Как сделать конспект по географии

6 способов конспектирования

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Как сделать конспект по географии

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Как сделать конспект по географии

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

Как использовать этот метод конспектирования:

Как сделать конспект по географии

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Как сделать конспект по географии

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

Предметы:

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

Как использовать:

Метод таблиц

Как сделать конспект по географии

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

Предметы:

Как использовать этот метод написания конспекта:

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Как сделать конспект по географии

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Как сделать конспект по географии

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

Предметы:

Как использовать этот метод ведения конспектов:

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Источник

План-конспект урока географии

Нестерова И.А. План-конспект урока географии // Энциклопедия Нестеровых

План-конспект урока географии представляет собой педагогическую разработку в рамках учебного плана по предмету география. В настоящее время сильно возросли требования к уровню преподавания географии. Поэтому, чтобы занятие было проведен на высшем уровне, лучше всего предварительно составить план-конспект урока географии.

План-конспект урока географии: особенности составления

План-конспект урока географии обязательно должен включать в себя наглядность. Красочные слайды, обилие плакатов позволят учащимся лучше освоить новую информацию. План-конспект урока географии составляется в соответствии со стандартной схемой подготовки конспекта:

Как сделать конспект по географии

Рекомендуемыми элементами план-конспекта урока географии является использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). К сожалению, некоторые педагоги, особенно учителя «старой школы» считают, что использование ИКТ на уроке географии может затмить заслуги педагога. Однако, на наш взгляд, в век высоких технологий ИКТ на уроке подчеркнут высокий профессионализм и эрудицию педагога.

Составляя план-конспект урока географии, важно помнить, что план занятия пишется в краткой форме по основным этапам урока. Самым удобным способом оформления план-конспекта урока географии является табличная форма. Ход урока представляется в виде таблицы следующего содержания:

Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок. Однако данная форма план-конспекта урока географии не является обязательной. Очень много педагогов предпочитают стандартный вид план-конспекта урока географии.

Каждый учитель при составлении план-конспекта урока географии должен видеть и раскрывать связь географии с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.

План-конспект урока географии в 6 классе

Тема урока географии «Стороны горизонта»

Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости и азимута.

Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство товарищество и помощи.

1. Организационный момент;

2. Объяснение нового материала;

3. Закрепление нового материала;

4. Объяснение нового материала;

5. Закрепление пройденного материала;

6. Подведение итогов урока;

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, поиграть. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

2. Объяснение нового материала.

Учитель: А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку.

Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.)

Учитель: Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта. Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся.

(Учитель показывает и объясняет, а учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.)

3. Закрепление нового материала.

(Учащиеся записывают объект и сторону горизонта)

А вы хотите побывать в этих городах? А какой город вы бы предпочли? Почему?

А теперь проверим. Поднимите руки у кого правильно. Молодцы!

4. Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта, а учащиеся записывают их в тетради.)

5. Закрепление пройденного материала.

Учитель: А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:

Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок.

А теперь усложняем задачу и поиграем в игру «Географический лабиринт». Мы попали в сложный лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия.

(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)

Учитель: Ваш путь должен иметь следующий рисунок.

Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда, в следующий раз, все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий.

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.
Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды.

А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.

(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки.)

Учитель: Чтобы лучше выучить стороны горизонта, потренируйтесь по рабочим тетрадям. Задание № 1,2,4,5

Источник

Опорный конспект как средство обучения географии (из опыта работы)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(из опыта работы учителя географии

Мирновской ОШ № 2 Василевич О.С.).

Каждый учитель понимает, насколько важно научить ребенка логически мыслить. Логическое мышление помогает составить правильный четкий ответ, обосновать его, раскрыть причинно-следственные связи и др. Поэтому каждый учитель в своей педагогической практике вынужден изыскивать методы и приемы, способствующие развитию такого мышления. Одним из таких методов является умение составлять логические опорные схемы и конспекты (ЛОС, ЛОК), которые потом с успехом можно использовать для обучения школьников географии.

Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний и влияет на умственное развитие школьника – есть развивающее обучение.

Очень часто энергия учителя направлена на изыскание таких методических приемов, которые заставляют учащихся в процессе урока быть более активными, внимательными к объяснениям учителя, ответам товарищей. Поэтому главной задачей является формирование приемов познавательной деятельности. Усвоение этих приемов изменяет отношение ученика к учению, делает его более самостоятельным, целеустремленным. Это повышает интерес к учению, делает его более увлекательным, приводит к продуктивным результатам.

В учебной деятельности школьника большое место занимает заучивание учебного материала в целях его усвоения. Никакое усвоение, воспроизведение, применение знаний на практике без запоминания невозможно. Заучивание основано на понимании материала. Но одного понимания материала мало. Нужна организация деятельности запоминания для того, чтобы понятие было прочно усвоено.

Одним из таких приемов запоминания является прием выделения опорных пунктов (методика Шаталова) и построение на их основе логических опорных схем и конспектов.

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой учебной части материала.

После того, как ученик выделил опорные пункты и расположил их в определенной последовательности, у него получается схема, логически отражающая структуру материала – ЛОС (ЛОК). Удержать в памяти схему гораздо легче, чем весь текст. И если во время ответа ученик руководствуется этой схемой, то все самое существенное в материале он сумеет воспроизвести.

Одной из разновидностей составления ЛОС (ЛОК) является прием, названный А. Гином «Своя опора». Этот прием отвечает таким педагогическим принципам, как принцип свободы выбора, деятельности, обратной связи, высокого КПД.

Формула этого приема следующая: ученик или группа учеников составляют собственный опорный конспект по новому материалу, по ранее изученной теме, при индивидуальной или коллективной работе класса.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учащихся. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа.

При закреплении нового материала каждый ученик составляет свой опорный конспект. Идеально, когда ученики могут обменяться опорными конспектами и объяснить их друг другу.

При повторении изученных ранее тем составлять ЛОК (ЛОС) имеет смысл на листах большого формата (это могут сделать по желанию несколько учеников. Получится т.н. авторский опорный плакат.) и обсуждать их в малых группах.

При коллективной работе класса группа учащихся составляет опорный конспект урока или темы. Либо несколько сильных учеников получают творческое домашнее задание: составить опорные конспекты по ранее изученным темам. На одном из уроков такие учащиеся становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из которых работает тренер по своему ЛОК. После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы и процесс повторяется. Важно: группы должны получить от тренера задание. Например, составить список вопросов по повторенному конспекту, лист тематического оценивания с заданиями разных уровней (на выбор), найти ошибку, заранее внесенную в ЛОК и др.

Кроме того, расширяя ЛОК, можно автоматически прийти и к другой, более современной технологии – использования «Метода проектов».

Идеально метод проектов подходит при изучении некоторых тем курса географии 8 – 9, 10-го классов. Это касается тем, связанных с изучениеим природы, промышленности, харктеристикой страны (когда объем материала велик и удержать в памяти все невозможно). По сути, ЛОК, составленный при изучении этих тем, являются проектами, так как при выполнении работы требуются навыки работы с дополнительными источниками литературы, картами атласа, умения анализировать и работать со статистическими данными, художественный вкус, а также оформительская деятельность. Например, ЛОК по темам «Политическая карта мира» и «Воспроизводство населения» могут выглядеть следующим образом:

Источник

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

В преподавательской деятельности всегда важно не только дать знания, но и помочь сохранить их в памяти надолго. Одним из самых полезных видов работ является составление конспекта. Обычно конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.

Однако существует несколько видов конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов. В нашей сегодняшней статье мы расскажем, как составить конспект. Также выясним, какие самые типичные ошибки допускают студенты.

Что такое конспект?

Какой объем должен иметь конспект?

Основные требования при написании конспекта

Как составить конспект – общие рекомендации

Как составить конспект по различным видам текста

‒ Как правильно сделать конспект по лекциям?

‒ Как правильно конспектировать статьи

‒ Как сделать конспект по книге

‒ Как написать конспект по параграфу

‒ Как составить конспект по учебникам

Главные ошибки при составлении конспекта

Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Как повысить уникальность конспекта

Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.

Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *