Как сделать классную газету
Стенгазета своими руками — лучшие идеи, способы изготовления и лучшие идеи для школы и детского сада (115 фото + видео)
Стенгазета — это информационный материал на конкретную тему. Может быть посвящена определенному празднику, человеку, событию, в качестве подтверждения проделанной работы.
Если узнать, как сделать стенгазету своими руками, проявить фантазию и отобразить эмоциональный настрой, то можно создать очень живую композицию.
Краткое содержимое обзора:
Общие правила оформления стенгазеты
Размер стенгазеты. Обычно используются листы ватмана размером А0, А1, А2. На таком формате можно разместить достаточное количество информации.
Поля. С них начинается оформление стенгазеты. Обычно берется небольшой отступ от края 2-3 см и очерчивается тонкой линией бортик. Его можно изобразить сплошной линией или пунктиром, орнаментом. Также можно сразу рамки для подтем.
Заголовок. Это один из важных элементов дизайна стенгазеты. Должен быть виден издалека, привлекать внимание и знакомить читателя с основным посылом стенгазеты. Обычно идет по центру в верхней части, но допустимо оформить вертикально слева.
Тематический материал. Отражает главную цель стенгазеты. Центр отводится под главную информацию.
Оставшееся свободное место заполняется дополнительными текстами, визуальным рядом. Весь материал должен соответствовать основной тематике, дополнять друг друга и быть выполненным в едином стиле.
Требования к тексту. Текст должен быть актуальным, лаконичным, хорошо читаемым, без ошибок и оскорблений.
Фото. На размещение личных фото или каких-либо коммерческих изображений необходимо получить разрешение. Крепить можно с помощью клея, двустороннего скотча или в прорези.
Рисунки. Нарисованные изображения могут быть акцентом или просто разбавлять и дополнять текст стенгазеты. Важно, чтобы они соответствовали тематике и не перекрывали текст.
Используемые материалы. Для художественного оформления подойдут любые инструменты для письма и рисования — краски, цветные карандаши, тушь, трафареты и прочее.
Также стенгазету можно декорировать блестками, стразами, светоотражающими частями, аппликациями, шнуровкой, ленточками, бантами, открытками и т.д. Главное, украсить в меру, не отвлекая от главной темы.
Подпись. В нижней часть листа указывается автор стенгазеты.
Методическое пособие «Правила оформления школьной газеты»
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Методическое пособие для работы объединения «Юный журналист». Данное пособие адаптировано для работы учителям и педагогам дополнительного образования для работы с юными журналистами. Рекомендуется педагогическим работникам и учащимся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
Похвистневский район – 2014
Барабаш И.Н. Методическое пособие для работы объединения «Юный журналист». Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика» ГБОУ СОШ с.Подбельск, 2014.
Данное пособие адаптировано в помощь учителям и педагогам дополнительного образования для работы с юными журналистами.
Рекомендуется педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, методистам, учителям, учащимся.
2.Начало журналистской деятельности.
4.Организация работы над газетой:
а). Должности, принятые в редакциях;
б). Правила оформления школьной газеты;
в). Содержание газеты.
7.Список использованной литературы.
Собственная газета любой детской организации – это практически визитная карточка, это реклама своей деятельности.
НАЧАЛО ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Если ты пошёл в газетчики –
Навсегда забудь о покое.
Мы за всё на земле ответчики
За хорошее и плохое».
Вначале необходимо подготовить программу занятий.
Надо сразу определить нацеленность ребят (для этого провести анкетирование).
Для распределения обязанностей нужно выявить:
— кого участие в кружке привлекает из профориентационных целей;
— кто просто хочет самовыразиться;
— насколько дети представляют предмет, с которым им предстоит столкнуться и т.д.
Важно помнить: вы не готовите профессиональных журналистов или к поступлению в соответствующий ВУЗ, а лишь помогаете ребятам раскрыть свои непроявившиеся до этого способности. Поэтому, в программу следует включать:
— меньше «накачек» сведениями;
Главное – это выпуск газеты, пусть и с небольшим тиражом;
— ребята должны видеть результаты своей работы.
