Как сделать краткое содержание текста
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал.
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Слияние нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | Баллы |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Баллы |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, — в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Микротемы | Ключевые слова | |
---|---|---|
1 | Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. | Вопрос — ответы, добрый, душевная красота. |
2 | Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. | Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра. |
3 | Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. | Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу. |
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную;
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
после сжатия
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
после сжатия
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.