Как сделать категорирование транспортных средств
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) – особая процедура получения разрешительной документации, направленной на соблюдение требований ФЗ от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях обеспечения от актов незаконного вмешательства, а также безопасности жизни и здоровья граждан. ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы противоправных деяний и их возможных последствий.
Под транспортной безопасностью понимается состояние (степень) защищенности объектов автомобильной инфраструктуры и ТС от противоправных действий, в том числе террористических актов, угрожающих деятельности транспортного комплекса, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Обеспечение транспортной безопасности в сфере автотранспорта возлагается на Федеральное дорожное агентство – Росавтодор.
К объектам транспортной инфраструктуры относятся автомобильные вокзалы и станции, таксопарки, участки автомобильных дорог, а также иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.
Процедуру категорирования в обязательном порядке проходят следующее транспортные средства:
Список ТС, не подлежащих обязательному категорированию согласно Приказу Минтранса от 23.07.2014 г. №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта»:
Пример заполнения таблицы для подачи документов:
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной безопасности устанавливаются и определяются Приказом Минтранса от 21.02.2011 г. №62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».
Законодательство выделяет 4 категории объектов транспортной безопасности, которые определяются по следующим признакам:
В отношении ОТИ и дорожного хозяйства:
Значение категории ОТИ | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры |
Первая | Шесть и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ |
Вторая | От трех до пяти совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ |
Третья | Не более двух совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ |
Четвертая | Не зафиксировано ни одного совершенного и/или предотвращенного АНВ в отношении категорируемого ОТИ |
В отношении автомобильных транспортных средств:
Значение категории ТС | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых транспортных средств |
Первая | Пять и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от пяти и более на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС |
Вторая | Не более четырех совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также в случае от одного до четырех на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС |
Третья | Не зафиксировано совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС и/или однотипных (аналогичных) транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, и/или на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с субъектом Российской Федерации, в котором зарегистрировано ТС, а также на территории субъектов Российской Федерации по наиболее постоянному маршруту следования (маршруту движения) категорируемого ТС. |
По результату категорирования, субъекту ОТИ и ТС (юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели), присваивается категория с наивысшим показателем любого из приведенных критериев, вместе с этим, соответствующая информация вносится в реестр категорированных транспортных средств.
Результатом успешного прохождения процедуры категорирования ТС будет являться:
ПРИМЕР ГОТОВОГО КАТЕГОРИРОВАНИЯ АВТОБУСА:
Стоит обязательно учитывать, что Росавтодор проверяет всю информацию в отношении категорируемого ОТИ и ТС в течение 45 календарных дней. Если в документах, представленных для осуществления процедуры, будет отражена искаженная, недостоверная, либо не полная информация, заявитель получит отказ, а после устранения недостатков будет ждать такой же срок, и далеко не факт, что устранение недостатков послужит успешному получению уведомления о категорировании объекта автомобильной транспортной безопасности.
Документы, необходимые для прохождения категорирования ТС:
В связи с тем, что законодатель обозначает только общий перечень необходимых документов для получения уведомления о категорировании транспортного средства, рекомендуем заранее проконсультироваться со специалистами, либо придти лично на прием к инспектору Росавтодора по адресу: г. Москва, ул. Бочкова, д 4.
«За безопасность нужно платить, а за ее отсутствие – расплачиваться» © Уинстон Черчилль, британский политический деятель.
Какие штрафы за отсутствие?
Отсутствие уведомления о категорировании транспорта сулит владельцу административный штраф в размере от 3 до 100 тыс рублей; согласно ст. 11.15.1. КоАП РФ;
За повторное нарушение от 30 до 200 тыс рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение указанной статьи как юридические лица – т. е. им грозит максимально-возможный штраф.
КАТЕГОРИРОВАНИЕ – ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ!
Категорирование автобусов и других транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
Федеральный закон №16 «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года говорит о том, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию.
В связи с этим у организаций и индивидуальных предпринимателей возникают вопросы по поводу того, нужно ли категорировать те или иные автомобили или автобусы. В этой статье будут рассмотрены нормативные документы, дающие ответ на данный вопрос.
Какие ТС подлежат категорированию?
В первую очередь обратимся к статье 1 закона «О транспортной безопасности», в которой расшифровываются основные понятия. В том числе и понятие транспортное средство:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
Таким образом, категорированию подлежат 3 группы транспортных средств:
Причем в данном пункте транспортные средства не делятся на легковые автомобили, грузовики и автобусы. То есть из закона следует, что категорирование нужно в том числе и на легковые автомобили. На самом деле это не так и уточняющий нормативный документ будет рассмотрен ниже.
Обратите внимание, в приведенный выше список не попадают перевозки для собственных нужд организации. То есть если автобус возит пассажиров для собственных нужд, то на него нужно получить лицензию, но категорирование не требуется.
Перечень исключений, не подлежащих категорированию
Внимание! Приказ Минтранса №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 23.07.2014, который предусматривал перечень исключений, утратил силу 31 января 2021 года.
Новый Приказ Минтранса №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 28.08.2020 не содержит аналогичного перечня. То есть в 2021 году исключений нет.
До 31 января 2021 года можно было обратиться к Приказу Минтранса №196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» от 23.07.2014.
II. Транспортные средства
Транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу
Транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг
Автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов
Транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе
До 2021 года в перечень исключений входили следующие транспортные средства:
Примечание. Грузовые автомобили категории В, которые также могут использоваться в качестве такси, в перечень исключений не попадали, т.к. они относятся к категории N1.
Нужно ли проходить категорирование перед получением лицензии?
С 1 марта 2019 года действует новое Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, которое подробно рассмотрено в отдельной статье:
Если говорить коротко, то лицензию теперь должны получать все организации, эксплуатирующие автобусы.
После введения данного документа у водителей и организаций стали возникать вопросы по поводу того, нужно ли проходить категорирование перед получением лицензии. Вопрос возникает из-за того, что в старом Положении о лицензировании, которое утратило силу 1 марта, подобное требование, действительно, было.
Тем не менее, если в организации есть автобус для регулярных перевозок или перевозок по заказам, который не попадает в приведенный выше список исключений, то такой автобус должен быть включен в реестр категорированных объектов.
Как сделать категорирование транспортных средств
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2020 г. № 1595 “Об утверждении Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры”
В соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 2020 г. N 1595
Правила
категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры
1. Настоящие Правила устанавливают порядок категорирования и количество категорий объектов транспортной инфраструктуры.
3. Задачей категорирования объектов транспортной инфраструктуры является отнесение компетентным органом каждого объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию, к одной из категорий.
6. По результатам категорирования объекту транспортной инфраструктуры присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования.
7. В случае изменения показателей критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования, на основании представленной субъектами транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации меняется значение категории, присвоенной объекту транспортной инфраструктуры.
9. Процедура категорирования объектов транспортной инфраструктуры состоит из следующих этапов:
а) представление субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган заявления о проведении категорирования, содержащего в себе сведения об объекте транспортной инфраструктуры и о субъекте транспортной инфраструктуры, предусмотренные порядком ведения реестра, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования;
б) проверка при необходимости компетентным органом указанной в подпункте «а» настоящего пункта информации путем межведомственного взаимодействия с государственными органами и организациями, владеющими такой информацией, и получения при необходимости дополнительной информации от субъектов транспортной инфраструктуры;
в) на основании оценки представленных субъектом транспортной инфраструктуры заявления и информации, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, компетентный орган принимает решение о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры и уведомляет субъекта транспортной инфраструктуры о принятом решении в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления.
10. Заявление и информация, указанные в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, представляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган на бумажном носителе, подписанном руководителем субъекта транспортной инфраструктуры (либо уполномоченным им лицом) и заверенном печатью (при ее наличии).
11. В целях оказания методической помощи субъектам транспортной инфраструктуры по представлению заявления и информации, указанных в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, компетентный орган разрабатывает соответствующие методические рекомендации по оформлению и заполнению заявления, которые размещаются на официальном сайте компетентного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
12. Основанием для отказа в присвоении (изменении) категории объекту транспортной инфраструктуры является представление в компетентный орган заявления и информации, указанных в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, не в полном объеме, а также представление недостоверной информации, необходимой для категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
13. В случае изменения показателей критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования, влекущих за собой изменение ранее присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры, субъектом транспортной инфраструктуры незамедлительно представляется в компетентный орган заявление об изменении ранее присвоенной категории, содержащее оформленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил сведения об объекте транспортной инфраструктуры и о субъекте транспортной инфраструктуры, предусмотренные порядком ведения реестра, а также полную и достоверную информацию о количественных показателях критериев категорирования, влекущих изменение категории, предусмотренных порядком установления критериев категорирования.
После выполнения процедур, предусмотренных подпунктом «б» пункта 9 настоящих Правил, компетентный орган принимает решение об изменении (либо отказе в изменении) ранее присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры и уведомляет субъекта транспортной инфраструктуры о принятом решении в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления.
При изменении категории объекта транспортной инфраструктуры на основании принятого решения об изменении категории объекта транспортной инфраструктуры вносятся изменения в реестр в соответствии с порядком ведения реестра.
14. Уведомление об отказе в присвоении (изменении) категории объекту транспортной инфраструктуры направляется субъекту транспортной инфраструктуры незамедлительно после принятия соответствующего решения.
Уведомление о присвоении (изменении) категории объекту транспортной инфраструктуры направляется субъекту транспортной инфраструктуры совместно с уведомлением о включении (внесении изменений) в реестр.
Указанные уведомления направляются субъекту транспортной инфраструктуры в электронном и письменном виде по фактическому адресу субъекта транспортной инфраструктуры и по адресу электронной почты, указанным в заявлениях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 9 и абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, с одновременным размещением на официальном сайте компетентного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обзор документа
Объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию. В связи с этим Правительство РФ установило:
— максимальное количество категорий;
— условия изменения категорий;
— основания для отказа в установлении (изменении) категорий.