Как сделать комнату для звукозаписи
Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии
Содержание
Содержание
Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.
Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.
Звукоизоляция
Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.
У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.
Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.
В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.
Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.
Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.
Акустическая обработка
Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.
В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».
Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.
Высокие и средние частоты
Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.
Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.
Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.
Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.
Низкие частоты
Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.
Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.
Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.
Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.
Практические советы для типичных ситуаций
Запись вокала
Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.
Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.
Запись акустических инструментов
Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.
Прослушивание музыки
Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.
Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.
Сведение музыки
Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.
Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.
Собираем домашнюю студию звукозаписи: необходимое оборудование
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Хотя сделать собственную студию для звукозаписи довольно тяжело и требует денег, это не значит, что вам придется годами вынашивать проект и ждать накопления миллионов.
Чтобы начать путь рекорд-продюсера, вы можете начать с малого. По сути, для начала работы вам потребуется только восемь основных элементов. Уже с таким аппаратом вы вполне можете производить треки радийного качества, заниматься аранжировкой и записывать инструменты.
Необходимое оборудование
Домашняя студия — не такая дорогая затея, как могло бы показаться. Обычно люди тратят на аппарат куда больше, чем нужно — хотя намного логичнее было бы вложиться в навыки и умения. Золотое правило гласит: прежде чем вкладываться в новый стаф, нужно досконально знать то, на чем вы работаете сейчас.
По большому счету, базовая домашняя студия собирается из восьми элементов, которые и составят ее основу.
Основное оборудование домашней студии:
Если это оборудование у вас есть, технически вас ничего не останавливает в производстве добротных качественных треков. И, справедливости ради, даже в этом списке не все обязательно к покупке. Например, на первых порах можно обойтись без звукоизоляции и мониторов и учиться сводить в наушниках. Коснемся каждой категории оборудования подробнее:
1. Аудиоинтерфейс
Обычно для домашней звукозаписи выбирают USB-аудиоинтерфейсы за их удобство и распространенность. Вам нужен интерфейс, к которому можно подключить микрофон, динамики, источник линейного сигнала (вроде гитары) и наушники.
В первую очередь, обратите внимание на линейку фирмы Focusrite. Лидеры сектора домашней звукозаписи выпустили третье поколение модельного ряда Scarlett, с эмуляцией микрофонных предусилителей Air и большим пакетом комплектных плагинов. Базовая модель, с которой можно в отличном качестве записывать вокал, гитару и сочинять материал в секвенсоре, — Scarlett 2i2.
Если вам потребуется принципиально больше каналов (скажем, для записи барабанов или вокального многоголосия), присмотритесь к Scarlett 18i8.
Подобные интерфейсы на долгое время закроют вопрос с аудиокартой. А когда ваши навыки и запросы приведут к покупке более серьезного оборудования, обратите внимание на девайс с более профессиональными преампами и ЦАП/АЦП. Один из вариантов — Universal Audio Apollo Twin X Duo, который как раз удовлетворит возросшим требованиям.
2. Микрофон
В домашнюю студию стоит в первую очередь купить конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Дело в том, что микрофоны именно с такой диаграммой не забирают звук по сторонам и сзади мембраны, и больше всего терпят не самые совершенные с точки зрения акустики помещения.
Если говорить о типах, то вам потребуется конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Такие микрофоны отлично показывают себя в записи вокала, акустических струнных и прочих акустических инструментов.
В качестве примера универсального конденсаторного микрофона подойдет sE Electronics X1 S: он подойдет практически для любого типового трекинга и хорошо показывает себя в записи вокала. В качестве второго микрофона стоит купить динамический микрофон: он пригодится для записи сигнала с гитарного кабинета, ручной перкуссии/барабанов и также пригодится при записи вокала. В этом случае рекомендуем начать с классического Shure SM57. Сложно вспомнить микрофон, который встречается чаще и используется в большем количестве студийных/концертных ситуаций, чем этот.
3. Микрофонные кабели
Не забудьте приобрести балансный XLR-кабель. При этом не стоит относиться к покупке совсем уж фанатично и покупать самые дорогие кабели, какие возможно. Вполне достаточно будет целого работающего провода средней ценовой категории. Хорошие рабочие варианты — SZ-AUDIO AP-2114-10M, Superlux SFM2.5FM, NordFolk NMC9/3M, Cordial CCM 5 FM.
4. Микрофонная стойка
Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.
5. Поп-фильтр
6. Наушники
Тут предстоит выбрать из закрытых и открытых наушников.
Закрытые наушники нужны для мониторинга на записи (или сведения на площадке).
Открытые наушники предназначены для сведения в студии.
Первой парой советуем купить закрытые наушники, например Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Ом или более бюджетный вариант Superlux HD-662. Вы сможете записывать материал, пользоваться ими вне студии и сводить (главное — не переусердствовать с громкостью и во время сведения пользоваться референсом). Модели обладают довольно нейтральной АЧХ, которая позволит достоверно передавать материал для сведения.
7. Мониторы
Хотя начать работу в домашней студии можно и без них, по-настоящему научиться сводить без мониторов довольно проблематично. Сводить только в наушниках — удел опытных звукорежиссеров. Да и им все равно нужно проверять микс на мониторах.
Мониторы, очевидно, нужны для работы, а не для домашнего прослушивания, поэтому от них требуется по возможности плоская и нейтральная АЧХ. Поэтому различные динамики класса hi-fi не подойдут — они окрашивают звук. Среди доступных рекомендуем послушать двухполосные Yamaha HS8. Стоит отметить, что мониторы таких размеров подойдут для помещений со звукоизоляцией. Если это не ваш случай, либо вы базируетесь в маленьком помещений, обратите внимание на Yamaha HS5.
По поводу мониторов важно запомнить, что гораздо важнее не конкретная марка купленных девайсов, а насколько тщательно вы изучили звучание своих мониторов и научились с ними работать. К паре мониторов рекомендуем докупить стойки или подставки.
И, конечно же, стоит обратить внимание на тип мониторов, которые вы собираетесь купить — вам нужны активные, то есть со встроенным усилением.
8. Звукоизоляция
В данном случае мы говорим об акустических панелях, которые регулируют естественную реверберацию помещения, в котором вы сидите.
Запись и сведение требуют как можно более нейтральной по звучанию комнаты. Так вы убираете стороннее окрашивание звука.
Компьютер
Для начала подойдет любой более-менее современный компьютер. На 2019 год мощностей даже относительно скромных устройств достаточно для записи без помех, ощутимой задержки и клипования.
Но если вы планируете работать с большими проектами на множество каналов, то вам потребуется машина с мощным процессором и как минимум восемью гигабайтами оперативной памяти.
Что касается операционной системы, то де-факто выбирать особенно не из чего — Linux-подобные системы остаются экзотикой. Если бюджет не стесняет, берите Mac, экосистема Apple до сих пор держит марку среди профессионалов медиа и развлекательной индустрии.
В общих чертах это все самое главное, что вам нужно для домашней студии. А как выставить оборудование и как подготовить помещение для своих нужд, вы узнаете в нашей статье Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения.
Sound Consulting
Проектирование студий звукозаписи и звуковых систем
Урок 3. Планировка студийных помещений и звукоизоляция
При планировке студийных помещений мы неизбежно столкнёмся с некоторыми трудностями и ограничениями. Например, если пространство под будущую студию состоит из нескольких небольших комнат, то может возникнуть необходимость в том, чтобы снести некоторые стены. Но будьте внимательны! Капитальные несущие стены разрушать нельзя! Это одно из главных ограничений при планировке помещений. Даже если стены, намеченные под снос, окажутся не несущими, известная осторожность не помешает. В этом вопросе не поленитесь проконсультироваться с опытными строителями. Иногда под самим потолком приходится делать стяжку стен с помощью металлических двутавров. Особенно это актуально для зданий старой постройки. Кроме того, даже небольшая осадка потолка может привести к трещинам в стенах у Ваших соседей сверху, что чревато возникновением различных конфликтных ситуаций. В наши планы это не входит, не правда ли?
Известную осторожность нужно проявлять не только при сносе стен, но и при их установке, особенно если это тяжёлые кирпичные стены. Если их установка планируется на одном из этажей (кроме первого) многоэтажного здания, необходимо также консультироваться со строителями. Главный «камень преткновения» здесь – степень прочности несущих конструкций здания. Если же стены будут устанавливаться на первом или цокольном этаже, нужно знать степень прочности бетонной подложки. В некоторых случаях не обойтись и без устройства дополнительного фундамента.
Существуют и другие многочисленные ограничения. Что ж, проектирование студий – это всегда искусство компромиссов. Не избежать их и при планировке помещений студии. Поэтому нам в самом начале нужно определиться с нашими приоритетами: что для нас желательно, что архиважно, а чем в случае необходимости можно и поступиться. Из предыдущих абзацев уже ясно, что запрет на снос капитальных стен является архиважным. Но это только начало разговора. Поэтому сейчас мы рассмотрим, какие помещения могут быть в нашей студии, для чего они служат и для чьих нужд предназначены.
Все студийные помещения по функциональности можно разделить на три основные группы: контрольная комната (в больших комплексах их может быть несколько), помещения собственно для записи (тон-залы) и вспомогательные помещения (комнаты отдыха, машинные комнаты, кондиционерные, прихожие и др.) Вот в такой последовательности мы и рассмотрим основные требования к этим группам помещений и определим наши приоритеты.
Контрольные комнаты предъявляют свои требования к дизайну студийных помещений. Какими бы чудесными ни были Ваши тон-залы в акустическом плане, Вы всё равно будете работать вслепую, если условия мониторинга и акустика контрольной комнаты не являются достаточно нейтральными по звучанию и привносят собственную характерную окраску. Для получения максимальной отдачи от акустических особенностей студии и музыкантов, а также чтобы по-настоящему раскрыть возможности своих микрофонов и оборудования, архиважно, чтобы Ваша контрольная комната была полноценной, не испорченной какими-то компромиссными решениями. Не удивительно, что в этом плане требования к контрольным комнатам являются намного более жёсткими, чем к остальным студийным помещениям. Каковы основные требования к «бессредным» контрольным комнатам?
В большинстве студий планировка помещений выполнена таким образом, что внутристудийное окно, связывающее контрольную комнату с тон-залами и позволяющее поддерживать визуальный контроль между звукоинженером и музыкантами, находится между основными мониторами. Тут, конечно, спорить не с чем. Визуальный контроль – это важно, а такая планировка звукоинженеру удобна тем, что ему не надо всякий раз поворачивать голову, чтобы увидеть играющих музыкантов. Так что идея расположения внутристудийного окна во фронтальной стене между мониторами является хорошей, и в этом нет ничего предосудительного.
В идеале, каждый из музыкантов хотел бы видеть контрольную комнату и вместе с тем, видеть других музыкантов. В то же время, общая компоновка студийных помещений не должна выполняться в ущерб функциональности главного студийного помещения – контрольной комнаты. Казалось бы, это – очевидно. Но испоганить можно и самую хорошую идею. Не раз и не два мне приходилось видеть, как для того, чтобы увеличить угол обзорности со стороны контрольной комнаты, внутристудийное окно делают чуть ли не во всю ширину фронтальной стены, а основные мониторы из-за этого устанавливают едва ли не под потолком. Приходилось видеть и более жуткую картину, когда основные мониторы были установлены в верхних углах комнаты, в которых сходились фронтальная и боковые стены, а также потолок. Из второй статьи нашего цикла Вы уже могли сделать вывод, что углы любого помещения являются узлами звукового давления и тем критичным местом, в котором наиболее нежелательна установка мониторов. Тем не менее, такую картину приходится периодически встречать – мало того, даже на обложках иностранных журналов, в «правильность» которых многие, к сожалению, верят даже больше, чем в здравый смысл. При этом мало кто задумывается, что мониторы, загнанные под потолок, будут совсем по-другому восприниматься нашим ухом, чем правильно установленные мониторы, которые излучают звук в горизонтальном направлении.
Что ж, подойдём к этому вопросу с другой стороны. Для кого мы делаем контрольную комнату? Для звукоинженера. А с чем работает звукоинженер? Со звуком. Так что является более важным для работы звукоинженера со звуком: правильная установка мониторов или размеры внутристудийного окна? Ведь ответ-то лежит на поверхности!
Не следует также забывать и о том, что с увеличением размеров окон возникают и иные проблемы. Чем больше размеры окон, тем больше звука они пропускают или резонируют в нежелательных частотных диапазонах. Решение этой проблемы уже сопряжено с заказом на стекольных заводах специальных толстых стёкол, т.е. с возникновением новых проблем. Стёкла, сделанные под заказ, будут намного дороже. Ведь с увеличением толщины стекла стоимость его возрастает в «катастрофической» прогрессии. Кроме того, толстые стёкла имеют большой вес и значительно увеличат нагрузку на несущие конструкции. Усиление конструкций – тоже дополнительные расходы, и т.д. Цепочку эту можно продолжать. Но есть вопрос: а нужно ли было её вообще начинать? Как тут не вспомнить об «искусстве компромиссов»?
Таким образом, определился наш приоритет №1: мониторы должны быть установлены правильно в соответствующих точках помещения. Это – архиважно. И хотя вопрос обзорности имеет большое значение, тем не менее, в контрольных комнатах существуют самые оптимальные места для установки мониторов, и правильность их установки имеет намного более важное значение. Поэтому лично я никогда не иду на компромисс в этом вопросе. Требования к мониторингу не могут быть подчинены требованиям к обзорности. Коль разговор у нас о контрольной комнате для работы со звуком, то мониторинг – первичен (по определению).
