Как сделать краску для моделей
Что нужно знать начинающему о модельной краске?
Доброго времени суток, мои дорогие читатели!
На связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделизма.
Новая статья это прекрасный повод внести еще один раздел в информационную структуру моего проекта. Этот раздел будет называться КРАСКИ. Окрашивание модели один из наиболее интересных и трудоемких этапов создания масштабной модели. Тут требуется не только наличие желания покрасить модель, и достаточная по времени практика. Покраска модели требует точного научного знания состава и характеристик окрасочного материала. Может быть не углубленного и профессионального. Но даже общее понимание химико-физических свойств значительно облегчит работу. Вы станете понимать как компоненты материала влияют на процесс окраски им поверхности. Вы станете понимать как разные типы красок взаимодействуют друг с другом. Что и как стоит совмещать.
ВЫ ПЕРЕСТАНЕТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ НАУГАД.
А будете продвигаться вперед в освоении науки моделизма системно и осознанно.
Сегодня мы с вами поговорим об основах понимания свойств модельной краски. Какую бы краску по типу или производителю вы не использовали, она будет состоять из одних и тех же компонентов.
КОМПОНЕНТЫ КРАСОК
Пигмент
Пигмент — это базовая основа краски. Он придает её цветность, создавая непрозрачность. Основные качества пигментов, задаваемые производителями: значительно меньшая густота, по сравнению с обыкновенными художественными красками. И светоустойчивость. К примеру, некоторые дешевые краски могут весьма быстро выцвести. А при покраске выдавать густой покрасочный слой, за которым скроются тонкие линии расшивки.
Binder (клей, связующее вещество)
Данное вещество определяет возможность крепкого соединения частиц пигмента между собой. Оно же обуславливает прилипание краски к рабочей поверхности. Вообще, binder — многофункциональное субстанция. Определяет скорость и качество полимеризации. Насколько краска будет устойчива к истиранию и иным травмирующим воздействиям. По сути, binder определяет различие красок по типам. Основные связки, применяемые при производстве модельных красок, — это акриловые смолы и льняное масло.
Vehicle (растворитель, разбавитель)
Если краска будет состоять только из пигмента и связки — она получится крайне густой. И будет совершенно непригодна для работы. Именно растворитель придает краске свойства текучести, позволяя наносить её тончайшим слоем.
Добавка
Краски также могут иметь в своем составе специализированные добавки. Они применяются для повышения четко определенных характеристик краски. Каждый производитель разрабатывает свою систему добавок. Поэтому можно невооруженным глазом заметить, краски разных производителей ведут себя по разному. Часто добавками могут являться ниже приведенные элементы:
После того, как мы узнали (хоть и поверхностно) структуру окрасочного материала можно распределить их по типам.
АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ
Акриловые краски используют в качестве связующего вещества акриловые смолы и воду, или спирт в качестве растворителя. Они просты в обращении и безопасны в использовании. Не токсичны и быстро высыхают. Имеют слабый запах и пригодны как для кисти, так и для аэрографа. В настоящее время это вероятно самый популярный тип краски, используемый при покраске масштабных моделей.
Акриловые краски АКАН
Так как акрил можно разбавлять водой, а оборудование очищать спиртом — они являются очень легкими в использовании. Однако с акриловыми красками необходимо проявлять осторожность, потому что они могут сохнуть очень быстро и после высыхания их трудно удалить из аэрографа. Большинство производителей выпускают растворители для работы со своими диапазонами красок, поэтому все же будет лучше использовать именно их. Вода и спирт так же будут действовать в качестве растворителя с большинством акриловых красок, но они не всегда дадут такие же хорошие результаты.
Многие акриловые краски находятся в металлических тубах похожих на масляные или акварельные. Они выпускаются для художников, и не так хороши в моделировании как краски специально произведенные для моделистов.
Хотя акриловые краски очень сильно отличаются от эмалевых, они ничуть не хуже и поэтому сегодня нашли столь широкое применение. Однако акриловые краски не очень хороши там, где необходимо смешивать разные цвета, например при росписи лиц у фигурок. Многие моделисты используют акрил для одежды, а масляные краски для лиц.
ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ
Модельные эмали с качестве связующего вещества используют масло, а в качестве растворителя уайт спирит или скипидар. Модельные эмали — это краски воздушной сушки и могут быть глянцевыми или матовыми. Модельные эмали очень похожи на масляные краски, и в некоторых случаях могут быть смешаны с ними. Они, как правило, продаются в небольших металлических банках. Передача цвета выполнена точно в соответствии с цветами военных самолетов и транспортных средств, поэтому огромное количество моделистов используют именно эмали при покраске своих масштабных моделей.
Эмалевые краски Humbrol
МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ
Масляные краски имеют много общего с модельными эмалями, и так же используют в качестве связующего вещества масла, и уайт спирит в качестве растворителя. Масляные краски использовались художниками в течение многих сотен лет, и, как правило продаются во всех художественных салонах, а не только в модельных магазинах.
Масляные краски продаются в металлических тюбиках и выглядят как густая паста. Вам будут необходимо добавлять в краску большое количество растворителя чтобы получить консистенцию применимую в моделизме. Разбавлять их можно уайт спиритом, или льняным маслом, которое сделает их более глянцевыми.
В моделизме масляные краски практически не применяются для нанесения кистью или аэрографом при покраске всей модели. Основное их применение — это создание фильтров, смывок, подтеков и эффектов ржавчины. Так же многие моделисты используют их для росписи фигурок. Они довольно дороги, поэтому всегда покупайте только качественные краски, пигменты будет меньше и плотнее, а сама краска будет иметь большую долговечность.
ТЕМПЕРНЫЕ КРАСКИ
В качестве связующего звена пигментов в темперной краске используется клеевой материал, например, яичный желток. Она имеет очень ограниченное применение, и могут использоваться для росписи фигурок.
На данный момент мы с вами рассмотрели базовые характеристики модельных красок. Конечно, слишком поверхностно. Но я и не ставил перед собой задачу углубленно прояснить вам их. Мы не химики — производственники. И не собираемся в ближайшем будущем изготавливать краску.
Следующим этапом у нас с вами будет разбор красок по производителям. Каждый моделист (особенно стремящийся стать мастером в этом деле) должен знать свойства красок основных производителей. Но это уже оставим на будущие статьи.
Чем красить? или Различные типы модельных красок
Смотреть все картинки
Редакция вторая, дополненная и улучшенная
На данный момент можно выделить несколько основных групп модельных красок, существующих в мире, отличающихся своими физическими и химическими свойствами.
Основное влияние на мою точку зения на этот вопрос оказала статья многоуважемого Нариты, англоязычная классификация которого дана в скобках. Его статья находится тут http://naritafamily.com/howto/paint.htm
Химическая основа
Начну я, пожалуй, с самой популярной в прошлое время
Нитрокраска (Lacquers)
Достоинства «нитры» очевидны: высокая «укрывистость» и адгезия к поверхности, невысокая стоимость, простота в использовании для начинающих моделистов, высокая скорость высыхания
Недостатки: Краски обладают резким сильным запахом, наиболее ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, зачастую обладают небольшой палитрой, практически невозможно пользоваться под кисть – «едят» пластик
Растворители: практически вся линейка растворителей – ацетон, 646, 647, 650 и.т.д.
Акрилы на растворителе (Lacquers)
Эта группа пришла взамен нитрокраске (так как последняя уже практически перестала использоваться в модельной промышленности) и в английской терминологии также называется Laquers
Например, полуматовый АКАН с 646 становится абсолютно матовым и давать «шагрень», Mr.Color при распылении может дать белесые нити в воздухе. Ни одну краску, разбавленную «эрзацем» нельзя заливать обратно в банку (!).
Акрил-уретановый АКАН
Эту краску люблю за то, что она ОЧЕНЬ быстро сохнет – через 15-20 минут можно смело накладывать маски, не боясь того, что краска снимется вместе с маскировочной лентой. Также по моей основной тематике (ВВС СССР Второй Мировой Войны) эта краска обладает лучшей палитрой среди всех существующих.
Mr.Color
Эмали (Enamels)
Достаточно популярный тип краски – по сравнению с нитрой и акрилом на растворителе эмали менее вредны для здоровья. Основные производители: Testors/Model Master, Tamiya, Revell, Humbrol, White Ensign Model
Достоинства: широкая распространенность (в пределах модельных магазинов), как правило, этот вид краски неплохо идет под кисть.
Личные предпочтения: Testors/Model Master, Tamiya и Humbrol.
Эмали Tamiya
Некоторые коллеги используют как эрзац 64x – но мне результат не понравился.
Краска неплохо идет под кисть и аэрограф, но я ее практически не использую.
Эмаль Testors/Model Master
Ей можно красить, результат вполне хороший, но. нет какой-то уникальной «фишки».
Эмаль Humbrol
Humbrol ОЧЕНЬ хороша для кисти, но, все-таки, лучше использовать ее для фигур и БТТ, для авиации не могу рекомендовать из-за достаточно крупного пигмента.
Эмаль Revell
Растворитель: уайт-спирит
При всем желании я так и не смог найти в ней хоть какие-то положительные качества. Банка неудобна, краска сохнет долго, смешивать цвета приходится постоянно, а иногда у краски «сносит башню» и она начинает неадекватно реагировать на обычные вроде бы вещи.
Например, 2 странные банки Revell у меня напрочь отказались растворяться и строительным уайт-спиритом и 646 растворителем, хотя соседние с ними экземпляры вели себя вполне пристойно. В общем, не добившись от них ничего кроме белых хлопьев в осадке, отправил я их в мусорку.
Акрил (Acrylic)
Этот тип краски все больше и больше набирает обороты, на западе он уже практически победил остальные типы. Не выпускает его только ленивый модельный производитель – все крупные уже отметились: Testors/Model Master, Tamiya, Revell, Humbrol, Звезда, Agama, Vallejo, АКАН, также имеется большой выбор художественных марок, которые можно использовать в модельном деле, например – Pebeo.
Растворитель: зависит от производителя – вода (АКАН, Звезда, Testors/ModelMaster), водка, спирт, изопропиловый спирт (Tamiya)
Акрил Tamiya
Замечательная вещь для оттенков и разных «шейдингов»,
Да и воняет не сильно (хотя, наверно самая вонючая краска среди акрилов).
Водный акрил АКАН
Неприятной особенностью водного АКАН является то, что краску необходимо ТЩАТЕЛЬНО перемешивать перед употреблением – взвесь частичек краски осаждается очень быстро и разными слоями, имеющими разный оттенок. Так что при плохоперемешанной краске есть шанс «не попасть» в цвет, что и случалось у меня несколько раз.
Акрил Testors/Model Master
Model Master отлично идет под аэрограф и под кисть, очень достойная краска.
Недостатки: Иногда сложно открыть банку при присыхании крышки
Некоторые коллеги обвиняют акрил ММ/Т в том, что поначалу цвет «свежераспыленной» краски отличается от искомого, хотя в процессе высыхания она приобретает необходимый оттенок. Возможно, но у меня такого не случалось.
Масляные художественные краски
Растворитель: уайт-спирит, пинен, бензин, скипидар (не рекомендуется для домашнего применения из-за сильного запаха)
Недостаток: Долгое время высыхания
Общие сведения о красках
Полимер/Не полимер?
Помимо деления краски по типу растворителя существует также деление по полимеризации.
Полимеризующаяся краска
При высыхании краски на ее поверхности образуются пленка, которая препятствует последующему растворению. Говоря проще – после того как краска высохла, ее НЕВОЗМОЖНО будет стереть с поверхности с помощью «родного» для нее растворителя. Отличным представителем это группы являются краски Humbrol и водный акрил АКАН. В силу этого свойства, краски этой группы очень хорошо использовать под кисть – свежий слой краски НИКОГДА не повредит высохший нижний, а ляжет аккуратно сверху.
Неполимеризующаяся краска
Соответственно наоборот – нанесли краску, она высохла, затем берем родной растворитель и спокойно ее смываем. Примеры – эмали ModelMaster/Testors, акрил Tamiya, эмали АКАН. Кстати для последних есть специальная присадка «отвердитель», которая позволяет ей полимеризоваться, но в чистом виде этого не происходит.
Соответственно, такие краски имеет смысл использовать преимущественно для аэрографа.
Даная статья основана исключительно на личном опыте и использовании некоторых дополнительных источников. Подробно описаны только те типы краски с которыми приходилось работать.
Большое спасибо людям, помогавшим в написании этого материала
Спасибо за ликбез, попробую финским Тиккурила.
1032 легче, быстрее сохнет и по свойствам ближе к X-20.
Вас понял, спасибо за совет.
И хоть я много начитался, и стаж в моделизме нормальный но все таки вопрос: какая САМАЯ лучшая БЕЛАЯ краска под кисть, для окрашивания ниш и стоек шасси? Провал: звезду акрил. бес коментариев, акрил ХоМа. так себе, ну и TAMIYA акрил. белая не фонтан!
С уважением, Александр.
Пожалуйста поделитесь еще советами чем растворять чтобы краску не испортить. Очень было бы полезно.
Как сделать краску для моделей
СМЫВКА
Обзор по известной и хитрой технологии..
Применение смывки (метод 1)
Существует два метода для общего использования. Самый простой – взять очень тонкую кисть, окунуть ее в смывку, а затем слегка прикоснуться к выступающим частям модели. Убедитесь, что на кисти не слишком много краски – Вы же не хотите «затопить» модель, и Вы всегда сможете добавить еще краски.
Смывка будет проходить вокруг головок болтов, вдоль выступающих частей деталей модели и т.д. Не беспокойтесь, если Вы слишком много нанесли смывки в одном месте, потому что это можно будет очистить позже.
Применение смывки (метод 2)
Второй метод предполагает сначала смачивать часть модели тонкой кистью, а затем применить смывку на этой части, как и в предыдущем шаге, в то время как поверхность еще влажная с разбавителем. Вы же не хотите, чтобы поверхность стала мокрой, применять необходимо только на влажной поверхности. Выполнение этого процесса, как говорят некоторые, смягчает края смывки так, чтобы она лучше сочеталась со всей поверхностью модели.
На фотографии 1 применяется смывка масляными красками. Метод точно также используется и для эмалевых красок, но масляная смывка должна быть очень хорошо размешана, чтобы избежать пигмента выделяющийся краской.
Очистка
Оставить смывку для просушки. Время будет зависеть от смывки и условий, но 15-20 минут вполне достаточно. С использование бумажного полотенца или ватной палочки, слегка смоченной в растворителе, очистите места с излишками смывки.
На фото 2 Вы можете видеть колесо до и после применения смывки.
Проверьте и повторите где это необходимо
Когда смывка полностью высохнет, потребуется время, чтобы осмотреть модель и применить дополнительные смывки, там, где это необходимо. Смывка будет выглядеть иначе, когда она высохнет, так что это важный шаг.
Вы увидите, что некоторые детали не достаточно определены для смывки. На фото 3 слева, полосы слишком мелки, чтобы держать смывку, поэтому она расползалась. Попытка очистить от лишнего приведет к полному удалению смывки.
Смывка краски не должна ограничиваться только вашей моделью. Смывка, также хороша для придания глубины и для декораций, фигур и фактически на любой поверхности, где есть различные текстуры или выступающие детали.
Разница между смывкой и фильтрованием
Иногда происходит путаница между смывкой и фильтрованием.
Как и смывка, фильтрование – это сильное разбавление краски. Однако, это не единственное сходство между ними. Смывка направлена на выборочные части модели, чтобы сделать области модели, предназначенные для тени, более темными. Такая смывка, как правило, применяется для небольших участков модели. Используется при помощи небольшой кисти.
Фильтрование предназначено для того, чтобы повлиять на всю поверхность одинаково, и оно очень тонко изменят цвет и тон. Таким образом, фильтрование будет применяться очень умеренно и с помощью большой кисти. Цель фильтрования состоит в том, чтобы нанести ее равномерно на большом участке или на всей модели. Смывка, как правило, темнее, чем основной цвет модели, тогда как фильтрование, вероятно, будет иметь туиже тональность, то есть не темнее или светлее, но будет другого цвета. Фильтрование используется для смешивания различных камуфляжных цветов вместе или для смягчения основного цвета.
Кроме того, смывка должна быть применена к глянцевым или полуглянцевым поверхностям, в то время как фильтрование лучше всего применять на матовой отделке.
«MIG productions» делает целый ряд готовых к использованию смывок на основе эмали (фото 1)
Пошаговое руководство
Первоначально моделисты должны были сами смешивать свои собственные смывки. Однако есть теперь целый цветовой диапазон готовых смывок. В следующем пошаговом руководстве мы будем использовать как традиционные смывки на основе масляной краски, так и готовые смывки на основе эмали от «MIG Productions».
1. Подготовка оборудования
Вам, очевидно, понадобиться модель и она должна быть покрыта прозрачным лаком, к которому будет применяться техника смывки. Если Вы будете использовать масляную или эмалевую смывку, то предыдущий слой краски должен был быть акриловым или с нанесенным слоем лака на другие краски.
Вам понадобиться краска, которую Вы выбрали для смывки, с большим количеством разбавителя хорошего качества. Если Вы будете использовать акриловые краски в качестве смывки и воду как разбавитель, то одна капля моющего средства для посуды поможет Вашей смывке быть более текучей.
Пригодятся бумажные полотенца и ватные палочки. Также потребуются хорошего качества тонкие кисти и, возможно, большая кисть для рабочей зоны.
На фото 2-3 мы видим готовую «MIG Productions» на эмалевой основе и масляную краску, спирт для использования в качестве вымывания масляной краски. Модель «Дублер», которую я использую для практики.
2. Подготовка смывки
Для смывки «MIG Productions» все, что нужно, это хорошенько встряхнуть бутылку.
Для смывки масляной краской, выдавить небольшое количество краски на стороне вашей палитры и несколько капель в гамме. Убедитесь, что Вы используете масляную краску хорошего качества, дешевые масляные краски могут быть слишком грубыми и возможно в них не хватает пигмента.
Смешайте немного масляной краски с разбавителем, пока не достигнете необходимого уровня прозрачности. Обычно, когда состав похоже на кофе это достаточно (фото 4)