Как сделать ковер дружбы
Дидактическое пособие из ниток «Коврик дружбы»
оксана широнина
Дидактическое пособие из ниток «Коврик дружбы»
Данный материал Коврик «Дружбы » изготовила для преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.Цель :создать положительный эмоциональный климат в группе и обеспечить позитивное отношение ребёнка к взрослым и сверстникам. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к коврику положить руки на коврик и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора прочитав мирилку. Затем по своему желанию вместе
смогут поиграть с пушистыми шариками уже с хорошим позитивным настроением. А младшие дошкольники смогут закрепить сенсорные эталоны (цвета).Закрепление красного,синего желтого,зеленого цвета.
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет добрый лучик.
а ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мериться :
Мы обиды не забудем
И дружить как прежде будем!
«Коврик для Далматинца». Фотоотчёт о занятии по изодеятельности в нетрадиционной технике рисования «печати из ниток» Дети и творчество – неразделимые понятия, а рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для создания маленьких шедевров,.
Дидактическое пособие «Коврик-трансформер» Сегодня вашему вниманию я хочу представить наш чудесный КОВРИК- ТРАНСФОРМЕР. Опираясь на новые требования к развивающей предметно-пространственной.
Дидактическое пособие по сенсорному воспитанию «Мягкая трубочка из ниток» Описание Дидактическое пособие «Мягкая трубочка из ниток» состоит из вывязанных из ниток с помощью спиц разных по цвету сегментов..
Дидактическое пособие «Разноцветный коврик» Уважаемые гости моей странички!Хочу предложить вашему вниманию просмотр моего дидактического пособия по развитию мелкой моторики «Разноцветный.
И снова о мелкой моторике. Пособие для малышей «Пуговичный коврик». Сегодня снова предлагаю поговорить о мелкой моторике и не только. Я представляю вашему вниманию развивающее пособие для малышей «Пуговичный.
Мастер-класс «Коврик из ниток» Мастер – класс «Коврик из ниток».Тема:изготовление коврика из ниток для вязания спицами. Цель:формировать умение узнавать синий цвет; развивать.
Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Дидактическое пособие «Развивающий коврик для малышей своими руками» При подготовке младшей группы к новому учебному году, мне очень хотелось сделать кукольную комнату яркой, привлекательной, познавательной.
Игротерапевтическое занятие «Город дружбы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика агрессивного поведения.
Методы и приёмы: метод познавательных игр, создание проблемных ситуаций, использование наглядного материала.
Оборудование: клубок ниток, строительный материал – кубики, конструктор, материалы для коврика дружбы: пуговицы, звезды из фольги, цветы, клей, скотч; плоскостная игрушка “Солнышко”
1. Приветствие. “Доброе Солнышко”
Цель: Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе. Настрой на работу.
Материал: Полуплоскостная игрушка “Солнышко”, представляет собой мягкую игрушку с разноцветными ладошками-лучиками, где желтый круг — символ доброты, лучи – ладошки — цвета радуги.
Ход упражнения: Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Педагог-психолог: Доброе утро, ребята! Я рада поприветствовать сегодня вас на нашем занятии. И вместе со мной сегодня с вами очень хочется поздороваться вот это Солнышко Дружбы, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся (дети встают в круг и берутся за лучики-ладошки солнышка)
— Скажем все вместе друг другу “Доброе утро”!
Игра “Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе” [1]
Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Ход упражнения: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: “Раз, два, три. ” На счет “три” вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?
— Как называется наш детский сад?
— Как зовут вашего воспитателя?
— Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
— Кто из животных умеет мяукать?
— Как называется предмет, по которому можно звонить?
— (ключевой вопрос) Скажите мне, как называется село, в котором мы живем?
— Правильно! Мы живем в большом селе Месягутово. Здесь много улиц, много магазинов, есть школы, есть детские сады, и есть много домов, в которых живут люди. И есть дома, в которых живем мы сами.
— Но также среди сел и деревень на нашей планете есть много городов! Вы были когда-нибудь в городе?
— Дети скажите, а из чего состоит город? (ответы детей)
— Город очень большой. Там огромное количество улиц и домов. И дома там очень большие и высокие. Из нескольких этажей.
— А вы хотите построить город, но не простой, а город дружбы?
Упражнение “Строитель” [2]
Цель: исследование межличностных взаимоотношений, развитие умения позитивного взаимодействия детей друг с другом.
— А может ли город состоять из одного дома (ответы детей).
— Надо построить ещё дома. А из чего мы будем строить? А какие стройматериалы нужны? (ответы детей).
Ход упражнения: В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Например: “Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь” или “Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает”.
— Что вы построили? Кто живет в вашем доме? Чем любит заниматься? Есть ли у него друзья? С кем бы он хотел подружиться?
Совместный вывод: жители города живут дружно, весело и всегда помогают друг другу.
Игра “Паутинки”. (Упражнение “Паутина добрых слов”).
Педагог-психолог: У меня есть “клубочек дружбы”, который я передам (ИМЯ РЕБЕНКА). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят (либо отдаст в руки), сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Педагог-психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Педагог-психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
4. Игра “Коврик мира” [3]
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие “Коврика мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материал: Для игры необходим кусок ткани размером 90*150, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Ход игры
Педагог-психолог. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Перед вами лежит коврик мира. Давайте посмотрим, что может получиться, если мы воспользуемся этим ковриком? (Психолог кладет на пол коврик, а на него – красивую книжку или занятную игрушку)
— Представьте себе, что (ИМЯ РЕБЕНКА) и (ИМЯ РЕБЕНКА) хотят взять эту игрушку поиграть, но она одна, а их – двое. Они обА сядут на этот коврик мира, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так.
(Дети занимают места на ковре).
— Может у кого-то из ребят есть предположение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии педагог предлагает детям украсить кусок ткани: “Сейчас мы с вами превратим этот кусок ткани в коврик мира” нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить.
Вопросы для обсуждения:
— Почему так важен для нас “коврик мира”?
— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
— Почему недопустимо применение в споре насилия?
— Что вы понимаете под справедливостью?
5. Подведение итогов занятия.
Педагог-психолог: Наш коврик мира, коврик дружбы теперь будет помогать нам на наших следующих занятиях. Если вдруг вы поссоритесь, или вам нужно вместе решить какую-то трудную ситуацию, он вам обязательно в этом поможет.
— Соблюдая эти правила, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям построенные дома Дружбы получились большими и красивыми.
Дети встают в круг, берут за ладошки “Солнышко” и говорят друг другу “До свидания”!
Внеурочное занятие по теме: «С детства дружбой дорожи»
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Районный семинар на тему:
« Совершенствование организационных форм и методов общего процесса в условиях внедрения ФГОС »
Внеурочное занятие по теме:
«С детства дружбой дорожи»
У М К « Школа России»
2014 – 2015 учебный год
учитель начальных классов
Нефтекумский район Ставропольский край
Тема: «С детства дружбой дорожи»
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Углублять представление детей о нравственных качествах человека, как о неотъемлемом условии межличностных отношений в человеческом обществе.
2.Развивающие: учащиеся смогут научиться
— высказывать своё мнение;
— аргументировать свою точку зрения;
— анализировать свои черты характера;
— прогнозировать последствия поступков;
— участвовать в коллективной деятельности;
-акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
3. Воспитательные: учащиеся смогут убедиться внеобходимости укрепления межличностных отношений в группе;
существовании влияния друзей друг на друга в коллективе;
том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него;
дети получат возможностьглубже осознать, что такое надёжные друзья;
научиться разрешать проблемные ситуации;
расширять знания о дружбе, нравственных качествах личности
воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Предполагаемый результат : формирование у детей нравственного понятия «дружба «, как важнейшего условия формирования классного коллектива.
Оборудование : карточки для работы в группах, набор украшений, наклеек для создания «ковра дружбы», мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация занятия. Книжная выставка: «С детства дружбой дорожи»
Вводная часть:Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы и покажем, как мы приветствуем друг друга. Дети под музыку
М. Минкова «Дорога добра». Приветствуют гостей:
— Здравствуй, солнце золотое! ( Руками над головой описать большой круг )
-Здравствуй, вольный ветерок! (размахивают руками над головой)
— Здравствуй, маленький дубок! (соединяют руки)
— Здравствуй, утро!( жест вправо)
— Здравствуй, день! (жест влево)
-Здравствуй, Земля! ( Плавно опустить руки на ковер)
-Здравствуйте, все мои друзья! ( Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
Начнём наше занятие с одной очень старой и мудрой притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.
Звучит музыка и продолжение притчи:
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Вы догадались, какая тема нашего занятия?
Учитель: Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. Учитель :А что такое дружба?
(Ответы детей Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».слайд 2
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Мы говорим, что дружба не существует без одного очень важного качества. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве говорится:
В доме добрыми делами занята
Тихо по квартире ходит доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
(В стихотворении говорится о доброте) слайд 3
Итак, что такое добро?? (Дети отвечают)
Уч-ль : Да, это всё хорошее, доброе, красивое.
Уч-ль : Что такое зло? (Дети отвечают)
Уч-ль : Это нечто, противоположное добру. Например,
— И мы с вами сегодня попробуем понять, что такое «добро», «дружба» и каким образом каждый человек может быть добрым. А также попробуем сплотить нашу классную семью, наш 1 класс, подарим тепло друг другу, зажжем еще одну звездочку добра и любви.
3. Игра с превращениями (инсценировка ситуаций)
Учитель. А теперь садитесь поудобнее и закройте глаза.
(В это время учитель завязывает себе платок, надевает передник, превращаясь в бабушку.По хлопку дети открывают глаза.)
Ребята, кто я теперь?
Учитель. А кто из вас будет мне внуком или внученькой?
(Выбираются по желанию.)
Сейчас мы посмотрим, может ли мой внучек (внучка) понять и исполнить желание другого.
(На стол выкладываются клубок ниток, спицы, газета.
Бабушка делает вид, что ищет что-то. Через некоторое время спрашивает внука: «Ты, внучок, не видел ли мои очки?» Если внук догадывается помочь бабушке найти очки, то бабушка рада: «Ой, спасибо тебе, вдвоем-то искать веселее!» Если внук не помогает, то горько вздыхает: «Полдня ищу! Ни вязать, ни газету почитать».)
— Как вел себя внук по отношению к бабушке? Помогал искать очки? Какой он? Что о нем можете сказать? Как бы вы поступили на его месте? Почему? (Дети, отвечая на вопросы, рассуждают.)
Учитель. Продолжим играть.
(Выбирают другого «внука».
На столе появляется кастрюля, тарелка, ложка.)
— Иди, внучек, кушай! (Сама бабушка расстроена, всхлипывает, вытирает платком глаза.)
— Я тут тебе супчику сварила, иди, милый, покушай! (Вытирает платком глаза, опять всхлипывает.)
— Не обожгись,- горячий супчик! Ешь, мой хороший!
(Если внук ни о чем не спрашивает, то игра заканчивается.Если спросил, то бабушка объясняет причину своего расстройства, при этом благодарит внука за заботу.)
— Что случилось с бабушкой? Почему это было заметно? Как поступить в такой ситуации? А с вами было подобное? Что вы чувствовали?
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по
капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»). (Слайд №)
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.
5. Физминутка (о дружбе)
6. Игра «Добрый или злой»
— Все вы любите сказки. Одной из главных тем была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать злой он или добрый.
— Если добрый – вы радостно хлопаете в ладоши
— Если злой – закрываете лицо руками.
(Иван Царевич, Мальвина, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Баба Яга, Морозко, Красная шапочка, Карабас БарабасАлёнушка, доктор Айболити.т.д.)
— На какого героя вы хотели бы быть похожим?
Учитель: – А как много книг о добре и дружбе! Давайте посмотрим выставку. Выставка книг.
Некоторые книги мы с вами уже читали. Но на нашей выставке есть книги, которые вы, возможно еще не читали. После внеклассного занятия вы их сможете посмотреть и почитать. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме « дружба ».
Учитель: Сейчас мы проведём с вами викторину:
7.Викторина «Кто с кем дружит?»
Я буду называть сказочного персонажа, а вы называйте его друга. Итак, начинаем:
Доверчивый Буратино… и Мальвина.
Смешной мишка Винн-Пух и… Пятачок.
Дядя Фёдор и ……кот Матроскин
Добрая Белоснежка и ……. (Семь Гномов).
Забавные бурундуки Чип и …(Дейл).
Добрый Малыш и …(Карлсон).
Учитель : Ребята когда вы пришли в 1 класс, у вас появились новые друзья? (ответы детей) За какие качества ты подружился с ним
Игра «Собери пословицу о дружбе»
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу ».
Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.
«Старый друг лучше……(новых двух)».
«Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)».
«Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».
«Друга за деньги …..(не купишь)».
«Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».
«Друг познается ….. (в беде)».
«Дружба не гриб, ……(в лесу не найдешь)».
«Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)».
«Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)».
«Крепкую дружбу и топором не ….разрубишь
9.Творческая деятельность «Ковер дружбы»
Учитель: Предлагаю вам всем вместе сделать » Ковер дружбы».
Гляжу с высоты на обиду.
Теряю обиду из виду.
Учащиеся украшают ковер бумажными блестками и др. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно украсил какую-то часть ковра.
10. Определение «Законов дружбы”
Учитель :Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы.
2. Делиться новостями, успехами или неудачами;
3. Уметь хранить чужие тайны;
4. Радоваться вместе с другом его успехам;
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя;
Вы согласны с этими законами? (ответы детей)
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
ДРУЖБА — Яндекс.Словари
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М 1991.
love-live.ucoz.ru/photo/ kartinki _pro… druzhba /4
Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Человек без друзей, что дерево без корней
Старый друг лучше новых двух
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Человек без друзей, что дерево без корней
Старый друг лучше новых двух
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Один за всех и все за одного.
— С миру по нитке – голому рубаха./ если у человека есть друзья, то они помогут ему/
— Один в поле не воин./ один ничего сделать не может /
— Нет друга – ищи, а нашел – береги. / каждый должен иметь друга и дорожить дружбой/
— Где лад, там и клад.
— Дерево крепко корнями, а человек – друзьями. / если у человека много друзей, то ему не страшны никакие беды/
— Дружба как стекло: расколешь, не соберешь. / если ты совершил плохой поступок по отношению к другу, то друг не будет тебе доверять, и настоящей дружбы не будет/
— Дружба крепка не лестью, а правдою и честью ./настоящие друзья говорят друг другу правду/
— А сейчас давайте соберем еще одну пословицу из слов на доске. А как вы ее понимаете, мы узнаем посмотрев сценку, которую для вас приготовили ребята.
ДРУЖБА — Яндекс.Словари
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М 1991.
Покровский (под ред.), Лабиринты одиночества., Сборник американских статей.
love-live.ucoz.ru/photo/ kartinki _pro… druzhba /4
Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Т.Н.Максимова Классные часы 4 класс Москва «Вако», 2009г.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы. Учитель :А что такое дружба?
(Ответы детей Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Мы говорим, что дружба не существует без одного очень важного качества. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве говорится:
В доме добрыми делами занята
Тихо по квартире ходит доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Итак, что такое добро?? (Дети отвечают)
Уч-ль : Да, это всё хорошее, доброе, красивое.
Уч-ль : Что такое зло? (Дети отвечают)
Уч-ль : Это нечто, противоположное добру. Например,
— И мы с вами сегодня попробуем понять, что такое «добро», «дружба» и каким образом каждый человек может быть добрым. А также попробуем сплотить нашу классную семью, наш 1 класс, подарим тепло друг другу, зажжем еще одну звездочку добра и любви.
3. Игра с превращениями (инсценировка ситуаций)
Бабушка делает вид, что ищет что-то. Через некоторое время спрашивает внука: «Ты, внучок, не видел ли мои очки?» «Ой, спасибо тебе, вдвоем-то искать веселее!» Если внук не помогает, то горько вздыхает: «Полдня ищу! Ни вязать, ни газету почитать».)
— Как вел себя внук по отношению к бабушке? Помогал искать очки? Какой он? Что о нем можете сказать? Как бы вы поступили на его месте? Почему? (Дети, отвечая на вопросы, рассуждают.)Учитель. Продолжим играть.
На столе появляется кастрюля, тарелка, ложка.)
— Иди, внучек, кушай! (Сама бабушка расстроена, всхлипывает, в
— Я тут тебе супчику сварила, иди, милый, покушай! (Вытирает платком
— Не обожгись,- горячий супчик! Ешь, мой хороший!
— Что случилось с бабушкой? Почему это было заметно? Как поступить в такой ситуации? А с вами было подобное? Что вы чувствовали?
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки).Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»). (Слайд №)
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.
6. Игра «Добрый или злой»
— Все вы любите сказки. Одной из главных тем была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать злой он или добрый.
— Если добрый – вы радостно хлопаете в ладоши
— Если злой – закрываете лицо руками. (Иван Царевич, Мальвина, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Баба Яга, Морозко, Красная шапочка, Карабас Барабас Алёнушка, доктор Айболити.т.д.) На какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
Учитель: Сейчас мы проведём с вами викторину : Я буду называть сказочного персонажа, а вы называйте его друга. Итак, начинаем:
Доверчивый Буратино… и Мальвина.
Смешной мишка Винн-Пух и… Пятачок.
Дядя Фёдор и ……кот Матроскин
Добрая Белоснежка и ……. (Семь Гномов).
Забавные бурундуки Чип и …(Дейл).
Добрый Малыш и …(Карлсон).
Учитель : Ребята когда вы пришли в 1 класс, у вас появились новые друзья? (ответы детей )За какие качества ты подружился с ним Качества друга:
Игра «Собери пословицу о дружбе»
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу ».
Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.
«Старый друг лучше……(новых двух)».
«Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)».
«Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».
«Друг познается ….. (в беде)».
8.Творческая деятельность «Ковер дружбы»
Учитель: Предлагаю вам всем вместе сделать » Ковер дружбы».
Гляжу с высоты на обиду.
Теряю обиду из виду.
Учащиеся украшают ковер бумажными блестками и др. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно украсил какую-то часть ковра.
Определение «Законов дружбы”
Учитель : Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законов дружбы.
3. Уметь хранить чужие тайны;
4. Радоваться вместе с другом его успехам;
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Вы согласны с этими законами? (ответы детей)
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Зависть Жадность Грубость Предательство Война Ложь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Человек без друзей, что дерево без корней