Как сделать костюм древнего человека

Как сделать костюм первобытного человека своими руками

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Как сделать костюм древнего человека

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Итак, костюм будет состоять из:

Основная одежда

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Как сделать костюм древнего человека

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Простой вариант

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Как сделать костюм древнего человека

Пояс и украшения

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для набедренной повязки. Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Как сделать костюм древнего человека

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Как сделать костюм древнего человека

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

Источник

Рояль в кустах

В давние-стародавние времена, когда деревья были великанами, а люди жили в пещерах, когда мир еще был молод и наивен, когда по земле бродили мамонты, а огонь добывали не из спичек и начинается наша история…

Как сделать костюм древнего человека
Кто сказал, что доисторическое общество было примитивным, кулинария еще даже не зародилась и ничего интересного не было и быть не могло? Встал и вышел из пещеры! А для остальных начинается…

ПЕРВОБЫТНАЯ вечеринка!

Из названия общий стиль понятен, не так ли? Одежда из шкур диких животных (искусственных, естественно), ожерелья из костей, когтей и клыков, наскальные рисунки, шаманские пляски под барабаны и жареный на гриле хобот недавно пойманного мамонта. Впрочем, давайте по порядку. Любая вечеринка, даже самая что ни на есть первобытная, должна начинаться с приглашения. Из которого ваши гости и узнают, что им предстоит перевоплотиться на вечер из респектабельных менеджеров и очень важных персон в диких пещерных людей, устраивающих драки на дубинах за лучший кусок мяса. Идеальное первобытное приглашение — это плоский кусок камня с пиктограммами, по которым ваш гость должен сообразить, в чем ему приходить и куда.

Как сделать костюм древнего человека

Так, традиции вашего первобытного племени соблюдены, теперь надо дать разъяснение. В этой роли отлично будет смотреться вполне современная самодельная сопроводительная открытка. Например такая:

Как сделать костюм древнего человека

Отлично, теперь никто не заблудится и вовремя придет в вашу пещеру. Самое время перейти к подготовке праздничного стола.

Первобытная кулинария или проще не придумаешь!

Гурманские изыски и изысканное гурманство — не наш выбор. У нас же каменный век, какие могут быть фуа-гра и паштеты из соловьиных язычков? Наш выбор — печеные овощи, свежие фрукты, мясо на гриле и орехи. Все эти яства мы разложим на деревянных и каменных блюдах и в плетеных корзинках. Впрочем, ладно, мы же не настоящие неандертальцы, мы же только каменный топор нашли, так что сервируем стол на наш вкус, устраивая на нем красивую стилизацию в духе каменного века.

Как сделать костюм древнего человека

Отлично дополнят декор стола яйца динозавров, мхи и симпатичные комнатные растения, которые на этой вечеринке сыграют роль доисторических.

Как сделать костюм древнего человека

Свисающие сверху лианы в этом конкретном варианте декора — это порезанная на кусочки армейская маскировочная сетка, ее легко и непринужденно можно купить через интернет и превратить в элементы первобытного озеленения.

Как сделать костюм древнего человека

Ну и, да, побольше пятнисто-леопардового, полосато-тигриного и мохнато-львиного. Отлично дополнят интерьер живописно развешанные по стенам черепа неопознанных крупных рогатых животных, которые можно на досуге смастерить из папье-маше.

А в качестве гвоздя кулинарной программы может выступить такой вот настоящий неандертальский стейк:

Как сделать костюм древнего человека

Дресс-код каменного века

Как сделать костюм древнего человекаТкацкие станки придумают еще не скоро, поэтому — шкуры! Парикмахеры появятся еще чере много столетий, а то и тысячелетий, так что — повышенная лохматость.

В общем-то, изготовить первобытный костюм не просто, а очень просто. Понадобится всего лишь кусок тряпки леопардовой окраски, обрезки искусственного меха и немножко куриных костей. Все это нужно художественным образом на себя нацепить и — вуаля! — готовый пещерный человек. Ну и, разумеется, никто не отменял многочисленных интернет-магазинов с огромным выбором карнавальных костюмов, среди которых попадаются изысканные наряды каменного века. Вместе с париками. Кстати, парики и бороды сделают ваш дикий образ цельным и законченным, так что в магазинчик приколов стоит, все же, заглянуть. Вполне возможно, там найдутся и надувные дубины, которые вам наверняка пригодятся.

Кстати, вам вполне может пригодиться пошаговый мастер-класс по изготовлению уникального и весьма первобытного украшения:

Как сделать костюм древнего человека

Кому интересно, тыкайте в картинку, и там вам все будет.

Первобытные утехи и забавы

Ну, для затравки и общего поднятия боевого духа — посмотрите вот этот забавный ролик:

Что можно делать на первобытной вечеринке? Можно устроить, например, конкурс наскальных живописцев. Кто сказал, что в каменном веке не было романтиков и любви? Вот пусть и докажут это! Каждому конкурсанту достается имя его возлюбленной. Он должен ее нарисовать. На скале. Ему выдается миска краски, а рисовать он должен пальцем. Тот, чью возлюбленную угадают первой, и считается победителем.

Как сделать костюм древнего человека

Кто самый романтичный, мы выяснили, настало время выбрать самого сильного! Ну а тут без драки никак не обойтись! Нам понадобится два объемных мешка (например, из-под картошки, только чистых) и много мягких вещей (подушек одеял и всякого такого прочего). Набиваем мешки подушками, оставляем только хвосты, чтобы удобно было держать. И устраиваем бой! Правила могут быть разными. Можно нарисовать или выложить круг, и тот, кто первый выбьет противника за его пределы (используя вышеописанный мешок, ясное дело), тот и победитель. Можно поставить длинную скамейку и устраивать драки на ней. Тогда победит тот, кто останется на ней стоять. Кстати, в этом варианте боя следует подумать о том, чтобы проигравшему было помягче падать, и постелить по обеим сторонам скамейки матрасики.

Как сделать костюм древнего человека

Настало время самого умного! Речь первобытных людей была небогата разнообразными эпитетами и метафорами. А значит самым умным считается тот, кто лучше всех умеет объясняться на языке жестов. Чтобы выяснить это, можно поиграть в «крокодила». Знаете правила? Водящий должен при помощи жестов и мимики объяснить всем остальным фразу, слово или словосочетание, которое ему выпало. У этой игры множество вариантов правил, обычно она играется на две команды. Но в нашем случае лучше все-таки сохранить индивидуальный зачет. Претендент на самого умного вытягивает из корзинки фразу и пытается ее изобразить. У него есть на это три минуты. Если не успевает, очередь переходит к следующему претенденту. Победил тот, чьи объяснения оказались самыми убедительными.

Как сделать костюм древнего человека

Ну что ж, после всего произошедшего становится понятно кто есть кто в вашем племени, так? Самый сильный — это, ясное дело, вождь. Лучше всех рисует, конечно же, шаман, а самый умный — советник вождя. Не хватает еще кое-кого, правда же? Хозяйки очага, любимой женщины вождя! Без нее и племя получится какое-то ненастоящее!

Как сделать костюм древнего человека

Но этот сложный выбор мы оставим на ваше усмотрение и фантазию. Должна ли главная женщина племени быть самой красивой или она должна на скаку с одного удара убивать мамонта, или бесстрашно входить в горящую пещеру — решайте сами, у вас теперь есть вождь, шаман и советник вождя.

Танцы-пляски-расколбас

Дальнейшая культурная программа уже не нуждается в особых регламентах или ведущих. Дикие танцы диких людей или неспешные первобытные посиделки вокруг первобытного огня за неспешной беседой…

Как сделать костюм древнего человека

Нескучного вам праздника и настоящего неандертальского веселья!

Источник

Костюм первобытного человека своими руками

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Как сделать костюм древнего человека

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Итак, костюм будет состоять из:

Основная одежда

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Как сделать костюм древнего человека

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Простой вариант

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Как сделать костюм древнего человека

Пояс и украшения

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для набедренной повязки. Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Как сделать костюм древнего человека

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Как сделать костюм древнего человека

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

Источник

Как сделать костюм древнего человекаnionila

beauty blog

блог о косметике и красоте

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад).

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию; украшая его — эстетическую функцию.

С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски — охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Со временем непрочная поверхностная окраска сменяется татуировкой: слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Точно так же перья, кости, волосы, зубы убитых животных носили на теле вначале как защитные и символические элементы костюма. Когда же тело все больше закрывается волокнистыми материалами собственно одежды, человек создает искусственные точки крепления для подвесок-символов, прокалывая отверстия в ушах, носу, губах, щеках, и носит их как украшения.

Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции.

Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Возрастало и расширялось значение украшений в историческом костюме: сословное, символическое, эстетическое. Усложнялись и разнообразились их формы: съемные, укрепляющиеся на теле (браслеты, перстни, обручи, серьги); неподвижные, укрепляющиеся на ткани (вышивка, печатный рисунок, рельефный декор).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма — драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

Представить себе такую ситуацию достаточно сложно, ведь мы же не где-нибудь в пустынях Австралии, а в большом городе, в столице огромной страны. И нам не свойственно задумываться о подобных вещах. Однако именно в описанном спектре эмоций человека, оставшегося без одежды кроется секрет ее (одежды) появления. Не в изменениях климата, не в абстрактном стыде, который описан в Библии, Коране, Талмуде.

Современные исследователи психологии первобытных людей все больше приходят к мысли, что причиной появления одежды был страх. Страх оказаться голым перед лицом опасности. Вначале мы просили вас представить себя голым на улице или на работе. Давайте немного изменим условия задачи.

Представьте, что по каким-то причинам вы оказались в положении, когда необходимо драться. Враг яростно смотрит на вас, сжимая кулаки, вы сближаетесь. И внезапно вы понимаете, что вы абсолютно обнажены, что на вас не осталось никакой, совсем никакой одежды! Что теперь? Уверен, что вы не сможете драться в полную силу. Если не верите, попробуйте нанести несколько ударов в голом виде дома перед зеркалом.

Именно этот страх, причины которого скрыты в глубинах нашего подсознания, и стал основой для появления одежды. Понимание человеческой психологии крайне важно для того, чтобы понять, почему история одежды развивалась именно так, как это происходило, а никак иначе.

Но во что же одевались первые люди? Ответ прост: в условиях, когда не было еще таких важных стимулов как мода, общественное мнение, социальная структура общества единственной целью одежды было спасти человека от ощущения страха. А поскольку первые люди появились, как мы сейчас знаем, в Африке, не было и такого фактора как погодные условия.

Завершим мы статью об истории одежды первобытных людей эпохой неолита, начало которого считается середина десятого тысячелетия до н.э. В это время человек обладал уже множеством навыков для создания гардероба и в археологи находят самые разные виды одежды: безрукавки, рубахи, чулки! Кроме того, появляется тканная одежда (до этого одежду делали только из шкур убитых животных), а к середине неолита появляются и такие почти современные элементы как распашная (расстегивающаяся посередине рубаха).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Итак, предполагается, что одежда вначале возникла как средство украшения и сословного отличия человека.

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей.

Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу.

Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОСТЮМА И ТКАЧЕСТВА

С начала мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.), когда менялись климатические условия, растительный и животный мир, на Земле разразился крупный экологический кризис. Первобытные общины были вынуждены искать новые источники пропитания, приспосабливаться к новым условиям. В это время происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству, что дает повод ученым говорить о «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира.

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Шкуры, снятые с убитых мужчинами на охоте животных, обрабатывали, как правило, женщины с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилия с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Дубили кожу с помощью отваров коры дуба и ивы, в России квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но все-таки великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние. Древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды. Поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОСТЮМА

История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами — все это в той или иной степени находило выражение в костюмах, которые носили люди в определенную эпоху.

Современный костюм — это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Внешность человека всегда являлась в некотором смысле «произведением искусства», одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок.

Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов.

Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОСТЮМ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на одежду различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды. Уже на ранних этапах истории одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

Удовлетворяя утилитарные запросы общества, одежда в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика одежды как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, одежда не может быть представлена вне своей функции.

Свойство одежды как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения одежды эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться.

Эта непосредственная связь одежды с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой.

Сочетание компонентов одежды и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в одежде является архитектоника.

У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к одежде, которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с Севера и Востока, основными частями одежды были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип одежды, как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *