Как сделать кпп ваз 2106

Лада 2106 Проект друга. › Бортжурнал › Сборка кпп. Фотоотчёт с пояснениями.

Как сделать кпп ваз 2106

Сегодня после работы поехал в гараж. По дороге заехал в магазин запчастей на ваз и купил две вилки включения передач. Ещё купил шайбы стопорной пластины.
Перед сбиркой хорошо протер картер кпп внутри тканью. Протерт места посадки подшипников и места куда ставятся прокладки. Наружную поверхность тоже немого Почистил.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Поставил стопорную пластину с валом задней скорости.

Как сделать кпп ваз 2106

Закрутил три болта крепления пластины. Для затяжки использовал отвертку из клапана и маленький ключ на 6.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Следом вилку со штоком 3 и 4 передачи.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Приступил к установке промежуточного вала.

Как сделать кпп ваз 2106

Поставил шестерни задней передачи с вилкой и штоком. Шестерню привода спидометра и задний подшипник.
Кстати, все подшипники находились в хорошем состоянии. Их менять не пришлось.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Установил механизм привода тросика спидометра. Под прокладку использовал немного герметика. Я вообще не очень люблю его использовать. Но тут почему то мазанул немного.

Как сделать кпп ваз 2106

Далее установил фланец мягкой муфты. Поставил шайбу.Закруил гайку ключом на 30. Заармировал гайку замяв шайбу.

Как сделать кпп ваз 2106

Затем закатил фиксирующие передачу шарики, установил пружины и Закрутил прижимную пластину. Прокладку поставил тоже новую сюда.

Как сделать кпп ваз 2106

Протер поддон и поставил на место. Так же поставив новую прокладку.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Прикрутил мягкую муфту. Ключ+головка на 19.

Как сделать кпп ваз 2106

Источник

Конструкция, ремонт и обслуживание коробки переключения передач ВАЗ 2106

Коробка переключения передач (КПП) является основным элементом трансмиссии автомобиля. В случае её критической неисправности машина не сможет продолжать движение, а если и сможет, то в аварийном режиме. Чтобы не стать заложником такой ситуации, важно знать основные моменты, касающиеся её конструкции, правил эксплуатации и ремонта.

КПП ВАЗ 2106: общие сведения

Коробка передач в автомобиле предназначена для изменения значения крутящего момента, передающегося к колёсам машины от коленчатого вала силового агрегата (в нашем случае через карданный вал). Это нужно для обеспечения оптимальной нагрузки на силовой агрегат при движении машины в различных режимах. Автомобили ВАЗ 2106, в зависимости от модификации и года выпуска, комплектовались четырёх- и пятиступенчатыми КПП механического типа. Переключение скоростей в таких устройствах осуществляется водителем в ручном режиме при помощи специально предусмотренного рычага.

Устройство

Первые «шестёрки» сходили с конвейера с четырехступенчатыми КПП. Они имели четыре передние скорости и одну заднюю. С1987 года ВАЗ 2106 начали комплектовать пятиступенчатыми коробками, с добавленной пятой передней скоростью. Она позволила почти полностью «разгрузить» двигатель машины во время дальних скоростных поездок. Пятиступенчатая КПП была сконструирована на основе четырехступенчатой. Обе эти коробки взаимозаменяемы, а их конструкции во многом похожи.

Четырехскоростная КПП «шестёрки» состоит из:

Как сделать кпп ваз 2106

Первичный вал КПП установлен на двух подшипниковых опорах. Один из них (передний) вмонтирован в гнездо на торце коленвала. Задний подшипник находится в стенке картера КПП. Оба подшипника имеют шариковую конструкцию.

Вращение вторичного вала обеспечивается тремя подшипниками. Передний имеет игольчатую конструкцию. Он впрессован в расточку на первом вале. Средняя и задняя подшипниковые опоры установлены в специальном гнезде картера и посадочном отверстии задней крышки соответственно. Они имеют шариковую конструкцию.

На вторичном вале размещены шестерни трёх первых ступеней. Все они зацеплены с шестернями на вале промежуточном. Фронтальная часть вала оснащена специальными шлицами, служащими для крепления муфты синхронизатора третьей и четвёртой скоростей. Также здесь же установлены шестерни заднего хода и привода спидометра. Промежуточный вал также закреплён на двух подшипниках: переднем (шариковом) и заднем (роликовом).

Синхронизаторы ступеней имеют однотипную конструкцию, состоящую из ступицы, муфты, пружин и колец блокировки. Переключение скоростей производится посредством механического привода, который состоит из штоков с вилками, входящими в зацепление с подвижными (скользящими) муфтами.

Рычаг переключения имеет двусоставную конструкцию. Его верхняя и нижняя части соединены при помощи разборного демпфирующего устройства. Это необходимо для того, чтобы упростить демонтаж коробки.

Устройство пятиступенчатой КПП аналогично, за исключением некоторых изменений в задней крышке и конструкции промежуточного вала.

Основные технические характеристики КПП ВАЗ 2106

Главным параметром, определяющим работу КПП, является передаточное число. Этим числом принято считать отношение количества зубьев на ведомой шестерне к количеству зубьев на шестерне ведущей. Ниже в таблице представлены передаточные числа КПП различных модификаций ВАЗ 2106.

Таблица: передаточные числа КПП ВАЗ 2106

ВАЗ 2106ВАЗ 21061ВАЗ 21063ВАЗ 21065
Количество ступеней4445
Передаточное число для каждой ступени
13,73,73,673,67
22,12,12,12,1
31,361,361,361,36
41,01,01,01,0
5НетНетНет0,82
Задняя передача3,533,533,533,53

Какую КПП поставить

Некоторые владельцы «шестёрок» с четырехскоростными КПП пытаются усовершенствовать свои автомобили, устанавливая на них пятиступенчатые коробки. Такое решение позволяет совершать дальние поездки без особых нагрузок на двигатель и со значительной экономией горючего. Как видно из приведённой выше таблицы, передаточное число пятой передачи штатной КПП ВАЗ 21065 составляет всего 0,82. Это значит, что двигатель практически не «напрягается» при движении на пятой скорости. К тому же если двигаться не более 110 км/ч, то исправный силовой агрегат в такой ситуации будет потреблять не более 6–7 литров топлива.

КПП с другой модели ВАЗ

Сегодня в продаже можно найти новые КПП от ВАЗ 2107 (каталожный номер 2107–1700010) и ВАЗ 21074 (каталожный номер 21074–1700005). Они имеют характеристики, аналогичные с ВАЗ 21065. Такие коробки передач без проблем устанавливаются на любую «шестёрку».

КПП с иномарки

Среди всех иномарок есть лишь одна, КПП с которой без переделок можно установить на ВАЗ 2106. Это «старший брат» классического ВАЗа — Фиат «Полонез», который даже внешне напоминает нашу «шестёрку». Выпускался этот автомобиль не в Италии, а в Польше.

Как сделать кпп ваз 2106

Также на ВАЗ 2106 подойдёт коробка от «Полонеза-Каро». Это скоростная версия обычного «Полонеза». Ниже в таблице вы найдёте передаточные числа КПП этих автомобилей.

Таблица: передаточные числа КПП автомобилей Фиат «Полонез» и «Полонез-Каро»

«Полонез»«Полонез-Каро»
Количество ступеней55
Передаточное число КПП для:
1 передачи3,773,82
2 передачи1,941,97
3 передачи1,301,32
4 передачи1,01,0
5 передачи0,790,80

Единственное, что нужно будет переделать при установке КПП от этих машин — это расширить отверстие под рычаг переключения передач. В Фиатах он больше в диаметре и имеет не круглое, а квадратное сечение.

Как сделать кпп ваз 2106

Основные неисправности КПП ВАЗ 2106

Являясь механическим устройством, тем более подвергающимся постоянным нагрузкам, коробка переключения передач не может не ломаться. И даже если она будет обслуживаться в соответствии с требованиями завода-изготовителя автомобиля, все равно придёт время, когда она «закапризничает».

К основным неисправностям КПП ВАЗ 2106 можно отнести:

Рассмотрим эти неисправности в разрезе причин их возникновения.

Подтекание масла

Подтекание смазки в КПП можно определить по следам на земле или защите картера двигателя. Тянуть с устранением этой проблемы нельзя, т. к. недостаточный уровень масла обязательно повлечёт ряд других неисправностей. Причинами подтекания могут быть:

Шум при включении скоростей

Посторонний шум, возникающий при переключении передач, может свидетельствовать о таких неисправностях:

Звук, нехарактерный для работы КПП

Появление звука, нехарактерного для нормальной работы КПП и исчезающего при выжимании сцепления, может быть связано с:

Усложнённое включение передач

Проблемы с переключением передач, не сопровождающиеся посторонними шумами, могут свидетельствовать о таких неисправностях, как:

Отсутствие фиксации рычага

В случае если рычаг переключения передач после включения скорости занимает предыдущее положение, скорее всего, виновата оттяжная пружина. Она может либо растянуться, либо же сломаться. Возможно также соскальзывание одного из её концов с места крепления.

Выключение (выбивание) скоростей

При не контролированном выключении передач могут иметь место следующие неисправности:

Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения

Шум в коробке передач
Шум подшипниковЗамените дефектные подшипники
Износ зубьев шестерён и синхронизаторовЗамените изношенные детали
Недостаточный уровень масла в коробке передачДолейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла
Осевое перемещение валовЗамените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники
Затруднённое переключение передач
Заедание сферического шарнира рычага переключения передачЗачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира
Деформация рычага переключения передачУстраните деформацию или замените рычаг новым
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнёзд штоков, заклинивание блокировочных сухарей)Отремонтируйте или замените изношенные детали
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицевОчистите детали
Деформация вилок переключения передачВыправьте вилки, при необходимости замените их
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач
Износ шариков и гнёзд штоков, потеря упругости пружин фиксаторовЗамените повреждённые детали новыми
Износ блокирующих колец синхронизатораЗамените блокирующие кольца
Поломка пружины синхронизатораЗамените пружину
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатораЗамените муфту или шестерню
Утечка масла
Износ сальников первичного и вторичного валовЗамените сальники
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладокПодтяните гайки или замените уплотнительные прокладки
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передачПодтяните гайки

Ремонт КПП ВАЗ 2106

Процесс ремонта КПП «шестёрки» сводится к замене сломанных или изношенных элементов. Учитывая, что большинство даже самых мелких деталей коробки без проблем демонтируются, восстанавливать их нет смысла. Гораздо проще купить новую запчасть и установить её на место неисправной.

Но в любом случае, требующем ремонта коробки передач, её потребуется снимать с автомобиля и разбирать. На это может уйти целый день, а может и не один. Учтите это обязательно, если решитесь на самостоятельный ремонт КПП.

Как снять коробку передач

Для демонтажа КПП понадобится подъёмник, эстакада или смотровая яма. Желательно также присутствие помощника. Что касается инструментов, то обязательно будут нужны:

Порядок демонтажных работ:

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Разборка КПП ВАЗ 2106

Перед разборкой КПП рекомендуется очистить от грязи, пыли, потёков масла. Кроме этого, позаботьтесь, чтобы под рукой были следующие инструменты:

Для разборки КПП, необходимо:

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

При обнаружении в процессе разборки КПП неисправных шестерён, синхронизаторов и вилок, их сразу следует заменить. Неисправными следует считать детали, имеющие видимые следы износа или повреждений.

Видео: разборка КПП ВАЗ 2106

Замена подшипников

Если при разборке коробки передач будет обнаружено, что какой-то из подшипников валов имеет люфт или видимые повреждения, его нужно будет обязательно заменить. Все подшипники в КПП ВАЗ 2106 имеют неразборную конструкцию, поэтому ни о каком ремонте или восстановлении здесь и речи быть не может.

В коробке передач наибольшей нагрузке подвергаются задние подшипниковые опоры первичного и вторичного валов. Именно они выходят из строя чаще других.

Замена подшипника первичного вала

Если КПП уже разобрана, и первичный вал в сборе с подшипником снят, просто сбейте его с вала при помощи молотка. Новый подшипник набейте таким же образом. Обычно, с этим не возникает никаких проблем.

Есть ещё один вариант замены подшипника без полной разборки коробки. Он подойдёт в том случае, когда вы точно уверены в неисправности заднего подшипника вала. Рассмотрим его более детально.

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как выбрать подшипник первичного вала

Чтобы не ошибиться в выборе подшипника, важно знать его параметры. Нам нужен открытый шариковый подшипник радиального типа шестого класса точности. Отечественные предприятия выпускают такие детали под каталожными номерами 6–50706АУ и 6–180502К1УС9. Все изделия этого типа должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 520–211.

Таблица: основные характеристики подшипников 6–50706АУ и 6–180502К1УС9

ПараметрыЗначения
Диаметр наружный, мм75
Диаметр внутренний, мм30
Высота, мм19
Количество шариков, шт7
Диаметр шарика, мм14,29
Марка сталиШХ-15
Грузоподъёмность статическая/динамическая, кН17,8/32,8
Номинальные рабочие обороты, об/мин10000
Масса, г400

Замена заднего подшипника вторичного вала

Подшипник вторичного вала можно снять и поставить только при разобранной КПП. Для этого необходимо выполнить работы, предусмотренные п. п. 1–33 инструкции по разборке коробки передач. После демонтажа подшипника на его место устанавливается новый, после чего производится сборка КПП. Ни для его снятия, ни для установки никаких специальных инструментов не требуется, как не требуется и физическая сила.

Выбор подшипника вторичного вала

Как и в предыдущем случае, выбирая задний подшипник вторичного вала, важно не ошибиться с маркировкой и параметрами. В России такие детали выпускаются под артикулом 6–205 КУ. Это также шариковый подшипник радиального типа. Изготавливаются они по требованиям ГОСТ 8338–75.

Таблица: основные характеристики подшипника 6–205 КУ

ПараметрыЗначения
Диаметр наружный, мм52
Диаметр внутренний, мм25
Высота, мм15
Количество шариков, шт9
Диаметр шарика, мм7,938
Марка сталиШХ-15
Грузоподъёмность статическая/динамическая, кН6,95/14,0
Масса, г129

Замена сальников первичного и вторичного валов

Сальники (манжеты) в КПП служат для предотвращения вытекания смазки. Если масло вытекает из-под вала, в большинстве случаев виноват в этом сальник. И его нужно заменить. Для замены сальников первичного и вторичного валов потребуется снять КПП. Из инструментов понадобятся молоток, выколотка, пассатижи и цилиндрическая оправка диаметром, равным диаметру металлического корпуса манжеты.

Сальник вала запрессован в посадочное гнездо передней крышки картера коробки. Когда она будет отсоединена от картера, необходимо:

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Чтобы произвести замену сальника вторичного вала, потребуются пассатижи с тонкими концами, молоток и оправка, соответствующая размеру манжеты.

Полная разборка КПП здесь не нужна. Достаточно снять эластичную муфту и сорвать со шлицов вала фланец, соединяющий его с карданом.

После этого следует:

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Выбор сальников первичного и вторичного валов

Для правильного выбора сальников желательно знать их каталожные номера и размеры. Все они представлены в таблице.

Таблица: каталожные номера и размеры сальников

Первичный валВторичный вал
Номер по каталогу2101–17010432101–1701210
Внутренний диаметр, мм2832
Наружный диаметр, мм4756
Высота, мм810

Масло для КПП ВАЗ 2106

Слаженная работа элементов коробки передач зависит от качества омывающей их смазки, а также от её объёма. Масло в КПП ВАЗ 2106 необходимо менять через каждые 50 тыс. км пробега. По крайней мере, таковы требования завода-изготовителя. Но проверять уровень смазки нужно не реже одного раза в квартал.

Какое масло заливать в коробку передач ВАЗ 2106

В соответствии с требованиями завода, в КПП ВАЗ 2106 нужно заливать только трансмиссионное масло из групп GL-4 или GL-5 по классификации API. Что касается класса вязкости, то подойдут масла следующих классов по SAE:

Необходимый объем масла для четырехступенчатой КПП — 1,35 л, для пятискоростных — 1,6 л.

Проверка уровня масла в КПП

Чтобы узнать, какой уровень смазки в коробке, автомобиль необходимо загнать на горизонтальную эстакаду или смотровую яму. Двигатель при этом должен быть холодным. Уровень масла в КПП определяется путём выкручивания пробки маслоналивного отверстия. Откручивается она при помощи ключа на 17. Если из отверстия выливается масло — с уровнем все в порядке. В ином случае его необходимо долить. Но здесь есть один нюанс. Доливать масло можно только того класса и типа, которое уже залито в коробку. Если вы не знаете, какая смазка находится в КПП, её необходимо слить полностью, и только потом заливать новую.

Слив масла из КПП ВАЗ 2106

Чтобы слить смазку из коробки «шестёрки», машину нужно установить на эстакаде или яме. Двигатель при этом должен быть горячим. Так масло стечёт быстрее и в полном объёме.

Маслосливная пробка расположена в нижней крышке картера. Она откручивается ключом на 17. Прежде чем её открутить, необходимо подставить под отверстие ёмкость для сбора масла. Когда смазка стечёт, пробка закручивается обратно.

Как и чем залить масло в КПП ВАЗ 2106

Для заливания масла в КПП «шестёрки» потребуется специальный шприц или же тонкий шланг (должен заходить в маслоналивное отверстие) с воронкой. В первом случае смазка набирается из ёмкости в шприц, а потом выдавливается из него в наливное отверстие. Процесс продолжается до тех пор, пока смазка не потечёт из него. После этого маслоналивное отверстие закручивается.

При использовании шланга и воронки нужно вставить один его конец в отверстие, а другой поднять выше его хотя бы на полметра. Смазка заливается в воронку, вставленную в другой конец шланга. Когда масло начнёт вытекать из коробки, заливание следует прекратить, шланг вынуть, а пробку закрутить.

Кулиса КПП ВАЗ 2106

Кулиса — это устройство переключения передач, в который входят:

Снятие, разборка и установка кулисы

Для демонтажа и разборки кулисы необходимо:

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

Как сделать кпп ваз 2106

При выявлении износа или повреждения деталей кулисы их необходимо заменить. Сборка и монтаж кулисы производится в обратном порядке. Кулиса КПП ВАЗ 2106 регулировки не требует.

Безусловно, конструкция коробки переключения передач ВАЗ 2106 довольно сложная, но при желании можно разобраться и с ней. Если вы считаете, что не сможете своими силами осуществить её ремонт, лучше доверьте это дело профессионалам. Ну а что касается обслуживания, то тут вы уж точно справитесь сами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *