Как сделать клепку на модели
Заклепки и болты на моделях, часть 1
Дорогие подписчики!
В этом воскресенье мы хотим начать цикл статей по модельным технологиям и опробовать новый функционал Вконтакте.
И сегодня речь пойдет об имитации заклепок и болтов на моделях техники.
Заклепочное соединение, на ряду со сваркой и болтами— один из основных типов крепления металлических деталей друг к другу. Применялся он еще со времен античности, для скрепления бронзовых пластин доспехов. Но наиболее распространение заклепки получили в 19-20 веке, с развитием металлургии и промышленности. В 1910-1940-ых годах броневые листы чаще всего крепились на заклепках, а в авиационной промышленности заклепочные соединения массово применяются и по сей день.
Болты и гайки так же получили широкое распространение в ходе промышленной революции и на ряду с заклепками используются для крепления различных деталей техники, чаще всего — схемных, на вроде люков, навесного оборудования, деталей ходовой части и т.д.
И поскольку многие прототипы сложно представить без рядов заклепок и болтов— возникает вопрос об их имитации на моделях.
Увы, сами производители далеко не всегда изображают заклепки и болты на моделях. Зачастую это связано с технологическими ограничениями, поскольку покрытую заклепками/болтами деталь просто не получится вынуть из формы. Кроме этого заклепки/болты могут пострадать при подгонке и зачистки деталей модели, а могут быт просто плохо отлитыми. Как бы то ни было — эти детали на моделях нужны. Они не только придают модели больше сходства с оригиналом, но и просто украшают её.
Тут стоит сделать отступление и определиться — что именно (болты или клепку) и на модели чего мы собираемся имитировать. Дело в том что технологии изготовления и внешний вид заклепок и болтов на моделях наземной техники(да и флота с архитектурой) и авиации кардинально отличаются.
В первой части статьи мы поговорим о заклепках и болтах на моделях авиации.
Два основных фактора, которые формирую особенность технологии имитации закрепок на моделях авиационной тематике — это обилие этих самых заклепок и их внешний вид.
Клепки на самолетах много. Реально много. До нескольких миллионов заклепок в целом на самолет, из которых как минимум десяток тысяч приходится на внешние поверхности самолета.
И хотя моделизм полон условностей и число заклепок на моделях куда меньше их все равно много, до нескольких тысяч. Делать каждую заклепку или болт по отдельности — занятие медитативное и ведущее к быстрому сумасшествию. По этому клепка накатывается специальным инструментом — ревитером (от англ. rivet — заклепка, то есть клепалка по нашему). Этот инструмент оставляет на поверхности модели линию углублений, которые и имитируют заклепочные швы.
Поговорим о самой технологии
На заметку — в сети есть чертежи на множество прототипов. Стоит лишь вбить в поисковик запрос в формате /название прототипа/ чертеж клепка или /название прототипа/ rivet и выставить фильтр на черно-белые изображения(к примеру — P-47 rivet)
Само собой не стоит клепать деревянные «этажерки» или крыло Р-51 «Мустанг», которое шпаклевалось и красилось так, что на нем оставалась только пара линий расшивки. Но вот стоит ли наносить клепку в 1/144ом масштабе, стоит ли смириться с тем, что это будут углубления, а не выступы на поверхности – это каждый решит для себя сам.
Если же вы решили что надо клепать модель — стоит приступить к выбору инструмента.
Лучше всего купить готовый ревитер, хотя существует способ изготовления самодельного агрегата из шестеренки из часов и прочего подручного хлама.
Выбор готовых ревитеров довольно велик.
Тут и фирменные инструменты от Trumpeter или Hasegawa, и отечественные инструменты от ВЭС, и травленый инструмент от RB production, Gonza и Микродизайна. По опыту автора статьи лучшие инструменты делает ВЭС и RB production(Ирландия). Они сделаны из плотного метала, имеет хороший выбор колесиков с разным шагом клепки, приемлемым для любых популярных (1/32, 1/48, 1/72) масштабов. Ревитер от Trumpeter имеет слишком большое колесико и ненадежное пластиковое крепление. Продукция Микродизайна хороша, но выполнена из мягкого метала, из-за чего довольно быстро изнашивается, хотя и стоит недорого.
Кроме этого для нанесения клепки или крупных головок болтов вручную, в труднодоступных местах пригодится обычная игла или скрайбер.
Сам процесс нанесения клепки опять же прост до безобразия.
Но если нет уверенности — можно использовать изоленту в качестве шаблона.
При покраске тоже стоит учитывать толщину лакокрасочного слоя и не заливать модель в глазурь, иначе вся работа с клепкой просто-напросто исчезнет.
Ну и конечно — несколько примеров готовых моделей с накатанной клепкой из коллекции автора.
Особняком стоит довольно редкая технология применения объемных декалей.
Технология еще не нашла массового применения, особенно у нас. От части это обусловлено узкой сферой применения, от части низкой доступностью таких декалей, хотя если нужно – достать их легко, не сложнее чем любой другой аксессуар для модели.
Все эти декали придется придётся приобретать через интернет, поскольку пока они не встречаются в розничной продаже в отечественных магазинах, хотя в будущем мы хотим пополнить ими наш каталог. Цена на наборы довольно не демократичная, но надо сказать что эффект того стоит, особенно если говорить о заклепках, потому что альтернативный метод вклеивания заклепки по одной от руки мягко говоря трудоемок, даже если речь идет о 35ом масштабе. А в авиации чаще приходится работать с 48 и 72ом масштабом.
Заклепки и болты на моделях, часть 2
Приветствуем вас, дорогие подписчики!
Сегодня мы подготовили для вас продолжение статьи про заклепки, первую часть которой мы публиковали ранее.
И если в прошлый раз основной упор мы делали мы рассказ об имитации заклепок и болтов на моделях авиации, то сегодня речь пойдет про модели наземной техники.
Для первой половины 20-ого века метод соединения металлических деталей на болты и заклепки был наиболее распространенным, и только к 40-ым годам его начала заменять сварка. Тем не менее болтовые и заклепочные соединения встречались и позже. На а многие танки 30-40-ых годов невозможно представить без заклепок.
Как мы уже говорили — модели зачастую нуждаются в имитации болтов и заклепок, поскольку технология литья из пластика не всегда позволяет адекватно отлить эти детали на модели, да и при сборке выступающие головки болтов или заклепок могут быть сошкурены и потребуется их восстановить.
Принцип имитации заклепок на моделях наземной техники довольно прост и чем-то напоминает реальный — заклепки по одной устанавливаются на модель.
Но существует два разных по своей сути способа получить эти самые заклепки/болты. Купить готовые или сделать их самому. Разберем их по отдельности.
Самодельные болты/заклепки
При кажущейся простоте путь самостоятельного изготовления заклепок или болтов не так уж и прост. Главной проблемой является необходимость сделать десятки, а то и сотни одинаковых деталей. Тем не менее если нужно получить несколько заклепок и к примеру проклепать или восстановить клепку на небольшом участке на модели этот способ вполне имеет право на жизнь.
Для начала стоит определиться что именно нужно сделать на модели — заклепки или болты. И какие. Ведь зачастую броня крепилась не на обычные заклепки с круглой головкой или не на плоские болты, а на специальные пулестойкие заклепки/болты конусной формы. Такие заклепки сложно изготовить самому и будет лучше купить готовые смоляные.
Для понимания этого стоит внимательно смотреть на чертежи и фотографии прототипа, но с другой стороны, если на остальное модели болты или заклепки выполнены упрощенно и вы не планируете менять их все — стоит делать самодельные детали наиболее похожими на родные модельные.
Принцип изготовления прост — в относительно твердом и более термостойком чем модельный пластик материале сверлятся углубления по диаметру заклепок. Самый распространенные диаметры заклепок для 1/35 это 0.8-1мм. Хороший материал — литники от смоляных деталей. Получается шаблон для изготовления заклепок. Отверстия лучше сверлить как можно ближе друг к другу, что бы за раз формировать как можно больше готовых заклепок.
Затем разогреваем литник над пламенем свечи и быстро вдавливаем его в шаблон с отверстиями.
После чего полученные заклепки аккуратно срезаются острым лезвием ножа.
Клеить полученные детали лучше всего на супер-текучий клей. Устанавливать самодельные заклепки на модель лучше при помощи смоченного в воде кончика модельного ножа или зубочистки.
Самодельный болт многогранной формы получить сложнее. Потребуется обточить литник до многогранной формы при помощи напильника, а затем растянуть его над огнем. Проблема в том, что получить болты равного диаметра таким способом будет сложно.
Таким образом технология самостоятельного изготовления заклепок и болтов довольно несовершенна и лучше всего подходит для восстановления нескольких недостающих элементов, а не полноценного проклепывания модели.
Покупные болты/заклепки
Куда больший простор предоставляют готовые болты и заклепки, которые выпускаются различными фирмами. Они бывают выполнены из смолы (известные наборы MasterClub):
Крупные гужоны(крупный не разборный болт)или заклепки бывают выполнены из латуни или меди (такие к примеру делает AFV Club)
В последнее время появились болты и заклепки напечатанные на 3д принтере. Такие наборы выпускает фирма Metallic Details.
Выбор такой продукции крайне велик. Сверяясь с фотографиями прототипов и чертежами можно выяснить какие именно детали нужно установить на вашу модель. Мы же остановимся на способе применения таких деталей.
Не стоит бояться покупных наборов — обычно в них лежит более сотни(а то и двух) заклепок, и одного-двух таких наборов хватит на одну-две модели. При цене в несколько сотен рублей это более чем адекватно.
В целом все просто — нужно просверлить на модели отверстие по диаметру «ножки» болта или заклепки (нужный диаметр отверстия под установку пишется на упаковке) и затем вставить туда заклепку/болт.
Зачастую нужно просверлить множество отверстий, расположенных на одной линии. Для этого стоит разметить линии заклепок при помощи мягкого карандаша и линейки. Сверлить отверстия лучше при помощи бормашинки, так сверла будут реже ломаться и процесс будет идти куда быстрее.
Так же лучше сверлить сквозные отверстия в деталях и крепить болты/заклепки с изнаночной стороны, капая на выступающие изнутри «ножки» капли супер-клея.
В прочем в мелком масштабе можно клеить заклепки и на супер-текучий клей — он подплавит пластик, и вполне надежно закрепит в отверстии даже смоляную деталь.
Процесс сверления отверстий и установки отверстий займет много времени, но заметно украсит модель, улучшив её деталировку.
Танкомастер 1991-04-05-06, страница 7
от советчика wt сделать заклепки
‘БолУшм-с^ео машин, о которых идет речь в нашем жур-налеу имелиЧфеплёиие бронелйстов на заклепках. Именно
чйнаЖщйе. Правда, в отдельных журналах рекомендовалось tfcnoj^bfeoaaTfe,. изготовляли? заклепок булавочные го-латкщ: однаЩОэЩряд ли стоит следовать этой рекоменда-. цир э то *;1с»$1ЛЫсо булавок ну^мо запасти?! Между тем существуют более простые и проверенные на
траков гусениц, правда, они также должны быть невелики, чтобы их можно было легко срезать.
Но зее-таки для «массового производства* заклепок лучше всего сделать нужные углубления на кусочке металла или металлической пластинке. Лучше Есего использовать латунь или медь — тогда высверлить углубление под заклепку можно будет даже голыми руками и с максимальной точностью Наиболее подходящими масштабами для этой технологии являются: 1:20, 1:25, 1:30, 1:35, 1:43/43/50. Для более мелких моделей штамповка заклепок теряет всякий смысл.
Некоторые моделисты для моделей в масштабах 1:72 и 1:8″
крошечные заклепки из вытянутых над огнем полистироловых нитей, которые затем нарезаются бритвои. Но это, очевидно, предел миниатюризации и более отвечает созданию не уменьшенной в *эн» раз копии танка, а его миниатюрного образа.
Здесь мы подходим к весьма спорному для многих моделистов вопросу о пределах миниатюризации и соблюдения масштабов при изготовлении модели. Уменьшая модель и все её детали в строгом соответствии с заданным масштабом, мы, однако, далека не всегда можем его соблюсти. Так вот насколько можно от него отступать, чтобы само понятие ‘масштабная модель» не нарушалась? Например, те же заклепки в масштабе 1:35 очень часто бывают настолько малы, что их практически и не видно. Достаточно всего на чуть—чуть сделать их больше, как впечатление от модели сразу меняется в лучшую сторону, хотя явное нарушение масштаба налицо. Конечно, у нас есть перед глазами традиции судомодельного спорта, однако и там расхождение в масштабном соответствии деталей нередко бывает значительным. Нам кажется, что в моделироваании, как и в искусстве, всего должна быть в меру, которая определяется мастерством исполнителя модели, гармоническим соответствием замысла и исполнения, умелым ощущением того впечатления, которое должна произвести данная модель.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАКЛЕПОК ПО ГИПСОВОЙ ФОРМЕ:
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗАКЛЕПОК ПО ФОРМЕ ИЗ МЕТАЛЛА:
Заклепки своими руками
Как сделать заклепки из проволоки своими руками
Очень часто нужно что-то собрать и для этих целей используются заклепки. Их можно купить, а можно сделать из гвоздя или мягких металлов, например, из алюминия и меди. Наиболее просты в изготовлении заклепки из проволоки, алюминиевой или медной, неважно.
Для изготовления заклепок потребуются тиски, но можно сделать и специальное приспособление для этих целей. В таком случае получится сделать много заклепок, которые обязательно пригодятся в домашнем хозяйстве каждого мастера.
Как сделать заклепки из проволоки своими руками
В результате, кончик проволоки развальцовывается, после чего тиски разжимаются и проволока обрезается на нужную длину заклепки. При изготовлении самодельных заклепок данным способом есть множество минусов. Во-первых, таким образом, не получится сделать много заклепок своими руками, во-вторых, абсолютно неудобно все время крутить тиски и обрезать проволоку.
Поэтому, если нужно много заклепок из проволоки, то лучше не полениться и сделать небольшой станок для их изготовления.
Устройство для изготовления заклепок
Простой станок для изготовления заклепок своими руками поможет в значительной мере ускорить этот непростой процесс. Я предлагаю сделать небольшое приспособление, как на фото, которое будет зажиматься в тисках. Делать его нужно из куска толстого металла, толщина которого равнялась бы длине изготавливаемых заклепок.
Для этих целей по центру прямоугольника из металла нужно высверлить 5-10 сквозных отверстий, после чего разрезать металл, строго посередине полученных дыр. Затем, с одного края, нужно сварить металлические пластины, используя для этих целей кусок разрезанной вдоль, тонкотелой трубы. Таким образом, чтобы получилось что-то наподобие навеса.
Он поможет пластинам не расходиться сильно в стороны и удерживать проволоку для изготовления заклепок. После того, как проволока установлена в отверстие, пластины зажимаются в тисках, а далее работа по изготовлению заклепок осуществляется, как и в предыдущем разе. Молотком ударяете в торец проволоки и обрезаете её на нужную длину. Существуют и заводские приспособления для изготовления заклепок в домашних условиях. Все они имеют отверстия разного диаметра.
Если же возиться с изготовлением заклепок из проволоки нет времени, да и в большом количестве их не надо, то можно просто, высверлить отверстие в соединяемых деталях, затем отрезать небольшой кусок алюминиевой проволоки, вставить проволоку в отверстие, после чего расплющить её с двух сторон молотком. Таким же самым способом заделываются дыры в посуде, например, в алюминиевых баллонах.