Как сделать климатограмму по географии
Климатограммы: от первого знакомства до экзаменационных заданий. Пособие по географии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (7, 8, 9, 11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Климатограммы Пособие по географии для изучения, повторения, закрепления и подготовки к экзамену в 9 и 11 классе Выполнено учителем географии МБОУ «СОШ № 25 г. Салаира» Чепаиновой Еленой Григорьевной
Что такое климатограмма Климатическая диаграмма – особый вид информации о климате. Климатограмма обычно составляется для конкретного пункта. По климатической диаграмме можно узнать климатический пояс, тип климата, климатическую область, годовой ход температуры, амплитуду температур, годовое количество осадков и режим их выпадения в данном пункте
Как читать климатограмму
Как составляют климатограмму
Как по климатограмме узнать, в южном или северном полушариях находится пункт? В нашем северном полушарии самый тёплый месяц – июль, самый холодный – январь. В южном полушарии – наоборот: лето в январе, зима – в июле.
Субэкваториальный пояс t° высокие весь год; в выпадении осадков видны сухой и влажный сезоны Проверь себя!
Тропический пояс Жарко; очень мало осадков Проверь себя!
Субтропический пояс По t ° выделяются 2 сезона года: один жаркий и сухой, когда приходит тропическая воздушная масса, второй – прохладнее и влажнее, когда господствует умеренный воздух Проверь себя!
Умеренный пояс Зимние t° близки к 0° или отрицательные, лето теплее. Осадков достаточное количество Проверь себя!
Арктический (антарктический) пояс Весь год отрицательные t° ; осадков мало Проверь себя!
Субарктический (субантарктический) пояс Зимой очень холодно и сухо, летом – теплее, часто около 0 °; осадков летом больше
Климатограммы климатических поясов России Умеренный пояс Арктический пояс Субарктический пояс 2 3 1
Климатические области умеренного пояса России Климатическая область Характеристика климата Умеренно-континентальный Самый близкий к Атлантическому океану. Поэтому западные ветры приносят много осадков. Зима мягче, лето прохладнее, чем в восточных районах. Амплитуда t° воздуха небольшая. Континентальный ВМ с Атлантики трансформируется: осадков становится меньше, зима холоднее, лето жарче. Увеличивается амплитуда t° Резко континентальный Ещё дальше от Атлантики. Осадков меньше, Зима очень морозная, лето жаркое. Большая амплитуда t ° Муссонный Летний муссон приносит тепло и много влаги с Тихого океана. Зимний муссон с материка приносит низкие t° и очень мало осадков.
Экзаменационные задания по географии 9 класс Пункт А и пункт Б расположены в Европе приблизительно на одной широте. Какой из пунктов расположен восточнее? Приведите 2 обоснования. Проверь себя! Восточнее пункт А. Меньше осадков, холоднее зима и жарче лето (больше амплитуда температур)
Экзаменационные задания по географии 9 класс Пункт Х и пункт Z расположены приблизительно на одной широте. Какой из пунктов расположен западнее? Приведите 2 обоснования. Проверь себя! Западнее пункт Х. Там больше осадков и меньше годовая амплитуда температур: зима мягче, лето прохладнее, чем в пункте Z
Экзаменационные задания 11 класс Какой из точек принадлежит данная климатограмма? A B C 4. D Проверь себя! 3
Экзаменационные задания 11 класс Какой из точек принадлежит данная климатограмма? А 2. B C 4. D Проверь себя! В
Памятка «Работа с климатограммами»
Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Просмотр содержимого документа
«Памятка «Работа с климатограммами»»
Работа с климатограммами
1. Описание климатограммы:
Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.
Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;
если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс;
если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс;
если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;
если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или морской климат;
если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это переменно-влажный климат;
если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный или пустынный климат;
если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат;
если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.
Это экваториальный пояс, потому что температура в течение всего года +24 – +26°С.
Это подтверждает большое и равномерное количество осадков.
4. По режиму температур можно определить полушария:
если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного полушария;
если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного полушария.
Субэкваториальный от Тропического муссонного климата?
Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ 2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде температур (СЭ – лето +30, зима – +26°С; Т.мус. – лето +30, а зима +20°С)
Это тропический пояс, потому что температура зимой выше +10.
Это южное полушарие, потому что зима в июле.
Это влажный климат, потому что годовое количество осадков более 2000 мм и достаточно равномерно.
– Экваториальный от Тропического влажного?
Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении года (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении года отличны – в Э. в течении года почти одинаковые +24 – +26°С, а в Т.вл. – зимой +17, а летом +26.
– Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического муссонного?
Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а количество разное: в Т.иСТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И температуры также отличны:
1) в Тропическом муссонном: зима +20, лето +30;
– Умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный Умеренного пояса?
Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур (зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):
Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от Атлантики):
Это умеренный пояс, потому что температура зимой ниже 0, а летом выше +10.
Это северное полушарие, потому что зима в июле.
Это резко-континентальный климат, потому что амплитуда температур очень большая 65 градусов, а годовое количество осадков менее 400 мм с летним максимумом (июль).
Алгоритм решения некоторых заданий из ЕГЭ по теме “климат”.
По данным, приведенным в таблице, постройте климатограмму, используя предложенные данные.
Для какого из нижеперечисленных городов – Москва, Норильск, Владивосток,
Красноярск – приведенные данные применимы?
Опираясь на данные климатограммы, обоснуйте свой ответ.
1. Построить климатограмму:
а) Нарисовать 12 столбцов – количество месяцев. Снизу их подписать первыми буквами.
б) Проанализировать данные и оформить легенду климатограммы. Я приняла решение – отмечать температуру через 10 градусов, а количество осадков – через 20 мм.
в) Сложить все показания количества осадков и снизу написать среднегодовой показатель.
2. Проанализировать климатограмму:
Главный вывод – это климатограмма города Красноярска, умеренный пояс, континентальный климат.
На рисунке приведены климатограммы, составленные для пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря. Определите, какой из них расположен западнее. Свой ответ обоснуйте.
Европа находится под воздействием Западных ветров умеренного пояса, значит под сильным влиянием теплого Атлантического океана.
Пункт В находится западнее, т.е. ближе к океану.
– Потому что на этой климатограмме показано, что осадков выпадает больше.
– потому что зимой, в январе, +4 градуса, т.е. зима теплее;
– потому что амплитуда годовых температур в пункте В меньше чем в пункте А, значит климат в пункте А более континентален (хотя не намного).
Определите в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме.
Дайте необходимые обоснования вашего ответа.
Зима, т.е. понижение температуры, в июле. Значит это южное полушарие.
Температуры зимы выше +10 градусов, но ниже +20. Значит это тропический пояс.
Осадков очень мало, значит это пустынный климат.
Методические рекомендации по работе с климатограммами при подготовке к ОГЭ
Алгоритм работы
Простейший алгоритм для подготовки учащихся к ОГЭ по географии. Для начала следует изучить климатограмму. На ней даны основные показатели климата: осадки и температура. Порядок работы: определить полушарие, удаленность от экватора и побережья, проанализировать распределение осадков, сделать вывод на основании всех данных.
Методические рекомендации по работе с климатограммами
Разработано учителем географии МБОУ СОШ №1, г.о.Подольск
Кониной Е.Н., 2015/16 уч.год.
Для решения задач по определению точки на карте мира, которой соответствует построенная климатограмма, мною разработан простейший алгоритм для подготовки учащихся к ОГЭ по географии.
Для начала следует изучить климатограмму. На ней даны основные показатели климата: осадки и температура.
Температура показана линейным графиком – ее значение среднемесячное (tᵒС).
Осадки изображены при помощи столбчатой диаграммы. Это также среднее количество (мм) по каждому месяцу. Кроме этого дано общее количество выпавших осадков за год – число, написанное на столбчатой диаграмме. Значения этих показателей и величины измерения для них подписаны по краям климатограммы.
Порядок работы для учащихся рекомендуем организовать по пунктам. Для наглядности решим задачу, поставленную в рисунке.
Если самая высокая температура приходится на июнь-июль-август – значит точка в северном полушарии.
Если самая высокая температура приходится на декабрь-январь-февраль – значит точка в южном полушарии.
Пример решения для представленой климатограммы: исходя из графика t на представленной климатограмме нужная точка будет в южном полушарии: либо D либо C.
Критерий – максимальные/минимальные температуры.
Чем дальше от экватора, тем ниже температуры. Эти данные можно найти на климатической карте и карте климатических поясов.
Критерий – амплитуда температур (разница между минимальной и максимальной температурой). Чем дальше от берега, тем больше амплитуда температур.
б) средняя t в июле +18, средняя t в январе +8. Амплитуда равна 10ᵒC – это небольшая амплитуда. Значит точка на побережье или рядом с ним.
Распределение осадков подчиняется нескольким основным закономерностям.
Первая: их количество уменьшается в направлении от экватора к полюсам
Вторая: их количество уменьшается в направлении от побережья вглубь материка.
Третья: если количество осадков выпадает равномерно в течение года – это основной климатический пояс (экваториальный, тропический, умеренный, арктический/антарктический), если осадки неравномерно выпадают в течение года, а по сезонам, то:
При влиянии муссонов большее количество осадков выпадает в летний период. ТО ЕСТЬ: в северном полушарии это май-сентябрь, а в южном – ноябрь-март.
В переходных климатических поясах количество осадков зависит от действующей там воздушной массы.
На основании всех данных делаем заключение о соответствующей точке.
Практическая работа. Построение климатограмм России. (интегрированный урок) 8-й класс.
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Королькова В.Н. Практическая работа
Тема: Построение климатограмм России. (интегрированный урок) 8-й класс.
Образовательные задачи : отработка навыков работы с разными источниками информации, а также анализа данных и формулирования выводов, развитие навыков правильного оформления результатов работы с диаграммами, закрепить знания о климате и климатообразующих факторах, о принципах работы табличного процессора Microsoft Excel и оценить уровень освоения способов визуализации числовых данных.
Источники знаний : учебник география 8 класс, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина.
Технические средства : компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты атласа.
Способы познавательной деятельности : наблюдение.
По ведущей образовательной цели : обучающая
По форме проведения групповая
По месту выполнения : в классе.
По продолжительности : 45 мин в классе
По форме представления результатов : таблица и текстовый отчёт.
По форме речи : письменная и устная.
Организация учащихся на учебную деятельность (слово учителя)
Вы расширили свои знания по термину климат, мы рассмотрели какие климатические пояса и области выделяются на территории России, причины, влияющие на разнообразие климатических условий на территории России. На уроках информатики вы изучали визуализацию числовых данных, типы диаграмм. И сегодня на уроке мы выполним практическую работу.
Изучите повнимательнее, таблицу, которая лежит перед каждым и представлена на доске
Количество осадков, мм
В первой колонке таблицы представлены месяца года, вторая количество осадков, третья- температура.
На основе этих данных вы должны будете определить тип климата.
Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые
буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.
Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая
снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже –
отрицательные.
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная –
синей.
Справа отмечена шкала количества осадков.
Каждый синий столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их
сложим, получим среднегодовое значение.
Сверху или снизу цифрой показано годовое количество осадков.
Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Office /Microsoft Excel).
Для оформления шапки таблицы выделите третью строку (нажатием на номер строки), задайте перенос по словам командой Формат /Ячейки /вкладка Выравнивание / Переносить по словам, выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание – по центру
В ячейках третьей строки, начиная с ячейки A3, введите названия столбцов таблицы – “Месяц”, “Количество осадков, мм”, “Температура, ° C”. Изменение ширины столбцов производите из главного меню командами Формат/ Столбец/Ширина или перемещением мышью в строке имен столбцов (А, В, С и т.д.).
На Листе 1 создайте таблицу температуры и количества осадков города по образцу. В ячейке А4 задайте формат даты (Формат/ Ячейки/вкладка Число/числовой формат Дата, выберите тип даты с записью месяца в виде текста – “март”. В ячейку А4 введите месяц, далее скопируйте его вниз по столбцу автокопированием.
Заполните столбцы В, С таблицы исходными данными согласно Заданию
Количество осадков, мм
Построим климатограмму данного населенного пункта. Для этого используем возможности встроенной в Microsoft Excel программы “Мастер диаграмм”.
Выделим с помощью мыши набранную таблицу с учетом заголовков. Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения климатограммы. Затем находим на панели инструментов, в верхней части экрана, кнопку с изображением стилизованной диаграммы (или Вставка/Диаграмма…). В отдельном окне запускается Мастер диаграмм, который начинает диалог с пользователем, состоящий из 4 шагов. На 1-м шаге Мастер диаграмм просит выбрать тип диаграммы, выбираем сверху “Нестандартные”, слева “График/Гистограмма 2”. Щелкаем по кнопке “Далее”
На 2-м шаге определяется источник данных для построения климатограммы. Но мы это уже сделали, выделив таблицу данных перед запуском Мастера диаграмм. Поэтому щелкаем мышью по кнопке “Далее”.
На 3-м шаге необходимо оформить наш график, настроив его параметры: название, подписи осей. Для ввода названий и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Щелкаем по кнопке “Далее”
На 4-м, заключительном шаге, необходимо указать, как расположить график (на отдельном листе или на имеющемся). Щелкаем по кнопке “Готово”
Щелкаем по любому столбику гистограммы. Выбираем закладку “Параметры”, уменьшаем ширину зазора до “0”.
В полученной климатограмме нулевые отметки у правой и левой осей, не совпадают. Для их совпадения выполняем следующие шаги: щелкаем по левой оси значений, выбираем закладку “Шкала”, выставляет минимальное значение “-100”, максимальное “100”, цена деления “20”. Тоже делаем с правой осью.
II. Для определения типа климата, после построения климатограммы, обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Температура января, о С
Температура июля, о С
Годовое количество осадков, мм
Режим выпадения осадков
В нашей стране климат отличается большим разнообразием ввиду протяженности территории с севера на юг и с запада на восток. На формирование климата оказывают влияние определенные факторы: ГП, солнечная радиация, ВМ, подстилающая поверхность.
Обучающиеся сдают работу в виде файла на компьютере и записей в тетради, содержащих анализ построенной диаграммы с выводами.