Как сделать кокошник под платок
Мастер-классы по изготовлению кокошника своими руками
Старинный русский головной убор кокошник получил своё название из-за сходства с гребнем петуха или курицы. Сейчас его почти никогда не носят в повседневной жизни — он используется только в праздничных нарядах и национальных костюмах для танцев, народных фестивалей и выступлений. Изготовить кокошник можно своими руками из бумаги или ткани.
Устройство и внешний вид
Кокошник выглядит как лёгкий тканый, бумажный или металлический веер, который крепится к шапочке или волоснику. Он состоит из начельника и донца, позади которых спускается лента. Изготавливаются традиционные кокошники из шёлка и бархата, их также делают из кумача, холста, картона или бумаги. Гребень головного убора богато украшен: его декорируют бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, парчей, позументом, цветами, драгоценными камнями.
Традиционные кокошники, которые носили на древней Руси, обычно инкрустировали жемчугом. По их краям пускали рясны (жемчужные свисающие нити, спадающие на плечи девушки), а сам гребень обшивали сеткой. Вместе с кокошником часто носили нарядные полупрозрачные платки, вуаль или фату, которую спускали с вершины убора вперёд, назад или по бокам.
Этот старинный предмет одежды считался праздничным, потому его всегда богато украшали. Он привлекает внимание к лицу, обрамляя его, но не закрывая. Это придаёт женщине благородный вид, потому позже он стал частью традиционного наряда придворных дам.
Формы изделия
Гребни кокошников могут очень сильно отличаться по форме. Их различия были первоначально обусловлены особенностями традиционных причёсок различных регионов страны. Традиционный гребень украшали лопастями и другими деталями. Различают такие формы убора:
Самым древним видом этих уборов считаются те, у которых прямой гребень сидит на плоской основе, покрывающей голову от уха до уха. Бывают и более экзотические кокошники в форме купола, короны и так далее.
Традиции ношения
Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.
Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.
Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.
Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.
Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.
Слово «кокошник» было впервые задокументированно в XVII веке. При Петре Великом он был запрещён к ношению среди придворных, но сохранился как часть традиции бракосочетания. Царица Екатерина II снова вернула часть традиционного русского костюма в обиход. Во время Наполеоновских войн он снова вошёл в моду из-за последовавшего за ними всплеска патриотизма и возрождения интереса к традициям. Его носили даже русские императрицы.
Согласно указу, который издал Николай I, кокошник стал частью придворного платья. Фрейлины носили его вплоть до революции. В XIX веке последовал ещё один всплеск популярности этого атрибута. Придворные дамы надевали на балы и торжественные мероприятия богато украшенные и часто «утрированные» версии традиционных кокошников, которые демонстрировали роскошь и богатство костюмов.
Мастер-классы по изготовлению
Изготовить кокошник самостоятельно может любой взрослый человек. Существует множество вариантов изготовления этого убора начиная от простых изделий из картона и заканчивая сложными и богато украшенными коронами разных форм и размеров. Верхушку изделия делают по трафаретам из бумаги.
Кокошник своими руками обычно изготавливается на каркасе. Его обклеивают или обшивают тканью, а затем украшают по своему усмотрению. Декор изделия — одна из самых важных частей его изготовления, но насчёт него трудно дать какие-либо советы, поскольку всё зависит от вкуса владелицы и стиля других частей костюма.
Шитьё из ткани
Кокошники бывают самых разных форм и размеров, от простого полумесяца до короны. Всё зависит от выбранного трафарета. Чтобы изготовить традиционный головной убор своими руками, понадобится:
Ткань можно выбирать по своему желанию в зависимости от цели убора. Кокошники бывают самых разных форм, цветов и размеров, потому итоговый вид изделия зависит по большей части от вкуса и фантазии. Пошаговая инструкция по изготовлению этого предмета одежды:
Этот мастер-класс подойдёт для изготовления кокошника как для девочки, так и для взрослой женщины. При желании можно уменьшить пропорции и сделать изделие на куклу. Принципы работы с материалом не меняются в зависимости от величины.
Кокошник из картона
При желании можно изготовить русский народный кокошник своими руками из картона, не прибегая к работе с иголкой и ниткой. Для этого нужно взять такие материалы:
Сделать убор из картона будет проще, чем сшить. Инструкция по его изготовлению:
Такой убор хорошо держится на голове и прост в изготовлении. К минусам этого варианта относится то, что он оставляет мало пространства для экспериментов с формой шапки.
Шапка снегурочки
Кокошник является составляющей головного убора снегурочки, который можно изготовить для детского новогоднего костюма. Для этого понадобится:
Оригинальный ободок-кокошник своими руками
Хотела бы поделиться мастер-классом по созданию авторского ободка-кокошника. Сразу скажу, что он может быть любой формы и ширины, главное понять принцип пошива, а вернее, конструирования выкройки. Удобен этот ободочек тем, что можно использовать любую ткань, подходящую вам под платье, наряд, событие и так далее, при этом имеет необычную форму и не теряет своего функционала.
Для этого вам понадобится:
— основа-ободок (в данном случае — это ободок из магазина fix price шириной 2 см);
— ткань, 50 на 30 см вам хватит с запасом (в данном случае я использовала ткань для пэчворка);
— выкройка. Ее я строила так: растягивала ободок, как на голове он будет держаться, обводила внутренний контур, далее прибавляла 1/2 ширины ободка и + нужную высоту ободка. Здесь с шириной ободка 2 см в самой широкой точке получается: 1см+3см (в самой высокой точке ободока)+прибавка на швы 1см (можно и меньше);
— нитка, иголка, ножницы, шило, булавки, швейная машинка;
— декоративная лента, в моем случае еще фирменный логотип.
Итак, берем готовую выкройку, складываем ткань вдвое (я знаю, что обычно нужно кроить на изнанке, мне удобнее так, потому что видно рисунок и потому что поверх лицевой ткани я ничего не черчу, а сразу вырезаю) и прикладываем выкройку, фиксируем булавками.
Вырезаем, выкройка у меня сделана уже с учетом всех прибавок и запасов на швы. Это видно даже по рисуну от руки на ней. Таких деталей вырезам 2 штуки.
Вот такая деталь должна получиться в развороте, их нужно сделать 2 штуки.
Скалываем и фиксируем эти 2 детальки лицом к лицу булавками.
И делаем строчку на швейной машинке по внешнему краю.
В верхнем уголочке ободка я делаю закрепку для того, чтобы лучше «держался» и не разошелся, когда будем наполнять синтепоном.
Швы на уголке необходимо срезать и оставить запас до 0,5 см. Это нужно, чтобы уголочек не топорщился и имел ровную форму.
Стрелочками показано, что прострочен только внешний край деталей.
Далее прострачиваем внутренний край. Внимание: не полностью! На фото показано стрелочками, что строчка идет только по краям, в середине остается открытым срез. Это нужно для того, чтобы потом через это отверстие вывернуть изделие, засунуть основу-ободок и наполнять равномерно синитепоном ободок.
Теперь с помощью булавки выворачиваем изделие на лицо. Сначала один край через середину, потом другой.
Вот что должно получиться:
Далее берем ободок и просовываем его внутрь через оставленное отверстие в серединке.
Ободок уже в внутри 🙂
Теперь берем синтепон любой толщины, у кого какой есть 🙂
И режем его на полосочки шириной где-то по 2-3 см, на глаз. В среднем хватает 4-х таких полосочек во всю ширину синтепоного листа.
Далее берем шило и накручиваем на кончик синтепон (чтобы не соскакивал). Конечно, это может быть и не шило, а другие подручные средства, крючек, спица. У меня, бывало, и пилочка для ногтей учавствовала, когда мое шило потерялось 🙂
И протягиваем сначала с одного края, заполняя равномерно синтепоном ободок, потом с другого края.
Получается вот так. Заполнены по краям, а серединка еще пока пуста.
Ободок теперь заполнен полностью синтепоном.
Далее сшиваем вручную оставшийся открытый средний шов.
Средний шов закрыт, осталось подшить края.
Загибаем открытый край и вручную подшиваем.
Края подшиты, осталось все красиво спрятать 🙂
Берем декоративную ленту и паутинку такой же ширины. Включаем утюг. Загибаем край ленты и начинаем припаривать ее по внутренему шву ободка, таким образом закрывая ручные швы и делая изделие аккуратным. Таким же образом я припариваю логотип.
Этот вариан был, когда я ходила на крестины малышки в церковь:
В общем, варианты и цвета могут быть самые разнообразные.
Не судите строго, это мой первый мастер-класс:)
Надеюсь, кому-то пригодится эта статейка 🙂
С любовью и уважением, Мира 🙂
ЗдОрово, Мира, интересное украшение получилось! Русская красавица)))
Какая вы хорошенькая!
Красиво! я бы еще вышивку и бусины добавила. Может роспись с национальном стиле.
Да, если нужен нарядный,вышивка еще больше преобразит ободочек!:))
Хороший МК! Спасибо.
Чудесный какой. необычно 🙂
Ух ты. какая красота и функционал не потерян. Надо будет сделать и себе такой! А то во время работы волосы все время в глаза лезут, а простые пластиковые ободки уже надоели!)) Спасибо огромное.
Мне мне тоже понравился результат Ваших стараний! И Вы хороши очень в этом ободке!
Красивый ободок и Вы настоящая русская красавишна в нем!
На работу в таком прийти. То-то коллеки порадуются. А морда лица начальника-то как изменится
Действительно оригинальный! Мирослава Вы молодец!) Когда смотрела мастер класс думала маленьким красавицам такое чудо, а тут и на взрослой барышне очень красиво выглядит!)
Но КУДА в этом идти? На тематическую вечеринку если только. ИМХО.
Спасибо за приятные слова.Сейчас девченки носят такие ободочки без повода,ведь лето еще не закончилось и с длинными платьями и приталеным силуэтом они смотряться красиво и оригинально))Ну а в холодный период времени,вседа будут дни рождения,праздники,юбилеи и фотосессии:)))
классненький, у меня когда-то давно был ободок-чалма, с такой фигушкой посередине, очень необычный, хорошо смотрелся. Ваш мне даже больше нравится. Я б пошла хоть куда, в таких то платьях особенно, но у меня сейчас столько волос нет))
А в Баварии, например, в национальных костюмах с гордостью ходят по праздникам, и также носят как повседневную одежду (не офисную, конечно). А мы, русские, думаем, ну почему же у нас к национальному костюму нет такого уважения?
Спасибо большое за приятные слова!!Я сама тоже шью одежду и планирую в этом году начать выпускать как раз коллекции именно современной одежды,но пропитаной славянскими нотками и традициями:))Как раз малышь в сад пойдет и начну:)))
Девочки спасибо большое за теплые слова,рада что Вам понравилось:)))Мне очень приятно!
Какая прелесть! Идея замечательная, процесс изготовления показан доступно, наглядно. Спасибо!
Я не понимаю таких аксессуаров, простите, но мк хорош! Не могла пройти мимо, т к автор- потрясающая красавица, просто чудо, пофотографировать бы хотелось такую красоту
Я не считаю свою работу «чем попало».В теме не указано что это кокошник как исторический головной убор.Написано ободок-кокошник.Мы живем в современном мире и главной задачей любого дизайнера— есть преобразование и интерпритация образов прошлых лет,а не точная копия,тогда развития моды никакого не будет,если все будут просто копировать то что было не придумывая и не подстраиваясь под течение времени.Очень вашжно предлагать современным девушкам что то новое,но при этом не отходя далеко от наших славянских образов. Я выставила свою работу как дизайнер лишь предложив идею,а не навязывая.
А вы хоть одну книгу по русскому костюму прочитали, чтобы «иметь свое мнение»?
Так вот, подытоживая свой длинный пост, может я и не в тему немного. НО, всегда надо приветствовать подобный интерес, даже если он не совпадает с вашими представлениями о правильности и истинности.
ЗЫ, ЧТобы на меня Татьяна не бросала тапки и не обвиняла в полном невежестве. Историк, диплом с отличием по истории культуры, специалист по истории моды)))
И еще раз. Я вообще терпеть не могу всякие ободочки. Но это. чудная и интересная вещь, которая (как подчеркнул сам автор) пригодится в ОСОБЫХ случаях.
«. радоваться надо, что молодые люди (или не молодые) проявляют интерес к истории костюма, к культуре, пытаются продолжать традиции. Да, они их (традиции) переосмысливают, но в этом-то и суть. «
Очень хорошо сформулировано!
И добавлю: тем традиции и отличаются от догм, что последущие поколения привносят в них что-то своё, новое.