Как сделать клеймо в кирпиче
Счетные метки на кирпиче
По внешнему виду счетные метки можно подразделить на черточки-резы (для краткости далее будем называть их резами), метки, состоящие только из точек и метки, сочетающие в себе резы и точки.
Резы могут быть в виде линий, параллельных длинным сторонам тычков, наклонных, перекрещивающихся, фигурных или состоящих из сложного набора линий. Те резы, которые на таблицах выглядят горизонтальными, наносились перпендикулярно ряду выставленных для сушки сырцов (так как существовала опасность уронить весь ряд кирпичей подобно костяшкам домино). Точки, обычно диаметром 2-4 миллиметра, ставились либо аккуратно либо бегло, в виде запятых, по хвостикам которых иногда можно определить, какая из них поставлена первой, а какая последней. Изредка встречаются точечные метки, поставленные пальцами (последний рисунок таблица 5). К точечным меткам следует относить и отпечатки фигурно обработанных торцов бирок. Встречены кирпичи, несущие на себе одновременно клейма заводов и счетные метки (таблицы 1 и 4). Характер взаимного расположения клейм и меток позволяет утверждать, что сначала ставились клейма, а метки несколько позже, но по еще не высохшей поверхности сырца. Можно предположить, что счет кирпичей производился в конце рабочего дня, чтобы знать, выполнена ли дневная норма-урок.
О том, что счет кирпича велся сотнями или тысячами штук (а не какими-либо другими мерами), говорят многочисленные письменные источники. Чтобы узнать более определенно, сотни это, или тысячи, можно воспользоваться достаточно простыми расчетами для этого. Следует выбрать ограниченный, хорошо сохранившийся, участок стены, приблизительно сосчитать число тычковых кирпичей и сравнить его с числом, обнаруженных на нем меток. Число меток необходимо удваивать, так как они оказывались на лице стены и в ее толще с равной вероятностью, поскольку не было причин специально укладывать кирпичи с малозаметными метками наружу.
На боковом, западном, фасаде Спасской башни кремля города Коломны, сооруженного в 1525-1531 годах, среди около 3600 тычковых кирпичей встречены 2 метки в виде точек и 5 тычков с резами, которые можно было бы считать метками, по аналогии с более поздними примерами. Отношение удвоенного числа точечных меток к числу всех обследованных тычков равно 4:3600 = 1:900, что очень близко к отношению 1:1000. Расчеты с привлечением числа резов не дают никакого вразумительного результата. Ввиду ограниченности выборки, полученный результат нельзя считать статистически корректным. Бесспорно лишь то, что счетных меток на башнях Коломенского кремля очень мало. Если метилcя каждый тысячный кирпич, то чтобы обнаружить одну метку следует просмотреть в среднем 1000 тычковых кирпичей или 80 квадратных метров поверхности стены (на одном квадратном метре кладки ХVI-ХVII веков помещается примерно 25 тычков).
Более четкие результаты получены при фиксации меток на кирпичах перестроенного свода 1702 года центральной апсиды Благовещенской церкви середины ХVI века в селе Степановское Раменского района Московской области (таблица 3). Среди примерно 1400 тычковых кирпичей обнаружено 20 счетных меток, в том числе 13 резов, 3 точечных метки и 4 метки в виде резов с точками. Общее число меток, содержащих точки, на данном участке должно быть приблизительно (3 + 4)х2 = 14; отношение 14:1400 = 1:100. Следовательно, каждый сотый кирпич помечен тем или иным количеством точек. Меток в виде резов без точек должно быть 13х2 = 26; отношение 26:1400 1:154, очень близко к 1:50. Можно было бы сделать вывод, что резами отмечался каждый пятидесятый кирпич-сырец. если бы не то обстоятельство что число резов, метивших 50-е кирпичи внутри каждой сотни, должно быть равно числу меток с точками на 100-х кирпичах. Фактическое же число меток-резов почти вдвое превышает число меток с точками. Это противоречие можно попытаться снять предположением (к сожалению, достаточно искусственным) в двойном счете. Формовщик мог метить резами каждый 50-й сырец, чтобы иметь представление об успешности выполнения своей дневной нормы-урока. Другой же счетчик, десятник, мог вести свой счет независимо от формовщика и ставить метки с точками на 100-х сырцах.
Главный результат проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. Основными счетными метками на кирпичах зданий ХVII-XIX веков являются метки, содержащие точки. Эти метки, по числу точек на них, обозначают количество сотен отформованных сырцовых кирпичей. Простые резы, без точек, служат вспомогательными метками, помогающими не сбиться со счета.
Определенную настороженность вызывает слишком малое количество промежуточных меток-резов на кирпичах Спасской башни Коломенского кремля. Без ошибок отсчитать тысячу сырцов, не делая промежуточных меток, практически невозможно. Даже если метить только сотни, число видимых резов должно быть около 18. Обнаружено же только 5. Возможно, эти 5 резов случайны и не имеют отношение к процессу счета. Но нельзя исключить и того, что наши арифметические выкладки здесь вообще несостоятельны, как в отношении резов, так и для точечных меток. Сооружение огромной каменной крепости в Коломне требовало привлечения массы рабочих рук изо всех местностей Московского княжества, с различными строительными навыками и традициями. Если какая-то группа формовщиков сырца метила свою продукцию счетными метками, а другие обходились без меток, то на месте строительства партии кирпича могли перемешиваться самым причудливым образом, меченые партии «разбавлялись» немечеными, исключая тем самым возможность применения статистики.
Вопрос о времени первого появления счетных меток на кирпиче остается открытым. Среди очень большого количества плинфы ХII-ХIII веков‚ прошедшего через наши руки при многолетних археологических раскопках и исследованиях сохранившихся древних зданий в Смоленске, ни разу не удалось встретить метку, которую можно было бы с уверенностью трактовать как след счета сырца. Клейма на кирпичах конца ХV века Воскресенского собора в Волоколамске не позволяют однозначно связывать их с процессом счета, так как образцов с отпечатком только одного клейма встречено непропорционально много‚ при почти 100-процентном клеймении кирпичей. Другие кирпичные здания ХV века с целью поиска счетных точек никто еще не исследовал. Самыми ранними образцами сегодня приходится считать метки на стенах кремля города Коломны: на Пятницких воротах (на их древних частях, не подвергшихся реставрации в конце ХIХ в, выполненной из более мелкого и более темного кирпича с обильными счетными метками) и на Спасской и Симеоновской башнях. Ни на хорошо сохранившихся и доступных кирпичных частях Зарайского кремля, ни на одном из других зданий ХVI века счетные метки нам еще не встретились. Специально проведенное тщательное обследование с лесов церкви Вознесения в Коломенском с целью поиска меток не дало никаких результатов. Единственный тычковый кирпич, беспорядочно утыканный квадратным штампиком в виде решетки обнаруженный на восточном фасаде церкви, явно не относится к счетным меткам. Отсутствие меток не означает отсутствие счета. Повернутый или положенный на ребро ложек сырец мог служить ориентиром вместо метки. По каким-то причинам мечение кирпичей при счете оказалось более удобным и в ХVII веке метки встречаются достаточно часто. В ХVIII и ХIХ веках счетных меток очень много, стоит только внимательно приглядеться.
Почти полное отсутствие счетных меток на кирпиче зданий ХVI века может оказаться одним из признаков, позволяющих разделить по времени здания или их части шестнадцатого века от века семнадцатого. Формат большемерного кирпича, кладочный раствор и система кладки зданий центральной России за эти два века если и изменились, то не настолько чтобы можно было обнаружить существенные различия и использовать их для более точной датировки. Отсутствие на здании счетных меток, разумеется, не может служить основанием для отнесения его к ХVI веку, но если на нем будут зафиксированы одна или несколько меток с точками (резы могут оказаться случайными царапинами), то появится аргумент в пользу более позднего времени его сооружения. Такие спорные ситуации достаточно хорошо известны исследователям истории древнерусской архитектуры. Хотелось бы, чтобы наблюдения за счетными метками послужили инструментом в руках ученых, а не остались лишь средством удовлетворения праздного любопытства.
Автор статьи: Чернышев Макс Борисович, реставратор с 50-летним стажем.
АТРИБУЦИЯ | ОЦЕНКА | ПРОДАЖА | ФОРУМ
История клеймения
История клеймения
Сообщение vsm » 08 ноя 2016, 13:28
В последнее время все большую популярность приобретает такой необычный вид коллекционирования, как старинный кирпич с клеймами производителей. Помимо чисто утилитарного применения такой коллекции как декорирование лицевых стенок каминов, печей, барных стоек, а также помещений кафе или ресторанов, что придает особую атмосферу интерьеру, люди все больше стали интересоваться историей этого казалось бы совсем не примечательного строительного материала. Но много ли мы знаем о том, что означают эти загадочные надписи на кирпичах? Какие тайны скрыты от нас более чем столетней историей?
Первые надписи на кирпичах, зафиксированные археологами, относятся еще к VI веку до н.э., когда при строительстве Вавилона на сотнях тысячах кирпичей ставились клейма египетского царя Навуходоносора II. Впоследствии, уже в I веке н.э., обнаруживаются весьма распространенные клейма римских легионеров “LEGITAL», на которых иногда указывалась дата изготовления кирпича. Первые упоминания об организации кирпичного дела на Руси приходятся на период правления Ивана Грозного, когда в 1584г. был учрежден «Каменный приказ», которому были подчинены и «Государевы дворцовые сараи» – казенные кирпичные заводы, выпускавшие кирпич для царских палат. При Борисе Годунове появляются и первые клейма – контурные изображения единорога и двуглавого орла, выполненные на самой маленькой стороне кирпича, которая называется «тычок». В 1713г. Петр I разрешил «кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно», но вскоре кирпичное строительство было запрещено во всех городах, кроме Петербурга. Настоящее освоение кирпичного дела в России частными заводами началось лишь с 1741г. В те времена клеймение не являлось обязательной процедурой при производстве кирпича, однако история сохранила для нас не только всевозможные варианты древних клейм, подробно описанные известным московским ученым Киселевым, но и т.н «счетные метки» в виде точек и штрихов, которые ставились на кирпич мастером для удобства подсчета произведенной продукции.
Обязательное «выжимание клейма на сырце при формировании его или в процессе сушки» было закреплено указом от 24.01.1847г. в «Правилах о единообразной и прочной выделки кирпича», по которым на каждом (!) кирпиче должно быть непременно помещено клеймо завода для обозначения производителя на тот случай, если во время строительства или с течением времени будет обнаружен некачественный кирпич и недобросовестный поставщик мог быть привлечен к ответственности. Прошли десятилетия, и кирпичное клеймо, первоначально предназначавшееся для того, чтобы «было с кого спросить», пережив промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса, превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями, сохранив при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.
Кирпич Навуходоносора II
Кирпич итальянского легиона
Одно из первых клейм Руси «двуглавый орел» середины XVII века
Московское клеймо 2-3 четверти XVIII века
Счетные метки
Основы языка кирпичных клейм. Старинные кирпичи с клеймом каталог
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.
Кирпич старинный | Цэгла
Не может быть в мире надежнее изделий, чем те, которые прошли проверку временем. Эти слова в полной мере можно отнести к старинным кирпичам, которые исправно исполняли свою функцию в течение десятков лет, поскольку большая часть из них датируется серединой 19 века. Время, нагрузка и внешние факторы не только сделали этот строительный материал более прочным, но еще и придали ему столь ценимые нынче черты декоративности. Теперь купить кирпич с клеймом, то есть исторический кирпич, – большая удача, чем и предлагает воспользоваться наш проект.
Свойства старинного кирпича с клеймом
Старинный полнотелый кирпич с клеймом, произведенный из натуральной глины с добавлением только песка и воды, обожженный согласно продуманной технологии, проверенный в деле и несущий знак качества в виде клейма производителя, – это тот вид строительного материала, который
Заказать старинный кирпич ручной формовки – значит приобрести исключительный по свойствам отделочный материал, который будет иметь небольшие погрешности размеров:
Преимущества использования исторического кирпича
Такие модные стилистические направления в дизайне интерьера, как винтаж и лофт, не могут обойтись только имитациями натуральных и старинных предметов: в интерьере обязательно должны присутствовать исторические артефакты, каковым и является кирпич с клеймом. Приобрести имитации подобных изделий – значит обречь задумку на провал, тогда как купить исторический кирпич поможет добиться:
Используйте, где это возможно реальные исторические артефакты для создания уникальных интерьеров, в которых чувствуется дыхание времени, удивительным образом сочетающееся с современностью.
Цена старого кирпича с клеймом
Цена старого кирпича с клеймом варьируется в значительных пределах, поскольку все зависит от следующих факторов:
Понятно, что для тех, кто хочет заказать старинный кирпич для выгонки перегородок, потребуется большое количество, следовательно, стоимость единицы изделия обойдется дешевле.
ОТЗЫВЫ
Оставить свой отзыв
Геннадий
Долго искал где купить. Пересмотрел много предложений от неприлично дорогих, до подозрительно дешёвых. Большое спасибо при разумной цене получил отличный кирпич
Старинный кирпич 18-19 века
Ищете подлинный старинный материал для создания уникального интерьера? Компания «Старинный дворик» предлагает Вам приобрести кирпич 18 и 19 веков. Этот подлинный материал, произведенный в царские времена, украсит любое помещение, придаст ему неповторимый внешний вид, создаст в квартире или доме неповторимую атмосферу, наполненную стариной.
Кирпич восемнадцатого-девятнадцатого века, идеально подойдет для:
А так же поможет:
Достоинства нашего материала
Фото нашей продукции
Кирпич старинный маркировка «П»
Кирпич начала 18 века города Санкт-Петербург.
Размер: 260х125х60 ±10 мм
Кирпич старинный маркировка «П»
Кирпич конца 18 века города Санкт-Петербург.
Размер: 260х125х70 ±10 мм
Кирпич старинный маркировка «П»
Старинный кирпич 19 века.
Размер: 260х125х70 ±10 мм
Кирпич старинный 18-19 век с клеймом
Кирпич 18-19 века города Санкт-Петербург.
Кирпич без клейма в известковом растворе
Размер: 260х125х65 ±10 мм
Кирпич без клейма
Размер: 260х125х65 ±10 мм
Кирпич жжёный
Кирпич 18 века города Санкт-Петербург.
Наш материал соответствует ГОСТу и всем санитарным нормам
Затрудняетесь с выбором?
Наши специалисты не только знают все о продукции, но и прекрасно разбираются в вопросах строительства.
Позвоните по телефону 8 (495) 773-00-97 и наши специалисты бесплатно проконсультируют Вас и помогут сделать правильный выбор продукции, подходящей именно для Вас.
Предлагая Вам купить кирпич 18-19 века, мы осознаем его ценность, поэтому предлагаем Вам только качественные изделия. Причина в том, что этот строительный материал не только выглядит привлекательно, но и обладает уникальной долговечностью. Изготовленный по классическим технологиям, он на протяжении многих столетий может справляться с любыми значительными нагрузками.
Какими достоинствами обладает старинный кирпич 18-19 века
Наверное, Вы замечали, насколько эстетично и эффектно сегодня выглядят старинные постройки, возведенные в восемнадцатом-девятнадцатом веках? Мимо них просто невозможно пройти равнодушно, они несут особый шарм древности, причем остаются элегантными и изысканными.
Декоративный кирпич 18-19 века и современная архитектура
Вряд ли кто-то будет спорить, что антиквариат всегда в моде. Старинные элементы в интерьере пользуются неизменной популярностью, даже если они искусственно состарены. Конечно, может быть состарен искусственно и кирпич, но в таком случае будет отсутствовать особый налет времени, не будет особой изысканности и неповторимого шарма. Причина очень проста – никакой станок, никакое оборудование не смогут полностью повторить уникальную фактуру и оттенки, которые создает время.
Предлагаемый нами кирпич 18-19 века также является неповторимым, ведь все переливы цвета, каждый скол и трещина являются свидетелями истории. Это придает изделиям шарм, изысканность и особый «поэтизм», которые столь высоко ценятся в современной отделке. В числе наших предложений истинные шедевры, которые можно смело сравнить с аукционными лотами, ведь клеймо на старинном кирпиче является своеобразным подтверждением его «родовитости».
Как купить кирпич 19 века в Москве?
Достаточно просто позвонить нам и мы поможем Вам сделать правильный выбор. Не знаете, какой стиль подобрать? Наши дизайнеры подскажут Вам. Вы можете создать стили деревенской направленности, столь модные сегодня. Это Прованс, кантри, Шале, Американская деревня. Вы можете создать роскошные викторианский стиль, эклектику, классику. Можете подобрать для себя брутальный, не терпящий границ и отчетов Лофт. В любом случае, купить старинный кирпич 19 или 18 века будет необходимо для создания всех, перечисленных выше стилей. Если Вы думаете, что цена кирпича 19 века слишком высока, то Вы ошибаетесь. Его стоимость практически приравнена к стоимости современных отделочных материалов высокого качества. Однако по своим качественным характеристикам ни один современный материал не сравнится со старинным кирпичом. В первую очередь, данный материал является прочным и долговечным. И это подтверждено самим временем. Он долгие годы прослужил людям, он прослужит еще столько же. Во-вторых, данный материал является полностью экологически чистым. В нем совершенно нет никаких химических примесей, что гарантирует полнейшую безопасность Вас и Вашей семьи. В те времена о химических примесях просто не знали и естественно не использовали хи для создания материалов. В-третьих, этот материал несет истинную историческую ценность. Только подумайте, настоящий антиквариат в Вашем доме по вполне доступной стоимости. В-четвертых, он полностью соответствует ГОСТ, о чем имеются соответствующие сертификаты. В-пятых, он огнеустойчив, что позволяет избежать беспокойства о возгорании, а так же применять его для отделки печей и каминов. Говорить о достоинствах можно бесконечно. Гораздо проще один раз купить старый кирпич 19 века и убедиться в его неповторимом качестве. Поверьте, это будет любовь на всю жизнь.
Основы языка кирпичных клейм
Продолжаем серию авторских очерков коллекционера Владимира Смирнова. О том, что говорят клейма на старинных кирпичах, хранящихся в его коллекциях и коллекциях компании «Брикфорд» — в исследовании автора.
Насколько велико множество народов, населяющих нашу планету, настолько же велико число языков, без знания которых невозможно понять особенности жизни представителей того или иного региона. Но не только люди говорят на родном для них языке – кирпичи тоже умеют разговаривать. Это особый язык клейм, знание которого позволяет научиться понимать те «послания», которые оставило для нас прошлое на ничем не примечательном строительном материале. Азбука кирпичных клейм может оказаться полезной не только коллекционерам-любителям, старающимся разгадать принадлежность клейм тому или иному производителю, но и профессиональным исследователям, использующим все возможные источники и артефакты для архитектурного и исторического описания изучаемых построек. Следуя знаниям сложившихся канонов и правил, привлекая логический подход и креативное мышление, а также вооружившись немалой долей интуиции, давайте вместе постараемся освоить основы этого непростого «кирпичного» языка!
Итак, что же мы увидим на клейме?
Фамилия. Нет ничего проще для идентификации клейм, чем полностью написанная на нем фамилия владельца завода! Однако и здесь возможны нюансы: изначально было принято писать фамилию в родительном падеже (завод кого?), а затем к концу XIX века это трансформировалось в привычный именительный падеж. (рис. 1а, б)
Это надо учитывать, чтобы на ранних клеймах 1840-60-х не приписать по ошибке завод жене (или, не дай Бог, вдове!) известного производителя. В данном случае Пирогова и Пирогов – это одно лицо, Иван Кондратьевич Пирогов. Женские фамилии также встречаются в родительном падеже, но довольно редко, как в экземпляре Пелагеи Марковны Байковой (рис. 1в). Из желания импортировать (или, по крайней мере, рекламировать) свою продукцию за пределы России некоторые производители огнеупорного кирпича (Песельник, Старцев, Ягупов и др.) дополнительно прибегали к варианту написания своей фамилии на клейме латинскими буквами (рис.2). При этом использовалось франко-немецкое написание фамилии со сдвоенной буквой «F» на конце вместо «В».
Инициалы. Наиболее сложными для «опознания» являются двухбуквенные клейма, содержащие имя и фамилию владельца. Изначально они казались удачным и «экономичным» способом фиксации информации о хозяине завода, однако вскоре из-за частой повторяемости сочетаний (особенно с буквами «И», «П», «К», «С», «Н», «А») пришлось перейти на трехбуквенные, где первые два символа, согласно принятому порядку сокращений в дореволюционной России, обозначали имя и отчество. Так, наглядным примером возникновения дополнительной буквы служит трансформация клейма при переходе завода от И. Балашова к его сыну А.И. Балашову (рис.3). В книге Елшина и Векслера «Датирующие свойства петербургского кирпича XVIII-XX века» срок такого тотального перехода к трехбуквенным клеймам определяется 1880 годом, однако очевидно, что четкую границу в данном случае провести невозможно. Более того, известно много случаев даже в Санкт-Петербургской губернии, где было особенно много заводов, когда в XX веке продолжалось использование двухбуквенных сочетаний.
Совладения. Характерной чертой клейма при совладении завода является использование разделительного союза «и» между инициалами фамилии владельцев (рис.4а, завод Петрова и Витовского), а наличие компаньонов указывалось стандартной прибавкой «и Ко» (рис.4б, завод Л.Ю. Укке с компаньонами). В тоже время отмечены случаи простого перечисления сокращений по первым буквам фамилий владельцев (рис.4в, завод Свинухова, Яковлева и Зиновьева), что, несомненно, осложняет идентификацию.
Родственные связи на клейме отображаются более запутанным образом. Если заводом владели братья, то это, очевидно, «БР» либо «Б» с начальным «З» как указателем на «Завод Братьев …» (рис.5а, братьев Лядовых). Подобный «язык», хотя и достаточно редко, встречается в случаях продолжателей дела сыновьями с начальными буквами «ЗС» (рис.5б, завод сыновей Ягуповых) или потомками с начальными буквами «ЗП» (рис.5в, завод потомков Лядова). Для описания родственных отношений использовались также сокращения «С-я» («сыновья»), «н-ки» или «н=цъ» («наследники» или «наследниц») и «п-ки» («племянники»). (рис.6)
Сокращения. В связи с последними примерами уместно отметить, что сама фамилия также иногда сокращалась через дефис, как это было проделано с фамилиями Гарковенко (рис.7а), графа Стенбока-Фермора (рис.7б) или П.И. Миловановой (рис.7в). Кстати, титулованные особы не пренебрегали указанием своего знатного происхождения на клейме (рис.7), используя буквы «К» или «КН» («князь»), «Г» («граф»), «Б» («барон»), как, например, князь Юсупов (рис.8в), граф Левашов (рис.8б) или баронесса Фиркс (рис.8в). Особняком стоят случаи «усекновения» фамилии московским владельцем завода Тумановым (рис.9а) и нежелание петербургских заводчиков Трифоновых полностью уместить свою фамилию на клейме. (рис.9б)
Купеческие. На ранних петербургских клеймах 1840-60-х годов первой буквой также нередко ставилась «К», что указывало на принадлежность производителя купеческому сословию. Это надо учитывать, чтобы не спутать их с упоминавшимися выше клеймами заводов князей, которые зачастую были расположены непосредственно в своих имениях и большей частью были ориентированы не на продажу продукции, а на удовлетворение хозяйственных нужд при постройке усадебных домов, амбаров, конюшен, оранжерей и т.п.
Имения. В отличие от купцов, владельцы кирпичных заводов в поместьях часто клеймили кирпичи названиями своих имений или по месту расположения завода, например, завод в поместье «Гоща» князей Валевских, или по месту расположения завода, как крестьянин Голубев в селе Елизаветино. (рис.10)
Происхождение. Для обрусевших владельцев заводов клейма могли также использоваться для того, чтобы подчеркнуть свою национальность или этнические корни. Так, например, поступил выходец из армян Алахвердов (Аллахвердян) в Нахичеване-на-Дону (см. также www.kublog.ru/arch/memorize_history/6822.html), использовав на клейме букву «А» армянского алфавита, или немецкий промышленник Ф. Андерегг. (рис.11)
Товарищества и общества. Характерным признаком указания на Товарищество или Общество на клейме, помимо использования начальных букв «Т» или «О», служат сложные многобуквенные аббревиатуры, как на клейме Санкт-Петербургского Общества Строительных Материалов или Товарищества Санкт-Петербургских Кирпичных и Гончарных Заводов. (рис.12)
Казенные. Помимо известных изображений официального символа Российской Империи – двуглавого орла – казенные (т.е. принадлежащие государству) кирпичные заводы зачастую использовали аббревиатуру «КЗ» в конце клейма, например «Знаменский Кирпичный Завод» (рис.13). Вообще использование «З» (или «КЗ») на конце клейма (за редким исключением совпадения инициалов владельца, как в случае с клеймом «КЗ» Константина Захарова) является прямым указанием на то, что в первой букве заключено название завода. И наоборот, если «З» (или «КЗ») встречается в начале клейма, то последующие буквы скорее всего указывают на инициалы владельца, как на клеймах заводов Юнгер или Е. Камбулина. (рис.14 а, б)
Крепостные. Для строительства всевозможных военных укреплений, казарм и складских помещений военным ведомством учреждались специальные так называемые крепостные заводы, кирпичи которых использовались для возведения, в частности, крепостных стен. Для них на клейме характерны буквы «В», «П» («военного приказа») и «К» («крепостной»), а также год производства как на рис.15 для кирпичей «БЛК» — Брест-Литовсокй крепости, или «КВ» — Киевского крепостного (кирпичного) ведомства.
Тюремные. Власти резонно полагали, что заключенные своим трудом могут принести значительную пользу казне, если их задействовать на кирпичном производстве для нужд уездного или волостного строительства. Почти в каждом губернском (а иногда и в крупном уездном) городе существовали кирпичные заводы при исправительных учреждениях, т.е. тюрьмах. Для их продукции характерны клейма с сочетаниями «ТУ» («Тюремной Управы») или «ТЗ» («Тюремный завод») (рис.16-б, «Уфимский тюремный завод»). По аналогии заводы Губернских Управ содержат аббревиатуру «ГУ». (рис.16в, завод Санкт-Петербургской Губернской Земской Управы»)
Церковные. В клеймах церковных заводов, принадлежащих церковной общине (приходу) или построенных для нужд возведения храма, очевидно присутствует буква «Ц» (или «М», если это касается монастырей), а также название церкви (рис.17) – «П.Д.У.Ц.» — Пещерская Доложская Упенская Церковь, «ВМ» — Валаамского Монастыря.
Символы. Отдельного обсуждения заслуживают изображения на клеймах различных символов и графических знаков (фигур). Их условно можно подразделить на изображения гербов, эмблем, цифр (чисел), фигур и профилей. Мы предполагаем разместить это обзор во второй части данной статьи. (Еще порядка 20 различных рисунков)
Итак, в данном обзоре для понимания «языка» кирпичных клейм была сделана попытка вкратце остановиться на тех основных закономерностях и мотивах, которые двигали владельцами кирпичных заводов при клеймении ими своей продукции. Несмотря на разнообразие всевозможных сочетаний букв, цифр, символов и т.п., хозяева заводов в общем стремились к одной цели – самоидентификации, т.е. желанию донести до потребителей свою неповторимую, отличную от всех, марку, за качество которой не придется стыдиться ни отцовской фамилией, ни родовым имением, ни светским титулом. К сожалению, за последние 120-150 лет в России и сопредельных территориях происходили такие катаклизмы и кардинальные переустройства жизненного уклада, что язык кирпичных клейм дошел до нас лишь фрагментарно, и его изучение и овладение им носит в большой степени характер догадок и предположений. Однако, в этом состоит и главная прелесть его постижения, когда, как в хорошем детективном сюжете, в конце трудной кропотливой работы по проработке большого количества версий находится одна, на которую указывают все «улики». А что может быть интереснее творческих исканий по разгадыванию тайн, скрытых от нас неумолимым временем!
Туманный «Лондон»;Пастуховъ. Унесенный Красным Сулином;Кирпичный Екатеринодар;В поисках буквы «Е»;История: Правила для единообразной и прочной выделки кирпича, 1847 год.
Исторические кирпичи с клеймом, старинные кирпичи
Кирпич с клеймом Графов Левашовых
Особое место среди находок ГК «РАЗМАХ», конечно, занимают старинные клейменные кирпичи. За каждым таким клеймом – целая история, плеяда событий, изменивших нашу страну до неузнаваемости. Углубляясь всего лишь в историю кирпича и его производства, шаг за шагом восстанавливаешь по частичкам повседневную жизнь растущего мегаполиса Санкт-Петербурга в определенный отрезок времени (пока в нашем музее в основном хранятся старинные кирпичи петербургских строений). Ну а еще история кирпича – это наглядные примеры старинного «брендинга». Ведь клеймо – это не более, чем логотип кирпичного производства, значение которого несло ту же эмоциональную нагрузку, что и в современное время: клеймо было гарантом качества и узнаваемости производителя.
Кирпич с клеймом «Двуглавый орел» Кирпич с клеймом «О.Ф.Г.»
Кирпич с клеймом «И.М.П.» Кирпич с клеймом «Стуккей»
Кирпич с клеймом «Бр. Лядовы» Кирпич с клеймом «Захарова и С-я»
Кирпич с клеймом «Ленинъ» Кирпич с клеймом «Н.Богданович»
Кирпич с клеймом «Тырловъ» Кирпич с клеймом «П.Беляева»
Кирпич с клеймом «Стрелинъ» Кирпич с клеймом «Кононовъ»
Кирпич с клеймом «УстТосна» Кирпич с клеймом «Бахва…»
Кирпич с клеймом «ВР 108″ Кирпич с клеймом «Г.Л.»
Кирпич с клеймом «Кирсанов» и «АК» Кирпич с клеймом «ГиВ»
Кирпич с клеймом «Ф.П.»
Большинство старинных кирпичей с клеймом, бережно сохраненных нашей компанией, переданы декораторским мастерским для дальнейшего применения при создании оригинальных печей, воссоздания исторических интерьеров, оформления интерьеров и т.п. — всё для того, чтобы история продолжила свое существование, пусть и в новом качестве.
Царские кирпичи:: 1963s
П.Белява мы тоже нашли: Сегодня в Жабино в Усадьбе нашел такие вот кирпичи:
Перед Вами самый популярный в Российский Империи старинный огнеупорный шамотный кирпич с клеймом «PATENT». Завод по производству данного кирпича был расположен поблизости г.Боровичи, в окрестности поселка Васильево.Завод основал предприниматель и промышленник Мартынов А.А. в 1870 году. В последствии завод был продан фирме «Мста и Ко», который приндлежал Мухину А.Н. и БелостоцкойЕ.Н. Госпожа Белостоцкая Елизавета Николаевна, была дочерью известного на то время производителя красного кирпича в г.Санкт-Петербурге коллежского секретаря Горизонтова Николая Петровича. (Хотя до конца не уверен..)
Ну и еще одна находка. следы кошки 18 века.. нашел на развалинах усадьбы Лопухиных..в деревне Лопухинка:
Ну и на останках от бывших печей для пережёга извести, завода в Изваре. который снесли.. нашел вот такие кирпичи:
Похоже на этот:
Этот тоже вроде нашел:
А вот с клеймом, что выше я не нашел упоминаний.
Нашел информацию что с надписью «PRIMA» Данный старинный кирпич с клеймом был выпущен на Боровическом кирпичном заводе, который был основан в 1855 году господином Эммануилом Нобелем (племянником, известного во всем мире, Альфреда Нобеля). Большинство огнеупорных кирпичей XIX века, производилось на заводах г. Боровичи в Новгородской губернии, т.к. там были большие запасы глины, подходящей для производства данного кирпича. К началу первой мировой войны, 42% всех огнеупорных кирпичей Российской Империи, производились на заводах г.Боровичи.В разное время клейма различались по использованию сортов глины и по их способности выдерживать разные виды температуры. Таким образом, появились клейма «П», «М», «В» и «З», а также клейма типа «ЦШ ПРИМА Б», «ЦШ ПРИМА В» иподобные им. История старинных огнеупорных кирпичей 19 века, произведенных на Боровических заводах, интересна тем, что завод ставил различные клейма на кирпич: «АЛФА», «ВЕТА», «GАММА», изображение паровоза с буквами «КВ», «БК» и «БЗ», а так же редким, но очень интересным клеймом «КОНГРЕССЪ».