Как сделать киберспортивную форму
Как открыть бизнес в киберспорте и не облажаться. Опыт Павла Голубева
К чему быть готовым, если вы решили делать бизнес в киберспорте. Реальным опытом поделился Павел Голубев, директор по развитию холдинга Cyberspace.
Но у киберспорта есть ряд особенностей, которые стоит учитывать, если вы решили сделать бизнес на этом рынке. Это перспективный и интересный рынок, поэтому мы создали киберспортивную арену. Но всё не так просто. Делимся своим опытом с читателями Cossa.
Разберитесь, что происходит на рынке киберспорта
Для начала важно понимать, что человеку, далёкому от игр, будет не так просто разобраться во всех тонкостях взаимодействия с клиентами и заказчиками. Перед тем как пытаться открыть собственный бизнес, лучше поработать в этой сфере в качестве наёмного работника, понять процессы изнутри и набраться опыта. Также есть несколько важных исследований и рейтингов, которые стоит изучить. Это отчёты аналитических агентств — Newzoo, SuperData, PwC — и данные по популярным сейчас играм — например, топы Twitch от Gamoloco.
Data-driven без чепухи: спецпроект для практиков
Коллеги из E-Promo объясняют, как data-driven подход помогает проектировать сильные маркетинговые стратегии:
2021 — год умного маркетинга, заряженного технологиями и большими данными, не отставайте →
Видео из отчёта PwC
Появление на рынке Cyberspace — это не спонтанный, а продуманный шаг: руководство нашей материнской компании, которая занимается продажей электроники и компьютерного оборудования, изучало очередной отчёт по продажам и обратило внимание на то, что при общем снижении спроса на электронику сегмент производительного компьютерного железа продолжает расти. То есть люди играют! И пока не планируют останавливаться.
Конечно, чтобы превратиться из куколки в бабочку, идее потребовалось время. Основатели Cyberspace собирались в баре после работы и обсуждали с коллегами, как здорово было раньше проводить время в компьютерных клубах с друзьями. Однако сам формат клубов практически исчерпал себя в начале 2000-х, поэтому нужно было что-то новое, но на понятном фундаменте.
Если времени изучать рынок нет, и хочется открывать бизнес «здесь и сейчас», то необходимо найти себе подходящего ментора или партнёра, который поможет на первых этапах учесть «подводные камни» и настроить процессы взаимодействия клиентов с вашим продуктом. Стоит уделить внимание и формированию релевантной команды.
В Cyberspace мы пережили несколько этапов массового подбора персонала и пришли к выводу: даже суперпрофессионалу необходим игровой бэкграунд, чтобы он смог оперативно влиться в происходящее.
Вполне нормальная практика, если HR на собеседовании поинтересуется, играете ли вы или насколько осведомлены об индустрии в целом. Однако бывают и обратные ситуации, когда соискатель на первый план выводит именно своё увлечение. Как пример: молодой человек 25 лет в первой строчке резюме указывает, что имеет 20-летний игровой опыт. Это, безусловно, прекрасно, но не главное и не самое важное.
Тонкий момент: кроме знания своего профиля, нужно понимать, что происходило в индустрии и куда она движется. Поэтому наш HR играет в League of Legends в свободное от работы время, а игровой стаж ключевых сотрудников, определяющих стратегию развития проекта, насчитывает годы, а порой десятки лет.
Выберите, чем хотите заниматься
Каков будет ваш продукт? В игровой индустрии практически невозможно эффективно захватить все сегменты рынка единовременно: даже гиганты типа Activision Blizzard свою Blizzard Arena открыли далеко не сразу.
Blizzard Arena, фото: Blizzard
Поэтому очень важно определиться с направлением, которое будет основным на начальном этапе и станет вашим фундаментом при развитии бизнеса. Это может быть разработка игровых продуктов, киберспорт, издательская деятельность, дистрибуция, игровые медиа, локализация продуктов на рынках распространения и другое.
Когда мы задумывали холдинг Cyberspace, то сосредоточили своё внимание на создании офлайн-площадки, где посетителям будет доступна вариативность гейминга — место для проведения досуга и популяризации индустрии в целом. Это позволило напрямую общаться с клиентами, для которых обычно комфортной средой является онлайн: мы перетянули их ближе к себе, познакомились с ними лично и создали место для сбора комьюнити.
Поймите, что вам нужно много денег
Какой бы сегмент видеоигрового рынка вы не выбрали, в любом случае понадобится высокопроизводительная техника. Это относится как к непосредственно рабочим компьютерам, так и к другому техническому обеспечению. Разработка игр — мощные ПК для работы и тестирования, локализация — студия и опять мощные ПК, игровое медиа — несколько игровых платформ для рецензирования игр и проведения стримов, киберспорт — снова мощные игровые ПК и периферия.
Здесь может быть несколько путей решения вопроса: использование собственных денег, кредитование, поиск инвесторов и спонсоров, партнёрские договорённости для снижения финансовой нагрузки. В случае с Cyberspace мы использовали сразу несколько источников для обеспечения интерактивно-развлекательного комплекса более чем сотней мощных ПК, собственной студией и профессиональной системой освещения и коммуникаций. На сцене флагманского комплекса у нас стоят игровые капсулы с топовыми видеокартами GeForce GTX 1080 (8 Гб), 16 Гб оперативной памяти, мониторами ASUS ROG: PG258Q (240 Гц) и креслами DX Racer. Стоимость такого места достигает 200 тысяч ₽.
Для нас первым инвестором стала материнская компания. После чего мы развивали партнёрство с известными брендами-производителями. Первое время было непросто убедить партнёров в целесообразности и эффективности вложений в зарождающийся проект, так как индустрия молода, а успешных кейсов к 2016 году были единицы. Здесь нам очень помог наш индивидуальный подход к каждому партнёру и политика истинной взаимовыгодности. Мы стремимся к тому, чтобы партнёр действительно получал результат, который ему необходим, а не просто работаем «на себя».
Их техника представлена у нас на площадке, что позволяет партнёрам получить прямой контакт с потенциальными покупателями и укреплять имидж киберспортивного и прогрессивного бренда. А для нас это минимизация издержек и лучший сервис для посетителей. Бо́льшую часть оборудования предоставили партнёры, так что основные траты пришлись на закупку светового и звукового оборудования.
Будьте готовы искать нестандартные решения
Игровое комьюнити жаждет «хлеба и зрелищ», как и все клиенты. Однако в коммуникации с любителями игр очень важную роль играет ваша способность погрузиться в тему, интерпретировать её под свой продукт. Например, изучив отзывы и комментарии наших посетителей, мы поняли, что люди хотели бы видеть турнир по игре PlayerUnknown’s Battlegrounds — до этого в России никто не проводил такие LAN-соревнования.
Чтобы понять, что интересно вашей аудитории, важно читать фидбек по каждой активности и анализировать его. Например, мы устраиваем турнир по Counter Strike, а люди в комментариях спрашивают «когда пубг?». Мы анонсируем ивент по Fortnite, и в обсуждении уже появляются шутки на тему противостояния с PUBG, а комьюнити развивает дискуссию о том, какой battle royale лучше. На первый взгляд, это может показаться мелочью, но это важно. И «услышать», что именно хотят видеть клиенты, не такая сложная задача, если подойти к ней серьёзно.
Мы понимали, что быть первыми в России — очень ответственная задача, и решили организовать что-то действительно запоминающееся для фанатов игры. При подготовке мероприятия нам было важно достать качественные чугунные сковородки. Если вы не в курсе, почему и зачем, то завоевать лояльность этой аудитории не выйдет. Ключевой мем игры PUBG не стоит дорого, но принесёт положительные эмоции всем участникам турнира. Параллельно велись поиски металлических бочек. В ходе мозгового штурма родилась идея креативной фотозоны, и в итоге наш event-менеджер закупал инвентарь на Avito. Все эти странные манипуляции нужны были для того, чтобы участники чувствовали себя уютно. Если есть важные детали в виртуальном мире, которые радуют или наоборот очень злят игроков, то важно их учитывать в коммуникации, создавая таким образом эмоциональную связь с вашей аудиторией.
Любите своё комьюнити
В игровой индустрии особое внимание уделите SMM, ведь этой аудитории комфортно в соцсетях.
В своей практике мы изучали все доступные каналы коммуникации и пришли к выводу, что наиболее эффективные коммуникационные платформы в этом бизнесе — ВКонтакте и Twitch. За рубежом существуют и другие популярные у игровой аудитории сервисы, где компании общаются напрямую с пользователями, например Reddit, но для России они не так актуальны.
Если вернуться к кейсу с PUBG, то стоит отметить: мы узнали о желаниях посетителей именно из социальных сетей. Наша практика показывает, что лояльность достигается благодаря отработке каждого вопроса или комментария индивидуально. Например, вы можете написать в комментариях к любому посту в паблике Cyberspace предложение по улучшению сервиса или какое-то замечание. И будьте уверены, что в рабочее время наш сммщик оперативно ответит на комментарий и обязательно даст фидбек по вопросу, а не пришлет отписку.
Это важно, ведь доверие — ключевая характеристика отношений с клиентом в сфере видеоигр. Именно доверие даст вам возможность безболезненно пережить кризис, если вы допустите ошибку. Например, компания Bungie завоевала доверие миллионов пользователей, выпуская качественные игры под брендом Halo, однако сейчас у них есть спорные моменты в рамках нового продукта Destiny 2. Даже в такой ситуации комьюнити — это тот фундамент, который помогает компании работать над ошибками и становиться лучше. Bungie слушают фанатов игры и стараются не обмануть их доверие, редактируя продукт с самого релиза. Тем временем, игроки в Destiny 2 не оставляют надежду увидеть лучшее решение в будущем, продолжая приносить деньги разработчикам.
Изучите ваших конкурентов и нишу, в которой они работают
Под луной ничто не ново: велика вероятность, что та бизнес-идея, которую вы вынашиваете в голове, уже реализована другой компанией. Если мы говорим о площадках для проведения игровых мероприятий, то современные комплексы, как наш Cyberspace, — это переосмысление идеи компьютерных клубов конца 90-х и начала нулевых. Задумывая наш комплекс, мы понимали, что хотим создать арену, где можно не только поиграть в игры, но и провести масштабные мероприятия. Поэтому солидную часть комплекса занимают зрительный зал и сцена — так мы выделяемся на фоне конкурентов. И благодаря этому мы можем предложить потенциальному заказчику больше возможностей для интеграции, а наша студия трансляции позволяет нам отработать мероприятие не только на площадке, но и в онлайне.
Сегодня всё чаще проводятся конференции игровой и киберспортивной индустрии, и вопросы площадок и инфраструктуры поднимаются на них всё чаще. Наши спикеры уже не раз раз выступали на таких активностях, потому что мы знаем рынок и чем он живёт. Поэтому мы можем предлагать что-то новое, а также знаем, в чём наши сильные стороны по сравнению с другими площадками и компаниями.
Благотворительные матчи в FIFA, «домашний» турнир adidas и новые форматы для блогеров: как киберспорт стал главным развлечением карантина
Во время карантина киберспорт стал как никогда актуальным. Настолько, что вместо стадионов профессиональные спортсмены соревновались дома за приставкой, а спортивный бренд adidas запустил проект #Hometeam с дистанционными тренировками, интервью, а также серией киберфутбольных матчей в симулятор EA SPORTS — FIFA 20 с участием амбассадоров бренда. Одним из них стал Герман *El Classico* — игрок-создатель блогерской команды «Амкал», которая собирает тысячи болельщиков по всей стране, летает в другие города и страны, играет на стадионах против профессиональных футболистов, ездит на брендированном автобусе и отличается от офлайн-клубов вроде «Спартака» и «Локомотива» открытостью и активностью в соцсетях (к слову, аудитория игроков «Амкала» в YouTube больше, чем у клубов Российской премьер-лиги).
В основе главного кайфа лежит как раз киберспорт. Во‑первых, Герман сам начинал с того, что играл в футбольный симулятор FIFA и выкладывал ролики со своими успехами у себя на канале. Во‑вторых, его «Амкал» — это любительская команда блогеров, которые либо снимают процесс игры в FIFA и выкладывают на YouTube, либо стримят игру на Twitch (самая популярная площадка для прямых трансляций игр. — Esquire). Другими словами, в «Амкале» полно фиферов — парней, которые, сидя в игровом кресле, покупают виртуальных дорогих футболистов, нервно празднуют голы на камеру и строят свои выпуски вокруг футбольной игры.
Итак, киберспорт. Почему его становится все больше в нашей жизни и как стать жителем этого виртуального мира? Рассказывает Герман *El Classico*.
Киберспорт может стать профессией?
Увлечение компьютерными играми называют киберспортом, когда в них играют профессионально: не только для удовольствия, но и для того, чтобы максимально прокачать скилл в игре и заработать реальный гонорар (от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей — зависит от уровня турнира и его спонсора).
Любители FIFA не просто сидят на диване и нажимают кнопки, а ищут баги — особенности игры: понимают, под каким углом подходить к чужим воротам и в какой момент нажимать определенные кнопки. Они заучивают комбинации, тренируются — все как у офлайн-спортсменов. Как обычные футболисты ездят на матчи Лиги чемпионов и чемпионаты мира, так и любители игр посещают кибертурниры — по FIFA, стрелялкам Counter-Strike и PUBG и другим играм. И в награду за победу получают уже не виртуальные, а самые настоящие призовые, которые намного больше зарплаты офисного сотрудника с графиком пять-два.
Как понять, что вы талантливы и готовы к киберспорту?
В любой игре выбирайте онлайн-режим, где вы сможете играть с незнакомыми пользователями. Потренировавшись несколько дней, оцените, насколько у вас получается, насколько вы скилловый (как бы сказали киберспортсмены). Если вы «выносите» всех в своем подъезде, доме или классе, то пора сходить на какой-нибудь локальный турнир вашего района, округа или университета на 12−15 участников и с призовым фондом около 5−10 тысяч рублей (вдруг в качестве подарка будет еще геймпад?). Попробуйте выиграть его.
Получилось? Можно думать об отборе на всероссийские турниры, которые организуют спонсоры, букмекеры и другие большие компании. Так я попал на финал киберспортивного турнира в Казани, куда приехали лучшие со всей страны. Я занял третье место и удивился: изначально я относился к происходящему легко — «О, прикольно сыграл пару матчей!», но по факту я был внутри Yota Arena с девяти утра до трех часов ночи и раз в час играл по одному-два матча. Нервы, напряжение — в общем, сложно.
В качестве подготовки смотрите на профессионалов: почитайте их биографии, узнайте, с каких игр и на каких устройствах они начинали. Все это необходимо не только для кайфа от процесса игры, но и для изучения. Киберспорт похож на шахматы — важно не нервничать и выстраивать свою стратегию.
Если видите у себя предпосылки к киберспорту — для вас есть много гайдов на YouTube и курсов от профессиональных киберспортсменов, которые раскрывают секреты игры. С ними легче превратиться из плохого игрока в среднего, а из среднего — в очень крутого. Тренировки + онлайн-гайды — этого достаточно.
В FIFA мой проводник — это Антон Klenoff, просто царь, сильный игрок. Он участвует как раз в киберспортивных турнирах и из года в год на стримах и в видео рассказывает о лайфхаках, где и как лучше двигаться и нажимать на кнопки. Совсем недавно он создал интересный курс «Как прокачать скилл в FIFA». Я слежу, мне интересно — особенно после вылета из «Кубка Фиферов» (медийного турнира, рассчитанного на блогеров, снимающих FIFA). Тогда я загорелся идеей: «Надо срочно пойти на курс от Клена».
Что необходимо киберспортсмену-новичку?
Приставка и удобный монитор лично под вас. Желательно, чтобы это был не просто телевизор у бабушки, а именно монитор с удобным углом для восприятия игры. Еще интернет: не раздача Wi-Fi, а полноценный кабель. Wi-Fi должен быть в любом доме, а протянуть шнур уже не так сложно — он продается в любом магазине электроники. Сходил, установил — и все.
Вот и все основные вложения, остальное зависит от вас и ваших психологических фишек. У киберспортсменов бывают любимый геймпад, любимая команда для игры («Реал», «Ювентус», «Манчестер Юнайтед» или «Локомотив») — этих фишек достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. Плюс секрет настроя у каждого свой: кому-то нужна пауза, кто-то любит играть в наушниках, закрываясь от остальных, другие же садятся так, чтобы слышать все происходящее вокруг.
Вопрос от бабушки с телевизором. Глаза не устают от постоянной нагрузки?
Киберспортсмену, как и офисному сотруднику, важно понимать: если он сам не будет следить за своим здоровьем, никто не сделает это за него. Отвлекайтесь каждый час от монитора, разминайте глаза, чередуя направление зрения. Это необходимо, чтобы глаза как минимум не убились за короткий промежуток времени. Еще подумайте о мониторе — существуют модели, которые меньше вредят и выпускают меньше лучей. Лично я пользуюсь очками без диоптрий, которые поглощают эти лучи.
Переход в онлайн и кибертурниры вместо живого футбола — это выход для спорта во время карантина? Как заинтересовать людей онлайн-полем?
Изначальная идея «Амкала» и вообще футбольных блогеров — показывать внутряк футбольной команды. Понятно, что ролики с играми набирают больше просмотров и лайков, но мы показываем абсолютно все. Кто-то не пришел на тренировку или с кем-то поругался — показываем. Что говорит тренер в раздевалке — показываем. Показываем всех после побед и после поражений. Вне зависимости от того, какой у нас эмоциональный настрой, что у кого случилось и вообще как мы живем в команде — мы показываем все от и до.
Во время карантина не было ни матчей, ни тренировок, ни встреч. Поэтому здорово зашел проект #Hometeam от adidas, когда я и другие представители бренда играли в FIFA: развлекали запертых дома людей, поднимали настроение себе и аудитории, не давали им заскучать. Так что да — карантин точно сделал киберспорт более актуальным, а конкретно меня — еще и более решительным.
Я понял, что теперь нужно следить не только за офлайном, но и за онлайном. Как показала самоизоляция, не всегда есть возможность выйти на поле, но при этом нужно сохранять зрительский интерес. Так что необходимо делать интересный контент даже из разговора по скайпу и киберспортивных матчей. Звучит сумбурно, но я мыслил именно так.
Сохранять этот интерес — самое сложное. За годы зритель уже привык к качественному контенту, который снят масштабно: на хороших стадионах, с профессиональной техникой, с кучей людей. Когда таких возможностей вдруг больше нет, ты снимаешь с другом на одну камеру на штативе — качество сразу теряется, а у зрителя появляется ощущение, что ты ему продаешь более тяжелый контент.
С другой стороны, были и хорошие моменты. На карантине проходило много благотворительных кибертурниров: деньги на помощь врачам собирали звезды мирового футбола (Агуэро и Хамес), а фанаты ЦСКА рубились в CS: GO. «Амкал» это вдохновило на благотворительный матч (мы придумали и договорились с российским футбольным союзом РФС): мы играли в настоящий футбол со сборной врачей и сделали донатную ссылку, с помощью которой собирали деньги и отправляли в Русфонд на помощь врачам и региональным клиникам.
Наш матч состоял из достаточно жесткой борьбы на поле — эти фрагменты попали в ролик. Подписчики отреагировали так: «Ага, вот там один врач прыгнул в ноги, поэтому жертвовать мы не хотим». Мы пытались донести до зрителей, что донаты с матча «Амкала» и сборной врачей достанутся не конкретно врачам, с которыми мы играем, а в целом пойдут на помощь российским больницам, особенно в регионах.
Так или иначе, мы собрали не очень большую и не очень маленькую сумму. До нас в фонд поступило всего 60 тысяч рублей. С нами — плюс 40.
Начать делать что-то новое всегда страшно. Как поверить в себя, если хочется попробовать свои силы в киберспорте?
У вас точно получится. Главное — хотеть, наслаждаться процессом, а потом кайфовать от того, как круто поменялась ваша жизнь. Один киберфутбольный турнир комментировал известный журналист Константин Генич. Я дико улетел с его комментирования (весело, звонко, активно), мы сфотографировались — я выложил фото в инстаграм.
Прошло полтора года, идет матч «Амкала» и «Матч ТВ»: все на нервах, постоянно толкаются и ссорятся. Я тогда руководил командой (не мог играть из-за перелома), и после проигрыша «Амкала» мы с Геничем кричали друг на друга, когда он вдруг замолчал и сказал: «Где-то я тебя уже видел». Я и вспомнил, что мы полтора года назад виделись на турнире.