Как сделать кластер о животных

Урок окружающего мира: «Многообразие животного мира» (3-й класс)

Класс: 3

УМК: «Школа России» Плешаков А.А.

Продолжительность урока: 40 минут

Место урока в теме: изучение нового и первичное закрепление изученного.

Цель урока: расширить представление детей о животном мире.

Приемы ТРКМЧП: кластер, сводная таблица, синквейн.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Место урока в теме: изучение нового и первичное закрепление изученного.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться.
Не мешай учиться!

— Я рада видеть вас снова, и думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

Сообщение темы урока

Исследуя, можно много узнать
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам загадки разгадать.

а) Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (бобры)

б) Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)

в) С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (кузнечик)

г) На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом)

— Молодцы! Как одним словом можно назвать все 4 отгадки? (животные)

2. Индивидуальная работа. Прием кластер

— Давайте вспомним, что мы знаем о животных. Для этого индивидуально запишите, используя кластер, все, что знаете по этой теме. Обменяйтесь мнениями в группе, учтите все точки зрения и нарисуйте общий кластер.

Как сделать кластер о животных

3. Проверка кластера одной из групп, а в это время учитель на доске оформляет кластер по итогам работы этой группы.

— Всё учли ребята? Есть еще какие-либо дополнения?

— Почему остались незаполненными гроздья кластера? (животных очень много)

— Как определим тему сегодняшнего урока? (многообразие животных).

III. Стадия осмысления

1. Прием «Сводная таблица»

— Для того, чтобы могли увидеть, какое разнообразие животных существует на Земле и сравнить их, поработаем с текстом учебника на с.89-92 и заполним сводную таблицу. Для этого выделим следующие линии сравнения для характеристики животного: тело, конечности, передвижение, питание, среда обитания.(Учитель записывает эти линии на доске в таблицу. У учащихся такая же таблица).Работаем в парах.

2. Проверка самостоятельной работы в парах. Результаты записываются в таблицу, обсуждаются.

— Давайте вернемся к кластеру. Что можно записать в пустые гроздья? (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся)

3. Работа с понятиями

— Как называется наука, которая изучает животных? (зоология) Как вы понимаете название? Объясните.

— Что такое вид? Как вы это понимаете? Приведите примеры.

4. Закрепление нового материала

— А сейчас я предлагаю выполнить в рабочей тетради на с.40-41 задания №1-3.

IV. Стадия рефлексии

Заканчивая разговор о многообразии животных, я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Животные
Разнообразные, таинственные.
Удивляют, поражают, интересуют
Берегите!

2. Домашнее задание

В учебнике «Проверь себя» с.95 в.1; В рабочей тетради с.42, №4,6

3. Подведение итогов

— Что нового узнали на уроке?

— С какими затруднениями столкнулись? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

— Не на все вопросы вы получили сегодня ответ. Значит нам есть над чем работать на следующем уроке.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте», пожалуйста. (дети поднимают карточки «настроение» в виде личика)

Источник

Кластеры по биологии. Методическое пособие для учителя.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Как сделать кластер о животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кластеры по биологии. Методическое пособие для учителя.

Способы работы с кластерами: Составить новый кластер. Составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера. Сделать коррекцию готового кластера цветными маркерами Завершить неполный кластер. Определить главный термин. Исправить ошибки.

Углеводы В клетке Животные 1-5 % Растительные 90% Химия Cn(H2O)n Функции Энергетическая Запасающая Защитная Структурная Состав Простые Глюкоза Фруктоза Рибоза Сложные Дисахариды Сахароза Мальтоза Лактоза Полисахариды Крахмал Целлюлоза Гликоген Хитин

БИОЦЕНОЗ состав биоценоз биотоп структура видовая морфологическая трофическая пирамида численность биомасса энергия перевернутая круговорот вода азота фосфора кислорода и углекислого газа серы типы пустыня степь другие лиственный лес тундра лишайниковая моховая еловый другие сосновый

ЭКОЛОГИЯ питание продуценты консументы редуценты сообщества популяция биогеоцитоз биоценоз продолжительность жизни скорость роста разнообразие демография рождаемость плотность факторы полезные вредные антропогенные абиотические свет светолюбивые тенелюбивые вода гидро- гигро- мезо- ксеро- соленость температура теплолюбивые морозоустойчивые биотические позитивные симбиоз протокооперацил мутализм негативные паразитизм хищнечество конкуренции аменсалиции

питание автотрофы гетеротрофы миксотрофы хемотрофы фотосинтез хлорофилл родопсин голозои хищники всеядные фитофаги сапрофиты паразиты

кровь состав плазма Клетки крови эритроциты лейкоциты тромбоциты функции транспортная гуморальная выделительная терморегуляция защитная дыхательная группы I (00) II (AA,A0) III (BB,B0) IV (AB)

Как сделать кластер о животных

Как сделать кластер о животных

Как сделать кластер о животных

Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект

2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников

Как сделать кластер о животных

Как сделать кластер о животных

Номер материала: ДБ-583086

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мастер-класс «Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии»
методическая разработка по биологии на тему

Как сделать кластер о животных

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

В разных методических источниках этот метод называется по-разному: «карта-понятий», «карта-схема», «еж», «асоциограмма». Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

В разных методических источниках этот метод называется по-разному: «карта-понятий», «карта-схема», «еж», «ассоциограмма». Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Present Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Существуют различные виды кластеров.

В начале урока учитель записывает в центре доски тему (ключевое слово) и просит учеников сделать запись в тетради, подумать и записать вокруг данного слова все, что приходит на ум в связи с этой темой. Через несколько минут можно предложить учащимся обменяться своими идеями в парах, затем поделиться ими со всем классом и записать их на доске.

При более сложных темах можно помочь учащимся основными категориями, например

Дополнительные категории учитель дает либо сам, либо помогает ученикам наводящими вопросами, помогает учащимся сформулировать их самостоятельно.

Кластер («гроздья») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

На уроке биологии при изучении Опорно-двигательной системы, конкретно скелет человека.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д. Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Например: Урок в 8 классе, при проверке домашнего задания по теме «Строение организма человека». Составит рассказ «Уровни организации человека», уровни нумеруют цифрами.

Арт-кластер (кластер с картинками).

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Например, тема «Овощной салат». В середине листа рисуется или наклеивается миска с салатом. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок овощи и наклеить (нарисовать) их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, из чего сделан их салат. Какие витамины, необходимые человеку для здоровья, содержатся в данных овощах.

Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.

И каждому из вас «Узелок на память» от поэта Я.Хелемского.
Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.
Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.

Литература: 1.Н.Соосаар, Н.Замковая Интерактивные методы преподавания. Часть 1.- 2012 г. 2.Приемы для конструктора урока

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с применением технология развития критического мышления. Комбинируя приемы технологии развития критического мышления учитель может планировать уроки в соответствии с.

Материал содержит теоретические основы технологии Развития критического мышления с практическими примерами из опыта обучения биологии.

Использование различных видов кластеров для развития критического мышления на уроках биологии.

Буклет по теме:Применение технологии кластер для развития критического мышленияна уроке физики.

Источник

Составление кластера на уроках окружающего мира

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Представление обобщённого педагогического опыта по теме

«Организация работы с текстом через создание кластера

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Автор: Щербич Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

С сентября 2011 года учителя начальных классов начали реализовывать идеи, цели и задачи ФГОС НОО. В основе федерального государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А это значит, что учителя начальных классов при планировании учебного процесса должны использовать новые формы, методы и приёмы, отвечающие требованиям времени. Это такие методы и приёмы, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В своей работе раскрываю, как организовать работу с учащимися начальной школы по составлению кластеров на уроках окружающего мира.

В соответствии с требованиями Стандарта второго поколения задача учителя:

— сформировать у обучающихся первичные навыки работы с текстом – это: поиск нужной информации, выделение и фиксирование главного, сопоставление, анализ, систематизирование и обобщение информации, интерпретация и её преобразование;

— создать условия для овладения первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем, диаграмм).

На практике учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у учащихся пропадает интерес к работе с большим объёмом информации.

На помощь приходят современные технологии. Одна из них «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология включает в себя такой приём как «Составление кластера».

Кластер – это графический приём систематизации материала в виде схемы, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Цель моей работы: демонстрация организации работы с текстом через создание кластера учащимися на уроках окружающего мира.

1) Описать организацию работы по введению понятия «кластер».

2) На основе приёма «Кластер» показать способы работы учащихся на уроках окружающего мира.

Первый класс, первый урок. Тема «Этот удивительный мир», страница 4.

— Рассмотрите внимательно страницу. Кто что увидел?

— Расскажите ещё раз о том, что вы видите в центре страницы.

— Как напечатаны слова, от которых идут стрелочки?

— Как их можно назвать? (Главными)

— А как назовём слова, к которым идут стрелочки? (Помогают раскрыть смысл главного слова)

— Попробуйте назвать всё это одним словом. (Схема)

Мир вещей Окружающий мир Мир людей

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница 88.

Класс делится на группы, каждой группе предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.

— Что вы видите на листе?

— Как расположены круги и стрелки?

— Как можно назвать? (Схема)

— Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

— Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

— Определите, какое слово будет главным? (Вода)

— Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

— Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

— Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

— Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

— На что похожа схема? (На цветочек, на солнышко)

— То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы складываем слова в кружки).

— Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Способы работы учащихся с кластерами

1. Отсутствие главного термина, с которого начинается кластер, и его определение.

2 класс. Тема «Части растения»

— Рассмотрите кластер? Что заметили? Что впишем в центральном круге? (Части растения)

2. Анализ и завершение неполного кластера.

3 класс. Тема «Растения – живые существа»

— Рассмотрите кластер. Дополните его словами на карточках из кармашка:

насекомые, ветер, сухие, сочные, сложные, простые

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *