Как сделать китайский фарфор
Китайский фарфор: история, технология изготовления, фарфор в Европе
Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.
История китайского фарфора
На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.
Технология изготовления фарфора
В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.
Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.
Фарфор в Европе
Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника Марко Поло, который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по «Великому Шёлковому пути» стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.
В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.
Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.
Интересное о Китае
Цивилизация древнего Китая подарила миру множество величайших изобретений и открытий, среди которых китайский фарфор. Этот вид керамики был открыт более трех тысячелетий назад, но и в наше время остается объектом всемирного культурного наследия. Рецепт изготовления фарфора держался в строжайшем секрете. Европейские шпионы неоднократно предпринимали попытки разгадать его тайну, но неудачно. Китайские императоры тщательно оберегали рецепт изготовления. Недаром путешественники платили большие суммы, чтобы купить ценнейшее «белое золото». Сегодня технология его производства доступна всему миру. Но по-прежнему китайские мастера делают образцовые изделия.
История китайского фарфора
Производство китайского фарфора начинается аж во 2 тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют раскопки в долине реки Хуанхэ. Но только спустя 15 веков уровень развития ремесла позволил начать масштабное изготовление фарфоровых изделий.
Примерно в 6-7 веках китайцы смогли получить белоснежный фарфор с тончайшим черепком. Предание рассказывает, что долгое время древний Китай оставался без подходящего материала. Например, нефрит был дорог, а дерево и глина отличались недолговечностью и низкими эстетическими свойствами. В конце концов, в провинции Цзянси была обнаружена горная порода. Она состояла из кварца и слюдяного минерала, и впоследствии ее назвали фарфоровым камнем.
С развитием городов в Китае начали появляться центры развития ремесла. Мастерские по созданию фарфоровых изделий возникли в Цзиндэчжене. Этот город стал столицей знаменитого фарфора. Здесь располагается его родина. Отсюда работы мастеров поставлялись напрямую в императорский двор. В наше время туристы посещают Цзиндэчжен, чтобы познакомиться с местами, где появился китайский фарфор, и узнать, из чего делали его. В древних рукописях его белоснежный цвет соотносили со снегом, твердость – с металлом, а тонкость – с бумагой. Период правления династии Тан (7-10 века) известен как время расцвета китайской цивилизации. В это время было получен первый настоящий фарфор. Тогда ремесленники начинают экспериментировать с ним. Они производят обжиг при разных температурах, что позволяет добиться разных цветовых тонов полученных изделий. На фоне присоединения новых территорий происходит сближение Китая с соседними государствами.
Активизируется и экономическая жизнь. Япония ведет торговлю по морю, а страны Ближнего Востока и Передней Азии – по Великому Шёлковому Пути. В то время и начали складываться предпосылки для знакомства всего мира с китайским фарфором.
Самыми ранними фарфоровыми изделиями считаются изящные, искусно расписанные, вытянутые кувшины. Голубая или зеленая ваза выразительно выступающими элементами, называемая в Старом Свете селадоном, надолго стала образцовым творением мастеров.
В период правления династий Сун и Юань китайский фарфор достигает наибольшего развития. В промышленных масштабах начинается производство кувшинов, расписываемых свинцовыми глазурями. Кстати, эти творения китайских мастеров впервые увидели европейцы. Их поразили очаровательный внешний вид, невиданное качество и разнообразие декора. Фарфор, называемый Chinawere, крайне ценился в Европе и стоил больших денег. Нередко европейские дамы нанизывали его кусочки на веревочку и носили как драгоценности. В дальнейшем производство фарфора окончательно разделилось на экспортное и внутреннее. В первом случае изысканные вазы, украшенные сервизы и блюда поставлялись в европейские государства. Они редко использовались в быту, но показывали богатство и влияние их обладателей. На внутренний рынок попадала фарфоровая посуда. Она изготавливалась для местной аристократии и императорского двора. Ежегодно для этих целей производились десятки тысяч блюд, тарелок, чашек.
Позднее в фарфоровые изделия стали добавляться золото, серебро, драгоценные минералы и камни. Совершенствовалась и технология производства, появлялись специальные печи. Расширяется использование не только минеральных, но и эмалевых красок для росписи фарфора.
В начале 18 века старинный способ окрашивания изделий в зеленоватый или голубой цвет начал уходить в прошлое. На смену ему пришла нежно-розоватая окраска. В 1743 году император Цяньлун из династии Цин раскрыл секрет изготовления фарфора в своих мемуарах.
Европейцы все это время пытались наладить производство собственных фарфоровых изделий. Однако изделия выходили хрупкими и грубыми, быстро теряли цвет. Ремесленники не могли создать такой же прочный и тонкий материал, как в Китае. И только в 18 веке немецкий алхимик Иоганн Бёгтер открыл технология производства фарфора. Это позволило начать изготовление этих керамических товаров.
Но в действительности массовый выпуск фарфора начался в 20 веке. Это произошло после того, как немецкий географ и геолог Фердинанд фон Рихтгофен вернулся в Европу из путешествия по Китаю. Там он посетил деревню Гаолин – место, которое теперь известно всем керамистам. Ученый обнаружил, что секрет долговечности и белизны фарфора заключался в каолине, который добывался неподалеку. Эта крайне прочная и огнеупорная глина при высокотемпературном обжиге превращалась в однородную и полупрозрачную массу. Она при этом не теряла форму, напротив, затвердевая.
Современный китайский фарфор почти всегда изготавливается на высокотехнологичных производствах. Однако и сегодня все желающие могут познакомиться с древним способом его выпуска. Это можно сделать неподалеку от Гаолина, где воссоздана небольшая мастерская.
Особенности производства
Поговорим о том, как делают знаменитый китайский фарфор. Его необыкновенное качество по большей части зависит от каолина, добыча которого производилась только в нескольких провинциях Китая. Вторым неотъемлемым ингредиентом была мельчайшая пудра «фарфорового камня». Перед использованием полученную смесь на несколько лет оставляли, что делало ее пластичной. Затем массу отбивали и отправили в печь, где производился высокотемпературный обжиг. Он менял физический состав получившихся изделий и делал их водостойкими, прочными и полупрозрачными. Этот процесс был трудоемким, поскольку одна фарфоровая ваза могла изготавливаться несколькими десятками мастеров.
Виды комбинаций для изготовления фарфоровых предметов:
В начале становления производства фарфора он не подвергался декорированию. Но к 17 веку мастера начали покрывать свои изделия эмалевыми красками. Важно, что фарфор покрывался несколькими разными слоями глазури. Это позволяло получить характерный матовый отблеск. Также в качестве красок для фарфоровых изделий применялись кобальт и гематит, устойчивые к температурным воздействиям.
Занимательный факт: при соприкосновении двух фарфоровых предметов раздается крайне приятный звон. Он звучит как «тсе-ни-и». Отсюда и одно из нынешних названий фарфора в Китае – «тсени».
Характерные черты китайского фарфора:
Видео технологии производства
Китайский фарфор
История китайского фарфора неразрывно связана со стремлением к совершенству. Не будь его, керамика, изобретённая ещё в эпоху неолита, вряд ли превратилась бы в тончайшее, полупрозрачное чудо, настолько восхитившее мир, что на западе его часто называют china по месту происхождения. Уточённые фарфоровые изделия по праву считают вершиной декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Интересно, что на родине, их качество определяют не по внешнему виду, а исключительно по звуку. При ударе деревянной палочкой, посуда должна издавать протяжный мелодичный звон «я-а-о-о-о». Именно так и называли свою уникальную тонкостенную керамику сами китайцы – яо.
Ещё немного о названии
Первый образец китайской фарфоровой посуды – ажурную курильницу с рельефным декором привёз в Европу из долгих странствий по Азии венецианский купец Марко Поло. В 1291 году он вернулся на родину после двадцатилетнего пребывания в Поднебесной, захватив с собой немало редких ценностей, в том числе и красивую вещицу из неизвестного итальянцам материала.
Курильницу Марко Поло называл на китайский манер: «яо». Равно как и привезённые вместе с ней из путешествия ракушки-каури, которые в странах Азии нередко использовались вместо денег. Действительно, небольшие по размеру изящные «дары моря» по гладкости, молочно-белому оттенку и глянцевой поверхности напоминали фарфор из далёких восточных земель. В Италии эти ракушки известны как «порчелла». Отсюда и пошло европейское название тонкостенной керамики – porcelain. В России прижилось искажённое персидское слово «фарфур», что означает «императорский», то есть предназначенный только для высших слоёв общества.
История
Поскольку фарфор – разновидность керамики, невозможно проследить его истоки вне глиняного производства в целом. Тем более что сами китайцы изначально не делали чётких разграничений. Они обозначали фарфор двойным иероглифом, где нижняя часть, переводившаяся как «черепица», указывала на принадлежность к изделиям из обожжённой глины.
Подобная трактовка до сих пор путает западных исследователей, которые пытаются однозначно установить дату «рождения» одного из ценнейших изобретений человечества. Видный историк династии Сунн – Сыма Гуан в своих трудах именует фарфор «твёрдой и тонкой керамикой», отличающейся лишь температурой обжига и плотностью спекания черепка. Однако для получения подобного материала китайским гончарам пришлось пройти долгий путь, в поисках передовых для своего времени технологий.
Первые керамические сосуды
В 2012 году археологи Гарвардского университета обнаружили в пещере Сяньжэнь на территории провинции Цзянси (юго-восточный Китай) фрагменты керамики, изготовленной около 20 тыс. лет назад. Считается, что это старшейшие образцы гончарного производства в мире. Примечательно, что открытие сделано неподалёку от города Цзиндэчжэнь, который до сих пор называют не иначе, как фарфоровой столицей Китая. Местность здесь богата каолином особого качества, обладающим пластичностью, прочностью при спекании и редкой белизной. Конечно, первые глиняные изделия были выполнены на примитивном уровне – неровно вылеплены, плохо обработаны и обходились без декора.
Однако в эпоху среднего и позднего неолита (5 000 – 1500 гг. до н. э.) внешний вид керамики существенно изменился. Китайские мастера научились изготавливать высокие и вместительные сосуды для хранения риса, горшки для готовки на огне, плошки и так далее. С развитием земледелия и переходом на оседлый образ жизни, подобной посуды требовалось всё больше.
Сначала использовалась техника наслаивания, когда длинные полоски глины укладывали по кругу друг на друга, а затем замазывали щели между ними. Примерно в 4 тыс. до н. э. появился гончарный круг, конструкция которого постоянно совершенствовалась. Равномерное вращение глиняных заготовок позволило изготавливать симметричные тонкостенные сосуды разной формы. Их украшали росписью, гравировкой, оттисками или лепным декором.
Для окраски применялись ангобы – смесь глины с жаростойкими красителями. Глазури на основе оксида металлов появились позже – во II тыс. до н. э. Они не только придавали посуде красивый блеск, но и существенно уменьшали водопроницаемость черепка. Главное внимание китайские гончары того времени уделяли обжиговым печам. От того, насколько равномерной и высокой была температура внутри камеры с гончарными изделиями, зависела их прочность, отсутствие деформаций и трещин.
Прото-фарфор
В V-III вв. до н. э. появились печи с новой конструкцией – Маньтоу. Они были протяжёнными с расположением камеры в стороне от топки. Через специальные отверстия отводились газы, что обеспечивало равномерный нагрев внутреннего пространства. Сырые изделия находились в специальных тиглях, что защищало их от разрушения и позволяло устанавливать штабелями. До сих пор некоторые частные мастерские Китая используют в своей работе именно Маньтоу.
Изменение формы и планировки печей позволило повысить температуру обжига до 1260-1300 °С. Примерно в тоже время по мнению некоторых учёных появился первобытный фарфор или как его ещё называют, прото-фарфор. Пока это были разрозненные экземпляры, изготовленные в разных частях страны и отличавшиеся процентным содержанием каолина в сырьевой массе, что зависело от места добычи глины.
В больших масштабах прото-фарфор стали производить во времена Империи Хань между 206 г до н. э. и 220 г. н. э. Историки уточняют, что максимально приблизиться к современной тонкостенной керамике гончары смогли в первой четверти I в. н. э. – период, известный как поздняя или восточная Хань. Центром производства стала провинция Чжэцзян на востоке Китая.
Из прото-фарфора изготавливали преимущественно ритуальные и погребальные сосуды. Особой популярностью пользовались урны с едой, предназначавшейся для загробных странствий умерших. Названные «сосудами для души», эти изделия украшались сверху скульптурными изображениями домов, людей и животных. В целом, изделия из прото-фарфора копировали бронзовые аналоги и служили их «бюджетной» заменой.
Династия Тан
В VI-X вв. китайская культура находилась на подъёме: эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе и гончарного дела. Одновременно изготавливаются обе разновидности керамики: низко- и высокотемпературная с широким диапазоном характеристик спечённого черепка.
Самой знаменитой в то время была мастерская Синчжоу, поставлявшая фарфор для императорского двора. Формы изделий отличаются изяществом и разнообразием. Помимо изысканной посуды, изготавливались статуэтки как ритуального, так и светского характера.
Приобретает популярность Sancai – декорирование глазурями трёх цветов:
В южной провинции Хунань стала применяться подглазурная роспись по образцам, позаимствованным у персов. Однако в тот период она не приобрела большого распространения, поскольку технология не была до конца отработана. Параллельно с этим в северных провинциях Хэнань и Хэбэй начали изготавливать посуду сложной «цветочной» формы, покрытую белоснежной и полупрозрачной глазурью.
Династия Сун
Период с 960 по 1279 гг. считается «звёздным часом» китайского фарфора. Благодаря строительству протяжённых тоннельных печей, прозванных Драконьими – Лун Яо, за один раз обжигался большой объём изделий с минимальным процентом брака. Печи располагали вдоль холма, используя перепад высот между нижней и верхней частью для создания естественной тяги. Их форма напоминала разлёгшегося на склоне дракона, отсюда и поэтичное название.
При династии Сун было создано «Пять великих печей», вокруг которых сконцентрировалось фарфоровое производство. Правящая императорская семья поддерживала эстетику традиционного конфуцианства, с её понятием «простоты» и отсутствия излишеств во всём, в том числе и в декоре. В ответ на подобную философию появились фарфоровые изделия с неброской, но до мелочей выверенной красотой, требующей такого же, утончённого восприятия.
Посуда и вазы украшались плоской резьбой с растительным орнаментом, которой полупрозрачная глазурь уникального нефритового оттенка придавала дополнительную объёмность. Так появился прославленный фарфор, в Европе получивший название «селадоновый», что возможно является производным от санскритского sila dhara – «зелёный камень».
Глазурь, созданная по особому рецепту на основе оксида железа и приобретавшая характерный колорит после восстановительного обжига, имела широкий диапазон оттенков – от голубоватого, светло-бирюзового и песочного до тёмно-оливкового. Из-за разницы в остывании черепка и глазурного слоя, на поверхности изделий появлялась мельчайшая сеточка трещин. Но поэтичные китайцы считали это не дефектом обжига, а своего рода «изюминкой», сравнивая ажурное кракле с «хрупким крылом стрекозы». Самый известный селадон производился на севере в области Яочжоу и на юге – в печах Лунцюаня, провинции Чжэцзян. Он экспортировался в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, где ценился очень высоко.
Династия Юань
Монгольское правление 1271-1368 гг. ознаменовано сразу несколькими знаковыми для истории фарфора событиями:
Династия Мин
В XIV-XVII вв. фарфоровое производство в Поднебесной достигает своего пика. Именно в это время Европа вплотную знакомится с заморским «белым золотом» и начинает активно искать секреты его производства.
В самом Китае тоже идут поиски инновационных декоративных решений, что приводит к совершенствованию техники кобальтовой росписи и появлению надглазурных полихромных рисунков эмалью. Сюжеты усложняются, превращаясь из орнаментальных узоров в тщательно прописанные изображения пейзажей, батальных сцен или жанровых зарисовок. Одним из виднейших художников эпохи стал Хэ Чао-Цзун – автор искусных статуэток из молочно-белого фарфора, которые впоследствии неоднократно копировались мастерами Мейсена.
При императоре Ваньли (1572-1620 гг.) объёмы продукции, выпускаемой печами Цзиндэчжэня, увеличиваются, чтобы удовлетворить не только нужды населения внутри страны, но и завоевать новый европейский рынок. При этом появляется инновационный состав сырья, с включением фарфорового камня – горной породы, выступающей в роли плавня и придающей изделиям удивительную тонкость, прозрачность и белизну.
Компонент также обеспечивал спекание черепка при более низких температурах, что было очень важно для огромных обжиговых печей. Они не могли нагреть до требуемых 1350°С расположенную на периферии керамику, но с применением фарфорового камня проблема теряла свою остроту. Фарфор династии Мин выше всего ценится западными коллекционерами. Он отлично сохранился и редко вызывает проблемы с атрибуцией.
Династия Цин
Покорение Европы привело к взаимопроникновению западной и восточной культуры. А после того, как саксонский алхимик Иоганн Бёттгер разгадал секрет китайского «белого золота», у мастеров Поднебесной появились серьёзные конкуренты. Чтобы не потерять обширный экспортный рынок, бывшим монополистам приходилось искать пути для манёвра и создавать фарфоровые изделия, соответствующие вкусам европейской аристократии.
В керамическом производстве Китая, начиная с XVIII века, царила стилевая эклектика – монохромный декор почти полностью сменился цветным, появилась посуда группы «Famille», расписанная надглазурными эмалями с европейской палитрой оттенков: мятной, розовой, нежно-зелёной. Форма изделий тоже претерпела изменения, приблизившись к сервизам Мейсена и других западных мануфактур.
Технические стандарты Цзиндэчжэня были в ту пору очень высокими, но к концу XIX века, они несколько снизились. В целом, эпоха династии Цин не внесла радикальных изменений в развитие фарфоровой промышленности и принято считать, что художественная ценность большинства сохранившихся предметов несравнима с предыдущим периодом Мин.