Как сделать конституционную монархию
Сказочки про «британскую демократию», «конституционную монархию» и королеву
Как же меня умиляют все эти сказочки про британскую королеву. Вернее, про британскую демократию. А ещё вернее, про британские «демократию» и королеву.
Кого из либералов не спросишь, так «в Британии конституционная монархия». А вы видели британскую Конституцию? Где можно почитать? Как, нигде? Видимо, потому что её никогда не существовало.
Как может быть конституционная монархия без конституции? Но это западопоклонников не смущает, и они обязательно проблеют вам что-то про некий «неписанный свод традиций, ограничивающий власть королевы». Вот только его тоже не существует.
Я несколько лет назад написал текст о полномочиях британской королевы, который вызвал эффект попадания дрожжей в сельский нужник. Каждый либерал считал своим долгом высказать мне своё презрение и «вывсёврёти».
Хотя на самом деле тогда я перечислил далеко не все полномочия британской королевы, в реальности их ещё больше.
Особенно наглядно реальные полномочия королевы проявились после объявления результатов референдума по брекзиту. Кэмерон отправился на утреннее чаепитие к королеве ещё премьер-министром, а вернулся с него уже простым пенсионером.
Да, формально Кэмерон ушёл с поста по собственному желанию, но в этом как раз и состоит настоящая, не формализированная власть, когда для исполнения желаний королевы не нужно даже писать указы – достаточно устного слова монарха.
Более того, как раз «демократия – это процедура», то есть соблюдение всех бюрократических формальностей, а деспотия – это чистая, ничем не ограниченная воля деспота.
Впрочем, Кэмерон был не единственным премьер-министром, которого королева отправила в отставку.
И вот вчера пришла свежая новость, которая в очередной раз показывает нам реальные полномочия британской королевы.
Телеканал «Sky News» сообщил, что новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон намерен обратиться к королеве Елизавете II с просьбой приостановить работу парламента с 9 сентября по 14 октября. «Чтобы беспрепятственно реализовать свою внутриполитическую повестку».
Знаете, как называется роспуск парламента и/или передача его полномочий единоличному лидеру, главе исполнительной власти? То есть совмещение законодательной и исполнительной власти в одном лице? Это называется диктатура.
Диктатура (лат. dictatura) – форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одной политической позиции, за которой стоит либо один человек (диктатор), либо правящая группа лиц.
И вы хотите мне сказать, что существо, облечённое властью создавать диктаторов, само не является диктатором? Как у них врут «reigns but does not rule», «царствует, но не правит»? На кого вообще рассчитаны эти сказочки?
Елизавета II меняет премьер-министров, как перчатки (и генерал-губернаторов колоний, между прочим), переносит даты выборов в нижнюю палату парламента, напрямую руководит разведкой (кстати, МИ-6 длительное время действовала вообще без малейшего законного основания, её деятельность не регулировалась никакими законодательными актами – фактически это была частная разведка короны), отдавала приказы войскам на подавление волнений и многое другое.
И при этом правит уже 65 лет. Но «сменяемость власти» нужна только в России. А там это «традиции, которые нужно уважать».
Смешные всё-таки эти западопоклонники. Видят несуществующее и не видят очевидного.
Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.
Хабеас корпус акт 1679 г.
Хабеас корпус акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) был принят 26 мая 1679 г.
— гарантию от бессудных арестов,
— гарантирует независимость депутатов,
— горизонтальную структуру парламента.
Появился Хабеас Корпус Акт по инициативе партии Вигов как гарантия для оппозиции, провозгласив неприкосновенность личности.
Арестованное лицо вправе обратиться с просьбой выдать приказ Хабеас корпус доставить тело арестованного к лорду-канцлеру или судьям. За отказ – штраф для судьи (в сумме 500 фунтов) в пользу потерпевшего и отстранение от должности.
Акт давал гарантию от судебных преследований.
Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.
В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалатным. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.
Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.
В 1710 г. был издан закон, установивший высокий имущественный ценз. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система.
С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодательной власти.
В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий парламента до семи лет. Это сделало его еще более независимым от короны, как, впрочем, и от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парламентских прений, подвергались преследованию. Парламент прочно занял свое место в системе государственной власти.
Кабинет министров. В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров — орган, занимающий особое место в государственном строе.
Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.
Согласно одному из первых неписаных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. Утверждался принцип неответственности монарха лишал его реальной власти. Ни одну из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.
В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая функция парламента — финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми государственными финансами, что безусловно способствовало усилению могущества парламента.
Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.
Образование США.Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781г.
На протяжении 17-18 вв на побережье Атлантического океана образ-сь 13 колонии Англии.Они имели разл.статус.Там были: корол.колонии во гл. с губернат., частновладельческие колонии и т.д.НО! Общ. Было:наличие общего права; наличие выборного законодательства.На протяжении 18в. м/у колониями и метрополией обостряются противоречия.
Причина обострения противоречий:
Стремление метрополии превратить колонии в аграрно-сырьевой придаток. Америк.буржуазия не выдерживала конкурен.с англ.буржуазией.
Принцип Англии: «Ни одного гвоздя не будет произведено в колонии» Противоречия носили эк-кий хар-р.
Война за независимость 1774-83гг
С целью усиления колонистов созыв.континент.конгресс. И с 3 конт.конгресса — Декларация Независимости (1776г).Колонисты объявляют всему миру свои цели и задачи.
1)Идея естественных прав человека, все люди сотворены равными. Жизнь, свобода и стремление к счастью.
2)Идея общ-го договора. Для обеспеч.прав учреждены спец.Согласие подвластных.И если прав-во нарушает эти права, то подвластные получают право на восстание.
3)В случае нарушения прав — подвластные получают право на восстание.Колонисты объявляют разрыв с метрополией.
Далее, колонисты излагают обширный перечень обид,претеснений,ущемлений прав.
1.Конфедерация США — это не союзное гос-во, а союз самост-х кос-в
2.Статьи конф-ции — это не основной закон гос-ва, а разновид-ть м/ународного договора.
3.Внешний орган крнф-ции — Конгресс(собрание дипломюагентов) — а это не парламент
1.Узость полномочий конгресса (внеш.политика, торговля и война)
3.Отсутствовала единая финансовая система
4.Не было властной вертикали, все решения конгресса исполнялись исполнительными органами штатов.
Конгресс состоял из делигатов из 13 штатов в кол-ве 2-7 человек.Для принятия важных решений требовалось 9 голосов из 13. Закономерно то, что конф-ция начала разваливаться после победы в войне за независимость. Конф-ция была «верёвкой из песка»
Конституция Франции 1791 г.
3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.
Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.
Провозглашалось унитарное государственное устройство. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Главным назначением Национального собрания являлось принятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королевское вето было только отлагательным).
Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее е помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.
Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.
Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло предать виновных суду.
Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный вопрос — кто будет править страной.
Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками получили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.
В Конституции нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления. Королевская власть становилась конституционно ограниченной.
Конституция Франции 1793г.
Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г.
По установившейся традиции она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его сплочения. В них нашли законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.
В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократические принципы организации государства. Торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого устанавливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).
Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течение одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).
Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т. д. (ст. 54).
Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200—600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился законом. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.
Образование Парижской коммуны. Ее государственный строй. Гражданское и трудовое законодательство.
Организация и цели Парижской Коммуны. В ночь на 18 марта 1871 г. отряд правительственных войск попытался захватить пушки парижской Национальной гвардии, приобретенные на средства, собранные трудящимися. Это должно было явиться первым шагом на пути разоружения рабочих.
Существенной особенностью событий 18 марта 1871 года явилась их стихийность. Поражение в войне с Германией, резкое ухудшение и без того тяжелого положения народа, неспособность правящих кругов справиться со сложившейся в стране ситуацией, наконец, попытка открытого военного подавления — все толкнуло трудящихся Парижа на восстание, вручившее власть столичной Национальной гвардии, состоящей в основном из рабочих.
К парижскому пролетариату примкнула городская мелкая буржуазия, положение которой в то время было весьма тяжелым.
Руководящее ядро восставших делилось на «большинство» и «меньшинство». Первое состояло в основном из новых якобинцев (сторонников идей и принципов якобинской республики 1793—1794 гг.) и бланкистов — последователей революционера О. Бланки. Бланкисты искренне боролись за интересы трудящихся. Это были смелые и мужественные революционеры. Но экономические условия, в которых должно было произойти коренное изменение социально-экономического положения трудящихся, они представляли смутно. Главное внимание они сосредоточивали на способах захвата политической власти, полагая, что революция может быть проведена силами небольшой, хорошо законспирированной организации. Значительную часть «меньшинства» составляли последователи учения П. Ж. Прудона. Прудонизм в конечном счете был утопической доктриной, цель которой — снятие противоречий в обществе путем создания особых объединений, основной ячейкой которых должно было стать мелкое индивидуальное хозяйство. Прудонисты отрицали необходимость последовательной политической борьбы. Они заявляли о своем стремлении к полной и немедленной отмене всякого государства. «Большинство» и «меньшинство», несмотря на различия в теории, по основным политическим вопросам выступали достаточно сплоченно.
На следующий день после бегства правительства (19 марта) перед восставшими встала задача учреждения новой власти. Некоторые ее важные элементы уже действовали. Национальная гвардия являлась единственной военной силой в Париже. В первые же дни восстания были разгромлены полицейская префектура с правительством в Версаль, передавались кооперативным ассоциациям рабочих. Предусматривалось учреждение третейского суда, «который в случае возвращения хозяев должен будет установить условия передачи мастерских рабочим товариществам и размер вознаграждения, которое эти товарищества должны будут уплатить бывшим хозяевам».
Одновременно Коммуна опубликовала программный документ относительно основных принципов предлагаемого государственного строя Франции—Декларацию к французскому народу (19 апреля 1871 г.).
Оставаясь единой демократической республикой, Франция должна была предоставить гражданам всей страны право создавать автономные коммуны, организованные по типу Парижской, правомочия отдельной коммуны могли быть ограничены только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых обеспечивал единство страны. К ведению каждой коммуны относились вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, образование. Неотъемлемым правом граждан коммуны объявлялось их участие в ее делах путем свободного выражения своих взглядов и свободной защиты своих интересов, а также полная гарантия свободы личности, свободы совести и труда. Должностные лица, выборные или назначенные после победы по конкурсу, должны находиться под постоянным общественным контролем и могут быть отозваны. Центральное правительство — «центральная администрация», как оно называлось в Декларации,— мыслилось в виде собрания делегатов от отдельных коммун.
«Коммунальная революция» рассматривалась как начало новой эры «экспериментальной, позитивной, научной политики».
Версальское правительство развернуло в Париже активную подрывную деятельность (шпионаж, подкуп, саботаж, диверсии, террористические акты). Пользуясь провозглашенным правом свободы печати для всех, корреспонденты выходивших в Париже проверсальских газет посещали наиболее ответственные участки фронта, после чего печатали подробнейшие военные обзоры. Они служили дополнительным источником информации для версальцев, имевших возможность получать эти газеты в тот же день. (Только после долгих и мучительных колебаний Коммуна приняла решение ограничить свободу печати.)
К-ция Фр.(КФ)1946.
Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.
На развитие Германии оказало влияние:
Политическая раздробленность сохранялась в Германии до начала XIX века. Рейнский союз 1806 год – первая попытка объединения Германии(16 гос-в) под протекторатом Франции.
Парижский трактат 1815 г. – Германский союз (конфедерация 35 гос-в), при этом запрещалось этим гос-вам создавать единое гос-во. 1866 год – северогерманский союз под эгидой Пруссии. 1871 год – Германская империя в результате нескольких войн (Пруссия – Австрия, Франция – Пруссия (1870)).
Полит. Раздробленность обусловила:
— экон. Отставание Германии от других европейских стран;
— Германия не успела к колониальному разделу;
— Реваншистская политика Г (передел мира);
— объединение Германии произошло под эгидой Пруссии и обусловило её господство.
Стержнем прусского гос-ва становится армия. Пруссия сформировалась как милитаристское гос-во.
— закрепляла доминирование Пруссии в единой Германии (император – король Пруссии; рейх-канцлер – премьер-министр Пруссии; в верхней палате парламента – 17 голосов из 58 – Пруссия) Для пересмотра конституции против должно быть 14 голосов. Более 60% населения и территории принадлежало Пруссии.
Форма правления – федерация.
Законодательная власть – 2палатный парламент.
Верхняя палата – Союзный Совет – назначался правительствами союзных государств.
Председателем верхней палаты был канцлер империи, назначаемый королём Пруссии.
— внутренняя и внешняя политика;
На долю местных правительств приходилось исполнение имперских указаний.
ГГУ 1900г.
1896-1900(введен в действие). Создав-ля в 2 приема. 1 редакция б. принята неудовлетворительной, 2-б.принята. Стр-ра: пандектная.Общая часть-1 книга(всего 5 книг). Всего 2385 параграфоф+вводный з-н(218 ст.). Особенности: сложный и спец.язык, доступный только спец-там; статьи строятся по принципу матрешки(1 ст. отсылает к др.); каучуковые нормы неопред-го хар-ра; содержит неопред-ные формулировки(добрые нравы..). Для физ.л. делится правоспос-ть и дееспос-ть, = гр-н перед з-ном. Прописаны юр.л., они делятся на публичные(созд-ся гос-вом, цель-гос.цели) и частные(частными лицами для частных целей). Все юр.лица делятся на союзы и учреждения. Союз-объед-ние неск-ких физ. и юр.л. Делятся на хозяйств-ные(цель-прибыль) и нехоз-ные. Разный порядок образования: для нехоз.-свободный явочный, для хоз.-усложнённый разрешения правит-ва. Учрежд. Созд-ся учредит-лями на основе целевого имущ-ва, выгоды получают 3 лица. Не преследуют хоз.целей(больницы, музеи..). Предусм-л условия прекращения юр.л.: частно-прав.причины(несостоят-ть, их воля)+гос-во м. принудит-но, если деят-ть угрож. обществ.интересам. Вещное пр.: вещи движ (четко определены).и недвиж. Закрепл-ся правомочия собств-ка (его пр.-абсолютное вл.вещью). Зем.соб.не т.на поверхн-ть, но и недра. Обязат.пр. Из дог-ров и деликтов. П-ципы: свобода дог-ра, =сторон в дог-ре, обязат-ть исп-ния, отв-ть за неип-ние. Брачн.сем.пр. Брак гр-кий. Возраст 21, 16. Развод-санкция за виновное поведение супруга. Глав-во мужа в семье. Режим имущ-ный з-ный и по брачн.дог-ру. Но муж не м.претендовать на личное им-во жены. Вл.отца и матери, но т.отец имел пр.умеренного н-ния. Бастарды по отнош.к матери-з-ные, к отцу-нез-ные, но имеют пр.на алименты до 16 лет. Насл.пр. Н-ние по з-ну и по завещ. По з-ну нет пределов н-ния. Свобода завещ. ограничив-ся обязат.долей(половина з-ной доли) нисходящим(родители, супруг..).
Ноябрьская революция.
Фашистская диктатура.
Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны.В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрерпринципе, неограниченной вл.»вождя» (фюрера). Гл. целью создания партии станов. распр-ние фашистской идеологии, подготовка спец. террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и для захвата вл. В 1923 фашисты предпринимают попытку захватить гос.вл. («пивной путч»). Провал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику борьбы за вл. С 1925нач-тся «битва за рейхстаг» путем создания массовой базы фашистской партии. В 1928 фашисты получают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Механизм фашистской диктатуры.С приходом к вл. Гитлер оформляет свой тоталитарный режим,разрушая Вейморскую республику и формирует тоталит-ное гос-во.Фактич.в основе вл.Гит.лежат 2 декрета:1)от 1933 28фев «об охране народа и гос-ва»,приостан-ет действие 7 ст. Вейм. конст-ции, к-ые гарантировали ПиС гр-н (неприкоснов-ть личности, жилища, тайна переписки, св. слова, св. собраний, св. союзов, неприкоснов. частн.соб-ти).На его основании распущены и запрещены все политич.партии и профсоюзы.2)23марта 33г «о ликв-ции бедственного положения народа и гос-ва», рейхстаг передал полномочия канцлеру(писать з-ны,кон-ть бюджет,внешн.политика,поправки к Кон-ции).Гитлер:имеет полномочия през-та;он глава прав-ва;верх.главноком-щий;пишет з-ны;фюрер нацистской партии.Признаки тотал-го режима:кон-ль ментальности (индивид-го и массового сознания);жесткий поведенческий кон-ль(треб-ся постоянная демонстрация преданности и поддержки);ср-ва кон-ля поведения и сознания-массовые репрессии. Автор.режим репрессирует противников режима, а тотал.-произвольно (каждый 9).
Образование ФРГ.Германия раскалывалась на две части: ФРГ и ГДР. В связи с этим в апр.1949 б. принят Оккупационный статут, разраб-ный западногерманскими оккупац-ми властями. Статут сохранял эк-кий и политич. кон-ль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им пр. осущ-ть надзор за соблюд-ем Основного з-на ФРГ и конституций земель, отменять все местные з-ны, противоречащие им. 8 мая 1949 г. Основной закон ФРГ б. принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины «Учредительное собрание» и «конституция» б. сняты из употребления по настоянию самих немцев.Основной закон д.б. обозначать «временный хар-р» устан-ных им конституц-ных порядков. После одобрения его всеми землями Западной Германии в конце мая 1949 г. он вступил в действие в кач-ве постоянной Конституции ФРГ. 23 мая 1949 г. считается днем образования гос-ва ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт «военных комиссаров» западных держав в Германии. Б.проведены первые выборы в бундестаг и создан бундесрат, через 3дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, т.к. сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров. В 1951 г. Оккупационный статут б.пересмотрен в сторону большего расширения полномочий гос. органов ФРГ, в частности, б. снят кон-ль над федеральным и земельным з-вом, правительственным органам ФРГ б. переданы нек-ые полномочия в сфере внешней торговли и валютного рег-ния. Конституция 1949 г.1 раздел посвящается правам чел.,провозглашается «ненарушимость чел-го достоинства», «неприкоснов-ть» и «неотчужд-ть» прав чел.среди к-ых –пр. на жизнь и личную неприкосновенность, =всех перед з-ом. Особое место занимает пр. на петиции (жалобы) в органы гос. вл.отдельных лиц и их объединений. Защита соц.прав не получила в Основном законе значит-ого места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель.
Хабеас корпус акт 1679 г.
Хабеас корпус акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) был принят 26 мая 1679 г.
— гарантию от бессудных арестов,
— гарантирует независимость депутатов,
— горизонтальную структуру парламента.
Появился Хабеас Корпус Акт по инициативе партии Вигов как гарантия для оппозиции, провозгласив неприкосновенность личности.
Арестованное лицо вправе обратиться с просьбой выдать приказ Хабеас корпус доставить тело арестованного к лорду-канцлеру или судьям. За отказ – штраф для судьи (в сумме 500 фунтов) в пользу потерпевшего и отстранение от должности.
Акт давал гарантию от судебных преследований.
Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.