Как сделать касательную в компасе
Урок №5. Используем касательные и перпендикулярные вспомогательные прямые в Компас 3D.
В этом уроке, мы углубимся в изучение вспомогательных прямых линий, которые наносятся в программе Компас 3D. В прошлом уроке, мы сконцентрировались, на простых, вспомогательных линиях, а в этом рассмотрим касательные и перпендикулярные прямые линии.
Построить прямую перпендикулярную другому объекту можно при помощи команды Перпендикулярная прямая, которая находится в Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Перпендикулярная прямая. Либо можно вызвать при помощи компактной панели, по уже знакомому алгоритму, через Геометрия-Перпендикулярная прямая.
Теперь можно нанести линию на лист, для прямой линии необходим базовый объект, это может быть фигура или другая линия. Давайте создадим кривую, чтобы в рамках урока рассмотреть все варианты работы. После создания, при помощи пункта Перпендикулярная прямая вызываем инструмент и указываем мышью базовый объект. Помимо самого объекта, для привязки, необходимо указать конкретную точку, от которой будет высчитываться перпендикуляр.
Механизм наглядно показан на рисунке примере. Помимо основной линии, программа строит фантомы, как варианты, доступные для выбора. Вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую линию и удерживая нажатой клавишу вызвать Создать объект. Как только вы нажмете эту кнопку, следующий по очереди фантом, также станет выделенным, стоит вам нажать на кнопку Создать объект вновь, то он также будет нанесен на лист. Когда вы завершите построение перпендикулярных прямых линий, достаточно будет выбрать Прервать команду или нажать на горячую клавишу Esc.
Схема перемены типа основного объекта идентичен уже известному вам, по прошлому уроку. Достаточно лишь выбрать кнопку Указать заново и выбрать нужный основной объект, для построения перпендикуляра.
Строить касательную прямую тоже довольно просто. Для начала необходимо вызвать саму прямую, через компактную панель Геометрия-Касательная прямая через внешнюю точку.
Либо открыв в главном меню Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Касательная прямая через внешнюю точку.
Однако касательной прямой линии необходим основной объект. Создадите его сами, к примеру, выбрав овал произвольной формы. Теперь вызываем команду Касательная прямая через внешнюю точку по вышеописанному пути и указываем ему созданный объект, для построения прямой, а также точку, которая станет нулевыми координатами для нашей прямой линии.
Традиционно, программа из точки проведет несколько фантомных линий до целевого объекта. Вам останется выбрать нужный и использовать кнопку Создать объект. После создания одной линии, следующий по списку фантом станет основным, вы можете одобрить его или выбрать другой, а затем вновь нажать Создать объект, произведя еще одну касательную прямую. Когда все необходимые линии будут нанесены, используйте Прервать команду или горячую клавишу Esc.
Урок №6. Наносим вспомогательные прямые линии в виде касательных и биссектрис в программе Компас 3D.
Углубляемся в изучение вспомогательных линий в программе Компас 3D. Этот урок откроет вам самые важные аспекты создания касательных линий через кривых и построения биссектрисы у выбранного угла.
Используя пункт Касательная прямая через точку кривой, можно построить касательную прямую к кривой линии. Для открытия пункта, можно использовать компактную панель, тогда необходимо выбрать Геометрия-Касательная прямая через точку кривой.
Либо, открыв главное меню, пройти по следующему пути Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Касательная прямая через точку кривой.
Однако для линии необходима базовая фигура, создадим кривую и добавим на нее точку. Теперь вызвав Касательная прямая через точку кривой наиболее удобным способом, укажем ей нашу фигуру, появится фантом.
Теперь выберем установленную нами ранее точку и нажмем на Создать объект. Все, можно выбирать Прервать команду либо нажать на клавишу Esc.
Иногда угол наклона необходимо выдерживать, либо он известен заранее, в этом случае введите его в нижнее окно Угол и нажмите Enter. Также, фантом может быть не один, выберите тот, который необходим и создайте объект, затем можно выйти стандартными средствами Прервать команду или нажав на Esc.
Также, может возникнуть потребность, в создании новой касательной линии, уже с другой кривой. В этом случае достаточно клацнуть на кнопку Указать заново и выбрать новый объект, для построения касательной линии.
Более сложная задача, построить касательную линии с двумя объектами. Первым делом необходимо вызвать этот пункт меню, можно сделать через компактную панель, выберете Геометрия-Прямая касательная к 2 кривым.
Либо используйте главное меню, в этом случае проследуйте по пути Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Прямая касательная к 2 кривым.
Необходимо создать два базовых объекта, недалеко друг от друга, для наглядности в уроке. Мы создали две разных окружности, вы можете выбрать другие объекты. Теперь вызовем нашу линию, нажав на кнопку Прямая касательная к 2 кривым. Выберем оба базовых объекта.
Видно несколько фантомов, которые построила программа, необходимо выбрать наиболее подходящий и выбрать его мышью. Удерживая выбор осталось нажать на Создать объект, если нужны еще прямые, то выбирайте следующие фантомы и повторяйте процедуру. Когда все линии созданы, нажмите Прервать команду или на клавишу Esc. Все, касательная прямая с двумя кривыми или объектами отображается на листе.
Построить биссектрису можно с помощью специального инструмента. Вызовем его с компактного меню, нажав на Геометрия-Биссектриса.
Альтернативный вариант, зайти через основное меню, по следующему пути Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Биссектриса.
Как только мы активируем команду Биссектриса, нам потребуется указать две любые линии или прямолинейных объектов, к которым и будем строить нашу линию. После выбора, программа сама создаст несколько фантомов, отвечающих заданию.
Нам нужно выбрать фантом, который наиболее подходит и Создать объект. Можно добавить и другую биссектрису, повторив выделение и создание. Если все необходимое уже на листе, просто жмите Прервать команду или на Esc. Наша биссектриса к двум прямым линиям построена.
Кстати, при указании в качестве основных объектов, параллельных фигур или линий, биссектриса будет построена равноудаленно от обоих целевых объектов.
В уроке подробно рассмотрено создание прямых вспомогательных линий касательных к кривым или нескольким объектам, а также построение биссектрис.
Урок №12. Построение окружностей в Компас 3D. Окружности касательные к кривым, окружность по двум точкам.
Программа “Компас 3D” располагает несколькими способами, позволяющими построить касательную окружность: окружность касательную к одной кривой, к двум кривым, или же окружность касательная к трём кривым.
С помощью курсора мыши вам нужно сначала указать кривую, через которую будет проложена окружность, а далее задать две точки окружности последствием ввода координатов точек в свойственной панели.
Экран высветит все возможные фантомные варианты окружности. С помощью курсора вам нужно будет выбрать необходимые вам и зафиксировать их, нажав на кнопку «Создать объект». Построение завершается с помощью применения опции «Прервать команду».
Перед заданием второй точки, вам предоставляется возможность ввода значения радиуса или диаметра в собственные поля в свойственной панели. Возможность построения такой окружности не всегда предоставлена, так как она зависит от заданных радиусов и диаметров. О том, что построение невозможно, вас известит исчезновение фантомного варианта после того, как вы введёте значение радиуса.
Если вы хотите задать точку центра окружности, её координаты также вводятся на панели свойств.
С помощью курсора вам нужно указать объекты, к которым будет прилегать окружность. Экран отобразит фантомные варианты построения.
Если вы хотите указать координаты точки, которая принадлежит окружности, она задаётся с помощью курсора либо введением координатов в свойственной панели, где также можно задать значение радиуса либо значение диаметра. Для того, чтобы завершить построение, вам нужно выбрать необходимый вариант построения и последовательно нажать команды «Создать объект» и «Прервать команду».
Метод постройки аналогичен выше описанным, поэтому вы можете выполнить их самостоятельно, доведя до результата, показанного на картинке.
Для начала нужно задать первую точку окружности, далее задать значения диаметра либо радиуса в свойственной панели и указать вторую точку с помощью курсора.
Для того, чтобы завершить построение, нужно нажать кнопку «Прервать команду».
Диаметр или радиус не обязательны к указанию, так как в данном случае программа определит их самостоятельно.
Нами были рассмотрены все возможности построения окружностей в программе “Компас 3D”. Далее мы займёмся построением дуг окружностей.
Уроки по программе КОМПАС.
Урок №12. Построение окружностей в Компас 3D.
Окружности касательные к кривым, окружность по двум точкам.
В компас 3D имеется несколько способов построения касательных окружностей:
При помощи курсора указываем сначала кривую, через которую пройдет окружность, затем задаем 1-ю и 2-ю точку этой окружности (координаты точек можно вводить на панели свойств).
На экране отобразятся фантомы всех возможных вариантов окружностей. При помощи курсора выбираем те которые нам необходимы и фиксируем нажатием кнопки «Создать объект». Завершаем построение нажатием кнопки «Прервать команду».
Перед тем как задать вторую точку можно ввести значение радиуса или диаметра в соответствующее поле на панели свойств. Такая окружность будет построена не всегда. Это зависит от заданного радиуса или диаметра. О невозможности построения будет свидетельствовать исчезновение фантома после ввода значения радиуса.
Если известна точка центра окружности, её также можно задать на панели свойств.
При помощи курсора указываем объекты, которых должна касаться окружность. На экране отобразятся фантомы всех возможных вариантов построения.
Если известно положение точки принадлежащей окружности, то её необходимо задать при помощи курсора, либо ввести координаты в панели свойств. В панели свойств также можно вводить значения радиуса или диаметра. Для завершения построения выбираем нужный фантом и последовательно нажимаем кнопки «Создать объект» и «Прервать команду».
Построения аналогичны предыдущим, поэтому выполните их самостоятельно, результат приведен на рисунке ниже.
Для завершения построения нажимаем кнопку «Прервать команду».
Значение диаметра или радиуса указывать не обязательно, в этом случае они будут определены автоматически.
Мы рассмотрели все варианты построения окружностей в Компас 3D. В следующем уроке будем изучать построение дуги окружности.
Если у Вас есть вопросы можно задать их ЗДЕСЬ.
Список последних уроков по программе Компас-3D
Автор: Саляхутдинов Роман
«БОСК 8.0»
Познай Все Cекреты КОМПАС-3D
Автор: Саляхутдинов Роман
«БОСК 5.0»
Новый Видеокурс. «Твердотельное и Поверхностное Моделирование в КОМПАС-3D»
Автор: Саляхутдинов Роман
«Эффективная работа в SolidWorks»
Видеокурс. «Эффективная работа в SolidWorks» поможет Вам:
Автор: Дмитрий Родин
«AutoCAD ЭКСПЕРТ»
Видео самоучитель По AutoCAD
Как сделать деталь в КОМПАС-3D
Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.
Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:
Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.
Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.
С чего начать создание детали
Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.
Пошаговая инструкция построения детали
Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:
За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.
Лично я данную деталь построил бы в 4 операции, не считая «украшательств» в виде фасок и скруглений. Это были бы:
С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.
Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:
Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:
Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.
Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.
В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.
Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.
Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:
Либо указав её в Дереве модели:
Выделив плоскость одним из способов нужно нажать команду «Создать эскиз» . Способов вызова команды несколько. Чаще всего используют вызов с Панели быстрого доступа
Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости
Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости
После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.
Основание нашей детали проще всего выполнить командой «Прямоугольник по центру и вершине», которая расположена в расширенном списке команд «Прямоугольник»
Можно запустить команду «Прямоугольник», а к «Прямоугольнику по центру и вершине» перейти на Панели параметров
После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.
Проставим 2 линейных размера. Можно воспользоваться командой «Линейный размер», можно «Авторазмер».
При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.
После простановки размера появляется окно:
В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.
Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:
Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:
Кликаем по команде «Элемент выдавливания» и вводим необходимые значения на Панели параметров. В нашем случае нет уклона, тонкой стенки или еще каких-либо дополнительных атрибутов. Нужно указать только высоту выдавливания. В нашем примере высота=20.
Вводим значение 20 в ячейку «Расстояние» на Панели параметров
Подтверждаем операцию кнопкой «Создать объект» или нажав колесо на мышке. В итоге получаем следующее тело:
Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.
Построив основание «сбрасываем» команду «Элемент выдавливания» клавишей Esc или кнопкой «Отмена» на Панели параметров . Если не «сбросить» команду, то последующий выбор грани приведет к её выдавливанию, придется переходить на эскиз через Панель параметров, а такой способ в данной статье мы не рассматриваем.
Выделяем верхнюю грань основания и запускаем команду «Создать эскиз» любым из способов, которые были рассмотрены в данной статье. Например из контекстной панели
В открывшемся эскизе строим окружность произвольного размера. Центр окружности размещаем в начале координат. Для построения окружности используем команду «Окружность»
После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.
Непосредственно из эскиза переходим на операцию выдавливания, запустив команду «Элемент выдавливания»
На Панели параметров задаем Расстояние = 60 и Угол = 4 (если у угла нужно сменить направление, то нажимаем «Сменить направление» ), нажимаем «Создать объект» или колесо мыши. В итоге получаем:
Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.
В эскизе выполняем построение четырех окружностей. Как вариант начертить 1 шт., а остальные получить командой «Зеркально отразить».
Для построения окружности используем команду «Окружность»
После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.
Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.
Построим в эскизе оси симметрии, которые необходимы нам для симметричного переноса построенной окружности. Оси построим командой отрезок, со стилем линии «Осевая». Длина отрезков не играет роли, главное получить одну горизонтальную ось и одну вертикальную. Точка привязки осей- начало координат.
Берем команду «Отрезок»
На Панели параметров ставим стиль линии «Осевая»
Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.
Выполнив вспомогательные построения перейдем непосредственно к получению копий. Выделим окружность и запустим с инструментальной панели Изменение геометрии команду «Зеркально отразить»
Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:
Прервем команду, выделим уже обе окружности (удерживая клавишу Ctrl или Shift), вновь запустим команду «Зеркально отразить» и укажем вторую из построенных осей (если вначале указывали вертикальную ось, то теперь укажем горизонтальную). Получим еще 2 копии, эскиз будет выглядеть так:
Не выходя из эскиза, запустим команду «Вырезать выдавливанием» с инструментальной панели Элементы
На Панели параметров сменим способ на «через все»
Нажмем кнопку «Создать объект» или подтвердим команду нажатием на колесо мыши.
В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями
Аналогично будет построено центральное отверстие. Из особенностей — отверстие не сквозное, поэтому на Панели параметров команды «Вырезать выдавливанием» нужно будет указывать конкретное расстояние, в нашем случае это 60 мм.
На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз
В Эскизе строим окружность диаметром 50 мм., центр окружности привязываем к началу координат. Стиль линии — «основная». Если у Вас с прошлой операции построения осей стиль линии остался «осевая», то необходимо изменить его на Панели параметров
Не выходя из эскиза запускаем команду «Вырезать выдавливанием» и на Панели параметров указываем глубину выдавливания 60 мм.
После указания параметров нажимаем «Создать объект» или подтверждаем команду нажатием на колесо мыши.
Деталь должна выглядеть следующим образом:
Осталось указать на детали скругления и фаски.
Выбираем команду «Скругление» с инструментальной панели Элементы тела
Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:
Для удобства указания ребер, чтобы не крутить модель можно было перейти в режим отображения «Каркас»
Деталь будет выглядеть в виде скелета и указывать невидимые в режиме «Полутоновое» ребра
В дальнейшем можно перейти обратно на полутоновое отображение или выполнять построения дальше в «Каркасе». Мы перейдем обратно в «Полутоновое»
Выполним скругление верхних ребер основания и ребра между основанием и усеченным конусом. Для этого запустим вновь команду «Скругление» на Панели параметров зададим радиус 5 мм. и укажем необходимые ребра:
Верхние ребра основания представляют собой замкнутый контур и расположены они по касательной друг к другу, поэтому можно указать только одно из ребер. Подтвердим построения кнопкой «Создать объект» или нажатием на колесо мыши.
Осталось построить фаски, но данное построение оставим Вам в качестве домашней работы. Скажу только, что фаска строится аналогично скруглению — также нужно указывать ребра, а вместо радиуса задавать длину и угол или длины двух катетов фаски. Сама команда находится в расширенном списке команды «Скругление»