Как сделать красивый портретный снимок
Как фотографировать портрет
Артем Кашканов, 2020
С каким фокусным расстоянием снимают портреты?
Никто не запрещает фотографировать портрет на более широкоугольный объектив или, наоборот, на телевик. Но имейте в виду, что широкоугольник вынуждает фотографировать с более близкого расстояния, отчего лицо на фотографии получается излишне выпуклым, а на заднем плане в кадре может оказаться много лишнего. При съемке с телеобъективом лицо напротив будет казаться более плоским и «круглым», чем на самом деле.
С какого расстояния фотографировать портрет?
Роль фона
Как размыть фон на портрете?
Какие настройки камеры нужно установить, чтобы фон на фотографиях был размытым?
Начнем с того, что далеко не все камеры на это способны. Любительские компактные камеры (мыльницы) и смартфоны не способны обеспечить «честное» боке и часто оно заменяется программным размытием, результат которого может быть не предсказуем. У фотокамер с матрицами размером от дюйма и больше эта возможность есть, причем чем больше размер сенсора, тем больше возможности управлять резкостью и разымтием.
Итак, чтобы максимально размыть задний план нужно сделать следующее:
1. Увеличить фокусное расстояние. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше зона ГРИП, соответственно, тем сильнее размытие объектов вне этой зоны.
С какими настройками фотографировать групповой потрет?
Куда наводить резкость при съемке портрета?
Правила кадрирования при портретной съемке
Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.
По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.
По кадрированию вам поможет памятка от Akry.
Естественный свет в портретной фотографии
Считается, что лучше если свет будет падать с «узкой» стороны. Если же наоборот, свет падает с «широкой» стороны лица, оно может казаться более круглым. Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону. лучше если модель будет смотреть в сторону света. Мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.
В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.
Высота точки съемки
Заключение
Тем не менее, я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!
Как правильно снимать портреты на смартфон?
Нужен ли особый талант, чтобы делать красивые фотопортреты? Иногда смотришь на собственные «шедевры» и хочется плакать: то чёткости не хватает, то горизонт пляшет, то лицо неудачно получилось… На самом деле это легко исправить. И даже не нужно покупать отдельную камеру! Чтобы снимать лучше, достаточно следовать простым принципам, которые используют профессионалы. Вооружившись смартфоном Honor View 10, мы подготовили гайд о создании крутых портретов, а красивые девушки помогли нам его проиллюстрировать.
Сразу уточним: под портретами подразумеваются не только снимки до уровня груди или пояса, но и фото в полный рост. Какие же правила нужно учитывать, чтобы делать отличные портреты на мобильную камеру?
1. Не заваливаем горизонт
Иногда «перекошенная» линия горизонта помогает созданию эффектного кадра. Но если вы не обладаете продвинутыми знаниями по композиции, лучше не прибегать к этому средству — старайтесь выравнивать кадры. Для этого достаточно активировать «Сетку» в настройках камеры гаджета. По её линиям легко выровнять объекты в кадре, которые расположены как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Ровный горизонт помогает создать правильную композицию и не отвлекает внимание от модели
2. Переходим на Светлую сторону
Наличие хорошего освещения — важнейший критерий того, насколько удачным будет фото. Лучше всего снимать при мягком рассеянном свете — обычно такой бывает на улице утром или ближе к вечеру. Однако есть и другая крайность. Яркое солнце может стать настоящей проблемой для автозамера экспозиции смартфоном. В результате получим сильный пересвет либо на лице, либо на заднем фоне.
Кроме того, прямые солнечные лучи, падающие сверху, создают жёсткие тени. То же относится и к источникам, которые подсвечивают модель сбоку. Как этого избежать? Следите за тем, чтобы кадр был хорошо освещён. А в разгар солнечного дня всё-таки постарайтесь переместиться в тень. Для этого хорошо подойдут деревья в парке или стена у здания.
В солнечный день постарайтесь переместиться в затемненное место, чтобы избежать жёстких теней на лице, которые могут исказить черты модели до неузнаваемости
3. «Золотой час» и другие хитрости освещения
Раз уж речь о свете, давайте определимся — когда лучше всего снимать? Полдень характеризуется резким переходом от света к тени, фотографировать в таких условиях труднее всего. Утром же свет мягче, лица в этот промежуток времени смотрятся куда лучше (при условии, что модель выспалась). В сумерках можно сделать хорошие портреты, наполненные покоем и умиротворением. Правда, в какой-то момент оптике смартфона может банально не хватить света. Это грозит обилием цифровых шумов в кадре, а также излишне тёмными либо размазанными снимками. Сумерки — время, которое нужно использовать по максимуму. Здесь дорога каждая секунда, потом может быть поздно.
Условно стоит выделить «золотой час», который хорошо подходит для съёмки портретов и не только. «Золотым» называют период последнего часа перед закатом или сразу после восхода солнца. В этот промежуток удаётся делать кадры с мягким и тёплым светом.
Лучшее время для съемки — за час до заката и в течение часа после рассвета
4. Смягчаем, рассеиваем и отражаем
Правильная работа с освещением — целая наука. Но многие хитрости, используемые опытными фотографами, применимы и для смартфона. Если мы собираемся провести съёмку в помещении, полезно самостоятельно создать в нём мягкий и рассеянный свет. На улице ярко светит солнце? Достаточно завесить окна неплотной тканью.
Использование отражателя — привилегия не только профессионалов. Сейчас нетрудно найти маленькие отражатели, которые компактно складываются. Их можно взять с собой на любую прогулку. Эти нехитрые приспособления помогают сделать тени на лице более мягкими, и некоторые умельцы даже мастерят их своими руками: из солнцезащитных автомобильных экранов, пищевой фольги и много чего ещё. Поймать солнечный свет и направить его в отражённом виде на лицо модели можно и самостоятельно, при этом удерживая второй рукой смартфон для съёмки.
Важно: цветовая температура источников света не должна сильно различаться. К примеру, не приветствуется сочетание тёплого света окружающей обстановки и холодной подсветки от лампы. В таком случае оттенок лица может получиться странным и неестественным.
Мягкий и рассеянный свет в помещении сделает кожу на лице модели ровной — без пересветов и излишних теней
5. Задний план — это тоже часть портрета
Понятно, что при портретной съёмке главным объектом в кадре является человек. Но если игнорировать объекты на заднем плане, итоговый результат может огорчить. Неприятно обнаружить при изучении полученного снимка, что предметы и люди, запечатлённые далеко позади, внезапно перетянули на себя всё внимание. Особенно это актуально для фотосессий в городе, на оживлённых улицах и внутри здания — там очень много визуального «мусора».
Как решить проблему? Нужно включить размытие заднего фона. Это стало возможным благодаря одновременной съёмке с двух камер телефона. Полученный эффект глубины резкости напоминает тот, которым ранее могла похвастаться лишь полноценная фототехника. Современные смартфоны научились точно определять границы объектов, хотя просчёты в распознавании мелких деталей всё-таки случаются. Что делать, если вы переборщили с размытием и потеряли важные детали? В таком случае очень удобно, когда девайс позволяет изменять глубину резкости уже после фотосъёмки. Это, например, реализовано в Honor View 10. Перейдя в «Галерею», выберите снимок, сделанный в режиме широкой диафрагмы, и отрегулируйте чёткость фона, пока не получите оптимальный результат.
Совет напоследок — старайтесь следить за тем, что находится за спиной у модели. «Растущий» из головы фонарный столб не исправить никаким размытием. Лучше просто измените местоположение при съёмке — достаточно сместиться в сторону на пару-тройку шагов.
Эффект «боке» поможет скрыть неудачный задний фон
6. Используем секреты композиции
Иногда даже качественно сделанный снимок не радует, хотя причина, казалось бы, не ясна. Секрет заключается в неправильно построенной композиции кадра — в фотографии это чрезвычайно важный пункт, который многие по неопытности игнорируют.
Чтобы расположить человека в кадре наиболее привлекательным образом, можно воспользоваться золотым сечением и правилом третей. Для этого нужно мысленно разделить экран на две горизонтальные и три вертикальные линии… Но зачем, если у нас есть старая добрая «Сетка»? Активировав её, следуйте нехитрому правилу: в крупных портретах размещайте глаза на верхней горизонтальной линии сетки или на точках пересечения этих линий. Хотите снять портрет в полный рост? Расположите человека на левой или правой вертикальной линии.
Некоторые смартфоны также предлагают в настройках активировать «Спираль». Её можно расположить как в левой, так и в правой частях дисплея. Экспериментируйте: попробуйте расположить голову в самом центре спирали или поместить в неё глаз. Таким образом выделяется элемент, который хочется подчеркнуть на снимке.
Для идеальной композиции изучите правило третей и золотого сечения
Лучше активировать для удобства «Сетку»
Функция «Спираль»
7. Кадрируем без сожаления
Многие снимки приходится кадрировать — мы ведь снимаем портрет, а значит, стараемся отсечь всё лишнее. При этом нужно учитывать пару простых правил. К примеру, если модель смотрит в сторону, оставляйте вокруг её лица некоторое пространство, чтобы взгляд не упирался в край кадра. И, конечно же, старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела.
Чтобы быстро и качественно кадрировать изображение, не обязательно всякий раз открывать домашний Photoshop. С задачей легко справляются штатные средства редактирования в галерее смартфона. Сгодится и любой мобильный фоторедактор.
Старайтесь избегать ненужной обрезки частей тела
8. «Бьютификация» как благо
Частенько встречается проблема, когда крошечный дефект кожи может испортить всё впечатление от позирования. Будь то вскочивший наутро перед съёмкой прыщик, миниатюрная морщинка или тени под глазами из-за недосыпа. Чтобы этого избежать, воспользуйтесь встроенными в камеру гаджета режимами улучшения кожи. Это позволит устранить мелкие огрехи, сделает текстуру лица более гладкой.
Однако не увлекайтесь «украшательством»! Есть риск превратить человека в кадре в подобие пластикового манекена. Попробуйте вручную выставить настройки «бьютификации», но не берите слишком высокое значение. В умеренном режиме и кожа у модели станет чище, и мелкие детали вроде ресниц не потеряются.
Можно вручную выставить настройки «бьютификации»
9. Больше — значит лучше
Лучше заранее сделать десяток дополнительных фото, чем огорчаться потом из-за единственного испорченного. Даже в максимально неподвижном сюжете дама может некстати моргнуть, в кадр может попасть случайный прохожий. Или просто с первого раза не получится поймать удачную мимику.
Смартфоны, как правило, оснащаются достаточно большим количеством памяти, чтобы её хватило на несколько десятков продолжительных фотосессий. Если у вас девайс со встроенным накопителем на 64 или 128 ГБ, экономить на количестве снимков уж точно не нужно.
При съемке объекта в движении, делайте как можно больше кадров
10. Избегаем съёмки под неправильным углом
Основная проблема некорректного выбора угла съёмки — деформация пропорций лица и тела. Яркий пример: сфотографируйте идеальный круг на земле — и на кадре окажется овал. То же самое справедливо и при портретной съёмке. Будете снимать свысока — получите вытянутое лицо и непропорциональную фигуру. Или, если «щёлкать» слишком низко, добавите объекту второй подбородок и тяжёлую челюсть.
Фотографировать лучше либо с уровня пояса, либо с груди модели. Снимать на уровне глаз тоже можно, но желательно это делать, когда портрет по пояс или выше.
Снимать на уровне глаз можно, когда портрет по пояс или выше
11. Используем дополнительные возможности камеры
Ознакомьтесь с функциями, которые предлагает смартфон. Есть оптический двукратный зум? Превосходно. Ведь не всегда удаётся подойти к модели достаточно близко: вас может разделять ограда или небольшая речка. Зачем терять хороший ракурс и освещение, если аппарат умеет делать кадр с увеличением, не теряя в качестве? То же относится и к другим функциям. Прежде чем отправиться на фотосессию, внимательно изучите все возможности мобильной камеры. И подумайте, в каких ситуациях можно их применить.
Когда не удаётся подойти к модели достаточно близко, пригодится оптический зум
12. Не надо напрягаться!
Фотографу необходимо взаимодействовать с моделью. Придётся оценить, насколько удачно она встала и как выглядит в кадре. Особенно важно учитывать, что в начале съёмки многие испытывают невольное стеснение. Об этом сигнализируют поджатые губы и закрытое, скованное позирование. При этом модель может даже не догадываться, что не всё выглядит так, как полагается.
Постарайтесь привести человека, которого собираетесь снимать, в хорошее расположение духа, попробуйте нащупать интересную для него тему и поддержите разговор. И объясните, как следует расположиться в кадре — не все понимают фразу «красиво встать для снимка».
И ещё полезная рекомендация: перед началом съёмки найдите в интернете и возьмите с собой (скачайте на аппарат или распечатайте) правила хорошего позирования. Модель наверняка оценит такое проявление заботы, да и вам будет понятнее, на что ориентироваться.
13. Остальное — дело техники
Можно выучить назубок правило третей, выбрать наилучшее освещение и сделать десяток дублей. Но для наилучшего результата важно, чтобы смартфон мог похвастаться приличной камерой. Хорошая светосила (от f/1,9 до f/1,6 и ниже; чем меньше значение, тем лучше), качественная оптика (без всяческих неприятностей — от сферических абберраций до сильнейших паразитных бликов от фонарей) и грамотный алгоритм обработки снимков одинаково важны как для профессиональной техники, так и для телефонов.
Любые советы хороши, но мастерство рождается только благодаря упорной практике. «Щёлкайте» как можно чаще и не бойтесь экспериментировать — со временем научитесь делать отличные портреты. К слову, все фото в нашей статье сделаны на основную камеру Honor View 10. Мы постарались собрать самые главные пункты. Но если вам известны ещё какие-либо особенности и секреты, расскажите об этом в комментариях.
Автор текста: Александр Герасимов
Фотографии: Сафрон Голиков и Александр Герасимов
5 советов по съемке портретов для начинающих
Портретная фотография – пожалуй, самый сложный вид этого искусства. Важно не только соблюсти все правила съемки, но и суметь передать состояние и настроение позирующего вам человека. Иными словами, показать не только внешность, но и внутренний мир. Сегодня мы с вами поговорим об основных моментах, о которых стоит помнить новичкам, берущимся за съемку портретов.
1. Освещение
Об этом писалось уже много раз, и не зря. Ведь слово “фотография” происходит от греческого φῶς “свет” и γράφω ”пишу” – что в переводе буквально значит “светопись” – рисование светом. Поэтому игра с освещением на фото может кардинально повлиять на результат.
Фотографируя в помещении, располагайте модель у окна – естественное освещение сгладит тени и придаст коже лица ровный цвет. При этом другие источники света лучше погасить – чтобы холодный и теплый свет не смешивались.
При съемке на улице помните о “золотом часе” – это час перед рассветом или закатом. В это время суток освещение мягкое, и ваша модель не будет щуриться от яркого солнца. Плюс, съемка в полуденное время даст ненужные тени на лице. Для того, чтобы вычислить “золотой час” можно воспользоваться специальным калькулятором (найти в сети или скачать приложение), или просто обратить внимание на время восхода и заката в день фотосета.
Кстати и при съемке в помещении тоже стоит помнить о том, что происходит на улице – следите, чтобы лучи солнца не били прямо в окно. В крайнем случае, модель лучше повернуть боком или полубоком. Найдите подходящий ракурс – мягкие тени можно эффектно использовать в работе.
2. Размещение в кадре
При этих словах, конечно же, приходит в голову правило третей – когда кадр визуально делится на 9 равных частей двумя параллельными горизонтальными и двумя параллельными вертикальными линиями.
Глаза модели должны находиться в верхней части портрета. При горизонтальной съемке оставляйте в кадре больше места с той стороны, куда направлен взгляд человека.
3. Фон
Портреты могут быть сделаны как с близкого, так и с дальнего расстояния. Так что если в ваш замысел не входит фотографировать исключительно лицо модели, позаботьтесь о том, чтобы задний план соответствовал задумке. Он не должен быть сложным и отвлекать от человека – это все же портрет. Например, подойдет зеленая растительность или стена. К тому же, фон можно размыть, выставив низкую экспозицию или обработав его в редакторе.
4. Образ модели
Обязательно обговорите с фотографируемым человеком его или ее внешний вид, и при необходимости пригласите визажиста. Важно учесть все детали: одежда, макияж, маникюр, аксессуары – ничего не должно выбиваться из общего стиля.
5. Обработка и ретушь
Сделанные фотографии обязательно нужно обработать: где-то мог “завалиться” горизонт, где-то необходимо настроить контраст, яркость и баланс белого и исправить другие мелочи. Отдельное внимание стоит уделить ретуши: скрыть недостатки кожи, отбелить зубы и так далее.
Фотографам-новичкам возможно будет сложно справиться с профессиональным софтом типа Adobe Photoshop. В качестве альтернативы подойдет Movavi Фоторедактор. Подробнее о работе с ним можно прочитать здесь. Ещё совет – обратить внимание на статью о распространенных ошибках в ретуши.
И напоследок ещё несколько мелких подсказок:
● делайте серии из 2-3 фотографий, чтобы выбрать лучший вариант
● ловите момент, когда человек ведёт себя естественно, а не позирует
● экспериментируйте с обработкой: может, портрет будет смотреться в черно-белом режиме
● иногда нарушение привычных правил – способ создать что-то интересное
Источник фото в статье: Pixabay