Как сделать контурную резьбу
Резьба по дереву, контурная резьба: описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы
Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.
Что такое контурная резьба?
Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.
История
Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб.
При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.
Композиции по черному фону
Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.
Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.
В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.
Порядок выполнения работ
Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.
В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.
Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.
Подготовка основы
Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.
Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.
Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.
Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.
Выбор композиции
Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.
Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.
Перевод рисунка
Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.
Техника резьбы
Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.
Надрезание
Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.
Подрезание
Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.
Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.
Отделка готового изделия
Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.
Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.
Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Контурная резьба
Контурная резьба по технике ее исполнения является самой простой. Действительно, линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит несколько резким и жестковатым.
Техника эта широко применяется в русской народной резьбе: в ней выполнены различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, в декоративных резных панно, при изготовлении мебели, посуды, сувениров. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее художественной выразительности. Контуром режут всевозможные элементы орнамента — прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций, разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы имеют очень большое распространение.
Разделочная доска с орнаментом, выполненном в технике контурной резьбы. Поволжье, начало XX в.
Контурная резьба требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косячки, стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески, а в отдельных операциях используют и прямые стамески.
Основной инструмент для контурной резьбы:
1, 2 — ножи-косяки; 3, 4 — ножи-резаки; 5, 6 — стамеска-косяк; 7, 8 — стамеска-уголок; 9, 10- полукруглаястамеска; 11 — отлогаястамеска; 12 — клюкарза-уголок; 13 — клюкарза полукруглая
Теперь рассмотрим последовательность, технику и приемы выполнения контурной резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок. Рисунок орнамента (а в технике контурной резьбы выполняются в основном орнаментальные композиции) наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копирку. Кстати, не берите слишком свежую копирку, так как хотя она и дает четкий рисунок, но этот рисунок чрезвычайно легко пачкается — «сводится» рукой. И еще одно — предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в 5 шаблоне. Правильно построенная и красиво (изящно)! нанесенная линия во многом определяет художественную ценность резного украшения.
Рисунок можно наносить как на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Чтобы рисунок, нанесенный на неотделанную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.
В начале освоения техники резьбы по дереву контурную резьбу лучше всего выполнять на древесине мягких пород — липе, осине, уж после, когда выработаются необходимые и уверенность, и навыки ведения работы, можно будет вести работу на древесине более твердых пород. Работу вести лучше стоя, так как это даст вам большую свободу движения. При работе — правой рукой держат резец за черенок (ручку), а левой придерживают и направляют лезвие. Рассмотрим приемы выполнения контурной резьбы различными инструментами.
Надрезав линию с одной стороны рисунка, отступив от рисунка на 1-1,5 мм в противоположную сторону, приступают к подрезанию уже надрезанного контура, при котором положение ножа в руке остается неизменным, за исключением того, что наклоняется он в сторону отступа на такой же угол, как и при надрезании. В результате описанных действий из-под ножа выходит трехгранная древесная полоска — «соломка», а на заготовке вместо нее остается двугранная выемка.
Резьба косячком:
1 — последовательность выполнения работ: а — надрезание; б — подрезание; 2 — работа одной рукой: а — на себя; б — от себя; 3 — работа двумя руками: а — на себя; б — от себя
Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резаки с малым углом заточки клинка. Ножом-косячком можно резать как на себя, так и от себя, наклоняя его при этом во все стороны.
При резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных выемок делают разными — это необходимо для большей выразительности рисунка и формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утончения линии, а выход к поверхности и заужение линии на нет делают пяткой. Если вершины сторон розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине обязательно выводят пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.
Резьба линий полукруглыми стамесками (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы) |
Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы на примере небольшой розетки. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке, Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки. Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой стамеской. Подрезку контура по участкам с внешних сторон выполняют стамесками более пологими, чем надрезы по этим участкам.
Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. В домовой резьбе линии в технике контурной резьбы можно выполнять полукруглыми стамесками с высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.
Двугранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами-уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как по причине их конструктивной особенности их довольно успешно можно поворачивать во время ведения линии и менять угол наклона, что значительно расширяет маневр движений резчика.
Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. Отметим, что в этом случае стамески должны быть особенно острыми. Также обратите внимание на строение слоев древесины, собираясь применить указанный способ. Не торопитесь одним ударом киянки пройти большое расстояние резцом.
Резьба линий крупных орнаментов с помощью:
а — полукруглой стамески, б — стамески-уголка, в — киянки
Это приведет только к срыву инструмента и порче заготовки, иногда непоправимой. Ведите работу методично, ритмично, лучше всего, если при работе вы выберете удобный для вас ритм-ударов. Некоторые резчики не любят держать инструмент неподвижно, а предпочитают во время продвижения его под ударами киянки, слегка доворачивать его кистью вправо-влево, совсем незначительно, облегчая тем самым продвижение острия сквозь волокна древесины, как бы создавая для него предварительный зарез, своего рода плацдарм, но при этом избегая виляния инструмента по оси рисунка и возникновения волнистости выемки.
Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.
Чеканка фона вокруг контура рисунка нередко делается при использовании в композициях растительных и животных мотивов. В этом случае фон вокруг контура рисунка режут полукруглыми стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, напоминающих следы от ударов молотком или чем-либо еще, что придает резьбе весьма живописный вид, позволяет зрительно «поднять» изображение из плоскости фона, сделать его более значимым. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то фон иногда делают в виде мелкой сетки из прорезок, что также лучше выявляет рисунок. Такой прием имеет смысл использовать только в том случае, когда в композиции имеются крупные замкнутые участки контурного рисунка. Линейный ажурный рисунок с незамкнутыми контурами не имеет смысла помещать на чеканенный фон — он просто исчезнет в хаосе насечек.
Контурная резьба с чеканкой фона:
а — выемка стамеской-уголком; б — мелкими порезками полукруглой стамеской; в — в виде сеток косячком; г — извилистыми линиями стамеской-уголком
Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко. Очень впечатляющими выглядят работы в технике контурной резьбы, выполненные «по черному лаку», в которых фон абсолютно черный с зеркальной поверхностью, а рисунок резьбы на нем — удивительно ярок. Хочется, однако, предостеречь начинающих резчиков, чтобы они не брали для своих работ живописных или каких-либо еще сюжетов. Поскольку контурная резьба предназначена для декорирования предметов обихода, лучше всего ограничиться чисто орнаментальными мотивами.
Орнамент в технике контурной резьбы режут косячком. Кривые линии резать нужно плавно, не отрываясь, сначала с внешней, а затем с внутренней стороны контура. При увеличении кривизны линии пятку косячка поднимают над материалом.
Если правильно выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий, контурная резьба может быть очень выразительной, несмотря на то, что она ограничена в своем художественном арсенале только выполнением разнообразных линий. Наиболее крупные формы, например, можно подчеркнуть более резкими (глубокими и широкими) линиями. Таким образом, можно достигнуть даже многопланового деления по глубине восприятия отдельных частей орнамента в зависимости от их места в иерархии значимости сложной композиции.
Современные художники-резчики пользуются наряду с классическими приемами резьбы также и собственными. Так, например, очень выразительным является прием, при котором внутренний надрез делают вертикально, а вот зато внешний — настолько полого, что порой линия рисунка возникает из одной только светотени от ступеньки, образованной этой необычной подрезкой. Таким образом, может быть создан эффект пространственного восприятия крупных, иллюзорных, размещенных в плоскости доски, масс.
Этим, можно сказать, исчерпывается арсенал основных приемов выполнения контурной резьбы, освоив которые, вы сможете резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере.