Как сделать клише для конгрева
Клише для конгрева
Клише для конгрева
Сообщение kasilov » 16 окт 2012 07:50
И так резюме вопросов:
1) Возможно ли изготовление ПОЛИМЕРНЫХ клище для конгрева своими силами?
2) Есть ли смысл?
Всех БОЛЬШОЕ спасибо и хорошего дня.
Сообщение фрезеровщик » 16 окт 2012 11:22
Сообщение Алексей Маштаков » 16 окт 2012 11:30
1) Нет
2) Смысл то есть но это технически невозможно.
при малых тиражах и при невысоких требованиях можно сделать псевдоконгрев с использованием вместо матрицы коврика. но клише должно быть металлическим. полимер не выдержит требуемого в этих случаях давления и нагрева.
То то и оно 😉
Сообщение kasilov » 16 окт 2012 12:33
Кстати
Алексей Маштаков
Спасибо за ответ и за идею с картоном в качестве контр матрицы.
Надо попробовать.
Сообщение принтер смит » 16 окт 2012 15:00
kasilov писал(а): (→) И так резюме вопросов:
1) Возможно ли изготовление ПОЛИМЕРНЫХ клище для конгрева своими силами?
полимером не торгую.
Сообщение kasilov » 16 окт 2012 15:34
kasilov писал(а): (→) И так резюме вопросов:
1) Возможно ли изготовление ПОЛИМЕРНЫХ клище для конгрева своими силами?
полимером не торгую.
Очень очень очень жду.
Спасибо огромное.
Вы меня спасете.
Сообщение фрезеровщик » 16 окт 2012 16:10
Сообщение принтер смит » 17 окт 2012 10:06
Сообщение kasilov » 17 окт 2012 10:10
Сообщение kasilov » 27 окт 2012 13:29
Куда же Вы пропали. Очень хочется совета по полимерам для конгрева.
Был бы БЕЗМЕРНО благодарен.
Хорошего Вам дня и всех благ!
Сообщение Алексей Маштаков » 27 окт 2012 13:37
Сообщение amorf1982 » 28 окт 2012 09:07
Сообщение принтер смит » 28 окт 2012 12:46
достоинства и недостатки:
1. большая тиражность (от 1000 и до. ), не болит голова про фотовывод (они сами выведут), четче мелкие (около 0.1 мм) детали, меньше шансов поламать во время работы, возможность «подправить» вручную штихелечком.
2. оперативность (можно сделать/переделать за 1-2 часа), стоимость ниже, возможность самому регулировать глубину/высоту конгрева (путем меньшего/большего вымывания мамы).
Сообщение Алексей Маштаков » 28 окт 2012 15:12
ФОТОПОЛИМЕРНЫЕ ПЛАСТИНЫ МХ-145
Фотополимеры IWAHASHI производства Японии марки МХ-145 предназначены для горячего тиснения фольгой и изготовления матриц для резиновых форм, бумажных матриц и штампов
Добавлено спустя 11 минут 12 секунд:
Руководство по дизайну и подготовке макетов латунных одноуровневых и многоуровневых клише для горячего тиснения фольгой и конгрева
Руководство по дизайну и подготовке макетов латунных одноуровневых и многоуровневых клише для горячего тиснения фольгой и конгрева.
v Изображения черного цвета являются тиснящим элементом.
1. Как проверить правильно ли сделан дизайн макета (на примере CorelDraw).
v Выделите всё (Ctrl + A)
v (Объединить и сгруппировать – не одно и тоже)
v Если Вы видите не то что, было до объединения, значит, макет построен неправильно,
v Чтобы правильно построить макет, необходимо соблюдать приведенные ниже 8 правил.
2. Все макеты не должны содержать более 1 слоя.
v Удаление наложенных друг на друга одинаковых изображений:
v Выделите всё Ctrl + A
v Разгруппируйте всё (см. выше)
v Выберите любой изображение, нажмите Delete (удалить)
v Выберите пункт меню правка – отменить удаление
v Проделайте так с каждым изображением в Вашем макете
v Если после удаления изображения – изображение осталось, значит, имело место наложение изображений. Иначе говоря, два одинаковых изображения были наложены один на другой – это не правильно. Удалите лишние изображения (иногда их бывает больше чем 2 экземпляра, в этом случае Delete нужно нажимать на этом изображении до тех пор, пока он не удалиться, после чего 1 раз отменить удаление), так, чтобы каждого изображения осталось по одному экземпляру.
(см. ниже иллюстрацию 1)
Переместив изображение в любую сторону, или удалив его, обнаруживаем его копию или копии.
Переместив изображение или удалив его, не обнаруживаем его копий.
3. Линии одного изображения не должны пересекаться.
v Исключение пересечений линий:
v В меню Вид – Каркас
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Внимательно просматриваем все углы каждого изображения на предмет пересечения линий (см. рис. 2)
v В случае обнаружения пересечения линий нужно либо разделить изображения, либо развернуть линии изображения таким образом, чтобы одна не проходила поверх другой, чаще всего пересечения встречаются в сложных изображениях, а так же в символах, имеющих округлое начертание с «хвостом», например «а, 9 и т. п.»
4. Изображения не должны пересекаться или накладываться друг на друга.
v Исключение пересечений изображений:
v В меню Вид – Каркас
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Внимательно просматриваем все изображения на предмет наложения одного на другой (см. иллюстрацию 3)
Ø В случае обнаружения наложения изображений нужно либо отодвинуть изображения друг от друга, либо разбить их на более мелкие отдельные изображения, либо объединить (выделив последовательно 2 объединяемых изображения, «держа нажатой клавишу Shift», после чего нажать кнопку «Соединить» на панели свойств (не путать с командой «Объединить»)
Изображения накладываются друг на друга.
Изображения не накладываются друг на друга.
5. Изображения должны быть выполнены в кривых, толщина абриса должна быть равна нулю.
v Исключение абрисов:
v Выделяем всё Ctrl + A
v Идем в меню Монтаж – Разгруппировать всё
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Щёлкая мышкой по каждому изображению – смотрим на панели свойств толщину линий (толщину линии изображения также можно увидеть, кликнув на нем правой кнопкой мыши и выбрав пункт свойства).
v В случае обнаружения изображений, толщина линий которых отлична от 0, нужно либо выставить толщину линий этих изображений равной нулю, либо использовать команду меню (Монтаж – Преобразовать абрис в изображение), после чего меню – Вид – Каркас, и удалить ненужные (оставшиеся после преобразования изображения).
v Недопустимость использования линий толщиной более нуля связана с тем, что машина режет по вектору и толщина линий при этом не учитывается.
6. Все кривые и линии каждого изображения должны быть замкнуты.
v Незавершенность изображений:
v Выделяем всё Ctrl + A
v Идем в меню Монтаж – Разгруппировать всё
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Внимательно просматриваем все изображения на предмет разрыва линий (см. рис. 4)
v В случае обнаружения изображений, линии которых не замкнуты, необходимо выбрать слева на панели инструментов – «инструмент формы», выделить 2 незамкнутые точки (держа нажатой клавишу Shift) и замкнуть кривую, используя соответствующую команду появившейся панели инструментов (вверху), можно просто перетащить одну точку разрыва на другую.
На изображении имеются разрывы линий.
Изображение цельное, все линии без разрывов.
v Расстояние между изображениями не менее 0,4 (блинт), 0,5 (фольга):
v На панели инструментов выбираем инструмент «Эллипс»
v Рисуем круг диаметром 0,4 мм (0,5 мм для фольги)
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Перетаскивая круг в видимые узкие места между изображениями, определяем наличие мест, где расстояние между изображениями или их частями менее 0,4мм (0,5мм для тиснения фольгой).
v В случае обнаружения изображений, расстояние между которыми (а так же внутри которых) меньше 0,4мм, (0,5мм для тиснения фольгой), следует отодвинуть такие изображения друг от друга так, чтобы расстояние стало минимум 0,4мм (0,5мм для тиснения фольгой).
v Это самая распространенная ошибка, особенно в тексте, особенно при наличии шрифтов с засечками, а также между буквами «А», «М», «Я», «К», «Л», сочетанием «ДО», а так же внутри букв «а», «е», «З», « @», цифр «9», «3», «6».
v Расстояние между буквами – это важный момент для качества изготавливаемого клише, уделите ему особое внимание, те изображения или их части, расстояние между которыми будет менее 0,4мм (0,5мм для тиснения фольгой), на тиснении сольются!
v Чтобы раздвинуть буквы или цифры можно использовать «инструмент формы» из панели инструментов (слева, второй сверху) выбрав этот инструмент, выделить нужное изображение и перетащить его на расстояние 0,4мм (0,5мм для тиснения фольгой) от всех других изображений, с помощью этого же инструмента изменяем расстояния внутри букв и других изображений, которые были менее 0,4мм (0,5мм для тиснения фольгой).
v Обратите внимание при подготовке макета на конгревное клише на толщину бумаги. Минимальная толщина линии должна быть в 2 раза больше толщины бумаги. Высота конгрева при минимальной толщине линий тоже будет невысокой.
v Примечание: в случае, если макет имеет маленький формат (не более 30х40 мм) и несложный рисунок, то 0,4мм можно сократить до 0,2 мм (0,3мм для тиснения фольгой).
8. Толщина всех частей изображений должна быть не менее 0,2 мм.
v Толщина изображений 0,2:
v На панели инструментов выбираем инструмент «Эллипс»
v Рисуем круг диаметром 0,2мм
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Перетаскивая круг в видимые узкие места внутри изображений, определяем наличие мест, где расстояние внутри изображений или их частей менее 0,2мм.
v В случае обнаружения изображений, толщина которых меньше 0,2мм, такие изображения следует увеличить. Либо расширить расстояние между линиями изображений, расстояние между которыми менее 0,2мм наиболее часто это встречается в шрифтах с засечками, в случае если толщина изображения (не путать с толщиной линии изображения «абрисом») менее 0,2мм, эти места могут легко сломаться и не будут видны на тиснении.
9. Каждое изображение должен быть построен по минимально возможному количеству точек.
v Количество ключевых и лишних точек:
v Выделяем всё Ctrl + A
v Переходим в меню Монтаж – Разгруппировать всё
v Увеличиваем макет (слева на панели инструментов кнопка с изображением лупы)
v Выбираем «инструмент формы» на панели инструментов (слева)
v Щелкаем этим инструментом по макету, и видим точки, по которым построено изображение.
v Как правило, при импорте / векторизации (из растра) изображения построены иррационально.
v Например, для того чтобы нарисовать круг – достаточно 4 точки, в неправильном макете окружность может быть построена по сотням, а иногда и тысячам точек – это никуда не годится, необходимо выделить и удалить ненужные точки, оставив только ключевые, в случае круга – это верхняя, нижняя, левая и правая, в других случаях опционально.
Изображение построено по избыточному кол-ву точек, не нужных для формирования изображения.
Изображение построено только по реально нужным точкам и абсолютно идентично исходному изображению.
Все изображения должны быть не сгруппированы (Ctrl+G), а объединены (Ctrl+L)!
Руководство предназначено для изготовления клише механической гравировкой.
Для многоуровневых клише
Для гравировки многоуровневых клише разные уровни выделяются различными цветами. Например, если для обозначения 3-х уровней глубины гравировки выбраны синий, зеленый и красный, то приложите описание, где указано, что зеленый=0,6мм, красный=0,8 мм, синий=1мм.
Так же Вам необходимо выбрать профиль, по которому будет изготовлено Ваше клише.
Технология изготовления клише для горячего тиснения фольгой
Технология изготовления клише для горячего тиснения фольгой, виды тиснения, обзор оборудования и способов изготовления клише
В последнее время количество товаров, предлагаемых в наших магазинах, увеличивается и разнообразится, что приводит к повышенной конкуренции между их производителями.
Одним из наиболее распространенных методов привлечения внимания покупателя к своему товару является украшение его упаковки или этикетки. Полиграфических методов изготовления красивой упаковки очень много. Это и дизайн формы упаковки, и применение специальных печатных красок, тиснение (плоское и конгревное), нанесение голограмм (голограммы выполняют также функцию защиты товара от подделки), термография, совмещение разных способов печати на одной упаковке и другие методы печати.
Тиснение является одним из наиболее распространенных методов украшения упаковки и этикетки. Технология тиснения применяется также в послепечатной обработке книжных обложек, открыток, календарей, при изготовлении ярлыков и нашивок на одежду (шевронов) и в других случаях.
Тиснение подразделяют на горячее тиснение, блинтовое тиснение и конгревное тиснение.
Горячее тиснение (фольгой) – это процесс термопереноса металлизированного порошка и (или) пигмента (цветного порошка) со специальной фольги на запечатываемый (тиснимый) материал посредством выпуклого металлического или полимерного клише.
Фольга для горячего тиснения состоит из следующих слоев:
1. Полиэстерная основа – на ней крепятся все остальные слои фольги.
2. Терморазрушающийся клеевой слой – при нагреве фольги посредством клише этот слой разрушается (плавится и испаряется), освобождая, таким образом, все нижние слои фольги от связи с полиэстерной основой.
3. Красочный (пигментный) слой – слой краски или лака необходимого нам цвета (для металлизированных фольг используется полупрозрачный лак).
4. Металлизированный слой (присутствует только на металлизированных фольгах) – тонкий слой алюминия, придающий фольге металлический блеск.
5. Термоклеевой слой – это слой клея, предназначенного для приклеивания красочного и металлизированного слоев к запечатываемому материалу.
Под действием нагретого клише терморазрушающийся слой (2) разрушается, освобождая остальные (красочные) слои от их связи с полиэстерной основой. За счет разогрева термоклеевой слой (5) приклеивается вместе с красочными слоями (слои 3 и 4) к тиснимому материалу.
Температура клише при тиснении должна быть такой, чтобы, с одной стороны, терморазрушающийся слой уже разрушился, но, с другой стороны, температура клише не должна разрушать приклеиваемые к запечатываемому материалу слои 3 и 4 и сам запечатываемый материал, а слой термоклея был достаточно клейким для данного материала.
Температура тиснения обычно подбирается опытным путем в зависимости от свойств используемой фольги и тиснимого материала, а также от скорости тиснения и коэффициента термопередачи материала клише.
Блинтовое (слепое) тиснение – это процесс аналогичный горячему тиснению, но без использования фольги (поэтому оно и называется слепым тиснением). Блинтовое тиснение производят как горячим клише, так и холодным клише в зависимости от свойств тиснимого материала.
Конгревное тиснение – это процесс горячего тиснения фольгой или блинтового тиснения с получением многоуровневого рельефного изображения.
Конгревное тиснение ведут с применением двух клише: матрицы – вогнутого металлического клише и контрматрицы (патрицы) – пластиковой выпуклой формы, соответствующей матрице, но с учетом толщины запечатываемого материала.
Иногда конгревное тиснение фольгой делают в два прохода: за один проход производится плоское горячее тиснение фольгой, а за другой –блинтовое тиснение (данная операция упрощает изготовление клише, но удорожает продукцию за счет удвоенного времени тиснения).
Основой для любого вида тиснения является клише, и качество изготовления клише напрямую влияет на качество тиснения и, как следствие, на качество конечной тисненой продукции.
1) Фотополимерые клише: тиражи до 1 тыс. оттисков – обычно это клише для изготовления малых тиражей сувенирной продукции и визиток.
2) Металлические клише: цинковые (тиражи до 10 тыс. оттисков), медные (до 50-100 тыс. оттисков), медные и латунные (500-1000 тыс. оттисков) и сталь (более 1 млн. оттисков – применяется редко).
3) Силиконовые клише: тиражи 100 тыс. оттисков – применяется при тиснении на мягких пластинках (пластиковые тюбики для зубной пасты, косметики и т.п.).
ФОТОПОЛИМЕРНЫЕ КЛИШЕ.
Фотополимерные клише для горячего тиснения изготавливаются обычно на специализированном оборудовании, включающем в себя засветочное, вымывное и сушильное устройства.
Фотополимерные пластины – заготовки представляют из себя фотополимер, нанесенный на металлическую подложку и защищенный от воздействия света защитной пленкой.
Технология изготовления фотополимерных клише
Технология изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения следующая:
1. Подготовка заготовки. Из исходной фотополимерной пластины вырезается заготовка размером с будущее клише.
2. Засветка заготовки. Заготовка засвечивается через пленку-оригинал на засветочном устройстве. Засветка обеспечивает полимеризацию полимера в местах засветки и, следовательно, его закрепление (отвердивание).
Засветочное устройство фотополимерных форм состоит из вакуумного стола, накрытого сверху матовой вакуумной пленкой.
Над вакуумным столом размещен ряд ламп «дневного света» УФ диапазона мощностью 40-80 Вт каждая.
3. Вымывание незасвеченного фотополимера из заготовки. Пластину закрепляют на рабочем столе вымывного устройства и производят вымывание незасвеченного фотополимера в слабощелочном растворе.
Вымывное устройство состоит из рабочего стола с листом магнитной резины на нем и металлической ванны с закрепленными на ее дне вымывными щетками.
Рабочий стол с примагниченной к нему (или закрепленной на двухстороннем скотче) фотополимерной заготовкой производит медленные вращательные движения по поверхности щеток.
Щетки удаляют с поверхности пластины незасвеченные фотополимер.
По окончании процесса вымывания мы получаем на фотополимерной пластине необходимый нам рельеф клише.
4. Сушка. В результате процесса вымывания мы получили из фотополимерной пластины клише для горячего тиснения, но пластина впитала в себя вымывные растворы. Чтобы высушить пластину (удалить излишки влаги из полимера) нам необходима операция сушки.
Сушку производят на специальных сушильных лотках в сушильной установке.
В процессе сушки из пластины удаляются остатки вымывающего раствора, и фотополимерное клише приобретает свои реальные размеры.
5. Окончательная засветка. В процессе засветки заготовки клише времени экспонирования фотополимера недостаточно для полной его полимеризации.
Он лишь частично полимеризуется для возможности вымывки незасвеченного фотополимера.
Это связано с тем фактом, что для полной полимеризации требуется много времени, что может привести к перезасветке.
Поэтому время засветки фотополимера строго регламентировано.
Окончательную полимеризацию пластины проводят в засветочном модуле без использования пленки-оригинала. Пластину засвечивают до полного окончания процесса полимеризации фотополимера (затвердения). После окончательной засветки фотополимерное клише готово к работе.
Оборудование для изготовления фотополимерных клише
Оборудование для изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения обычно различают по максимальному формату производимых форм и количеству функций, совмещенных в одном конструктивном модуле. Наиболее распростронены моноблочные конструкции (все функции в одном корпусе) и двухблочные (вымывная машина + засветочно-сушильная машина).
Моноблочные конструкции – наиболее простые в эксплуатации и дешевые устройства форматом от 15*20 см и до 68*86 см (бывают размеры до 70*100 см, но это скорее исключение из правил).
Все операции в моноблоках управляются независимо друг от друга: вы можете параллельно изготавливать до 3-х пластин, находящихся в разных частях моноблока на различных стадиях технологического процесса.
Основными преимуществами моноблоков являются их компактность, простота работы с ними и невысокая стоимость.
Основным недостатком моноблочных конструкций является взаимное воздействие блоков друг на друга.
Так работающие лампы засветочного модуля выделяют озон, блок вымывки выделяет вредные испарения растворов, а сушильное устройство нагревает все элементы машины – все это медленно разрушает все детали машины.
Большинство моноблоков позволяют получать фотополимерные клише для горячего тиснения и блинтования хорошего качества.
Однооперационные и двухоперационные блоки изготовления фотополимерных клише позволяют избавиться от основного недостатка моноблочных машин – взаимного разрушающего воздействия секций друг на друга. Но при этом они требуют больше места для своей установки и дороже стоят.
Обычно раздельные блоки для изготовления фотополимерных форм – это высококачественное дорогое оборудование форматом до 130*100 см и больше.
На таком оборудовании можно изготавливать как клише для горячего и блинтового тиснения, так и растровые формы высокой печати самого высокого качества.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КЛИШЕ
Химический способ изготовления металлических клише (травление клише).
Этот метод наиболее популярен при изготовлении клише из магния, цинка и меди.
Возможно также травление латуни и стали, но используется оно только при травлении на небольшую глубину (примерно 0.3 мм), т.к. эти химические процессы еще не до конца изучены и качество травления этих металлов оставляет желать лучшего.
Пластины для изготовления клише методом травления чаще всего поставляются очуствленными (со слоем фоторезиста) и состоят из следующих слоев:
— лицевая (рабочая) сторона
— слой черной защитной пленки
— слой фоторезиста
— металл
— слой защитной краски
— обратная сторона (основание)
Слои очуствленной металлической пластины для изготовления клише для горячего тиснения методом травления:
1. Слой черной непрозрачной полиэтиленовой пленки, защищающей слой фоторезиста (слой 2) как от воздействия света, так и от механических воздействий.
2. Слой фоторезиста – слой непрозрачного фотополимера, полимеризующегося под действием УФ-света и устойчивый после полимеризации к воздействию слабых кислот.
Фоторезист используется в качестве матрицы при травлении металла (слой 3).
3. Слой металла – собственно и есть заготовка для изготовления клише.
4. Слой защитной краски – слой кислотостойкой краски (обычно темно-зеленого цвета), предназначенный для защиты основания пластины от подтравливания в процессе травления клише.
Поставляются также пластины без очуствления. В них отсутствует слой фоторезиста.
Из таких пластин можно делать клише методом травления (нанося фоторезист самостоятельно) или методом гравировки.
Травление магниевых и цинковых пластин
Методы травления магниевых и цинковых пластин очень похожи: используется одно и тоже оборудование и раствор одной кислоты (азотной). Разница в технологиях состоит лишь в разнице добавок в кислоту. В последнее время травление цинка уже почти ушло в прошлое.
Факт ухода от работы с цинковыми клише связан с их маленькой тиражестойкостью (до 10 тыс. оттисков в сравнении с 50 тыс. оттисками у магниевых клише) и с большой вредностью работы с цинком для человеческого организма (тяжелый металл).
Оборудование для изготовления магниевых и цинковых клише.
Как уже сказано выше, для травления магния и цинка используется одно и тоже оборудование.
Эти травильные машины изготовлены из нержавеющей стали и пластиков и состоят из травильной ванны и пульта управления. В травильной ванне происходит набрасывание рабочего раствора на обрабатываемую пластину.
По способу набрасывания раствора на пластину все травильные машины делятся на лопаточные и форсуночные.
В ванне травильной машины лопаточного типа расположены валы с лопатками. Лопатки погружены в рабочий (травящий) раствор на несколько сантиметров.
В рабочем режиме валы вращаются и лопатками набрасывают раствор на обрабатываемую пластину.
В травильной ванне установлены также устройства для поддержания рабочей температуры травящего раствора: датчик температуры, ТЭН и охлаждающий змеевик.
В некоторых моделях травильных машин на дно травильной ванны устанавливают циркулирующий раствор для перемешивания рабочего раствора, но есть ли в нем необходимость – вопрос спорный, т.к. на качестве магниевого клише он отражается лишь косвенно и не значительно (за счет циркуляции раствора возможна его фильтрация от возможных загрязнений).
Основным плюсом форсуночных машин является более экономное использование раствора: мы можем заливать не весь бак. Основным минусом форсуночных машин является сложность их чистки в случае засорения: тяжело найти какая форсунка засорилась, сложно чистить трубы подачи раствора к форсункам. Согласно утверждениям западных специалистов, на лопаточных машинах лучше получаются штриховые клише и плашки, а на форсуночных – растровые клише.
Т.к. на магнии редко делают растровые клише (это больше прерогатива медных клише), то и использование форсуночных машин для травления магния не целесообразно.
Зато для травления медных растровых клише форсуночные машины вполне подходят.
Технология травления магниевых (и цинковых) клише.
Травление магния производят в 20% растворе азотной кислоты с добавлением ПАВ- добавки.
В процессе травления в травильной ванне создается давление рабочего раствора на магниевую пластину.
В следствии этого давления, происходит вытравливание магния из пластины с образованием соли магния, воды, некоторых газов и большого количества тепла.
За счет наличия ПАВ-добавки возможно получение положительного угла травления (без подтравливания).
Регулируя температуру рабочего раствора и скорость набрасывания раствора на пластину (скорость вращения лопаток) можно менять угол травления согласно нашему желанию, зависящему от способа тиснения, глубины тиснения и тиснимого материала.
Перед началом травления машина находится в режиме перемешивания рабочего раствора, так как раствор находится в состоянии эмульсии.
Эмульсию надо все время перемешивать, чтобы она не разделялась на отдельные слои.
В случае остановки процесса перемешивания раствора ПАВ-добавка всплывает на поверхность раствора, образуя своеобразную пленку.
Именно в связи с этим свойством раствора и особенностями тех. процесса, травление магниевых (и других) пластин с положительным углом травления без специального оборудования (набрасывающего хорошо перемешанный раствор на пластину) невозможно!
Технологический процесс травления магниевых клише:
1. Допечатная подготовка: компьютерный дизайн и, как результат, вывод пленки на фотовыводном аппарате (негативная или позитивная пленка – зависит от вида фоторезиста на магниевой пластине).
При фотовыводе необходимо учитывать коэффициент теплового расширения магния, равный 0.0029% на 1 градус Цельсия (к примеру, при температуре тиснения в 120 0С и при комнатной температуре 20 0С размер оригинал-макета составляет 0.9971 от реального размера клише).
2. Вырезание заготовки под будущее клише с размерами большими чем формат клише на 5 мм с каждой стороны (технические поля на резку, обработку краев клише и травление).
Ретушировка краев пластины для их защиты от бокового травления.
3. Засветка фоторезиста через пленку-оригинал в УФ- копировальной раме.
4. Проявка (вымывка) незасвеченного фоторезиста пластины.
5. Проверка результата проявки и ретушировка изображения лаком для ретуши в случае необходимости.
6. Предварительная протравка пластины (закрепление фоторезиста и подготовка поверхности пластины к травлению).
7. Травление пластины через трафарет засвеченного фоторезиста.
8. Механическая доработка пластин: удаление лишних точек и обработка боковых граней пластины (в случае необходимости снятие фаски).
9. Химическое удаление остатков фоторезиста с выпуклых элементов клише.
Описанная выше технология травления магниевых клише является общей для всех типов травильных машин, однако каждый поставщик оборудования и расходных материалов для травления клише вводят какие-либо дополнения в эту технологию.
Обычно эти дополнения сводятся к изобретению ими нескольких химических растворов для работы с пластинами (проявителя, ПАВ-добавок, удалителей фоторезиста и др.), а также меняют пропорции травильного раствора.
Травление медных пластин
Технология травления медных пластин более сложная, чем технология травления магния, хотя и похожа на нее.
При травлении магния можно полностью предугадать полученное клише: регулируя скорость вращения лопаток, температуру раствора и др. параметры, мы можем получить прогнозируемый угол травления, глубину травления и другие параметры клише.
При травлении меди все намного сложнее, т.к. раствор для травления меди намного более сложный – вместо одной ПАВ-добавки, используемой при травлении магния, в растворе для травления меди добавок целых три, а то и более.
Всего шесть добавок в травильный раствор для меди (300 Be раствор хлорного железа), а их сочетание зависит от вида медного клише, которое мы хотим получить: глубокое плашечное клише или неглубокое растровое клише.
Постоянной добавкой в травильный раствор является антивспениватель.
Он плавает на поверхности в виде тонкой пленки и препятствует образованию пены.
Все добавки для травления меди делятся на возобновляемые (требующие обновления после каждой вытравленной в растворе пластины и после долгого перерыва в травлении) и невозобновляемые (добавляемые в раствор один раз и до замены раствора больше не добавляются).
Для сравнения с процессом травления магния, ПАВ-добавка, единственная добавка для травления магния, является невозобновляемой.
В травильном растворе возобновляемые и невозобновляемые добавки в совокупности образуют сложную органическую ПАВ-смесь, которая в процессе травления абсорбируется на поверхности медной пластины, направляя процесс травления для получения положительного угла травления.
Со временем, возобновляемые добавки теряют свои рабочие свойства, ПАВ-смесь перестает работать правильно, требуется добавление возобновляемых добавок.
Так, к примеру, если машина простояла ночь без работы, то на утро нам надо будет в травильный раствор добавить полную порцию возобновляемой добавки, т.к. вчерашняя добавка уже не работает.
Оборудование для изготовления медных клише
Оборудование для травления медных пластин аналогично оборудованию для травления магниевых клише.
Основная разница состоит в материалах: медные машины сделаны из пластиков (кислотостойкий ПВХ), а лопатки и металлические детали сделаны из титана.
Производители машин для изготовления меди есть в США и Англии, Германии и Японии.
В российских типографиях работают на немецких и американских машинах.
Если при травлении магния используются в большинстве случаев лопаточные машины, то при травлении меди используются лопаточные и форсуночные машины одинаково часто.
Оба типа машин позволяют получать медные клише самого высокого качества.
При травлении меди качество травления больше зависит от профессионализма травильщика, чем от конструктивных особенностей данной машины.
При травлении же магния, качество готовых клише меньше связано с профессиональными качествами травильщика, т.к. всему можно быстро научить, а при травлении меди нужен опыт и еще раз опыт.
Технология травления медных пластин
Перейдем к самой технологии травления медных пластин.
Операции по засветке, проявке и предварительной протравке аналогичны процедурам при травлении магния (смотрите выше технологию травления магниевых пластин), отличие только в составе растворов и коэффициенте термического расширения меди (учитываемый при выводе пленок): он в два раза меньше, чем для магния.
После предварительных операций по обработке медной пластины мы переходим к процессу травления.
В связи с большой сложностью технологии, травление меди ведется при постоянной температуре и постоянной скорости вращения лопаток. Таким образом, мы избавляемся от лишних неизвестных в формуле получения качественных медных клише.
Регулировку угла травления клише мы производим за счет изменения количества ПАВ-добавок (и тестирования после каждой вытравленной пластины на необходимость их добавления), а глубину травления за счет изменения времени травления.
Добавки разбавляются в соотношении 1:10 с чистым травильным раствором (300 Be раствором хлорного железа).
Травильный раствор составляется следующим образом:
1. Заливаем в травильную ванну необходимое количество раствора хлорного железа плотностью 300 Be.
2. Добавляем небольшое количество антивспенивателя.
3. Добавляем растворы необходимых невозобновляемых и возобновляемых ПАВ-добавок.
4. Тестируем раствор (на специальных тестовых клише).
5. Добавляем раствор возобновляемой ПАВ-добавки и снова тестируем, добавляем раствор до тех пор, пока не получим удовлетворяющий нас тест.
При добавлении раствора возобновляемой добавки, в случае его лишнего количества в травильном растворе, достаточно несколько минут перемешивать раствор в рабочем режиме.
Таким образом часть добавки теряет свои рабочие свойства. После этой процедуры травильный раствор снова тестируют. Когда мы, наконец, получаем качественный тест, мы ставим рабочую пластину в травильную машину и травим ее на необходимую глубину. Как уже было сказано выше, медные пластины на глубину более 1 мм не травят.
Этот факт связан с тем, что раствор для травления меди и ПАВ-добавки достаточно дороги, а чем больше меди мы вытравливаем из пластины, тем быстрее раствор насыщается солями меди и теряет свою работоспособность. Для экономии травление ведут до глубины в 1 мм, а на большую глубину клише дофрезировывают.
Другой причиной неглубокого травления меди является зависимость минимальной толщины линии от глубины травления: при большой глубине травления увеличивается вероятность стравливания тонких линий.
После травления клише промывают и удаляют остатки фоторезиста. Далее производят механическую доработку клише.
Механическая доработка включает в себя фрезирование пробельных элементов на нужную глубину, удаление лишних точек и фрезирование фасок на гранях клише (если надо).
После механической доработки клише готово.
Перед следующим травлением в травильный раствор снова добавляют возобновляемую добавку и делают тестовые клише.
При достижении определенной концентрации меди в травильном растворе, раствор сливают, травильную ванну промывают и составляют новый раствор.
Концентрацию меди в растворе проверяют при помощи спектрофатометра (наиболее точный метод), либо измерением веса растворенной в травильном растворе меди (складываем между собой разницы между весом пластин до травления и после).
Травление латунных клише.
Как уже было сказано раньше, травлением латуни занимаются мало и делают это только на небольшую глубину (0.2 мм – 0.3)мм.
Это связано с тем фактом, что латунь является медно-ценковым сплавом.
Если рассматривать латунь при большом увеличении, то получается структура медных частиц, залитых вокруг цинком.
При травлении цинк травится намного быстрее, чем медь.
В результате травленая поверхность латуни получается шершавая и непрочная, такими же свойствами обладают и боковые грани печатных элементов.
При травлении мы также не можем получить прямых границ печатных элементов, так как все печатные элементы имеют кайму из зазубрин. До сего дня не создано ПАВ-добавок для получения положительного угла наклона граней печатных элементов в процессе травления, что тоже не приемлемо для клише.
Все эти факты приводят к тому, что клише для горячего тиснения методом травления латуни не изготавливают, проще латунные клише обрабатывать механическим путем (методом гравировки).
Травление стальных клише.
Травление стали процесс достаточно сложный, так как нет ПАВ-добавок для получения положительного угла травления.
Но, в отличии от латуни, сталь тяжело обрабатывается механическим путем.
Для экономии времени и инструмента при гравировке стальных клише, пластины первоначально травят на нужную глубину (с отрицательным углом травления), а затем на гравировально-фрезерном станке дорабатывают до получения положительного угла и точных форм клише.
Травление стали ведется в следующем растворе: соляная кислота + серная кислота + хлорид серебра (AgCl2).
Таким же способом изготавливают высечные ножи на цельностальном листе (для ротационной высечки).
Механический способ изготовления металлических клише (гравировка клише).
Как уже было сказано выше, химический метод изготовления клише для горячего тиснения является наиболее популярным.
Но, к сожалению, такой быстрый и достаточно простой метод для изготовления конгревных (трехмерных) матриц и клише не подходит. В этом случае мы пользуемся механическим способом обработки металлических пластин – гравировкой.
Гравировка бывает ручной и автоматической.
Ручная гравировка металлических пластин – это один из старейших методов изготовления клише и форм для высокой и глубокой печати, для горячего тиснения, конгревного и блинтового тиснения.
Метод ручной гравировки состоит в том, что гравировщик с помощью различных ручных приспособлений (штихелей, надфилей, шкурок и паст) вырезает из пластины металла клише.
Таким методом пользовались, а иногда пользуются и сейчас, для изготовления совершенно любых клише и штампов.
Он требует высокого класса гравировщика и очень времени.
Роль этого метода значительно снизилась после изобретения химического метода изготовления клише, а также гравировально-фрезерные станки-автоматы. К ручному методу можно также отнести изготовление клише на гравировально-фрезерной машине с ручной подачей инструмента.
Автоматическая гравировка металлических пластин – это метод обработки пластин с использованием станков с ЧПУ и ПК. Использование гравировально-фрезерной техники под управлением ПК и ЧПУ распространяется повсеместно и является наиболее популярным методом изготовления сложных 3D-клише для конгревного тиснения.
При использовании ПК в управлении гравировально-фрезерными станками сложность нашего клише больше зависит от знания оператором компьютерных технологий, чем от опыта ручной металлообработки, что облегчает поиск персонала для работе за данным оборудованием.
Обработка оригинал-макета будущего клише на компьютере дает нам возможности в визуальном создании и коррекции компьютерной 3D-модели клише.
Программное обеспечение станков совместимо со стандартными программами для работы с 3D-графикой, что позволяет использовать все множество этих мощных программных продуктов при изготовлении оригинал-макетов клише.
Описанные выше возможности гравировально-фрезерных станков, управляемых с ПК, позволяют увеличить качество и скорость изготовления клише, а также уменьшают влияние человеческого фактора на качество получаемого клише (в случае качественного изготовления оригинала на компьютере).
Гравировально-фрезерные станки с компьютерным управлением.
Современные гравировально-фрезерные станки – это высокоточное компьютеризированное оборудование.
Для пермещения шпинделя с режущим инструментом используются микрошаговые двигатели (наиболее дешевые модели) или серво-двигатели с обратной связью, которые отслеживают реальное положение шпинделя (наиболее точные дорогие модели).
Шпиндель приводится в движение за счет шарико-винтовых пар, чем обеспечивается отсутствие люфтов в системе.
На дешевых машинах вместо шарико-винтовых пар используются стальные тросики, но такие системы не обладают высокой точностью позиционирования инструмента.
Фирм-изготовителей гравировально-фрезерного оборудования множество.
Для изготовления клише для горячего тиснения и конгрева подойдут большинство из них.
Так, к примеру, даже самый дешевый станок фирмы Roland (Япония), модель MDX-15 (цена на него составляет 3 тыс.$), позволяет изготавливать простые латунные матрицы для конгревного тиснения форматом 10*15 см.
При выборе оборудования для гравировки клише необходимо учитывать форматы будущих клише, материал клише и необходимую скорость изготовления клише (от материала и необходимой скорости зависит требуемая мощность шпинделя).
Для изготовления ротационного клише (для секций ротационного тиснения во флексографских машинах или валов ротационной высечки) требуется наличие в станке четвертой координаты.
Кроме самого станка очень важно также и программное обеспечение, под управлением которого происходит его работа.
В большинстве случаев вместе со станком поставляется программное обеспечение для проектирования и изготовления простых моделей (и клише).
Для проектирования более сложных объектов гравировки (в том числе и сложных конгревных 3D-матриц) используются стандартные пакеты программ работы с 3D-графикой: 3D Studio, AutoCAD и другие.
Далее из этих программ 3D-модели переносятся в программы для работы с гравировально-фрезерным станком.
Кроме специальных программ, входящих в комплект с конкретным станком, есть еще и программные продукты, позволяющие работать с различными гравировально-фрезерными станками разных производителей, например программный продукт ArtCAM.
Такие программы позволяют облегчить проектирование 3D-моделей клише и ускоряют процесс гравировки за счет оптимизации пути движения режущего инструмента.
Материалы для изготовления клише методом гравировки.
Наиболее распространенным материалом для изготовления клише методом гравировки является латунь.
Из российских материалов лучше всего подходит латунь ЛС-59. Данная марка латуни легирована свинцом (примерно 1.4 %).
Свинец — это своеобразная смазка, уменьшающая износ инструмента при обработке латуни резанием.
Мелкая, легко отделяющаяся стружка, образующаяся при механической обработке этой латуни, позволяет получать поверхность обрабатываемых изделий с параметрами низкой шероховатости.
Магний тоже хорошо обрабатывается методом гравировки за счет своей мягкости и хруп