Как сделать красивый снимок осенью
Как фотографировать осень: секреты создания завораживающих пейзажей
Привет всем, кто сейчас читает эти строки: близким, друзьям, знакомым, подписчикам! Прошу прощения за длительное отсутствие на ФотоОснове. На то были как объективные причины, так и летняя разболтанность. За лето и начало осени было несколько хороших фотовылазок, которые ждут своего череда на обработку. В будущем поделюсь) А сейчас предлагаю обсудить насущную тему – осеннюю фотосъемку и поделиться мыслями, как получить красивые кадры. Хочется поделиться идеями, на основе которых ваш мозг начнет подмечать детали и раскрутит свой творческий маховик. В качестве примеров буду приводить свои фотографии.
Что такое осень для фотографа?
Это идеальное время для того, чтобы расчехлить фотоаппарат тем, кто этого еще не сделал. Также это отличная возможность начинающим фотографам попробовать свои силы – пожалуй, только это время настолько сильно прощает ошибки, позволяя получить эмоциональные кадры и предоставляет широкое поле для экспериментов.
Первое, что приходит на ум про осень – это красивая разнообразная листва и необыкновенной красоты вечерний свет. Но также это и изменяемая погода, позволяющая передать весь спектр настроения, начиная от легкого радостного до задумчивого, драматичного, возможно, трагичного.
На самом деле, я не большой поклонник этого времени года, и несколько лет назад даже ухудшалось настроение из-за наступления осени) Ведь впереди слякоть, зима, теснота в транспорте, на улицу без вороха одежды не выйти… За последние годы восприятие менялось, и, хотя все равно моим любимым временем остается весна, осень начала смотреться намного более выигрышно.
Осень для фотографа делится на несколько состояний. Практически в любой местности она представляет из себя набор этих состояний в разных пропорциях. Я сейчас говорю о:
И во всех этих состояниях есть своя изюминка. Для новичков простое в плане съемки осеннее состояние – это солнечный период. Если вы делаете в фотографии первые шаги, то ловите именно его. За окном туман? Не беда, идем ловить мистические сюжеты. Ветреная погода и хмурящееся небо? Попробуйте поснимать пейзажи широкоугольным объективом и подчеркнуть драматизм неба. Пожалуй, проблемы возникают только с последним видом, серостью. Для него характерна невысокая яркость, пониженный контраст и … серый цвет. Такого времени бывает много, и помощником здесь может быть, например, выделяющийся цветной объект. Не скрою, в аспекте фотографии мне серость не очень нравится, и красивые результаты получаются не часто, но с этим тоже можно бороться – например, заняться проявкой отснятого)
За время своего увлечения фотографией проводил множество экспериментов, и сейчас хочу последовательно рассмотреть моменты, которые можно пробовать применять, и которые с большой вероятностью приведут вас к ожидаемому результату, помогут более глубоко вникнуть в процесс съемки и придадут уверенности в своих силах.
Советы для фотосъемки осени
Любая погода не помеха
Осенью можно получать хорошие снимки почти в любую погоду. Она часто меняется, что открывает возможность поснимать в разных стилях и местах, получая широкий спектр настроений на снимках. Это то, о чем мы только что говорили.
Итак, есть период ранней осени, которое в наших широтах я считаю фактически продолжением лета)
Как правило, еще достаточно тепло, но листва начинает менять свой цвет на веселый желто-оранжевый, много солнечных дней, но становится больше, чем летом дождей, периодически наскакивают облака. Это позволяет сделать фотографии более драматичными. Погода становится более изменчивой, и это здорово для нас, как фотографов!
Хочу отметить, что желательно заранее определить места, которые хочется поснимать (выбрать хотя бы местность) и подумать, при какой погоде они будут смотреться хорошо. В день съемки выбрать из условного списка одно такое место и ехать туда снимать.
Следующий период — туман, дождливая погода, серость. Все это не повод отказаться от съемки. Прокрутите в голове ваш список мест и представьте, где могут получиться атмосферные снимки. Например, это может быть мокрая мостовая, спешащие укрыться от дождя прохожие, деревья и отдельные ветви в тумане. С другом как-то выбрались поснимать ночной город в тумане:
Фотографировали с террикона, а за спиной открывался завораживающий вид на металлургический завод:
Красота, в общем!) Такие прогулки запоминаются надолго.
Поиск мест для съемки
Вопрос, который возникает у многих – а где, собственно, снимать? Выходишь на улицу – и вроде бы, ничего особенно красивого нет. Такие рассуждения не редкость, и отчасти это правда. Но почти везде можно найти выход.
Итак, желательно, чтобы у вас был список мест в голове, куда можно сходить и которые могут хорошо выглядеть при текущей погоде. Собственно, о местах и поговорим.
Осень – это изменение природы, и снимать стоит в первую очередь ее. Парки, скверы, водоемы, реки, леса, горы, поля — все это отлично подходит.
Городом не нужно пренебрегать, это отличное место для съемок. В спальных районах можно выбрать безлюдные тропинки, усыпанные листвой и обрамленные деревьями. Мне больше по душе центр, где можно поснимать интересную архитектуру, набережные, парки, отражения. Отдельная история в городе – вечерний свет, ложащийся на мостовую и здания улиц.
Обращайте внимание на характер падения света на архитектуру, на стеклянные и отражающие поверхности в зданиях офисов, торговых центрах. В серый туманный период осени обратите внимание на гранитную поверхность в скверах и парках – если поблизости есть освещение, может получиться атмосферный кадр.
Выбирайте место, где много лиственных деревьев. Хвойные леса либо отсутствие листвы не передадут осеннее настроение, а сочетание разных цветов лиственных деревьев, напротив, будет смотреться притягательно.
Обратите внимание на речки и водоемы, особенно места, где деревья склоняются над водой. Отражение листвы в воде может стать изюминкой кадра. Вообще запомните, что вода – ваш союзник, и даже лужи могут подойти. Особенно если речь идет о сером периоде – можно включить в кадр, к примеру, отражения зданий в лужах.
Время. Когда идти снимать?
Для любого времени года справедливо правило фотографов о лучшем времени для съемки – золотой и голубой часы. Безусловно, стоит выходить на рассвете и на закате. И в осенний период они длятся намного дольше из-за более низкой траектории солнца, что нам только на руку. Время для закатов наступает намного раньше, поэтому не нужно специально для этого куда-то выезжать. Можно, например, захватить с собой на работу камеру со штативом и, возвращаясь домой, прогуляться по интересным местам.
Проще снимать и в дневное время – свет становится менее жестким, чем в другое время года, и можно получить интересные снимки при рассеянном освещении. Если снимать лесостепь, то могут получаться работы, похожие на картины.
Также днем по небу могут ходить контрастные облака, при этом луч солнца прорезается сквозь небо, высветляя отдельные участки сцены. Попробуйте обыграть это!
Мне нравится снимать во второй половине дня, когда есть яркое солнце, создаются яркие контрастные участки. Получается, что ключевой элемент кадра подсвечен солнцем, остальное уходит в темноту. Картинка получается объемной, создается эффект присутствия, хочется буквально потрогать то, что снимаешь. Это выходит благодаря комбинации факторов: яркому приятному глазу хорошо подсвеченному объекту, «растворенному» в темноте заднему плану, отделению заднего плана размытием и контрастной сцене.
Композиционные и технические приемы
Подходим к самому интересному. Мы разобрались с тем, где и когда снимать. Теперь подумаем, как снимать. Ниже расскажу о нескольких приемах, которые сам активно использую и про которые можно вспомнить, выстраивая композицию для своего кадра. Описание, скорее всего, не запомнится, но надеюсь, что примеры «осядут» в голове и «всплывут», когда будете фотографировать)
Кстати, кадр выше снят с низкой точки и в контровом свете. Совмещайте приемы.
Перечислил основные приемы, которыми пользуюсь сам. Очень важный момент – пробуйте совмещать их. Всегда размышляйте, как будет смотреться кадр при использовании того или иного композиционного и технического решения. И, конечно, экспериментируйте, экспериментируйте, экспериментируйте! Со временем будет намного проще понимать, что подходит конкретно для этой ситуации, а бродя по городу, начнут возникать мысли, что «эти здания лучше смотрелись бы, снятые с низкой точки вверх».
Какое оборудование брать с собой?
Конечно, вам понадобится камера) Набор объективов зависит от стиля съемки. Безо всяких сомнений, подойдет простейший фотоаппарат с китовым объективом, но часть технических решений вы использовать не сможете. Если стоит вопрос, какой следующий объектив приобрести: широкоугольный или телеобъектив, рассмотрите в первую очередь телеобъектив. Причина в том, что осенью много мелких объектов, которые хочется приблизить; размытие заднего плана проще выполнить с помощью телевика. Подумайте, если вам больше по душе снимать крупным планом, телеобъектив – ваш выбор. Если же вам по душе красивые открытые пространства либо городская архитектура, смотрите в сторону широкоугольных вариантов. Но, в принципе, 18 мм в китовом варианте APS-C зеркалок для начала будет достаточно, вопрос в этом плане остро не стоит.
Долгое время не мог привыкнуть к широкоугольному объективу, однако со временем он фактически стал моим штатником. Однако, повторюсь, телеобъектив осенью может раскрыться в полной мере.
Что касается фиксов (объективов с фиксированным фокусным расстоянием), то считаю, что на начальном этапе они излишни. Разве что для выработки навыков построения правильной композиции и «зуммирования ногами». Поэтому в выборе объективов я рекомендую смотреть в сторону теледиапазона.
Следующее, что нам понадобится – штатив. При съемке закатов, рассветов, вечерней/ночной съемке фотографировать с рук не получится – при правильной экспозиции выдержка будет слишком длинной, чтобы с рук получались не смазанные кадры.
Важно! Снимая со штатива, не забывайте выключать на объективе функцию подавления вибраций (VR), иначе кадры получатся гарантированно испорченными.
В принципе, подойдет недорогой вариант, если речь не идет о съемке в ветреную погоду. Также при съемке со штатива на больших фокусных расстояниях с таймером спуска затвора может проявляться эффект недостатка времени для затухания колебаний. Фото получится смазанным. Используйте дистанционный спуск затвора.
Если вы предпочитаете съемку в контровом свете, попробуйте использовать бленду. Это необязательно, лично я ей не пользуюсь, и проблемы в этом нет. Но если вы фотографируете практически на 180 градусов к солнцу, могут возникать неприятные зайцы и лучи. Личного опыта решения этой проблемы у меня нет, по малочисленным экспериментам бленда отчасти решает эту проблему. Второе решение – выбрать объектив классом выше. Как правило, они проектируются так, что лучше держат контровой свет, снижая контраст в допустимых значениях, сохраняя детализацию и передают на матрицу меньше артефактов. Это решение отличное, но для многих дорогое. Что касается недорогих объективов, то достаточно не снимать напрямую солнце, немного обработать кадр, и результат получится хорошим.
Также вам может пригодиться поляризационный фильтр. Особенно хорошо он показывает себя при съемке воды, представляя ее прозрачной. Цвета становятся более насыщенными и яркими, уменьшается дымка. Он хорошо подходит для многих осенних сцен, но бывают и «сюрпризы». Поэтому экспериментировать однозначно можно и нужно, но обязательным атрибутом съемки полярик не является.
Выводы: путь к хорошему осеннему кадру
Наше обсуждение осенней фотографии подходит к концу. Спасибо тем, кто дочитал до этого момента. Значит, вам действительно интересна эта тема, как минимум примеры просмотрены, а значит, обязательно все получится! Из своего опыта могу сказать, что не стоит расстраиваться, просматривая кадры после съемки на компьютеры и понимая, что большинство из них явно не соответствуют ожиданиям. Это абсолютно нормально.
Еще раз перечислю по пунктам шаги, которые нужно сделать для осознанного подхода к съемке:
Если вам понравилась местность, и вы чувствуете, что хочется ее сфотографировать, фотографируйте без раздумий. Только подходите с анализом. Посмотрите, как сделать так, чтобы передать видимое лучшим образом.
И, главное, делайте побольше фотовылазок, экспериментируйте. Тогда все у вас получится! Приятной дороги на пути к радующим вас и окружающих осенним фотографиям!
Природа в осеннюю пору это настоящая мечта для фотографа. Уже совсем недолго осталось нам дожидаться этого времени года, и мы решили заранее снабдить вас полезными советами от человека, который профессионально и с упоением фотографирует осень. Фотограф Род Планк (Rod Planck) делится своими рекомендациями по поводу того, как лучше запечатлеть осенний сезон.
1. Используйте отражения
Не каждый фотограф, который стремится запечатлеть осенние цвета, задумывается об использовании отражений. Но именно они могут спасти вас в плохой день. Особенно, когда ветрено или присутствует резкий солнечный свет, идите в лес к тенистому потоку. Здесь внезапно пропадает хаос от ветра и цвета, отражаясь в воде, выглядят еще более насыщенными. Таким образом, можно захватить красочное изображение.
Род Планк предпочитает использовать длиннофокусный объектив, к примеру, AF-S NIKKOR 300мм ƒ/4D IF-ED. В этом изображении с его помощью получилось изолировать отражение, а с широкоугольным объективом вы бы погнались за длиной отражения.
Оборудование : Nikon D3S, AF-S NIKKOR 300мм ƒ/4D IF-ED, штатив Gitzo GT3530LS, штативная головка Kirk BH-1.
2. Будьте в курсе прогноза погоды
Планирование и разведывание местности может радикально повлиять на вашу поездку. Непременно поинтересуйтесь о прогнозе синоптиков, например, через Интернет. Информация о грядущем дожде поможет откорректировать планы. Но погода не укажет вам в каком месте вести съемку. Для этого нужно заняться разведыванием местности. Фотограф не мыслит себя без скаутинга.
Для этого изображения с озером в Оттаве автор разведал местность за 10 дней до съемки и снова посетил его дважды прежде, чем принести с собой камеру. Он встал в 4 утра, чтобы успеть в нужное время, когда еще чувствуется утренняя прохлада, атмосфера частично ясная и царит мертвое спокойствие, которое очень желательно для этой композиции.
Оборудование: Nikon D4, AF-S NIKKOR 70-200ммƒ/2.8G ED VR II, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1, штативный воротник.
Как правило, осенние фотографии концентрируется на деревьях и листьях, а во время восходов и закатов солнца сосредоточиваются на небесных просторах. Конечно, вас будут подстерегать неудачные поездки с плохой погодой, но рассветные моменты могут стать лучшей частью вашего дня. Уникальное небо всегда вызывает интерес.
Это изображение восхода Луны в дюнах Гранд Сейбл (Grand Sable) фокусируется на отсутствии цвета с приятной золотой дорожкой и графическим осенним деревом.
Оборудование: Nikon D3S, объектив AF-S NIKKOR 70-200мм ƒ/2.8G ED VR II, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1.
4. Используйте атмосферу
Наряду с наличием различных ракурсов и нескольких точек зрения, атмосферу считают ключевым компонентом в композиции. Работая вблизи рек, ручьев, небольших озер и больших водоемов вы, скорее всего, получите кадр с густым туманом или дымкой. Несложно создать десятки фотографий с четкими цветами в обычные дни. Но, чтобы сделать кадр особенным, воспользуйтесь погодными условиями. Автор фото внимательно следил за прогнозом погоды на озере Нельсон. Для съемки этого изображения он пришел к водоему, когда удостоверился, что его ожидает спокойная водная гладь и туман.
Оборудование: Nikon D4, AF-S NIKKOR 70-200мм ƒ/2.8G ED VR II, Gitzo GT3530LS штатив, головка Kirk BH-1.
5. Перспектива
В большинстве пейзажей вдохновение для снимка приходит с изменением точки зрения, как при перемещении по сцене. Род Планк говорит, что он не задумывается о пологих участках ландшафта или просто о съемке с высокого холма. Он хочет обнаружить местоположение с универсальными перспективами. Ему нужна возможность быть на вершине чего-то и в то же время стоять на уровне глаз и иметь различные композиции.
Это знаковое место в Преск-Айл (Presque Isle) у реки Поркьюпайн (Porcupine) гор Wilderness State Park в штате Мичиган. Перспектива вдохновила фотографа, когда он пересекал подвесной мост над водой.
Оборудование: Nikon D3S, AF-S NIKKOR 24-70мм ED ƒ/2.8G, поляризатор, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1.
6. Избегайте белого неба в пасмурные дни
7. Цвета ранней осени
Здесь вы не можете ориентироваться на конкретную дату, так как в различных регионах осень ярче проявляется в разное время. Пик осенних тонов также будет зависеть от засушливости сезона.
Ранней осенью зелень, начинающая преображаться, выглядит волшебно, она становится бледной и люминесцентной вперемешку с ярко-оранжевым. На этом изображении из Национального леса Hiawatha большие клены уже окрашиваются в ярко-красный цвет, в то время как молодая поросль все еще остается изумрудно зеленой. Стволы берез и вечнозеленых растений добавляют разнообразия и расширяют диапазон красок. Фотография похожа на цветок. Отправится на такую съемку лучше раньше, чем опоздать.
Оборудование: Nikon D3S, AF-S NIKKOR 70-200мм ƒ/2.8G ED VR II, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1.
8. Покидайте зону комфорта
Есть дни, когда цвета очень красивы и выразительны, но погода не способствует съемке. Эти два кадра фотограф сделал непосредственно перед началом ветра. Он решил использовать многократную экспозицию. Его правило при работе с несколькими экспозициями заключается в том, что он по-прежнему нуждается в объекте и хорошем составе. Род Планк ничего не делает спустя рукава. На это раз он использовал объектив AF-S NIKKOR 70-200мм ƒ/2.8G ED VR II с воротником для штатива и изменял фокусное расстояние. Таким образом, ветреная погода не помешала захвату красочных цветов.
Оборудование: Nikon D3S, AF-S NIKKOR 70-200мм ƒ/2.8G ED VR II, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1, штативный воротник.
9. Выбор фокусного расстояния
Вы всегда можете без труда захватывать фотографии осенних красок хорошего качества с объективом, обладающим широким диапазоном фокусных расстояний. Никогда не недооценивайте такую рабочую лошадку, как 70-200мм линзу.
Как правило, Род Планк старается покрыть диапазон от 24 до 300мм с фиксированными или зум-объективами, а затем использует еще пару специальных линз, в том числе макро, а также объективы со сдвигом и наклоном (tilt и shift), для того, чтобы обеспечить разнообразие и оставить место для творчества.
Для этого изображения фотограф использовал линзу AF-S Micro-Nikkor 60мм ƒ/2.8G ED. Хотя он мог бы применить и другой объектив, но эта оптика идеально подошла для объекта и композиции, позволив реализовать творческий замысел в текущий момент. Когда речь заходит о фокусном расстоянии, не ограничивайте себя.
Оборудование: Nikon D300, AF-S Micro-Nikkor ED 60мм ƒ/2.8G, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1.
Род Планк на этом снимке запечатлел молочай, стручки которого стали типичным символом сезона. Оторвавшиеся сухие семена разносятся ветром в пространстве. Автор захватил некоторые из них на фоне клена.
Оборудование: Nikon D300, AF-S NIKKOR 300мм ƒ/4D IF-ED, штатив Gitzo GT3530LS, головка Kirk BH-1.
Надеемся, что Вы почерпнете что-то полезное для себя из этих советов. Ярких вам изображений и таких же впечатлений!