Как сделать краски проект
Исследовательский проект «краски своими руками» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 3
Красный Кут Саратовской области
Исследовательский проект «Краски своими руками»
Учащейся 4 А класса
МОУ-СОШ № 3 г. Красный Кут
г.Красный Кут 2019 г.
История появления красок……………………………………….……..4
Список использованных источников………………………………….10
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК в домашних условиях
Мы очень любим рисовать. На уроках изо, в художественной школе мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же люди брали? Нам захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Сможем ли мы сами изготовить в домашних условиях? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Можно ли изготовить экологически чистые краски?
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных.
Объект исследования: Является процесс получения красок на основе различных пигментов и связующих веществ.
Цель исследования: Узнать из каких веществ состоят краски, определить достоинства и недостатки «самодельных» красок.
ознакомиться с литературой;
изучить из каких веществ состоят краски;
изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;
сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине;
нарисовать рисунок из полученных красок;
провести опрос среди ребят в школе и проанализировать результаты.
Гипотеза: Мы рискнули предположить, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
История появления красок
Из научной литературы мы узнали, что появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ сохранились до настоящего времени. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Первобытные художники замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.
Средневековые художники готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали. Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
О чень много интересного рассказала мне мой учитель рисования в художественной школе Криворучко Л.Г. во время интервью. И как в старину художники делали краски, смешивая различные минералы, толкли в ступках, смешивали с медом, яйцом, подбирая различные цвета. Мы спросили у Людмилы Генадьевны: «А Вы лично пробовали рисовать самодельными красками?» Она ответила мне, что чем он только не рисовала, и мелками, и угольками, и красками из овощей и фруктов, и в магазинные добавляла различные вещества, для того чтобы цвет получался стойкий и яркий (например, бычью желчь!). Она – настоящий художник!
Табл. 1. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Исследовательская работа на тему «Приготовление экологически чистых красок в домашних условиях»
Выбранный для просмотра документ приготавление экологически чистых красок в домашних условиях..docx
Я очень люблю рисовать разными красками. Эти краски можно купить в любом магазине. Но ведь раньше магазинов не было, а художники рисовали удивительные картины. В те далёкие времена, не было заводов по производству красок, и, наверное, их делали вручную. Даже сейчас многие красят яйца натуральными продуктами, луковичной шелухой. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Возможно ли их сделать в домашних условиях.
Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?
Цель: приготовление экологически чистых красок.
Предмет : возможность изготовления красок в домашних условиях
Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок
Изучить историю красок и их состав.
Провести эксперименты и сравнить полученные краски
Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.
— наблюдение и сравнение;
— анализ полученных данных.
Глава 1. Обзор литературы.
1.1. История возникновения красок
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние
художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на
скалах и даже на собственной коже! Пещерные жители обычно рисовали то,
что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.
Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок, датированные XVI тысячелетием до н. э., обнаружены в пещерах Южной Франции (Ласко, Нио), Испании (Альтамира) и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, таких как охра, марганцевая руда, оксид железа и мел.
В России историю красок изучают по иконам. Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно – клеевым связующим и примесью белил. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере гуашь наносится ровным плотным непрозрачным слоем.
С эпохи Возрождения гуашью подсвечивали рисунки, исполняли эскизы для живописных произведений, выполняя портретные миниатюры. В России техника гуаши достигла высокого развития в начале 19 века, ею виртуозно владел Ф.П. Толстой, создавший в ней близкие «обманки» иллюзорные изображения цветов и фруктов. Гуашью выполняют оригиналы плакатов, эскизы декораций, оформительские работы.
Живопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 в. До н.э. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 в. И до 17 в. Имела вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства.
Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2- ю пол. 19 в, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости.
Темпера – краски на натуральной основе, которые были известны уже в Древнем Египте. Темперные краски легко смешиваются, быстро высыхают. Прекрасно подходят для рисования на бумаге, картоне, дереве и даже холсте. Рисование такими красками даёт ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Темперой называют краски, связующим которых служат эмульсии разных составов. В XV-XVI веках в Италии под словом «темпера» подразумевалось связующее вещество красок вообще и также клей животного и растительного происхождения.
Изучив виды красок, мы нашли их в магазинах и начали изучать состав (приложение 1). Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе (приложение 2).
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.
Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Приготовление красок и описание эксперимента
Для приготовления красок в домашних условиях необходимо иметь все составляющие, а именно: связующее и сырьё.
Проанализировав литературу, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина – любой природный материал. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Всё это можно сделать в домашних условиях. Затем сырьё нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сам.
Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как клей, мёд, яйцо и вода. Один и тот же цвет могут давать разные виды сырья(Приложение 3). Но мы использовали морковь, свёклу, хну, мел, уголь, апельсин, кофе, клюкву, желток, голубику и черемшу. Я составила общий план для всех экспериментов.
Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.
Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.
Просеять порошок, или выжать сок.
Смешать сырьё со связующим веществом.
Каждый вид сырья я смешивала с водой, мёдом, клеем и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски (приложение 4).
Нами было произведено 44 смешивания, все эксперименты прошли успешно. Результаты приведены в таблице (приложение 5)
Полученные краски отличались по тягучести и качествам:
— смешивая жидкое сырьё мы увидели, что яркие цвета получаются при соединении с клеем, мёдом, и в редких случаях с водой( свёкла, клюква).
— при смешивании с сыпучим сырьём частички лучше соединялись с мёдом и водой, в случае с кофе частички соединились со всем связующими.
Мы подтвердили предположение о том, что от связующих зависит какой вид краски получается, на основе воды мы получили краску, похожую на акварель, из меда и клея – на гуашь, из яйца – на темперу.
Тяжелее всего набиралась на кисточку краска из яйца, так была очень вязкая, и плохо соединялась с сырьём.
После высыхания через день краска из клея плохо смачивалась, а на основе воды и сыпучего сырья засохла, и пришлось разбавлять заново.
После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. Кроме того, мы выполнили рисунок на ткани на основе мёда, эта картина сохла дольше всего. После высыхания некоторые краски меняли цвет (клюква, голубика)
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода)
Проект«Как изготовить безопасные краски в домашних условиях?»
Выбранный для просмотра документ 1 В проект-краски.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Руководитель исследования: учитель начальных классов Отрубейникова С.Л. Исследовательская группа: Исмайлова Мария, Масленников Дмитрий, Толстихин Матвей, Хмырова Анастасия. «Как изготовить безопасные краски в домашних условиях?» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Результат опроса Всего в анкетировании приняли участие 20 родителей. Результаты анкетирования родителей показали высокий уровень сомнения в отношении безопасности красок, предлагаемых торговой сетью. Вопрос Ответы Ваш ребенок любит рисовать? Да Нет 18 чел.(90%) 2 чел.(10%) Какие краски Вы покупаете для вашего ребенка? Разные Хорошие 14 чел.(70%) 6 чел.(30%) Как Вы думаете, насколько они безопасны? Не знаем Думаембезопасны 7 чел.(35%) 13 чел.(65%) Вы интересовались составом красок, которыми рисуетвашребенок? Да Нет 4чел.(20%) 16чел.(80%)
ПРОБЛЕМА: из чего можно в домашних условиях изготовить безопасные краски?
ГИПОТЕЗА: мы предполагаем, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, при этом они будут разнообразны, экологически чистые и пригодны для рисования. гуашь ЗАО «Форум» г.Санкт-Петербург гуашь и ООО «ОЛКИ АРТ» г. Санкт-Петербург
ежевика свёкла кабачок морковь кофе куркума активированный уголь
Масляная краска 200г. муки, 200мл. холодной воды, 1/2 ст.л. растительного масла, 1 ст.л. соли, натуральные красители(сока фруктов, овощей, зелени…) в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны. Вывод: краска не яркая, ложится не ровно. Вокруг остается жирное пятно.
Краски из крахмала 1 ст. л. соды, 1/2 ст.л. уксуса, 200г. крахмала, натуральные красители(сока фруктов, овощей, зелени…) в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны. Вывод: краска густая, ложится комочками, после высыхания теряет цвет.
Сметанные и йогуртовые краски 200мл. обычного детского йогурта или сметаны, натуральные красители(сока фруктов, овощей, зелени…) в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить, всё перемешали. Вывод: краска густая, не яркая, ложится ровно, высыхает быстро.
Медовые и сахарные краски 100мл. мёда, можно заменить сахаром, натуральные красители (сока фруктов, овощей, зелени…) в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны. Вывод: краска жидкая, яркая, высыхает медленно, при высыхании цвет сохраняется.
Выбранный для просмотра документ Отрубейникова С.Л. МБОУ СОШ№3.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Муниципальный этап краевой научно-практической конференции для детей старшего дошкольного возраста и обучающихся 1-3 классов «Первые шаги в науку»
Тема: «Как изготовить безопасные краски в домашних условиях?»
Исмайлова Мария Владимировна,
Масленников Дмитрий Евгеньевич,
Толстихин Матвей Андреевич,
Хмырова Анастасия Андреевна.
МБОУСОШ № 3, 2 В класс
учитель начальных классов,
2. Основное содержание 4- 8 стр.
3. Заключение 8 стр.
4. Список используемых источников 9 стр.
Актуальность нашего проекта заключается в том, что мы очень любим рисовать. Но так ли безопасны те краски, которые нам предлагают торговые сети для маленьких детей? Ведь малыши спешат опробовать их не только на бумаге, но и на вкус. Поэтому заинтересовавшись вопросом безопасного рисования, мы решила провести анкетирование среди родителей малышей детского сада, задав им вопросы.
Рис.1 Анкетирование среди родителей малышей детского сада «Теремок».
Рис.2 Результат опроса
Ваш ребенок любит рисовать?
Какие краски Вы покупаете для вашего ребенка?
Как Вы думаете, насколько они безопасны?
Думаем безопасны 13(65%)
Вы интересовались составом красок, которыми рисует ваш ребенок?
Результаты анкетирования родителей – это 20 человек, показали высокий уровень сомнения в отношении безопасности красок, предлагаемых торговой сетью. Именно это еще раз подтвердило актуальность исследования, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «Как изготовить безопасные краски в домашних условиях?»
Перед нами возникла проблема : из чего можно в домашних условиях изготовить безопасные краски?
Цель: изучение и описание способов изготовления красок в домашних условиях.
— провести анкетирование родителей детей детского сада, для понимания актуальности;
-изучить состав красок, предлагаемых торговыми сетями;
— изучить специальную литературу и составить рецепты изготовления безопасных красок путём эксперимента;
— выполнить рисунки «домашними» красками и сравнить полученные рисунки для определения преимуществ и недостатков;
— распространить информацию о проекте среди детей детского сада и учащихся школы.
Предмет исследования: способы приготовления красок.
Объект исследования: краски, созданные самостоятельно в домашних условиях.
При выполнении работы мы использовали следующие методы исследования:
— метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение, сравнение);
— метод передачи информации с помощью практической деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем , что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях , при этом они будут разнообразны, экологически чистые и пригодны для рисования.
В начале нашего исследования мы решили сравнить состав красок между собой. Проектная группа посетила и провела опрос торговой сети. Для того,чтобы сравнить состав, мы взяли гуашевые краски разных производителей. Это самые приобретаемые краски: гуашь ЗАО «Форум» г. Санкт-Петербург, гуашь и ООО «ОЛКИ АРТ» г. Санкт-Петербург.
Рис.3 Посещение и проведение опроса торговой сети
На коробке красок завода «Форум» информация о составе была представлена лишь частично, а на коробке гуаши «ОЛКИ АРК» мы не обнаружили информации о составе красок.
Далее нам пришлось обратиться к различным источникам, чтобы собрать информацию о составе красок. Оказывается, в состав акварельных красок входят смолы растительного происхождения, мед, глицерин, сахар, а также фенол, который при попадании в организм может стать причиной отравления. Также мы узнали, что в гуашь дополнительно добавлены белила, дающие бархатистый эффект.
После этого у нас возникли вопросы о влиянии тех или иных химических компонентов содержащихся в красках на организм человека. Мы решили обратиться за помощью к учителю по химии Ефимкиной Анне Ионовне. Из беседы мы поняли, что на каждой коробке должны быть указаны компоненты, входящие в краски. Но как мы уже сказали, на одной коробке частично были указаны химические компоненты, а на другой полностью отсутствовал состав красок. После этого мы серьезно забеспокоились за здоровье маленьких художников. Как же они теперь будут рисовать?
Рис.4 Беседа с учителем по химии Ефимкиной Анной Ионовной
Изучив литературу по теме проекта, мы узнали, что по утверждениям археологов, краскам более 40000 лет. И с древнейших времен краской могло стать все, что дарит мир природы-земля и минералы, травы и плоды растений. Люди видели мир цветным и старались изобразить его таким. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования. Именно эти знания и помогли нам в поиске рецепта безопасных красок.
Практическая часть исследования
Познакомившись с историей возникновения красок, мы создали коллекцию колера природных красок, при составлениикоторой были использованы овощи, ягодывыращенные на наших приусадебных участках и имеющих способность окрашивать. Вот некоторые из них.
свёкла ежевика кабачок морковь кофе куркума актив.уголь
Рис.5 Создание коллекции колера природных красок
А среди многочисленных рецептов выбрали самый безопасный для самых маленьких художников.
200г. муки, 200мл. холодной воды, 1/2 ст.л. растительного масла, 1 ст.л. соли, натуральные красители( сока фруктов, овощей, зелени…)в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны.
Рис.6 Эксперимент «Масляные краски»
Вывод: краска не яркая, ложится не ровно. Вокруг остается жирное пятно.
Краски из крахмала
1 ст. л. соды, 1/2 ст.л. уксуса, 200г. крахмала,натуральные красители( сока фруктов, овощей, зелени…)в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны.
Рис.7 Эксперимент «Краски из крахмала»
Вывод: краска густая, ложится комочками, после высыхания теряет цвет.
Сметанные и йогуртовые краски
200мл. обычного детского йогурта или сметаны, натуральные красители(какао, угольные таблетки, сока фруктов, овощей, зелени…)в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали.
Рис.8 Эксперимент «Сметанные и йогуртовые краски»
Вывод: краска густая, не яркая, ложится ровно, высыхает быстро.
Медовые и сахарные краски
100мл. мёда, можно заменить сахаром, натуральные красители(куркума, кофе, сока фруктов, овощей, зелени…)в зависимости от того, какую краску вы хотели бы получить. Все перемешали до консистенции сметаны.
Рис.9 Эксперимент «Медовые и сахарные краски»
Вывод: краска жидкая, яркая, высыхает медленно, при высыхании цвет сохраняется.
Мы выяснили, что самодельные краски можно использовать в работе с детьми для рисования пальчиками и ладошками. Полученные краски мы принесли в группу детского сада «Теремок». Вместе с ребятами мы нарисовали рисунки. Разделились на 4 группы. Одни рисовали из крахмала, другие масляными, третьи- медовыми, четвёртые- сметанными красками.
Рис.10 Работа в группах
Затем мы сравнили рисунки. Одни и те же рисунки получились разными по насыщенности цвета и по яркости.А вот и наши «экологически чистые» рисунки:
масляная краска 2. краски из крахмала 3. сметанные и йогуртовые краски 4. медовые и сахарные краски
Рис.11 Результат работы в группах
По итогам нашего исследования мы выяснили, что красками, изготовленных из природных красителей и связующего вещества, можно приготовить экологически чистые и нарисовать ими рисунок. Полученные краски мы подарили малышам детского сада, краски их очень порадовали.
1. Результаты анкетирования родителей (20 человек) детей, показали высокий уровень сомнения в отношении безопасности красок, предлагаемых торговой сетью. Именно это ещё раз подтвердило актуальность нашей работы.
2. Изучив состав красок, их технологию изготовления и проведя интервью с учителем химии нашего образовательного учреждения, мы выяснили, что краски содержат вещества, которые могут нанести вред здоровью, а это значит, что они не могут быть безопасными для детей.
3. Изучив множество рецептов приготовления красок в домашних условиях, мы нашли самый безопасный.
4. Использовав эти краски, мы смогли выполнить рисунки.
5. Распространили информацию о проекте среди других ребят.
Это доказывает правильность нашей гипотезы, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, при этом они будут разнообразны, экологически чистые и пригодны для рисования.
Список используемых источников
1. Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. – Москва: Эксмо, 2015
2. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. – Москва: Эксмо, 2010