Как сделать крахмальную бумагу
Крахмальный клей
Статья Кристины Смит, руководителя и старшего реставратора «Conservation of Art on Paper, Inc.» (Александрия, Вирджиния), о приготовлении и использовании крахмального клея. Перевод с англ.
Введение
Крахмальный клей обладает средней адгезией, поэтому для многих работ с бумагой он предпочтительнее, чем более сильные клеи. К тому же, большинство клеев и клеящих лент гидрофобны и не реагируют на изменение влажности, что приводит к короблению склеенной бумаги, в то время как гигроскопичные крахмальные клеи, расширяясь и сжимаясь вместе с бумагой, сводят ее деформацию к минимуму. Клейстеры готовятся из растительного сырья, а другие клеи — из животного или синтетического. Мучной клей состоит из смеси крахмала и клейковины (глютена), поэтому старый мучной клей плохо удаляется с бумаги. Если клейковина удалена из муки при начальной обработке, то остаточный крахмал представляет собой прекрасную клеевую основу. Различные растительные крахмалы имеют разные характеристики: одним из лучших для склеивания бумаги является пшеничный крахмал.
При правильном приготовлении и правильной подготовке к использованию из пшеничного крахмала можно сделать вариации клея от сильного до совсем слабого. Люди, которые пользовались крахмальным клейстером лишь однажды, могут утверждать, что такой клей недостаточно прочен. И действительно, неправильно приготовленный клей слаб. Такое же действие на клей оказывает длительное хранение или хранение в холодильнике. Эффективность крахмального клея напрямую зависит от способа приготовления, свежести клея и опыта мастера. Хорошо приготовленный клей сочетает в себе прочность и обратимость и не меняет цвета со временем. Это те причины, по которым крахмальный клей является стандартом для реставраторов бумаги.
Клей из рисового крахмала довольно слаб, что при некоторых работах бывает полезно. Другие крахмалы (например, картофельный, кукурузный) недостаточно прочны.
В некоторых ситуациях бывают полезны производные целлюлозы. Эта группа включает в себя метилцеллюлозу, гидроксипропилцеллюлозу, этилгидроксиэтилцеллюлозу и аналогичные соединения. Эти клеи обеспечивают хорошую вязкость и клейкость, но довольно слабы при самостоятельном использовании. Добавление их в крахмальные клеи позволяют регулировать степень адгезии.
Промышленные клеи для библиотек изготавливаются из декстрина (измененной формы крахмала) и различных добавок, таких как консерванты, пластификаторы, ароматизаторы и т. п. Изначально декстрин обладает меньшей адгезией, чем обычный крахмал, а добавки не всегда совместимы с работой над ценными старинными книгами.
Лучший крахмальный клей нельзя купить, так как он обладает очень коротким сроком годности (около недели), что делает его коммерчески невыгодным. Однако приготовление такого клея не требует особых усилий, если готовить его, например, в электрической соуснице (емкость с вращающейся лопаткой, которая постоянно перемешивает смесь крахмала и воды). Чуть больших усилий требует приготовление крахмального клея на водяной бане. Но качество хорошо приготовленного клея оправдывает затраты сил и времени.
Приготовление клея.
1. Никогда не используйте водопроводную воду, если она не прошла анализ на содержание металлов и микроорганизмов, которые могут привести к порче бумаги.
2. Крахмалы разных торговых марок и даже разных партий могут быть разными по качеству. Разные реставраторы предпочитают разные марки крахмала. Автор предпочитает крахмал под торговой маркой Zin Shofu, которая позволяет приготовить очень прочный и однородный клей.
3. Простейший способ приготовления клея — это электрическая соусница с тефлоновым покрытием, продающаяся в магазинах кухонной утвари. Альтернатива — стеклянная или керамическая пароварка и плоская пластиковая или деревянная лопатка. Для обеспечения чистоты используйте емкость и лопатку только для приготовления клея.
4. Также необходимо приобрести мелкое неметаллическое сито. Можно использовать москитную сетку, натянутую на пяльцах, но обычно ячейка москитной сетки крупнее необходимой.
5. Стеклянный или глазированный керамический сосуд служит для хранения клея. Чтобы предотвратить порчу клея, можно накрыть его ватными дисками, пропитанными этиловым спиртом. Некоторые реставраторы хранят клей под стерильными вакуумными колпаками. Другие заливают клей слоем чистой воды, которую ежедневно меняют.
Пропорции:
1 часть пшеничного крахмала на 9 частей дистиллированной или деионизованной воды. Экспериментальным путем станет понятно, какой объем клея вам нужен. Начать можно с 20 г крахмала и 180 мл воды.
Приготовление
Поместите крахмал и воду в чистую стеклянную емкость и перемешайте. В течение 3-х часов перемешивайте смесь каждые полчаса. Частицы крахмала впитают часть воды и после начала варки быстрее и полнее перейдут в вязкое состояние.
Приготовление в соуснице
Тефлоновое покрытие емкости защищает крахмал от контакта с металлом, а вращение пластиковой лопатки обеспечивает приготовление сильного клея, экономя время и силы мастера. Для тех, кто часто пользуется крахмальным клеем, покупка такого устройства — правильное вложение.
Температура должна быть установлена на максимум (обычно «5») в течение 25-30 минут. В зависимости от влажности в помещении клей готовится по-разному: в сухом помещении быстрее, во влажном — дольше. Большой объем клея также требует более долгого приготовления. Во время приготовления объем клея уменьшается, и на лопатке и стенках емкости образуется вязкая масса. Процесс приготовления завершен, когда масса станет по консистенции, как ириска.
Приготовление на водяной бане
Если соусницы нет, клей можно готовить в стеклянной или керамической посуде методом водяной бани. Смесь ставится на средний огонь и непрерывно помешивается в течение 30-45 минут. Приготовив клей таким образом один раз, люди обычно покупают соусницу.
Приготовление в микроволновой печи
Некоторые реставраторы готовят клей в микроволновке, хотя многи, включая автора, пришли к выводу, что приготовленный таким способом клей по прочности не идет в сравнение с клеем, приготовленным при непрерывном перемешивании в течение более долгого времени.
После замачивания крахмала поставьте смесь в печь на высокой мощности на 20-30 секунд. Выньте клей, тщательно перемешайте и снова поставьте в печь. Повторяйте эти действия в течение 3-4 минут (время зависит от мощности печи и объема клея)
Тестирование
Способ проверки липкости клея очень прост. Нанесите каплю клея на указательный палец и несколько раз прижмите большим пальцем. Правильно приготовленный клей очень липкий. Немедленно прекращайте приготовление и вынимайте клей из емкости неметаллической ложкой.
Процеживание
После приготовления клей необходимо пропустить через неметаллическое сито. Это позволяет избавиться от комочков. В идеале процедить клей нужно дважды: через крупное сито, затем через мелкое. Либо несколько раз пропустить клей через мелкое сито. Можно процедить весь приготовленный клей, но насыщение его кислородом приведет к уменьшению срока хранения. Поэтому лучше процедить только то количество клея, которое вам нужно для текущей работы.
Хранение
Ополосните этиловым спиртом стеклянный или другой неметаллический сосуд, вытряхните остатки спирта и поместите клей в емкость. Накладывайте клей как можно плотнее, чтобы уменьшить количество воздушных пузырей в массе. Сверху положите ватные диски, смоченные спиртом. Оставьте крышку сосуда открытой на несколько часов, чтоб избавиться от остатков воды. Затем слейте освободившуюся воду, плотно закройте крышку и поместите емкость в прохладное место, но не в холодильник, максимум на неделю. Старайтесь, чтоб от ватных дисков до крышки оставалось около дюйма свободного пространства, так клей лучше хранится. От клея лучше отказаться, если в течение недели он проявляет признаки какой-либо деградации: ослабление клеящих свойств, изменение цвета или консистенции и т.п.).
Очистка
Сито промойте в проточной воде. Емкость соусницы замочите, а затем удалите остатки клея мягкой губкой или тканью, чтоб не повредить тефлоновое покрытие.
Использование крахмального клея
Перед использованием клей необходимо разбавить и надлежащим образом подготовить. Для этого плоской жесткой щетинной кистью положите немного клея в стеклянную пепельницу и перемешивайте во всех направлениях в течение 7 мин. Клеящая способность клея существенно возрастет, и он изменит внешний вид от белесого до почти прозрачного.
Добавьте к клею несколько капель дистиллированной воды и тщательно размешайте. Добавляйте воду по нескольку капель до того момента, как клей достигнет нужной вам консистенции. Консистенция для разных материалов и их сочетаний определяется опытным путем. Например, для приклеивания тканевого фальчика к бумаге средней плотности, консистенция клея должна быть между густотой молока и сливок. Многие люди, впервые видящие процесс разбавления клея, отмечают, что консистенция его более жидкая, чем они предполагали. Клей, разведенный более тонко, вполне достаточен для надежного скрепления поверхностей. Более густой клей за счет более толстого слоя вполне может деформировать бумагу.
Для сушки склеенных поверхностей проложите слой полиэстрового нетканого материала сверху и снизу склеиваемых поверхностей, а затем слой фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага удаляет остатки влаги, а нетканый материал предотвращает ее приклеивание. Положите лист стекла или жесткого пластика поверх склеиваемых поверхностей и прижмите грузами в 2-4 фунта. Стекло или пластик равномерно распределит нагрузку, обеспечивая плотный клеевой контакт по всей плоскости. В течение 20 мин несколько раз переместите или замените листы фильтровальной бумаги, затем оставьте сохнуть в течение нескольких часов. При некоторых работах можно оставить склеиваемые детали под грузом на ночь.
Разбавленный клей можно накрыть и оставить на ночь. Возможно его использование следующим утром, но во второй половине дня от его использования лучше отказаться, приготовив свежую порцию.
Для полноценной работы с клеем необходим опыт, т. к. разные бумаги по-разному реагируют на нанесенный клей и нужно уметь вводить соответствующие коррективы в состав и способ приготовления клея. Самые частые проблемы связаны с короблением бумаги. Чтобы избежать этого, перед нанесением выложите клей на небольшой кусок фильтровальной бумаги, который поглотит излишнюю влагу. Проводите пробы на отдельных листах, а не на оригинале. Обязательно прокладывайте склеенные детали фильтровальной бумагой и нетканым материалом.
Иногда клей оставляет светло-серые следы на бумаге. В таком случае попробуйте приготовить новый клей. Может помочь приготовление клея из рисового крахмала или смешивание клея из пшеничного крахмала с метилцеллюлозой 1:1.
Плохая прочность сразу после склеивания или со временем может быть обусловлена многими причинами: клей может быть просроченным — такой клей сохраняет видимость нормальной адгезии, но абсолютно нестоек к нагрузкам. Слишком слабо разведенный клей также способствует появлению в толстом клеевом слое внутренних трещин, что приводит к ослаблению склейки. Причина может также быть в зажиренности склеиваемых поверхностей.
Натуральная бумага и конверты с «живым» краем.
Примером таких форм являются оригинальные конверты, которые создаются без ножиц!
И причин тому множество!
Натуральная бумага экологична и сохраняет природные запахи трав, кроме того она обладает своей естественной красотой, очарованием и индивидуальностью, дарит необычные тактильные ощущения и стильно оттеняет все что на ней напишут или напечатают!
Самые интересные писчие сорта бумаги получаются из осоки, рогоза, благородных и диких злаковых трав, тростника, пальмовых листьев, шелковицы, ивы.
1. Растительное сырье нужно подготовить к бумажному литью, как я уже говорила ранее: собрать, сварить, промыть.
2. Получить таким образом из растений волокна.
3. Длинные волокна можно размельчить в блендере с водой,
5. Подготовленную бумажную пульпу добавляем в таз с водой, равномерно размешиваем.
Совмещаем экран с декелем и вертикально опускаем рамку в воду.
6. Плавным, но быстрым движением зачерпываем рамкой пульпу.
7. Вынимаем рамку из воды, держа в горизонтальном положении.
Даём воде стечь. Бумажный лист формируется на сетке.
8. Аккуратно, чтобы не свинуть лист и не капнуть водой на бумажную массу, снимаем декель.
Он сам по себе прекрасен, но еще является свидетельством того, что лист этот отлит в индивидуальном порядке.
10. Теперь займемся конвертом.
Его можно самостоятельно изготовить (вырезать) из пробкового листа, линолеума, пластика.
Материал, из которого будет изготовлен трафарет должен обладать следующими свойствами: быть гибким, гладким, непромокаемым и хорошо держать форму.
Изготовление трафарета из долговечного материала займет не более 30 мин. но такой инструмент будет служить очень долго и позволит обходиться без ножниц при создании конвертов.
Толщина трафарета будет задавать толщину мокрому бумажному слою, а значит и будущему конверту, это тоже стоит учесть.
11. Трафарет можно вырезать абссолютно любой, какой придумается, согласно модели конверта в разложеном виде, но не нужно забывать, что размер трафарета должен совпадать с размерами рамки-экрана.
12. Готовый трафарет конверта помещаем между экраном и декелем.
13. Совмещаем обе части рамки, плотно прижимаем.
14. Конверт в процессе литья будет формироваться только на том участке, где видна сетка и есть доступ к оттоку воды. С закрытых участков вода будет смывать бумажные волокна.
15. Вертикально опускаем рамку в воду, плавным и быстрым движением зачерпываем рамкой пульпу.
16. Вынимаем рамку из воды, держа в горизонтальном положении, даём воде стечь.
18. Переносим конверт на отрез хлопковой ткани (подойдет и любая другая ткань, которая хорошо впитывает воду, к примеру хозяйственные нетканные салфетки).
19. и плотно прижать к салфетке.
20. Придерживая с одной стороны ткань, снять декель (таким движением, как буд-то открываете книгу), а затем и гибкий трафарет. Конверт останется на салфетке.
Влажные бумажные листы можно сушить прямо на салфетках, можно на вертикальных и горизонтальных ровных поверхностях, но удобнее всего досушивать на воздухе, после того, как они хорошо отжаты в прессе.
Ну, а когда конверты и листы будут высушены, останется только сложить их, склеить и писать бумажные письма. 🙂
Масса папье-маше, как её делаю я….мк
Самый доступный ингредиент — это клей ПВА, приобрести его можно в любом канцелярском магазине, при этом он обладает множеством преимуществ. Например, с данным веществом могут работать даже дети, его легко наносить, нет необходимости его предварительно готовить, при высыхании становится прозрачным и немного тянется, за счет чего можно легко избежать появления трещин на готовом изделии. Из недостатков — массу папье-маше из него не особо удобно готовить, так как в самом клее бумага размокает плохо. А для того, чтобы его добавить позже, необходимо массу максимально избавить от жидкости, в противном случае либо она получится слишком жидкой, и не будет держать форму, либо же окажется недостаточно клея, и изделие начнет рассыпаться в процессе сушки.
Простой прозрачный канцелярский клей использовать и вовсе не стоит, так как при высыхании он становится хрупким, за счет чего внешний слой изделия получается неряшливым, а при дальнейшей обработке могут возникать лишние сколы.
Вместо канцелярского, лучше использовать профессиональный столярный клей. Он позволяет существенно увеличить прочность готового изделия. А изготовление предметов из слоев плотного картона и такого клея под прессом, позволяют добиться настолько большой жесткости, что данный метод активно использовался на фабриках для изготовления спинок стульев и кресел.
Обойный клей идеально подходит для приготовления бумажной массы для лепки. В данном случае нет необходимости дополнительно отжимать лишнюю влагу из водно-бумажной смеси, а достаточно добавить сухой клей, который как раз и впитает излишки жидкости. Если же необходимо, чтобы изделие было более прочным, то можно использовать состав для виниловых обоев, так как он изначально рассчитан на больший вес. И соответственно, выдержит большую нагрузку, нежели клей для бумажных или флизелиновых обоев.
Отдельные рекомендации и предостережения
Выделяют следующие рекомендации:
Советуем посмотреть видео-инструкцию:
Клейстер крахмальный
Рецептов клейстера из крахмала для папье-маше существует достаточно много, однако самыми популярными из них являются следующие.
Крахмальный с ПВА. Ингредиенты:
Данный рецепт клейстера из крахмала для папье-маше лишен единственного недостатка предыдущего варианта связующего вещества за счет наличия ПВА, однако уже не является экологически чистым и непригоден для работы с детьми до 3 лет.
Крахмальный с сахаром. Ингредиенты:
По данному рецепту клей для папье-маше готовят не только любители в домашних условиях, но и на производстве. Такой клейстер отличается повышенной клейкостью, однако изделия однозначно необходимо будет покрывать лаком, так как сахар в составе может привлекать различных насекомых, в том числе и тараканов.
Методики создания бумажной массы
В зависимости от метода изготовления бумажного материала для заготовок папье-маше, различают 3 варианта:
Как сделать папье-маше
Приготовленный клейстер можно использовать при изготовлении любой поделки такого рода. Лучшим материалом для него выступает обычная бумага, причем желательно тонкая и мягкая: жесткие элементы труднее склеивать, особенно если поделка будет иметь сложную конфигурацию.
Существует 2 основных способа изготовления.
Маширование – поделка в этом случае повторяет форму исходного предмета. Начальная форма смазывается вазелином или растительным маслом. Лист нарезается небольшими фрагментами – чем изящней поделка, тем тоньше и меньше должны быть кусочки, и смачивается в воде.
Первый слой укладывается на форму, после его подсыхания укладывают второй, тоже смачивая фрагменты только водой. Лишь при формировании третьего слоя используется клей. Как правило, достаточно 4–5 слоев, но при необходимости может быть и больше. Поделка тщательно просушивается – естественным образом, а затем аккуратно снимается с формы.
2 способ предполагает образование мягкой рыхлой массы на основе клея и бумаги и напоминает собой лепку из пластилина. В этом случае бумагу рвут или режут на мелкие фрагменты, заливают водой и ожидают пока бумажная масса набухнет. Затем полученный объем проваривают на огне около получаса. Когда масса остынет, ее отжимают, излишки воды удаляют, а полученную смесь перемешивают блендером или пропускают через мясорубку.
Перед использованием массу смешивают с клейстером, пока она не станет эластичной. Можно добавить мел или гипс, чтобы поделка приобрела белый цвет. Из массы вылепливается необходимая форма. Готовое изделие высушивается 2–3 дня естественным образом.
Рецепты
Существует великое множество рецептов папье-маше начиная от простых, двухкомпонентных, заканчивая очень сложными, где бумага уже практически не является основным материалом, а порой ее там уже даже и нет. Но это уже больше промышленные варианты. Для домашнего использования же достаточно и нескольких самых популярных:
Поделки из папье-маше из туалетной бумаги и клея ПВА для начинающих
Работа по изготовлению бумажных поделок под силу не только взрослым. С такой задачей могут справиться и маленькие творческие личности. Родители могут только помочь и направить умельца в нужном направлении.
С помощью шарика
Для создания идеальной круглой формы поделки часто применяют резиновый надувной шарик. С его помощью часто мастерят вазы. Для такого изделия потребуется:
Изготовить бумажное изделие при помощи надувного шара достаточно просто:
В конце можно красиво украсить вазу. Для этого потребуются краски, кисточки и различные декоративные материалы – бусинки, блестки, цветные нити.
Тарелка на стену
Декоративная красочная тарелка из бумаги, сделанная своими руками, – идеальный подарок от ребенка или красивое дополнение к интерьеру. Она имеет простую форму, поэтому сделать ее не сложно даже малышу. Для поделки понадобятся:
Чтобы правильно изготовить декоративную тарелочку, следует придерживаться такой последовательности работы:
Быстрые поделки с детьми
Дети очень любят что-то лепить и мастерить своими руками. Техника папье-маше достаточно сложная. Но можно сделать и более легкие изделия вместе с ребенком. Это может быть чашка с блюдцем. Для ее выполнения потребуется стандартный набор материалов – бумага, клей, вода, кисточка, а также форма. Выполнять нужно следующие рекомендации:
Также с малышом можно вылепить отличный сувенир – фигурки фруктов или овощей. Для этого используют 2 способа:
Трафареты чашек
Чашку можно изготовить и другим способом. Для этого используется не форма, а специальный трафарет. Техника изготовления:
Готовое изделие можно покрыть краской, разрисовать или украсить декоративными элементами.
Что понадобится
Папье-маше считается уникальным материалом, сделать который удастся из обыкновенной бумаги и клеящего вещества. Эту технологию часто применяют для совместного досуга с детьми. Это интересное хобби обязательно понравится малышу. Тем более что оно приносит большую пользу – способствует развитию мелкой моторики и воображения, формирует усидчивость и делает ребенка более терпеливым. Чтобы добиться хороших результатов, следует заранее подготовить все необходимое.
Исходный материал
Чтобы сделать смесь, следует взять рулон обыкновенной туалетной бумаги. Для этой цели допустимо воспользоваться самым дешевым материалом. Его рекомендуется порвать на небольшие фрагменты. Для ускорения работы бумагу допустимо складывать.
Клеящая основа
В качестве клеящей основы обычно применяют ПВА. Это безопасный и доступный материал, который продается в каждом магазине. Также допустимо воспользоваться клейстером.
Цветы из папье-маше
Большой еж из папье-маше
Изготовление фигурок животных — легкий, но увлекательный процесс.
Чтобы сделать ежика, потребуется:
Папье-маше: как делать методом лепки
Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.
Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:
Техника лепки поможет создать более обширное и прочное изделие
Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.
Можно использовать клейстер из крахмала.
Изготовление скульптуры из смеси для лепки:
Примитивный набор материалов поможет вам создать стильный элемент декора
Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.
Полезные советы
Чтобы задумка удалась, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Рецепт идеального папье-маше для каждого мастера свой, кто-то находит его сразу, кто-то — спустя множество поделок, проб и ошибок. Однако большое количество всевозможных вариантов приготовления дает возможность не только подобрать единственный для себя, но и продолжать экспериментировать и радовать близких своими новыми произведениями искусства.
Кроме того, стоит помнить, что изготовление папье-маше, как и другие виды прикладного творчества, позволяет развивать внимательность, усидчивость, а также мелкую моторику и художественные навыки.