Как сделать композитное изображение
Как сделать композитное изображение
В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.
Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.
Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.
Сюжетный центр и равновесие
У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.
В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.
Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.
Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.
Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.
Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).
При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием «Золотого сечения». Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.
Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.
Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.
Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.
Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.
Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.
Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.
СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.
Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).
Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.
Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.
Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.
Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.
Композиционные ошибки начинающих фотографов
Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.
Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.
Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.
Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.
Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.
В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.
Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок. ) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.
Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.
Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.
1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.
2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.
3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?
И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой.
Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.
В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее?
Ррррекомендую категоррррически! Композитное изображение как инструмент художника.
Итак, художник может:
1. Управлять пространством. Взять и нарисовать на месте, занятом автомобилем, кусок асфальта/тротуара, который он увидел на свободном от транспорта участке. Или например изобразить не скучное небо, которое было в тот день на пленэре, а красивое, которое он видел вчера из своего окна.
В фотографии схожие приёмы будут называться монтаж и ретушь.
2. Создавать пространство. Например вместо автомобиля нарисовать дерево, а вместо красивого неба нарисовать фон из гор или небоскрёбов, освещённых закатным солнцем.
В зависимости от конкретного примера, в фотографии это будет или 3d-моделирование, или тот же монтаж в некоторых случаях.
3. Ну и наконец, художник может управлять временем. Более того, время в любом случае влияет на итоговую работу (разумеется если художник не рисует с фотографии или не обладает фотографической памятью).
Даже импрессионисты, старающиеся передать всю мимолётность мгновения, не в состоянии уловить его целиком. Так или иначе, за время написания картины, в изображаемой сцене что-нибудь, да меняется. Например живописец проводит за рисованием три часа: за это время ему больше всего приглянулось вот такое небо, он успел нарисовать тротуар, пока на него не припарковали автомобиль, а ещё ему повезло зарисовать прохожего, который пробегал мимо буквально за минуту до ухода художника домой.
Вот примерно такой метод, в переводе на фотографию, и будет называться композитной техникой.
Далее попробуем разбавить сию сухую теорию практикой, теперь уже фотографической.
Опытный пейзажист припомнит не один случай, когда интересное небо было уже после схода туманной пелены, или потоки транспорта никак не хотели складываться в нужные линии трассеров в одном кадре, или городскую подсветку включили уже после того как прошла закатная феерия на небе. Последний пример, к слову, является моим главным мотиватором к применению описываемой техники в городском пейзаже.
рис. 1 Из-за высокой скорости редко проезжающих автомобилей и достаточно сильного естественного освещения мы практически не видим трассеров на левом кадре, снятом на выдержке порядка 200 секунд. Тогда как на правом, снятом почти в то же время, но уже на выдержке порядка 10 секунд, трассеры видны отчётливо.
Это наглядно демонстрирует нам нюанс с использованием длинной выдержки при съёмки редкого потока машин (п.3).
5. внешний вид трассера. При достаточном потоке автомобилей, мы имеем определённую свободу в выборе эффекта, с которым мы запечатлим наши трассеры. Вряд ли можно сделать чёткую классификацию, навскидку можно описать несколько эффектов (при одинаковом «нормальном» потоке машин):
— при использовании очень длинных выдержек (200сек+) трассеры будут максимально тонкими, не пересвеченными, очертания даже светлых автомобилей станут не заметны. При очень плотном потоке мы получим своего рода огненную реку из множества тонких полосок;
рис. 4 Чуть ниже этот снимок разобран более детально. А на данный момент мы смотрим на форму трассеров на выдержке примерно 40-50 секунд при потоке средней плотности.
— при выдержках короче 20-30 секунд, трассеры станут максимально толстыми, с жёсткими краями, их количество будет сокращаться пропорционально времени экспонирования, также будет увеличиваться возможность получить пересвет. При “бездумной” съёмке на такой короткой выдержке, мы рискуем получить набор «рваных» трассеров на проезжей части.
рис. 5 Для создания данной фотографии были использованы несколько кадров с трассерами на выдержках порядка 20-30 секунд. Мы уже можем различить отдельные треки, они стали более яркие и с жёсткими краями.
Ещё раз повторюсь что все параметры очень индивидуальны, зависят от количества автомобилей, скорости и плотности потока, разницы в освещении фона.
рис. 6 В данной ситуации мы имеем классический перекрёсток, соответственно если мы просто удлиним выдержку в два раза, то получим не только красивые следы от фар проезжающего потока, но и паразитные детали машин-призраков, стоящих перед светофором. Итог композитного совмещения этих кадров мы видели на рис. 4
рис. 8 На этой фотографии сознательно выбраны трассеры, огибающие площадь.
Что мы делаем, когда подставляем закатное небо на полностью ночной кадр? Мы делаем фантастическую картинку, в которой естественного освещения меньше, чем должно быть (хотя бы по виду неба).
Рассмотрим варианты решения:
1. Конечно мы можем вытянуть тени программными средствами, приглушить синий оттенок (потому как изначально мы будем смещать баланс белого в холодные тона из-за превалирования искусственного, тёплого света);
2. Мы можем взять с кадра только подсветку и освещённые ей участки, и наложить их на ранний кадр без подсветки. Такой подход будет куда правильнее, но и он используется далеко не всегда (хоть и часто) в силу своих уже сугубо фотографических недостатков (о них тоже чуть позже);
рис. 9 Съёмка на выдержке около полутора минут позволила запечатлеть не только разогревающуюся подсветку, но и поймать основную массу трассеров в один кадр. В результате понадобились относительно небольшие корректировки с других кадров
*дополнение к пункту 2:
Под «чисто фотографическим нюансами» я имел ввиду форму источников света. При закрытой диафрагме уличные фонари и прожекторы превратятся в звёздочки, разные по форме в зависимости от оптики и степени зажатости диафрагмы. Я ничего не имею против таких звёздочек, однако в сравнении с приятными реалистичными фонарями из метода 3, они выглядят менее интересно.
В качестве небольшого дополнения хочу отметить что сам я зачастую компоную детали разгорающегося уличного освещения с деталями уже разгоревшейся художественной подсветки зданий. Делаю это по ряду причин:
— во избежание зелёного оттенка зданий;
— нередко художественная подсветка зданий включается позже или раньше уличного освещения, а потому берётся не с начальной, а с наиболее удачной фазы;
— порой на подсветке, даже разгорающейся образуются пересветы, устранять которые приходится с помощью использования более тёмных кадров, снятых когда подсветка уже разгорелась.
Ну и в завершение темы хочется отметить что подстановка красивого неба не является панацеей для создания хороших кадров. Иногда лучше смотрится ночное небо, иногда городское освещение или много трассеров будут лишними. Всегда стоит представлять желаемый результат, а уже после производить выбор способа его получения.
рис. 11 По изначальной задумке кадр делался под “удаление” автомобилей. Часть из них заретуширована, часть устранена с помощью дублей и композитной техники.
VI.Съёмка звёзд на короткой выдержке.
Снимается серия кадров на короткой выдержке, после чего звёзды сшиваются в длинные треки.
Из наиболее «съедобного» материала на эту тему могу предложить статью Антона Янкового. В ней он, в том числе, описал и подобный метод съёмки.
VII.Съёмка нескольких одинаковых кадров с целью уменьшения шума.
Как мы знаем, шум на каждой фотографии индивидуален (личность, блин), а значит, совместив несколько кадров, мы можем значительно уменьшить его количество. Делается это специальным софтом или режимом наложения darken, на худой конец.
IX.Различные художественные манипуляции.
Отдельно выражаю благодарност Сергею Луксу, как вдохновителю и возможно открывателю многих аспектов данной техники. Я уверен что если не Российская, то хотя бы Питерская фотография была бы в корне иной без его фотографий и приёмов.
А такж Саше ЕГРА, за наиприятнейшие ночные посиделки за бокалом пивка и разговором про философию городской съёмки.