Как сделать концерт на улице
Как организовать концерт артиста в своем городе
Музыкальная индустрия претерпевает интересные изменения. С каждым годом она растет всё больше и больше. Постоянно появляются новые музыкальные сервисы, лейблы, артисты и основной заработок последних — концерты. Мы можем занять определенную ступень в этой индустрии, а именно попробовать организовать концерт артиста и заработать на этом. Как именно это делается, какие подводные камни, с чего лучше начинать, всё это станет темой нашей сегодняшней статьи.
О бизнесе
Информация будет разбита на две большие части. В первой части речь пойдет о самом бизнесе организации концертов. Мы расскажем вам о конкуренции, райдерах, схемах работы с исполнителями, то есть разберем основы, которые обязательно нужно знать. Во второй части мы поговорим более подробно о практической части: как искать артиста, как выбирать клуб и т.д.
Актуальность исполнителей
В текущих реалиях невозможно дать вам длинный список артистов, с которыми стоит работать, а с какими лучше не сотрудничать. Тенденции меняются так быстро, что сегодня исполнитель может быть никому не нужен и не интересен, завтра станет звездой собирающей тысячи в залах, а послезавтра снова будет никому не нужен.
Примером таких исполнителей может выступить Johnyboy, который потерял свою репутацию после проигранного Versus батла. Он стабильно собирал хорошие площадки, но после проигрыша огромное количество фанатов от него отвернулись. Некоторые передумывали покупать билет на концерт, а те что уже купили возвращали их обратно.
Другой пример Big Baby Tape, он обрел большую популярность после выпуска альбома Dragonborn, который уже прослушали более 50 млн. раз.
Возможно в вашем детстве (молодости) была какая-нибудь популярная группа или исполнительница, например Глюк’OZA. Вы очень любите ее и ее треки, у вас есть какой-то бюджет и вы хотите организовать концерт. Прежде всего вы должны проверить, а насколько она сейчас вообще актуальна? Многие исполнители из прошлого так и остались в прошлом. Когда-то на их концерты могло приходить огромное количество людей, но постепенно их вытеснили более молодые и теперь организация концертов с ними просто нерентабельна. Разумеется, бывают ситуации, когда с возрастом исполнитель становится только популярнее или хотя бы не так сильно теряет популярность.
Зарубежные артисты
Если вы задумывайтесь над тем, чтобы пригласить зарубежных исполнителей в Россию или какую-нибудь другую страну СНГ, то мы крайне не рекомендуем этого делать по следующим причинам:
С другой стороны, если вы не боитесь трудностей, готовы решать проблемы на ходу и у вас есть много лишних денег, то можете попробовать пригласить зарубежных артистов, но без опыта проведения концертов вероятность того, что вы уйдете в минус довольно велика.
Конкуренция
Следующий важный момент — конкуренция. Это особенная проблема для небольших городов и далее мы объясним почему:
Допустим мы проводи концерт рэпера Yanix, целевая аудитория которого молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. На следующий день другой организатор проводит концерт Жака-Энтони, у которого точно такая же целевая аудитория. В итоге это приводит к тому, что ни первый, ни второй не соберет достаточно большое количество посетителей. Чтобы такого не происходило организаторы часто договариваются между собой развести дни концертов. Один человек проводит концерт в начале месяца, другой в конце месяца или вообще переносит на другой. В итоге такая схема выгодна всем.
Если вы хотите начать организовывать концерты в своем городе, то сначала попробуйте найти людей, которые уже занимаются этим и поговорить с ними. Они наверняка расскажут вам гораздо больше интересного и полезного, чем вы сможете найти в интернете.
Города
Как уже было сказано ранее, чем меньше город, тем быстрее рынок насыщается. Для одних городов будет мало 20 концертов в месяц, а для других 4 уже очень много. Для городов с населением менее 200 000 человек такой вид бизнеса будет крайне сложным. Ваши расходы на организацию концерта могут очень часто не окупаться.
Минимальный размер города для получения хорошей прибыли — 500 000 человек. В него можно приглашать как известных артистов, так и малоизвестных. Вы в любом случае сможете выходить в плюс.
Что касается крупных городов, то организовать концерт в Москве, Санкт-Петербурге или каком-нибудь другом крупном городе крайне дорого, но вероятность того, что вложения окупятся, достаточно высока.
Также, нужно смотреть на культурные ценности населения города и приглашаемого артиста. Они могут не всегда совпадать и тогда в худшем случае концерт будет отменен. Такая ситуация произошла с Егором Кридом, когда его творчество раскритиковал Хабиб Нурмагомедов.
Райдеры
Если говорить простым языком, то райдер исполнителей — это перечень их требований для участия на вашем мероприятии. В нем может указываться всё что пожелает артист и у каждого он разный.
Райдеры делятся на два типа:
Часто в райдере указывают что-то совсем выходящее из ряда. Например, могут написать, что для выступления им требуются две мулатки массажистки ростом в 178 сантиметров. Либо простое требование, расставить бутылки воды в гримерке в виде буквы «П». Делается это исполнителями, не потому что они чокнутые, а потому что им нужно убедиться, что вы внимательно читали их райдер и выполнили все требуемые условия.
Если еще на стадии переговоров обнаружится, что вы не читаете райдер, то это крайне плохо. Вполне возможно, что исполнитель вообще не станет с вами сотрудничать. Либо если уже на этапе проведения концерта, когда артист стоит на сцене, обнаружится, что вы сделали что-то не так, то это может привести к тому, что в будущем вы не будете больше сотрудничать с этим исполнителем.
Схемы работы с артистами
Существует две актуальных на данный момент схемы работы с артистами: за гонорар и за процент прибыли:
Заполненность зала
Важнейшая вещь в этом бизнесе — это заполненность зала. Чем меньше людей вы приведете, тем меньше заработаете. Поэтому вам нужно стараться, чтобы их было больше.
Интересным лайфхаком для увеличения посещаемости концерта является не простое проведение концерта, а проведение тусовки, куда вы приглашаете артиста как хедлайнера. В результате вы смешаете сразу две аудитории: одни придут на мероприятие ради исполнителя и его музыки, а другие придут просто так ради вечеринки. Если акцентировать внимание на том, что проводится концерт, то вы отпугнете людей, которые хотели бы просто повеселиться в клубе.
Другой важный момент, если вы облажаетесь и продадите мало билетов, то проблемы у вас на этом не закончатся. Многие артисты не хотят терять репутацию и потребуют от вас заполненного зала, который будет красиво смотреться на фотографиях в Instagram. Вам придется бесплатно раздавать билеты своим друзьям, знакомым или какими-то другими способами искать массовку. Разумеется, некоторым исполнителям плевать на это и они готовы выступать перед 10 своими фанатами.
Все эти вопросы обсуждаются заранее, поэтому если вы хотите самостоятельно организовать концерт, то обязательно обговорите это всё с менеджером артиста.
Пошаговый план организации концерта
Пришло время обсудить более технические моменты. Сразу стоит отметить, что если вы хотите провести чье-то выступление, то вам нужно составить бизнес-план по организации этого концерта.
Под бизнес-планом мы не подразумеваем рукопись на 400 страниц, мы имеем в виду, что вы должны прописать на бумаге все расходы, потенциальную прибыль, подробный план действий и возможные проблемы. Делается это для вас, а не для других. Когда у вас на бумаге всё расписано, вам не приходится держать в голове огромное количество информации и вы осознаннее принимаете решения. Этот бизнес-план можно расписать на туалетной бумаге, если вам угодно, но сделать это нужно.
С чего лучше начинать?
Крайне не рекомендуем начинать свою деятельность с проведения крупных мероприятий. Чем крупнее мероприятие, тем крупнее будут проблемы, которые вам придется решать. Для начала вам нужно организовать концерт в небольшом клубе, посмотреть как всё это работает и постепенно расти.
Плюсом данной деятельности является то, что проблемы маленьких и крупных мероприятий очень похожи, например:
Проблем может быть миллион и поверьте нам, с менее популярным артистом гораздо проще урегулировать все конфликты, чем с известным. При этом суть решения проблемы одна и та же. Поэтому мы рекомендуем вам набивать шишки с начиняющими артистами, а затем переходить к более известным. Когда будут крутиться большие деньги, у вас уже будет достаточно много набитых шишек, чтобы быстро решить появившиеся проблемы, либо вообще не допускать их возникновения.
Также, на старте вашей карьеры мы рекомендуем работать по схеме с оплатой за процент от прибыли. На таких условиях согласятся работать только малоизвестные артисты. Если артист малоизвестный, то вероятность того, что вы заработаете прибыль в маленьком городе крайне мала.
Поиск артиста
Если говорить о процессе организации концерта, то вначале вам нужно найти исполнителя, которого вы хотели бы пригласить:
Как только вы нашли какого-нибудь артиста, который вам понравился вам нужно проанализировать его и понять, а окупится ли он? Нужно понять две вещи:
Всё разберем на примере, допустим мы нашли артиста Bumble Beezy, на момент написания статьи показатели его популярности следующие:
Из этого можно сделать вывод, что артист далеко не топовый, но довольно популярный. Далее находим расписание концертов и видим, что в течении года у него много концертов. Скорее всего, в минус такое количество концертов проводить не будут, значит музыкант генерирует прибыль.
Предположим, что мы собираемся организовать концерт в Воронеже. Мы должны прибегнуть ко всем возможным способам аналитики, чтобы понять выгодно ли проводить концерт или нет. Например, можно посмотреть количество участников в его официальной группе из Воронежа. Затем покопаться в истории и посмотреть как прошли другие концерты в городах миллионниках. Можно сопоставить какие-то цифры и сделать выводы. В общем, благодаря своим аналитическим способностям вы можете предположить прибыльность проведения концерта.
Выбор клуба
С выбором клуба может возникнуть две проблемы:
Рассмотрим какая проблема лучше. Допустим мы хотим организовать концерт, что-то заработать на нем и приглашаем к нам в город артиста. Вместе с райдером, арендой и вообще всеми расходами общая сумма будет составлять 1 млн. руб. Чтобы нам заработать 100 000 рублей, нужно продать примерно 730 билетов по 1 500 руб, при этом максимальная вместительность зала 750 человек. В итоге может получится так, что у нас солд-аут, все билеты проданы, зал заполнен полностью и мы заработали всего 125 000 руб, когда могли заработать больше. Минусом в данном случае будет только то, что мы не заработали то, что могли заработать, но при это всё равно заработали свои деньги.
Другой вариант, когда мы арендовали слишком большое помещение и большая часть зала у нас не заполнена. Сразу первая проблема — мы переплатили и могли арендовать клуб поменьше. Вторая возможная проблема, нам придется суетиться, чтобы нагнать массовку в клуб, дабы не портить репутацию артисту.
Выполнение райдера
После того как мы нашли артиста, клуб, договорились со всеми о проведении концерта, мы должны приступать к выполнению райдера. Крайне рекомендуем начинать задумываться о его выполнении как можно раньше, чтобы не бегать в последнии дни.
Заранее найдите и проверьте на работоспособность всё необходимое оборудование. Это самое важное, если вы здесь ошибетесь, то это будет очень плохо и неприятно, когда на сцене у артиста внезапно перестанет что-то работать.
Также, не откладываем решения вопросов бытового райдера. Заранее купите все бутылки воды, виски и прочие вещи, которые могут долго лежать и не портиться.
Рекламная кампания
Мы подошли к самому интересному. Казалось бы, организовывая концерт популярного исполнителя любой клуб автоматически набивается огромным количеством слушателей, но на самом деле это далеко не так.
Реклама максимально важна. Поймите, что люди не сидят каждый день и не мониторят какой исполнитель к ним в город приезжает в этом месяце. Они уже привыкли получать эту информацию из рекламы или от знакомых.
Поэтому мы должны понять свою целевую аудиторию и придумать каким образом лучше всего доносить до них информацию, к стандартным методам относят следующие:
Конечно же, сам исполнитель может сделать пару анонсов в своих социальных сетях о проведении концерта, но расчитывать на это не стоит. Обычно у популярных артистов есть одна страничка, на которой есть расписание концертов на год вперед и о самых важных они уведомляют свою аудиторию дополнительно. Про какой-нибудь концерт в городе с населением 300 000 человек они могут вспомнить только от своего менеджера.
Если у вас вообще нет никакого представления почему реклама так важна, то просто проанализируйте своих конкурентов и вы всё поймете.
Также, стоит отметить, что если вы пригласили артиста заработали на его выступлении 0 рублей, то это не повод ставить на нем крест. Вполне возможно, что сложились неудачные факторы, например слабый новый альбом и слабая рекламная кампания. Пригласив его снова через год вы уже можете заработать 100 или даже 200 тысяч рублей. Такие случаи бывают очень часто.
Сколько можно зарабатывать и какие расходы?
Последние вопросы, которые так всех сильно мучают — финансовые вопросы и на них очень сложно ответить.
Пример из реальной практики, бывают совсем неудачные концерты, когда приглашается малоизвестная группа. Она собирает всего 30 человек и вы уходите в большой минус.
Невозможно ответить сколько стоит организовать концерт и сколько на нем можно заработать. Минимальная сумму гонорара более или менее известного исполнителя 100 000 рублей, на аренду клуба может уйти примерно 50 000 рублей, плюс расходы райдера. В итоге на организацию концерта уйдет 200 000 рублей. Это если рассматривать по минимуму.
В реальности даже сам артист сразу не скажет вам точно за сколько он выступит. На это влияют такие факторы как:
Начиная работать нужно отталкиваться оттого, что поначалу вы вообще будете выходить в ноль, пока не накопите достаточного опыта. Затем вы набьете руку и сможете постепенно выйти на чистую прибыль в 300 000 рублей в месяц проводя по несколько концертов с не пересекающейся аудиторией. Далее перспективы безграничны, возможно, вы перейдете на организацию мероприятий с топовыми артистами или если вас устроит ваш уровень дохода останетесь на нем. В любом случае, эта деятельность очень интересная. Если вы любите много общаться с людьми и хотите встретить в своей жизни много интересных личностей, то этот бизнес точно для вас.
Организация онлайн-концертов и мероприятий: как перейти в интернет, за неделю продать почти 1 000 билетов и не разочаровать зрителей. Что нужно для организации онлайн концерта?
В апреле 2020 года из-за коронавируса в России запретили массовые мероприятия. Даже тем, кто раньше с этим не сталкивался, пришлось заняться организацией и проведением онлайн-мероприятий. Музыканты не остались в стороне, многие выходили на связь из дома, собирая деньги в формате добровольных пожертвований: кто-то больше, кто-то меньше. Были и те, кто попробовал организовать полноценный концерт, но не смог покрыть даже части затрат на организацию концертов, хотя и экономил на том, на чем экономить нельзя: изображении и звуке. В результате снизилось доверие к онлайн-мероприятиям в целом, так как люди стали воспринимать их, как нечто кустарное, временное и не достойное оплаты. И все таки, что нужно для организации онлайн концерта?
Наш герой рассказал, что нужно для организации онлайн-концерта, как привлечь на мероприятие максимум зрителей и каких вложений требует организация онлайн-мероприятий, а также как провести онлайн концерт.
Коронавирус, разрушенные планы и второе рождение
Артемий в Индустрии с 2012 года. Начинал в театрах в качестве руководителя подразделений видеопроекции и постановочного освещения: работал в Санкт-Петербургском театре Музыкальной Комедии, компании Stage Entertainment, на новой сцене Мариинского театра. С 2013 года в составе постановочной команды трудился над мюзиклами «Чаплин», «Таганский фронт», «Привидение» и «Бал вампиров», концертом «Хиты Бродвея» и другими постановками в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Воронеже. Был техническим директором первого в России фентези-мюзикла «Последнее испытание», где, в числе прочего, отвечал за продвижение, изготовление афиш и других рекламных материалов, создание сайта.
Кроме театра работал креативным продюсером в кинокомпании, занимавшейся съемкой зрелищных мероприятий, и в Останкино — ассистентом главного режиссера телеканала «Семья». Его часто приглашали принять участие в организации выступлений артистов мюзиклов, из которых самыми любимыми были концерты Ивана Ожогина — актера, певца, лауреата национальных театральных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра», исполнителя главных ролей в мюзиклах «Призрак Оперы», «Бал вампиров», «Джекилл и Хайд», «Норд-Ост», «Pola Negri» и многих других.
Организация и проведение онлайн мероприятий
До карантина Артемий работал в обычном темпе, совмещая работу в театре с работой над художественным оформлением спектаклей и концертов: продумывал новые мероприятия, подбирал площадки, занимался привлечением зрителей. И тут грянул гром — массовые мероприятия запретили, были отменены концерт Ивана Ожогина в БКЗ и премьера мюзикла «Дон-Жуан». Артемию позвонила концертный директор артиста Ирина Ткачева с просьбой подумать о том, как провести онлайн-концерт с продажей билетов.
Вместе с форматом пришлось менять концертную программу. Если раньше Иван Ожогин исполнял русские романсы и песни, арии из опер и мюзиклов, то теперь, чтобы заинтересовать публику, включил в свой репертуар песни групп «Кино» и «Zivert». Мероприятие получило название «Вне зоны комфорта», отражающее одновременно и выход в онлайн, и новое наполнение.
Действовать пришлось быстро — никто не знал, что будет завтра, из-за пандемии могли вовсе запретить перемещения по городу. За неделю организаторы подготовились к запуску продаж: нашли площадку, сервис для трансляции, протестировали оборудование. За две недели до мероприятия начали продавать билеты онлайн.
Как монетизировать онлайн-концерт
Перед тем, как провести онлайн-мероприятие или концерт, важно подумать, как на нем заработать. Есть два пути — сбор донатов или продажа билетов онлайн на мероприятие. Перед командой Артемия стояла задача организовать онлайн концерт с билетами. Это было самое рациональное решение с учетом формата предстоящего мероприятия.
Если говорить о стриме, когда артист общается со зрителями, сидя дома перед камерой, то донаты — это нормально, риски минимальны. Но когда в планах онлайн концерт, на организацию которого нужно потратиться, донаты не могут гарантировать его окупаемость:
Билеты же продаются 8-10 дней, что позволяет провести аналитику, оценить успешность продвижения, обнаружить и подтянуть слабые каналы. Если все плохо, это известно заранее, а не во время трансляции, и у организатора есть возможность подготовиться, что-то предпринять. Даже отмена мероприятия с последующим возвратом билетов или замена формата на более экономичный может оказаться лучшим вариантом, по сравнению с уходом в минус в такое сложное для Индустрии время.
Как готовились к первому онлайн-концерту
Оценка бюджета
Когда речь идет об оффлайн-мероприятии, организатор знает, на что рассчитывать: может прикинуть, сколько зрителей соберет артист в том или ином городе, какой бюджет заложить на организацию. Есть опыт и статистика.
Онлайн-концерт — это возврат на стартовую позицию: нет данных, на которые можно было бы опереться, приходится предполагать. Чтобы не уйти в минус, нужно определить, что реально важно для аудитории, а от чего можно безболезненно отказаться.
По словам Артемия, организация и проведение онлайн-концерта не так дешевы, как может показаться новичкам. Убираем зрителей из зала, ставим вместо них камеры с ПТС и получаем плюс 150 000-300 000 рублей к остальным расходам.
При этом прибыль меньше по ряду причин:
По опыту Артемия, речь идет о таких цифрах:
Было ясно, что надо ужиматься, но так, чтобы не потерять зрителей. Планировалось не разовое мероприятие, а серия, важно было, чтобы люди возвращались.
Позиционирование при организации онлайн мероприятия
Чтобы убедить слушателей платить за онлайн-концерт, важно правильно донести ценность такого мероприятия. Здесь Артемию пригодился опыт работы креативным продюсером в кинокомпании, которая занималась переносом сценических постановок на экран.
Как провести онлайн мероприятие?
Хороший фильм-концерт может быть намного интереснее самого концерта, благодаря количеству деталей и нюансов, которые доступны на экране, но не видны из зрительного зала. То же со звуком — в зале всегда есть места, где не слышно артиста или музыка превращается в кашу.
Организаторы учли эти факторы и разработали концепцию «Каждый зритель — в первом ряду». Главной задачей было сделать так, чтобы люди слышали то, что слышит звукорежиссер, и видели все самое интересное за счет многокамерной съемки и крупных планов. Этим команда и занялась в первую очередь.
«Мы нашли, чем зацепить аудиторию. Одна из главных причин пойти на такой концерт — быть зрителем в первом ряду. Да, в зале другая атмосфера: вокруг люди, на сцене артист. Но не все зрители могут увидеть исполнителя и музыкантов так близко, как это можно сделать во время грамотно организованной онлайн-трансляции. У людей есть возможность рассмотреть каждое движение и эмоцию любимого артиста».
Привлечение аудитории
Рассчитывали в первую очередь на постоянную аудиторию артиста, поэтому нужно было придумать весомый стимул покинуть зону комфорта и попробовать онлайн-формат. Дальше проще, но в первый раз желательно выходить с новой необычной программой, которая сама по себе представляла бы интерес: для постоянной аудитории это резонный повод поучаствовать в чем-то впервые.
Также решено было использовать интерактив — возможность пообщаться с артистом. На первый концерт организаторы пригласили журналиста, ведущего передачи «Неспящие» на канале 78 Александра Малича, который зачитывал вопросы и транслировал реакцию зрителей на съемочную площадку. Вопросы собирали и фильтровали заранее, чтобы исключить дубли, неудобные вопросы и провокации.
Организация онлайн мероприятий
Реклама в соцсетях
При подготовке оффлайн-мероприятий команда уделяла больше внимания таргету и контекстной рекламе, так как нужна аудитория из определенного города, которая ходит на концерты, к тому же есть больше времени, чтобы реклама успела развернуться.
Как провести онлайн мероприятие или онлайн концерт?
В случае с онлайн-концертом сроки сжаты — нет смысла планировать его за полгода, три месяца и даже месяц, ведь ситуация постоянно меняется. Нет возможности ждать, пока люди отреагируют на рекламу, присмотрятся к рекламным баннерам. Зато любой подписчик — потенциальный клиент: он уже в сети, может присоединиться, где бы не находился, знает артиста и интересуется его творчеством. Даже если раньше человек не посещал мероприятия, сейчас все может измениться, так как стоимость билета ниже, а выходить из дома не придется.
Помогло то, что сообщества Ивана были живыми, активно обновлялись, а в Facebook было много платежеспособных поклонников из других стран.
Технические моменты
Что нужно для организации концерта в техническом плане? Чтобы не разочаровать зрителей, важно было максимально хорошо подготовиться к проведению концерта: найти площадку со стабильным интернетом, поработать над звуком и картинкой. Интересная творческая программа, талантливые музыканты и интересные гости не спасут, если зритель не услышит качественно сведенный звук, а изображение будет не информативным и скучным. Вероятность того, что человек захочет вернуться, стремится к нулю.
Организаторы онлайн-концертов Ивана Ожогина знали, что, несмотря на сжатые сроки, важно обеспечить высокий уровень мероприятия. Чтобы звук был идеальным, звукорежиссер во время репетиций уходил в закрытое помещение подальше от музыкантов — это помогло свести звук так, как если бы он это делал на концерте. Кроме звукорежиссера, на площадке работал мониторный инженер, который помог музыкантам вывести правильную громкость и создал для них комфортные условия во время трансляции, что позволяло звукорежиссеру не отвлекаться от эфира.
Пришлось попотеть и над видеорядом. Картинка должна быть такой, чтобы зрители все три часа смотрели концерт, не отрываясь. Для этого важно правильно расставить камеры, захватить как можно больше деталей. «Чем монтажнее расставлены камеры, тем чаще можно между ними переключаться и показывать зрителю самое интересное. Важно найти хороший видеопродакшн. Нам повезло — подключили компанию, с которой постоянно сотрудничаем».
Понятно, что первый концерт — это эксперимент, хотелось бы провести его с минимальным риском и затратами, но есть разумные пределы. Если хотите сохранить аудиторию, ни в коем случае не экономьте на:
Последний пункт может оказаться самым сложным, ведь каждый второй в нашей стране — видеограф-самоучка. Даже большая компания, которая занимается этим профессионально, не всегда хороший выбор: очень часто отсутствие мастерства компенсируется огромным количеством камер, из которых в эфир идут только те, на которых нет брака по кадру. Кроме того, клиенты большинства компаний, которые занимаются трансляциями, — конференции и мастер-классы, а на музыкальной сцене их режиссеры просто теряются и не понимают, что реально интересно, а что нет. Предпочтение лучше отдавать тем, кто работает в жанре живых выступлений и может продемонстрировать примеры работ. Просматривая портфолио, обращайте внимание, в первую очередь, на мероприятия, где было использовано меньше всего камер. Если концерт, снятый на три-пять камер, интересно смотреть, значит, режиссер монтажа и оператор-постановщик достаточно профессиональны. Они смогут построить красивое изображение и монтажную схему, задействовав минимальное количество камер и операторов, что поможет сэкономить без потери качества.
Не забывайте о том, что все, кто связан со зрелищными мероприятиями (концертные площадки, технические специалисты, музыканты, прокат и даже компании, которые занимаются съемкой и трансляциями), оказались сейчас в непростых условиях, поэтому в большинстве случаев можно договориться о взаимовыгодных условиях и антикризисных ценах.
Например, команде Артемия помещение для первого концерта досталось практически бесплатно, но пришлось привезти и установить звуковое и световое оборудование. А второй клуб, который предложил очень хорошие условия, был уже оборудован всем необходимым, включая светодиодный экран.
Как организовали продажу билетов на первое онлайн-мероприятие
Артемий и команда были уверены, что сервисов, с помощью которых можно организовать онлайн продажи билетов, много. Оказалось, что самые популярные стриминговые сервисы не учитывают потребности организаторов онлайн-концертов:
Вы можете продавать свои онлайн- мероприятия в Facecast через Qtickets. Посмотрите, какая простая интеграция в нашей базе знаний.
Условия и качество сервиса полностью удовлетворяли требованиям, но способ реализации билетов и вывода средств не позволял покрывать расходы на проведение мероприятия за счет предпродаж, как это обычно происходит в концертной сфере. После мероприятия приходилось ждать периода с 1 по 10 число, чтобы забрать заработанные деньги. Это делало проведение даже одного концерта в месяц крайне затруднительным.
Решено было разделить функции: трансляцию проводить на Facecast, а билеты продавать через специализированный сервис, с которым организаторы работали на некоторых концертах, когда распространением билетов не занималась площадка.
Минус такой схемы в том, что готового решения для продажи кодов доступа к онлайн-мероприятию у билетных операторов не было. Они предложили продавать обычные билеты, в которых зрителей информировали о том, что коды доступа придут в отдельном письме, и отправлять коды с помощью сервиса рассылки.
Сначала это казалось хорошей идеей, но потом начались проблемы. В первый же день продали более 150 билетов. Схема с рассылкой была недостаточно хорошо отработана, команда не успевала, покупатели волновались и писали всем подряд: в поддержку билетного оператора, где разводили руками, в поддержку Facecast, в группу ВКонтакте, на имейл техподдержки. Это могло отразится на продажах, так как негатив моментально выливался на стены сообществ и в комментарии. Часто зрители неправильно указывали адрес, письмо с кодом доступа попадало в спам или пряталось автосортировкой, почтовый клиент не пропускал рассылку — каждый такой случай приходилось обрабатывать вручную, вместе с самой рассылкой это занимало в среднем 4-5 часов в день.
Пик пришелся на время запуска концерта, потому что многие первый раз задались вопросом как попасть на трансляцию за 5-10 минут до ее начала. Эти люди получили письма, но даже не открыли, отложив все на последний момент. Они активизировались за час до концерта и держали команду в напряжении до самого конца, в результате чего организаторы концерта были измотаны больше, чем артисты после трехчасового выступления.
Несмотря на эти накладки, мероприятие однозначно было успешным — на момент закрытия продаж, за два часа до начала концерта, было реализовано 820 билетов стоимостью 500 рублей каждый. Стало понятно, что второму концерту быть.
Как организовали продажу билетов на второй онлайн-концерт
При подготовке ко второму онлайн концерту, который был запланирован на 29 апреля, Артемий и его коллеги постарались учесть самые крупные ошибки допущенные ранее.
В первую очередь, решили попрощаться со старым билетным сервисом: в связи с отменой многих мероприятий тот ввел ограничение на вывод средств с предпродаж, не сделав исключения даже для онлайн-формата. Такие условия команде не подошли, кроме того, были проблемы с работой платформы: слабый API, не позволяющий автоматизировать рассылки с кодами, ошибки выгрузки имейлов зрителей для отправки кодов вручную. «Мы больше не хотели по несколько часов проводить в почте, отвечая тем, кто купил билеты, на одни и те же вопросы. Также было важно вывести необходимую для оплаты авансов сумму заранее, чтобы расплатиться с подрядчиками на площадке».
Изучив альтернативы, выбрали Qtickets. На это решение повлияли:
По просьбе команды Артемия в течение дня было разработано решение для того, чтобы встроить коды доступа в электронные билеты. Вместе с билетом покупатели получали детальную информацию о том, где найти ссылку на трансляцию и так далее.
Что нужно для организации онлайн концерта или мероприятия?
Продажа билетов на онлайн-мероприятия перестала быть проблемой. Сразу после покупки зрители получали все необходимое для того, чтобы присоединиться к трансляции. Организаторы перестали думать об этом и сосредоточились на других задачах, например, сделали лендинг концерта для более глубокой аналитики продаж мероприятия. Также заметно снизилась нагрузка на модераторов сообществ, где в комментариях перестали появляться вопросы о доступе
«Приятным бонусом стала возможность отслеживать в личном кабинете Qtickets не только количество проданных билетов, но и отчеты по UTM-меткам, которые дают возможность даже без продвинутых навыков работы с Google аналитикой и Яндекс метрикой оценить эффективность разных каналов продаж при наличии сайта мероприятия: это очень удобно с точки зрения экономии времени и оперативности отчетов».
Во второй раз на подготовку оставалось меньше времени — с учетом создания лендинга и всех необходимых материалов она заняла около трех дней. Продажи открыли за 8 дней до концерта и не закрывали до его окончания, потому что команда уже не занималась рассылкой кодов и поддержкой покупателей. Результат — 861 билет.
Освободившееся время потратили также на проработку художественного оформления концерта: подобрали видеоряд для светодиодного экрана, составили световую партитуру. После концерта получили столько положительных отзывов, сколько не получали на оффлайн-мероприятиях — это положительная сторона моментальной реакции зрителей, когда все хорошо организовано.
Как удалось собрать почти тысячу человек на второй концерт
Это мероприятие, как и первое, продвигали через сообщества в соцсетях. Такой подход не был идеальным. Чтобы человек решился на покупку, у него должно быть как можно больше фактов на руках. Если впихнуть все в один пост, он будет нечитаемым, поэтому публиковали серию с фактами о концерте. Не каждый прочтет их все, а значит, поставленную задачу они не решают.
Зато с ней справляется лендинг, на котором есть вся важная информация в доступном для восприятия формате. Перейдя на него, человек, который заинтересовался любым постом или рекламой, получает развернутое представление о том, что покупает. Также наличие сайта позволяет собрать и проанализировать информацию о том, откуда приходят люди и какие каналы работают наиболее эффективно. Пренебрегать этой возможностью не стоит, потому что времени мало, мероприятий много, потенциал — огромный, и важно быстро найти путь к своей аудитории. Иначе есть большой риск слить деньги.
По словам Артемия, благодаря тому, что команда вовремя начала работать с Qtickets, удалось сэкономить время, которое смогли потратить на более глубокий анализ, сайт, технические нюансы и т.д.
По статистике большинство зрителей — 571 человек (66,4%) — пришло из Vkontakte. Instagram дал 147 продаж (17%), рассылки — 46 (5,34%), таргет — 44 (5,1%), Facebook — 32 (3,72%), для 21 (2,44%) не удалось зафиксировать сработавший канал. Итого на второе мероприятие собрали 861 зрителя, 117 из них (13,6%) купили билеты с бонусом в виде доступа к записи первого концерта.
Особенности ценообразования на втором и последующих мероприятиях
Организуя второе мероприятие, команда использовала динамическое ценообразование. Стоимость обычного билета на момент старта продаж была 350 рублей, ко дню концерта она вырастала до 450. Также были билеты с доступом к первому концерту, их цена начиналась с 600 рублей и поднималась до 700. Это было сделано, чтобы стимулировать большие продажи в первые дни и снизить нагрузку на техподдержку в день мероприятия, а также снизить пороговую стоимость для постоянных зрителей за счет продажи билетов с бонусом.
На третий концерт, организация которого на момент написания этой статьи в разгаре, ввели три категории билетов: за 350, 500 и 750 рублей. По состоянию на второй день продаж реализовано 78 билетов по 750, 67 по 500 и 73 по 350 рублей, т.е. самые дорогие продаются лучше.
Что нужно для организации онлайн-концерта: советы от Артемия
Организовав два успешных онлайн-концерта и работая над третьим, Артемий выделил три ключевых момента, которые помогут организовать и успешно провести онлайн-мероприятие.
Сделайте качественный и интересный продукт. Первый онлайн-концерт должен выходить за рамки привычного репертуара — это эксперимент, который убедит постоянную аудиторию артиста попробовать новый формат. Чтобы зрители оценили его и вернулись, уделите особое внимание качеству звука и изображения.
Первый раз зритель идет вслепую, доверяя артисту, — нельзя его подводить, оставляя наедине со звуком, записанным с микрофона, и общим планом сцены, даже если это камера 360.
Онлайн-концерт не должен уступать привычному оффлайн-формату.
Правильно донесите ценность онлайн-концерта. Люди уже привыкли, что им предлагают посмотреть на артиста с одной камеры, часто — со слабым музыкальным сопровождением. Важно дать понять, что вы подготовили для них нечто большее, особенно на первом концерте, когда еще не можете показать записи. Но завышать ожидания тоже опасно: если люди придут на стрим с уверенностью, что это будет, как концерт на большой арене с пятнадцатью камерами, а вы дадите им три, пусть и с крупными планами, они будут разочарованы.
Пытайтесь соблюдать баланс: в конечном итоге зрители идут не за картинкой, а за артистом и его творчеством, и должны иметь возможность насладиться им.
Автоматизируйте рутинные процессы. Организовывая онлайн-концерт, есть риск утонуть в переписках с аудиторией. Вопросы обычно стандартные: где найти билет, как воспользоваться ссылкой на трансляцию и т.д. Важно все это автоматизировать, чтобы у людей не возникало вопросов и поводов оставлять негативные отзывы, а вы не тратили на это время.
Занимайтесь своей работой, а продажу билетов и трансляцию предоставьте профессионалам из Qtickets и Facecast.
Если вы планируете организовать первое онлайн-мероприятие, начните с Qtickets. Предлагаем моментальный старт продаж, вывод денег в любое время и эффективные инструменты, которые помогут продать все билеты.
Ключевые слова для этой статьи: организация онлайн мероприятий, организация и проведение онлайн мероприятий, организация онлайн концертов, что нужно для организации онлайн концерта, как провести онлайн концерт, как провести онлайн мероприятие, продажа билетов онлайн на мероприятия, организация и проведение онлайн мероприятий в России, как провести онлайн мероприятие в России, организация онлайн мероприятий в России, организация и проведение онлайн мероприятий в России,организация и проведение онлайн мероприятий в Москве, организация онлайн мероприятий с продажей билетов