После того, как мы выполнили и учли первое требование, касающееся установки мониторов, мы гарантировали себе на будущее наиболее точное восприятие прямого звука от них. Было бы хорошо, если бы всё так и оставалось. Но в действительности мы воспринимаем не только прямой звук от мониторов. Свою лепту (причём негативную) в окончательное восприятие звука в контрольной комнате вносят гармонические резонансы помещения, а также ранние отражения от его поверхностей. В любом случае, ни гармонические резонансы, ни ранние отражения от поверхностей помещения не способствуют точности мониторинга, и чем больше их и сильнее они будут, тем дальше мы будем удаляться от нашей цели.
Исходя из этого, вырисовываются основные задачи для достижения точности мониторного контроля. Их три:
Таким образом, становится ясно, что одна из наших задач – это свести к минимуму количество и силу ранних отражений прямого звука мониторов от поверхностей помещения (к вопросу выравнивания резонансной характеристики помещения мы так или иначе будем обращаться во всех статьях нашего цикла). К счастью, сделать это не так уж сложно. Этого можно добиться практически только путём устройства звукопоглощающих конструкций на тех поверхностях помещения, от которых звук от мониторов может быть отражён в направлении позиции звукоинженера. Коль основные мониторы у нас будут вмонтированы заподлицо во фронтальную стену, то она вполне может быть отражающей звук. В какой-то мере отражающим будет и пол, хотя некоторые концепции предусматривают устройство в полу между мониторами и позицией звукоинженера эдакой «оркестровой ямы», заполненной звукопоглощающими конструкциями. А вот все остальные поверхности должны быть звукопоглощающими. В целом, это и соответствует концепции «бессредных» контрольных комнат: отражающими являются фронтальная стена и пол, остальные поверхности – звукопоглощающие.
Наиболее критичной в этом отношении является задняя стена контрольной комнаты, поскольку она практически под прямым углом принимает на себя всю энергию излучаемых звуковых волн от мониторной системы, а всё, что возвращается от этой стены, будет окрашивать воспринимаемый в комнате звук. Не менее критичным является и потолок, так как он расположен напротив отражающего звук пола. Критичными являются также боковые стены, особенно их отрезки от фронтальной стены до условной линии, которая, являясь параллельной фронтальной стене, пересекает позицию звукоинженера.
Нам известно, что чем больше вес, глубина и размеры поглощающих систем, тем более низкие частоты они могут поглощать. Поэтому нужно исходить из того, что задняя стена контрольной комнаты должна использоваться исключительно и только для установки звукопоглощающих конструкций. Планировать размещение дверей или окон в этой стене не следует. Это также один из наших основных приоритетов. Заметим сразу, что толщина звукопоглощающих конструкций будет занимать от полуметра и более.
Где же следует располагать входные двери и/или дополнительные окна? Если контрольная комната имеет достаточный размер в ширину, то по центру передней стены – между мониторами – можно поместить тяжёлое окно, а тяжёлые двери специальной конструкции можно расположить дальше на этой же стене – между мониторами и боковой стеной. Эти двери могут служить для сообщения со студийными помещениями, прихожими или коридорами. Если же приходится располагать двери в боковой стене контрольной комнаты, то предпочтительнее располагать их как можно ближе к задней стене, чтобы не препятствовать звукопоглощению по обе стороны от позиции микшерного пульта. Но даже в этом случае двери должны быть установлены под углом, чтобы отражать любой направленный на них звук в сторону звукопоглощающих конструкций задней стены. Все эти ухищрения преследуют одну цель: не допустить отражения звука от мониторов в сторону позиции прослушивания.
С этой целью можно провести такой маленький опыт. Расположите в предполагаемых местах установки мониторов какие-нибудь предметы. Возьмите зеркало, которое по размерам сопоставимо с площадью окна или двери, которые Вы планируете установить в боковой стене, и попросите своих коллег подержать это зеркало (отражающей поверхностью вовнутрь контрольной комнаты). Присядьте на предполагаемое место звукоинженера и посмотрите в зеркало. Если Вы видите в нём отражения наших предметов, имитирующих мониторы, то это говорит о том, что в этом месте иметь окно или дверь нежелательно. В этом случае нужно менять или позицию звукоинженера, или позицию мониторов (а значит и фронтальной стены), или позицию двери/окна, или всё вместе взятое. Если зеркало будет иметь очень большую площадь, то, как Вы понимаете, установленные в местах монтирования мониторов предметы будут видны практически с любой точки. Отсюда вывод: не надо слишком увлекаться размерами окон в боковых стенах контрольных комнат; подбирать размеры окон нужно из соображений разумной достаточности.
Появление лишь в одной из боковых стен контрольной комнаты отражающей поверхности в виде окна приведёт к некоторому «акустическому перекосу», что в нашем случае нежелательно, так как мы хотим добиться акустической симметрии контрольной комнаты. И чем больше будет окно, тем больше будет этот перекос. В какой-то мере эту ситуацию можно подправить расположением напротив окна в противоположной боковой стене входных дверей в контрольную комнату. Есть и другие способы, которые в рамках этой статьи мы рассматривать не будем.
На страницах зарубежных журналов доводилось видеть студии, в которых в контрольных комнатах между мониторами во фронтальной стене установлены раздвижные двери из толстого стекла. Эта идея тоже имеет право на жизнь. Правда, я этим способом не пользуюсь по некоторым причинам. Во-первых, установка таких дверей приводит к значительному утолщению фронтальной стены, что неприемлемо в условиях небольших помещений. Во-вторых, установка таких дверей (естественно, минимум двойных) чревата возникновением низкочастотных резонансов между ними, что может повлиять на точность мониторинга. В какой-то мере выход можно найти в применении стёкол потолще, но в какие деньги это выльется? В-третьих, такие двери в любом случае являются весьма недешёвыми, а с этим тоже невозможно не считаться.
Таким образом, мы рассмотрели те основные моменты, которые нужно учитывать при планировании помещения под контрольную комнату. Неплохо было бы сразу учесть, какие помещения будут у нас по соседству с контрольной комнатой, и как они будут сообщаться.
Важно предусмотреть прямое сообщение между контрольной комнатой и тон-залом, чтобы клиент Вашей студии из тон-зала попадал сразу в контрольную комнату и наоборот. Иногда помещения планируют таким образом, что при этом клиенту нужно пройти через офис, комнату отдыха, коридор или прихожую. Такая планировка нежелательна не только тем, что увеличивается время «на хождения». В этом случае практически гарантированы – пускай даже сиюминутные – встречи с другими людьми, что мешает сосредоточиться на работе. По крайней мере, на пользу это никогда не идёт. Очень важно, чтобы во время работы между звукоинженером и музыкантом сложилась доверительная обстановка, а любое постороннее вмешательство только будет создавать этому помехи.
Если в Вашей студии планируется машинная комната (machine room), то её также необходимо размещать рядом с контрольной комнатой. Основной довод в пользу такого решения – как можно больше сократить длину кабелей и мультикоров, с помощью которых коммутируется оборудование, находящееся в контрольной комнате, с магнитофонами, интерфейсами и компьютерами, находящимися в машинной комнате.
Ещё одно пожелание – размещение контрольной комнаты поближе к выходу со студии. Если сделать наоборот, то Ваши тон-залы рискуют превратиться в «проходной двор». Но это не значит, что люди со двора или из коридора должны сразу же попадать в контрольную комнату. Между контрольной комнатой и «окружающей средой» должно быть ещё одно – пускай небольшое – промежуточное помещение. Это может быть прихожая, комната отдыха или офисное помещение. Такая планировка в будущем не раз спасёт Вас от неожиданного и нежелательного вторжения посторонних в контрольную комнату во время работы.
При проектировании студий я всегда стараюсь сделать так, чтобы по возможности сохранить окна, ведь в таких помещениях работать намного уютнее и приятнее. Мы же ведь не строим безэховую камеру! Единственный, как уже обсуждалось, неприемлемый вариант – это наличие окна в задней стене контрольной комнаты (рисунок 1). Так как концепция «бессредного» дизайна контрольных комнат предполагает максимально возможные звукопоглощающие свойства именно задней стены, то присутствие в ней такой значительной отражающей поверхности, как окно, абсолютно недопустимо. Что делать в этой ситуации? Здесь два решения: или подумать о размещении контрольной комнаты в другой части помещения, или «развернуть» контрольную комнату на 1800 или 900 в любую сторону. На крайний случай есть и третье решение – избавиться от окна, т.е. заложить его кирпичом.
При развороте на 1800 наружное окно окажется во фронтальной стене контрольной комнаты; соответственно, тон-залы будут находиться по сторонам от неё (рисунок 2). В этом случае мониторы монтируются в стену по обе стороны от окна, исполнители видят звукоинженера через внутристудийное окно в профиль, а звукоинженеру для того, чтобы увидеть музыкантов, надо будет всякий раз поворачивать голову.
При развороте контрольной комнаты на 900 (рисунок 3) наружное окно окажется в одной из её боковых стен; соответственно, тон-залы будут размещены за фронтальной стеной контрольной комнаты, что улучшает обзорность между звукоинженером и музыкантами.
Трудно не согласиться.
Можно подвести кое-какие промежуточные итоги по всему вышесказанному. Итак, при принятии решения, в каком помещении (или части большого помещения) будет размещаться контрольная комната, мы будем исходить из следующего:
К вопросам создания контрольных комнат и концепций их проектирования мы обратимся в одной из следующих статей. Сейчас можно разве что заметить, что по определению они (вместе с мониторными системами) являются тем измерительным инструментом, с помощью которого Вы и будете оценивать музыкальный материал. Неточный инструмент приведёт к неточным оценкам и неправильным выводам. Поэтому технические требования к конструированию контрольной комнаты являются довольно жёсткими и первостепенными.
Помещения для записи
Естественно, в нашей студии будет контрольная комната и одна или несколько комнат, которые предназначены собственно для записи музыкантов (тон-залы). Акустические требования к этим помещениям – различны. Иногда даже диаметрально противоположны. Например, при проектировании тон-залов приветствуется несимметричная геометрия помещения и отсутствие параллельных стен. А при проектировании контрольных комнат – будь то концепция LEDE или NE – соблюдается геометрическая и акустическая симметричность их левых и правых половин. В следующих статьях мы рассмотрим как особенности проектирования различных типов помещений для звукозаписи, так и концепции и особенности проектирования контрольных комнат.
Что же касается тон-залов, то их – в отличие от контрольных комнат – можно сравнить с музыкальными инструментами. Соответственно отличаются и технические требования к ним. Практически все мы знаем, что нет такой комнаты, которая могла бы быть «всеядной» и выполнять все те функции, которые необходимы для записи всевозможного ассортимента музыкальных произведений. Единственным исключением (и то с натяжкой) может быть большая комната с переменной акустикой. Но для обустройства такой комнаты потребуется помещение с большой площадью (от 150-200 м 2 ) и высотой потолков около 8 метров, а количество денег для обустройства такой комнаты достигает астрономических сумм. Однако даже самая лучшая комната такого рода никогда не сможет повторить звучание акустики хорошей маленькой комнаты с «живой» акустикой или, например, каменной комнаты. Поэтому нам нужно далее подумать, как сложить всё воедино и создать полноценный, удобный в работе и функционально гибкий студийный комплекс.
Предлагаю сразу же определиться: для кого мы проектируем тон-залы? Ответ простой: для музыкантов. Не для инженеров-акустиков, не для ГОСТов, а именно – для музыкантов. Ведь именно от того, насколько уютно (в широком смысле этого слова) будут чувствовать себя музыканты у Вас в студии, во многом будет зависеть и качество всей работы.
Для музыкантов очень важно, насколько привычно в студии будут звучать их инструменты. В реальной жизни они привыкли играть в условиях присутствия реверберации (в большей или меньшей степени). Поэтому в условиях переглушенного помещения их инструменты будут звучать непривычно, что будет сбивать их с толку. Особенно это касается ансамблей, состоящих из нескольких музыкантов. Большинство из Вас могли заметить, насколько бедно звучит симфонический оркестр на открытой площадке. Причина та же: отсутствие реверберации.
Создание в тон-зале таких акустических условий, в которых музыкантам будет нравиться звучание их инструментов – наш основной приоритет при проектировании.
Если Вам придётся проводить запись, при которой музыканты или группы музыкантов будут находиться в разных тон-залах, то важно также добиться и хорошего визуального контроля между музыкантами. В то же время, все они должны видеть звукоинженера в контрольной комнате.
Сколько и каких помещений для записи Вы хотите иметь в своей студии – зависит от общей площади и от тех видов работ по звукозаписи, которые планируются проводиться в студии. Опыт показывает, что «рабочими лошадками» любой студии являются тон-залы с нейтральной акустикой. Если площадь студии позволяет спроектировать в ней несколько разнохарактерных помещений, то «нейтральные» комнаты обычно являются основными и самыми большими по площади.
Помещения достаточно большой площади можно спроектировать таким образом, чтобы в них образовались зоны с различными акустическими свойствами: «мёртвая» зона, «живая» зона, зона диффузии и т.д. Но это возможно только в относительно больших помещениях. В маленьких помещениях такой «фокус» не получится, т.е. такая технология (как и многие другие) является немасштабируемой.
Часто в студиях используются и небольшие помещения (5-10м 2 ) для записи вокала, дикторского текста, дубляжа фильмов, рекламных роликов и т.д.
Таким образом, если у Вас под помещение для записи отведена маленькая площадь (до 10-15м 2 ), оборудуйте на ней вокальную (дикторскую) комнату. Если площадь 20-30м 2 – оборудуйте «нейтральную» комнату. При площади 30-40м 2 есть смысл сделать «нейтральную» и вокальную комнаты. Если площадь отведённого под запись помещения ещё больше, то можно подумать и о том, чтобы оборудовать комнату с различными акустическими зонами. Хотя лично бы я выбрал другой вариант: на «лишних» квадратных метрах можно было бы оборудовать комнату с «живой» акустикой и/или каменную комнату. Каждая из них имела бы свой «характер», а с помощью приоткрывания дверей между этими комнатами можно было бы эффективно влиять и на акустические свойства большой «нейтральной» комнаты. Вариантов тут – великое множество.
Довольно часто приходится встречаться с расхожим заблуждением, когда владельцы студии хотят сделать несколько тон-залов с приблизительно одинаковыми параметрами и тем самым неосознанно значительно сужают возможности своей студии. Отстаивая свою точку зрения, они заявляют, что тон-залы должны иметь такое-то время реверберации, которое соответствует таким-то ГОСТам. Приходится объяснять, что в студии будут записываться не ГОСТы, а музыканты. Конечно, при проектировании каждого тон-зала приходится решать одинаковые проблемы в части подавления паразитных резонансов и т.п. Но в любом случае, каждое помещение для записи – индивидуально. И плохого в этом ничего нет. Именно за счёт этого Ваша студия будет иметь свой «почерк», свою изюминку – то, что будет выгодно отличать её от других студий.
Если Вы предполагаете иметь в своей студии несколько помещений для записи, то следует подумать, как их наиболее правильно и удобно расположить. В этом случае нужно учитывать два момента: вопросы звукоизоляции и расположение наружных окон.
В своих проектах я всегда стараюсь по возможности сохранить наружные окна, через которые в студию поступает солнечный свет. Такие условия являются для музыкантов более естественными, а если из окон открываются вдохновляющие виды и пейзажи, то это создаёт в студии особенную обстановку и колорит. Естественно, возле окон мы не можем планировать создание комнат с «мёртвой» акустикой. Их нужно располагать в глубине помещения. Но окна не являются помехой к созданию «нейтральных» и каменных комнат, комнат с «живой» акустикой. Конечно, это несколько удорожает проект, но это стоит того.
Все помещения, предназначенные для записи, можно условно разделить на группы в зависимости от тех уровней звукового давления, которые будут в них формироваться. Так, в вокальной комнате вряд ли когда будут высокие уровни звукового давления, за исключением разве что тех случаев, когда возникнет необходимость прописать в ней гитарную комбисистему. От комнат с «нейтральной» акустикой можно ожидать больших уровней звукового давления, так как не исключено, что именно в них будут регулярно записываться комбисистемы и барабаны. Но самых больших уровней звукового давления следует ожидать от комнат с «живой» акустикой, так как они предназначены для записи громких инструментов и сами по себе являются очень яркими. Естественно, именно в них будут возникать наибольшие уровни звукового давления, вследствие чего возникнет необходимость в звукоизоляции. Поэтому – чтобы сэкономить на звукоизоляции между ними и контрольной комнатой – такие комнаты нужно размещать как можно дальше от контрольной комнаты. Исключение могут составлять только те случаи, когда именно в этой части помещения (противоположной контрольной комнате) через стенку находятся не терпящие шум соседи.
Так как работы по звукоизоляции являются довольно-таки дорогостоящими, то нам необходимо стремиться к тому, чтобы размещать «громкие» комнаты как можно дальше от контрольной комнаты и соседей, и как можно ближе к наружным стенам. Далее будут показаны примеры планировки студий, где все эти факторы были учтены.
К вспомогательным помещениям можно отнести коридоры, прихожие, тамбуры, офисные помещения, комнаты отдыха. Но нас, естественно, больше всего будут интересовать машинные и кондиционерные комнаты.
Машинные комнаты (machine room) чаще всего оборудуются в студиях, в которых запись производится на цифровые или аналоговые магнитофоны с двухдюймовой лентой. Кроме этих магнитофонов в этих комнатах устанавливаются также мастер-магнитофоны, интерфейсы, конверторы, системные блоки компьютеров, хард-диски, источники бесперебойного питания, а также иное оборудование в виде «чёрных ящичков», которое не нужно звукоинженеру под руками постоянно. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы устанавливать в этих комнатах шумящее оборудование, «в котором есть моторчик».
Наличие таких комнат выгодно по двум причинам: во-первых, изолируется шумное оборудование, что способствует тишине в контрольной комнате; во-вторых, в таких комнатах создаются благоприятные для оборудования условия (по температуре и влажности).
Если контрольные комнаты предназначены звукоинженерам, а тон-залы – музыкантам, то машинные комнаты предназначены для оборудования. Мы не будем в рамках этой статьи рассматривать установки климат-контроля, которые применяются в больших профессиональных студиях. Достаточно только сказать, что в системе кондиционирования нам необходимо предусмотреть дополнительную «ветку» и для машинной комнаты. Поддержание температурного режима в рекомендуемых рамках намного продлит срок службы Вашего оборудования.
Как уже отмечалось выше, машинные комнаты нужно располагать возле контрольных комнат. Это удобно и с точки зрения доступа к ним, и с точки зрения коммутации оборудования.
Конечно, в маленьких студиях машинные комнаты не делают, да и вряд ли там есть большие магнитофоны с двухдюймовой лентой. Но компьютеры и внешние хард-диски есть практически в любой студии. Поэтому при проектировании контрольной комнаты нужно сразу предусматривать нишу для них, а также доступ туда воздуха от кондиционера и его циркуляцию. Как правило, такую нишу можно сделать во фронтальной стене: или под основными мониторами, или сбоку от них.
В достаточно больших студиях вместо отдельных кондиционеров монтируются кондиционерные системы, которые занимают довольно много места. Поэтому зачастую есть смысл в том, чтобы под них отвести отдельную небольшую комнату с соответствующей звукоизоляцией. Размещают такую комнату по соседству с машинной комнатой единым блоком.
Примеры планировки студийных помещений
На рисунке 4 показан один из вариантов планировки помещений достаточно дорогой студии. При такой планировке у нас будет достаточно пространства, чтобы обустроить большое общецелевое помещение для звукозаписи с переменной акустикой, а также каменную комнату, небольшие комнатки с «живой» и с «мёртвой» акустикой и вокальную комнату.
На этом рисунке можно увидеть, как к контрольной комнате с одной стороны примыкает прихожая, а с другой стороны – машинная комната (machine room) и вокальная комната. Мы уже отмечали, что если вдоль контрольной комнаты должно располагаться какое-либо студийное помещение, то лучше всего, чтобы это была комната с самой «мёртвой» акустикой, поскольку уровень звукового давления, формирующегося в комнатах с «живой» акустикой, может создать кучу дополнительных проблем в плане звукоизоляции, если такие комнаты расположить рядом с контрольной комнатой. Кроме того, обычно в комнаты с «мёртвой» акустикой часто используются для записи вокальных партий, текстов диктора, озвучивания рекламных роликов. На это может уходить большое количество времени, поэтому расположение такой комнаты рядом с контрольной комнатой удобно. Такая планировка обеспечивает также свободный доступ и хорошую обзорность как со стороны вокальной комнаты, так и со стороны тон-зала, поэтому при любом виде работ вокалист не будет чувствовать себя совершенно изолированным.
На рисунках 6 и 7 показаны варианты планировки студийных комплексов, состоящих из двух контрольных комнат. На рисунке 6 показана очень привлекательная схема расположения студийных помещений, но чтобы построить столь гибкий вариант студии, нужно выложить немало денег. При такой планировке контрольная комната №1 является основной контрольной комнатой во время записи. Контрольную комнату №2 не предполагалось использовать для серьёзной работы по сведению записей, но она должна была быть достаточно нейтральной для того, чтобы из неё могла получиться хорошая монтажная комната, и к тому же она должна была функционировать как контрольная комната для дубляжа телепередач. К контрольной комнате №2 примыкает студийное помещение №2, которое очень невелико и может за раз вместить только одного музыканта или трио бэк-вокалистов. Кроме этого, эта комната должна была ещё служить и в качестве третьего студийного помещения для контрольной комнаты №1. Проблема же состояла в том, что с точки зрения контрольной комнаты №2 было бы лучше, если бы студийная комната №2 была «мёртвой». Но рядом с контрольной комнатой №1 уже была такая комната, и дублировать её было бы неразумно. Поэтому студийная комната №2 была сделана двунаправленной, когда она могла быть относительно «мёртвой» при использовании совместно с контрольной комнатой №2, и вместе с тем относительно «живой» при использовании в совокупности со студийным помещением №1. Предполагалось, что когда эта комната будет использоваться в качестве дополнения к студийному помещению №1, музыканты будут обращены к контрольной комнате №1, а когда эта комната будет «работать» в совокупности с контрольной комнатой №2, музыканты могут смотреть в противоположном направлении, не теряя зрительного контакта с контрольной комнатой № 2. Основная же задача при этом состоит в том, чтобы сделать эту малую комнату достаточно звонкой и вместе с тем без «коробчатого» призвука, который обычно сопутствует дизайну такого рода.
Примеров планировки студийных помещений можно привести ещё множество; среди вари-антов планировки могут быть похожие, но не будет одинаковых. Это лишний раз подтверждает, что акустический дизайн (как, кстати, и работа звукоинженера) – это область знаний, находящаяся на стыке науки и искусства.
Планировка студийных помещений – важный этап проектирования студии. Удачная планировка не только обеспечит комфорт и удобство работы музыкантов и звукоинженеров, но также сэкономит вам немало средств, которые при другом варианте планировки могли бы быть потрачены, например, на дополнительную звукоизоляцию и прочее.
Немного о звукоизоляции…
Существует очень много способов достижения звукоизоляции, и на эту тему написано много книг. Эти способы отличаются не только подходами и идеями, но также – применяемыми материалами и, соответственно, стоимостью. В рамках этой статьи мы рассмотрим лишь самые приемлемые способы звукоизоляции для наших условий. Что я подразумеваю? Звукоизоляция «по-нашенски» должна быть эффективной, относительно недорогой, не занимающей много площади, а используемые материалы должны быть доступными. Виды звукоизоляционных дверей и окон будут рассмотрены в следующих статьях, а сегодня рассмотрим устройство звукоизоляционных стен, полов и потолка. Но – обо всём по порядку.
Перегородки между помещениями
Допустим, что у нас уже есть помещение под студию, а также проект планировки студийных помещений. Ненужные стены уже снесены. Пока мы не начали сооружать внутристудийные перегородки, необходимо в соответствии с проектом протянуть силовые кабели (электропитание), заземление, предусмотреть ввод и вывод систем вентиляции и кондиционирования и прочее (об этом говорилось в первой статье нашего цикла). В большинстве случаев «костяком» внутристудийной перегородки будет кирпичная стена. Но – не всегда. Например, не обязательно возводить именно кирпичную стену между дикторской и небольшой контрольной комнатой, так как в этом случае больших уровней звукового давления не ожидается, поэтому со звукоизоляционными задачами вполне справятся акустические оболочки обеих помещений. Хотя наличие кирпичной стены будет нелишним в любом случае.
Рисунок 8. Для того, чтобы “понтонный” (амортизационный) материал создавал наибольшую звукоизоляцию, нужно, чтобы он сжимался наполовину своего запаса по сжатию
Несколько раз мне приходилось видеть, как в небольших студиях делали кирпичную стену толщиной в полтора кирпича, чем «съедалось» несколько квадратных метров полезной площади. В то же время, можно сделать стенку в полкирпича, и при этом её эффективность окажется даже выше. Что для этого нужно сделать?
Во-первых, советую использовать не обычный цельный кирпич, а такие виды кирпича или блочков, которые внутри являются пустотелыми и состоят из несколь-ких секций. Если по мере кладки стены вы будете засыпать эти секции сухим песком, то звукоизоляционные и звукопоглощающие свойства такой стены значительно возрастут. Проведите эксперимент: постучите молотком по обычному кирпичу и по кирпичу, секции которого заполнены сухим песком. В первом случае звук будет довольно-таки звонким и ярким, а во втором случае звук будет не только глухим, но и гораздо ниже по уровню.
Во-вторых, кирпичная стена не должна иметь жёсткой связи ни с одной из поверхностей помещения. Поэтому первый слой кирпича нужно укладывать на слой пористой резины толщиной около 5 см. Плотность резины высчитывается исходя из веса будущей стены, который в свою очередь во многом зависит от её высоты. Ошибки в расчётах могут провести к тому, что резина будет сжиматься до своего предельного значения, что в свою очередь может значительно ослабить акустическую развязку между кирпичной стеной и полом. Применение более плотной резины тоже не даст необходимой акустической развязки (см. рисунок 8). После укладки первого ряда кирпича его полости засыпаются сухим песком, затем таким же образом укладывается второй ряд и т.д. Но – главное – во время кладки нужно оставлять зазоры около 3 см между торцами нашего кирпичного простенка и несущими стенами здания. Эти зазоры периодично (примерно раз на каждых пять рядов) заполняются пенополиуретаном. Это, во-первых, обеспечивает акустическую изоляцию нашего простенка от несущих конструкций здания и, во-вторых, предотвращает обвал простенка по мере кладки кирпича. Зазор, который остаётся между последним рядом кирпича и потолком помещения полностью заполняется пенополиуретаном. Изготовленный таким образом кирпичный простенок представляет собой как бы мембрану с большой площадью и с большой массой, что способствует эффективному поглощению энергии низких частот. В железобетонных зданиях, в конструкциях которых звук «гуляет» с необычайной лёгкостью, такой простенок выполняет также роль некоего демпфера между железобетонными панелями конструкции здания.
Рисунок 9. Вариант кирпичной кладки “елочкой”
В-третьих, можно улучшить антирезонансные свойства кирпичного простенка, если применить кладку «ёлочкой» (см. рисунок 9). Кроме того, при такой кладке наш простенок будет обладать также хорошими диффузными свойствами в диапазоне средних и высших средних частот.
При кладке кирпича необходимо следить, чтобы в растворе между кирпичами не было сквозных отверстий. Расшивку между кирпичами можно не делать. Наоборот, чем хаотичнее будет выступать из кладки цементный раствор – тем лучше. Если при замешивании раствора добавить в него некоторое количество клея ПВА – это также пойдёт на пользу. Раствор станет эластичнее и не будет со временем образовываться и осыпаться цементная пыль.
При возведении стены, естественно, необходимо сразу же оставлять проёмы под двери и окна, а также отверстия для воздуховодов, прокладки мультикоров и пр. Если проект студии тщательно продуман, то вам потом не придётся пробивать кирпичные простенки ради укладки какого-либо провода или трубы. Кстати, прежде чем приступать к остальным строительным работам в студии убедитесь, хорошо ли высох ваш простенок.
Звукоизоляция стен и потолка
Итак, внутристудийные кирпичные простенки закончены. Следующий этап – звукоизоляция стен и потолка. Но вначале необходимо определить, на каких поверхностях мы должны усилить звукоизоляцию, а какие и вовсе не трогать. Дело в том, что акустическая отделка всех помещений будет состоять из двух основных условных составляющих: звукоизоляционной оболочки и акустической оболочки. А так как акустическая оболочка кроме функции выравнивания резонансной характеристики помещения обладает ещё и звукоизоляционной способностью на уровне около 30 dB, то в некоторых случаях её бывает вполне достаточно.
Рисунок 10. Вариант звукоизоляции стены
Усилить звукоизоляцию – особенно в диапазоне низких частот – можно также путём наклеивания сверху ещё одного слоя гипсокартона. При этом листы должны ложиться внахлёст так, чтобы стык между листами нижнего слоя приходился на середину листа верхнего слоя (см.рисунок 10). Таким образом, мы получим нечто вроде большой мембраны толщиной 2,5 см на всю площадь стены.
Сочетание гипсокартона с минералватой (или пенопластом) создаёт комбинацию «масса – пружина», или, если учитывать ещё и саму несущую стену, то некий «пружинящий сэндвич» («масса/пружина/масса»). В таких случаях чрезвычайно важно соблюсти именно очерёдность расположения слоёв. Если приделать гипсокартон к стене, а сверху наклеить минералвату, то толку не будет, потому что «пружина» (минералвата) в таком случае не будет обложена слоями с большой массой, и волны, проникающие сквозь «пружину», будут ударяться прямо в гипсокартон. А поскольку он будет жёстко привязан к несущей стене, то вибрация будет передаваться непосредственно на конструкцию здания. Когда же минеральная вата находится в середине «сэндвича», то звуковым волнам приходится расходовать энергию, «толкая» тяжелый гипсокартон, который амортизируется за счёт большой поверхности слоя упругой минеральной ваты или пенопласта. Минеральная вата поглощает большую часть вибрации и, будучи волокнистой по природе, очень плохо передаёт её к огромной по массе несущей стене. Как мы увидим позже, низкоплотные и нежёсткие материалы плохо передают энергию высокоплотным материалам. Ко всему прочему, минеральная вата и гипсокартон, «привязанные» к несущей стене, способствуют гашению резонансов самих несущих конструкций здания и тем самым уменьшают время затухания вибраций в его стенах.
Если нужно добиться более существенной звукоизоляции, то в этом случае не обойтись без возведения кирпичного простенка на некотором расстоянии от несущей стены. Как изготовить такой простенок я уже рассказывал в предыдущем разделе. Образовавшуюся полость между несущей стеной и кирпичным простенком можно заполнить отходами минеральной ваты, поролона, войлока, пенопласта и т.п. во избежание образования резонансов внутри этой полости. А вышеупомянутая звукоизоляционная конструкция из пенопласта и гипсокартона приклеивается уже к этому кирпичному простенку.
Рисунок 11. Приклеивание первого слоя гипсокартона к слою упругого материала на потолке
Звукоизоляция потолка делается аналогично (если потолок является железобетонным). Перед наклеиванием слоя пенопласта к потолку необходимо промыть потолок мокрой ветошью. Если на потолке присутствует известковая побелка, её нужно отскоблить с помощью шпателя. Затем потолок необходимо обработать «грунтовкой». После того, как слой пенопласта приклеен, а клеящий раствор высох, приклеиваем слой гипсокартона (см. рисунок 11). Естественно, нужно заранее заготовить распорки, которые будут поддерживать гипсокартонные листы до тех пор, пока шпатлёвка не высохнет. Как только шпатлёвка высохла (как правило, это происходит в течение суток), можно приклеивать второй слой гипсокартона. Как и в случае со стенами, гипсокартонные листы второго слоя приклеиваются внахлёст так, чтобы стыки между листами гипсокартона верхнего слоя приходились на середину листов гипсокартона нижнего слоя.
Таковы самые простые варианты звукоизоляции стен и потолков. Более «хитрые» варианты звукоизоляции потолков мы рассмотрим в следующих статьях по мере необходимости. Может быть, кому-то такой способ звукоизоляции покажется недостаточно эффективным. Но не следует забывать, что нам предстоит ещё делать акустическую оболочку, и за счёт взаимодействия её со звукоизоляционной оболочкой эффективность последней значительно возрастёт.
Итак, у нас есть уже все внутристудийные простенки, закончены работы по звукоизоляции стен и потолка, и теперь нам нужен пол. Увы, альтернативы «плавающему полу» у нас нет, ибо все остальные варианты могут свести на нет эффективность работы всей звукоизоляционной оболочки. Приемлемой звукоизоляции можно добиться только комплексным воздействием на все поверхности помещения. Рассмотрим некоторые варианты «плавающих полов».
В случае, показанном на рисунке 12, на полу уложен 8-сантиметровый слой из минеральной ваты высокой плотности поверх прочной полихлорвиниловой плёнки. Эта плёнка предохраняет от сырости, которая может быть в несущей конструкции пола здания. Ещё один слой из полихлорвиниловой плёнки укладывается уже сверху на минеральную вату, чтобы, во-первых, не дать влаге проникнуть в неё сверху при заливке поверх неё 8-10-сантиметрового слоя бетона и, во-вторых, не дать самому бетону проникнуть в верхний слой минералваты. Ведь если хоть немного бетонного раствора проникнет в минералвату, то, высохнув и застыв, он сделает её верхнюю часть более жёсткой, чем соответственно сократит толщину «пружинящего» слоя. Перед заливкой бетонного слоя укладывается арматурная сетка для придания ему большей прочности и предотвращения образования трещин под нагрузкой. После того, как бетон окончательно просохнет, он засыпается 2-3-сантиметровым слоем песка – отчасти для выравнивания, а отчасти – для акустического демпфирования «чистового» полового настила из ДСП, листов фанеры или досок. При этом деревянный настил пола выполняется в три слоя таким образом, чтобы слои перекрывали друг друга, не давая стыкам совпасть. Каждый последующий слой приклеивается к предыдущему клеем ПВА и стягивается шурупами-саморезами длиной 35 мм ещё до того, как высохнет клей. В конце концов, у нас получается монолитный сложный композитный слой, не создающий сколько-нибудь заметного резонанса.
Самое главное: весь этот композитный пол должен быть уложен внутри пространства, ограниченного изоляционными стенами, так, чтобы между полом и стенами по всему периметру был оставлен зазор шириной не менее 2 см, который впоследствии заполняется минералватой или пенополиуретаном. Для этого существуют две причины. Во-первых, любые вибрации, передающиеся непосредственно на пол – например, от бас-гитарной комбисистемы или от ударной установки – не переходят прямо на звукоизоляционные стены. Это в значительной степени облегчает задачу последних, сводя её к противостоянию шумам и звукам, распространяющимся только в воздушной среде. Во-вторых, если бы изоляционные стены были поставлены прямо на плавающий пол, амортизирующему материалу пола пришлось бы нести огромную нагрузку по периметру, где на него давил бы вес стен и потолка. В свою очередь неравномерное распределение нагрузки по поверхности пола вызывало бы сильнейшее напряжение бетонной плиты, что было бы чревато её растрескиванием. В этом случае нам пришлось бы укладывать амортизирующий материал так, чтобы увеличивать его плотность возле края бетонной плиты. Мы уже говорили о том, что амортизационный материал должен сжиматься до середины своего запаса по сжатию, потому что если его сжать слишком сильно, его виброизоляционные свойства сильно ухудшаются (см. рисунок 8). Когда же стены и пол «плавают» раздельно, то можно по отдельности подобрать под них необходимую толщину и плотность амортизационного материала.
Конструкция «плавающего» пола, которую мы рассмотрели, имеет в толщину от 24-х до 32-х сантиметров. Это значит, что на столько же сантиметров «опустится» потолок нашей студии. Кому-то устройство такого пола в студии может показаться излишеством, мол, «такой пол нужен только профессиональным студиям». Что ж, приведу тогда пример «плавающего пола» контрольной комнаты одной из профессиональных студий, которая строилась лет шесть-семь назад… на юге Африки (!). Так вот, представьте себе, что вся конструкция пола, которую мы видели на рисунке 12, лежит на монолитной бетонной плите площадью 85 м 2 и толщиной 45 см (!), и при этом нигде не касается стен. Плита эта, в свою очередь, покоится на больших пружинах, которые используются в шасси электровозов. Пружины установлены на вертикальные железобетонные столбы высотой 180 см, а в пространствах между столбами установлены наклонные железобетонные панели. Думаю, на этом можно остановиться.
Во время всех этих работ рабочие должны передвигаться по помещению по заранее уложенным доскам во избежание проламывания гипсокартона.
После укладки второго слоя гипсокартона точно так же подрезается и укладывается слой ДСП. Затем примеряется, подрезается и укладывается ещё один слой ДСП; при этом нужно следить, чтобы стыки между листами в обоих слоях не совпадали. После «примерки» верхний слой ДСП снимается и выносится в соседнее помещение. Нижний слой ДСП обильно пропитывается клеем ПВА, после чего сверху укладываются заранее подготовленные листы ДСП верхнего слоя. Не дожидаясь полного высыхания клея, оба слоя ДСП прикручиваются друг к другу с интервалом 20-25 см шурупами-саморезами длиной 35 мм. Все работы по пропитке клеем нижнего и укладке верхнего слоя ДСП делаются как бы по зонам: начинаем с дальнего угла помещения и, по мере укладки верхнего слоя ДСП, продвигаемся к входной двери. После всего проделанного данная конструкция должна хорошо просохнуть в течение суток. Кстати, полученная конструкция (без лицевого покрытия) имеет толщину примерно 10-14 см.
Верхнее покрытие пола может быть самым различным: лакированная доска, ламинат, ковролин, линолеум, камень и т.д. Нужно проявлять осторожность при выборе ламината. Некоторые его виды имеют способность наэлектризовываться, что чревато проблемами в будущем. Покрытие из ковролина «переглушает» помещения, а сам ковролин притягивает пыль. Наиболее естественным (по звуку) является покрытие из лакированной доски, но это не всегда удобно, так как на таком полу (довольно-таки скользком) «не держатся места» барабаны, не всегда удобно играть на виолончели или контрабасе. Наиболее практичным является пол из качественного линолеума, хотя отзвук от деревянного пола нашему уху привычнее.
Выбор лицевого покрытия комнаты во многом будет зависеть и от предназначения помещения. Например, в контрольных комнатах хорошо «приживается» линолеум: он не окрашивает звучание мониторов, а покрытие из линолеума легко мыть и пылесосить, что тоже немаловажно, особенно если учесть, что именно в контрольных комнатах происходит основная масса «трудовых телодвижений» персонала и посетителей. В тон-залах – особенно в комнатах с «нейтральной» акустикой – пол лучше делать из лакированной доски. Это особенно важно, если Вы предполагаете записывать «классических» музыкантов, которые привыкли играть в залах именно с таким полом; в ряде случаев именно деревянный пол является как бы «продолжением» их инструмента. Если же Вам и понадобится покрытие из ковролина (например, для вокалиста), то в большинстве случаев будет достаточно и небольшого коврика, постеленного сверху. Кроме того, пол может быть изготовлен как из твёрдых, так и из мягких пород дерева, что также придаст свою окраску общему «звучанию» помещения. В комнатах с «живой» акустикой, а также в «каменных» комнатах пол может быть и из камня. А вот в телестудиях пол покрывают слоем пенорезины или специального композитного материала, и связано это с тем, что во время съёмок в первую очередь требуется бесшумное перемещение телевизионных камер.
Впрочем, до укладки лицевой стороны пола нам ещё далеко, так как это один из завершающих этапов строительства студии. Пока мы уложим верхний слой ДСП и остановимся.
В этой статье мы рассмотрели два важных вопроса: планировку студийных помещений и вопросы звукоизоляции. И если от планировки помещений во многом зависит функциональность Вашей студии, то от звукоизоляции зависит не только это, но и то, насколько спокойной и безконфликтной в отношении соседей будет работа Вашей студии в будущем. Свою лепту в звукоизоляцию добавит ещё и акустическая оболочка. В итоге нужно рассчитать звукоизоляцию так, чтобы «утечка звука» со студии не превышала 30 dBА, что ненамного выше уровня фонового шума в 20-25 dBА.
Ну а наша виртуальная студия на этом этапе уже готова к акустической отделке, о чём мы и поговорим в следующих статьях.