Как сделать кроссворд по физике
Мастер-класс «Методика составления и использования кроссвордов по физике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Часцовская средняя общеобразовательная школа
«Методика использования и технология
составления кроссвордов по физике»
Борискина Алина Равильевна
Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но, все же, привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству.
Поэтому многие учителя, а именно творчески работающие, ищут разные способы оживления урока.
Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными.
Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитании учащихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, так и направленность на эту деятельность.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Применительно к процессу обучения наиболее важным является познавательный интерес.
Анализ дидактической и психолого-педагогической литературы показал, что разработок, позволяющих мотивировать учебную деятельность учащихся и развивать их интерес посредствам занимательных материалов, крайне мало. Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Даже если и встречается такого рода материал, то он не систематизирован, по различным источникам. Поэтому я попытались подобрать и объединить все уже имеющиеся в литературе занимательные материалы и разработать дополнительные элементы занимательности, как систему средств мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения (цель).
В центре моего внимания были занимательные материалы: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, физика в художественной литературе, игры, которые можно использовать при изучении физики.
Можно предположить, что материалы моей работы будут способствовать формированию положительных мотивов учения и повышению уровня заинтересованности учащихся.
Новизной моей работы является использование различных занимательных материалов по физике как педагогических средств мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения темы, а также разработка и создание интересных игр, ребусов, сказок, кроссвордов, задач по теме, не встречающихся в другой литературе.
Использование решения кроссвордов по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. Если тест открытой формы — это совокупность заданий (вопросов), на которые не предлагается вариантов ответов, в тестах закрытой формы предлагаются вопрос и варианты ответа к нему, то наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) — с тестами закрытой формы. Но если в тестах подсказка дана в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), то в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в зависимости от целей проверки может корректироваться учителем.
Основное достоинство применения кроссвордов как способа проверки – это занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут оценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика. Решение кроссвордов — это лишь один из немногих способов проверки и он не должен превалировать над другими способами. Для успешного достижения целей проверки следует разумно сочетать различные способы. Использование электронных кроссвордов на уроке активизирует деятельность учащихся, позволяет эффективно проверить уровень усвоения изучаемой темы.
Ребусы и кроссворды можно решать на факультативных занятиях, а также на уроке при объяснении нового материала, при повторении и работе со слабыми учащимися, в конце занятия, чтобы снять усталость. Хорошо это сопроводить беседой о происхождении того или иного физического явления, величины, о том, где они используются, о приборах и инструментах, показать эти приборы и инструменты. Составление ребусов и кроссвордов, посвященных конкретным разделам и темам физики, можно давать учащимся в качестве домашнего задания.
Некоторые люди считают кроссворды и ребусы скучными и однообразными. Но эти известные средства мотивации учебной деятельности учащихся бывают самые различные.
В своей работе я использую и японский кроссворд. Основным отличием японского кроссворда от обыкновенного является, то, что в нем загадан рисунок, а не слова. Этот недавно появившийся кроссворд уже успел приобрести своих поклонников, как среди взрослых, так и детей.
Также в разработке был составлен кроссворд, по основным понятиям темы «Кинематика». В кроссворде дана сетка с уже вписанными в нее словами. Ученики должны придумать вопросы к ним. Эти кроссворды даются учащимся как домашние задания, для развития творческих способностей, логического мышления, для работы со справочной литературой и получения дополнительной оценки, что в последствие формирует познавательный интерес школьников к физике и мотивирует их учебную деятельность.
Для развития памяти и внимания разработан венгерский кроссворд, сокращенно венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученики должны найти спрятанные там слова и охарактеризовать каждое из них.
По результатам эксперимента можно сделать вывод: использование занимательных материалов на уроках физики повышает у учащихся интерес к предмету, мотивирует их учебную деятельность, что способствует продуктивности учебного процесса.
Существует много видовкроссвордов, а так же не безгранична учительская фантазия. Но успешное применение их зависит как от ряда действий учителя, так и ученика.
Главное заключается в том, что ученики вовлечены, их работоспособность максимальная, результативность урока возрастает.
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) (Крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами.
Кроссворды стали популярны в начале XX века. Есть несколько версий того, где и когда они были изобретены, возможно, это произошло ещё в XIX веке. На звание родины кроссвордов претендуют Великобритания, США и ЮАР.
По некоторым данным, первый кроссворд был напечатан в США в журнале «Св.Николас» в 1875 году.
Задолго до появления кроссвордов существовали различные буквенные головоломки, в которых применялся способ пересечения слов; например, при раскопках Помпеи найдено подобие современного кроссворда, которое датируется 79 г. н.э., т.е. головоломка была создана еще до извержения Везувия, уничтожившего город. Относительно возникновения кроссвордов существует несколько версий. Англичане считают, что первые кроссворды появились в конце XIX в. в лондонской газете «Тайме»; их автор — Майкл Дэвис.
Согласно другой версии, в начале века южноафриканец Виктор Орвилл, осужденный за автомобильную катастрофу, в тюрьме придумал игру, которую назвал «туда-сюда». Спустя некоторое время она попала в редакцию крупной газеты в Кейптауне, редактор которой отнесся к новинке скептически. Однажды он показал ее своим гостям: «Вот, мол, чем приходится заниматься», но гости неожиданно для него весь вечер увлеченно решали кроссворд, что и подвигло его на публикацию.
Третья, наиболее достоверная версия приписывает авторство первого кроссворда английскому журналисту Артуру Уинну (Винну), эмигрировавшему в США. Его кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 г. в воскресном приложении к газете «Нью-Йорк уорд».
Считается, что первым составителем тематических кроссвордов был англичанин Эдварде Мазере. Первый в истории сборник кроссвордов выпущен в 1924 г. в США; он содержал 50 кроссвордов и при тираже 750 тыс. экземпляров разошелся очень быстро. С него началось триумфальное шествие кроссвордов по нашей планете.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССВОРДОВ
Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.
Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Показателем успешности овладения учебным материалом при решении того или иного кроссворда может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа М (правильно отгаданных учащимися слов) к общему числу N слов в кроссворде, т.е. К= M/N. В качестве критического значения коэффициента усвоения, отделяющего удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных, можно считать К = 0,7. Коэффициент усвоения определяет оценку, которую ученик получает за свою работу. Учитель может пользоваться при этом следующим ориентировочным соотношением:
оценка «5» ставится при К > 0,9;
Предъявляя ученикам учебный кроссворд по физике, нужно иметь в виду следующее. При его решении учитель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий:
1) заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка по физике, требования школьной программы (если ученики не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины);
2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);
3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;
4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа;
5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися (это существенно активизирует познавательную деятельность);
6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.
Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов, т.е. у кого коэффициент усвоения максимальный); некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».
Оценка решения кроссворда.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной физики, обычно состоят из 25—35 слов, а итоговые — из 35—50 слов. Согласно действующей (практически четырех балльной) системе оценки знаний, при решении тематических кроссвордов можно пользоваться еще такой шкалой (табл. 1):
Кроссворды по физике 7-11
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Кроссворды по физике для учащихся 7-11 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме » Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
2). Явление переноса струями газа или жидкости
4). Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое
5). Часть теплового двигателя
7). Прибор для определения влажности воздуха
10). Один из четырех процессов цикла двигателя
14). Явление, объясняющее образование облаков
15). Единица измерения температуры
1). Явление передачи энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте
3). Способ изменения внутренней энергии тела
6). Единица количества теплоты
8). Единица измерения внутренней энергии
9). Один из видов теплопередачи
11). Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела
12). Металл, который можно расплавить в воде
13). Один из видов энергии
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме «Электрические явления»
3). Явление потери отрицательного электрического заряда при освещении некоторых веществ
4). Чертеж, на котором изображены соединения электрических приборов в цепь
9). Русский ученый, один из основоположников электротехники
10). Единица электрического заряда
11).Единица измерения напряжения
13).Единица измерения тока
15).Единица измерения сопротивления
1).Физическая величина, характеризующая электрическое поле
2). Прибор для обнаружения электрических зарядов
5). Частица с наименьшим отрицательным зарядом
6). Как включают амперметр в цепь
8). Источник электрического тока
11). Единица измерения мощности
12). Из какого материала изготавливают проволоки для спиралей ламп накаливания
14). Как включается вольтметр для измерения напряжения на участке цепи
16). Прибор для измерения сопротивления
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме «Общие сведения о физике»
4). Единица мощности
6). Неточность, допускаемая при измерении
7). Мера взаимодействия тел
9). Любое изменение формы и объема тела
10). Единица измерения массы в СИ
13). Город во Франции, где храниться Международный эталон килограмма
15). Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
17). Мера инертности тела
18). Мельчайшая частица
1). Один из видов материи
2). Прибор для измерения атмосферного давления
3). Источник физических знаний
5). Единица измерения давления
8). Английский ученый, установивший зависимость силы упругости от деформации
12). Величина, имеющая и числовое значение, и направление
13). Величина, имеющая только числовое значение
14). Один из простых механизмов
15). Прибор для измерения силы
16). Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме «Общие сведения о физике»
4). Единица мощности
6). Неточность, допускаемая при измерении
7). Мера взаимодействия тел
9). Любое изменение формы и объема тела
10). Единица измерения массы в СИ
13). Город во Франции, где храниться Международный эталон килограмма
15). Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
17). Мера инертности тела
18). Мельчайшая частица
1). Один из видов материи
2). Прибор для измерения атмосферного давления
3). Источник физических знаний
5). Единица измерения давления
8). Английский ученый, установивший зависимость силы упругости от деформации
12). Величина, имеющая и числовое значение, и направление
13). Величина, имеющая только числовое значение
14). Один из простых механизмов
15). Прибор для измерения силы
16). Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
Предварительный просмотр:
Кроссворд по теме «Электромагнитные явления»
1).Русский ученый, построивший первым электродвигатель
2). Устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электрического поля
4). Устройство для увеличения или уменьшения напряжения и силы тока
6). Открыл явление электромагнитной индукции
8). Квант электромагнитного излучения
10).Передача и прием информации с помощью электромагнитных волн
12).Векторная величина, характеризующая магнитное поле
1). Изобретатель трансформатора
3). Единица индуктивности
5). Единица магнитной индукции
7). Явление возникновения индукции тока в катушке при изменении силы тока в ней
8). Единица электроемкости
9). Катушка с сердечником внутри
11). Тело, длительное время сохраняющее намагниченность
13). Одна из самых больших магнитных аномалий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю вашему вниманию разработку мультимедийного кроссворда для использования на уроке физикив 8 классе по теме :»Электричество».
Особенностью развития школы на современном этапе является уделение акцентированного внимания формированию личности учащихся, развитию их творческих способностей. В этом процессе важная роль прин.
Кроссворд по физике по теме «Электрические явления» 8 класс.
Кроссворд по физике по теме «Колебания и волны».
Кроссворд » Общие сведения по физике»
Кроссворд по теме «Общие сведения о физике»
4). Единица мощности
6). Неточность, допускаемая при измерении
7). Мера взаимодействия тел
9). Любое изменение формы и объема тела
10). Единица измерения массы в СИ
13). Город во Франции, где храниться Международный эталон килограмма
15). Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
17). Мера инертности тела
18). Мельчайшая частица
1). Один из видов материи
2). Прибор для измерения атмосферного давления
3). Источник физических знаний
5). Единица измерения давления
8). Английский ученый, установивший зависимость силы упругости от деформации
12). Величина, имеющая и числовое значение, и направление
13). Величина, имеющая только числовое значение
14). Один из простых механизмов
15). Прибор для измерения силы
16). Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
Номер материала: ДБ-1582509
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.