Как сделать красивую электронную подпись
Как сделать электронную подпись
С целью ускорения документооборота сегодня используют электронную форму. Чтобы ее юридическая сила приравнивалась к бумажному варианту, на документе ставят электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Что такое электронная подпись
Электронная подпись получается в результате математического преобразования набора данных. Такой подход полностью уничтожает все варианты подделки подписи посторонними лицами. ЭЦП предусматривает, что каждый пользователь имеет свой ключ, который используется для самой подписи, и соответствующий ему открытый ключ, предназначенный для проверки. Цифровая подпись вычисляется по секретному ключу отправителя и информационных битов файла.
ЭЦП не только подтверждает подлинность документа, но и дает возможность убедиться, что документ не был изменен после подписания. На документе прописывается реальное время его подписания.
Виды цифровой подписи
Сегодня существует несколько вариантов ЭЦП. Рассмотрим каждый из них детальнее.
1. Простая электронная подпись (ПЭП)
2. Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
Неквалифицированная цифровая подпись не только идентифицирует автора, но и проверяет факт корректировки документов. Такой документ заменяет бумажный только в оговоренных законом случаях или по согласию сторон. Сегодня НЭП применяется на аккредитованных площадках госзаказа.
3. Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Квалифицированная электронная подпись широко применяется и регулируется ФЗ № 63. Такой документ заменяет бумажный аналог, подписанный юридическим / физическим лицом. Именно КЭП используется на государственных порталах, при получения финуслуг, в коммерческих торгах и т.д. Сам сертификат действует один год, но срок действия подписей неограничен.
Как выглядит электронная подпись
При распечатке документа, заверенного ЭЦП, подпись на бумажном носителе отсутствует, так как ЭЦП действие по криптографическому шифрованию.
В электронной версии она может выглядеть по-разному:
Ключ электронной подписи
Открытый ключ
Ключи используются для шифрования и дешифровать сообщение. Текст «запечатанный» открытым ключом «раскрыт» может только закрытый. Первый публикуется в сертификате владельца. Доступ к нему может получить подключившийся клиент.
Закрытый ключ
Этот ключ хранится у владельца сертификата. Оба ключа математически зависимы. Подобрать их в период действия сертификата невозможно. Поэтому максимальный срок действия SSL высокого уровня всегда ниже, а сертификат EV можно заказать на 2 года максимум.
Как самому сделать электронную подпись
Как сделать электронную подпись? Можно ли обойтись своими силами? Процесс создания ЭЦП для всех пользователей бесплатный. Владелец оплачивает только носитель. Услуга предоставляется по обращению клиента в офис центра.
Юридическому или физическому лицу
Крупным компаниям с большим количеством филиалов в разных населенных пунктах, регионах и государствах рекомендуется сделать ЭЦП.
У физических лиц такая потребность может возникнуть в процессе:
Механизм оформления состоит из нескольких этапов.
Обращение в центр за получением сертификата | Собрать полный пакет документов |
---|---|
Для каждой подписи подобрать пароль | Лучше использовать простые пароли. В случае утраты данных ключ придется переоформлять. |
Заполнить все бланки | Они оформляются непосредственно в центре. |
Завершающий этап | Нужно получить сертификат на ключи цифровой подписи |
Сегодня существует много центров, которые занимаются генерацией ключей. Они отличаются механизмом получения подписи, так как используется персональный подход к каждому заявителю.
Какие документы нужны
Для получения электронной подписи физическому нужно предоставить пакет документов:
Чтобы сделать НЭЦ юридическому лицу необходимо предоставить:
Чтобы сделать КЭП юридическому лицу необходимо предоставить:
Стоит обращать внимание на то, что изготовление электронной цифровой подписи является не бесплатной процедурой. После проверки всех документов заявитель получит ПО, на котором и будет зашифрован ключ. Кроме девайса заявитель также получит акт о передаче, сертификат на ключи и краткую памятку пользователя.
Где сделать
Удостоверяющий центр должен пройти аккредитацию и получить прав на выдачу продукта. Под последним подразумевается не сама ЭЦП, а:
Как создать цифровую подпись на сайте единого портала ЭПЦ
Для того необходимо через кнопку «Загрузить файл» подсоединить сертификат со съемного диска (USB-носителя).
Далее ввести капчу и нажать кнопку «Проверить».
Аналогичным способ проверяется ЭЦП на сайте «Единый портал электронной подписи».
Сначала пользователю нужно «Выбрать» сертификат, поставить галочку в поле «Я не робот» и нажать кнопку «Проверить сертификат».
Как пользоваться электронной подписью
При подписании содержание документа не меняется, но добавляется блок данных.
Это процесс разделен на два этапа:
1. С помощью ПО по специальной математической функции вычисляется «отпечаток сообщения», который имеет фиксированную длину и уникален в каждом сообщении. Если документ был модифицирован, то и отпечаток изменится.
2. Далее отпечаток шифруется с помощью ПО. Расшифровать ЭЦП можно только с помощью сертификата.
Проверка ЭЦП также осуществляется так:
Так подтверждается целостность документа.
Как сделать ЭЦП (самостоятельно)
Из чего состоит электронная подпись
Обмен информацией в электронном виде значительно упрощает и ускоряет документооборот.
Однако при этом возникает потребность в подтверждении личности автора и информационной безопасности данных. Чтобы удостоверить личность уполномоченного лица для заключения сделки, подачи отчета или иного действия, используют электронную подпись. Это зашифрованный код, который выдают физическому лицу, предпринимателю или организации и фиксируют в соответствующем реестре.
Наличие подписи подтверждает личность автора документа, составленного в электронной форме. Также она гарантирует защиту от искажений и исправлений. Такую подпись записывают на USB-накопитель, который представляет собой сертификат ключа проверки. В процессе формирования электронного ключа подписи, данные о его владельце сохраняются в отдельный файл. Этот файл и является сертификатом ключа подписи.
Виды электронной подписи и области применения
В предпринимательской практике сделать электронную подпись возможно в нескольких вариантах в зависимости от назначения и степени защиты информации:
№ | Вид подписи | Характеристика | |
1 | ПЭП – простая электронная подпись | Это сочетание логина и пароля, необходимое для получения доступа к интернет-банкингу, порталу госуслуг и другим сервисам, не содержащим тайных сведений. Такая подпись гарантирует только подтверждение личности пользователя, но она не обеспечивает сохранности от внесения изменений. | |
2 | НЭП – неквалифицированная электронная подпись | Это более надежное средство защиты, которое представляет собой криптографический шифр, с помощью которого защищают документы, пересылаемые в электронной форме внутри компании и при взаимодействии с другими организациями. Такую подпись также можно использовать для участия в некоторых электронных торгах. | |
3 | КЭП – квалифицированная электронная подпись |
Открытый ключ | Закрытый ключ |