Как сделать колонки мощнее дома
i-from › Блог › Крутая домашняя акустика своими руками
В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.
Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).
Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места
Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.
Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:
Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.
Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.
В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.
После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91
У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.
После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:
Внутри корпус выглядит так:
В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.
Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.
Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.
Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:
Hi-End акустика своими руками, или как сделать хорошие колонки
Посвящается тем, у кого есть свободное время
Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы (если не сказать образА) акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток – это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому? Купить динамик несложно, собрать корпус, пускай и не такой красивый – тоже, катушки и конденсаторы можно отечественные, аккуратно спаять 3 детали – и вовсе задача для ученика 10-го класса школы.
С учетом количества готовых модулей, которые предлагает Ebay, сделать хороший усилитель не намного сложнее. Чего там только нет: коммутация, защита АС, платы класса A-AB-D, регуляторы громкости на любой вкус, красивые корпуса, сделанные специально для аудио, ручки, ножки и трансформаторы – знай только соединяй. В следующей статье мы обязательно расскажем, как собрать свой усилитель, который не уступит большинству «брендовых» образцов стоимостью до 60-70 тысяч рублей.
Возможно, далее в тексте вы встретите незнакомые слова. К счастью, нам пришел на помощь неизвестный аудиофил и оставил ссылку на свой личный архив информации по акустике и усилителям, там есть реально ВСЕ и даже и больше, настоятельно рекомендуем к ознакомлению.
Из чего делать? Фанера, МДФ, ДСП, пластик, массив.
Мир видел много странных акустических конструкций, например, из бетона или шлакоблока. Все же самыми «востребованными» остаются вышеперечисленные пиломатериалы на основе древесины. Попробуем понять, какой из них «правильнее». Базовое правило – вне зависимости от выбранного материала не экономьте на его качестве, то есть цене.
Первым идет король современной Hi-Fi и Hi-End индустрии – МДФ, из него сделано подавляющее большинство колонок, как дорогих, так и дешевых. Причина проста – невысокая стоимость, удобство обработки и отделки, в том числе варианты с готовым шпоном, отсутствие ярких резонансов. При грамотном проектировании получение оптимального результата гарантировано. Рекомендуем к применению, больше сказать нечего.
Пластик – понятие очень растяжимое, его «авторитет» значительно подточен дешевыми китайскими подделками, хотя преимуществ у него не меньше, чем у любого другого материала. Проблему недоступной для любителя возможности отливать свои заготовки из желаемого материала – проходим мимо.
Хорошим материалом для изготовления корпуса акустической системы может служить ДСП. Пожалуй, главный его недостаток – множество проблем с отделкой, не важно, что вы решите: красить, шпонировать или обтягивать. У ДСП есть огромный плюс: если нужно сделать быстро и очень дешево, то можно использовать заводскую ламинированную плиту (ЛДСП). Добиться в таком случае высокой эстетики вряд ли получится, но цена и скорость оставят далеко позади всех остальных претендентов. Если сравнивать резонансные свойства материалов в разрезе пригодности для колонок – ДСП занимает первое место, хотя разница по сравнению с МДФ невелика.
Капризная, но неизменно желанная «матерыми аудиофилами» госпожа фанера. Фанера бывает нескольких видов – березовая, хвойная, ольховая, ламинированная. Почему капризная? Любую фанеру «ведет», то есть при высыхании лист изменяет свою геометрию, при пилении часто появляются сколы. Также это не самый простой для отделки материал, если вы хотите получить «глухой» матовый цвет без проступающих граней, текстуры, ребер. Причина для того, чтобы терпеть эти мучения, довольно спорная: по мнению «бывалых» только фанера дает то самое живое дыхание, которое «убивают» ДСП и МДФ. Наиболее мне непонятно желание сделать себе корпус из «живой» фанеры и «убить» ее слоями шпаклевки, грунта, краски, лака в попытке скрыть «страшные» стыки с прожилками (слоями фанеры), которые днем и ночью смотрят с немым укором на своего владельца. Куда предпочтительнее варианты специальной пропитки, хотя бы тем же «датским маслом», не так уж страшны эти темные «полосочки» на ребрах корпуса…
Что за нищебродство этот ДСП-МДФ? Может сразу из цельного дуба, да потолще!? Не спешите вставлять динамик в первое увиденное дупло. Вопреки ожиданиям массив древесины ценных пород не обогащает звук пропорционально вложенным деньгам, более того, даже требует дополнительного демпфирования по сравнению с более дешевыми материалами. Хотя его несомненные плюсы – это удобство отделки: если акустика собрана аккуратно, довести ее до симпатичного эко-вида не составит большого труда. Вместо увеличения толщины рекомендуется добавить (приклеить) с обратной стороны еще один лист менее резонансного материала, например, того же МДФ, сделать «сэндвич». Наиболее удачный вариант применения массива – это акустика типа «щит», где требуется красивая и тяжелая передняя панель.
Экзотика. Часто выбор обусловлен тем, что есть под руками. Подобно тому, как птица может виртуозно вплести в гнездо всякий мусор, так и меломан тащит все, что плохо лежит. Можно найти на просторах сети идеи, воплощенные из сантехнических труб, искусственного камня, папье-маше, футляров и корпусов от музыкальных инструментов, примитивных строительных материалов, товаров IKEA, и.т.д., и.т.п.
Куда вставлять динамик?
Основную задачу акустического оформления можно сформулировать простым языком приблизительно так: максимально отделить колебания, излучаемые передней стороной диффузора динамика, от тех же противофазных колебаний, излучаемых задней стороной диффузора. Идеальным акустическим оформлением с точки зрения учебника считается бесконечный экран, такой невероятно огромный щит, в который установлен динамик. Понятное дело, слова «невероятно огромный» не подходят ни к нашему жилищу, ни к заработной плате, так что инженеры стали искать способ «свернуть» этот экран с минимально негативными последствиями для звука. Так получилось все многообразие вариантов, некоторые снискали себе наиболее обширную славу в интернете, их мы и рассмотрим в данной статье.
Просто динамик или корпус без корпуса
Тяжело себе представить, что есть такой вид «акустики», но, листая ленту фотографий в pinterest по теме аудио, все чаще натыкаюсь на грозди 12-ти дюймовых динамиков, которые собраны вместе без всякого оформления и явно представляют собой законченный агрегат. Наверное, замысел автора пронизан следующей логикой: любой корпус портит звук, лучше акустическое короткое замыкание, чем деревянные оковы, но чтобы был хоть какой-то «низ», надо взять динамики с максимальной площадью диффузора, на которые только хватит денег. Если это ваш путь – без комментариев.
Щит и «широкополосник»
Говорят, те, кто попробовал лампу, широкополосный динамик и открытое оформление, никогда уже не возвращаются к традиционному, транзисторно-резиновому образу жизни. Описывать свойства щита занятие не благодарное, вся необходимая информация есть в архиве, а для самых ленивых – и на youtube, где подробно объясняют, что это за зверь и с чем его едят, например:
Наибольший плюс такой конструкции – простота изготовления. Нужен лист любимого материала и лобзик. Самый главный критерий, который будет влиять на итоговое качество звука – стоимость установленной динамической головки. Неутихающую народную славу снискал себе динамик 4а32, даже такие гранды, как fostex, sonido, supravox, sica или сам visaton B200, остались далеко позади. Поговорка «размер имеет значение» – вот лучшая математическая формула для щита (чем больше – тем лучше). Далее идут вариации щита, например щит, со свернутыми боковыми стенками, щит, у которого низкочастотный модуль сделан в виде ящика с фазоинвертором, и.т.п. Фирменная особенность звука – «воздушное» звучание с минимумом резонансов, при этом сравнительно высокое звуковое давление.
ПАС – панель акустического сопротивления
Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Получится ящик с задней стенкой, в которой сделано множество отверстий. Количество отверстий, их суммарная площадь в сочетании с объемом ящика будет определять степень демпфирования (сопротивления), уровень низких частот (чем меньше «дырок» – тем больше баса, но и больше «бубнежа»). Количество подбирается экспериментально, по вкусу.
Линейный массив излучателей, групповой излучатель (ГИ)
На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Думаю, вы уже видели колонки, каждая из которых состоит из большого количества одинаковых маленьких-маленьких динамиков, ну или не очень маленьких, кому как позволяет бюджет и жилое пространство:
Акустическое оформление – тот же щит или закрытый ящик, желательно хитрой формы, например треугольной. Одна из проблем, с которой предстоит столкнуться – высокое суммарное сопротивление, не всякий усилитель раскроет потенциал «массива». Серийные образцы, выпускаемые фабрично, имеют более сложные решения, динамики часто собираются в хитрые модули, добавляются фильтры.
Фазоинвертор, bass reflex port, резонатор Гельмгольца, он же ящик с «трубой»
Вот он – самый популярный вариант акустического оформления. Массовым становится самое выгодное по соотношению цена\получаемый результат, наш случай не исключение для данного правила. Для тех, кто не скачал архив неизвестного аудиофила, объясняем на пальцах. В трубе фазоинвертора есть некоторый объем воздуха, который зависит от его длины, он же «связан» с воздухом, который содержится внутри колонки. При удачной настройке длины трубы (не будем сходу погружаться в теорию) удается добиться более уверенного воспроизведения низких частот, чем просто в закрытом ящике. Если еще проще – с фазоинвертором получается глубокий бас. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала:
Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое. Динамики, которые подходят для такого оформления, называются «компрессионными», чаще всего имеют резиновый подвес и полосу частот, которая требует установки высокочастотного звена, твиттера или пищалки, то есть добавляется электрический фильтр. Выбор оптимального объема корпуса, его геометрии, точная настройка длины трубы имеют большое значение и не всегда соответствуют расчетным величинам. Ситуацию облегчает наличие в сети массы проектов, где авторы уже прошли тернистый путь и предлагают поэтапные инструкции с подробным описанием что, как, из чего надо делать. Впрочем, всегда находятся энтузиасты, которых не устраивает «готовое» и хватает упорства пройти своей дорогой. Недостатки фазоинвертора – «бубнеж» и «задавленная середина». Первое решается тщательным подбором формы, диаметра, материала и длины трубы; второе – добавлением отдельного среднечастотного звена. Верный путь к трехполосной акустике.
Обратный рупор TQWP и другие лабиринты судьбы
Чего только не придумали люди, чтобы усложнить путь колебаниям, идущим от обратной стороны динамика… Пожалуй, более всех отличилась фирма B&W со своими Nautilus, хоть памятник ставь этой морской раковине-мутанту. Но это гранды, а все, что можем мы, обычные аудиофилы, так это вспомнить свои ночные кошмары и поставить внутри прямоугольного ящика дощечки с гвоздями так, чтобы этому поганому звуку мало не показалось. Если серьезно – есть такие динамики, к которым оформление типа «фазоинвертор» не подходит, а щит не дает желаемого количества баса, от вида же сабвуфера что-то сжимается в животе. Тогда на помощь приходит обратный рупор или более сложный вариант – лабиринт. Для тех, кому интересно, как это работает, желаем приятного просмотра
Кто-то может возразить: обратный рупор – это не совсем лабиринт, отчасти мы можем согласиться, но что более достоверно – он ближе к лабиринтам, чем классический рупор:
Он напоминает о старом граммофоне. Как можно догадаться из названия, обратный рупор или лабиринт – далеко не самый простой вид акустического оформления, он требует хорошего понимания теории, точного расчета или хотя бы соблюдения заводских рекомендаций. Например, крупные фирмы-производители широкополосных динамиков, как правило, приводят в документации к своим динамикам пару вариантов чертежей корпуса.
Онкен, закрытый ящик (ЗЯ), рупор, пассивный излучатель и другие
Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список. Закрытый ящик почти всегда бубнит, под онкен тяжело подобрать динамик, рупор велик по размерам, сложен в изготовлении и расчете, пассивный излучатель неплохо работает, но в конструкциях любителей почему-то не прижился. Наверное, можно найти еще несколько редких видов или подвидов оформления, которые здесь не упомянули, что поделать, всего не охватишь.
Демпфирование, «набивка», «заглушка»
Корпуса готовы, что с ними делать дальше? Правильно, демпфировать. Можно разделить демпфирование на два вида: вибропоглощение и звукопоглощение. Для вибропоглощения хорошо подходят автомобильные материалы, мастики и специальные листы с клейким слоем, предпочтительней последнее. Со звукопоглощением наблюдается разброд и шатание, кому-то нравится войлок, кому-то шерсть, ватин, синтепон, прочее. Ответ достаточно прост – для разного эффекта, в зависимости от типа корпуса и частоты, которую хочется подавить, будет зависеть выбор материала. Заполнение звукопоглощающим материалом корпуса увеличивает его виртуальный объем, однако определить универсальную норму, на мой взгляд, невозможно.
Настройка кроссовера (разделительного фильтра)
Вы решили делать многополосную акустику. Нужен ли измерительный микрофон? Если это разовый проект, то нет, не нужен, достаточно иметь тестовую подборку треков и некоторый опыт для понимания, какое звучание можно назвать более правильным. Просто придется дольше перебирать детали пассивного фильтра, слушать и сравнивать, но в итоге результат будет именно такой, который нужен вашим ушам, помещению. Чуть легче дело обстоит с активными кроссоверами. Раньше их приходилось делать самостоятельно, травить и разводить платы, паять, очень муторный процесс, особенно если схема имеет приличную крутизну среза и регулировки, для трехполосной акустики – просто дикая штука. Благо сегодня достаточно просто зайти на ebay и выбрать вариант себе по карману, хочешь на операционниках, хочешь на DSP. Регулировать частоту, а иногда и крутизну среза (в особо редких случаях фазу), можно плавно хоть каждый день.
Финал
Иногда мне кажется, что ситуация в мире аудио напоминает легенду о Вавилонской башне. Когда-то, в далекие времена, когда нога Van Den Hul’a еще не ступала на землю, люди строили вместе один комплект домашнего стерео. Большие-большие колонки, не менее большой усилитель, а к ним тянулись толстые-толстые кабели. Увидел это некто свыше и ужаснулся – ну и дичь, хоть бы книжки почитали какие… Суровая кара постигла незадачливых аудиофилов, с тех пор они спорят до хрипоты, но так и не могут договориться, как надо делать колонки-усилители, вот каждый и делает свои, как может.
Простые способы улучшить акустику в комнате
Иногда после установки в комнате хорошей акустической системы звук все равно не впечатляет: музыка звучит мутно и нечетко, в фильмах не разобрать тихую речь, бас то гудит, то его мало, а при взрывах в блокбастерах соседи стучат по батарее. Все это — признаки плохой акустики в комнате. К счастью, существует множество простых и недорогих решений поправить дело. Законы физики едины для всех, и эти решения помогут и меломанам с напольной акустикой, и киноманам с системой 7.1, и домашним продюсерам со студийными мониторами.
Если при хлопке в ладоши в точке прослушивания раздается звонкое эхо с металлическим призвуком, значит, враг обнаружен. Такой эффект возникает из-за многократного отражения звука от голых стен, пола и потолка. Ровные поверхности для звука — все равно что зеркало для света.
Главный враг хорошего звука в комнате — это реверберация.
Многократные отражения звуковой волны от стен частично заглушают, а частично усиливают звуковую волну от колонок. В итоге звук становится мутным и начинает «гулять» по комнате: в одной точке баса не будет совсем, а в другой его будет слишком много. Существует 4 главных направления борьбы с этой проблемой:
Самыми эффективными предметами для поглощения и рассеивания звука являются акустические панели из минеральной ваты и различного вида диффузоры. Их можно как купить, так и сделать самостоятельно — на YouTube полно инструкций. Однако если не хочется портить интерьер огромными панелями, и нет задачи добиться идеального результата, всегда можно воспользоваться хитростями из списка ниже.
Переставить колонки
За пример можно взять стандартную прямоугольную комнату. В ней можно расположить колонки как вдоль длинной, так и вдоль короткой стены. У каждого способа есть и преимущества, и недостатки:
При любом способе рекомендуется расположить колонки ровно по центру стены, чтобы отражения от боковых стен достигали слушателя одновременно. Так не будет перекоса стереополя: в музыке будет понятнее позиционирование инструментов, а в фильмах и играх станет проще определить откуда раздаются выстрелы.
Если колонки оснащены фазоинвертором на задней стенке, тогда не стоит ставить их вплотную к стене. Иначе сигнал будет частично передаваться задней стенке (и та будет дрожать), а частично отражаться от нее (и гасить первичный сигнал из-за разницы по фазе). Все это приведет к тому, что низкие частоты будет слышать не слушатель, а соседи. Чтобы не впечатлять их глубоким басом своей аудиосистемы, лучше отодвинуть колонки хотя бы на полметра от стены.
В студиях мониторы обычно располагают так, чтобы расстояние между ними равнялось расстоянию до слушателя. Таким образом динамики и голова слушателя образуют равнобедренный треугольник. Меломаны также могут воспользоваться этим советом.
Оптимальное положение для сабвуфера найти очень просто. Достаточно поставить его на место, где должен сидеть слушатель, а затем походить по комнате в поисках точки, в которой бас звучит наиболее плотно, четко и читаемо. Это и будет искомой позицией саба.
Подвинуть мебель
Существуют калькуляторы, помогающие вычислить наилучшее расположение колонок и стоячие волны в помещении, но они справедливы лишь для абсолютно пустой комнаты. В реальности комната не бывает пустой, поэтому вместе с перемещением колонок нужно подвигать и мебель.
Если в комнате стоит софа или диван, тогда лучше всего расположить его прямо напротив колонок. Массивный диван будет замечательно поглощать звуковые волны. Если есть мягкое кресло, тогда его стоит поставить в углу комнаты — оно станет превосходной басовой ловушкой. В той же роли может выступить шкаф с одеждой — низкие частоты легко пройдут через стенки шкафа и завязнут в ткани. А вот книжный шкаф лучше всего прислонить к боковой стенке — он станет отличным диффузором.
Шкафы и полки со стеклянными или зеркальными дверцами лучше перенести в другую комнату. То же относится к металлическим ящикам и стендам, холодильникам, стиральным машинам и другой крупной бытовой технике — стекло и металл отражают звуковые волны без поглощения и рассеивания.
После перестановки мебели можно принести в комнату с акустической системой максимальное количество декоративных подушек, пуфиков и других предметов интерьера. Все они станут отличными поглотителями излишней реверберации.
Поместить колонки на подставки или стойки
Чаще всего напольная акустика и сабвуферы ставятся прямо на пол, а полочная — на стол. В итоге вибрации от аудиосистемы передаются всей комнате, и это не только добавляет дребезжания и паразитных призвуков, но и беспокоит соседей.
Владельцам крупных напольных колонок и сабов можно порекомендовать специальные виброизолирующие подставки. Их можно купить в магазинах для музыкантов и меломанов, а можно изготовить самому из максимально плотного поролона.
Для полочной акустики, помимо виброизоляционных подставок, понадобятся стойки, позволяющие расположить их примерно на одном уровне с ухом слушателя. Разница между колонками на столе и колонками на стойках настолько велика, что многие не узнают звучание собственной аудиосистемы.
Уплотнить отверстия для розеток и добавить порожек
Звук в помещении ведет себя как вода в аквариуме: если где-то есть отверстие, то будет течь. Если эту течь залатать, то звукоизоляция в квартире улучшится многократно, причем без дорогостоящего ремонта. В многоквартирном доме звук, как правило, просачивается к соседям через сквозные отверстия для розеток. Можно внедрить туда цилиндр из минеральной ваты или залить негорючим герметиком, в интернете можно поискать специальные акустические герметики для таких целей.
Не стоит забывать и о собственных домочадцах, к которым звук просачивается сквозь неплотно закрывающуюся дверь и щель под ней. Справиться с проблемой помогут обычный резиновый уплотнитель и порожек.
Завесить окна шторами
Огромные окна на всю стену радуют глаз, но не обрадуют ухо, если стоит задача добиться хорошего звука в помещении. Разумеется, не нужно закладывать их кирпичом или закрывать деревянными ставнями, достаточно обычных плотных занавесок. Чем ткань плотнее и массивнее, тем лучше она будет поглощать ненужное эхо. Звукорежиссеры в домашних студиях порой занавешивают окна пледами или даже спальниками.
Радикальные меломаны и домашние звукорежиссеры иногда устанавливают на окно лист оргстекла, крепя его на герметик. Это позволяет избавиться от вибраций стекла при большой громкости звука, а также улучшает звукоизоляцию в комнате. Однако для большинства такая мера будет слишком радикальной.
Компромиссным вариантом могут стать специальные демпферы для барабанов, напоминающие игрушку-лизуна из детства. В студии такие лепят на барабаны и тарелки, чтобы приглушить слишком громкий элемент установки. Если же прилепить несколько таких штук по краям окна, они помогут погасить вибрации. Аналогичным образом могут работать мягкие игрушки на присосках.
Положить ковер
Если на полу лежит линолеум или, того хуже — кафельная плитка, то отражения от пола будут серьезной помехой на пути к хорошему звуку. В этом случае можно положить на пол ковер. Лучше всего подойдут массивные ковры с крупным ворсом. Стоит упомянуть и о натяжных тканевых потолках, которые помогут справиться с отражениями сверху, хотя это уже довольно сложное и затратное решение.
Что касается советской классики в виде ковра на стене, то к такому решению стоит прибегать лишь когда звук в комнате слишком яркий, с преобладанием верхних частот, поскольку именно их ковер поглощает лучше всего. Если же помещение, наоборот, глухое и гулкое, с проблемами в низких частотах, тогда может стать только хуже. В этом плане ковер мало чем отличается от акустического поролона пирамидками, который из-за малой массы поглощает только верхние частоты. Применять его стоит только в ярком помещении.
Добавить полок
Звуковые волны можно не только поглощать, но и рассеивать. Здесь главное правило — чем меньше ровных плоских поверхностей, тем лучше. Например, превосходно рассеивают звук книжные шкафы без дверок.
Книги, расставленные немного хаотично, образуют рельефную поверхность и превращаются в замечательный диффузор, такой метод используют даже в крупных студиях звукозаписи. Схожим образом работают стеллажи с дисками, винилом, коллекционными игрушками и другими предметами, а также жалюзи на окна, если не удалось раздобыть плотных занавесок.
Добавить растений
Не случайно жилые дома ограждают от автомагистралей деревьями. Растения отлично поглощают и рассеивают звук. Подойдут любые крупные раскидистые цветы: кротон, аспидистра, монстера, различные пальмы и фикусы, цитрусовые типа лимона и мандарина. Даже крупные суккуленты вроде молочая, поставленные в угол комнаты, станут неплохой басовой ловушкой. Хорошим вариантом будут и панно из стабилизированного мха, или даже целые стены с вертикальным озеленением (главное не переборщить с влажностью в комнате, чтобы не вывести из строя технику). И, конечно же, растения создают уют и приятный глазу интерьер.
Заключение
Конечно, полноценные акустические панели и диффузоры выполнят задачу более эффективно, однако для многих будет достаточно представленных выше методов. К тому же, большинство из них стоят либо совсем немного, либо вообще нисколько. Притом эти методы не только помогут улучшить звук в комнате, но и обеспечат более уютное пространство для творчества и отдыха.