Как сделать костюм крампуса
Как Крампуса страшным делали
Силы Крампуса помогают ему призывать устрашающие полчища рождественских игрушек и других монстров, которые будут терроризировать семью.
Обычно люди празднуют появление духа Рождества, а не претерпевают бедствия и мучения с его стороны. Но в случае с “Крампусом” (новогодней хоррор-комедией Майкла Доэрти), на головы американской семьи, живущей в пригородном районе, сваливается древний демонический дух, родом из Альпийского фольклора. Силы Крампуса помогают ему призывать устрашающие полчища рождественских игрушек и других монстров, которые будут терроризировать семью.
Чтобы воплотить в жизнь все эти страшные стычки, Доэрти постарался по максимуму использовать естественные спецэффекты и реальных кукол и обратился в мастерскую Weta Workshop, чтобы ее специалисты создали самого Крампуса и его миньонов. Цифровое подразделение Weta Digital также не осталось без работы — ему поручили анимировать группу шаловливых пряничных людей, а также помочь с расширением городских окружений. Кроме того, цифровая студия создала трехминутный ролик-флешбэк для важного сюжетного поворота.
Как крафтили Крампуса
Получив в наследство от арт подразделения Доерти концепт арты, Weta Workshop создала костюм Крампуса, который показывал злобные намерения персонажа, которого на съемках сыграет актер. “Мы знали с самого начала, каким мы хотим его сделать. Вообще-то человеком в этом костюме на съемках был глава нашей модельной мастерской Лук Хокер (Luke Hawker),” отмечает креативный директор Weta Workshop Ричард Тейлор (Richard Taylor). “Он также снимался еще в 13 фильмах в роли себя или в роли персонажей в костюмах. Так что он у нас не заменимый парень. Он работает в мастерской каждый день, но мы может быстро перебросить его на задачу тестирования костюмов, и ему самому это дает замечательную возможность заниматься тем, что он любит параллельно с созданием моделей. ”
Для Крампуса художники создали нижнюю структуру, которая совмещала анатомические мышцы и кости существа с рогами на его голове. “Мы сделали полностью движущийся скелет, который одевался поверх тела актера. В нем были огромные расширения плечей, из-за которых плечи Крампуса оказались сильно выше головы люка.” Говорит Тейлор. “Люк управлял одной из рук, которая простиралась вперед от его собственного запястья страшной когтистой лапой и действо сервоприводом. А головой он управлял на манер Big Bird, запуская руку в отверстие шеи. При помощи механизма, закрепленного на спине, голова сдвигалась вперед относительно туловища куклы.”
Одной из наиболее сложных задач Крампуса стало создания самого костюма из материи поверх сделанного скелета. “Нам нужно было чтобы он был очень очень очень легким, и в то же время выглядел крайне плотным и толстым, сделанным из слоев разной ткани и цепей, “ объясняет Тейлор “Весь этот декор нужно было сделать из очень легких материалов, чтобы Люк физически смог как-то в этом костюме перемещаться. Фло Фоксворси (Flo Foxworthy) сшила костюм и это был очень сложный наряд, состоящий из сотен отдельных панелей, вшитых в него и нужных, чтобы создать ощущение чего-то, что собиралось на протяжении веков.”
“Мы использовали ткани, купленные в магазинах, бархат и вельветин”, говорит Фоксворси “и потом покрасили их и еще раз покрасили поверх того слоя, истерли их, чтобы они выглядели поношенными и очень мягкими, как будто этот костюм носили веками. Весь наряд полностью сшивался вручную лоскуток к лоскутку, что придало ему полностью домашний вид. Костюм делался так, чтобы казалось, что Крампус добавлял к нему новые элементы год от года — кусочек ткани отсюда, меха и кожа — оттуда. Эти элементы перемешаны с фрагментами куда более легких, но потертых шелковых тканей, которые движутся на ветру и создают иллюзию движения, когда он ходит, как будто это движутся слои его наряда. Мы хотели оставить какую-то часть веса, чтобы не испортить образ персонажа, так что использование кожи и меха ближе к краям позволило сделать по-настоящему потрясающий наряд.”
Последним штрихом, и одним из последних эффектов, сделанных Weta Workshop, стали сани Крампуса. “Это была огромная конструкция — длиной, наверное, 4,5 метра,” говорит Тейлор, “ее тянули эти странные персонажи — козлообразные гуманоиды, которых играли люди, одетые в соответствующие костюмы. Среди них были и люди из нашей мастерской. Когда все было готово, заняться этим было вполне забавно. А еще это дало возможность принять участие в проекте всем создателям моделей и миниатюр.”
Не такой уж милый мишка
Семью преследуют разные прихвостни Крампуса, и среди них — бешеный плюшевый мишка. “Это был наш самый любимый персонаж!” отмечает Тейлор. “Этот плюшевый мишка очарователен во многих смыслах. Мы решили, что он замечательный персонаж. Думаю, он может найти место в сердцах людей после просмотра фильма. Это была простая марионетка с ручным управлением, но как и всегда сложно одновременно выполнять разные операции одновременно — как хлопать по голове и гладить по животу. Это достаточно сложная задача для одного человека, а для того чтобы добиться, чтобы три человека одновременно управляли одной марионеткой, требуется много внимательных репетиций. Наши марионеточники очень много практиковались, чтобы научиться делать то, что они показали на съемках.”
“У нас есть пред-репетиции и пре-съемки для всего, что потом будет сниматься на площадке режиссером,” добавляет Тейлор. “В этом случае, Роб Гилльи (Rob Gillies), супервайзор мастерской, взял на себя эту задачу. Он выступал в качестве пре-режиссера и руководил съемкой всех сцен с нашими марионеточниками. Если не убедить людей войти в роль, они не будут двигать куклу, так как это плюшевый мишка. Также нужно найти нужное психологическое состояние и стать противным персонажем. Наша команда и говорит как персонаж, которого они пытаются сыграть. Если этого не делать, то получится половинная попытка, которая дальше никуда не сгодится. Эй, не так уж много есть работ покруче, чем играть маниакального плюшевого мишку, который впивается людям в горло.”
Реальность плюс
В дополнение к Крампусу и мишке Weta Workshop создали целое многообразие других существ, многие из которых стали миньонами Крампуса. “По большому счету, это кучка оживших рождественских игрушек, “ отмечает Тейлор, “Есть шарнирный заводной робот, которого ребенок мог бы получить в качестве подарка на Рождество. Но он уловил дух Крампуса и пошел вразнос. Он переключает свои руки-захваты в эти ужасные ножницы.”
Хочешь, слепим снеговика?
“Снеговиков вырезали из пенопласта,” отмечает скульптор Хавьер Мурсия (Javier Murcia). “Мы вырезали формы и потом добавили много теней, приклеили бумагу, такого типа, как обычно используется для выпечки или еще тоньше. Вы приклеиваете это на поверхность, и можете снизу увидеть тень, просвечивающую насквозь. А потом поверх всего этого накладывается искусственный снег. Финальный результат вышел замечательный, потому что все выглядело очень реально.”
“Одним из самых страшных персонажей, которых нас попросили сделать, был этот удивительный “черт из коробочки,” продолжает Тейлор, “Из этой маленькой коробочки выпрыгивает этот клоун-псих. Он по-прежнему прикреплен к коробочке, но может разинуть рот и пожрать непослушных детей. И это фантастическая идея!Было очень интересно добиться такой цели по средствам такой конструкции.”
Другие создания включают Пряничного Человека (также работа над ним в цифровом формате была закончен Weta Digital, см. Далее), снеговики, сошедший с ума щелкунчик и маски темных эльфов. “Их одевали низкие актеры, которые создали таким образом замечательных персонажей.” Заявляет Тейлор. “ Это маски вырезанные из дерева в стиле австрийских рождественских масок, но немного более безумные и маниакальные. А еще был херувим на верхушке елки. Мы сделали его в размере марионетки переростка так, как будто он состоит из треснутого фарфора. Получилась очень красивая куртка со сложной кружевной одеждой и жуткими когтистыми руками. ”
Нельзя так просто поймать Пряничных Человечков
На площадке, реальный Пряничный человечек использовался для съемок ранней сцены с трубой и занимал место, которое потом заняло цифровое существо. “Мы просверлили пару дырок снизу куклы и таким образом установили его на стенд,” говорит Смит, “мы могли использовать эту съемку как референс для освещения, а потом снимали изображения высокого разрешения HDRI. А для работы с актером на кухне это помогло с расположением уровня глаз.”
Weta Digital подошло к анимированию Пряничных Человечков использовав по максимуму его ограниченную двухмерность. “Вообще-то, вы снимаете печеньку, “ говорит Смит, “у нее короткие ручки и ножки-обрубки и огромная голова. Почти нет места, чтобы делать достаточно экспрессивные телодвижения. Особенно не сожмешься и не потянешься. Самым сложным стало сбалансировать нижний и верхний горизонты из-за количества деталей и сдвига — он выглядел то каменным, то слишком мягким.”
“Они почти как трое балбесов (прим. Переводчика — группа актеров The Three Stooges играла во многих голливудских комедиях 20-х 30-х годов, несколько напоминает наших Труса, Балбеса и Бывалого),” добавляет супервайзор анимации Дейв Клейтон. “Они постоянно грызутся, но работают как одна команда, когда надо напугать главного героя, Говарда. Что интересно, у них нет пальцев ни на руках, ни на ногах, так что анимировать их было довольно просто. Мы могли просто попробовать разные приемы. Это были очень неприхотливые герои, потому что моно было просто оставить их руки висящими по бокам и больше ничего не делать, потому что у них нет особого диапазона движений, что тоже забавно. Когда они бегут, они просто движутся вперед без какой-то особой артикуляции.”
Клейтон также узнал, что аниматоры могут довольно просто добиться хулиганского и противного поведения, меняя формы на лице. “Мы сделали так, что у них были качественные маниакальные выражения лиц, устрашающие выражения и шокированные выражения,” говорит он. “Мы могли анимировать переходы между этими стадиями почти что в духе покадровой съемки. Когда они мигают, их зрачки появляются или исчезают. Это было сделано специально, чтобы у зрителя могло появиться сомнение, “а может, их анимировали через покадровую съемку?”
Флэш Бэк
В анимированном флэш бэке, созданном трудами Weta Digital, бабушка Оми (Криста Стэдлер) созналась в том что раньше, в детстве, уже встречалась с Крампусом. “Это очень стилизованный ролик, который кажется сделанным духе покадровой анимации” описывает Смит. “ Создатели фильма хотели, чтобы казалось, что его делал 85-летний аниматор из восточной Европы на протяжении шести месяцев в своем подвале. Мы сделали все просто. У нас была полностью функциональная марионетка Оми, но остальных персонажей оставили лишь силуэтами. ”
Специалисты постарались подогнать анимацию к рассказу Оми, а потом разбили историю на отдельные кадры. “Мы не хотели сделать все идеально, — нам нужно было включить в ролик и изъяны,” отмечает Клейтон, “Должно было возникать чувство, что это анимировалось вручную. Например, у нас были дополнительные текстуры на одежде Оми, чтобы складывалось ощущение, что они сдвигаются. Сначала мы анимировали на скорости в 5 секунд, чтобы добиться такого эффекта, но потом мы увидели освещение и компьютерную обработку, мы поняли что можем создать по-настоящему приятной для тактильного восприятия, и пересняли ее в миниатюрных декорациях при маленькой глубине резкости. Так что мы открыли бриф анимации и переделали его под 1 секунду и создали разные изъяны — например, дергающуюся одежду и ее мгновенные передвижения.”
Расширяя мир
Krampus в основном снимался силами Stone Street Studios в Веллингтоне на этапе записи сцен с параллельной записью звука. Weta Digital помогли расширить масштаб фильма, добавив в него виды улиц и дома третьего масштаба. “Мы использовали улицы и снег, первые двадцать футов дворов и реальные деревья, “ объясняет Смит, “а потом мы убрали всю атмосферность и отсняли ее на фоне зеленого экрана, и добавляли цифровые матовые картины, когда какой-то персонаж пробегал по улице. Мы снимали эти сцены на зеленом экране без освещения, потому что использовали падающий снег и прочие элементы атмосферы. Если бы мы подсветили снежинки, то весь сет стал бы белым и мы все бы засорили. Если приглядитесь, сможете увидеть некоторые выделяющиеся на общем фоне дома. Режиссер хотел вставить их со ссылкой на Amityville Horror, дом Джейсона из Halloween, и дом Ферриса Бьюлера.”
Для экстерьерной сцены также Weta Digital сделали цифрового Крампуса, который бегал по некоторым крышам. “Там есть последовательность, в которой дочка выходит на улицу во время шторма, и вы можете его увидеть его сверху, на крыше, по мере того как персонаж идет по улице,” говорит Смит. “Он следует прыгая с крыши на крышу. Так вот это цифровой Крампус. Мы отсканировали и отфотографировали все поделки из мастерской, но супер-хорошего качества не получилось. И еще, на тот момент его не хотели совсем явно показывать. Это еще не момент представления персонажа.”
Тень Крампуса, сделанная арт-директором студии Weta Digital Майклом Пангразио (Michael Pangrazio).
“Для этих кадров,” добавляет Клейтон, “у нас была простая марионетка, представлявшая его — его очертания определяются классическим плащом. Анимировать этого многослойного персонажа было непросто, но мы должны были удостовериться, что симуляция совпадает с моментами “”живого действия”. У нас был прикольный концепт-скетч того, как Крампус выглядит под всеми своими одеждами — и это значило, что бы мы могли сделать то, что скрыто — козлиные ноги с расщепленными копытами. И это влияло на то, каким образом он прыгает с крыши на крышу. ”
Наверное лучшим доказательством желания режиссера достичь в фильме атмосферы реальных спецэффектов, это то, что Weta Digital получили задание сделать устрашающий язык Крампуса, который появляется, когда он добирается до Оми во второй раз. И причем со строгими инструкциями, чтобы выглядело так, что он сделан вручную. “Он должен был наводить ужас,” говорит Клейтон, “но Майкл давал нам указание сделать такой язык, который выглядел бы реалистично и мог был быть использован в реальных съемках, ссылаясь на Джаббу Хатта. Особенно интересно было подбирать подходящий для него тон.”
Крампус – страшный демон Рождества
Крампус – не просто «страшилка» для малышей
Давайте вспомним праздник Рождества. Что особенного в нём? Наверное, атмосфера и подарки. Всё это верно, но знатоки альпийского фольклора однозначно отметили бы, что есть и тот, кто воплощает в себе тёмные силы, которые имеют свою власть в Рождество. Кто это? Крампус.
Это мифическое создание, на мой взгляд, воплощает в себе образ монстра из фильмов ужасов. Но какие тайны скрываются под жуткой внешностью демона?
Жуткий зверь – Крампус
Внешность Крампуса действительно пугающая. Рогатое и зубастое чудовище напоминает демонического козла, а в себе воплощает все тёмные качества. Согласитесь, на Святого Николая совершенно не похож, однако именно Крампус является его спутником.
Зачем же Санта Клаус (а это имя – одно из интерпретаций имён Николая) берёт с собой такого кошмарного помощника. Всё просто – Крампус приходит к тем детям, навещать которых Николай не собирается. Если сказать точнее, то к тем из них, кто целый год творил что-то недоброе, не слушался родителей и участвовал во всевозможных хулиганских выходках.
Итак, дети, кто был плохим в этом году?
© Alexandra Malygina (Fler) / fler.artstation.com
Немало альпийских легенд посвящено Крампусу. Итак, в ночь с 5 на 6 декабря он вместе с Николаем совершает обход. Непослушных ребятишек Крампус наказывает по-разному: мелким хулиганам он просто подкладывает уголь или кусок глины под подушку – своего рода «подарочек» и намёк на то, что гостем у ребёнка был совсем не Николай.
Если же в списке «злодейств» ребёнка пунктов очень много, то Крампус идёт на более решительные действия. В старинных преданиях Австрии, Баварии отмечается, что монстр может даже украсть малыша. В своём огромном мешке он приносит непослушного ребёнка в свою пещеру, где съедает его в качестве рождественского ужина.
Крампус может украсть малыша, который совершил много плохого в уходящем году
© Julia Vasilyeva / julia_irish.artstation.com
Древняя история монстра
Когда же впервые появились сказания о пугающем чудовище? Было бы неверным считать, что Крампус – христианский образ чёрта. Нет, этот демон появляется гораздо раньше, чем эта религия получила распространение.
Исследователи предполагают, что Крампус – это «родственник» сатиров, которых описывают древнегреческие легенды. Видимо, этот образ вызывал в воображении человека ассоциации с чем-то страшным и карающим.
Позднее, в Средневековье, Крампус находится под запретом. В ту пору считалось преступлением изображать существ с рогами (воспевание дьявола и распространение его образа).
А вот в качестве «коллеги» Святого Николая Крампус появляется уже в XVII веке. В прошлом веке правительство разных стран вело отчаянную «борьбу» с Крампусом. Этот персонаж снова оказался под запретом, но совсем недавно получил гораздо больше свободы.
Более того, в некоторых странах и сейчас проходят праздники, где актёры наряжаются Крампусом. Правда, власти неоднозначно относятся к подобным фестивалям, и это можно понять. Кто хотел бы, чтобы его ребёнок трясся от страха в ожидании козлорогого демона?
Крампус — козлорогий демон Рождества / © Leo Brown / artyhippo.artstation.com
Крампус – освобождённое зло
Конечно, образ Крампуса – превосходный вариант для триллера, однако козлиная внешность не завершает всего облика. В отдельных преданиях говорится, что Крампус непременно ходит с цепями, звон которых можно услышать издалека. Вряд ли таким образом он предупреждает своих жертв о приближении, вероятнее всего, цепи в данном случае символизируют попытку человека обуздать дьявольские силы.
Как видим из легенд, ничего не вышло, поскольку Крампус, освобождённый, идёт со звоном по деревням. Жуткое значение и у названия этого существа. «Крампус» обозначает «коготь», а руки демона действительно оснащены цепкими когтями, от которых никак не укроешься.
Святой Николай и Крампус в Австрии / discoveryway.ru
Особенно интересным мне показался тот факт, что в прошлые века некоторые дети были совершенно уверены, что видели Крампуса. Ответ на это дают современные психологи – да, ребёнок действительно мог столкнуться со злом (к примеру, преступником), однако воображение дополнило человеческий облик чертами Крампуса.
Одна из самых распространённых легенд о Крампусе рассказывает тайну его появления на свет. Как в ней отмечается, матерью чудовища стала Хель, богиня, известная в Скандинавии. Она, покровительница мира мёртвых, решила создать зверя, который бы стал противоположностью Николая. Идеей создания Крампуса стала необходимость в равновесии добрых и злых сил, которые, как известно, существуют рядом друг с другом.
Люди в образе Крампуса во время традиционного празднования в Бад-Гойзерне, Австрия
© Rudi_Brandstaetter / Getty Images
Популярность Крампуса
В наше время традиции появления Крампуса во время рождественских праздников вновь возвращаются. Туристы со всего мира приезжают в начале декабря в Германию, Австрию, Чехию, чтобы посмотреть на празднование Рождества, во время которого мужчины, переодетые в Крампусов, ходят по улицам, гремя цепями.
Некоторые «демоны» предпочитают прятаться в тёмных переулках, где неожиданно нападают на прохожих. Конечно, развлечение весьма специфическое, но детские психологи от него совсем не в восторге. А вот географ Антониу Карнейру отмечает, что подобные традиции возвращают человека к языческим временам, когда люди нередко переодевались в духов или божеств, чтобы почувствовать себя другим созданием.
Крампус в Словении / © Maruša Stroligo / Getty Images Pro / canva.com
Мифический Крампус хоть и является демоном, но именно он выполняет функцию контраста по отношению к добру. Ведь именно благодаря ему Святой Николай кажется поистине добрым волшебником, которого ждёт каждый ребёнок.
Крампус – демон, пришедший в наше время из глубокой древности. Возможно, именно поэтому его образ вызывает столько противоречий и разногласий по отношению к нему самому. Наверное, именно Крампуса можно назвать той самой «ложкой дёгтя», что скрыта в чудесном празднике Рождества. Зло ведь никогда не дремлет – как в будни, так и в праздники.