Как сделать концовку песни
Денис Бережной
Школа пения
и аккомпанемента на гитаре
Как завершить песню красиво
— Денис Николаевич, а почему в исполнении произведения большое значение имеет окончание?
— Очень просто, Саша. Потому что все ждут только его.
Памятка ученикам о том, какой аккорд лучше сыграть в конце песни, чтобы достичь общего благозвучия и эффекта «жирной точки» или восклицательного знака в финале.
Правой рукой эти аккорды можно играть приёмами арпеджиато, или тремоло, или ударом, или одновременным щипком в зависимости от характера песни.
Арпеджиато — плавное соскальзывание руки по струнам, когда звуки аккорда берутся последовательно один за другим. Особенно эффектно этот приём звучит в финале произведения, о чём я постоянно напоминаю ученикам. Вы можете прекрасно петь, играть, чувствовать зал в процессе, но вялое, невнятное, затянутое или, наоборот, поспешное окончание и — всё испорчено. Напротив, вы можете неидеально исполнить само произведение, но если красиво и громко закончите, все проснутся и начнут хлопать.
Миша Скуратов хорошо понял это правило, и как-то во время исполнения им не самой любимой песни слышу ritenuto (замедление) и знакомое «брум» на тонике уже после первого куплета.
— Миша, что такое?
— Ну… Всё.
— Пой дальше.
После припева такая же «эффектная» кода.
В общем, сколько в песне было частей, столько раз Миша заканчивал произведение. Уже всем всё было понятно, но не менее смешно.
Обозначения: Горизонтальные линии — струны; вертикальные линии — ладовые порожки; O — основной бас; X — струну не играем; арабские цифры — пальцы левой руки.
Минорные тональности
В тональности Am играем аккорд Am на 5-м ладу:
В тональности Dm играем аккорд Dm на 10-м ладу:
В тональности Em играем или обычный аккорд Em в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:
Особенного эффекта на этом аккорде можно достичь, сыграв натуральные флажолеты. Строго говоря, натуральные или искусственные флажолеты как ещё один интересный приём в окончаниях песен можно играть на любом приведённом здесь аккорде. Но на Em, не отвлекаясь от пения, сделать это, пожалуй, легче всего.
В тональности Bm (Hm) играем аккорд Bm (Hm) на 7-м ладу:
Мажорные тональности
В тональности C играем аккорд C на 8-м ладу:
В тональности G играем аккорд G в открытой позиции, но иногда лучше такой на 3-м ладу:
В тональности D играем аккорд D на 10-м ладу:
В тональности A играем аккорд A на 5-м ладу:
В тональности F играем обычный аккорд F на 1-м ладу или его упрощённый вариант с малым баррэ:
В тональности E играем или обычный аккорд E в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:
Надо ли всегда заканчивать именно так? Нет. Иногда хочется не звенеть наверху, а наоборот выделить глубину низов. Тогда играем простые аккорды первых ладов, подчёркивая, акцентируя основной тон — в Am и A это 5-я и 3-я струна; в Dm и D — 4-я и 2-я; в C — 5-я и 2-я; в Em и E — 6-я, 4-я и 1-я и т. д. Это можно сделать, например, щипком-скобкой — одновременным щипком баса вниз, верхней струны вверх.
Ещё о важности окончаний. Из воспоминаний певца Ю. Богатикова и директора-организатора А. С. Чернышёва о совместных концертах с А. Пугачёвой: «Вот выходил Богатиков. Жиденькие аплодисменты. Уходил — гром аплодисментов. Выходила Алка [Пугачёва]. Большие аплодисменты были. А уходила — никак. Потому что, хоть она и может что угодно делать с публикой, это ясно, но была стиснута фонограммой. А тогда фонограммы писали на затихание, на затихание… А для успеха, для народа затихание — это труба. Там надо точку такую, как гвоздь забить».
Видеоиллюстрация: Пример окончания в тональности Am. В коде также можно увидеть приведённые здесь на странице аккорды D и Dm на 10-м ладу.
Я живу (Д. Бережной – Ю. Арабов)
Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики
16 Эффективных Способов Заканчивать Треки
Вступление
Законченный трек в разы ценнее и полезней как для музыканта, так и для публики, нежели трек незаконченный. Тем не менее, огромное количество начинающих музыкантов грешат распространенным недугом: они выкладывает на суд публики наброски или просто недоделанные, сырые треки. Зачастую так и пишут, мол: «это всего лишь набросок, не судите строго». Да, после такой аннотации и судить-то ни у кого желания не возникает.
Новичок движется как будто на ощупь, он не уверен в своих навыках и результатах. Ему кажется, что, возможно, он что-то делает неправильно. Часто у него просто не хватает «пороха» завершить свой трек, ибо для этого нужна уверенность. В итоге, иссякнув, он выкладывает набросок, чтобы получить поддержку. И тут… частенько огребает люлей.
Если же с уверенностью у музыканта все в порядке, то может появится еще одна причина, диаметрально противоположная — эмоции. При создании трека эмоции могут зашкаливать, и иногда прямо-таки нестерпимо хочется поделится своей наработкой с другими. Будучи в приподнятом настроении, окрыленный, я сам не раз терял бдительность и публиковал совсем сырой материал, и это никогда не приносило мне ничего, кроме неудобств.
Итак, «набросочничество» (назовем это так) имеет несколько негативных сторон:
Во-первых, когда вы не доделываете треки, вы в разы меньше узнаете, в разы меньше усваиваете, а потому откладываете следующую ступень вашего мастерства в долгий ящик. И вы долго прибываете в состоянии неуверенности в своих силах. И да, кстати, незаконченные треки задевают эго. Если вы мужчина, то вы будете менее уверенно говорить симпатичным восторженным девочкам волшебное: «Я — МУЗЫКАНТ!» =)
Во-вторых, незаконченные треки не являются причиной для конструктивной критики. Да, набросок «не судят строго», а значит вы не слышите самые ценные рекомендации.
В-третьих, опубликованные наброски психологически становится сложно двигать дальше. Вы уже получили аванс эмоций, публикация состоялась, уровень творческого напряжения спал. Когда вы начинаете работать над наброском снова, мозг заявляет вам: «ОПЯТЬ? Мы с тобой уже публиковали эту хрень раньше! Я поставил галочку рядом с названием трека! Я не хочу больше этим заниматься!»
В-четвертых, вы теряете драгоценное внимание публики. Публика быстро угасает к торопыгам-музыкантам. А пиарить и рекламировать полуфабрикаты никто не захочет.
В-пятых, вы создаете вокруг себя неблагоприятный эмоциональный фон. Равнодушный и апатичный. Так недалеко дойти до состояния, когда вам не захочется заниматься музыкой вообще. Мол «это никому не надо! =,(((«
Достаточно проблем создает это самое «набросочничество», не так ли?
В этой статье я хотел бы поговорить с вами о возможных способах лечения вышеописанного недуга. Я дам вам 15-ть рекомендаций, которые на протяжении 10 лет ни раз мне помогали и должны помочь и Вам.
Совет первый.
Первая и основная причина, по которой треки оказываются не законченными — обычная человеческая не терпеливость, которая приводит к плачевным результатам. Срабатывает любопытный эмоциональный момент: трек в процессе разработки вызывает такую бурю положительных эмоций у творца, что отключает в нем самокритику. В итоге незаконченный трек во всей своей аляповатости выбрасывается во внешний мир. Публике на голову обрушивается довольно неотесанная, не проработанная, плохо структурированная оглобля.
Хороший способ избавиться от подобной торопливости и не сдержанности — назначить себе комфортный срок для выполнения трека, в нем бы вы по дням распределили весь объем работ. Обычно это около двух-трех дней. В первый день производится черновая аранжировка трека, во второй день — доводка и сведение, в третий — мастеринг… Если уши «замылились», то и четвертый день пригодится, чтобы еще раз трезво послушать свой материал и внести необходимые коррективы.
Еще один способ: вы заводите себе «идеального слушателя», которому и будете слать треки или наброски, которые вызывают у вас в процессе работы острое желание поделится ими. Лучшая кандидатура на эту роль — ваша девушка/парень (если, конечно, они всецело разделяют ваши музыкальные пристрастия). Когда мне было невтерпеж, я слал наброски треков девушке по электронной почте. Она — внимательный и чуткий слушатель, одобряла или не одобряла трек, писала о недочетах, и, конечно же, подбадривала если незаконченная вещь того стоила. Затем я продолжал работу с трезвой головой, выслушав все замечания, чтобы, в итоге, продемонстрировать и ей, и всему, тэксзть, миру свое творение в уже завершенном виде. Но риск все-таки остается. В том смысле, что когда вы что-то кому-то показываете, прослушиваете, ваш мозг получает эмоциональный заряд-вознаграждение, и норовит поставить галочку в графе «выполнено». Так что даже здесь я рекомендовал бы вам быть осторожнее. Если будете осторожны, то при такой схеме вы через некоторое время гарантировано научитесь контролировать эмоциональные всплески и заканчивать работу.
Совет второй.
«Хладнокровнее, Маня, Вы не на работе!»
Относится скорее к начальному этапу работы, который в последствии может привести к простою. Дело в том, что острая тяга, пронзительное желание «сделать сейчас что-то такое офигенное» никогда не приводит к искомому результату. Чрезмерная мотивированность, острая необходимость, делает вас менее гибким в творчестве. Повышенный уровень притязаний затягивает процесс и сильно утомляет вас. Иначе говоря, вы становитесь слишком серьезным, а потому не в состоянии игриво перепрыгнуть многие надуманные препятствия.
Совет: будьте хладнокровней, расслабьтесь! Для того, чтобы преодолеть недуг, вам нужна, так сказать «расшизовка». Просто возьмите, и намеренно сделайте следующий такт совершенно идиотским, наивным, тупым, неуместным. А потом еще один такт, и еще. К шестому-седьмому такту у вас уже должно сложится более-менее благоприятное для работы настроение, вы выкинете строгий сковывающий костюм в урну. Если такого настроения все еще нет — повторите «упражнение».
Результатом расшизовки (правда — непреднамеренной, а машинной), стал, например, мой ремикс на группу «ЦЕНТР — Демократия Супермаркета»
Совет третий.
Трек должен быть результатом взаимодействия и взаимопроникновения ваших чувств и звукового ряда.
Всегда представляйте перед собой образ, который вы хотите донести до слушателя. Всегда чувствуйте то, что хотите сказать и подкрепляйте эти эмоции в музыке! Отсутствие образа заставляет вас блуждать в потемках, так вы вернее можете зайти в тупик. Вам необходимо воображение — ведь вы музыкант, не так ли?
Если перед вами ваш набросок, закройте глаза, представьте сюжет, который бы развивался вместе с вашей музыкой. На чем этот сюжет обрывается? Что логически следует дальше? Как бы вы донесли продолжение истории музыкой? Как только вы ответите себе на эти вопросы — качните строить новую секцию трека. Начинайте с ритма, добавьте бас, ритм-инструменты, продвигайтесь от простого к сложному.
Совет четвертый.
Знайте техническую сторону, бл%ать!
Чем больше возможностей программы, плагинов, вст-инструментво вы знаете — тем меньше у вас будет проблем с творческими запорами. Чем более вы осведомлены в сведении и мастеринге, тем легче будет двигаться ваш трек, и тем лучше он будет звучать. Как по маслу! Хороший звук вдохновляет вас, вы, вдохновляясь, делаете хороший звук — вот она, гармония! И для того, чтобы постичь ее — не ленитесь узнавать новое! Читайте мануалы, качайте, покупайте книги, аудио и видеокурсы. Проверенных авторов курсов по той или иной музыкальной программе в интернет достаточно. Множество отличных музыкантов собрали свой опыт в компактную упаковку и готовы поделится им с вами, частую совершенно бесплатно!
Поминте: одно грамотное движение ручки в синтезаторе или модуле эффектов, нажатие кнопки, или просто — умелая автоматизация, может дать мощный толчок к дальнейшему развитию темы.
Совет пятый.
В треке должна быть структура!
Помните о соблюдении структуры трека. Это удивительно, сколько людей, не имея хотя бы приблизительного понятия о строении композиции, не заканчивают своих треков, а потом искренне недоумевают — почему так происходит. Ведь всем нам известны такие слова, которые мы употребляем без всякого знания музыкальной теории: «припев — проигрыш — куплет — переход — рубняк», не так ли? Эти слова — о ритмических, мелодических, интонационных изменениях в треке, которые привносят в него особый драматизм, служат яркой передаче эмоций и настроений, ведь люди так любят контрасты! Для того, чтобы разобраться в структуре трека достаточно послушать любой мэйнстримовый микс. Особенно хорошо структура различается в хаусовых композициях.
Структура, как минимум, состоит из:
-основной темы (лейт-мотив);
-брейка или перемены настроения;
-кульминации (самая насыщенная часть трека, обычно построенная на «основной теме»);
Брейков в композиции может быть несколько, и они часто вносят в микс свежие впечатления.
Ну так вот — теперь постарайтесь ответить на вопрос, что в вашем треке уже есть, а что так и не появилось еще на свет?
Старайтесь усвоить структурные ходы трека на интуитивном уровне.
Совет шестой.
Хороший композитор — это продвинутый слушатель.
Слушайте больше музыки — всякой и разной. Чем больше вы будете слушать музыки, тем больше у вас в голове будет откладываться различных музыкальных ходов, которые просто не дадут вам оказаться в тупике. Компилируйте в своем треке те приемы, что слышали у других. Это совершенно нормальное явление.
Совет седьмой.
Допустим, перед вами трек, с которым вы намертво застряли. Давайте посмотрим на него несколько отстраненно, и решим, какая из сторонних композиций первой всплывает из памяти по аналогии с вашим треком? Есть какие-нибудь ассоциации? Есть — отлично! Закройте на время программу-секвенсер и послушайте «аналогичный» трек или несколько подобных треков в winamp (у вас ведь есть собственная фонотека, не так ли?). Какие ходы, переходы, брейки, кульминацию использовали ваши любимые исполнители? Не будет ли хорошим решением применить нечто похожее в своем треке? =)
Совет восьмой.
Самоограничения и испытания — спасительны.
Когда вы не знаете, что делать дальше в треке, что добавить, куда дальше двигаться — вы парализованы. Вы бездействуете. Быть может вы покручиваете ручки того или иного синтезатора, но сути это не меняет — что делать дальше — непонятно. Так придумайте себе некое действие, или, если угодно, испытание в рамках данного микса!
Например, я застреваю. И я говорю себе: «Вот тело микса обрывается. Начиная с этого момента я должен в каждом новом такте пытаться делать совершенно разные ритмические и мелодические рисунки для баса и барабанов. Задача — сделать 16 совершенно разных тактов.» После этого я начинаю усиленно генерировать все новые и новые ритмические рисунки. Это подобие мозгового музыкального штурма. «Генератор паттернов». Да, после такого упражнения у вас появится в конце трека много чуши и просто откровенной фигни, и ее придется местами вырезать, но я вам гарантирую, что таким образом вы также сгенерируете пару-тройку отличных ходов, которые вам наверняка захочется подкрепить другими партиями инструментов. Возьмите полученные такты, и используйте согласно собственному композиторскому чутью.
Заметьте хорошенько: я растормошил воображение путем самоограничения — «использую лишь бит и бас», и поддержал его условием, что буду генерировать все новые и новые идеи на протяжении 16-ти тактов. Затем, когда ступор преодолен, я забил на все самоограничения, и принялся работать в своем обычном режиме. В результате подобных манипуляций у вас может получится прекрасные брейки, припевы, основы — все, что угодно. С этого упражнения вообще можно начать работу над треком, т.е. выполнить его в пустом проекте.
Это мощнейший комбинированный способ, по сути — это некий, более серьезный вариант «расшизовки», о которой я упоминал ранее.
Совет девятый.
Используйте сэмпловую инъекцию!
Сэмпл — это звуковой кирпичик, упаковка, которая содержит в себе частичку саунда, концепции, мелодики или бита стороннего трека. Иногда, если попытаться внести такой фрагмент в уже имеющееся но незаконченное тело композиции, можно вдруг разглядеть совершенно иные вдохновляющие идеи и отлично вживить его в тело микса, при этом обеспечивая себе простор для дальнейшего развития темы!
Всячески издевайтесь над сэмплами, переиначивайте их, творчески обрабатывайте. Грамотное использование сэмплов способствует раскрепощению и убивает скуку.
Вдохновится на использование сэмплов для своих нужд вы можете, к примеру на любопытном сайте whosampled.com Это база, которая иллюстрирует различный манер использования сэмплов среди исполнителей. Очень занятно фрагменты аудио кочуют из оригинала трека в другой, совершенно иного плана трек. Я написал об этом сайте здесь.
Совет десятый.
Поговорим, со мной, мой друг… инструмент.
Вы играете на каком-либо инструменте? На гитаре? Может быть вы уже приобрели миди-клавиатуру?
Почему бы вам не отложить мышку, и не взять в руки любимый инструмент? Включите имеющийся набросок, и попытайтесь подобрать на инструменте какое-нибудь соло или риф, или аккорд, их комбинацию…
Если вы до сих пор не играете ни на одном инструменте, и надеетесь, что в дальнейшем вам это не понадобится, я вас разочарую. Освоить какой-либо музыкальный инструмент необходимо. Иначе вы будете оставаться на одном и том же (весьма низком) уровне довольно продолжительное время.
Итак, наиграли? Нашли нечто удачное? Зафиксируйте.
Эта мелодия или риф послужит отличным продолжением треку если ее поддержать аккомпанементом.
Совет одиннадцатый.
Раньше я терял уйму времени из-за того, что часами переслушивал свои треки в секвенсере, а потом с горечью обнаруживал, что фрагменты трека приедаются, становятся шаблоном, который потом приходится с большими усилиями перегибать и рвать, чтобы двигаться дальше. Оно вам надо?
Совет двенадцатый.
Иногда мозг просто отказывается работать в нужном вам направлении. Причины могут быть различными, или усталость, или какие-либо посторонние проблемы-мысли, или же ваши эмоциональные подъемы вместе с низинами… В таком случае нужно поступать так, как рекомендовал Владимир Маяковский, говоря, естественно, о поэзии. Вам нужно сменить обстановку определенным образом. Надо вылезти из студии, отправится в такое место, которое бы оно разительно контрастировало с эмоциональным фоном вашего трека. Или вы можете просто посмотреть какой-нибудь фильм совершенно противоположного настроения. Пример: вы работаете над быстрым и энергичным треком. Работа не задалась. Идите в парк, сядьте на скамеечку и полюбуйтесь собачками, гадящими на газон с час или больше. Ручаюсь, проведя таким образом пару часиков вы вернетесь к своему станку с огромным количеством идей, с массой вдохновения. Инфа 100%.
Совет тринадцатый.
Есть ли в вашем треке мелодии, которые весьма насыщенны и сложны? Найдите наиболее насыщенный фрагмент, и клонируйте паттерн с мелодией (прям как овечку Долли), поставьте в сторонке, и попробуйте ее слега «постричь». Полученную оголенную бедняжку попробуйте нарядить и поддержать другими партиями инструментов. В процессе этого действа у вас появится если не целый хороший фрагмент, то множество идей мелодического и ритмического развития вашего трека.
Совет четырнадцатый
Нет одного, единственно верного звука!
Совет пятнадцатый
Делайте перерывы. Иногда вы можете быть просто не в настроении для музыки. Поэтому мой вам совет, найдите себе небольшое хобби, связанное с другими сенсорными ощущениями. Мне очень здорово стали даваться треки, когда я стал делать перерывы, во время которых кидал дартсы в мишень на стене. Может быть и вам придумать что-нибудь эдакое? =)
Совет шестнадцатый
Заведите себе напарника-единомышленника.
То, что вызывает у вас затык с легкостью преодолеет напарник. Вам нужно только найти человека с хорошим вкусом, который работает в той же программе, что и вы. Сдружившись, вы смогли бы периодически обмениваться своими материалами (в том числе и теми, которые вы не можете самостоятельно сдвинуть) и всячески взаимовыгодно сотрудничать. Напарник видит все в другом измерении, у него совершенно иные представления и заморочки. Ваших «барьеров» — источников вашего простоя — для него просто не существует. Он с легкостью закончит начатое вами, а вы с такой же легкостью сможете продолжить и закончить его трек! Кроме того, в процессе работы вы с ним обменяетесь бесценным опытом и узнаете друг от друга множество интереснейших профессиональных фишек. Рекомендую!
В заключение.
Напоследок я хотел бы, чтоб вы помнили одну вещь: если вы можете заканчивать свои треки, то вы находитесь на совершенно ином уровне. Вы совершили ощутимый качественный скачок, сэкономили кучу своего времени, и дальше вас будет ожидать россыпь удивительных свершений и открытий в мире музыки!
Желаю вам удачи и удачных музыкальных экспериментов! Советую также прочитать еще одну статью на эту тему.