Как сделать костюм пушкина
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—неизвестно
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История костюма во времена Пушкина
Кто там в малиновом берете?
Мода и А.С.Пушкин. Поэт был светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды, совершал прогулки и не последнюю роль в его жизни играла одежда. Во втором томе «Словаря языка Пушкина», изданного в 1956 году можно прочесть, что слово «мода» в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин». Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе. Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.
Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:
“…Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…”
Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод «Маленький дамский вестник» (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.
Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?
Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона. В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.
“…Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…”
Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.
Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:
«. Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры. «
В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.
Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости. Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.
Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.
Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.
Пушкин пишет об Онегине:
Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.
Вот как выглядит сцена на балу, после возвращения Евгения Онегина в Москву и где он вновь встречает Татьяну:
«. К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу.
У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.
Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашмировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте. Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.
Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:
«. Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос. «
Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед.
Источник небольшого словарика: Словарь языка Пушкина: В 4 тт. М., 1956–1959.
Как познакомить детей с русской народной одежой? Как вдохновить себя на новые работы в народном стиле?
Предлагаю Вашему вниманию отображение особенностей русского народного костюма в сказках, стихах и в загадках.
. «А не замахнуться ли нам, батенька, на Уильяма, понимаешь ли, Шекспира». )))
Вот, например, строчки из «Руслана и Людмилы»:
«Лазурный пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан. »
А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:
«На крыльце стоит его старуха.
В дорогой собольей душегрейке,
парчовая на маковке кичка,
жемчуга огрузили шею,
на руках золотые перстни,
на ногах красные сапожки»
А еще можно предложить посмотреть интересную сказку о русском костюме:
Оригинальным будет знакомство с деталями русского женского костюма в стихотворной форме. Тут важно подкреплять поэтические строчки иллюстрациями, и тогда все будет предельно понятно!
Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой
У меня давно возник вопрос.
И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?
Я спросила у своих друзей
И сходила в городской музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.
А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что наши прабабушки носили?
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.
Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.
Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.
Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!
Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.
Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.
После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.
Свадебное пышное убранство
Шили долго, с редким постоянством:
Сарафан, рубаху, душегрею
Украшали, денег не жалея.
Соблюдая строгие обряды,
Берегли венчальные наряды,
Их передавали по наследству,
Напрокат давали по соседству.
Был у жён спокойный, кроткий норов,
Много разных головных уборов:
Кики и кокошники-сороки,
Венчики с каменьями и роги.
Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.
А вот еще одно творческое воплощение характеристики русского костюма в стихах:
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина.
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолУ, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Сборник, повойник — убор для старухи.
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Вот еще одно оригинальное, интересное, на мой взгляд стихотворение о русском костюме:
Женский костюм.
Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной, орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых, крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы – детали поясню вам в двух словах.
Костюм крестьянки — он традиционно носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались, поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин различались из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала, а на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала — для свадьбы, сельских праздников, труда.
Крестьянки юга — те предпочитали поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались, но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали, расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали, а к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник повсеместно стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным, умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить надо, национально русского наряда!
ЗАГАДКИ
· Тулуп или шуба
сверху голо,
снизу богато,
теплом богата,
что твоя хата
· Штаны
шел мужик по дороге,
пришло две дороги,
он в обе пошел.
Шел по одной,
вышел из двух.
· Рубаха
били меня, колотили,
во все чины проводили,
а потом вместе с царем
за престол посадили.
· Пояс
надену – ободом сведет,
сниму – змеей упадет,
тепла не дает, а без него холодно
днем – обручем,
ночью – змеей.
· Лапти
из липы свито деревянное корыто,
по дороге идет,
клетки кладет.
Привяжешь пойдут,
отвяжешь – остановятся.
· Рукавица
построен хлевец
для пяти овец
четыре в избе,
пятый возле
ЧАСТУШКИ
У твердских мужиков
сапоги семи пудов.
На вечерочку идут,
сапоги с собой несут
У меня рубаха алая,
сюртук сукна добротного,
вы такого малого
не сыщете вольготного
Эх, юбка моя с незабудками,
разрешите танцевать с прибаутками
Я воронежска матренка,
бирюзовые глаза,
на мне нова одежонка,
я девчонка-егоза
еще шапку на бочок.
Забайкальские девчонки
попадутся на крючок
Мы, архангельски девчата,
очень весело живем,
в своих новеньких нарядах
мы нигде не пропадем
Я скажу вам без обмана:
лучше нету сарафана.
Мне сказала тетя Настя:
сарафан приносит счастье
У меня на голове
красненький платочек.
Лапти новые сплела,
юбочка в цветочек
У меня коса большая,
ленточка в ней алая.
Платье шила целый день,
к вечеру устала я
Вася наш бедовый
в голубой рубахе новой
ярка шляпа на боку,
наглядеться не могу
Я парнишка озорной,
я в рубахе расписной,
шляпу до бровей надвину,
хоть пиши с меня картинку.
Лидочка бедовая:
юбочка бордовая,
кофточка батистовая,
девочка форсистая.
Пойду плясать,
половицы гнуться.
Сарафан короток,
ребята смеются.
Костромская девочка,
девочка-припевочка.
На ней юбка новая,
сама чернобровая
буду есть одну мякину,
а рога свои не кину!