Как сделать кавказский национальный костюм

Народный костюм Северного Кавказа

Древняя история жителей Северного Кавказа тесно связана с ираноязычными племенами аланов, тюркоязычными кыпчаками (половцами) и булгарами, жившими в этих краях по соседству. Они образовали народности карачаевцев и балкарцев, говорящих в наши дни на одном языке. Этническое родство связывало балкарцев и с осетинами — носителями древней кобанской культуры, которых грузины называли осами. Так появилось в русском языке название «осетины».

Как сделать кавказский национальный костюм

Карачаевцы, балкарцы и осетины в Средние века входили в мощное государство Алания, существовавшее до XIII в. Кабардинцы, адыгейцы и черкесы — коренное население севера и северо-запада Кавказа — называют себя общим именем «адыгэ» и составляют единую адыгскую общность. Кабардинцев и черкесов объединяют общая культура, традиции и язык — кабардино-черкесский (язык адыгейцев является близкородственным). Кабарда, образованная в XV в. в Центральном Предкавказье, три столетия держала в зависимости князей соседних кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, абазин, осетин, чеченцев, ингушей. Потому неудивительно, что именно этот народ являлся законодателем мод на большей части Северного Кавказа.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубахуплатье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Как сделать кавказский национальный костюм

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвескилопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Как сделать кавказский национальный костюм

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.

Как сделать кавказский национальный костюм

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.

Обувь

Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.

Источник

Кавказская национальная одежда

Кавказ — географический регион, который охватывает территории: России, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Азербайджана и Армении.

Особенности и традиции народов Кавказа хорошо отражены в так называемом кавказском стиле одежды. Национальный костюм – это совокупность сходных черт культуры и быта народов Кавказа, которые сложились за длительное время.

Мои куколки в костюмах народов Кавказа

Грузинки:

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Армянки:

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Азербайджанки

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Осетинки:

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Как сделать кавказский национальный костюм

Кавказская женская одежда

Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. По фасону женский костюм был похож на мужской – платье было сходно с мужской «черкеской», также и в верхней одежде – куртка на вате была похожа на мужской «бешмет».

Главная национальная кавказская одежда женщин называется, как и у большинства народностей, платьем. Верхняя одежда представлена кафтаном. В женском костюме, безусловно, присутствовало большее разнообразие, чем в мужском, да и декор более богатый.

По своей сути, национальная одежда кавказских народов носит много общих черт, что говорит об общности традиций и эстетического восприятия народов Кавказа.

Материалы и отделка

Для пошива платьев небогатые кавказские женщины использовали домотканое сукно, которое отличалось высоким качеством. Одежда кавказских девушек высшего сословия шилась из привезенных дорогих материалов – шелка, атласа, бархата. Так как фасон платья предполагал расширенную книзу пышную юбку, то на пошив одного платья уходило более пяти метров материала.

Девицы из богатых семей начинали обучаться искусству прикладного характера с пятилетнего возраста. Они учились вышивке золотом и жемчугом, плетению различных видов тесьмы.

Источник

Газырь, без преувеличения, уникальный национальный атрибут народов Кавказа. Разве что казаки, у которых парадной формой является черкеска, тоже используют этот предмет в своем наряде. И все же родиной необычного украшения вполне обоснованно считается горный Кавказ.

Как сделать кавказский национальный костюм

Прошлое и настоящее газырей

Составляющие элементы кремневых «патронов»

Первые «гильзы» представляли собой трубочки из дерева или камыша (реже полностью серебряные), высота которых составляла около 10 см. Конечно, внутри они были полыми. После «загрузки» меры пороха, отверстия затыкали либо тряпочкой, либо шерстью. Верхушки газырей отделывали колпачками, которые как раз и «торчали» из кармашков черкески, украшая одежду.

Вот эти-то колпачки и сделали «гильзы» популярными. И пусть сегодня газырь представляет собой всего лишь деревянную палочку – имитацию старинного патрона, но украшение ее – колпачок – заслуживает отдельного разговора.

Колпачок-наперсток

В зависимости от материального положения владельца черкески, колпачки, которые крепятся на газыри выполняют из:

Кости моржовой или слоновой.

Рогов буйвола или тура.

Металла – железа, меди или серебра.

Но даже недорогой материал подвергают дополнительной обработке, гравировке, придавая этому особое значение. Казалось бы, небольшой элемент, высотой всего 2,5 – 3см в диаметре около 1,5 см, тем не менее, играет главную роль в отделке одежды.

Как изготовить газыри в домашних условиях

Самый простой способ сделать металлические газыри в домашних условиях, это чеканка. Для работы нужно будет приобрести чеканы – специальные инструменты, с помощью которых выдавливаются различные узоры на металле. Овладеть основами данного ремесла можно буквально за несколько дней, но чтобы превратить его в искусство уйдет немало времени.

Собственно чеканка включает несколько этапов работы:

Переводите узор с бумаги на металл. Покрываете его гуашью с мылом, а затем через копировку аккуратно наносите узор, чтобы на всех колпачках он был одинаковым.

Надеваете заготовку на заранее изготовленную подставку и хорошо нагреваете, чтобы металл стал более податливым. Надо греть именно металлическую подставку, чтобы она передавала тепло заготовке.

Выбираете нужные чеканы и по контурам рисунка наносите узор.

Правите изделие деревянным чеканом.

Шлифуете готовый газырь.

Повторяете процесс со всеми заготовками.

Так как колпачки газырей имеют небольшие размеры, инструменты для нее тоже нужны соответствующие. Работа с ними будет достаточно тонкой, кропотливой, требующей хорошего зрения и твердой руки. Кроме чеканки можно покрывать газыри гравировкой, чернением, наносить узоры красками и цветным лаком. Причем разные способы отделки вполне можно и комбинировать, что часто кавказские ювелиры и делают.

Когда колпачки готовы, делают сам «патрон», а так как сейчас он выполняет чисто декоративные функции и полым ему быть не обязательно, вырежьте его просто из дерева. Единственное, что требуется – качественная и красивая древесина без сучков, которую можно покрыть лаком или просто отполировать, чтобы дерево стало гладким, приятным на ощупь и показало свою структуру во всей красе.

Работы мастеров

Вниманию истинных ценителей кавказской атрибутики в магазине представлены газыри ручной работы, выполненные из:

Также здесь имеются недорогие деревянные палочки для изготовления почти настоящих кавказских газырей своими руками. Хотите попробовать – действуйте. Но помните, что знатоки сразу отличат изделия, выполненные мастерами из Кабардино-Балкарии и Дагестана от тех, что предложит их вниманию новичок-любитель. Особый «почерк», своя манера, свой узор с кавказским орнаментом отличают профессионалов. Убедиться в этом не сложно – заходите в магазин Али Аскерова и наслаждайтесь творениями. Конечно, горячее желание, упорство и время (при наличии таланта) когда-нибудь и вас превратят в мастера.

О далеких перспективах

Скажем сразу, что сделать красивые газыри своими руками с первой попытки у вас вряд ли получится. Поэтому, если перед вами стоит задача создать костюм настоящего горца, покупайте готовый вариант «древних патронов». Тогда газыри станут достойным украшением черкески и придадут ей законченный вид.

Другое дело, если вы загорелись желанием научиться делать кавказский декор самостоятельно, чтобы впоследствии поставить производство «на поток». Тогда запаситесь терпением и начинайте с теории. Изучите орнаменты горцев Кавказа, найдите возможность посетить мастер-класс профессионалов, закупите материал и – творите.

Любопытная информация

Как сделать кавказский национальный костюм

Было время, когда газыри носили не только на черкеске, но и на ремне в специальной сумке и на поясе. Но все же прижился именно тот вариант, который дошел до наших времен. Интересно, что крышечки газырей внешне напоминают наперстки для шитья, иногда их ошибочно используют не по назначению. Древние патроны сегодня украшают не только классическую одежду горцев-мужчин. Платья, декорированные этим кавказским атрибутом, с удовольствием носят и современные женщины.

Источник

Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности

Как сделать кавказский национальный костюм

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Женский дагестанский костюм
Заказать пошив женского кавказского костюма можно на этой странице

Дагестан – это больше 70 народностей – аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями – браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды – красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

Как сделать кавказский национальный костюмКак сделать кавказский национальный костюмКак сделать кавказский национальный костюм

Дагестанские национальные платья
Заказать национальные платья народов Кавказа вы можете на этой странице

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах – многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана – аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью – эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Как сделать кавказский национальный костюмКак сделать кавказский национальный костюмКак сделать кавказский национальный костюм
Как сделать кавказский национальный костюм

Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали. Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком. Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.

Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.

Как сделать кавказский национальный костюм

Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны. На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками. Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.

Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов. Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары. В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.

Как сделать кавказский национальный костюм

Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.

Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах. А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок. Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.

Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.

В магазине «Этно-Шоп» вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *