Как сделать карточку для урока

Работа с карточками на уроках в начальной школе

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Работа с данным видом методического материала позволяет учителю:

— привить интерес к предмету;

— устанавливать обратную связь с учениками;

— экономить время на уроке;

— сделать учебный процесс более ярким, интересным и запоминающимся;

— индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс;

— научить детей работать самостоятельно.

Далее мы рассмотрим, какие именно карточки можно использовать для работы на уроках по основным предметам в начальной школе, и как сделать данную методику наиболее эффективной.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (1 КЛАСС), РУССКОМУ ЯЗЫКУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Одними из самых сложных тем для восприятия детьми являются написание изложений и сочинений. В этом случае необходимо использовать сюжетные карточки. На них поэтапно изображены короткие и понятные для учеников начальной школы истории. Для первого класса подойдут сюжеты из 3-4 картинок с изображением людей, животных и конкретных действий. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

Такие задания, как правило, с энтузиазмом воспринимаются учениками, ведь каждому ребенку хочется поделиться своей придуманной историей с учителем и всем классом. Для достижения лучшего результата карточки вывешиваются на доску, учитель с детьми подробно обсуждают, кто и что на каждом рисунке. Начиная с третьего класса, карточки можно поменять местами, нарушив сюжетную линию, и предложить сначала ученикам восстановить последовательность событий, обсуждая, почему карточки необходимо поменять местами.

Очень интересный прием на уроках по развитию речи – это составление устного сюжета учениками «по цепочке». Так каждый ребенок будет учиться работать коллективно, внимательно слушать своих одноклассников, развивать культуру общения и риторику.

Игра «Доскажи словечко» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Индивидуальная работа с карточками.

При таком виде деятельности особенно важен индивидуальный подход: необходимо учитывать способности каждого ребенка и не ограничивать учеников временными рамками. Один ребенок может попросить дополнительную карточку, а другой – выполнить лишь половину предложенных заданий за одно и тоже время. В данном случае объем выполненной работы никак не должен повлиять на оценивание.

Какие карточки лучше использовать для индивидуальной работы? Например, при закреплении работы со словарными словами учитель составляет карточки из словосочетаний, где ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать подходящее по смыслу словарное слово. Например, «желтый …. (чемодан/ карандаш/ автомобиль)», «салат из… картофеля/моркови/земляники)» и т. д.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Предмет «Математика» в начальной школе требует от учителя особой наглядности. Задача педагога – развить логическое и образное мышление, научить мыслить разными способами и показать детям практическое применение предмета.

Для самых маленьких лучше использовать 2- 3 ряда картинок, в каждом ряду должна быть одна лишняя. Но стоит учитывать возраст школьников, на уроке не будет интересно выбрать один лишний фрукт среди овощей. Стоит подбирать более сложные задания. Например, приготовить картинки машин: бензовоз, трактор, автобус, молоковоз. Лишним будет автобус, т. к. только этот транспорт предназначен для перевозки людей.

Построению логических рядов стоит отвести особое место. В этом случае можно использовать карточки с геометрическими фигурами. На доске вывешиваются в строгой очередности две фигуры с прямыми углами (например, треугольник и прямоугольник) и две фигуры с только острыми углами (многоугольники). Задача учеников – определить, по какому принципу выстроена логическая цепочка. Такая игра подойдет для 3 – 4 классов. Для самых младших можно использовать чередование четных/ нечетных чисел.

Очень эффективными на уроках математики будут карточки с примерами, которые сопровождаются яркими иллюстрациями (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

В данном случае придерживаемся того же принципа, как и на уроках русского языка: объем выполненной работы ни в коем случае не доложен влиять на оценивание.

Круговые примеры дети всегда выполняют с удовольствием. Это могут быть заранее распечатанные примеры «в столбик», строку, деление с остатком.

Для закрепления темы «Работа с задачами» можно предложить иллюстрации, где каждый ученик или самостоятельно составит задачу по рисунку или дополнит готовый текст вопросом (ПРИЛОЖЕНИЕ №5).

Можно дать детям «обратное» задание: для предложенного решения составить текст задачи. Такие игры подойдут и для первого класса, когда только впервые вводится понятие «задача», и для четвертого при подготовке к ВПР.

Для изучения и закрепления нумерации и счета в пределах десяти я рекомендую использовать карточки, где цифры заменены картинками. Задача ученика – составить числовые выражения, соответствующие карточке. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Для изучения данного предмета я рекомендую применение методики работы с карточками как можно раньше. Таким образом, дети смогут не только усвоить бОльший объем информации, но и стать на каждом уроке непосредственным активным участником. Кроме того, именно в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ученикам будет предложено выполнять множество проектов на самые разносторонние темы. Поэтому форма наглядного изучения так важна с первого класса.

Игры «Съедобное-несъедобное», «Опасно-безопасно», в ходе которых ученикам будет предложено сортировать предметы, предложенные учителем, подойдут для самых младших учеников. (ПРИЛОЖЕНИЕ №7)

Для третьего и четвертого класса можно предложить сортировку растений южных и северных стран или национальной одежды. При изучении блока «История России» детям будет интересна игра по сопоставлению дат и событий. Например, на карточках, представленных с левой стороны доски, можно разместить даты, а с правой – события. Задача учеников – правильно соотнести карточки. Аналогичную игру можно провести по тематике « Страны и столицы»

На уроках окружающего мира в начальной школе индивидуальная работа с карточками будет оптимальна для проведения промежуточного контроля и подготовки к ВПР. Подобрав и составив карточки по основным пройденным темам, можно предложить каждому ученику почувствовать себя на экзамене, перевернуть карточки, перемешать и «вытащить» одну из них. Такая форма работы учит самостоятельности, ребенок не выполняет тест, предложенный всему классу, а выбирает индивидуальное задание только для себя.

Примерные задания для индивидуальных карточек (ПРИЛОЖЕНИЕ №8):

— нарисовать / раскрасить гербы предложенных стран;

— сопоставить тип правления и страну;

— отметить съедобные и ядовитые растения/ягоды/грибы;

— сопоставить животное /растение и место обитания;

— составить памятку по поведению в лесу;

-составить памятку по поведению в случае ЧС;

— сортировать музыкальные инструменты: струнные/ударные и т. д.;

— сопоставить страну и столицы;

— описать природные зоны России;

— составить памятку по охране природы или глобальным экологическим проблемам;

— составить рассказ о своей семье;

— описать водные ресурсы нашей страны;

— нарисовать / указать полезные ископаемые и способы их добычи;

— составить памятку по безопасному поведению в быту/ на льду/ в лесу и т. д.

— изобразить / описать животных и растения Красной книги России;

— к изображению животного добавить продукт, который от него получает человек.

— нарисовать достопримечательности предложенной страны;

— сопоставить планету и ее изображение.

Тем может быть очень много, учитель ориентируется на пройденные темы и свою цель – итоговое это тестирование или промежуточное. Кроме того, такую работу можно предложить ученикам выполнить в парах или небольших командах.

4.РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.

При работе с текстами на уроках карточки – незаменимые помощники. С их помощью учитель может и развивать навык чтения, и проверить осознанность прочитанного, развить воображение и связную речь ребенка.

Для данного вида деятельности можно использовать карточки по развитию речи по составлению коллективного рассказа. Для проверки усвоения прочитанного материала можно пронумеровать вопросы к тексту, развесив их на доске номером с лицевой стороны. После чтения «по цепочке» детям предлагается выбрать номер карточки, перевернув ее, предложить ответить на вопрос по содержанию.

Карточки с изображениями героев прочитанного рассказа/сказки/ басни помогут ученикам научиться выражать свое отношение к действующим лицам текста, формулировать моральные выводы о действия героев и описывать характер.

Для первого класса можно предложить задание с иллюстрацией, задача ребенка – составить краткий текст по картинке. Для тестирования подойдут карточки с картинкой, где ученик записывает автора и название произведения.

Для развития воображения и связной речи можно предложить индивидуальные карточки, в которых напечатан неоконченный текст. Составляя оконцовку рассказа, ученик учится грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки, – это наглядные приемы, которые повышают эффективность усвоения материала, мотивируют учеников и делают уроки интересными! Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал. Данная методика занимает важное место в курсе начальной школы. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:

— ознакомление с новыми материалами;

— закрепление знаний, умений, навыков;

— проверка их усвоения;

— формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;

— развитие логического мышления и речи.

Но главный результат успешной педагогической деятельности – это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!

Как сделать карточку для урока

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Как сделать карточку для урока

Источник

Составление технологической карты урока
статья на тему

Как сделать карточку для урока

В работе предоставлена технологическая карта как обобщенно-графическое выражение современного урока.Описана структура технологической карты и этапы ее составления.Приведены шаблоны оформления технологических карт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Технологическая карта урока позволяет учителю:

Технологическая карта урока позволит учителю:

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности

Технологические карты можно разрабатывать на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), созданной Л. Г. Панфиловой, Т. Е. Матвеевой и С. А. Сапон, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Главной целью обучения в системе учебных заданий ТРИИК является метапредметный результат формирование и развитие информационно ‐ интеллектуальной компетентности в процессе учебно ‐ познавательной деятельности школьника. Содержание учебного предмета является средством (информационной основой) процесса достижения компетентности.

В результате освоения темы ученик должен овладеть способностью решать практическую задачу (например, решать задачу по определенному алгоритму) на основе: знания (представления) об основных вопросах содержания учебной темы; понимания взаимосвязей факторов и событий; умения применять новое знание (то, что узнал и понял) в учебной деятельности.

Работа учащихся с учебными заданиями организована специальным образом. Учитель в процессе обучения выступает в роли организатора и консультанта, который формулирует задания в соответствии с целью, контекстом и с учетом принципов логико-информационной корректности и устанавливает последовательность их выполнения. Учащиеся выполняют предложенные учебные задания в разных видах деятельности, принимают участие в диалоге, который выступает ведущим способом организации выполнения заданий и представлен не только в парных и групповых формах работы, но и в индивидуальной (например «диалог» с текстом). Учебные задания группируются по этапам в соответствии с видами деятельности учащихся в технологии развития информационно ‐ интеллектуальной компетентности и направлены на достижение тех или иных целей, определяющих его тип.

Система учебных заданий в ТРИИК включает:

Все учебные задания направлены на поэтапное освоение одной учебной темы.

В начале изучения темы на первом этапе «Самоопределение в деятельности» предлагается «ситуативное задание», которое создает условия для самоопределения учащихся к учебной деятельности. «Ситуативное задание» – учебное задание, стимулирующее интерес учащихся к изучению новой темы посредством специально сформулированной учителем ситуации, в процессе обсуждения которой выявляется противоречие между желанием его выполнить и отсутствием необходимых для этого знаний и умений. Осмысление задания приводит учащихся к осознанию потребности в освоении новой темы и определению цели учебной деятельности.

Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности учащегося.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» предлагаются учебные задания на «знание», «понимание» и «умение», пошаговое выполнение которых позволяет школьникам освоить каждую информационную единицу содержательного блока. Выполнение «диагностического задания» позволяет установить достижение поставленной цели.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

Выполнение заданий на «знание», «понимание», «умение» и «диагностику» создает условия для освоения содержания темы и формирования умений работы с информацией, которые соответствуют информационно ‐ интеллектуальным умениям (познавательным УУД). Развитие умений происходит при работе с содержанием на уровне описания, объяснения и применения в процессе использования соответствующих методов работы с информацией. В процессе выполнения заданий формируются также регулятивные и коммуникативные УУД (организационные умения), которые обеспечивают освоение нового знания. В конце учебно ‐ познавательной деятельности ученики выполняют задания на диагностику ‐ контроль освоения содержания всей изученной темы. Задания в зависимости от дидактической цели могут быть на «знание», «понимание» и «умение» и соответствуют стандартам содержания данного учебного предмета.

Успешное выполнение заданий обеспечивает освоение учебной информации и служит основанием для перехода к следующему содержательному блоку изучаемой темы. Содержательный блок – часть изучаемой темы, которая делится по правилам логики (родовидовое деление или целое на части). Обычно блок соответствует пункту параграфа учебника. Количество блоков по освоению учебного содержания определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Таким образом, последовательное продвижение учащихся по указанным уровням обеспечивает качественное изменение первоначальных знаний и умений. В результате выполнения школьниками заданий в периоде учебно ‐ познавательной деятельности формируется новый тип информации, которую они могут использовать в интеллектуально ‐ преобразовательной деятельности.

На третьем этапе « Интеллектуально-преобразовательной деятельности » предлагается задание творческого типа различного уровня, при этом основу содержания составляет материал первого этапа. Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения:

Способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. В интеллектуально ‐ преобразовательной деятельности «задание творческого типа» н аправлено на формирование информационно ‐ интеллектуальных и организационных умений (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД). Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Учебное задание на «самоанализ» предполагает выявление приобретенных знаний и умений и соотнесение школьником полученного результата с поставленной целью обучения в рамках освоения темы. Учебное задание на «самооценку» предусматривает определение учащимися степени удовлетворенности качеством собственной деятельности. Эти задания способствуют формированию организационных умений (регулятивные УУД): умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Для обеспечения эффективного обучения ученик, получая учебное задание, должен знать ограничения, которые определенно и однозначно накладываются на выполнение учебного задания (условия выполнения задания, целевая установка и контекст). И что является правильным результатом выполнения конкретного учебного задания (какой именно результат выполнения учебного задания будет считаться неправильным). Учитель, формулируя учебное задание, должен определенно осознавать интеллектуальную характеристику предлагаемого ученику задания («на знание», «на понимание», «на умение» и т.д.) и возможные варианты помощи ученику.

Структура учебного задания включает в себя условие (содержательный компонент – описание проблемы, контекст) и требование (необходимость в разрешении проблемы), которое надлежит выполнить ученику. Корректная формулировка задания содержит ссылку на источник информации, способ деятельности (способ работы с информацией – содержится в требовании) и указание предмета, на который направлено действие (содержится в контексте).

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Следует понимать, что в технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), а также учтено то, что часть планируемых результатов не подлежит итоговой аттестации (например, ценностные ориентация выпускника или его индивидуальные психологические характеристики), а другая часть результатов подлежит проверке и аттестации (научные знания, обобщенные способы деятельности, способность к решению учебных и практических задач и другие).

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

При создании технологической карты урока учителю следует учитывать требования ФГОС, которые предъявляются к современному уроку.

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техни-ческое оснащение (количество бумажных источников и компью-теров с необходимым программным обеспечением)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *