Как сделать короб под сабвуфер
Лада 2112 › Бортжурнал › Как рассчитать короб для сабвуфера своими руками
Когда-то встала задача сделать хороший и качественный звук в своей машине, в дополнение к колонкам, решил что для НЧ звучание, мне необходим сабвуфер. Но от готового решения купить готовый сабвуфер заставило отказаться цена, и материалы короба.Качественным будет сделать сабвуфер своими руками. И начал с расчета короба под нч динамик.
Итак, представляю вашему вниманию Динамик HERTZ ES 300.
Общие характеристики:
Тип сабвуфер
Типоразмер 30 см (12 дюйм.)
Количество полос 1
Мощность 350 Вт (номинальная), 700 Вт (максимальная)
Чувствительность 92 дБ
Диапазон воспроизводимых частот 25 — 250 Гц
Импеданс 4 Ом
Сабвуфер:
Корпус нет
Рекомендуемый корпус закрытый ящик, фазоинверторный
НЧ-динамик:
Размеры 300 мм
Материал диффузора пресованная целлюлоза
Материал подвеса пористая резина
Установочная глубина 141 мм
Установочное отверстие 276 мм
Теперь необходимо знать какого типа бывают короба сабов.
Есть ЗЯ (самая простая кострукция, из названия все понятно), есть ФИ (Фазоинвертор) ЗЯ но с портом (порт бывает круглый(кусок трубы пластиковой) или щелевой (внутри короба делают дополнительные стенки определенной длины и объема, так же есть рупор, есть ЧВ(как я называю багажник давай до свидания) и многое другое. Я для себя выбрал ФИ самое приемлемое для меня. Позже через годик сделаю ФИ с двумя динами. Но сейчас не об этом. Тип Корпуса выбран.
Теперь необходимо прикинуть чистый объем ( у меня он 50 литров) и в зависимости от музыки которую вы слушаете выбираем частоту порта ( у меня 35 ГЦ, что то среднее и более для всех форматов музыки).
Далее скачал программу JBL SpeakerShop абсолютно бесплатная. Пользуясь мануалом, а именно
Я ввел даныые своего динамика желаемый чистый объем и настройку порта.
Подводя итоги:
Чистый объем — 50 литров
Нстройка 35 Гц
Порт — 5×32 см
Длина порта — 70 см
Зная это открываем следующее видео и расчитываем короб
Вот что у меня получилось
Расчет Закончен. Фанера куплена. Переходим к следующему этапу.
Фанера была распилена на следующие куски:
А — 69,6х35,6 см — 2 шт
В — 32х32 см
С — 69,6х32 см
D — 33,8х32 см
E — 62,8х32 см
F — 36,2х32 см
G — 25,2х32 см
Все отпилил минут за 15 электро-лобзиком. В кое каких местах срезы получились не идеально ровными их немного пришлось шлифовать очень грубой шкуркой (80) прибитой к брусочку, чтобы сделать плоскость.Сначала к доске А прикручиваем доску B,
Перед тем как прикручивать стенку к стенке, на все стыки наносил герметик. затем по краям стягивал 2 саморезами (по 1 с каждого края) временно, лишний силикон выдавился, убираем его туалетной бумагой или салфеткой. Затем берем 2 сверла. Сверлом 2,5 мм сверлим примерно 5 см отверстие, затем сверлим 9 мм сверлом углубление для шляпки. Лично я делал промежутки в 3 см между саморезами. прикрутили. ждем минут 40 и прикручиваем далее по порядку доску за доской. После того как прикрутили стенки A B C D на все внутренние стыки наносим силикон и срезаем пальцем, окутанным салфеткой ( я срезал строительным ластиком для силикона, на углах этого ластика разные срезы по мм). Смысл в том что все стыки внутренние с обилием должны быть промазаны силиконом, чтобы воздух вытесняемый сабом не выходил через щелку и он не свистел. Как все собрал промазал отверстия от саморезов силиконом и срезал под плоскость.
На 88 клей клеим карпет… выложу видео по котрому наклеил.
Skoda Octavia 1.4 TSI › Бортжурнал › Как построить короб щелевого ФИ сабвуфера. Инструкция от А до Я
Добрый день. Хотел поделиться опытом, как я проектировал щелевой ФИ сабвуфер. Сильно не пинайте, 2 дня потратил на изучение. Может знающие люди подскажут ошибки или сделают замечания. Ведь для этого и создал эту тему. Расчет делал для глубокого мягкого баса (так сказать более менее универсальный от негров до клубняка).
Сразу, конечно, хотел купить активный саб, но прочитал, что они не очень. Потом думаю, возьму себе пассивный с магазина, но тоже не нашел для себя подходящий. И вот решил его сделать своими руками. Но сейчас просто расчеты.
Выбор пал на динамик Alphard Machete m12/D2 (2+2 Ом) 350 Вт мощности.
Нужные нам параметры динамика:
Fs=33,1
Vas= 37,93
Qts=0,55
Xmax=14 мм
D диффузора=245 мм
D уставновочный = 285 мм
Установочная глубина = 160 мм
Усилок Alphard m450d:
180 Вт при 4 Ом нагрузке
310 Вт при 2 Ом нагрузке
450 Вт при 1 Ом нагрузке
Усилок будет работать в 1 Ом (450 Вт), так как этот динамик можно подключить в 1 Ом или 4 Ом. В нашем случае усилок в 4 Ом выдаст 180 Вт (это для нас мало!).
Материал фанера: 20 мм
Для расчета взял 2 программы:
1) jbl speakershop
2) bass port
1) Запускаем jbl speakershop.
2) Ставим галочку рядом с авто и жмем File – new Design
3) Вводим 3 параметры динамика (этого хватит)
4) Прога посчитала нам чистый объем саба 76,298 л. Ну и взяла свою частоту.
5) Универсальная частота для сабвуфера 37-38 Гц. Негры и клубняк будут отыгрываться нормально. Но я возьму 36 Гц (ну даже не знаю почему так выбрал, так захотел!)
5) Нажимаем кнопку Custom и вводим нужные нам параметры.
Fb — ввел мои 36 Гц, литраж выбрал 62 л (почему 62 л? Ну нажимал я для нашего Custom кнопку Plot и смотрел график АЧХ. Пик вышел 8 Дб = 39,8 Гц; при 6,9 Дб = 32,4 Гц. Я так понимаю, что при таких частотах громкость басов будет отличной).
6) Теперь рассчитаем наш порт в программе bass port. Вводим наши параметры. На фото все понятно.
Скорость звука не трогать.
W = 60 мм (это ширина порта, это произвольная величина).
h – высота стенки сабвуфера (без учета стенок материала). Я выбрал этот размер 350 мм.
Эти 2 величины W и h я подбирал из того, чтобы высота мне подходила по багажнику, а W – чтобы площадь порта вышла ну в районе 200 квадратных сантиметров.
Длина порта вышла L=649.34 мм
Площадь порта S=W*h=210 кв.см
Объем порта = 13,636 л
Как мы знаем чистый объем саба (это без учета объема порта, объема самого динамика, объема стенок порта). Теперь посчитаем грязный объем – именно тот размер короба, который и будем строить.
при этом посчитаем грязный объем саба.
1) V порта = 13, 636 л
2) V динамика = 3,5 л (ну примерно для этого динамика взял такой объем).
3) V стенок порта=(толщина фанеры*длина порта*чистая высота короба)/1000000=(20*649,34*350)/1000000=4,55 л
V грязный = 62+13,636+3,5+4,55=83,686 л
Теперь определимся уже с точными размера короба. Как мы указали, чистая высота короба 35 см. Глубину я также взял 35 см. Посчитаем нужную длину из нашего грязного объема.
(83,686*1000)/35/35=68,31 см= 683 мм
Итог. Размеры без учета стенок материала ( у нас фанера 20 мм).
Теперь считаем остальные размеры, при этом смотрим где нужно прибавить материал фанеры.
Осталось посчитать порт. Длина его выделена красной линией. Она идет в середине. В нашем случае = 649,34 мм. Картинка условная, дабы показать порт.
Теперь определим размеры синей линии. 370-30-30-20-20=270 мм
Смотри фото с результатом.
И считаем еще продольную стенку. Смотри фото. На фото выделил вертикальную белую линию. Нам к этой белой линии нужно посчитать размер красной линии. И так: 20+270+20+30+30=370 мм
И так оставшаяся длина= Длина всего порта – 370 мм= 649,34-370=279,34 мм
DomINIK95 › Блог › Короб для сабвуфера своими руками
В оборудовании автомобиля часто присутствуют пробелы, которые нас не совсем устраивают. К примеру, ни одна заводская версия авто любого производителя не предлагает в базовом наборе функций такой порой необходимой вещи, как сабвуфер.
Это делает аудиосистему на борту автомобиля достаточно бедной, а ощущения от прослушивания любимой музыки не такими яркими и приятными. Поэтому многие владельцы автомобилей принимаются за создание собственных схем и вариантов этого элемента.
Как не прогадать с размерами и формой короба, с диаметром отверстия, как сделать все замеры и монтаж в домашних условиях? Ответы на эти вопросы достаточно простые, но работа требует ответственного подхода с пониманием дела.
Какие размеры короба необходимо соблюдать?
Четких универсальных рекомендаций, как рассчитать размеры такого элемента, как короб под сабвуфер, не существует. Каждый динамик должен обладать собственным вариантом короба. В каждом отдельном случае его форма и диаметр отверстий должен быть разный.
Для определения размеров и других параметров существует специальное компьютерное обеспечение — программа для расчета короба сабвуфера. Таких программ сегодня существует очень много, и все они работают с точностью до сантиметра.
Для расчета вам понадобятся такие данные:
— резонансная частота динамика (обозначается буквой F);
— эквивалентный объем, необходимый для полного звучания (V);
— полная добротность (Q).
Если в инструкции вашего динамика указаны другие дополнительные параметры, которые можно занести в программу, отлично! Вы сможете рассчитать все замеры с точностью до миллиметра. Останется только вырезать все правильно и собрать в соответствии с рекомендациями по акустическим приборам.
Вот так просто с помощью компьютерной программы вы сможете получить точные размеры и форму будущего короба. Кстати, с формой можно поработать, сделать уклон под спинку сидения или наоборот растянуть элемент на весь багажник. Здесь все будет зависеть от удобства размещения сабвуфера в багажнике, от ваших пожеланий и сфер применения автомобиля.
Материалы для изготовления короба
Пришел ответственный момент выбора материалов. Многие считают, что деревянные вариации остались в прошлом — сегодня можно использовать красивый прозрачный пластик или даже оргстекло. Действительно, эффект от такого изобретения высшей техники в вашем авто будет весьма интересен, но вот качество звучания значительно уступит сабвуферам, которые расположены в коробах из разнообразной древесины.
Обычное дерево, панели, собранные из досок — все это не подходит для сборки короба своими руками. Лучше использовать материал с определенной дисперсией — фанера, ДСП, МДФ и прочие разновидности спрессованной стружки. Фанера должна быть многослойной, именно она выделяется самыми лучшими акустическими качествами:
— позволяет создавать прекрасный звук в салоне автомобиля;
— не создает дребезжаний и помех;
— не портится от постоянной вибрации.
Этим не могут похвастаться другие материалы. Фанера также самая удобная в работе — собрать из нее необходимую конструкцию не составит особого труда.
При правильном подходе к выбору материалов ваш автомобиль зазвучит совершенно по-новому, порадует вас отличными звуками из багажника, а прохожих удивит мощностью звука и дребезжанием стекол.
Чтобы правильно и без фатальных ошибок сделать короб, нужно для начала нарисовать схему раскроя и все необходимые вам элементы на листе бумаги или картона. Так вы сможете понять, как лучше раскроить материал и оптимально его использовать.
Затем следует непосредственно изготовление каждого необходимого элемента. Вырезать прямые грани можно ножовкой или электрическим лобзиком. А вот радиус для установки динамика вырезать вручную будет достаточно сложно.
После подготовки всех необходимых для сборки коробка сабвуфера элементов мы приступаем к непосредственному креплению деталей.
Далее следуют несколько важных технологических процессов:
— убрать неровности и заусеницы с короба с помощью шлифовальных инструментов;
— проклеить все щели короба изнутри герметиком или клеем, например, эпоксидным;
— стенки сабвуфера изнутри можно отделать ватой или листовым пенопластом для улучшения звукоизоляции.
Важно, чтобы в процессе сборки осталась возможность выполнить подключения проводов из колонок и совершения прочих действий по монтажу сабвуфера, так что предусмотрите это при сборке короба.
Завершение процесса сборки
После совершения всех описанных выше действий музыка в вашем авто уже практически наполнена низкими частотами. Осталось лишь собрать непосредственно динамики и правильно выполнить подключение, как указано в заранее приобретенной схеме.
Главное, чтобы все было подключено правильно, а магнитола справилась с частотами и выдавала достаточно чистое звучание. В противном случае вам придется заменить еще и магнитолу, чтобы добиться отличного результата от проведенной работы.
Собрать короб для сабвуфера собственными руками оказалось не так сложно, как это выглядит на первый взгляд. Для начала стоит провести все замеры, затем выбрать материалы, выполнить правильную сборку. Нужно выполнять все процессы аккуратно и никуда не спешить. Процедура не займет у вас слишком много времени, а результат будет стоить затраченных усилий.
Также можно сделать вывод, что сборка сабвуфера своими руками стоит в разы дешевле приобретения готового элемента аудиосистемы в магазине. Так что экономим деньги, развлекаемся и получаем отличные результаты.
Сообщества › Автозвук › Блог › Как построить «правильный» сабвуфер? Учим матчасть.
Снова всем привет. Если вы все еще задаетесь вопросом о том, какой корпус сабвуфера вам нужен, то внимательно прочитайте этот материал. Потому что если вы зададите такой вопрос кому-нибудь (например, здесь, на Drive2), но не уточните, какой бас вы хотите, то получите кучу противоречивых советов и с большой вероятностью разочаруетесь в самой технике, а то и сожжете чего-нибудь к чертям, хотя техника тут будет совсем не причем.
Возьмем для примера конкретный динамик. Я для наглядности выбрал 15-дюймовый RE Audio SX PRO (кстати, про него тут у меня спрашивали, вот как раз в тему и получается). Он громкий (многие ж любят погромче, ага) и универсальный в плане акустического оформления. Смотрим на него параметры Тиля-Смолла (например, тут), и начинаем прикидывать корпус. Я для этого пользую проверенный JBL SpeakerShop с коррекцией АЧХ, рекомендованной еще в начале 2000-х журналом АЗ. Как показала практика, получается довольно близко к жизни. Но сейчас особая точность нам не нужна, важнее показать что получим от того или иного корпуса. Итак, поехали.
Вариант 1. Для требовательных. Нам нужен предельно точный бас, и слушать музыку мы собираемся внутри машины. Параметры позволяют сделать отличный ЗЯ без потери отдачи, объем — всего 40 литров, что для 15-шки на самом деле очень компактно. АЧХ простирается до самых инфранизких частот – бас получите как в хорошем кинотеатре. При долговременной мощности динамика 1кВт и использовании соответствующего усилителя можно получить п-ц какую громкость и нехилое ливеротрясение. И это притом, что бас будет предельно точным и без единого намека на гудение. Мне этот вариант нравится. Но это в салоне. Если же такой саб заставлять играть на открытое пространство, то пропадет глубина баса и такого кайфа уже не получится, Отдача с понижением частоты будет спадать, и если вы начнете компенсировать это простым увеличением громкости, то это приведет к печальным последствиям. Оно вам надо?
Но ничто не дается даром, поэтому смотрим, в чем же мы проиграли. Во-первых, бас в фазике будет не такой четкий и точный, как в закрытом ящике. Кто любит технические термины – импульсная характеристика хреновая. Но если вы не планируете слушать «живую» музыку, где звук должен иметь натуральную связку «атака-затухание», а ограничитесь электронной, то это уже менее критично. Во-вторых, фазик обязательно требует включения на усилителе сабсоника. Обязательно! В идеале – не ниже, чем настройка самого порта. Потому что ниже настройки порта ход диффузора уже ничем не сдерживается, и вы тупо попалите динамик, если ввалите в него дури. Если это произойдет, потом не говорите, что не предупреждал. Не бойтесь, в «мясистости» баса не потеряете, информативный бас гораздо выше 30 Гц, поверьте.
Теперь вернемся к нашему сабу. А давайте попробуем оставить для него прежний объем, но сделаем настройку порта на 55 Гц? Что получим? Понятное дело, снизу отдача резко упадет, зато весь пар устремится в область «среднего» баса. При этом получим акустическое усиление больше, чем на 6 дБ! И это при прямом излучении! Еще немного, и поймете, почему я заостряю на этом внимание. Опять мы «как бы увеличили мощность» нашего усилителя, причем, нехило – в 4 с лишним раза. И, само собой, не забывайте про сабсоник! Настраивайте его никак не ниже 45-50 Гц! Получите ураганное колбасево без риска спалить даже самый надежный динамик в первые же 10 минут.
А теперь внимание, фокус. Закрываем багажник и открываем двери. Что получаем? Кто в теме, скажут – акустическое оформление типа бандпасс. Т.е. если мы стоим такие крутые на улице и нас прет от собственного меломанства, то мы слышим не прямое излучение нашего сабвуфера, саб играет в салон, а до нас бас доходит из открытых дверей. Салон в этом случае становится самой настоящей резонансной камерой! И что? А то, что так мы можем получить реально еще большее акустическое усиление! Тут, конечно, многое зависит от самого автомобиля – геометрии салона и дверных проемов, но эффект зачастую получается действительно чувствительным.
Выводы. В общем, что я хотел сказать этим постом. Друзья, если хотите получить нормальный бас, то для начала определитесь что для вас есть «нормальный». Потому что от некоторых постов типа «хочу глубокий мягкий басс» (кстати, «бас» пишется с одной буквой «C», давайте будем грамотнее), а особенно от комментов к ним, чесслово, инфаркт скоро схватит. А ведь заметьте, все варианты, что я вам тут показал – это всего лишь разные варианты оформления одного и того же динамика! Спалить любой саб его неправильным использованием и дурными настройками – дело нехитрое, а вот чтобы использовать все его возможности на полную катушку – придется подумать. В общем, как всегда, учим матчасть.