Как сделать кино на телефоне
Как снять кино на смартфон: первые шаги
Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева
Кино — это не про камеру, а про эмоцию
Снятые на мобильный телефон фильмы активно завоевывают себе нишу в большом кино. Примеры тому — «Не в себе» и «Птица высокого полета» Стивена Содерберга, «Мандарин» Шона Бейкера, короткометражки «Снег, пар, железо» Зака Снайдера и «Detour» Мишеля Гондри. Из известных российских фильмов, снятых на мобильный телефон — «Фагот» Бориса Гуца.
Я часто доказываю коллегам, что кино как вид искусства — оно не про камеры, а про манеру подачи. В фотографии автор передает эмоцию при помощи статичного изображения, фильм — это та же эмоция, только в движении. Поэтому не обязательно снимать кино на камеру.
Короткометражный фильм «Снег, пар, железо» Зака Снайдера
Еще один стереотип: хороший контент — значит дорогой, для съемок нужно много «железок» и сопутствующего оборудования. Я как бывший телевизионщик ответственно заявляю: это не так. Зачастую необходим только грамотный подход. Почти все современные смартфоны хорошо снимают, поэтому только от вас зависит, насколько классным получится ваш фильм.
Конечно, если вы позовете художника или колориста и покажете им подряд два кадра, с профессиональной камеры и с iPhone, во втором они увидят множество огрехов. Но не забывайте, что ваш фильм будут смотреть обычные люди, которые ничего не понимают в видеосъемке и не знают про баланс белого: приходят подростки в кинотеатр — и им либо нравится кино, либо нет. А с помощью телефона вы можете передать на экране те же самые эмоции, что и при съемке на профессиональную камеру.
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
У телефона есть важные плюсы: он портативный, незаметный и всегда с собой. Каждый, кто когда-нибудь снимал в общественном месте, знает: окружающие не воспринимают смартфон как камеру, поэтому никто банально не обращает на вас внимания. Как правило, кино — это совокупность труда творческих и талантливых людей, собравшихся на съемочной площадке. Но вы можете снимать и в одиночку.
Аксессуары
Самый важный инструмент для любого оператора — это штатив. Купите видеоштатив, если только начинаете снимать видео на смартфон. Как отличить видеоштатив от фотоштатива? У видеоштатива плавно ходит голова.
Фото: Martin Appleby
Конечно, вместо штатива вы можете использовать любые предметы, которые есть под рукой, например, коробку из IKEA, кафельную плитку или книгу. Другое дело, что в случае с коммерческой съемкой заказчику важно понимать, что вы тратите его деньги на профессиональное оборудование, а не занимаетесь кустарничеством. Помните также о свете: он необходим любой камере. Понятно, что светильника, который висит у вас в офисе или в квартире не хватит для полноценной съемки.
Чем меньше камера — тем сильнее тряска. Маленький вес телефона становится минусом в момент съемки. Многие используют плечевой упор, чтобы утяжелить телефон и тем самым сделать движения более плавными. Некоторые покупают также электронные стабилизаторы, которые стоят несколько дороже. Среди производителей стабилизаторов, советую три бренда: DJI, Moza и JL.
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
Но помните, что устройства не снимут фильм за вас. Оператор — вы, а не камера и не стабилизатор. Поэтому если вы только начинаете снимать, тренируйтесь осуществлять с камерой простые движения. Чтобы стабилизировать изображение, перемещайтесь на полусогнутых ногах, зафиксировав тем самым верхнюю часть своего тела. Это забавно смотрится со стороны (особенно если вы снимаете в публичном пространстве), но снятое вами видео выглядит при этом более профессиональным. Анализируйте, получается у вас или нет, и делайте работу над ошибками. Не вешайте «железки» пока не научитесь снимать.
Мобильные приложения для съемки
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
При съемке на смартфон не стоит использовать стандартные приложения камер: они не дают правильно настроить параметры видео, и «на выходе» сильно ухудшают его качество. Есть пара хороших приложений для съемки видео, которые я хочу посоветовать.
FiLMIC Pro — самая удобная программа для съемки видео на смартфоне. Она есть и на Android, и на iOS; все озвученные выше популярные картины были сняты именно на FiLMIC Pro. Правда, по меркам мобильного приложения, FiLMIC Pro стоит достаточно дорого. Ключевое преимущество другой программы, Pro Movie (есть только на iOS) — это небольшая цена.
Интерфейс приложения FiLMIC Pro
И в FiLMIC Pro, и в Pro Movie вы можете настроить фокус, выставить shutter, ISO, баланс белого, разрешение и frame rate (для более «киношного» изображения выбирайте 24 кадра в секунду, или можете побаловаться со slow motion). Задайте хорошее качество съемки — и делайте с видео что угодно на этапе постпродакшна.
Мобильные приложения для монтажа
LumaFusion / Фото: скриншот
Adobe Premiere Rush / Фото: скриншот
Продвижение фильма
Артур Михеев, оператор и режиссер / Фото: Юлия Шиманская
10 лучших приложений для создания фильмов
2 min
Всё больше и больше людей снимают фильмы на смартфонах. И это уже не шутки, а серьёзный процесс. Большинство современных флагманов снимают видео в 4K. Не Голливуд, конечно, но съёмка фильмов на устройствах Android вполне возможна.
Есть некоторые приложения, которые могут в этом помочь. Вот лучшие приложения для кинематографистов на Android!
ActionDirector и PowerDirector
ActionDirector и PowerDirector – два из самых популярных видеоредакторов для Android. ActionDirector – это более простое приложение. Вы можете записывать видео, добавлять фильтры и эффекты ускоренного или замедленного движения. PowerDirector – более традиционный видеоредактор. Вы можете импортировать файлы, вырезать их, объединять, редактировать их различными способами, а затем экспортировать полный проект. Он лучше работает на больших экранах, таких как у планшетов.
Adobe Premiere Clip (и другие приложения)
В Adobe есть множество мобильных приложений. Это включает в себя популярные инструменты для разработки, такие как Lightroom, пару приложений для Photoshop и легкий видеоредактор Adobe Premiere Clip. Честно говоря, Premiere Clip показывает средний уровень, как для мобильного видеоредактора. Приложение может делать основы, но не предоставляет столько функций, как, например, PowerDirector. Тем не менее, он интегрируется с настольной версией Premiere Pro (и After Effects) с подпиской Adobe Creative Cloud.
Mark – Clapperboard Simplified
Mark – Clapperboard Simplified – это мобильная версия Clapperboard. Программа имеет множество функций, которые вам нужны в таком приложении. Оно также поддерживает время/дату и многое другое. Полноценный clapperboard, возможно, лучше, но это приложение также более чем приемлемо. Кроме того, оно бесплатное.
Редактор сценария DubScript
На мобильных устройствах имеется множество текстовых редакторов, включая Google Docs, Microsoft Word и многие другие. Тем не менее, авантюрный писатель может захотеть попробовать DubScript. Это простой текстовый редактор, который выводит материал в формат сценария без лишней работы. Он использует разметку «Fountain». Приложение также поддерживает FDX, PDF, HTML и работает с облачными принтерами. В общем, Google Docs или Microsoft Word на мобильных устройствах предназначены для большинства пользователей, но это приложение ориентировано специально на сценаристов.
Easy Release
Как можно догадаться, это приложение используется для релиза готовых работ. Оно поддерживает 17 языков. Заполненные формы могут быть загружены на Google Диск или Dropbox в формате PDF или JPEG. В основном, оно используется для фотографии. Тем не менее, оно может быть полезно и для кинематографистов.
FiLMiC Pro
FiLMiC Pro – очень популярное приложение на iOS. Оно также доступно и на Android. Это тяжелое приложение для видеокамеры с множеством функций. Оно включает в себя функциональное ручное управление, поддержку до 240 FPS, гистограмму, монитор сигналов и многое другое. На поддерживаемых устройствах доступны дополнительные функции за дополнительную плату. Вы даже получаете стороннюю аппаратную поддержку.
Это довольно серьёзное приложение. Однако у него, похоже, есть ошибки и проблемы со стабильностью. Возможно, это будет исправлено с обновлениями. Мы настоятельно рекомендуем попробовать ознакомительную версию приложения, чтобы убедиться, что приложение нормально работает на вашем устройстве.
KineMaster
KineMaster – ещё одно отличное приложение-видеоредактор на Android. Оно поддерживает работу с временной шкалой, а также несколько слоёв, видеоэффекты, отличные элементы управления обрезкой, переходы и многое другое. Оно также имеет некоторые продвинутые функции, такие как LUT-фильтры, Хромакей, 3D-переходы и прочее. Приложение очень удобно для планшетов, но с ним можно работать и на смартфоне.
Снимаем кино на смартфон: программы для операторов
«Цифровая Москва» запустила серию текстов о том, как снять фильм на смартфон. В прошлом материале мы рассказали, что нужно знать, чтобы правильно выбрать гаджет, и поговорили об оборудовании, которое пригодится во время съемок. В этом обзоре – тема «как снимать, чтобы вышло, как в кино», а именно – об операторском мастерстве и программах-помощниках.
Приложения
Редактирование и обработка материала обычно проходит на этапе постпродакшна – когда уже все снято, осталось только смонтировать, произвести, если нужно, цветокоррекцию, добавить звук (интершум, речь и т.д.). Все это делается на завершающем этапе, когда работать в специальных программах уже предстоит с готовым материалом, который «как сняли, так уж сняли». При этом постпродакшн может занять довольно много времени, если, например, есть какие-то претензии к качеству снятого: ведь экран смартфона очень маленький и на нем трудно разглядеть все недочеты сразу. О некоторых из них приходится узнавать постфактум, когда уже изменить ничего нельзя (например, актер покинул город, страну, планету). Но отчаиваться не стоит. Разработчики уже давно придумали программы, которые способны упростить продакшн для двух наиболее популярных платформ – Android и iOS. Есть платные и бесплатные, но это тот самый случай, когда экономия вряд ли уместна.
Android
Приложение для гаджетов под управлением Android, которое предназначено для операторов и режиссеров. Здесь вам предоставят электронную хлопушку, справочные таблицы по камерам и объективам. Также в нем есть инструменты для подбора оптики и многое другое. Стоимость программы – 732 рубля.
Эта программа выполняет функцию хлопушки совершенно бесплатно. С ее помощью режиссер способен вести журнал отснятого материала и следить за хронометражом.
С помощью этого приложения можно создавать полиэкранные эффекты, «кадр в кадре», а также сочетание фото- и видеоконтента. Например, снимок можно встроить в ролик так, чтобы картинка двигалась по направлению к зрителю или наоборот, удалялась от него. Используя диктофон, к видео можно добавлять комментарии.
Если у вас тематическая съемка, то в этом приложении пользователям доступно 25 тем, запись можно оформить хоть в формате выпуска новостей на телевидении. Важное замечание: в бесплатной версии приложения ролики отмечаются при экспорте водяным знаком. Еще программа отличается не только высокими требованиями к операционной системе, но и к производительности чипсета и некоторым другим параметрам.
Как и почти во всех других приложениях, часть контента является платной. В программе применяется технология MotionMatch с виртуальными переводными изображениями, которые способны добавить реалистичное движение во время съемок.
iOS
Здесь фильтры применяются прямо в момент записи. Всего в арсенале оператора оказывается более 100 эффектов и различных фильтров. Кроме того, есть такая необходимая вещь, как регулировка баланса белого, насыщенности, выравнивания, контраста яркости и соотношения сторон. Однако это придется делать вручную: автоматический режим для таких тонкостей в программе не предусмотрен. Подойдет для тех, кто не хочет заниматься цветокоррекцией на постпродакшне.
Создано специально для таймлапс-фото, которое можно превратить в видеоролик. В нем можно делать фильмы в режиме серийной съемки. Частоту кадров можно настроить самостоятельно (от одного до 60). Кроме того, можно установить качество видео в формате 4K или фото (RAW), а также такие вещи, как способ съемки, выдержка (от ¼ до 5) и многое другое.
В этой программе есть возможность вручную регулировать точки экспозиции и фокуса, а также качество видео, включать подсветку во время съемки и многое другое. Функционал в этом приложении достаточно большой. FiLMiC Pro позволяет увеличить объекты в 4 раза в реальном времени, программа имеет такие инструменты, как аудиометры, гистограмму и использует метод наложения с различными форматами кадра. Сохранять исходники можно в медиатеку iPhone или в отдельный каталог FiLMiC Pro. Приложение будет работать на устройствах с версией iOS не ниже 6.1.
Одна из наиболее мощных программ, которая способна записывать видео на iPhone. В ней можно переключаться между камерами во время съемки, менять разрешение, количество кадров, а также ориентацию экрана, изменять видео и аудио компрессию. Помимо этого, в MoviePro есть возможность раздельной блокировки экспозиции фокуса и баланса белого. Также программа позволяет записывать не сжатый формат видео. Ее можно скачать за 459 рублей.
Для тех, кто до сих пор предпочитает пленку «цифре»: это приложение для iPhone способно превратить смартфон в 8-миллиметровую видеокамеру. В программе доступны ретро-звуки: например, можно добавить на видео звук щелкающего проектора. Также можно создавать комбинации из ретро-объективов. Видео можно сделать в формате Super 8, Clear, Flickering Frame, Spotlight, Light Leak, Color Fringing или Classic и пленки (1920, Noir, 60s, 70s, Sakura, XPro, Siena, Pela, Indigo и Tuscan).
К слову, эта программа была использована для съемки документального фильма «В поисках Сахарного Человека» шведского режиссера Малика Бенджеллуля. За этот фильм автор получил премию «Оскар». В интервью режиссер отмечал, что кадры, полученные с помощью этого приложения, очень похожи на те, что можно получить во время съемки на пленочную камеру Super 8.
Эта программа умеет преобразовать фотографии в видео с частотой 24 кадра в секунду в разрешении 4K (3840х2160 и 3264×2448). Что касается звука, то он пишется отдельно, а затем его можно синхронизировать с отснятым материалом. В этой программе есть все, что нужно и даже больше: ролик можно смонтировать, добавить титры, наложить аудиодорожки, воспользоваться эффектами. Кроме того, из кадров можно прямо в приложении изготовить постер для фильма и тут же его распечатать. В связи с большим арсеналом возможностей программа оказалась требовательной: Vizzywig 4K поддерживает версию iOS 7.0 и выше.
Мы описали все лишь часть возможных вариантов программ для съемки видео и улучшения качества изображения. На самом деле их больше, хотя в основном они обладают очень ограниченными возможностями в отличие от тех, которые приведены в этой подборке. К сожалению, программы для «киношников» в основном рассчитаны на пользователей iOS-устройств.
Если вы решили снимать на Android, но при этом не нашли подходящую программу – ничего страшного, монтаж никто не отменял. Именно во время него все можно исправить (ну или почти все). В следующем материале мы расскажем о приложениях и программах на стационарные устройства для склейки.
Снимаем кино на смартфон: как выбрать необходимое оборудование
С появлением видеосервисов съемка на телефон давно перешла из разряда любительской в полупрофессиональные: при желании на гаджет можно снять полноценный фильм, тем более что современное оборудование позволяет это сделать. Для смартфонов выпускают штативы, объективы и другие приспособления, которые помогают сделать съемку более профессиональной.
«Цифровая Москва» подготовила серию текстов о том, что может пригодиться тому, кто хочет сделать из своего гаджета проводника в мир кино. Сегодня речь пойдет о специальном оборудовании.
Что нужно знать о камерах смартфонов
Здесь следует сразу оговориться, что выбор между смартфоном и планшетом всегда стоит на стороне первого: он меньшего размера, у него, как правило, лучшего качества камера, ну и самое, пожалуй, главное – для того, чтобы снять действительно качественный продукт (если у вас, конечно, не стоит задача снимать фильм в жанре мокьюментари с трясущейся в руках камерой как будто от нервного тика оператора), вам вероятнее всего понадобятся специальные предметы – держатели, которые намного легче найти на небольшое устройство вроде смартфона, чем на планшет.
Итак, какие параметры надо учитывать при выборе гаджета:
Первое, что нужно знать – это то, что качество изображения не зависит от количества мегапикселей. Показатель их влияет на разрешение:
Матрицы бывают: 1/4″, 1/3,2″, 1/3″, 1/2,8″, 1/2,6″, 1/2,4″, 1/2,3″. Пригодными для хорошей съемки считаются смартфоны, в которых установлены матрицы от 1/3″ и до 1/2,3″ ( как перечислены по порядку в линейке). Уменьшение пикселя до 1 Мкм позволило улучшить детализацию в матрице 1/3″ при ярком освещении. Но здесь следует учитывать тот факт, что в такие гаджеты будут хуже приспособлены к условиям плохой освещенности. То есть при покупке гаджета всегда обращайте внимание на размер матрицы. Например, в iPhone 5s/6 ее размер 1/3″ при разрешении 8 Мп не уступит по качеству изображения смартфонам с разрешением 13 и 16 Мп.
Если у вас устройство фирмы Xiaomi, то, скорее всего, матрица у гаджета имеет размер 1/2,8″ (большая часть смартфонов этой фирмы имеет такой размер матрицы).
Отдельно стоит сказать о «камерофонах» – смартфонах, которые имеют максимально хорошее качество съемки. К ним обычно относят девайсы с матрицами 1/2,4″, 1/2,3″. В таких смартфонах производители умело сочетают мегапиксели и размеры матрицы, что позволяет обеспечить детализацию без потери четкости.
Впрочем, следует помнить, что размер матрицы влияет на фокусное расстояние. И чем больше матрица, тем она выше, а изделие толще. Это значит, что если вы планируете снимать видео высокой четкости, то, скорее всего, придется отказаться от сверхтонкого гаджета.
Еще один параметр, на который нужно обратить внимание – это диафрагма.
Диафрагменное число обозначается буквой f – например, f/2.0, f/3.5. Не вдаваясь в тонкости, советуем выбирать фотомодуль с наименьшим диафрагменным числом: чем оно меньше, тем больше света проходит через объектив и тем легче снимать при недостатке света.
Фото: m24.ru/ Дмитрий Бевза
Как выбрать подходящий гаджет
В настоящее время смартфонов, в которые встроены хорошие камеры, достаточно много. Их выпускают как топовые корпорации, так и не слишком известные фирмы – конкуренция всех заставляет идти вперед. Но при выборе гаджета (если вы его еще не купили), следует не забывать про несколько вещей:
Да, последние модели смартфонов Samsung, Apple, Xiaomi, ZTE, Sony действительно обладают хорошими техническими возможностями. Среди профессионалов споры насчет того, где камеры лучше снимают, не утихают. На многих из новинок 2017 года можно это делать и без дополнительных объективов, и без оптических стабилизаторов, что значительно упрощает процесс.
К слову, без дополнительных стабилизаторов можно было обойтись уже в модели iPhone 6 и более ранних моделях Samsung и Xiaomi. Но здесь следует учитывать, какие программы для постпродакшн видео вообще есть для операционных систем этих смартфонов, чтобы потом, потратив деньги на какой-нибудь дорогой флагман, не стало «мучительно больно». Об этих программах мы обязательно напишем, расскажем, что к чему подходит, и какой эффект дает, в наших следующих материалах, а пока вы можете почитать обзоры «Цифровой Москвы» на некоторые из новинок этого года и популярные смартфоны конца прошлого:
Еще один немаловажный пункт: флагманские гаджеты с одинаковыми матрицами и хорошей оптикой могут выдавать разный результат. И причиной этому становится постобработка фото- и видеоматериалов.
Крупные компании чаще всего заботятся о том, чтобы на устройствах стоял качественный софт (это удовольствие не из дешевых), а вот многие китайские производители перекрывают недостатки программного обеспечения более продвинутым железом, которое в нашем «киношном» случае не на первом месте. Хотя скорее всего в ближайшем будущем они возьмутся устранять этот недочет.
Штатив
Удерживающие устройства для смартфонов бывают разные: это и моноподы (к ним относятся и стики для селфи), и триподы, и так называемые «держатели».
Наиболее привычный вариант штатива: удобен в случае, если требуется четкая фиксация гаджета с определенного ракурса. Такие штативы используются операторами во время съемки новостных репортажей на телевидении. Переносить треногу не так уж удобно. Они бывают разной высоты: от 13 см (настольный) и в среднем до полутора метров (напольный). С помощью ручки, которая, как правило, предусмотрена, смартфон можно поворачивать, не снимая со штатива.
Лучше всего покупать штатив на трех «ногах» вместе с моноподом: чаще всего производители не делают выдвижные конструкции, а предлагают использовать монопод для увеличения высоты. Однако в этом есть свои недостатки: часто в штативах для смартфонов не предусмотрена регулировка высоты. Гаджет увеличивает расстояние от поверхности на конкретные сантиметры.
Кроме того, что моноподы могут служить удлинителями для штативов-триподов, они могут работать и самостоятельно. Если вы снимаете фильм, где допустима легкая тряска, но гораздо важнее возможность оператора быть мобильным, то монопод – это то, что нужно. С моноподом легко менять точки съемки, ракурсы, с ним не нужно тратить время на сборку (как в случае с «треногой»).
Селфи-палка – это другое название монопода. На некоторых из них размещается зеркало, благодаря которому сразу видно, какой кадр получится. Удобно в случае, когда актеров излишне волнует, как они выглядят на камеру.
Их сейчас появилось огромное количество: гибкие, головные, с дистанционным управлением и даже «ленивый». Крепятся держатели к какой-либо поверхности вроде стола. Расскажем пару слов о каждом из них.
Налобный или головной держатель – в нем может возникнуть необходимость, когда требуется съемка от первого лица. Гаджет фиксируются на специальном кронштейне, а экшн-камера размещается выше уровнем непосредственно на голове человека. Благодаря этому устройству возможна трансляция снятого на смартфон по принципу работы видеорегистратора: все, что видит экшн-камера, наблюдает и носитель гаджета.
Дистанционный держатель позволит с помощью пульта управления дать команду о начале фото или видеосъемки. Удаленно доступна еще одна функция: смартфон сможет снимать, поворачиваясь на 360 градусов под нужным углом.
«Ленивый» держатель для съемок фильма почти бесполезен, если вы, конечно, не снимаете блог или фильм о блогерах. Такое приспособление можно закрепить в удобном положении и делать, например, обзор, так как держатель-тунеядец предназначен для съемки анфас.
Объектив
Обычно в арсенале оператора их несколько: есть дешевые на китайских сайтах, есть и более дорогие. Они бывают на прищепках или на держателях-штативах, что тоже удобно.
Есть универсальные объективы-прищепки вроде Clip Lens, которые подходят на 90% смартфонов, а есть те, которые создаются под конкретную марку или модель. У прищепок, как правило, предусмотрены несколько видов насадок: Macro (дает десятикратное увеличение), FishEye (захватывает панораму, сильно искажая пространство и обеспечивая «замыливание») и Wide Angle (широкоугольный). На самом деле насадок еще больше, но специалисты советуют подбирать для своего смартфона объектив, который подойдет именно под вашу модель.
Фото: m24.ru/Сергей Блохин
Стабилизатор
Кстати, что касается стабилизаторов изображения, то сразу оговоримся,что под этим словосочетанием чаще всего подразумевают общее наименование всех частей камеры, осуществляющих стабилизацию изображения. Например, когда речь идет о смартфонах, то здесь речь идет об оптической стабилизации, которая встроена в камеру и позволяет не делать «смазанные» картинки. Раньше для гаджетов требовались специальные приспособления, однако в современных устройствах камеры самостоятельно справляются с этой задачей.
Если же под стабилизацией вы подразумеваете отсутствие «шевеленки» (тряски) камеры в буквальном смысле, то тогда аксессуаром-стабилизатором становится специальный штатив – стедикам, который пригодится, если вы задумали снять что-то особенное в движении, или оператор вынужден много перемещаться при непрерывной съемке, но изображение при этом не должно страдать.
К слову, стедикам – название для конструкции не самое верное, так как приспособления под этим именем имеет право выпускать только фирма Tiffen, которая зарегистрировала торговую марку Steadicam. Однако в кинематографе это слово давно используется для обозначения съемки со свободным движением стабилизированной камеры. Таким образом стедикам – это сложно устроенный штатив.
Итак, стедикамы бывают индивидуальные – брендовые, предназначенные только под один вид гаджета-смартфон, или универсальные – на них можно использовать не только телефоны под разными брендами, но также экшн-камеру.
При выборе кроме прочих характеристик и цены обязательно следует обращать внимание на устройства с противовесом: часто его не хватает, и оборудование приходится нагружать дополнительно. Средняя цена стедикама – от 2,5 тысячи рублей.
Свет
Любые вспомогательные приборы, которые используются при съемке кинокамерой, подойдут и во время съемки со смартфона. Однако в случае, если снимать приходится в ограниченном пространстве (например, в маленькой комнате), где трудно было бы разместить большой объект и в придачу осветителя к нему, здесь на помощь придут специальные портативные подстветки, которые можно размещать на поверхности и подвешивать при необходимости за специальную ножку.
Накопитель
Память смартфона – вещь не бесконечная, особенно, если речь идет о гаджетах Apple. Например, устройство с памятью 16 Гб хватит на небольшой промежуток времени, так как в действительности, например, на том же iPhone 6s только 12 Гб доступны для хранения данных. И если вы решите снимать видео в формате 4К, то одна минута в конечном итоге занимает 375 Мб, а значит на выходе свободной памяти устройства (если вы откажетесь от установки приложений, загрузки и хранения фотографий) хватит только на 32 минуты видео.
Если у вас гаджет с небольшим объемом памяти, то прежде чем начать снимать, следует посчитать, сколько времени у вас есть на то, чтобы делать это беспрерывно. В списке ниже мы привели примерные расчеты:
Стоит запастись жестким диском, куда вы будете скидывать отснятое, или специальным флеш-накопителем. Накопители нужно воткнуть в разъем для вашей зарядки. Со второй стороны эти устройства имеют usb-штекер. Использование накопителя позволит быстро переносить данные на компьютер. Память у таких «флешек» составляет в среднем от 8 до 32 Гб.
Звук
Позаботиться о звуке следует заранее. Можно воспользоваться «живым» естественным звуком, но вероятность брака очень высока. Лишние шумы могут сильно мешать, если запись идет на одной аудиодорожке, и фильм может сильно потерять в качестве из-за искажений голоса, неправильного распределения между громкостью речи и интершумом. Поэтому если озвучка фильма не предусмотрена, то профессионалы советуют использовать рекордеры (устройства, предназначенные для записи входящего сигнала на физический носитель).
Звук пишется отдельно, и при монтаже громкость голоса героев можно регулировать отдельно от интершума. Их можно использовать как во время съемок, так и во время озвучки. Профессионалы никогда не полагаются записи звука «на шумовик» камеры (или в нашем случае на сам смартфон).
Экономия на звуке может стать ошибкой скупого, который заплатит дважды: потом придется весь фильм озвучивать отдельно на постпродакшне, а это долго и дорого. Что касается непосредственно выбора, то, здесь все зависит от предпочтений: есть популярные на телевидении микрофоны-«петлички», которые прячутся под одеждой ведущего и гостей (звук при этом записывается отдельно, но в кадре актеры громче не говорят), при этом в случае с петличками штекер подключается напрямую к гаджету, что может помешать съемке.
Это, пожалуй, общий список самого необходимого, что нужно знать об оборудовании для съемки фильма на смартфон. В следующем материале мы расскажем о специальных программах, которые помогут добиться настоящей «киношной» картинки.