Как сделать коммерческое звучание трека
Сведение музыки за 12 шагов
Сведение – это скрупулезный процесс преобразования определенного количества аудио дорожек в полноценное музыкальное произведение. Это весьма кропотливая работа, требующая внимания, усидчивости и терпения. Качественный микс подчеркнет все достоинства в музыке, обозначив самые важные элементы композиции. Важно, что удачный микс будет очень хорошо звучать на любом оборудовании, начиная с моно радиоприемника и заканчивая аудиофильским комплектом аппаратуры.
Теоретически процесс сведения музыки совсем несложный – следует настраивать регуляторы до тех пор, пока не добьетесь нужного звучания. Тем не менее, случайно это сделать почти невозможно, ведь сведение сродни игре на музыкальном инструменте. Давайте же попробуем разобраться в тонкостях сведения и попытаемся придать ему некую структуру.
Точка отсчета
Уровень мониторинга
Сведение музыки на высокой громкости чревато высокой утомляемостью для ушей. А сведение на низкой громкости, напротив, не напрягает слух и сводит усталость к минимуму. При сведении идеальной можно считать периодическую смену уровня громкости, в этом случае можно лучше представить, как микс ведет себя при разном уровне громкости.
Заниматься сведением в наушниках – идея неплохая, они изолируют от внешних шумов и хорошо подчеркивают детали. Однако наушники имеют способность все преувеличивать и в них трудно адекватно настроить стерео-картину. Поэтому наушниками лучше пользоваться при проверке чистоты звука, а сводить, все-таки, на мониторах.
Аранжировка
Прежде чем начать сведение, тщательно изучите аранжировку. Выявите проблемные места, уясните, что в данной композиции главное, а что второстепенное, подчеркните необходимое и т.п. Можете даже составить некий “to do list”.
Сведение музыки: инструкция в «12 шагов»
Для сведения музыки не выработано четких правил, поэтому, пока вы не обзавелись своим собственным стилем сведения, используйте уже имеющиеся определенные ориентиры. При сведении вам будет нужно сделать множество настроек. Имеется двенадцать основных параметров, которые надо реализовать во время создания микса. Конечно же, это разделение весьма условное и данные «12 шагов» постоянно пересекаются. Например, при изменении какой-либо настройки эквалайзера, вы одновременно оказываете воздействие на громкость.
Итак, что же это за двенадцать шагов?
1. Ментальная подготовка
Процесс сведения зачастую длится очень долго, поэтому рабочее место должно быть удобным и комфортным. В первую очередь необходим хороший компьютерный стул с поддержкой спины. Также потребуется бумага для записей. Свет стоит приглушить, чтобы внимание полностью было сосредоточено на звуке.
Давайте ушам отдохнуть, для этого следует делать перерывы каждые 45 – 60 минут. Возможно, это большая роскошь, если вам платят за студийное время, но тем не менее, эти несколько минут отдыха помогут восстановить объективность вашего восприятия. В итоге, весь процесс сведения, как бы парадоксально это не звучало, займет меньше времени.
2. Организация треков
3. Наденьте наушники и избавьтесь от щелчков
Сведение – процесс творческий, в нем задействовано правое полушарие мозга, а удаление щелчков – работа левого полушария. Комбинация этих действий будет тормозить творческую активность, поэтому лучше в первую очередь сделать всю рутинную работу и больше к ней не возвращаться. Между прочим, именно на этом этапе работы следует воспользоваться наушниками.
Кроме этого, неплохо снизить уровень шума на тех дорожках, на которых это реально сделать. На отдельных треках звуковые артефакты могут показаться совсем несущественными, но в целом они могут оказаться очень заметными, что в итоге повлияет на качество трека.
4. Оптимизация всех источников звука
Если в вашем треке применяются синтезаторы, то настройте их звучание на как можно более ранней стадии. Например, не подключайте внешние эквалайзеры, если можно просто подкрутить filter cutoff.
5. Баланс громкостей
6. Настройка эквалайзеров
Из-за ограниченности частотного диапазона каждый инструмент должен располагать своей частотной нишей, чтобы, сочетаясь с прочими инструментами, он стал частью целостного звукового спектра.
Сведение лучше начинать с барабанов. Объясняется это тем, что ударные инструменты составляют значительную часть частотного диапазона, начиная с бочки, заканчивая тарелками и перкуссией. Настроив правильно все ударные инструменты, с остальными разобраться будет гораздо легче и проще.
Изменение настроек эквалайзера на одном треке влияет на звучание другого трека. К примеру, сильно подняв середину у фортепиано, можно получить его конфликт с вокалом. Бывает так, что поднятие какой-либо частотной области одного инструмента потребует понижения громкости или вырезания такой же области у другого инструмента. Для примера – чтобы подчеркнуть вокал, можно слегка прибрать «вокальные» частоты у других инструментов, вместо того, чтобы обрабатывать вокал эквалайзером.
Представляйте композицию как спектр, планируя при этом, какой звук и куда вы хотите поместить. Иногда можно воспользоваться анализатором спектра. Однако не забывайте при этом, что уши, а не глаза ваш главный инструмент при сведении.
Если очень хочется подчеркнуть какой-то звук, то слегка приподнимите его в районе от 1 до 3 КГц. Если есть желание отодвинуть звук подальше, то следует понизить высокие частоты на соответствующей дорожке. Также целесообразно вырезать или понижать низкие частоты инструментов, в которых они не требуются, тем самым освобождая место для баса и бочки.
7. Основная обработка
8. Стерео картина
Самое время расставить инструменты в стерео поле. Можно использовать традиционный подход, который основан на реальном расположении инструментов во время концерта, а так же что-то кардинально иное. Сигналы следует панорамировать аккуратно, избегая крайних положений регулятора панорамы.
Бочка и бас пусть остаются в центре: низкие частоты содержат максимум энергии, поэтому ее необходимо распределять равномерно. При панорамировании остальных инструментов внимательно отслеживайте баланс. Если что-то одно оказалось с одной стороны, то значит, что-то другое должно оказаться с другой.
9. Финальная коррекция аранжировки
Попробуйте свести количество соревнующихся инструментов к минимуму, это поможет держать внимание слушателя в фокусе. Вам, безусловно, может очень нравиться какой-нибудь звуковой эффект, но если в нем нет необходимости в конкретной композиции, избавьтесь от него. И наоборот, если вы считаете, что чего-то не хватает, попробуйте ликвидировать пробелы. Дождитесь завершения работы, прежде чем ей восхищаться. Помните, что здесь очень важна максимальная объективность!
10. Добавление глубины
После того, как вы разместили все инструменты по своим местам в стерео картине, настало время третьего измерения – добавление глубины. Начните с аккуратного добавления к звукам задержки и реверберации. Не допускайте многопространственности, особенно при сведении живой музыки. Помимо этого, не стремитесь улучшить качество звука, используя реверберацию. Эффективнее вернуться назад и поработать с настройками эквалайзера или синтезатора.
11. Тонкая настройка
Теперь, когда самая главная задача выполнена, следует обязательно перепроверить настройки всех каналов: громкость, настройка эквалайзеров, эффекты, и, если необходимо, внесите требуемые корректировки. Но не усердствуйте, музыке не всегда на пользу некая стерильность звучания. И еще, не нужно вносить изменения, которые кроме вас никто не заметит.
12. Проверьте свой микс на различных аудиосистемах
Коммерческий звук или Как покорить слушателей
Когда-то давно меня ставила в тупик одна ситуация:
Есть звукорежиссеры, у которых всё получается само собой. точнее, даже не так. Есть звукорежиссеры, которые подходят к пульту, ставят фэйдеры «в ноль», и начинается волшебство.
Показать полностью. Инструменты всегда в балансе, и звук отличный. Такие звукорежиссеры всегда улыбаются, никуда не торопятся и работают в лучших студиях и с коллективами, концерты которых проходят при полном аншлаге 👍
А есть звукорежиссеры, которые часами крутят ручки всевозможных приборов — эквалайзеров, компрессоров, гейтов, ревербераторов. Они подолгу мучают музыкантов на репетициях и саундчеке, всегда очень нервничают и начинают концерты с большой задержкой. 😢
И ещё я думал — почему вторых звукорежиссеров так много, а первых так мало?
❗ Собственно, по многочисленным просьбам после предыдущих мастер-класса я делаю второй тренинг по работе с самым сложным акустическим инструментом, на котором будет развёрнутый ответ всего на один вопрос: «что конкретно нужно сделать, чтобы получить идеальный звук рояля в попсе и джазе» ❗
Сразу делаю ремарку: существует множество способов сделать хороший звук. Однако, в первый день мы будем подробно разбирать только один способ — работу с микрофонами и акустикой помещения. Как показывает мой опыт, этого способа вполне достаточно. Я специально выбрал рояль, потому что он совершенно не терпит эквализацию и компрессирование. Заставляет работать только микрофонами. 😏
И следом — минутка честности и здравого смысла: если вы работаете с роялем впервые, то не надо думать, что вы сразу получите «Грэмми» 🙈
Итак, что мы сделаем за эти два дня:
🔥 День 1:🔥
☀Правильно готовим площадку
☀ Изучим секреты рояля
☀ Правильно поставим микрофоны
☀ Проведем запись
🔥 День 2: Монтаж и сведение 🔥
Ах да, все участники мастер-класса смогут забрать с собой записанный материал: потренироваться дома в монтаже и поискать свой собственный звук! Обратная связь от меня в течение всего следующего года бесплатно 😉
Так как работы здесь достаточно много, особенно в плане прослушивания ваших работ и ответов на вопросы, то количество мест я намеренно ограничиваю, исходя из своих физических возможностей и красивых цифр:
💥 7 человек 💥
Формат: живое участие.
Продолжительность: 2 дня.
Даты и время проведения: 28 февраля и 2 марта, с 18-00 до 21-00 по московскому времени.
Условия участия
👌Вы можете посетить оба дня мастер-класса, а можете только один на выбор.
💥 Стоимость участия в двух днях: 9900 руб.
💥 Участие только в 1-м дне: 7500 руб.
💥 Участие только во 2-м дне: 6900 руб.
Оплатить можно наличными в офисе либо прямо сейчас по ссылке.
P.S. Если у вас есть друзья звукорежиссеры и музыканты, для которых вопрос поиска звука и организации записей актуален, то можете сделать для них доброе дело, отправив ссылку на этот пост. До встречи на мастер-классе 👍😃
Коммерческий звук или Как покорить слушателей запись закреплена
Когда-то давно меня ставила в тупик одна ситуация:
Есть звукорежиссеры, у которых всё получается само собой. точнее, даже не так. Есть звукорежиссеры, которые подходят к пульту, ставят фэйдеры «в ноль», и начинается волшебство. Инструменты всегда в балансе, и звук отличный. Такие звукорежиссеры всегда улыбаются, никуда не торопятся и работают в лучших студиях и с коллективами, концерты которых проходят при полном аншлаге
Показать полностью.
А есть звукорежиссеры, которые часами крутят ручки всевозможных приборов — эквалайзеров, компрессоров, гейтов, ревербераторов. Они подолгу мучают музыкантов на репетициях и саундчеке, всегда очень нервничают и начинают концерты с большой задержкой.
И ещё я думал — почему вторых звукорежиссеров так много, а первых так мало?
Собственно, по многочисленным просьбам после предыдущих мастер-класса я делаю второй тренинг по работе с самым сложным акустическим инструментом, на котором будет развёрнутый ответ всего на один вопрос: «что конкретно нужно сделать, чтобы получить идеальный звук рояля в попсе и джазе»
Сразу делаю ремарку: существует множество способов сделать хороший звук. Однако, в первый день мы будем подробно разбирать только один способ — работу с микрофонами и акустикой помещения. Как показывает мой опыт, этого способа вполне достаточно. Я специально выбрал рояль, потому что он совершенно не терпит эквализацию и компрессирование. Заставляет работать только микрофонами.
Во второй день мы проделаем еще несколько мелочей, которые влюбят слушателей в наш звук.
И следом — минутка честности и здравого смысла: если вы работаете с роялем впервые, то не надо думать, что вы сразу получите «Грэмми»
Итак, что мы сделаем за эти два дня:
День 1:
Правильно готовим площадку
Здесь ошибки почти у 100% звукорежиссеров и музыкантов, которые организуют первую выездную запись. И из-за этого — огромные потери времени, нервов, денег и плачевный результат. В первый день мы это исправим и:
составим список оборудования, которое позволит вам сделать качественный звук;
рассмотрим и разберём на примерах, каким требованиям должна отвечать площадка;
подготовим план осмотра площадки: что на ней должно быть, что неприемлемо, каких подводных камней стоит избегать и откуда бежать сломя голову;
поймём, где находить оборудование, которое даст результат;
поговорим о тайм-менеджменте (ничего страшного, если вы не знаете, что это такое);
продумаем, как нам привезти, разгрузить и установить оборудование;
установим и правильно скоммутируем оборудование;
избавимся от привычки работать в одиночку и мешать другим людям вам помогать;
поставим правильные временные рамки;
послушаем «правильные» записи;
+ будут ответы на вопросы по изученному
Изучим секреты рояля
Тут даже пианисты не все знают, поэтому мы:
разберемся в устройстве рояля;
поймем, как образуется звук рояля;
уделим внимание собственным шумам рояля;
разберём, что влияет на звук и поймем, что можно улучшить;
познакомимся с фишками роялей Kawai, это мало кто знает;
+ будут ответы на вопросы по изученному
Правильно поставим микрофоны
Здесь без правильной подготовки впустую тратятся время и силы; и это приносит не результат, а разочарование. Это мы тоже исправим и:
рассмотрим типы микрофонов, которые нам пригодятся, и определим область их применения;
научимся правильно устанавливать микрофоны;
всё разнообразие положений микрофонов соберем всего в 2 группы, чтобы было легче запомнить;
Полная программа 1-го и 2-го дня здесь —> https://vk.com/topic-134823562_35080981
Ну не помещается она в одном посте 🙂
Да, все участники мастер-класса смогут забрать с собой записанный материал: потренироваться дома в монтаже и поискать свой собственный звук! Обратная связь от меня в течение всего следующего месяца бесплатно
Так как работы здесь достаточно много, особенно в плане прослушивания ваших работ и ответов на вопросы, то количество мест я намеренно ограничиваю, исходя из своих физических возможностей и красивых цифр:
7 человек
Формат: живое участие.
Продолжительность: 2 дня.
Даты и время проведения: 28 февраля и 2 марта, с 18-00 до 21-00 по московскому времени.
Условия участияВы можете посетить оба дня мастер-класса, а можете только один на выбор.
Стоимость участия в двух днях: 9900 руб.
Участие только в 1-м дне: 7500 руб.
Участие только во 2-м дне: 6900 руб.
Оплатить можно наличными в офисе либо прямо сейчас по ссылке.
Пожалуйста, при оплате указывайте не только имя, но и фамилию, чтобы мы знали, что вы — это вы 🙂
И указывайте свои настоящие e-mail и телефон. На e-mail мы пришлем подтверждение оплаты и схему проезда, по телефону напомним о мастер-классе.
Цена действительна до 25 февраля. Начиная с 26-го февраля участие в мастер-классе будет стоить 12500 руб.
На мастер-класс пойдут только 7 человек, которые успели первыми оплатить. Больше взять мы просто не сможем, поэтому после 7-й оплаты прием платежей закроется автоматически
Если возникли проблемы либо хотите узнать о дополнительных способах приема платежей, напишите Денису
P.S. Если у вас есть друзья звукорежиссеры и музыканты, для которых вопрос поиска звука и организации записей актуален, то можете сделать для них доброе дело, отправив ссылку на этот пост. До встречи на мастер-классе