Идеальный вариант руководителя объединения – педагог объединяет свои усилия с журналистом, т.к.:
— роль руководителя-учителя по мере продвижения к старшим классам уменьшается;
— старшеклассники ценят самостоятельность и независимость, и поиск авторитета у них часто идёт вне школы.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ГАЗЕТОЙ
Должности, принятые в редакциях:
Правила оформления школьной газеты.
В начале газеты указывается:
В конце газеты указывается:
— краткая и расширенная информация;
— анализирующая и оценивающая.
3. Определение основных разделов и рубрик.
— в структурах власти;
— в общественных и других организациях;
— личное общение с руководителем, компетентными людьми;
— тема, рождённая внезапно:
* беседа с каким-либо человеком;
— письма, поступающие в редакцию;
5. Заголовок (флаг материала):
— отражение главной мысли автора;
— привлечение к чтению.
— длинными (короткое сообщение о событии, которому посвящена корреспонденция);
* высказывания мудрых людей и т.д.;
— носить назидательный характер;
— состоять из одного или нескольких слов;
— заголовки сопровождаться подзаголовками;
— немного изменённые пословицы и поговорки;
— с использованием фамилий известных литературных героев;
6. Молодёжная тематика газеты:
* победители школьных конкурсов, олимпиад,
* опыт рационального усвоения материала,
* особенности лицеев, пансионатов и др.
* об учащихся различных учебных заведений и т.д.;
— о людях разных профессий;
— о творческой деятельности школьников:
* в центрах дополнительного образования,
— об истинном товариществе;
— о любви в молодом возрасте;
— о культурных ценностях;
— о взаимоотношениях с законом и пр.
7. Набор материалов.
* для вывода готовых материалов;
* для тиражирования экземпляров газеты.
Существует много приёмов, чтобы сделать работу объединения юных журналистов интересной и увлекательной. Например:
— выдать ребятам журналистские удостоверения;
— провести конкурс на название газеты;
— провести презентацию газеты в школе;
— организовать КВН, где будут бороться авторы и герои материалов;
— устроить пресс-конференцию юных журналистов, где они будут иметь возможность задавать каверзные вопросы директору школы, что вызовет бурю эмоций!
Когда юные журналисты подружатся с коллегами из других школ, то смогут выпустить межшкольную газету. А если с коллегами из других городов.
Одним словом, положите перед собой чистый лист бумаги, напишите на нём всё, что хотите добиться от деятельности объединения юных журналистов и вперёд! К цели! А через год проверьте: все ли пожелания сбылись, и сделайте вывод. Успеха!
Учебная часть может включать в себя следующие лекции-семинары:
«Феномен журналистики и призвание журналиста, журналистская этика»
«Новость, её сущность и качество»
«Композиция новостной заметки»
«Жанр газеты. Работа над репортажем, статьёй»
«Интервью и интервьюирование»
«Типология газет. Как создаётся газета»
«Рабочее место журналиста, журналист в командировке»
Должности, принятые в редакциях.
ОРС (общественно-редакционный совет)
Заместитель ответственного секретаря
(непосредственно работающие над газетой и имеющие не менее двух публикаций)
1.Правильно «расставить» материалы:
— важнейшие – на первую страницу;
— менее значительные – по другим полосам.
2.Выбрать форму оформления:
— толщину рамки, в которую берётся статья и т.д.
3.Сделать соответствующие пометки на макете (если издание многоцветное).
— уметь «отделять» несущественное (выбрать суть);
— специализироваться в какой-либо области знаний;
— заводить специальные тетради для накопления тех или иных сведений;
— в первую очередь осваивать темы, которые больше знакомы;
— освоение малознакомых тем – второй этап (начало – постижение теоретических основ).
— соблюдение чувства меры;
— учитывание размера материала;
— кроме заголовков существуют «шапки».
Основные ошибки при подготовке газеты:
— в газете большое количество материала, который не относится к школьной (классной) жизни (рассказы, шутки, басни из журналов и газет);
— критика, на поведение и успеваемость учеников, в газете часто бывает резкой и грубой (осторожно с критикой!);
— фактический материал размещён нечитаемо;
— одножанровость – отсутствие интервью и интересных рассказов;
— имеются грамматические ошибки;
— нет последовательного изложения;
— основной материал не отделён от второстепенного;
— газета не красочно оформлена, хотя пестрота тоже не лучший вариант.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» журналист имеет право:
1.Искать, запрашивать, получать и распространять информацию.
2.Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений и пресс-службы.
3.Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.
4.Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную, специально охраняемую законом, тайну.
5.Производить записи, в том числе с использованием аудио и видеотехники, кино и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Воздух – свободное место вокруг материалов.
Врез – особо оформленное начало материала (шрифтом, графически и т.д.).
Выворотка – белые буквы на чёрном фоне.
Гранка – печатная рукопись с правкой редактора.
Кирпич – большая статья, на всю полосу.
Крик (вопль) – анонс текущего номера (материала).
Окно – место, оставляемое в полосе для срочного материала, который помещается в последнюю очередь.
Плашка – фон для текста.
Подача – оформление материалов.
Подвал – нижняя часть страницы.
Собака – «паспорт» материала.
Хвост – часть статьи, не влезающая в полосу.
Чердак – верхняя часть страницы.
Шахта – маленькая колонка, в которую помещают наиболее привлекательные фрагменты статьи, анонсы, врез и т.д.
Шпала – дизайнерская линия, применяющаяся для разделения блоков материалов.
Шпигель – текст, расположенный рядом с заголовком.
Афоризмы и цитаты о журналистике:
1. «Газета – это история за одни сутки».
2. «Трое суток шагать, двое суток не спать ради нескольких строчек в газете».
3. «Я всерьёз полагаю, что газеты также стары, как и человечество. Геродот был журналистом. Шахразада – не что иное, как восточный вариант вечернего выпуска газет. Первобытные люди, наверное, отмечали памятные события сооружением металлических построек – это было монументальное, но трудоёмкое письмо. Египтяне высекали свои газеты на обелисках и стенах храмов. Представьте себе, что было бы, если бы каждое утро с Вацлавской площади развозили шестьдесят тысяч обелисков и каждый из них тянули шестьдесят волов…» (острослов Карел Чапек).
4. «Всё нужно увидеть, почувствовать, оценить и не ошибиться. Нужно быть честным «ухом и глазом» своих читателей, не злоупотреблять их доверием и не затруднять их, кто его знает чем, под видом важного и не упускать мелочей, которые могут выразить существо» (журналист Михаил Кольцов).
5. «…Чудовищна ответственность касаться
Чужой судьбы, надежд, галлюцинаций!» (поэт Андрей Вознесенский).
6. «Жив ты или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был «фитиль» всем прочим…» (из песенки «Военный репортёр» Константина Симонова).
7. «Слова – это тот материал, из которого шьют пиджаки и брюки мыслям и чувствам» (Максим Горький).
8. «Работа над языком кропотлива – необходимо, чтобы всё было красиво, сжато, просто и, главное, ясно» (Лев Толстой).
9. «Слово – это не игрушечная пулька, которая летит за ветром. Это орудие труда. Оно должно поднимать за собой определённый вес. И только по тому, сколько оно захватывает и поднимает за собой чужого настроения – мы оцениваем его значение и силу. Поэтому-то автор должен постоянно чувствовать других и оглядываться на то: смогут или нет его мысли и чувства, образы предстать перед читателями и стать их мыслями, их образами и чувствами» (Владимир Короленко).
Положение о свободной школьной газете.
3.1.Утверждает концепцию газеты, её дизайн и направленность.
3.2.Осуществляет общее руководство изданием номеров газеты.
3.3.Утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы.
3.4.Утверждает псевдонимы авторов газеты.
3.5.Подписывает номер в печать.
3.6.Выносит замечания авторам газеты и применяет к ним санкции.
4. В случае временной невозможности исполнения куратором своих обязанностей его полномочия переходят к ответственному секретарю (при этом он подотчётен ОРС).
4.1.Если же куратор не работает более месяца, члены ОРС обязаны избрать из своего числа временно исполняющего обязанности куратора.
4.2.Выборы нового куратора возможны только после добровольного сложения прежним куратором своих полномочий или единогласного решения членов ОРС и редколлегии.
5. Ученики, осуществляющие непосредственную работу над газетой, образуют Редакционную коллегию.
6. Члены редколлегии:
6.1.Разрабатывают концепцию, направленность и дизайн газеты.
6.2.Обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации.
Готовят статьи, рисунки и фотографии в газету, работают над её оформлением.
7. Редколлегия возглавляется ответственным секретарём, который избирается на должность простым большинством голосов членов редколлегии и утверждается куратором.
8. При обсуждении различных вопросов голос куратора и ответственного секретаря приравнивается к двум голосам членов редколлегии.
9. Ответственный секретарь:
9.1.Может иметь одного заместителя, который избирается простым большинством голосов членов редколлегии.
10. В редколлегию принимаются ученики школы, имеющие не менее двух публикаций в газете, решением как минимум двух третей её членов.
11. Ученик школы может быть исключён из состава редколлегии по причине:
11.2.Перехода в другое образовательное учреждение (школу, лицей, колледж, техникум, училище).
11.3.Окончания школы (при этом он по собственному желанию может быть зачислен в ОРС).
11.4.Исключения из школы.
11.5.Неоднократного нарушения требований куратора.
11.6.Предъявления претензий членами редколлегии (не менее двух третей) в случае их поддержки куратором.
12. Газета может иметь постоянных внештатных корреспондентов, как из числа членов школьного коллектива, так и из числа людей, не обучающихся и/или не преподающих в школе.
13. Внештатные корреспонденты могут участвовать в заседаниях редколлегии с правом совещательного голоса.
Заключительные и переходные пункты
Положение об объединении «Школьный вестник» (пример).
В течение нескольких лет в школе назревала потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими учащимися.
Объединение предназначено для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером. Это объединение детей разного возраста с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся. Помимо литературной деятельности, ребята осваивают и компьютерные навыки: набор текста, вставка рисунков, вёрстка и др.
Путём выборов были определены:
Главная цель: выпуск общешкольной газеты.
— 5 персональных компьютеров;
2. Для проведения теоретических и практических занятий используется кабинет информатики.
Программа объединения «Школьный вестник».
Пояснительная записка: объединение «Школьный вестник» создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и вёрстка. Руководит работой учитель информатики. При подготовке и проведении теоретических занятий к работе подключается учитель русского языка и литературы.
В результате работы с детьми по выпуску газеты возрастает их мотивация к обучению. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.
Выпуском газеты дети занимаются во внеурочное время. Каждый выпуск получают … (указать непосредственных получателей (адресатов) школьной газеты). Тираж – 60 экземпляров. Выход – 1 раз в месяц.
Школьная компьютерная газета – мощное воспитательное средство. Вся работа газеты планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно выпуск газеты).
Ожидаемые итоги работы объединения:
Секреты создания школьной газеты
статья на тему
Как создавать школьную газету. На что обращать внимание, Миссия издания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьная газета: современно, ярко, мобильно, с любовью
По новому закону об образовании деятельность каждой школы должна быть прозрачной. Реализовать это интересно и доступно позволяют школьные газеты. Их в стране — огромное количество. Но далеко не каждую газету в школе ждут и читают. Я много раз сталкивалась с этим, курируя печатные школьные издания Нижегородской области в региональном проекте «Издательское дело в школе». И поскольку наша школьная газета — одна из самых известных и успешных в области, на семинарах и пресс-конференциях мне часто задают вопрос: как вы этого добились?
Честно говоря, методом проб и ошибок. За 15 лет существования нашей школьной газеты мы прошли все мыслимые и немыслимые этапы, прежде чем поняли главный секрет успеха: современно, интересно, ярко, мобильно, кратко, с любовью.
В начале учебного года мы с постоянными участниками редколлегии развешиваем в школе объявления, приходим на Совет лицеистов и заседания классных руководителей с информацией о новом приеме в редакцию газеты. Собирается, как правило, человек 30 новеньких, и на нескольких первых занятиях мы проводим игры на знакомство и сплочение, «старички» организуют веревочный курс. Я выступаю с психологическими тренингами на самопознание, развитие коммуникативных навыков, решительности, смелости, настойчивости. Это всегда очень нравится ребятам и, главное, готовит их к тому, чтобы общаться с респондентами, брать интервью, договариваться о встречах. Тренинги периодически появляются у нас на занятиях в течение года. Их направленность зависит от того, какие качества характера нужно развивать участникам проекта.
Редколлегия собирается 2 раза в неделю. В первой половине учебного года половина каждого занятия посвящена обучению теории журналистики и газетной верстки. Затем мы только пишем, верстаем, ездим на репортажи, интервью, пресс-конференции, мастер-классы, экскурсии. Занятия я провожу по своей сертифицированной программе, созданной на основе личного опыта и учебных пособий по журналистике ведущих вузов страны.
Первое занятие месяца начинается мозговым штурмом: мы придумываем тему номера, «гвоздь номера», обложку, составляем макет, распределяем обязанности. Кто будет писать передовицу, кто отправится фотографировать для обложки, а кто для других материалов, кто пишет новости, кто за какие рубрики отвечает, кто будет главным художником, а кто в помощниках, кому обрабатывать фотографии, проверять ошибки и, наконец, кому быть техническим редактором номера, кому выпускающим — решаем коллегиально. Обычно над выпуском работают по 2-4 верстальщика, фотографа, художника и 7-15 корреспондентов. Еще человек десять помогают набирать текст, отбирать фотографии, проверять опечатки и просто общаются, пьют с нами чай и выполняют мелкие поручения. Кроме того, каждый месяц приходят 1-2 новеньких, обычно со словами «я хочу написать», «я придумал новую рубрику». В редколлегии представлены почти все классы от 1 до 11.
Такое количество желающих работать в газете я объясняю не только тем, что она, по мнению читателей, интересная, но и грамотной подписной политикой. Нас выписывают все. Для этого мы неоднократно рассказывали о проекте на родительских собраниях, раздавали газеты, выступали на классных часах. В результате общешкольный родительский комитет принял решение в начале учебного года организовывать подписку в каждом классе и печатать тираж в городской типографии за счет родителей. Газета пришла в каждую семью. И уже родители, бабушки и дедушки, а также педагоги (а их работа с большой любовью освещается в издании) стимулируют ребят к участию в проекте. Мы любим тех, о ком пишем. Кроме того, мы договорились с Советом старшеклассников, что каждая публикация прибавляет балл в рейтинг класса.
В нашей газете 8 страниц, в номере обычно 20-35 публикаций, 20-25 фото, 10-15 авторских рисунков. Каждая страница имеет заглавие, например: «Лучшие дети лицея», «Нескучно живем!», «Наши малыши», «Очень классные дела», «А вам слабо?», «Поспорим», «Арт-лицей» «Учительская», «Декада науки», «Литературная страница» и другие. Постоянные рубрики: «Вот так урок!», «Любимый учитель», «Мои друзья», «Читалка», «приСМОТРИсь», «Нереальные игры», «Пацанский досуг», «Перлы нашего городка» и другие. Кроме того, каждый номер имеет тематическую направленность: здоровый образ жизни («Здоровым быть модно!»), научная деятельность учащихся («Умники и умницы»), пропаганда чтения («Как хорошо уметь читать!»), добрых дел («Давайте делать добрые дела!») и тому подобное. Тема номера задается в заголовке на первой полосе, проходит через каждую страницу по возрастающей и достигает своей кульминации на странице 7, где печатается главный по значимости материал номера. Последняя, восьмая, страница содержит материалы развлекательного характера из жизни лицея, фоторепортажи, объявления, знакомит с новыми книгами, фильмами, компьютерными играми. Подобное строение делает газету целостной, держит читательский интерес и к последней странице подводит его к вопросу: «А что дальше?». То есть заставляет ждать следующего номера.
У редакции есть свое помещение — компьютерный класс с 8 компьютерами. Конечно, их не хватает. Мы нашли выход — работать дистанционно. Это особенно удобно детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы создали группу газеты Вконтакте, куда эти ребята (и все остальные) пишут, общаются, размещают тексты и фотографии для газеты. Мы все их хвалим и любим, делаем ссылки на их работы друзьям, друзьям друзей и т.п. Эти чудесные застенчивые детки также делают сайт газеты, выполняют дома верстку и обработку фотографий для печати, рисуют, выполняют корректуру. Я даю им также задания: оповестить всех, выбрать фото, закачать издания на страницу. И никто ни разу не подвел!
С одаренными детьми мы ведем долгие разговоры в сети и на индивидуальных часах. Они требуют особого внимания, часто недовольны собой и несовершенством мира, пишут чудесные стихи и пронзительные рассказы. Для них мы придумали особый проект — литературный альманах «Вдохновение». Он выпускается каждый год и уже завоевал множество наград регионального и всероссийского уровня. Для них мы устраиваем встречи по обмену опытом с одаренными авторами из других школ и творческие встречи с читателями, после которых светятся от счастья все: и таланты, и поклонники. Направляем их на все возможные конкурсы прозы, поэзии, журналистики (у нас есть победители международного и межрегионального уровня), устраиваем им публикации в городских газетах и книгах, вводим в Клуб молодой интеллигенции и взрослые творческие объединения города.
Но современные школьники, избалованные глянцем и яркими детскими изданиями, даже не взяли бы в руки наши газеты и альманахи, если бы по уровню дизайна они не приближались к профессиональным. Какими бессонными ночами и суматошными выходными мы этого добились — отдельная песня. Скажу только что верстаемся мы в InDesign, каждую фотографию оптимизируем в Photoshop, рисуем на графических планшетах плюс фломастерами и красками (младшая группа). В итоге газета «Лицеист» — многократный победитель областных и межрегиональных конкурсов школьной прессы, факультет журналистики МГУ присвоил нам 2 место во Всероссийском конкурсе «Лучшее школьное издание-2013».
МБОУ лицей г.Бор, Нижегородская область
Предварительный просмотр:
Из опыта работы редактора школьной газеты
Школьная газета — это особый добрый мир
Сейчас без использования современных информационных технологий издание школьной газеты невозможно. Конечно, если эта газета претендует на уважение читателей, которые вольно или невольно обязательно будут сравнивать ее с профессиональными изданиями, и на высокий рейтинг среди других газет подобного рода.
За 14 лет работы редактором я последовательно прошла все мыслимые и немыслимые этапы становления крепкого, мобильного, пользующегося спросом издания. И спрос этот постепенно перерос не только саму школу, но и район, и даже область. Начав в 1998 году с ежемесячной стенной газеты, имея редакцию в составе актива одного класса, где я работала классным руководителем, испробовав и Microsoft Office Word, и Microsoft Office Word Publisher в качестве основного редактора уже в печатном варианте, мы способом проб и ошибок пришли к такой организации школьного издательского процесса, который кажется нам наиболее оптимальным. А значит, смело может быть использован теми, кто только начинает свой путь в увлекательный мир школьной прессы.
Что мы имеем на данный момент? Ежемесячную газету «Лицеист» из 8-12 полос тиражом 550 экземпляров. Программа верстки — In Design CS5. Количество печатных публикаций в каждом номере — 25-40, фотографий — 15-30 и 5-10 оригинальных рисунков.
Каждый номер имеет четкую структуру, определяемую тематикой полос: «Очень классные дела», «Живем интересно!», «Знай наших!», «Учительская», «Лучшие люди лицея» — постоянные, «Литературная страница», «ЗОЖ», «Поспорим?», «Неделя математики (физики, химии, здоровья…)» — периодические. Поэтому рубрик внутри страниц немного: «Новости», «Интервью со звездой», «Не кисни!», «Нереальные игры», «И все засмеялись» встречаются в каждом номере, «Читай! Смотри!», «Вот это урок!», «Стоп-кадр», «Поздравляем!» появляются в зависимости от материала. Кроме того, каждый номер имеет тематическую направленность, то есть события школьной жизни текущего месяца освещаются с определенного ракурса: здоровый образ жизни (тема «Здоровым быть модно!»), научная деятельность учащихся (тема «Умники и умницы»), пропаганда чтения («Как хорошо уметь читать!»), добрых дел («Давайте делать добрые дела!») и многие другие. Тема номера задается в заголовке на первой полосе, проходит через каждую страницу по возрастающей и достигает своей кульминации на странице 7, где печатается главный по значимости материал номера. Последняя, восьмая, страница содержит материалы развлекательного характера из жизни лицея, первые литературные опыты лицеистов, циклы фотографий, поздравления. Объявления, прямо или косвенно связанные с темой номера. Подобное строение делает газету целостной, держит читательский интерес и к последней странице подводит его к вопросу: «А что дальше?». То есть заставляет ждать следующего номера.
— освещение жизни школьного сообщества так, чтобы у читателя появилось желание подражать хорошему;
— формирование положительного образа героя нашего времени через материалы о лучших наших учениках и учителях;
— способствование расширению круга здоровых интересов читателя,
— создание позитивного настроя по отношению к окружающим.
С первой страницы наш читатель погружается в добрый мир талантливых детей и взрослых, живущих интересной жизнью. И рассказывают о нем сами ребята, причем то с восхищением, то с юмором, то с важностью, то с самоиронией. Он слышит детскую многоголосицу, видит наивные или почти профессиональные рисунки и фотографии. Поэтому не иссякает поток ребят делать газету. А с появлением новых информационных технологий с каждым годом в редакции увеличивается количество мальчишек.
Свои нет-буки у нас тоже есть. Нам выделили 3 аппарата для выездных работ. Мы активно используем их видеокамеры в качестве диктофонов, а текстовые редакторы помогают мобильно напечатать материал, например, во время концерта или урока, или другого мероприятия, на которое отправился корреспондент. Рисовать на них тоже удобно. А противоударный корпус бережет нервы редактора.
Фотографии для газеты мы делаем несколькими фотоаппаратами. Они есть у всех кружковцев, начиная с 6 класса. Двоим корреспондентам родители специально приобрели аппараты с зеркальными объективами.
Поскольку «Лицеист» издается в черно-белом и цветном варианте, каждую фотографию приходится обрабатывать: высветлять, оптимизировать контраст и цвет. Старшая группа делает это в Photoshop, младшие — в Picture Manager. Понимая, что в современном дизайне печатного издания необходимо использование коллажей, мы с удовольствием делаем их в том же Photoshop. Младшая группа нашла для себя специальные коллажные программы. Рисунки старшая группа тоже делает в Photoshop, маленькие очень любят Paint. Школа приобрела для нас графические планшеты. После этого они появились у многих моих художников дома, особенно из начальной школы. Верстальщики, самые опытные и умелые, при необходимости используют векторную графику. А такая необходимость появляется, например, в новогодних номерах, где для оформления нужно нарисовать снежинки, елочки и т.п. В начале года среди читателей начался бум на собственноручно созданные кроссворды. Мои верстальщики неделю мучились с Word, Excel и Paint, а потом нашли специальные сайты, где кроссворд делается сам при наборе слов.
Но младшие художники не отстают. Недавно они начали осваивать анимацию. Человечки у них вовсю бегают, животные активно улыбаются, пистолеты стреляют. Они и предложили делать газету с gif- и flesh-анимацией. Понимая, что современные дети охотнее будут читать именно такой, а не печатный вариант, мы начали разработку первого анимационного номера. Хотя у газеты уже давно есть свой сайт, где мы выкладываем свежие номера в PDF. Но и это еще не все. Информационно-технологический процесс создания «Лицеиста» с некоторых пор живет своей жизнью. «Продвинутые пользователи» из числа редакции атакуют. Таким образом недавно у газеты без всякого моего участия появилось свое радио. Как говорят, ученики превзошли учителя. И это меня безмерно радует.
Читатели часто говорят нам, что наша газета по оформлению «уже не школьного уровня». Это потому что мы и учились у профессионалов. В первый год издания «Лицеиста» в In Design, мы часто приходили на консультации в редакцию районной газеты «Бор-инфо». Нам не отказывали никогда! А сейчас мы верстаем даже в более современной версии In Design, чем они. Но самую большую помощь в освоении информационных технологий нам оказала кафедра информационных технологий НИРО во главе с Шевцовой Л.А. В 2007 году мы были просто растеряны, понимая, что с Microsoft Office Word уже безнадежно отстали, знали, куда идти, но не знали как. Эти замечательные люди помогли нам ответить на этот вопрос. Курсы, семинары, консультации, встречи, организованный ими областной сетевой проект «Издательское дело в школе» с возможностью сетевого обучения и общения с редакциями других газет привел нас к закономерному результату. Сейчас газета «Лицеист» — неоднократный победитель областных конкурсов школьных СМИ, призер 11 всероссийского конкурса «Больше изданий хороших и разных», где нам не сделали ни одного замечания по верстке. Но главное, конечно, не это. А то, что газету в школе и районе любят, читают, ждут.