Как сделать копию массива javascript
Независимое глубокое клонирование объектов в JavaScript
Как типы данных передаются в функции в JavaScript? Каждый js-программист наверняка без труда ответит на этот вопрос, но все же скажем: примитивные типы данных передаются в функцию всегда только по значению, а ссылочные всегда только по ссылке. И вот тут с последними, в некоторых ситуациях, возникают проблемы. Давайте рассмотрим пример:
В данном случае, мы просто объявили массив чисел и вывели его в консоли. Теперь передадим его в функцию, которая возвращает новый массив, но с добавлением некоторого значения во втором аргументе, к концу нового массива:
Старый массив не изменился, потому что мы получили каждый его элемент и по отдельности присвоили значения элемента к элементам нового массива. Теперь последний имеет отдельную область памяти и если его изменить, то старого массива это никак не коснется. Но все это простые примеры и в реальных программах, скорее всего будут встречаться не только одномерные массивы, а и двумерные, реже трехмерные, еще реже четырехмерные. Преимущественно они встречаются в виде ассоциативных массивов (хеш-таблицы). В JavaScript чаще всего это объекты.
Давайте рассмотрим стандартные способы копирования объектов, которые предоставляет JavaScript — Object.assign() используется для копирования значений всех собственных перечисляемых свойств из одного или более исходных объектов в целевой объект. После копирования он возвращает целевой объект. Рассмотрим его:
И снова старая проблема, мы ссылаемся на одну и ту же область памяти, что приводит к модификации двух объектов сразу — изменяя один будет изменяться и другой. Что же делать, если нам нужно получить копию сложного объекта (с множественным разветвлением) и при этом, изменяя объект, не модифицировать другой? Ответить на этот вопрос и есть цель данной статьи. Дальше мы рассмотрим, как написать собственный метод глубокого клонирования (копирования) объектов любого ветвления. Преступим к написанию кода.
2 шаг: присваиваем объект Z объекту refToZ для того, чтобы показать разницу между обычным присваиванием и глубоким клонированием:
5 шаг: на последнем шаге мы просто для сравнения к объекту refToZ добавим свойство addToZ со значением 100 и выведем все три объекта в консоль:
Немного остановимся над реализацией данной функции. Последняя находит, любую вложенность объекта, даже не зная ее. Как она это делает? Все дело в том, что в данном случае мы применяем известный алгоритм для графов — поиск в глубину. Объект — граф, который имеет одну или множество веток, которые в свою очередь могут иметь свои ветки и тд. Чтобы нам найти все нам нужно зайти в каждую ветку и продвигаться в ее глубь, таким образом мы найдем каждый узел в графе и получим его значения. Поиск в глубину можно реализовать 2 способами: рекурсией и с помощью цикла. Второй может оказаться быстрее, так как не будет заполнять стек вызовов, что в свою очередь делает рекурсия. В нашей реализации функции deepClone мы применили комбинацию рекурсию с циклом. Если хотите почитать книги об алгоритмах, то советую начать Адитъя Бхаргава «Грокаем алгоритмы» или более углубленное Томас Кормен «Алгоритмы: построение и анализ».
Подведем итоги, мы вспомнили об типах данных в JavaScript и как они передаются в функции. Рассмотрели простой пример независимого клонирования простого одномерного массива. Рассмотрели одну из стандартных реализации языка для копирования объектов и в итоге написали маленький (по размеру) функцию для независимого глубокого клонирования сложных объектов. Подобная функция может найти свое применения как на стороне сервера (Node js), что более вероятно, так и на клиенте. Надеюсь данная статья была полезна для вас. До новых встреч.
Копирование объектов в JavaScript
Sep 9, 2019 · 7 min read
Объекты это основа JavaScript’а. Сам по себе, объект это набор данных, где каждая единица информации является связью между ключом (или именем) и значением. Почти все объекты в JavaScript это экземпляры Object, который стоит на вершине цепочки прототипов.
👉 Мой Твиттер — там много из мира фронтенда, да и вообще поговорим🖖. Подписывайтесь, будет интересно: ) ✈️
Введение
Как вы уже наверное знаете, оператор назначения не создаёт копию объекта, а только делает отсылку к нему, давайте посмотрим на следующий код:
Сейчас много говорят про иммутабельность и поверьте, вам стоит прислушаться к этим разговорам. Описанный выше метод исключает любую форму иммутабельности и может привести к ошибкам при использовании оригинального объекта при задействовании уже другой части вашего кода.
Простой и наивный способ копирования объектов
Простой способ копирования объектов заключается в том, что пройтись циклом по оригинальному объекту и скопировать каждое свойство по очереди. Давайте взглянем на такой код:
Проблемы при таком методе:
Если одно из свойств в оригинальном объекте является тоже объектом, то оно будет расшарено и совместно использоваться, как копией, так и оригинальным объектом, заставляя ссылаться соответствующие свойства на один и тот же объект.
Поверхностное копирование объектов
Поверхностно скопированным объектом, можно называть объект, когда исходные top-level (самые первые в иерархии объекта) свойства скопированы без какой-либо отсылки и существует исходное свойство, чьё значение это объект и он скопирован уже как отсылка. А если исходное значение это отсылка к объекту, то он копирует только отсылку к значению целевого объекта.
Поверхностная копия скопирует только top-level свойства, но вложенные объекты будут использоваться между оригиналом, так и копией.
Используем метод Object.assign()
Это метод используется для копирования значений всех собственных перечисляемых свойств из одного или нескольких исходных объектов в один целевой объект.
Подводные камни Object.assign()
Не так быстро! Пока мы успешно создали копию и все вроде бы отлично работает, вспомните то, что мы обсуждали поверхностное копирование? Давайте посмотрим на пример ниже:
Что? Почему obj.b.c = 30?
Обратите внимание: свойства в цепочке прототипов и неперечисляемые свойства не могут быть скопированы. Как тут:
Свойство b это неперечисляемое свойство.
Свойство c включает в себя дескриптор перечисляемого свойства, что позволяет ему быть скопированным.
Глубокое копирование объектов
Использование JSON.parse(JSON.stringify(object));
Этот подход решает предыдущую проблему. Теперь newObj.b это копия, а не отсылка к оригинальному объекту! Вот так делается глубокое копирование объектов. Пример:
Небольшая загвоздка
К сожалению, этот метод нельзя использовать для копирования методов объекта, которые были написаны пользователем вручную.
Копируем методы объекта
Метод это свойство объекта, которое является функцией. Пока что, в примерах, мы не копировали объект с методом. Давайте попробуем это сделать с помощью уже изученных подходов!
Копирование циклических объектов
Циклические объекты — это объекты, у которых есть свойства, ссылающиеся сами на себя. Давайте применим уже известные методы копирования для создания копий циклических объектов и посмотрим, как они сейчас сработают.
JavaScript ES6: оператор расширения
Пример №1: вставка массивов в другие массивы
Взгляните на этот код. Тут оператор расширения не используется:
Вы думали, что так и будет?
Если этот код выполнить, то в результате будет выведено следующее:
Пример №2: математические вычисления
Как видите, если требуется найти максимальное значение нескольких чисел, Math.max() нужно несколько параметров. К сожалению, если надо найти максимальный элемент числового массива, сам массив методу Math.max() передать нельзя. До появления в JS оператора расширения самым простым способом поиска максимального элемента в массиве с помощью Math.max() было использование метода apply() :
Выше представлена работающая конструкция, но выглядит всё это не очень-то приятно.
А вот как то же самое делается с помощью оператора расширения:
Пример №3: копирование массивов
В JS нельзя скопировать массив, просто приравняв новую переменную той, которая уже содержит существующий массив. Рассмотрим пример:
Если его выполнить, можно увидеть следующее:
Надо заметить, что ничего страшного тут не происходит. Перед нами — стандартное поведение JS. А для того, чтобы действительно создать копию массива, можно воспользоваться оператором расширения. Вот пример использования этого оператора для копирования массивов. Код выглядит практически так же, как и в вышеприведённом примере. Однако здесь используется оператор расширения, применённый к исходному массиву, а вся эта конструкция помещена в квадратные скобки:
Выполнив этот код, можно увидеть, что выводит он то, чего мы от него и ожидаем:
Дополнительный пример: преобразование строки в массив
Напоследок — вот один интересный пример использования оператора расширения для преобразования строк в массивы. Здесь достаточно применить этот оператор к нужной строке, поместив всю эту конструкцию в пару квадратных скобок:
Итоги
Сегодня мы рассмотрели особенности работы с оператором расширения. Это — одна из новых возможностей JavaScript ES6, полезная мелочь, которая вполне способна улучшить читаемость кода и немного сократить его размер.
Уважаемые читатели! Пользуетесь ли вы оператором расширения в JavaScript?
Методы массивов
Массивы предоставляют множество методов. Чтобы было проще, в этой главе они разбиты на группы.
Добавление/удаление элементов
Мы уже знаем методы, которые добавляют и удаляют элементы из начала или конца:
splice
Как удалить элемент из массива?
Так как массивы – это объекты, то можно попробовать delete :
Поэтому для этого нужно использовать специальные методы.
Метод arr.splice(str) – это универсальный «швейцарский нож» для работы с массивами. Умеет всё: добавлять, удалять и заменять элементы.
Этот метод проще всего понять, рассмотрев примеры.
В следующем примере мы удалим 3 элемента и заменим их двумя другими.
Здесь видно, что splice возвращает массив из удалённых элементов:
Метод splice также может вставлять элементы без удаления, для этого достаточно установить deleteCount в 0 :
В этом и в других методах массива допускается использование отрицательного индекса. Он позволяет начать отсчёт элементов с конца, как тут:
slice
Он возвращает новый массив, в который копирует элементы, начиная с индекса start и до end (не включая end ). Оба индекса start и end могут быть отрицательными. В таком случае отсчёт будет осуществляться с конца массива.
concat
Метод arr.concat создаёт новый массив, в который копирует данные из других массивов и дополнительные значения.
Он принимает любое количество аргументов, которые могут быть как массивами, так и простыми значениями.
Если аргумент argN – массив, то все его элементы копируются. Иначе скопируется сам аргумент.
Обычно он просто копирует элементы из массивов. Другие объекты, даже если они выглядят как массивы, добавляются как есть:
Для корректной обработки в объекте должны быть числовые свойства и length :
Перебор: forEach
Метод arr.forEach позволяет запускать функцию для каждого элемента массива.
Например, этот код выведет на экран каждый элемент массива:
А этот вдобавок расскажет и о своей позиции в массиве:
Результат функции (если она вообще что-то возвращает) отбрасывается и игнорируется.
Поиск в массиве
Далее рассмотрим методы, которые помогут найти что-нибудь в массиве.
indexOf/lastIndexOf и includes
Методы arr.indexOf, arr.lastIndexOf и arr.includes имеют одинаковый синтаксис и делают по сути то же самое, что и их строковые аналоги, но работают с элементами вместо символов:
Кроме того, очень незначительным отличием includes является то, что он правильно обрабатывает NaN в отличие от indexOf/lastIndexOf :
find и findIndex
Представьте, что у нас есть массив объектов. Как нам найти объект с определённым условием?
Здесь пригодится метод arr.find.
Его синтаксис таков:
Функция вызывается по очереди для каждого элемента массива:
В реальной жизни массивы объектов – обычное дело, поэтому метод find крайне полезен.
filter
На тот случай, если найденных элементов может быть много, предусмотрен метод arr.filter(fn).
Преобразование массива
Перейдём к методам преобразования и упорядочения массива.
Метод arr.map является одним из наиболее полезных и часто используемых.
Он вызывает функцию для каждого элемента массива и возвращает массив результатов выполнения этой функции.
Например, здесь мы преобразуем каждый элемент в его длину:
sort(fn)
Вызов arr.sort() сортирует массив на месте, меняя в нём порядок элементов.
Не заметили ничего странного в этом примере?
По умолчанию элементы сортируются как строки.
Функция должна для пары значений возвращать:
Например, для сортировки чисел:
Теперь всё работает как надо.
Давайте возьмём паузу и подумаем, что же происходит. Упомянутый ранее массив arr может быть массивом чего угодно, верно? Он может содержать числа, строки, объекты или что-то ещё. У нас есть набор каких-то элементов. Чтобы отсортировать его, нам нужна функция, определяющая порядок, которая знает, как сравнивать его элементы. По умолчанию элементы сортируются как строки.
Кстати, если мы когда-нибудь захотим узнать, какие элементы сравниваются – ничто не мешает нам вывести их на экран:
В процессе работы алгоритм может сравнивать элемент с другими по нескольку раз, но он старается сделать как можно меньше сравнений.
На самом деле от функции сравнения требуется любое положительное число, чтобы сказать «больше», и отрицательное число, чтобы сказать «меньше».
Это позволяет писать более короткие функции:
Помните стрелочные функции? Можно использовать их здесь для того, чтобы сортировка выглядела более аккуратной:
Будет работать точно так же, как и более длинная версия выше.
reverse
Метод arr.reverse меняет порядок элементов в arr на обратный.
Он также возвращает массив arr с изменённым порядком элементов.
split и join
В примере ниже таким разделителем является строка из запятой и пробела.
У метода split есть необязательный второй числовой аргумент – ограничение на количество элементов в массиве. Если их больше, чем указано, то остаток массива будет отброшен. На практике это редко используется:
Вызов split(s) с пустым аргументом s разбил бы строку на массив букв:
reduce/reduceRight
Методы arr.reduce и arr.reduceRight похожи на методы выше, но они немного сложнее. Они используются для вычисления какого-нибудь единого значения на основе всего массива.
Функция применяется по очереди ко всем элементам массива и «переносит» свой результат на следующий вызов.
При вызове функции результат её вызова на предыдущем элементе массива передаётся как первый аргумент.
Этот метод проще всего понять на примере.
Тут мы получим сумму всех элементов массива всего одной строкой:
Давайте детальнее разберём, как он работает.
Поток вычислений получается такой:
В виде таблицы, где каждая строка –- вызов функции на очередном элементе массива:
sum | current | result | |
---|---|---|---|
первый вызов | 0 | 1 | 1 |
второй вызов | 1 | 2 | 3 |
третий вызов | 3 | 3 | 6 |
четвёртый вызов | 6 | 4 | 10 |
пятый вызов | 10 | 5 | 15 |
Здесь отчётливо видно, как результат предыдущего вызова передаётся в первый аргумент следующего.
Мы также можем опустить начальное значение:
Результат – точно такой же! Это потому, что при отсутствии initial в качестве первого значения берётся первый элемент массива, а перебор стартует со второго.
Таблица вычислений будет такая же за вычетом первой строки.
Но такое использование требует крайней осторожности. Если массив пуст, то вызов reduce без начального значения выдаст ошибку.
Поэтому рекомендуется всегда указывать начальное значение.
Метод arr.reduceRight работает аналогично, но проходит по массиву справа налево.
Array.isArray
Массивы не образуют отдельный тип языка. Они основаны на объектах.
Поэтому typeof не может отличить простой объект от массива:
Большинство методов поддерживают «thisArg»
Этот параметр не объяснялся выше, так как очень редко используется, но для наиболее полного понимания темы мы обязаны его рассмотреть.
Вот полный синтаксис этих методов:
Например, вот тут мы используем метод объекта army как фильтр, и thisArg передаёт ему контекст:
Итого
Шпаргалка по методам массива:
Для добавления/удаления элементов:
Для поиска среди элементов:
Для перебора элементов:
Для преобразования массива:
Изученных нами методов достаточно в 99% случаев, но существуют и другие.
Полный список есть в справочнике MDN.
На первый взгляд может показаться, что существует очень много разных методов, которые довольно сложно запомнить. Но это гораздо проще, чем кажется.
Внимательно изучите шпаргалку, представленную выше, а затем, чтобы попрактиковаться, решите задачи, предложенные в данной главе. Так вы получите необходимый опыт в правильном использовании методов массива.
Всякий раз, когда вам будет необходимо что-то сделать с массивом, а вы не знаете, как это сделать – приходите сюда, смотрите на таблицу и ищите правильный метод. Примеры помогут вам всё сделать правильно, и вскоре вы быстро запомните методы без особых усилий.
Задачи
Переведите текст вида border-left-width в borderLeftWidth
То есть дефисы удаляются, а все слова после них получают заглавную букву.
Массивы
Объекты позволяют хранить данные со строковыми ключами. Это замечательно.
Но довольно часто мы понимаем, что нам необходима упорядоченная коллекция данных, в которой присутствуют 1-й, 2-й, 3-й элементы и т.д. Например, она понадобится нам для хранения списка чего-либо: пользователей, товаров, элементов HTML и т.д.
В этом случае использовать объект неудобно, так как он не предоставляет методов управления порядком элементов. Мы не можем вставить новое свойство «между» уже существующими. Объекты просто не предназначены для этих целей.
Объявление
Существует два варианта синтаксиса для создания пустого массива:
Практически всегда используется второй вариант синтаксиса. В скобках мы можем указать начальные значения элементов:
Элементы массива нумеруются, начиная с нуля.
Мы можем получить элемент, указав его номер в квадратных скобках:
Мы можем заменить элемент:
…Или добавить новый к существующему массиву:
Общее число элементов массива содержится в его свойстве length :
В массиве могут храниться элементы любого типа.
Список элементов массива, как и список свойств объекта, может оканчиваться запятой:
«Висячая запятая» упрощает процесс добавления/удаления элементов, так как все строки становятся идентичными.
Методы pop/push, shift/unshift
Очередь – один из самых распространённых вариантов применения массива. В области компьютерных наук так называется упорядоченная коллекция элементов, поддерживающая два вида операций:
Массивы поддерживают обе операции.
На практике необходимость в этом возникает очень часто. Например, очередь сообщений, которые надо показать на экране.
Существует и другой вариант применения для массивов – структура данных, называемая стек.
Она поддерживает два вида операций:
Таким образом, новые элементы всегда добавляются или удаляются из «конца».
Примером стека обычно служит колода карт: новые карты кладутся наверх и берутся тоже сверху:
Массивы в JavaScript могут работать и как очередь, и как стек. Мы можем добавлять/удалять элементы как в начало, так и в конец массива.
В компьютерных науках структура данных, делающая это возможным, называется двусторонняя очередь.
Методы, работающие с концом массива:
Удаляет последний элемент из массива и возвращает его:
Добавляет элемент в конец массива:
Методы, работающие с началом массива:
Удаляет из массива первый элемент и возвращает его:
Добавляет элемент в начало массива:
Методы push и unshift могут добавлять сразу несколько элементов:
Внутреннее устройство массива
Следует помнить, что в JavaScript существует 8 основных типов данных. Массив является объектом и, следовательно, ведёт себя как объект.
Например, копируется по ссылке:
…Но то, что действительно делает массивы особенными – это их внутреннее представление. Движок JavaScript старается хранить элементы массива в непрерывной области памяти, один за другим, так, как это показано на иллюстрациях к этой главе. Существуют и другие способы оптимизации, благодаря которым массивы работают очень быстро.
Но все они утратят эффективность, если мы перестанем работать с массивом как с «упорядоченной коллекцией данных» и начнём использовать его как обычный объект.
Например, технически мы можем сделать следующее:
Это возможно, потому что в основе массива лежит объект. Мы можем присвоить ему любые свойства.
Но движок поймёт, что мы работаем с массивом, как с обычным объектом. Способы оптимизации, используемые для массивов, в этом случае не подходят, поэтому они будут отключены и никакой выгоды не принесут.
Варианты неправильного применения массива:
Эффективность
Методы push/pop выполняются быстро, а методы shift/unshift – медленно.
Почему работать с концом массива быстрее, чем с его началом? Давайте посмотрим, что происходит во время выполнения:
Просто взять и удалить элемент с номером 0 недостаточно. Нужно также заново пронумеровать остальные элементы.
Операция shift должна выполнить 3 действия:
Чем больше элементов содержит массив, тем больше времени потребуется для того, чтобы их переместить, больше операций с памятью.
То же самое происходит с unshift : чтобы добавить элемент в начало массива, нам нужно сначала сдвинуть существующие элементы вправо, увеличивая их индексы.
Действия при операции pop :
Метод pop не требует перемещения, потому что остальные элементы остаются с теми же индексами. Именно поэтому он выполняется очень быстро.
Перебор элементов
Одним из самых старых способов перебора элементов массива является цикл for по цифровым индексам:
Но для массивов возможен и другой вариант цикла, for..of :
Цикл for..of не предоставляет доступа к номеру текущего элемента, только к его значению, но в большинстве случаев этого достаточно. А также это короче.
Технически, так как массив является объектом, можно использовать и вариант for..in :
Но на самом деле это – плохая идея. Существуют скрытые недостатки этого способа:
Цикл for..in выполняет перебор всех свойств объекта, а не только цифровых.
В браузере и других программных средах также существуют так называемые «псевдомассивы» – объекты, которые выглядят, как массив. То есть, у них есть свойство length и индексы, но они также могут иметь дополнительные нечисловые свойства и методы, которые нам обычно не нужны. Тем не менее, цикл for..in выведет и их. Поэтому, если нам приходится иметь дело с объектами, похожими на массив, такие «лишние» свойства могут стать проблемой.
Цикл for..in оптимизирован под произвольные объекты, не массивы, и поэтому в 10-100 раз медленнее. Увеличение скорости выполнения может иметь значение только при возникновении узких мест. Но мы всё же должны представлять разницу.
В общем, не следует использовать цикл for..in для массивов.
Немного о «length»
Свойство length автоматически обновляется при изменении массива. Если быть точными, это не количество элементов массива, а наибольший цифровой индекс плюс один.
Например, единственный элемент, имеющий большой индекс, даёт большую длину:
Обратите внимание, что обычно мы не используем массивы таким образом.
Ещё один интересный факт о свойстве length – его можно перезаписать.
Если мы вручную увеличим его, ничего интересного не произойдёт. Зато, если мы уменьшим его, массив станет короче. Этот процесс необратим, как мы можем понять из примера:
new Array()
Существует ещё один вариант синтаксиса для создания массива:
Он редко применяется, так как квадратные скобки [] короче. Кроме того, у него есть хитрая особенность.
Если new Array вызывается с одним аргументом, который представляет собой число, он создаёт массив без элементов, но с заданной длиной.
Давайте посмотрим, как можно оказать себе медвежью услугу:
Многомерные массивы
Массивы могут содержать элементы, которые тоже являются массивами. Это можно использовать для создания многомерных массивов, например, для хранения матриц: