Как сделать класс более дружным

Как сделать класс более дружным

Образовательный портал Edutopia поделился методами, которые помогают повысить сплоченность детского коллектива. Некоторые идеи работают только с детьми определенного (младшего или старшего) школьного возраста, но некоторые из них универсальны.

Начальная и средняя школа

1. Публичное выражение благодарности.

Этот метод можно использовать в любой момент урока. Дети могут поблагодарить друг друга за хорошо сделанную работу или за то, что они взялись за сложную задачу.

Валери Галлахер, учитель первого класса из города Провиденс, штат Род-Айленд, звенит в колокольчик, чтобы привлечь внимание класса, и называет ученика, который должен высказать публичную благодарность одному из своих одноклассников. Она считает, что такая внезапная благодарность мотивирует детей лучше, чем похвала от учителя.

2. Элизабет Петерсон, учитель 4-го класса из Эймсбери, штат Массачусетс, проводит Дружеские Пятницы. В Дружескую Пятницу дети пишут друг другу анонимные дружеские записки.

3. Марисса Кинг, учитель 5-го класса из города Талса в Оклахоме, поделилась двумя способами, которые побуждают детей делать добрые дела.

Первый заключается в том, что учитель дает задание сделать тайное доброе дело, например, написать анонимную вдохновляющую записку однокласснику, которому с трудом дается изучение определенного предмета в школе. Второй заключается в том, чтобы замечать, как одноклассники делают добрые дела. Когда ученик видит, как его одноклассник делает уборку в классе после урока, он может опубликовать благодарность на общей электронной «доске доброты». Оба способа приучают детей к тому, чтоб в быть добрее друг к другу.

4. В городе Каполей, Гавайи, учитель Джилл Флетчер организовала доску наподобие страницы пользователя Twitter. На ней ученики могут создать собственный «профиль» и добавить как минимум 3 читателей – друга, знакомого и кого-то, с кем они не очень много общаются. В первый раз на создание профиля уходит около 45 минут, ученик рассказывает о своем настроении или о недавнем событии из его жизни. Ученикам, добавленным в качестве читателей, предлагается ответить на то, о чем написал в своем профиле его автор.

5. Бобби Шэддокс, учитель обществознания из Портленда, штат Мэн, просит своих семиклассников выбрать разработать для самих себя набор правил поведения на уроке: 7 прилагательных, которые описывают их как сообщество учеников. Когда ученики сами создают для себя правила поведения, класс становится гораздо сплоченнее.

6. Совместные физические или социальные действия двух и более учеников в начале или после окончания какой-либо деятельности.

Например, ученики могут «дать друг другу пять» или устно выразить благодарность одноклассникам. Существует любопытное подтверждение тому, что это действительно работает. Исследователи выяснили, что команды Национальной Баскетбольной Ассоциации, чьи игроки чаще коммуницируют физически в начале сезона – например, «дают пять» или ударяются кулаками с товарищами по команде – в течение сезона набирают больше очков.

Старшая школа

7. В школе Риверсайд в городе Ахмедабад в Индии каждый класс ежедневно проводит утренние собрания учеников длительностью 30–45 минут для укрепления отношений в коллективе. В ходе таких собраний, направленных на сближение учеников, дети играют в игры, общаются, делятся идеями, лучше узнают друг друга. В таких утренних собраниях может принимать участие один или несколько классов вместе, а проводить их могут как учителя, так и сами ученики.

8. Ауким Баллард, учитель из Сан-Франциско, проводит в конце учебного дня короткие встречи, на которых дети анализируют, как прошел их день. Ученики собираются в круг и благодарят кого-то из одноклассников за помощь, извиняются за свое поведение или делятся моментом озарения. Учитель начинает разговор и предлагает добровольцам высказаться.

9. Пятиминутка «Розы и шипы» заключается в том, что учитель и все ученики делятся чем-то позитивным (роза) и негативным (шип). Многие жалуются на достаточно обычные вещи, например, на усталость, но некоторые делятся и весьма личными проблемами – например, рассказывают о болезни собаки.

10. Игра «в снежки» позволяет снять стресс: школьники анонимно записывают одну свою проблему на листе бумаги, комкают его, а затем дети кидаются ими, как будто играя в снежки. Это позволяет расслабиться и повеселиться. В конце каждый подбирает по «снежку» и зачитывает, что на нем написано.

Источник

Как сделать класс дружным? План работы, разработка мероприятий и рекомендации классному руководителю

Как сделать класс более дружным

Желание проявить себя во взаимодействии со сверст­никами вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощуща­ет себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.

Неумение и нежелание подрост­ка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:

Пути решения проблемы слабой ком­муникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:

Перечисленные пути решения указанной выше пробле­мы осуществляются с помощью следующих способов:

Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общитель­ными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.

Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)

Техника проведения

а) Общие требования:

б) Основные элементы структуры «КОТ»

Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».

Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе)

Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов)

вторая неделя октября

День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина

«Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова)

«Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно)

Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника)

Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии)

«Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возмож­ность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность)

«На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса»

«Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами)

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года)

КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\

Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе при­обретения опыта взаимодействия одноклассников.

а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вы­шел в путь».

б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — друж­бой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).

в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ре­бята, давайте жить дружно!».

Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:

Мой закон вот здесь написан,
Но не верят мышки мне,
Что хоть я и «страшный» киса —
Ссоры, склоки не по мне!
Я, ребята, несчастливый,
Не везет мне — ей же ей!
Мне помочь бы не могли вы
Наконец найти друзей?

г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошед­шую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Ско­ро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспом­нит. » — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.

Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.

Кот Леопольд благодарит ребят:
Спасибо вам, что объяснили,
Что значит — настоящий друг,
Спасибо, что меня впустили
В свой теплый и сплоченный круг!
Ну, а то, что есть проблемы,
Так ведь главное — их распознать,
И решите вы их непременно,
Если будете слово держать!

Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не дол­жен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).

4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».

Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюда­ют и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгры­вается снова, с учетом замечаний.

Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).

а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художе­ственных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.

б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:

8. Анализ. Все встают в круг.

а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.

б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):

Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».

Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».

Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.

Литература:

Об авторе: Мурзакова Раиса Александровна, учитель математики, МОУ СОШ с. Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Секреты дружного класса

В чем загадка дружбы, корнями уходящей в школьные годы? И будет ли у наших детей дружный класс?

Я сменила две школы, то есть у меня было примерно 70 одноклассников. Но перебираю школьные фотографии и понимаю: половину имен просто не помню! В памяти только те, кто чем-то выделялся. Вот, например, всеобщая любимица Светка — коммуникабельность в итоге довела ее до Сиэттла, где она тоже пришлась ко двору. Вот наше «информбюро» Ирка. Теперь она чем-то руководит в крупном издательстве, но не удивлюсь, если до сих пор все про нас всех знает. А вот будущий министр.

Он, кажется, закадычных друзей не имел: учился изо всех сил. Зато сегодня по ТВ через день выступает — как такого забудешь! А что с остальными?

«Вечер встречи? Ты же знаешь, что я и так вся на разрыв — дети, плита, рассада вон переросла вся. И ты серьезно думаешь, что при этом мне важно знать, как теперь выглядит Крайнов или кем стала Гусева?» — негодует моя школьная подружка на предложение повидаться с бывшими однокашниками. Странно — она-то с ними все 10 лет вместе проучилась.

И все-таки есть ведь люди, которые со школьными товарищами встречаются всю жизнь. В чем секрет такой дружбы?

Только вперед!

— Развиваться, идти вперед, не оглядываясь на прошлое, — это нормально, — уверяет психолог Жанна Шопина. — На самом деле долгие годы помнят школу только те, от кого она потребовала больших душевных сил. Худший вариант — когда в классе плелись интриги, и дети дружили группами друг против друга. Но могла быть, например, несчастная любовь. Или одноклассники кого-то не принимали, а ему очень хотелось признания. Вариант со знаком плюс: ученик был школьным активистом и чувствовал себя нужным.

Остальные, вырастая, переключаются на взрослую жизнь. И в этом нет ничего удивительного: ведь, в отличие от всех других коллективов, школьный класс образуется во многом стихийно. Изначально детей не связывают общие цели, интересы, темпераменты. И как сложатся их отношения в будущем, зависит от того, смогут ли взрослые — в данном случае, классный руководитель — выстроить яркую внеурочную жизнь. Если повезет, и учитель сможет стать вожаком (в котором, кстати, в определенном возрасте нуждаются все дети), коллективу — быть!

Не сможет — извините. Потому что только в том случае, когда педагоги общаются с учениками неформально, они уже не просто «русички» и «математички», а люди, с которыми есть что обсуждать.

Главное — только не путать искренний энтузиазм с любовью к отчетным мероприятиям: какая-нибудь газета «к праздничной дате», сделанная из-под палки, никого не объединит.

Кто может стать идеальным классным руководителем?

Продолжить список вы можете и сами. Ведь главная задача — интересно жить.

А вот родители, к слову сказать, мало могут помочь в объединении класса: подросткам меньше всего хочется быть похожими на пап и мам. И суетиться тут бесполезно.

Баба Яга как стимул

— Тем, как складываются отношения в классе, озабочены, в том числе, и школьные психологи, — говорит Елена Орлова, классный руководитель класса. — Специальные тесты проводят, анализируют результаты. Но и без этого все можно понять. Мой класс, например, недавно изложение с элементами сочинения писал. Так парень, который мог это сделать, написал всем, кто не мог. А самому себе — в последнюю очередь. А мальчику из Армении, который учится прилежно, но с русским у него проблемы, на всех контрольных сосед по парте помогает: «Не пропадать же ему из-за того, что они в Россию недавно приехали!» — говорит.

Как удалось добиться такой взаимовыручки (ибо взаимовыручка — это, безусловно, признак дружбы)?

— В сущности, ничего сложного, — пожимает плечами Елена. — Мы после уроков много времени всегда проводим: спектакли ставим, конкурсы танцев устраиваем. С обязательным последующим награждением. Дети — они ведь всему рады: грамоте или объявлению имени со сцены. А начиналось все с экскурсий: мы с класса вместе с родителями возили ребят по Подмосковью, по Золотому кольцу.

По пути останавливались на пикнички, дети жарили сосиски и были абсолютно счастливы.

Кстати, до этого я в другой школе работала, так там на такие поездки уговорить родителей было практически невозможно. Да и администрация внешкольную работу не слишком приветствовала — никто не хотел лишней ответственности за детей. Понятно ведь, что опасностей много: дороги, открытые пространства, травмы. И учитель, по большому счету, не обязан на себя все это взваливать.

Конечно, не все было безоблачно. Случалось, родители мне звонили — пытались пожаловаться на одноклассников ребенка, просили надавить авторитетом. И ябеды в классе были. Но я все это пресекала. И всегда все с детьми проговаривала. Объясняла: мы обязаны научиться строить общение.

За 5 прошедших лет сложился костяк класса, лидеры, «правые руки» — назовите, как хотите. Но это люди, на которых я могу положиться. К нам, например, в классе мальчика перевели — хулиганистый парень, безалаберный. Пытался порядки прежнего класса у нас насадить. Так мне и вмешиваться не пришлось — ребята уже сами могли и поговорить, и приструнить: «У нас так не принято». А на Новый год мы новенькому роль Бабы Яги поручили в школьной постановке, и он, представьте, увлекся!

С мальчишками вообще проще. Другое дело — девочки. У них проблем больше, вплоть до того, кто во что одет, кто как накрашен — все обсуждается. У нас есть девочка, которую одно время пытались «клевать». Во многом она сама была виновата: неправильно себя вела. Мы с ней об этом много разговаривали.

Об изгоях в классе.

— Иерархия в любом классе неизбежна, — уверяет Ефим Рашкован, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ. — В любом коллективе есть лидеры и ведомые. И изгои, то есть дети с низким уровнем адаптивности. Сверстники таких чувствуют моментально и с удовольствием клюют. Но если кого-то гнобят, это не значит, что все плохие. Обязательно есть забияка, который всех ведет за собой. И тут взрослый должен объяснить детям, насколько мерзко их поведение.

Я, когда в школе работал, обычно поднимал агрессора и говорил: «Да, ты сильнее его. Но я сильнее и опытнее тебя и смогу с тобой справиться. Представь, я стану тебя высмеивать и унижать. Тебе понравится?» Смысл в том, чтобы обидчик почувствовал себя на месте изгоя.

А противоречия возникают между детьми в обязательном порядке. Просто в дружном классе их удается решать моментально и без агрессии.

Кстати, по моим наблюдениям, программа агрессивного поведения носит врожденный характер.

И миротворцы (те, у кого наиболее развита программа урегулирования конфликтов) — тоже от природы.

А вот умение пользоваться своими программами достигается в процессе воспитания. В первую очередь — семейного: ведь ребенок неизбежно усваивает манеру общения родителей между собой.

. И лидерах.

Когда Лена училась в классе, они с папой попали в автокатастрофу. Результат — два месяца неподвижности на больничной койке. И тут случилось неожиданное: в один прекрасный день палату наполнили одноклассники. Все 28 человек набились в маленькую комнату, вызвав переполох медперсонала. Сначала все были немного растеряны: так получилось, что этот визит был первым совместным мероприятием класса, в котором все участвовали добровольно. Потом, оценив обстановку, народ быстро распределил дежурства: кто когда может подменить родителей на их «посту», кто возит домашние задания. А дирижировали процессом три девчонки. Которые, к слову, подружками Лены и не считались.

Психологи на это сказали бы, что ситуация выявила эмоциональных лидеров. Потому что, как утверждает их наука, любая группа подсознательно выдвигает лидеров еще в начале становления. Как правило, при общем замешательстве ими становятся те, кто проявляет большую активность, осведомленность и искреннюю заинтересованность. Их охотно выслушивают, к ним обращаются за советом. Это и есть эмоциональные лидеры. Позже определяются лидеры функциональные. Первых все с радостью приглашают на дни рождения. Со вторыми охотнее садятся на контрольных.

Кстати, если в группе примерно поровну мальчиков и девочек, функциональным лидером чаще становится мальчик, а эмоциональным — девочка.

А уж насколько ярко они себя проявят в школьные годы, зависит от того, насколько одноклассники будут заинтересованы друг в друге.

Подводим итоги

Класс наверняка будет дружным, если.

Повезет с классным руководителем. То есть учитель не просто будет педагогом с большой буквы (что само по себе уже прекрасно), но и окажется увлеченным человеком, способным «заразить» своим увлечением детей.

Учеников не станут время от времени перетасовывать (укрупняя классы или разделяя на обычные и элитные). Сегодня, к сожалению, это стало нормой. А ведь чтобы сложился коллектив, нужно время. Известны случаи, когда сдружившихся детей начинают делить на «умных» и «красивых», и часть отличников не хотят уходить в чужой класс, оказываются в итоге в разоренном коллективе и, разочаровавшись, уходят из этой школы вообще. Большинство детей настроены скорее на общение, чем на учебу. Как это ни грустно признавать, но зубрилки и ботаники — не самый дружный народ. У них просто нет времени на посторонние интересы. Зато конкуренция среди таких учеников весьма жесткая. Впрочем, каждый новый класс неповторим. И, возможно, ваши дети откроют свои секреты школьной дружбы.

Сами по себе. В любом классе есть дети, которые выпадают из сферы общих интересов. Например, спортсмены. У них тренировки 6 раз в неделю — какие уж тут походы и субботники!

Поколение next. Особенности нашего времени — дети после уроков стремглав бегут домой, чтобы общаться друг с другом во «ВКонтакте» или в «аське». Психологи объясняют это тем, что личное общение требует усилий, а в Интернете ты становишься не совсем собой, а неким образом. По этой же причине сайт «Одноклассники» заметно оживил общение друзей детства.

Возрастной ценз. Социальный психолог Р. Кричевский уверяет, что возраст классного руководителя влияет на эффективность его работы. Например, для старшеклассников наиболее подходящими являются классные руководители от 32 до 40 лет. А наименее эффективны те, кому от 50 до 56 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *