Как сделать краткий анализ стихотворения

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как сделать краткий анализ стихотворения

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Автор использовал такие художественные средства, как:

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Памятка для учащихся по выполнению анализа стихотворения

Как сделать краткий анализ стихотворения

Анализ лирического произведения.

Примерный план анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление).

3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…

4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).

5. Тема, идея стихотворения.

6. Образы стихотворения.

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):

сравнение – сопоставление предметов и явлений;

олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;

Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).

8. Образ лирического героя, авторское «Я».

9. Ваши впечатления о стихотворении.

Конструкции, которые можно использовать при анализе стихотворения

Стихотворение было написано…

Темой стихотворения является (описание природы, человека; рассуждение о жизни, любви, дружбе; рассказ о встрече…) или Тема стихотворения отражена в заглавии.

Лирическим героем стихотворения является (сам автор, человек, который видит мир…, образ(ы) природы…). Используя образ лирического героя автор рассказывает о том, что… (краткий пересказ содержания стихотворения).

В основе произведения используется (кольцевая, линейная, последовательная) композиция. Условно стихотворение можно разделить на (две, три и т.д.) части. В первой говорится о том, что… Во второй части … и т.д.

Для того чтобы раскрыть образ лирического героя (передать чувства и мысли лирического героя, изобразить окружающий мир (природу), рассказать о своих чувствах…) автор использует различные художественные средства: …

Эпитет (метафора, олицетворение, сравнение) помогают читателю понять (представить, увидеть) …

В основе изображения (героя, природы, событий) лежит прием (контраста, аллегории и т.д.). Таким образом автор передает свое отношение (к происходящему, к герою…)

Из синтаксических средств можно выделить (однородные члены, использование простых (сложных) предложений, восклицательных (вопросительных) предложений, многоточие в конце предложения и т.д.). Это помогает…

Основной мыслью стихотворения являются строки…(основная мысль стихотворения такова:…)

С.А.Есенин « Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

1914 ______________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Как сделать краткий анализ стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Разбор стихотворения

Как сделать краткий анализ стихотворения

Разбор стихотворения

К анализу стихотворения необходимо приступать после полного прочтения поэтического текста и его осмысления. Необходимо понимать значение всех незнакомых слов и выражений. Важно знать в какой период жизни произведение было написано поэтом, что привело его к созданию литературного текста.

При разборе стихотворения важно помнить о трех составляющих: историко-биографической, лингвистической (лексика, стилистика, фонетика, грамматика) и литературоведческой (тематика, жанр, композиция, стиль).

Важной составляющей разбора является жанр и тематика текста. Стихотворение относится к лирическому жанру, где мысли и идеи автора выражаются через призму лирического героя. Важно помнить, что лирический герой не является самим автором и не всегда полностью отражает его точку зрения. Тема произведения может быть любой: философской, любовной, общественно-политической.

Далее следует уделить внимание сюжету и композиции. В лирических произведениях сюжет часто отсутствует, так как это не повествовательный жанр, и о чувствах героя читатель узнает благодаря выразительной лексике и художественным средствам.

Большое значение в стихотворении играют изобразительные средства. К ним относятся эпитеты, метафоры, аллегории, антитезы, оксюморон, гипербола и многое другое.

Оксюморон – сочетание несопоставимых понятий.

Также важно обратить внимание на рифму, которая используется в тексте, на способы рифмовки. Рифма может быть мужской,женской, дактилической, гипердактилической. Рифмовка в стихотворении может быть кольцевой, параллельной, перекрестной.

В конце разбора стихотворения ученику необходимо сделать собственные выводы, сформировать свое отношение к прочитанному. Нужно ответить на вопрос, понравилось ли стихотворение и почему. Важно также описать эмоции, которые вызвало это лирическое произведение.

Как сделать краткий анализ стихотворения

Рис. 1. План анализа стихотворения.

Что мы узнали?

В данной статье представлен краткий обзор на анализ стихотворения. Здесь показана последовательность, в которой необходимо делать анализ стиха. Данный план может послужить подсказкой для школьников на уроках литературе при разборе стихотворения.

Источник

План и образец анализа стихотворения

Как сделать краткий анализ стихотворения

Выбранный для просмотра документ Образец анализа стихотворения.doc

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины ( гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул , пыль летит ).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты ( раскаты молодые, перлы дождевые ), метафоры ( солнце нити золотит, повисли перлы дождевые ), инверсии ( поток проворный, в небе голубом ). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины ( гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул , пыль летит ).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты ( раскаты молодые, перлы дождевые ), метафоры ( солнце нити золотит, повисли перлы дождевые ), инверсии ( поток проворный, в небе голубом ). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины ( гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул , пыль летит ).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты ( раскаты молодые, перлы дождевые ), метафоры ( солнце нити золотит, повисли перлы дождевые ), инверсии ( поток проворный, в небе голубом ). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины ( гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул , пыль летит ).

В тексте основными выразительными средствами, используемыми автором, являются эпитеты ( раскаты молодые, перлы дождевые ), метафоры ( солнце нити золотит, повисли перлы дождевые ), инверсии ( поток проворный, в небе голубом ). Используются ассонансы: у-у, а-а, е-е, о-о; аллитерации: р-гр, б-б.

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *