействовать с основаниями).

Какие же элементы образуют амфотерные соединения? Это,

Во-первых, элементы, расположенные между металлами и неметаллами, они расположены по диагонали от водорода к астату: Be, Al…

Во-вторых, многие металлы побочных подгрупп (Zn, Fe, Cr…).

В основном, элементы, которые образуют амфотерные соединения, в виде простых веществ проявляют свойства металлов (Вспомните Al, Fe, Zn…).

Задание 1. Заполните таблицу:

При взаимодействии основных оксидов и оснований с кислотами происходит реакция обмена, в которой образуется соль этой кислоты.

Чтобы записать реакцию амфотерного оксида или гидроксида с кислотной, нужно представить, что это основный оксид или основание.

Типичные основный оксид и основание: CaO + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O

Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2H 2 O

Амфотерные оксиды и основания: Fe 2 O 3 + 6HCl = 2FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3HCl = FeCl 3 + 3H 2 O

При взаимодействии кислотных оксидов и кислот с основаниями происходит реакция обмена, в которой образуется соль, соответствующая оксиду или кислоте.

Чтобы записать реакцию амфотерного оксида или гидроксида с основанием, нужно представить, что это кислотный оксид или кислота.

Типичные основный оксид и основание: SO 2 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + H 2 O

H 2 SO 3 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + 2H 2 O

Амфотерные оксиды и основания: Fe 2 O 3 + 6NaOH = 2Na 3 FeO 3 + 3H 2 O

H 3 FeO 3 + 3NaOH = Na 3 FeO 3 + 3H 2 O

Задание: а) Запишите реакции других амфотерных оксидов и гидроксидом калия

б) Запишите реакции оксида алюминия и оксида цинка с фосфорной кислотой

Предварительный просмотр:

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Ге́незис (греч. Γένεσις, Γένεση) — происхождение. Генетическая связь – это связь между родственниками. Среди классов неорганических соединений тоже есть близкие и дальние родственники. И также как родственники порождают друг друга, родственные соединения тоже могут превращаться друг в друга. Генетическая связь классов неорганических соединений отражает способы получения веществ одного класса из веществ другого класса.

Например, кислотные оксиды и кислородсодержащие кислоты – это близкие родственники, их можно получать друг из друга. Неметаллы и кислородсодержащие кислоты – дальние родственники, так как их можно получить друг из друга не менее, чем в две стадии. А вот основания и кислоты – не родственники, их никак нельзя получить друг из друга.

Ниже представлена генетическая схема, т.е. схема взаимосвязи всех неорганических соединений.

И на примере конкретных соединений.

Запишем соответствующие уравнения реакций.

1. металл → основный оксид

2. основный оксид → основание

СаO + H 2 O ↔ Ca(OH) 2

С помощью такой реакции можно получить только щелочи и малорастворимые основания. Для малорастворимых оснований реакция протекает обратимо.

3. основание → основный оксид Как сделать карточки для химии

Ca(OH) 2 ↔ H 2 O + CaO

Данный тип реакций характерен только для нерастворимых и малорастворимых оснований. Малорастворимые разлагаются обратимо.

Ca(OH) 2 + 2HCl = CaCl 2 + 2HOH

Это реакция ионного обмена, протекает при выполнении одного или нескольких из трех условий: выделение газа, выпадение осадка, образование малодиссоциирующего вещества.

5. неметалл → кислотный оксид

6. кислотный оксид → кислота

SO 2 + Н 2 О ↔ Н 2 SO 3

Данная реакция протекает для всех кислотных оксидов, кроме оксида кремния. Для сернистой и угольной кислоты протекает и в прямую, и в обратную сторону при одних и тех же условиях.

7. кислота → кислотный оксид

Н 2 SO 3 ↔ SO 2 + Н 2 О

Для всех кислот кроме угольной и сернистой такая реакция протекает при нагревании.

Н 2 SO 3 + BaCl 2 = BaSO 3 + 2HCl

H 2 CO 3 ↔ H 2 O + CO 2

H 2 SO 3 ↔ H 2 O + SO 2

Способность вещества выпадать в осадок определяют по таблице растворимости.

9. Металл + неметалл:

10. кислотный оксид + основный оксид = соль соответствующей кислородсодержащей кислоты.

11. кислотный оксид + щелочь = соль соответствующей кислородсодержащей кислоты и вода.

Ca(OН) 2 + SO 2 = CaSO 3 + Н 2 О

Данна реакция протекает только для щелочей или малорастворимых оснований.

12. основный оксид + кислота = соль соответствующей кислородсодержащей кислоты и вода.

СаO + H 2 SO 3 = СаSO 3 + Н 2 О

13. основание + кислота = соль соответствующей кислородсодержащей кислоты и вода.

Ca(OН) 2 + H 2 SO 3 = Na 2 SO 3 + 2Н 2 О

14. металл + кислота = соль соответствующей кислородсодержащей кислоты и водород.

В реакции могут участвовать только те металлы, которые располагаются до водорода в электрохимическом ряду напряжения:

Са + H 2 SO 3 = СаSO 3 + Н 2

15. Металл + соль = металл + соль

Са + Ag 2 SO 3 = СаSO 3 + Ag

Более активный металл способен вытеснить менее активный из соли. Если металл стоит до магния в ряду напряжения металлов, значит, он взаимодействует с водой, а с солью не взаимодействует. Поэтому предложенная выше реакция возможна только при сплавлении соли с металлом без участия воды.

Видно, что можно выделить два ряда родственников: металлсодержащие соединения и неметаллсодержащие соединения. При взаимодействии соединений из разных рядов всегда получается соль.

Задание (1-й вариант)

1. Зарисуйте генетическую схему для P и Na. Запишите все соответствующие уравнения реакций.

Примечание (бескислородная кислота фосфора H 3 P)

2. Зарисуйте генетический ряд для алюминия. Запишите все соответствующие уравнения реакций.

Задание (2-й вариант)

1. Зарисуйте генетическую схему для C и K. Запишите все соответствующие уравнения реакций.

Примечание (бескислородная кислота углерода H 4 С)

2. Зарисуйте генетический ряд для цинка (валентность равна двум). Запишите уравнения реакций.

Задание (3-й вариант)

1. Зарисуйте генетическую схему для N 2 и Mg. Запишите все соответствующие уравнения реакций. Примечание (бескислородная кислота азота H 3 N)

Принять, что при взаимодействии кислорода и азота получается оксид азота (III).

2. Зарисуйте генетический ряд для железа (валентность железа три). Запишите уравнения реакций.

Предварительный просмотр:

1. Давать определение понятий: атомное ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Современное определение понятия «химический элемент»

2. Уметь определять строение атома по периодической системе.

Слово «атом» переводится с древнегреческого как «неделим». Эксперименты 19-го века показали, что атом очень даже делим, т.е. состоит из других частиц, на которые его можно разделить. Согласно современным представлениям строение атома напоминает строение солнечной системы: как планеты движутся вокруг солнца, так и электроны двигаются вокруг ядра (смотрите рисунок).

Это удивительно. – малюсенькие частички, из которых все состоит, выглядят так же, как огромные небесные тела – планеты и солнце.

а) Как называется модель атома, принятая сегодня. Почему она так называется?

б) Как отличаются размер ядра и размер атома.

Ядро атома имеет сложное строение. Ядро состоит из частиц двух видов: протонов и нейтронов (смотрите рисунок). Таблица основных характеристик атома:

При этом масса электрона не равна нулю, просто она гораздо меньше, чем масса протона и нейтрона, поэтому.

а) Выучите таблицу с характеристиками элементарных частиц.

б) Объясни, что обозначают верхний и нижний индекс слева от обозначений частиц, составляющих атом:

в) как ты думаешь, что означает черта сверху в символе электрона ē

г) как ты думаешь, как будет заряжено тело, если в нем будет электронов больше, чем протонов

д) Как будет заряжено тело, если в ним будет протонов больше, чем электронов?

Запомни следующее: Атом заряжен нейтрально. И число электронов равно числу протонов.

Число протонов равно числу электронов равно порядковому номеру атома:

Например, в составе атома водорода 1 протон и 1 электрон, так как атом водорода имеет порядковый номер 1; у атома лития 3 протона и 3 электрона.

а) Запомни формулу для определения числа протонов и электронов.

б) Определите число протонов и электронов в атоме углерода, в атоме кислорода и атоме алюминия. Объясните, как вы это сделали. (при зачете могут быть предложены другие элементы)

А как определить число нейтронов? Вы знаете, как определить массу атома: она указана в клеточке элемента в ПС. Из чего складывается эта масса?

A r (элемента) = масса p атома + масса n атома + масса ē атома

Из таблицы с характеристиками частиц мы знаем, что масса электрона слишком мала, ею можно пренебречь. Тогда:

A r (элемента) = масса всех p атома + масса всех n атома = число всех протонов + число всех нейтронов

Число протонов мы можем определить по порядкову номеру. Тогда число нейтронов легко определяется по следующей формуле:

Например в атоме водорода

Запомни формулу для определения числа нейтронов в атоме. Определите число нейтронов в атоме углерода, в атоме кислорода и атоме алюминия. Объясни, как ты это делал. (на зачете могут быть предложены атом других элементов)

Электрон считается сегодня элементарной частицей, т.е. он больше не на что не делится. А вот нейтрон и протон элементарными не являются.

Дай определение понятию «элементарная частица».

б) Запомните современное определение понятия «элемент»: вид атома с одинаковым зарядом ядра

Задание 9 (на зачете могут быть предложен аналогичные задания но с другими цифрами)

А) Сколько в атоме электронов, если его масса равна 50, и в нем 20 нейтронов.

Б) Каков заряд ядра, если известно, что его масса равна 70, и в атоме 34 электрона.

В) Определите массу атома, содержащего из 70 нейтронов и 40 электронов.

Предварительный просмотр:

Строение электронной оболочки

— Познакомиться с закономерностями распределения электронов вокруг ядра

— Научиться строить электронную оболочку атомов первого, второго и третьего периодов.

Электронная оболочка – это совокупность всех электронов атома.

Раньше считалось, что атом неделим. Теперь говорят, что он «химически неделим». В химических процессах атомы не изменяются, точнее не изменяется ядро, а вот электронная оболочка может меняться. Значит, электронная оболочка особенно важна для химии. Раздел о строении электронной оболочки самый важный в данной теме. Вы знаете, что строение – причина свойств, так вот строение электронной оболочки – причина химических свойств.

Запомните определение электронной оболочки атома

Задание 2 (Подсказка: чтобы ответить на этот вопросы, вспомните строение атома).

а) Где электронная оболочка находится в атоме?

б) Что она «обволакивает»?

в) Как она заряжена?

Итак, электронная оболочка – это совокупность всех электронов атома. Она несет отрицательный заряд, противоположный по знаку и равны по модулю заряду ядра, так что суммарный заряд атома равен нулю.

А можно ли узнать, какое строение имеет электронная оболочка? Сколько электронов находится на первом, втором и других электронных слоях? Сколько всего электронных слоёв в атоме и как это узнать?

Электроны располагаются в атоме на разном расстоянии от ядра. Чем ближе к ядру расположены электроны, тем прочнее они связаны с ядром. Электроны, находящиеся на одинаковом расстоянии от ядра имеют одинаковую энергию. Совокупность таких электронов называется энергетический уровень или электронный слой.

По мере прочтения следующего текста находите рассматриваемые в тексте атомы в периодической системе. Схемы строения электронных оболочек записывайте в тетрадь.

Ядро атома водорода имеет заряд +1. В атоме только один электрон и, естественно, один электронный слой. Строение атома водорода можно выразить схемами:

Эти записи содержат одинаковые сведения: химический знак элемента, заряд ядра его атома, число электронных слоёв и число электронов в каждом из них.

В ядре атома гелия два электрона:

Если на энергетическом уровне находится максимально возможное число электронов, то он называется завершенным или заполненным. Если на энергетическом уровне электронов меньше максимума, то он – незавершенный, или незаполненный.

Используя формулу, докажите, что на втором уровне может поместиться не больше восьми электронов.

а) Запомните определение завершенного и незавершенного энергетического уровня.

б) Назовите завершенные энергетические уровни, если они имеются, для атомов водорода, гелия, лития, бериллия, бора (на зачете могут быть предложены атомы других элементов)

в) Назовите завершенные энергетические уровни, если они имеются, для атомов магния и алюминия. Ответ мотивируйте.

Обратите внимание! В первом периоде только два элемента: водород и гелий. Третьим элементом – литием – начинается следующий второй период. И. Именно с лития начинает заполняться второй энергетический уровень.

Запомните правило: «закончился период – и закончился электронный слой»

Проанализируйте, как построены схемы лития, бериллия и бора и постройте схемы а) углерода, б) кислорода, в) фтора и г) неона.

(на зачете могут быть предложены атомы других элементов)

Постройте схему натрия. Какие энергетические уровни заполняются у натрия? Почему? (на зачете могут быть предложены другие элементы)

Предварительный просмотр:

Виды химической связи

Сформировать представление о принципе образования химической связи.

а) рассмотреть принцип их образования связей, виды связей;

б) закрепить это представление на рабочих примерах;

(брать или не брать металлическую связь – посмотреть по 8 классу, проходили ли они ее там)

Для чего атомы связываются между собой, почему бы им не жить поодиночке? Вероятно потому, что атомам так выгоднее, энергетически выгоднее. Все процессы в мире представляют переход из менее выгодного состояния в более выгодное, из менее устойчивого в более устойчивое.

Запомните эту мысль!

Есть всего шесть видов атомов, которые всегда существуют поодиночке и не любят образовывать связи с другими. Очевидно, для этих атомов одиночное состояние более выгодное. Что это за виды атомов? – это благородные газы: He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn. Их еще называют инертными газами.

Задание 1. Найдите в периодической системе (ПС) благородные газы. О чем говорит название «инертные»? (используйте википедию или другой любой источник информации. Необходимо объяснить общий смысл слова «инертные»)

Рассмотрим, что же это за выгодное устойчивое состояние, из которого благородные газы не хотят выходить. Рассмотрим также, что это за невыгодное неустойчивое состояние, из которого хотят выйти все остальные виды атомов, для чего и образуют связь. Для этого обратимся к строению атомов. Для химии очень важным параметром строения является число электронов на внешнем уровне атома, т.е. на самом дальнем расстоянии от ядра. Число этих электронов очень часто совпадает с номером группы в ПС. Другим важным параметром является общее число электронов, оно равно порядковому номеру.

а) Вспомните, как определить число электронов на вешнем энергетическом уровне и общее число электронов.

б) Чему равно число электронов на внешнем уровне у благородных газов?

Очевидно, что выгодное устойчивое состояние благородных газов – это восемь электронов на внешнем уровне. 8 электронов – это максимально возможное число электронов. (Исключение – атом гелия. У него два электрона.) У всех остальных элементов количество электронов меньше восьми. И это – невыгодное, неустойчивое состояние. Получается, что атомы всех остальных (неблагородных) элементов связываются между собой для того, чтобы перейти в восьмиэлектронное устойчивое состояние, т.е. стать такими же, как «благородные». (Только водороду нужно не 8, а 2 электрона, как у благородного гелия.) Итак, все хотят быть похожими на благородных! Для этого атомы поступают по-разному: они отдают, принимают или обобществляют электроны, соответственно получаются разные виды связи.

Задание 3. Запишите, какое электронное строение стремятся приобрести все атомы. Какие атомы не образуют связей и почему?

Задание 4. Вспомните, где находятся типичные металлы и неметаллы в периодической системе.

Запишите и запомните: Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и типичных неметаллов. В ходе образования ионной связи одни атомы отдают электроны, другие принимают.

Задание 5: Подумайте и запишите, чем ионы отличаются от атомов.

Запомните: для образования ковалентной связи атомы объединяют свои электроны. Ковалентная связь образуется между атомами двух неметаллов. Если атомы одинаковые – это ковалентная неполярная связь, если разные – ковалентная полярная.

Ковалентная неполярная связь.

Электроны внешнего уровня обозначены точками. До образования связи у каждого атома фтора по семь электронов, а после – по восемь, т.е. достигнуто устойчивое состояние.

Ковалентная полярная связь

До образования связи у атома водорода один электрон, после – два. До образования связи у атома хлора 7 электронов – после – 8. Достигнуто устойчивое состояние.

Полярной связь называется по той причине, что общая пара из отрицательно заряженных электронов смещена к одному из атомов (в данном случае – к атому хлора). Соответственно над этим атомом образуется отрицательное поле, а над другим атом – положительное.

Задание 8 : изобразите схему образования связей в молекулах Сl; H 2 ; О 2 ; N 2 ; НBr; H 2 O; СО 2 (Подсказка: атомы могут обобществлять не только два, но и четыре и шесть электронов, главное, чтобы получилось состояние благородного газа). Объясните, как вы выполнили это задание.

Как определить, к какому атому происходит смещение общей электронной пары? Способность притягивать электроны называется электроотрицательностью. Во всей периодической системе самая большая электроотрицательность у фтора, самая маленькая – у франция. При образовании ковалентной полярной связи электроны смещаются к более электроотрицательному атому.

Укажите, к какому атому сместились электроны при образовании связи в соединениях из задания 8.

Предварительный просмотр:

Атомы соединяются в молекулы в строго определенных соотношениях. Нельзя выбирать число атомов в молекуле произвольно. Например:

Чтобы проще было определить правильную формулу соединения, вводится понятие степени окисления.

Степень окисления – это количество электронов, которые притягивает или отталкивает атом при образовании связи. Степень окисления может быть положительной (если электроны отдаются) и отрицательной (если электроны принимаются). Для одного и того же элемента в разных соединениях степень окисления может различаться.

Алгоритм расстановки степеней окисления в соединениях:

1. Расставить степени окисления в кислороде, водороде, металлах главных подгрупп, используя правила № 1, 2, 3.

2. Используя правило 5, расставить степени окисления остальных элементов.

Дано соединение Са 3 (PO 4 ) 2

б) Известно по правилу №3, что степень окисления металлов главной подгруппы положительна и равна номеру группы:

в) Известно по правилу №5, что сумма степеней окисления всех элементов равна нулю. Тогда обозначим неизвестную степень окисления фосфора через х, тогда:

Расставьте степени окисления в следующих соединениях:

Алгоритм составления формулы соединения по известным степеням окисления.

Допустим, нужно составить соединение из кислорода и алюминия, какова будет его формула?

1. Запишите степени окисления элементов, используя известные правила

2. Найди наименьшее общее кратное для степеней окисления

3. Поделить общее кратное на степени окисления, записать окончательную формулу соединения:

Составьте формулы соединений из фосфора (+5) и кислорода; кислорода и кальция; натрия и серы (-2); калия и хлора (-1); натрия и брома(-1); хлора(+7) и кислорода; азота (-3) и водорода; кислорода и азота (+5); кальция и фтора (-1); кальция и азота (-3).

К правилам расстановки степеней окисления понадобится еще три:

1. чтобы определить степень окисления неметалла, нужно посмотреть сколько электронов должен принять или отдать элемент для приобретения состояния благородного газа. Полученная цифра равна степени равна высшей или низшей из возможных степеней окисления.

2. Если элементу нужно отдать электроны – степень окисления будет положительная; если принять – отрицательная.

3. Металлы могут только отдавать электроны. Неметаллы могут и отдавать и принимать электроны. Электроны принимает всегда более электроотрицательные элемент, то есть более близкий к фтору. Отдает электроны менее электроотрицательный элемент, который дальше от фтора и ближе к францию.

(!) На первой позиции записывать всегда элемент с положительной степенью окисления.

Составьте формулы соединений из мышьяка и хлора; кислорода и магния; калия и серы; натрия и брома; натрия и фтора; брома и кислорода; кислорода и калия; серы и бериллия; кальция и фтора; натрия и азота.

Предварительный просмотр:

Тема1: Электролиты и электролитическая диссоциация

— если проверить, проводит ли ток сухая соль – выяснится, что не проводит

— если проверить, проводит ли ток чистая вода – выяснится, что не проводит

— если проверить, проводит ли ток раствор соли в воде – выяснится, что проводит!

Для того, чтобы объяснить эксперимент, нужно вспомнить, что такое электрический ток. Что это?

Это – направленное упорядоченное движение заряженных частиц. «Направленное» и «упорядоченное» – значит, эти частицы двигаются в одну сторону. Чтобы вещество или смесь веществ могли проводить ток, внутри у них должны быть заряженные частицы, которые могут свободно двигаться. Вещества и системы, в которых есть такие свободные заряженные частицы называются проводниками.

Заряженные частицы бывают двух видов

Как сделать карточки для химии

Заряженные частицы бывают двух видов: электроны и ионы. Ионы в свою очередь тоже бывают двух видов: катионы и анионы. Катионы – это положительно заряженные ионы. Анионы – отрицательно заряженные ионы.

Как сделать карточки для химии

Электроны проводят ток в металлах. Металлы называются проводниками первого рода. Ионы проводят ток в растворах и расплавах электролитов. Растворы и расплавы электролитов называются проводниками второго рода.

Получается, что в воде, сухой соли, сахаре, растворе сахара нет ни свободных электронов, ни свободных ионов – вот они ток и не проводят. А в растворе соли свободные ионы есть – вот он ток и проводит! Вещества, в растворах или расплавах которых есть свободные ионы, называются электролиты.

Задание 1. Перескажите эксперимент и объясните его.

а) Дайте определение электрическому току и проводникам.

б) Что должно быть у вещества, или у смеси веществ, чтобы это вещество или эта смесь могли проводить электрический ток?

в) Где проводят ток электроны, а где – ионы? Какие бывают ионы?

г) Как вы думаете, человек проводит ток, потому что у него в крови, лимфе, клетках есть свободные электроны или свободные ионы?

Тема 2: Процессы при растворении электролитов

Что происходит при растворении электролитов в воде? Почему соль и вода по-отдельности не могут проводить ток, а если их смешать – проводят? Оказывается, вода разрывает молекулы и кристаллы электролитов на ионы.

При этом растворы некоторых электролитов проводят ток лучше, других – хуже. Почему? Потому что в растворах некоторых электролитов каждая их молекула распадается на ионы, а в растворах других – только часть молекул. Следовательно, у электролитов первого типа больше ионов, а электролитов второго типа – меньше. Электролиты первого типа – это сильные электролиты. Электролиты второго типа – слабые электролиты. Ниже приведен список слабых электролитов. Все электролиты, которые не перечислены в этом списке, являются сильными.

CH 3 COOH и другие орг. кислоты

Нужно помнить, что H 2 CO 3 и H 2 SO 3 при образовании распадаются:

H 2 CO 3 ↔ СО 2 + H 2 O

H 2 SO 3 ↔ SО 2 + H 2 O

Малорастворимые и нерастворимые

Особенностью слабых электролитов является то, что не только их молекулы могут распадаться на ионы, но и получившиеся ионы могут назад соединяться в молекулы. В итоге в растворе происходит и распад (диссоциация) молекул на ионы и объединение (ассоциация) ионов назад в молекулы. Говорят, что диссоциация у слабых электролитов обратима. Обратимость отражается в уравнениях диссоциации слабых электролитов с помощью знака обратимости – стрелочки в обе стороны:

H 2 SO 3 ↔ 2H + + SO 3 2–

Данная запись означает, что молекула сернистой кислоты распадается на 2 катиона водорода и один сульфит-анион, и наоборот: два катиона водорода и один сульфит-анион объединяются в одну молекулу сернистой кислоты.

а) Что происходит при растворении электролитов в воде?

б) Почему соль и вода по-отдельности не могут проводить ток, а если их смешать – проводят?

в) что происходит в растворах слабых электролитов и не происходит в растворах сильных электролитов?

Задание 4. Опишите, что обозначают записи:

HNO 3 → H + + NO 3 – H 2 S ↔ 2H + + S 2–

Задание 5. Что происходит в растворах слабых и сильных электролитов? Дайте определения сильным и слабым электролитам.

Тема 3. Какие бывают электролиты и как их молекулы распадаются на ионы?

К электролитам относятся кислоты соли и щелочи (щелочи – это растворимые основания).

Кислоты – это такие электролиты, при диссоциации которых образуется один или несколько катионов водорода и один анион кислотного остатка. Заряд катиона водорода всегда равен +1, записывается «+». Заряд кислотного остатка равен количеству отщепившихся катионов водорода.

Например, при диссоциации соляной кислоты и азотной кислоты – образуется один катион водорода, а при диссоциации серной и сероводородной – два катиона водорода:

HNO 3 → H + + NO 3 – HCl → H + + Cl – H 2 S ↔ 2H + + S 2– H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2–

Задание 6 : запишите уравнения диссоциации всех оставшихся кислот из имеющегося у вас списка.

Щелочи – это такие электролиты, при диссоциации которых образуется одна или несколько гидроксид-анионов и один катион металла. Заряд гидроксид-аниона всегда равен –1, записывается просто «–». Заряд катиона металла равен количеству отщепившихся гидроксильных групп.

Например, при диссоциации гидроксида натрия образуется один катиона натрия и один гидроксид-анион:

А при диссоциации гидроксида кальция – катион кальция и два гидроксид-аниона:

Задание 7 : запишите уравнения диссоциации следующих щелочей: Ba(OH) 2 ; LiOH, KOH. Прочитайте, полученные вами записи (опишите, что они обозначают).

Соли – электролиты, при диссоциации которых образуется один или несколько катионов металла и один или несколько анионов кислотного остатка. Заряд катионов металлов и анионов кислотного остатка можно посмотреть в таблице растворимости. Например,

Сa(NO 3 ) 2 → Сa 2+ + 2NO 3 – Na 2 S → 2Na + + S 2– Al 2 (SO 4 ) 3 → 2Al 3+ + 3SO 4 2–

Данные записи означают, что нитрат кальция распадается с образованием одного катиона кальция и двух нитрат-анионов; сульфид натрия распадается с образованием двух катионов натрия и одного сульфид-аниона, сульфат алюминия распадается с образованием двух катионов алюминия и трех сульфат-анионов.

Для всех электролитов, в частности, для солей, работает правило: общий заряд ионов, на которые диссоциирует частица, равен нулю. Например,

Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2Fe 3+ + 3SO 4 2–

Заряд одного катиона железа +3, а катионов железа – две штуки; заряд одного сульфат-аниона 2-, и таких анионов – три штуки. Суммарный заряд равен: 3∙2 + (-2)∙3 = 0.

Тема 4. Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена – это реакции между ионами в растворе.

Что будет, если вы в стакане воды растворит электролит? – он распадется на ионы. А что будет, если в одном и том же стакане воды растворить два электролита? – они оба продиссоциируют на ионы, и получится раствор, в котором четыре типа ионов.

HCl → H + + Cl – NaOH → Na + + OH –

Но мы знаем, что если вдруг в растворе имеются ионы, которые образуют слабый электролит, то эти ионы ассоциируются, т.е. соединяются.

Давайте внимательно посмотрим на раствор, который у нас получился. Ионы H + и Cl – не могут объединяться, так как HCl – сильный электролит; ионы Na + и OH – тоже не могут, так как NaOH – тоже сильный электролит. Na + и Cl – тоже не могут объединяться, так как NaCl – сильный электролит. А вот H + и OH – могут объединиться, потому что они, соединившись, образуют воду, а вода – слабый, очень слабый электролит.

Итак, если в полученном растворе, есть ионы, которые могут образовать слабый электролит, то они соединяются. В этом случае говорят: реакция идет. Если таких ионов нет (все комбинации соответствуют сильным электролитам), то говорят, что реакция не идет.

Чтобы узнать, образуется слабый электролит или нет, нужно посмотреть в список слабых электролитов и в таблицу растворимости. Если образуется нерастворимое соединение или газ, то реакция идет (это – слабые электролиты).

а) Расскажите, что может происходить в растворе, в котором растворили два электролита?

б) В каком случае процесс происходит, а в каком – нет?

в) Как определить, образуется слабый электролит, осадок или газ или нет?

Тема 5: Составление уравнений электролитической диссоциации.

Рассмотрим, что происходит, и как это записывается, если растворить в воде Ba(OH) 2 и HCl

1. Записывают уравнение реакции в молекулярном виде.

Для этого слева записывают формулы электролитов, которые растворили в воде, а справа – формулы веществ, которые получатся, если электролиты поменяются ионами:

1а. Расставляем индексы у тех соединений, которые мы сами нарисовали.

Задание 10 б) Запишите аналогично для электролитов из задания 10а

2а. Теперь расставим коэффициенты – т.е. уравняем количество всех ионов слева и справа.

Сначала барий. Слева один барий и справа один барий – значит, барии итак уравнены.

Далее – гидроксид-анионы. Слева две гидроксильные группы, а справа – одна – значит справа перед молекулой воды нужно поставить коэффициент два, тогда слева и справа станет одинаково. Нужно помнить, что коэффициент перед молекулой воды относится как катиону, так и к аниону. Т.е., поставив два перед водой, мы получили справа не только два гидроксид-аниона, но и два катиона водорода.

Теперь уровняем водороды. Слева – один водород, справа – два (так как перед водой стоит коэффициент 2). Чтобы было одинаково, слева поставим два.

Теперь уровняем хлоры. Слева два и справа два, т.е. хлоры уравнены. Имеем окончательное уравнение с коэффициентами:

Задание 10 в) Запишите аналогично для электролитов из задания 10а

2. Проверяем, образуется ли слабый электролит.

Сначала проверим BaCl 2

Теперь проверим воду. Вода – слабый электролит, это нужно помнить. Значит, процесс происходит.

Задание 10 г) Проверьте аналогично для электролитов из задания 10а

3. Запишем полное ионное уравнения. Для этого будем писать не формулы веществ, а формулы ионов, на которые эти вещества распадаются:

Вспомним для всех электролитов:

Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH – HCl → H + + Cl – BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl –

А диссоциацию воды писать не будем, потому что она – слабый электролит и в растворе присутствуют молекулы.

Ba 2+ + 2OH – + 2H + + 2Cl – → Ba 2+ + 2Cl – + 2H 2 O

Задание 10 д) Запишите аналогично для электролитов из задания 10а

Ba 2+ + 2OH – + 2H + + 2Cl – → Ba 2+ + 2Cl – + 2H 2 O Как сделать карточки для химии Как сделать карточки для химии Как сделать карточки для химии Как сделать карточки для химии

То, что осталось – будет сокращенное ионное уравнение.

10 е) Запишите аналогично для электролитов из задания 10а

Задание 11. Запишите реакции ионного обмена в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме для следующих пар электролитов. Прочитайте уравнения, которые у вас получились. (на зачете могут быть предложены другие уравнения реакций)

в) Са(ОН) 2 + Н 3 PO 4

г) MgСO 3 + Н 2 SO 4

а) Ba(NO 3 ) 2 + H 2 SO 4

в) Mg(ОН) 2 + Н 3 PO 4

в) Al(ОН) 3 + Н 2 SO 4

а) Ba(OH) 2 + Na 2 SO 4

Предварительный просмотр:

Вспомним, как с помощью периодической системы определить строение атома. Как сделать карточки для химии

Порядковый номер элемента обозначает заряд ядра, количество протонов и общее количество электронов в атоме.

Чтобы определить количество нейтронов нужно из относительной атомной массы вычесть число протонов.

Номер группы обозначает количество электронов на внешнем энергетическом уровне.

Номер периода показывает количество энергетических уровней, которые у данного атома заполнены электронами.

Число электронов на первом уровне равно количеству элементов в первом периоде, т.е. максимум 2. Число электроном на втором уровне не более количества элементов во втором периоде, т.е. не более 8.

Например, атом хлора имеет порядковый номер 17. Это значит, что в ядро хлора входит 17 протонов, а вокруг ядра располагаются 17 электронов. Количество нейронов равно 35 – 17 и равно 18.

Поскольку хлор в третьем периоде, то у него заполняется три энергетических уровня. Поскольку хлор в седьмой группе – то на внешнем энергетическом уровне находится 7 электронов.

Аналогичным образом построены следующие схемы:

Итак, в периодической системе (ПС) элементы расположены точно в соответствии со строением их атомов.

Д.И. Менделеев не знал, строение атома, однако расположил элементы точно в соответствии со строением. Как такое возможно?

Менделеев выводил последовательность элементов, опираясь на их свойства и свойства, образуемых этими элементами соединений. Задача настоящего урока – наоборот, по положению в периодической системе вывести эти свойства.

Ниже приведен список свойств, которые нужно уметь описывать, ориентируясь на положение элемента в ПС.

Возьмем литий и охарактеризуем его по выше предложенному плану.

Литий – это металл. Значит, он способен только отдавать электроны. Причем отдавать ровно столько электронов, чтобы приобрести устойчивое электронное состояние благородного газа. Если литий отдаст один электрон, то он приобретет устойчивую электронную конфигурацию благородного гелия. В этом состоянии на три положительных заряда в ядре будет приходиться только два отрицательных электрона, и степень окисления будет +1 (см. рисунок справа)

Итак, максимальная степень окисления +1, а минимальная 0.

Рассмотрим атом серы.

5. Сера имеет больший радиус, чем кислород и меньший, чем селен. Следовательно, сера сложнее, чем кислород и легче, чем селен притягивает электроны. Сера меньший неметалл, чем кислород и больший, чем селен. Значит кислотные свойства оксида и гидроксида серы выражены ярче, чем у селена.

Сера имеет меньший радиус, чем фосфор и больший, чем хлор. Следовательно, сера больший неметалл, чем фосфор и меньший неметалл, чем хлор. Следовательно, кислотные свойства оксида и гидроксида серы выражены более ярко, чем у оксида и гидроксида фосфора, но в меньшей степени, чем оксида и гидроксида хлора.

Опишите по указанному плану

Перед характеристикой элементов по указанному плану зарисуйте его схему, указав число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *