Как сделать карту рельефа
Особенности создания топографических планов и карт, методы отображения рельефа
Топографическая карта содержит полную информацию о рельефе, расположении рек и озер, грунтах и растительности.
План представляет собой крупномасштабный чертеж, изображающий небольшой участок земли с условными знаками.
Он сохраняет постоянный масштаб по всех направлениях, строится с учетом кривизны уровней поверхности.
По своей сути, план сохраняет свойства карты и является ее составной частью.
Цели создания
Перед планированием строительного объекта любой масштабности требуется подготовка проектной документации, в состав которой входят топографическая карта и план с детализацией отдельных объектов, таких как коммуникации. Без них не выдадут разрешение на строительство.
Создание карты и плана требуется в таких случаях:
Разработка
Для их разработки требуется топографическая съемка, которая проводится на местности. Это так называемые полевые геодезические работы.
Они оформляются в электронном виде и на бумажном носителе. В последнее время все чаще предоставляется 3D-визуализация.
Топографический план выполняется в заданном масштабе с указанием всех значимых объектов в условных обозначениях.
При развитом навыке это позволяет легко разобраться, где проходят границы участка и места прохождения коммуникаций. Можно отобразить вид грунта и определить, какой фундамент предпочесть для постройки.
Содержание
Отображаемые объекты будут по-разному представлены на топографических картах и планах, выполненных в различных масштабах.
На карте сложно отобразить конкретные коммуникации и деревья. План позволяет выполнить детализацию с включением уровней масштаба, расположением подземных и наземных коммуникаций, точных границ конкретного участка независимо от его размера.
Используются следующие обязательные обозначения.
Основные:
Вспомогательные:
Возможные масштабы
В зависимости от требуемой задачи используются различные масштабы территории. Они позволяют определить соотношение к размеру на земли и кратность уменьшения изображения по сравнению с исходными параметрами.
Обычно используются масштабы следующих типов:
Число в знаменателе обозначает степень уменьшения масштаба. Большее значение всегда говорит о более мелком и детальном масштабе.
Разграфика и номенклатура
Разграфка представляет собой систему разделения поверхности на параллели и меридианы. Каждый используемый лист ограничивается рамкой.
Может использоваться один из следующих видов разграфики:
В России в качестве исходного используют масштаб 1:1 000 000. Он позволяет установить номенклатуру для крупных масштабов. Понятие номенклатуры в топографии не является тем же, что и в обычном понимании. Это система обозначения листов, которые выполняются в разных масштабах.
Например, номенклатура листов с масштабами 1:500 и 1:1000 складывается из номенклатуры 1:2000. Для обозначения масштаба 1:500 используют соответствующую арабскую цифру, а для 1:1000 – римскую.
Методы изображения рельефа местности
Центральное значение на топографических картах и планах отводится рельефу. Именно он определяет особенности и характер других объектов. Это совокупность неровностей земли и дна водоемов, а также вогнутых и круглых форм различного назначения.
В результате появляется трехмерное представление о рассматриваемом пространстве. При развитом навыке чтения схемы и обозначений можно находить объекты не только по горизонтали, но и точно определять их высоту.
Для отчетливой ориентации по карте важно разбираться в изображении рельефов.
Учитывается следующее:
Чтобы расшифровать и правильно читать топографические карты и планы, применяются стандартные методы:
Используя сочетание методов можно с легкостью находить требуемые объекты и делать выводы об их характеристиках.
Горизонталями
Это основной метод, который применяется для отображения рельефа. Другие варианты лишь дополняют его.
Неровности передаются очень точно на поверхности. Можно отобразить крутизну склонов и определить высоту, типичные формы и черты ландшафтов.
Поверхность условно рассекается плоскостями, которые наносятся через равные расстояния.
Высота сечения – это расстояние, которое находится между секущими плоскостями. При этом на каждой из них присутствует линия рельефа. Она получается в виде замкнутой кривой.
Она проецируется по горизонтали. Поэтому такие линии получили название горизонталей. Они не могут пересекаться, так как размещаются в различных секущих плоскостях.
Пересекающиеся горизонтали используют лишь в тех случаях, когда приходится отображать утесы.
Отметками
Они наносятся с интервалом 2 см, но многое зависит от конкретных особенностей. Их проставляют на важных точках рельефа. Как правило, отметки совмещаются со значимыми объектами. Всегда указываются отметки реперов или геодезических пунктов.
Они удобны, так как позволяют легко ориентироваться в обозначениях и выявлять нужные объекты.
Цветом и условными знаками
Цвет предназначен для использования шкал высоты, которые градуируются оттенками. На рельефе цвета применяются для наглядности, когда другие методы использовать не получается или речь идет о картах с небольшим масштабом.
Последовательность чтения
Чтение карты дает возможность наиболее грамотно и полно понимать символьные и условные обозначения, в короткий срок и без ошибок распознавать разновидности объектов.
Помимо чтения важно зрительно воспринимать соотношение между объектами, расположенными на определенном расстоянии в пространстве.
Чтобы получить такие знания, необходимо упражняться в чтении и вычерчивать фрагменты с условными обозначениями. Помимо этого, важно тренироваться на картах разной масштабности.
Рекомендуется следующая последовательность для чтения топографических карт и планов:
Заключение
Таким образом, топографические планы и карты включают условные обозначения, которые помогают не только характеризовать рельеф, но и выявлять объекты различного назначения. Чтобы научиться их читать, необходимо освоить методы нанесения изображений и условные обозначения.
Как создать 3d модель рельефа по топографической карте?
Ну и топографическая карта
Посмотрите этот плагин
Посмотрите этот плагин
Спасибо. Но меня больше волнует, как мне точно по карте отрисовать сплайны. В какой программе это можно сделать, а потом перенести в макс или сразу в максе создать сплайны?
Да я бы рада, но на скрине видно, что линии практически не видно поэтому рисовать сплайны не представляеться возможным. Разрешение картинки достаточно большое.
Можно это изображение запихнуть в тот же автокад, там обчертить полилиниями горизонтали, и дальше как написал Maketer, экспортнуть в макс, поднять их на нужные высоты и с помощью populate terrain натянуть на это всё рельеф
А если лень заморачиватся со сторонними программами, просто подымите качество отбражния текстур во вьюпорте, и тогда не будет этой размытости.
Выполните скрипт (в нижнем левом углу белое окошечко, вставьте и нажмите enter)
После этого выкл и вкл отображение текстуры.
UPD. Чьёрт побьери, не видел что это 2009. Не задавался вопросом как поднять качество текстуры в 2009, может кто ещё подскажет, а вообще да, можно отрисовать в любом векторном редакторе. Corel или AI
Выполните скрипт (в нижнем левом углу белое окошечко, вставьте и нажмите enter)
После этого выкл и вкл отображение текстуры.
UPD. Чьёрт побьери, не видел что это 2009. Не задавался вопросом как поднять качество текстуры в 2009, может кто ещё подскажет
Bakinka, а чего вы добиться хотите? в таких случаях лучше прикладывать скриншоты
для конверта сплайнов в поверхность рельефа лучше использовать splineland, как уже говорилось выше
Доброго времени суток господа!
Подскажите пожалуйста, как построить рельеф по хаотично размещенным точкам?
По надо построить поверхность из треугольников, вершины которых будут в известных точках. Ну а потом поднять точки на известную высоту. Можно добавить ряд ребер по горизонталям.
В данном случае, может забить на точки и строить по горизонталям? Все объекты находятся в местах, где горизонтали есть, верхний левый угол за дорожкой можно упростить до плоскости, все равно там деревья и никто трогать рельеф скорее всего не будет.
Как правильно сделать рельеф
OUTLAND & BLACK CITADEL
P.S. Материал этой части был основан на информации, составленой skaarj’ем.
Гномы и их родственнки Карлики впринципе очень похожы так что я опишу их вместе.
Места обитания: underground/nortrend (восновном в горах)
Религия: язычество
Нравы: смелые, честные, гордые, немного скрытные
Хобби: военное дело, изготовление уникальных орудий, брони и тд. Изобретение новейших технологий. Практически не используют магию.
Особенности Жилья: Массивные предметы интерьера, уникальные технологии.
Наги (Naga)
Места обитания: sunken ruins
Религия: поклоняются богине Ажаре
Нравы: становятся кем угодно, когда им это выгодно
Хобби: мстят эльфам
Особенности Жилья: амфибии. Могут жить и на суше но охотнее селятся в воде.
Орки (Orcs)
Места обитания: barrens
Религия: шаманизм
Хобби: военное дело.
Нравы: воинственные, гордые
Особенности Жилья: даже самая маленькая ферма поросят будет хорошо охраняться башнями, частоколом и тд. В этом виновата не их кровожадность, а их нелегкая судьба.
Тролли (Trolls)
Места обитания: barrens/sunken ruins
Религия: вуду
Нравы: жестоки, очень религиозны.
Хобби: охотники за головами и проведение темных ритуалов
Особенности Жилья: места для проведения мистичиских ритуалов вуду.
Гарпии (Harpies)
Места обитания: barrens
Религия: нет
Нравы: подлые, бесчестные
Хобби: грабеж
Особенности Жилья: дома расположены высоко в горах, как сороки тащат в свое гнездо все что награбили.
Кентавры (Centauers)
Места обитания: barrens
Религия: нет
Нравы: каннибалы
Хобби: постоянно налетают на племена тауренов
Особенности Жилья: почти в каждой деревне есть загон где они держут свой обед, ведут кочевный образ жизни
Фурболги (Furbolgs)
Места обитания: ashenvale/fellwood/nortrend
Религия: шаманизм
Нравы: животные как животные
Хобби: охранять и следить за порядком в лесах. Дружат с Ночными Эльфами
Особенности Жилья: живут в лесу без особых признаков цивилизации
Морлоки (Murlocs)
Места обитания: везде где есть вода.
Религия: хз
Нравы: просто стараються выжить
Хобби: охота, рыбалка
Особенности Жилья: живут на водоемах.
Кобольды (Kobolds)
Места обитания: везде, восновном под землей
Религия: хз
Нравы: трусливые шакалы, но активны под землей
Хобби: копание тунелей, добыча полезных ископаемых
Особенности Жилья: как кроты редко выходят на поверхность, все копают свои тунелли
Нерубийцы (Nerubians)
Места обитания: icecrown clasier
Религия: хз
Нравы: скрытны
Хобби: постижение секретов некромантии
Особенности Жилья: нерубийцы прекраные инженеры, их жилье совмещает в себе уникальные технологии и магию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот, в принципе и все, что я хотел Вам рассказать. Еще пара вещей, которые надо иметь в виду при работе с рельефом.
Создание рельефа в ARCHICAD по топосъемке
Мастер-класс по созданию 3D рельефа на основе реальной топографической съемки земельного участка. После урока вы поймете, как сделать рельеф в Архикаде с помощью DWG-подложки.
Чтобы сделать рельеф в Архикаде используют инструмент 3D сетка. Но, чтобы земля в Archicad отвечала действительности нужно ориентироваться на высотные отметки и изолинии. Скачать исходные файлы можно здесь: Топосъемка местности.dwg
Ни для кого не секрет, что современная топосъемка выдается в электронном виде, как правило – это формат DWG. Если правильно открыть такой файл в ARCHICAD и настроить масштаб, то рельеф по горизонталям в Архикаде можно создать очень быстро и достаточно точно.
Как сделать рельеф в Архикаде?
Вот краткий чек-лист построения рельефа в Архикаде на основе имеющегося DWG-файла топографической съемки:
Масштаб таких проектов, как правило 1:500. Но, давайте проверим… Для вычисления необходимо разницу координат по одной из осей соседних перекрестий умножить на 10. В нашем случае подходят координаты по Y: (412100 – 4121050)*10 = 500. Т.е. масштаб чертежа 1:500, а расстояние между перекрестиями координатной сетки – 50 м.
В нашем примере расстояние между двумя соседними перекрестиями соответствует 50 единицам. Однако нужно выполнить изменение пропорций, т.к. в ARCHICAD работаем в мм, поэтому числовое расстояние должно быть 50000 мм.
ПРИМИЧАНИЕ: Про другие символы и графические элементы на топосъемке можно прочитать в статье «Условные обозночения топографической съемки»:
Чтобы лучше понять, как сделать землю в Архикаде посмотрите видео на этой странице, т.к. есть ряд нюансов и тонкостей при работе с 3D сеткой, особенно, когда создаем рельеф реальной местности по реальным отметкам высот.
Советуем также ознакомится с циклом видео уроков по правильному экспорту и импорту файлов из ARCHICAD в AutoCAD (и наоборот). Перейти к просмотру экспресс-курса по взаимосвязи двух мощнейших программ: ArchiCAD и AutoCAD.
GIS-LAB
Географические информационные системы и дистанционное зондирование
Комбинирование светотеневой отмывки и цветовой карты рельефа с помощью GDAL
Создание слоя сочетающего теневую отмывку и цветовую ЦМР в нескольких вариантах
Мы все очень любим красивый рельеф. Эта статья рассказывает про то как получить подобный результат в виде единого комбинированного слоя с помощью GDAL и вдается в некоторые нюансы применения прозрачности.
Все хорошо и красиво, но есть одна проблема. Этот вариант работает пока вы находитесь в локальной ГИС, умеющей работать со слоями. Что если вам нужен комбинированный рельеф единым слоем? Для использования в веб, графических редакторах или просто для удобства управления.
Содержание
[править] Исходные данные
В качестве единственного источника выступает ЦМР, растровая матрица, где каждому пикселю соответствует значение его высоты над уровнем моря. Это может быть SRTM, ASTER GDEM и другие источники.
Посмотреть на эти матрицы можно в QGIS в сером или цветном представлении.
[править] Теневая отмывка
Создадим теневую отмывку на основе нашей ЦМР. Для многих операций с данными о рельефе в GDAL используется инструмент gdaldem. Результатом операции является 8-битный растр, где каждому пикселю назначается интенсивность освещенности в зависимости от его положения. Также можно указывать высоту (-alt) солнца над горизонтом 0-90 и угол (-az) освещения солнца 0-360.
[править] Цветовой рельеф
Теперь необходимо сделать еще одну матрицу, где назначить каждому ее пикселю определенный цвет. Это очень удобно сделать в пользовательской ГИС, где посредством интерфейса можно задать количество высотных поясов, выбрать цвет, оценить результат.
Для GDAL результат такого раскрашивания нужно преобразовать в текстовый файл следующего формата, пример:
Дальше, выполним команду, которая на основе ЦМР создаст RGB изображение (информация о высотах таким образом будет потеряна, останется только цвет):
[править] Комбинирование
[править] Метод 1: «в HSV и обратно»
Осуществить такое преобразование можно с помощью скрипта hsv_merge.py использующего возможности GDAL (автор: Frank Warmerdam, подробнее о скрипте).
Скрипт запускается следующим образом:
[править] Метод 2: «Прозрачность как в ГИС»
Как можно видеть результат предыдущего метода и то, что мы получаем в пользовательских ГИС (самая первая иллюстрация) несколько различается. Мы также не можем в предыдущем методе менять прозрачность, чтобы достигнуть необходимого результата.
Чтобы получить точно такой же результат, нужно конвертировать не через HSV, а действовать простым сложением компонент по следующему принципу (подсмотрено на Stackoverflow, спасибо Дмитрию Барышникову за наводку!):
Выполнить эти манипуляции можно с помощью скрипта transparent_merge.py (адаптирован автором статьи, скачать), следующим образом:
Таким образом, синтаксис у скрипта такой же, как и у hsv_merge.py, за исключением добавления параметра alpha, который указывает, сколько прозрачность добавить к цветовому рельефу (relief.tif). Результат будет такой же, как и наложение двух растров в пользовательской ГИС:
[править] Метод 3: «Взять прозрачность из RGBA»
Исследование исходников hsv_merge.py показывает, что в качестве исходного растра может использовать не только RGB, но и RGBA, т.е. растр с заданной прозрачностью. Хотя это похоже на то, что нам нужно, на самом деле это не оно, так как никакого учета канала прозрачности при цветовой трансформации не происходит, а канал прозрачности (альфа-канал) просто переносится с исходного изображения на результат перевода через HSV и обратно.
[править] Вспомогательные операции
Обрезка по существующему сложному (необязательно прямоугольному контуру) может быть выполнена с помощью следующей команды:
Создать и назначить определенное значение альфа-каналу можно с помощью следующей команды:
[править] Ссылки
Последнее обновление: 2014-05-14 23:46
Дата создания: 19.03.2013
Автор(ы): Максим Дубинин