Как сделать коллекцию детской одежды
Формирование ассортимента магазина детской одежды
Как сформировать ассортимент магазина детской одежды, чтобы клиенты были довольны, а продажи росли?
В первую очередь — определить целевую аудиторию, во вторую — обеспечить ЦА тем, что она хочет получить, в третью — представить выдержанный в едином стиле разнообразный ассортимент и полный размерный ряд, чтобы пришедший в магазин клиент не уходил с пустыми руками.
Рассказываем об особенностях формирования ассортимента магазина детской одежды!
Немного о терминах
Ассортимент — все те товары, которые продаются в магазине. Он составляется по типам, сортам, брендам, размерам и т. д., в зависимости от направленности магазина. Для детской одежды это обычно размеры, производитель/бренд, возраст ребёнка, стиль, сезон.
Самые главные характеристики ассортимента — широта, глубина и сбалансированность:
Чтобы магазин приносил доход, эти показатели должны быть хорошо продуманы, а чтобы хорошо их продумать, нужно понимать, для кого открыта точка. Кто целевая аудитория? Нет смысла открывать магазин дорогих вин в дачном посёлке, которому требуется обычный продуктовый, как и нет смысла открывать обычный продуктовый без конкурентных особенностей там, где есть «Магниты» и «Пятёрочки».
6 правил формирования ассортимента
1. Пройдитесь по магазинам конкурентов и посмотрите, что продают они. Какой у них ассортимент? В чём их конкурентные преимущества? Чего не могут предложить они, но можете предложить вы? Возможно, это будет некая мелочь, деталь, небольшая ниша, которую вы займёте и сможете успешно разработать: к примеру, открыв магазин детского трикотажа определённого востребованного бренда.
2. Хорошо продумайте первоначальный ассортимент. Понятно, что вывеска, витрина, реклама, удобство и вежливый персонал очень важны, но без грамотного, разнообразного и понятного покупателю ассортимента ничего не получится. Здесь нужно соблюсти баланс глубины и широты: не нагрузить полки слишком сильно, чтобы клиенты не восприняли горы товара как «дешёвый ширпотреб», и не оставить их пустыми, чтобы не было ощущения «дорогостоящего бутика» (если это не является вашей маркетинговой целью) или несолидного магазина.
3. Заказывайте детскую одежду оптом полными размерными рядами! Это очень важно, когда речь идёт о детском магазине. В три года два мальчика могут быть абсолютно разного роста и веса. Если закупить по одному «самому популярному» размеру каждой модели, можно в итоге ничего не продать: покупатель заходит, меряет, просит размер больше или размер меньше и с разочарованием уходит, обнаружив, что понравившаяся вещь представлена только в одном размере. Не нужно бояться, что все размеры не удастся продать: во время скидочных кампаний типа «последний размер» вещи уходят на ура.
4. Учитывайте площади. Не стоит брать всё подряд, если площадь не позволяет, лучше сосредоточьтесь на каком-нибудь узком направлении: «одежда для детей от 0 до 3 лет», «верхняя одежда для детей», «модные детские вещи», может, какой-то определённый бренд или несколько, тогда поклонники этих брендов будут ездить к вам прицельно. Выбор обязательно должен опираться на особенность места и на то, какие точки расположены рядом. И в рамках товарной группы можно развернуться и сделать хорошую «глубину» — с большим выбором вещей, с полными размерными рядами.
5. Сочетайте сочетаемое. Магазины — не место для сюрпризов: при выборе ассортимента и его размещения нужно понимать, что клиент ожидает увидеть. Нижнее детское бельё рядом с куртками — это довольно странно, тогда как отдел с аксессуарами или обувью в магазине верхней одежды не вызовет у посетителя подсознательного отторжения. К тому же, аксессуары часто становятся импульсивной покупкой к новенькой куртке, увеличивая размер среднего чека.
6. Не делайте смену сезонов резкой — касается тех точек, которые продают верхнюю одежду. Как производитель подтверждаем: зимняя одежда хорошо продаётся в весенне-осенний и летний сезоны, особенно если на неё действуют скидки. С наступлением тепла можно оставить стеллаж с тёплыми вещами (если площадь позволяет), сделав основной акцент на демисезонных.
Итак, резюмируя:
Несколько слов о грамотной выкладке
И наконец, последнее, но не менее важное, — выкладка товара. У магазина детской одежды есть несколько особенностей:
Как запустить бренд детской одежды
Опыт работы в модной индустрии помог Елене Фиминой и ее сестре Евгении Хафизовой создать бренд качественной детской одежды FiFi в Челябинске. Начав производство с минимальной суммы 100 000 руб., девушки постепенно привлекают в компанию опытных профессионалов, делают красивые фотосессии с маленькими моделями и сотрудничают с офлайн-магазинами.
Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.
Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.
Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.
Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi. Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.
Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.
Инвестиции
На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.
Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.
Детали производства и сложности
Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.
Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.
Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.
Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.
В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.
Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.
Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.
Принцип малых тиражей
Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».
Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.
За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.
В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.
С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.
В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кейс от geek: как создать успешный детский бренд
Мальчишки и девчонки, а также их родители — как воздействовать на эту аудиторию? Рассказывает команда geek.
Базовые составляющие построения бренда можно найти не только в книжках, но и на просторах интернета. Создание видения, определение целевой аудитории, составление маркетинговой стратегии и многое другое, о чём мы не будем сейчас рассказывать — иначе получится бесконечный лонгрид. Лучше сосредоточимся на более конкретном вопросе.
Порой очень сложно примерить все советы по созданию бренда на свою сферу деятельности. Специфика бывает настолько важной, что не брать её в расчёт и не регулировать предпринимаемые действия — станет ошибкой. Это касается детского брендинга.
Создать детский бренд — сложнее, чем кажется на первый взгляд, но гораздо проще после прочтения статьи. Р аскрываем некоторые хитрости, которые помогут уладить вопрос с дизайном и помогут с формированием маркетинговой стратегии.
Дэвид Аакер в своей книге « Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха» приводит замечательную фразу к построению бренда: «Если вы не знаете, куда идёте, то в конечном итоге окажетесь в другом месте». Главным фундаментом бренда он считает его видение — ясно сформулированное описание образа бренда, того, чем он должен являться в глазах потребителей, сотрудников и партнёров компании.
Когда видение попадает в самую точку, это означает, что оно отражает и поддерживает бизнес-стратегию, отличается от конкурентов, находит отклик у клиентов, поддерживает и вдохновляет сотрудников и партнёров компании, генерирует множество идей для маркетинговых программ.
Поверхностный бренд будет бессмысленно плыть по течению, а маркетинговые программы будут непоследовательными и неэффективными. Именно поэтому очень важно «наполнить» бренд ценностями, привлекательными для потребителей.
Построение бренда
Как же создать бренд детских товаров, который будет работать и приносить выгоду? Не будем касаться качества продукта, возьмём за точку отсчёта то, что товар, продвигаемый вами, хорош со всех сторон и открытым остаётся лишь вопрос его представления потребителю.
Задачи в построении бренда
В детском брендинге главная сложность заключается в том, что потребитель и покупатель — это не всегда один человек. Бренды могут намеренно привлекать внимание детей, но платить за покупку всё равно будут родители.
Поэтому очень важно с осторожностью и особым вниманием подойти к определению аудитории, на которую будет нацелен бренд. От её выбора зависит дальнейшее формирование видения детского бренда и его маркетинговая стратегия.
Разделим аудиторию на две основные группы: родители и дети, и рассмотрим подробнее их особенности восприятия информации.
Детский бренд для взрослых
Ориентирование на взрослых необходимо для рекламы и продвижения товаров, которые предназначены для детей небольшого возраста ( от 0 до 3-х лет), когда ребёнок ещё не осознаёт этот мир и на его предпочтение невозможно повлиять.
Согласно исследованию компании Nielsen в 2015 году для российских родителей при покупке детских товаров ( а именно детского питания и подгузников) важными являются следующие характеристики:
Ситуация меняется для родителей детей старшего возраста ( 10−12 лет). Одними из приоритетных характеристик становятся дизайн и авторитетность брендов одежды, обуви и других детских товаров.
Неудивительно, что взрослые люди считают наиболее важными рациональные параметры при выборе товаров в отличие от детей, которым важны впечатления. В рекламе для взрослых нужно разумно обосновать ценность товара, причём желательно за 30 секунд.
Помимо рациональных мотивов, хорошо работает креатив. Нетривиальность идеи или её воплощения может вызывать целый спектр ярких эмоций — улыбку на лице, искреннее удивление, смех, умиление За счёт этого реклама надолго остаётся в памяти.
Дети как фанаты рекламы
Чем старше ребёнок, тем самостоятельнее он принимает решение. Если товары для детей до 3-х лет покупают родители на свой вкус, то уже в 4 года кроха может высказать своё мнение. Дети школьного возраста уже могут совершать покупки на свои карманные деньги.
Дети — настоящие фанаты рекламы, особенно телевизионной. У маленьких детей отсутствует чувство раздражения, знакомое взрослым от частого повторения однотипных роликов: один и тот же телеролик они готовы смотреть многократно и с неослабевающим интересом.
Считается, что большинство рекламы товаров для детей построено на так называемом «факторе нытья». Неокрепшее детское сознание впитывает информацию как губка, а затем происходит выпрашивание у родителей той вещи ( увиденной в рекламе), которая сделает ребёнка круче одноклассников.
Нацеленная на детей реклама адресована аудитории от 3-х лет и до подросткового возраста 15−16 лет. Это возраст, когда ребёнок может осознавать сообщение и попросить родителей купить рекламируемый продукт или даже потратить собственные накопленные сбережения.
Стимулы для ребенка
У детей другие стимулы обратить внимание на бренд. В книге Мартина Линдстрома « Детский брендинг» выделены основные факторы, затрагивающие мотивы появления желания у детей купить тот или иной товар. Тщательное исследование автора показывает, что эти характеристики, а, точнее, некий их комплекс обеспечивают наибольший успех у детей брендам и игрушкам по всему миру:
Страх
Проявляется как в интересе мальчиков играть в войнушку, так и в ощущении опасности, когда ребёнок остаётся один дома. Страх — очень сильная эмоция, он глубоко индивидуален и связан с жизненным опытом. Лучше всего страх работает в союзе с другими ценностями: любовь, дружба, преданность
Фантазия
Имеет ключевое значение для детей ( они ещё не подвержены влиянию традиционного клишированного мышления) и подростков ( убегают от реального мира, проводя много времени в собственных мечтах).
Власть
Заключается в желании детей оказывать влияние. Это выражается в повседневном поведении, когда ребёнок пытается понять рамки дозволенности и своей ответственности за проделанные поступки.
Юмор
Вещи, вызывающие детский смех, часто связаны с неловкими ситуациями, в которые попадают взрослые, и даже с причинением боли. На этом принципе построено большинство современных мультфильмов.
Любовь
Воплощается в нескольких направлениях. Во-первых, это, конечно же, материнская любовь. Здесь речь скорее о заботе: девочки играют в дочки-матери с куклами, а мальчики 90-х без стеснения играли в тамогочи, ухаживая за электронными питомцами. А, во-вторых, это модель отношений мужчины и женщины, которую воспроизводят девочки, играя с куклой Барби и её идеальным Кеном.
Стабильность
Обычно означает для детей и подростков постоянство в повседневной жизни: хорошая атмосфера в семье, собственная комната, модная одежда, одна и та же школа, привычный круг друзей.
Помимо основных мотиваций также выделяют 3 дополнительных стимулятора детского интереса:
Привлечение внимания
Пользуясь особенностями детского восприятия, бренды часто используют проверенные приёмы привлечения внимания малышей.
Психологи отмечают, что детей привлекают движение, яркие цвета, частая смена картинки. Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно.
Современная телевизионная реклама характеризуется динамичностью. Интенсивность сменяемых друг друга образов очень высока. И если взрослый человек способен легко от этого отстраиваться, то ребёнок подпадает под власть « мельтешения» на экране — его внимание просто не успевает уставать и послушно следует за сменяющимися картинками.
Персонажи в рекламе
Фирменные герои любимы всеми детьми. Одни бренды делают целенаправленный акцент на персонаже, придумывая ему имя, характер и историю его жизни как, например, это сделано для Nesquick. Для других компаний достаточным является размещение персонажа на упаковке и в рекламе, как, например, линейка Агуши « Я сам».
Если вводится персонаж, то он используется везде и становится буквально привязан к марке, например, лекарство Бромгексин Берлин-Хеми уже не требует запоминания трудного названия, потому что есть лёгкий рифмованный слоган с отсылкой к персонажу: «Если кашляют детишки, им поможет синий мишка».
В качестве фирменного героя бренды активно используют знакомых детям мульт-персонажей, изображая их на упаковке и в рекламе продукции. Изображение популярных героев мультфильмов и кино в рекламе товаров привлекают внимание детей и быстро узнаются на полках магазинов, получая заведомо хорошее расположение к продукту.
Язык детской рекламы
В рекламе необходимо общаться с детьми на их языке — на языке игры. Для детей важно наличие каких-либо дополнительных развлекательных элементов продукта: подарки, конкурсы, наклейки
Отличным примером, реализовавшим эту концепцию, стала компания Kinder Surprise. Этот продукт покупают не из-за вкусного шоколада, а исключительно из-за игрушки, спрятанной внутри. И главная интрига всегда заключается в том, что ребёнок не знает, что именно ему достанется.
Итоги
Смена дизайна бренда часто становилась стимулом для переориентации компании на другую или дополнительную аудиторию. Так, например, в ходе проведения ребрендинга в 2013 году самый известный российский детский бренд « Детский мир» следом сменил свою концепцию, решив активнее взаимодействовать не только с родителями, но ещё и с детьми.
В магазинах появились зоны с анимационными играми для детей, телевизионные интерактивные панели и мини-аттракционы, интерактивная демонстрация товаров, а также световые решения, позволяющие менять цветовое оформление и концентрировать внимание посетителей на новинках и интересных предложениях.
Новая концепция положительно повлияла на рост трафика — с 2014 по 2016 годы число посетителей магазинов увеличилось на 44,4% до 156 млн человек в год. Положительному примеру конкурента в 2017 году последовал другой крупный детский бренд « Дочки-сыночки», создав в магазинах новые игровые пространства для детей.
Если вы хорошо знаете, на какую аудиторию предназначены сообщения о товаре, то необходимо чётко нацелиться на её интересы и демонстрировать то, на что потребитель сознательно или бессознательно будет реагировать. Для этого необходимо знать особенности восприятия информации каждой целевой аудитории, на которую вы рассчитываете: мы разбили её на две большие группы — взрослые и дети.
Как обратить внимание взрослых:
На взрослую аудиторию следует ориентироваться при продвижении товаров для новорождённых и детей до 3-х лет: колыбели, коляски, детское питание, подгузники и прочее.
Как привлечь внимание детей: