Как сделать казацкий чуб
Усы казака
Усы казака уже давно вошли в историю, они являются неотъемлемой частью образа сильного, волевого, мужественного человека. Казачья борода встречается чуть реже, не имеет столь четкого стиля, хотя тоже является узнаваемым казачьим атрибутом. Любой вид усов требует от человека особого внимания, заботы, постоянного ухода, поддержания формы.
Немного истории
Казаки вели свою военную и обычную жизнь, как другие люди тех времен: имели семью, растили детей, возделывали поля, ходили на службу. Растительность, обрамляющая область над верхней губой, прикрывающая линию подбородка, присутствовала в казачьих поселениях у всех мужчин. Не носили ее только те люди, генетические особенности которых не позволяли им обзавестись вожделенным аксессуаром.
Во времена становления казачества, страной правил Петр Первый, взявший курс на Европу. Для казаков имелись некие поблажки, в отличие от бояр, служащих, которым было приказано брить бороды, казаки имели право самостоятельно принимать решение подобное решение.
Этот народ носил развивающиеся усы, напоминающие своей формой, размах крыльев хищного пернатого. Сбривание их считалось настоящим предательством, сигналом к тому, что человек принял решение выйти из казачьих рядов.
Когда казак, помимо усов, отращивал бороду, это свидетельствовало о том, что он обзавелся женой.
Что символизируют усы казака
Чуб носили не все, для молодежи он находился под строгим запретом, ведь парни еще не участвовали в войнах, не заработали грехи за убийства. Считалось, что после смерти, казаки попадут в ад, только за чуб их мог схватить Господь, чтобы достать из геенны огненной, если они были достойны подобного спасения.
Усы имели такое значение:
Если представитель такого рода не имел данного атрибута, его считали предателем, изгоняли из общества.
Как выглядят фото
Казачий образ, обязательно включающий в себя усы, узнаваем издалека. Ознакомиться с характерными стрижками, образом жизни, особым колоритом, национальными традициями, можно на фотографиях.
Как отрастить и ухаживать за казачьими усами
Не все люди, принявшие решение отращивать волосы на лице, быстро достигают желаемого. Даже после нескольких недель полного отказа от бритья, их лица покрывает лишь легкий пушок или отдельно торчащие волоски.
Длительное отсутствие активного роста бороды – признак заболевания, чтобы выявить его, необходимо обратиться к специалисту.
Причины медленного роста бороды:
Чтобы разобраться, как быстро появятся волосы, обрамляющие подбородок, линию верхней губы, нужно рассмотреть основные этапы ее роста.
Для ускорения роста усов, необходимо:
Рациону питания необходимо уделить особое внимание. Он должен включать в себя:
Отращивание казацкого атрибута ничем не отличается, от попыток получить любую другую форму усов.
Специалисты рекомендуют соблюдать ряд правил:
Любой вид усов требует внимания, постоянного ухода, регулярных стрижек. Правильно созданная форма казацких усов подчеркнет мужество, волю, силу их обладателя, привлечет восхищенные женские взгляды.
Почему воины казаки носили длинные чубы?
В восприятии многих образы казаков неразрывно связаны с образами храбрых и свободолюбивых мужчин-воинов с суровым воинственным взглядом, статной выправкой, длинными усами и чубами, с серьгами в ушах, в папахах и в широких шароварах, что действительно вполне исторически достоверно.
Немного из истории казачества.
В описании известного арабского историка, географа и путешественника Абу-Аль-Хасана Масуди (896-956 гг.), сказано:
«За царством аланов находится народ, называемый кашак (касак) и живущий между горой Кабх (Кавказ) и Румским (Чёрным) морем».
В 9—10 веках арабы называли Чёрное море Русским морем.
Страбон записал название народа, как «кос-саки», а область их проживания называлась «область саков», то есть скифов, ведь, персы называли скифов «саками».
Геродот сообщает, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили сарабары, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.)
Сарабары — широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки. Скифы заправляли сарабары в сапоги. В греческом языке нет шипящих звуков «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаровары» он записывает, как «сарабары» — казацкие широкие штаны, благополучно дожившие до наших времён, и дополняющие традиционный казацкий костюм.
Интересны характерные причёски Свебов, союза родственных племён, живших с I века до н. э. по VI в. н. э., по описанию географа Птолемея, на побережье Свебского моря (Балтийское море) и Венедского (Славянского) залива, примыкающего к побережью Восточной Прибалтики. Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ».
Судя по данным археологии и ономастики, значительная часть населения Свебов тесно связано с этногенезом славян.
После набега викингов на Линдисфарн в 793 году англосаксонский монах и учёный Алкуин (Alcuin) написал письмо с предупреждением королю Этельреду Нортумбрийскому о том, что он и его дворяне скопировали причёску и одежду скандинавов.
Причёска викингов — длинный чуб, и бритый затылок
В письме «брату Эдварду», Элфрик (Ælfric) жаловался на то, что местная знать перенимает языческие обряды викингов «отказываясь от английских обычаев» и «носите причёску, ослепляющую глаза.» Вероятно, имеется ввиду популярная в Англии в раннем средневековье причёска викингов: длинный чуб, ниспадающий с макушки головы, на один глаз, и, таким образом, «ослепляющий» глаз.
Стражники герцога Вильгельма Нормандского с чубами и бритыми затылками (справа)
Викинги-воины-норманны на гобелене Байе изображены с бритыми затылками и без волос на шеях.
Хроника тринадцатого века, приписываемая Джону Уоллингфорду (John of Wallingford; ум. 1258 г.), описывает, как викинги, живущие в Англии, смогли соблазнить различных англосаксонских женщин благодаря их модным причёскам и укладке волос и бородам:
«По обыкновению своей страны они каждый день расчёсывали волосы, каждую субботу мылись, часто меняли одежду, и с помощью многих таких легкомысленных приёмов привлекали к себе людей. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и смогли убедить дочерей даже знати быть их наложницами.»
Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные «украины» и присоединялись к казачьим общинам, становились вольными казаками.
В результате образовались крупные вольные казачьи войска: Запорожское, Донское, Волгское, и за Уралом — Яицкое казачье войско. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что «его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки«.
В XVII — XVIII веках государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания казаков следовали одно за другим, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков всё же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.
3 июля 1787 года князь Григорий Потёмкин представил императрице Екатерине II бывших запорожских старшин, которые поднесли императрице прошение о восстановлении войска Запорожского. С октября 1787 г. Г.А. Потёмкин именовал вольную «запорожскую команду» численностью 600 человек «войском верных казаков», а полное его наименование было «Ея Императорского Величества войско верных Черноморских казаков». Особые воинские подразделения — пластуны — казачий спецназ, выполнял широкий спектр сложных и опасных воинских задач – от разведки до диверсий в тылу врага.
За всю историю южно-русского казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества, защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, «прославившиеся» грабительскими набегами, убийствами и поджогами, о которых стараются не вспоминать.
«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,— красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об славе, отваге, удали и мужестве русских казаков, с которыми пришлось воевать французам.
Казаки сыграли ведущую роль в развитии русской государственности, сформировали богатейшие воинские традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный казачий воинский кодекс чести.
Зачем казаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе?
Длинные чубы-оселедцы носили старые казаки, опытные воины, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были элементом образа воина-казака, и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, совершившие множество прегрешений перед Богом и загубившие в боях немало жизней были приговорены после смерти – «гореть в аду». Среди казаков ходило поверье, что Господь смилуется и вытащит грешника из адского пламени за чуб. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.
Молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа воина-казака «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению им боевого опыта.
Носить чуб нужно было так, чтобы тот ниспадал на левую сторону, иногда перекрывая левый глаз. Казаки, профессиональные воины, считали, что чуб может смахивать нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть казака на безбожие.
Чуб-оселедец был отличительным признаком и особым талисманом настоящего воина-казака, который не забыл о вере и осознаёт все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и не возможно было бы казаку ожидать от Господа спасения из ада.
Изготовленные из серебра серьги в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Серебряная серьга в ухе казака несла информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе воина означала, что казак был единственным сыном в семье. Серьга в правом ухе казака, указывала на то, что ее владелец – последний мужчина в своём роду. Бывали случаи, когда серьги казак носил серьгу и в правом, и и в левом ухе — это означало, что он единственный и последний мужчина в семье и в роду.
Во все времена воины казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений.
Все эти качества и привлекали к южно-русским казакам российской «украины» особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.
Зачем казаки носили хохлы
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Зачем казаки носили чубы и серьги
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.
Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.
Для чего казаки носили чуб на голове
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Казак Мамай
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Зачем казаки носили серьгу в ухе
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.