Как сделать кроссворд в школу

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Учебный кроссворд: как и где составить

Как сделать кроссворд в школу

Как сделать кроссворд в школу

Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд. Какие кроссворды бывают и как можно организовать с ними работу на занятии. Три сервиса по созданию учебных кроссвордов для тех, кто обучает дистанционно.

Кроссворд – это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.

Кроссворд помогает:

Виды кроссвордов

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Правила составления кроссворда

Преимущества кроссворда как метода обучения

Формы работы с кроссвордом:

Это способствует развитию умения самостоятельно и быстро ориентироваться в учебном материале. правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда и необходимость его применения именно к этой теме, создавать кроссворд в печатном и электронном виде, а так же способствует развитию творческих способностей личности.

2. Организация работы на занятии.

На этапе повторения материала: пятиминутные проверочные работы.

На этапе проверки знаний: работа с терминами и понятиями учебной дисциплины по конкретной теме.

На этапе изучения нового материала: предвосхищение будущего результата.

Этапы составления учебных кроссвордов

Критерии оценивания результата

Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:

Составление кроссвордов в Microsoft Office

Создание кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

Достоинства: доступность использования (предустановленное ПО); не нужно время для освоения программ.

Недостатки: не предназначены для составления кроссвордов, поэтому потребуется много времени и усилий, чтобы получить достойный вариант; нет возможности “поделиться” кроссвордом виртуально; невозможность автоматической проверки; часто приходиться дорабатывать кроссворд в ручную, на бумаге.

Специальные он-лайн сервисы для создания кроссвордов

Можно составить кроссворд по выбранным словам, а потом распечатать его. Так же можно дать ссылку на разгадывание этого кроссворда, что порадует тех, кто занимается с обучающимися в дистанционном режиме.

На сервисе представлены все виды кроссвордов по различным учебным тематикам. Так же имеется конструктор кроссвордов, в котором можно сделать не только классический кроссворд, но и филворд, японский кроссворд, сканводр. На сайте быстрая публикация в общий доступ с указанием тематики и категории.

Введите слова, задайте размер и получите заполненный кроссворд, которй можно скачать в формате Word. Для использования кроссворда на уроке вам нужно будет только ввести вопросы в шаблон кроссворда, который скачивается в Word, распечатать нужное количество экземпляров, а также распечатать себе один экземпляр, чтобы можно было легко проверять.

Hot potatoes – Программа для создания кроссвордов. Данное приложение интегрируется, а то и по умолчанию стоит в СДО Мудл.Имеется инструкция по работе на русском языке – Инструкция по созданию кроссворда в Hot Potatoes.

Пример генерации кроссворда

Пример кроссворда с использованием общенаучных и специальных терминов по специальности “Пожарная безопасность”.

Как сделать кроссворд в школу Генерация кроссворда по словам

Полезные ресурсы по теме:

Мастерская для учителей биологии — здесь вы найдете готовые кроссворды для всех классов по основным темам и сможете создать свой кроссворд в режиме он-лайн.

Цветные и черно-белые кроссворды — этот сайт полностью посвящен японским кроссвордам. Любой из них можно распечатать или решать в режиме он-лайн. А для зарегистрированных пользователей доступна возможность сохранения кроссвордов.

Играемся — сервис для детей, где вы найдете не только классические кроссворды, но и сложные сканворды, которые помогают в развитии ассоциативного мышления ребенка.

Учимся играя — представлены кроссворды, викторины, ребусы, головоломки по всем школьным предметам.

Сочетание кроссворда с другими методами арт-педагогики (коллаж, глоги, интеллект-карта, инфографика, эссе, инсценировки) позволяет расширить возможности метода и задействовать разные типы восприятия информации (зрительная, слуховая и т.д.).

Источник

Как составить кроссворд
методическая разработка на тему

Как сделать кроссворд в школу

Методические рекомендации «Как составить предметный кроссворд»

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Как составить предметный кроссворд»

Почему учащимся важно учиться составлять кроссворды

Составление кроссвордов учащимися – одна из часто используемых форм работы с учебным материалом, которая позволяет эффективно решать многие дидактические задачи:
1) достижение личностных результатов учебной деятельности :
а) развитие мотивации к изучению учебного предмета;
б) использование для создания кроссворда личностно значимой информации;
в) расширение кругозора.
2) достижение метапредметных результатов учебной деятельности :
а) регулятивных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, оценка);
б) коммуникативных умений (сотрудничество с учителем, постановка вопросов);
в) эффективных приёмов информационного поиска и оформления его результатов (выбор источников информации, анализ и оценка найденной информации, чёткое изложение мыслей, презентация кроссворда и др.).
3) достижение предметных результатов учебной деятельности :
а) закрепление понятий темы, по которой составляется кроссворд;
б) более глубокое изучение учащимися материала.

Этапы создания предметного кроссворда

Работа по созданию предметного кроссворда включает пять этапов.
1. Формирование информационной потребности.
Необходимо предлагать учащимся составлять кроссворды по темам, которые позволяют
2. Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников информации.
Для создания кроссворда необходимо рекомендовать учащимся использовать различные информационные источники: учебник; дополнительная литература, в которой рассматриваются изучаемые вопросы; интернет (для уточнения некоторых формулировок, поиска иллюстративного материала).
3. Составление кроссворда.
На данном этапе учащимся предлагается использовать следующий алгоритм.
1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).
Примечания.
1. В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
2. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
3. В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом.
Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование.
3. Составьте сетку кроссворда.
Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку.
Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.
Способ 3. Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» ( http://cross.highcat.org ); «Фабрика кроссвордов» ( http://puzzlecup.com ).
Примечания.
1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.
2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.
3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда.
Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.
Способ 2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение (рисунок, фотографию), которое будет фоном.
Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.
6. Напишите (напечатайте) текстовые определения.
Укажите слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали.
При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение.
7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
Проверьте:
1) правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях; 2) соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).
8. Предложите решить кроссворд одноклассникам или родителям.
4. Проверка и оценка составленного кроссворда учителем.
При оценке предметного кроссворда важно учитывать следующие критерии:
1) соответствие слов в кроссворде заданной или выбранной теме;
2) правильность и точность текстовых определений;
3) соблюдение правил составления кроссвордов, указанных в алгоритме;
4) оформление кроссворда.
5. Использование составленного кроссворда в учебной деятельности.
Кроссворды, составленные учащимся не должны ложиться «мёртвым грузом» в папках у учителя. Их необходимо использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности (при проведении внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, подготовке газет и т. п.).

Пример работы, созданной учащимися

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к составлению рабочей программы. Источник Интернет.

Источник

Разработка и создание кроссвордов при помощи электронных средств

Краткая аннотация

В исследовательской работе «Разработка и создание кроссвордов при помощи электронных средств» раскрыта история возникновения кроссвордов. Показаны различные способы, приемы составления математических кроссвордов. Рассмотрены различные их виды. Изучена компьютерная программа для создания кроссвордов: Microsoft Excel.

В приложениях приводятся примеры математических кроссвордов, которые составлены нами.

Введение

Целью исследовательской работы «Разработка и создание кроссвордов при помощи электронных средств» является изучение методов, приемов составления и отгадывания кроссвордов и ребусов, истории их возникновения.

Задачи были определены следующие:

В последнее время кроссворды занимают все большее место в жизни людей вне зависимости от их профессии, общественного положения, увлечений и интересов. Самое главное, чтобы занятие это вызывало у человека живой интерес, увлекало его своей совершенно особой интригой, способно было разжечь в его душе искру азарта. И действительно, существует немало людей, для которых это, казалось бы, несерьезное увлечение становиться смыслом жизни. Они не выпускают из рук заветной книжечки ни вечером у телевизора, ни по дороге на работу и даже на самой работе.

Для привлечения наибольшего внимания к кроссвордам, а следовательно и к, своим журналам многие издания объявляют конкурс на лучшего «отгадчика», обещая всевозможные призы. Но это далеко не главное, поскольку сам процесс разгадывания кроссворда способен доставить большее удовольствие, чем результат. Ведь вы берете в руки карандаш именно для того, чтобы разгадать кроссворд и проверить свою эрудицию. То, что кроссворд служит прекрасным лекарством от скуки, является очевидной истиной. Но было бы несправедливо так ограничивать его роль. Ведь существуют кроссворды разные по форме, тематике, степени сложности. И не всегда это легко выполнимая задача.

Не следует забывать и о развивающей роли кроссвордов. Именно с их помощью можно обогатить свой словарный запас, узнать много нового, интересного, поскольку весь смысл кроссворда заключается именно в том, чтобы правильно его разгадать, или, по крайней мере, узнать правильные ответы. Вся хитрость заключается в том, что даже если вы не стараетесь тщательно записать в блокнот все слова с их определениями, ваша память автоматически запоминает какие-то понятия.

Во-первых, это великолепная гимнастика для ума! Когда вы достигнете определенного уровня, возможно, у вас появится желание не просто разгадывать кроссворд, а превратить это в настоящее состязание со своими друзьями или даже с самим собой. Вы можете попробовать отгадывать кроссворды на скорость и устанавливать личные рекорды.

При помощи кроссворда можно не только узнать много интересных вещей из разных областей культуры и науки, обогатить свой словарный запас, но и помочь себе развить свою собственную речь.

Кроссворд таит большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти.

История кроссворда

Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) (Крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками.

Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис.

Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии.

А дело было так. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки.

Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру.

Он решил, что если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилась читателям, что они в своих многочисленных письмах просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения.

В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения.

Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна.

Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу.

Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган.

Если появления первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года.

Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В.Набоков.

Как составить кроссворд?

Начнем с выбора сетки. Ее можно выбрать произвольно.

Первый совет: надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах. Больше – это будет намного сложнее, особенно к концу кроссворда. Допустим, сетка с двойным-тройным пересечением слов выбрана, и теперь переходим к ее заполнению.

Совет второй: старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные

Совет третий: придумать сначала длинные слова, состыковать их друг с другом, а уж затем подгонять под них короткие. Выбор оригинальных слов из трех букв довольно невелик, и поэтому они, по техническим причинам, кочуют из одного кроссворда в другой.

Наиболее интересные слова лучше заполнять сначала – потом, к концу сетки, придется элементарно подгонять их по уже имеющемуся в наличии сочетанию букв.

Наиболее трудно составляемые из всех – это тематические кроссворды. Например, математический. Сначала нужно выписать или вспомнить максимум слов, которые относятся к данной теме. Определения к кроссвордам должны быть разнообразными. Именно определения делают кроссворд интересным и захватывающим, потому что знание математики – это одно, а способность к мышлению – это другое.

Можно разместить 2-3 фотографии известных людей, что тоже нередко практикуется. Это придает живой вид самому сканворду и позволяет «залатать» несколько клеток в углах, где особенно сложно подгонять слова друг к другу.

Самыми легкими для составителя являются чайнворды. Последующее слово просто цепляется за предыдущее и начинается с его последней буквы – все мы играли в «города», так что этот принцип более чем знаком. Конечно, здесь нужно исключить окончания на мягкий знак и т.д.

С опытом, конечно, у каждого появляются собственные хитрости в составлении.

Используя полученные знания, нами были составлены 8 математических кроссвордов, один из них мы выполнили в Microsoft Excel, там можно провести самопроверку с подсчетом результата.

Создание кроссворда в Microsoft Excel

При составлении кроссворда, нами был изучен учебник по математике за 5 класс. Были выявлены наиболее интересные темы. По этим темам были составлены кроссворды например по теме «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Многоугольники». Сначала мы сделали эти кроссворды на бумаге. Затем мы захотели сделать их при помощи компьютера. Обратились к Лии Шамильевне и она научила нас делать их в программе Microsoft Excel. В этой программе также можно сделать проверку правильности ответов. И сразу подсчитать количество правильных и неправильных ответов.

Прежде всего, нужно найти готовый кроссворд, с которого вы будете делать копию в программе Excel, или же продумать структуру кроссворда, если вы будете придумывать его полностью сами.

Для кроссворда нужны квадратные ячейки, а не прямоугольные, как по умолчанию в Microsoft Excel. Нам нужно изменить их форму. Для этого, на клавиатуре нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+A. Этим мы выделяем весь лист. Затем, кликаем правой кнопкой мыши, чем вызываем контекстное меню. В нём кликаем по пункту «Высота строки».

Как сделать кроссворд в школу

Открывается небольшое окошко, в котором нужно задать высоту строки. Устанавливаем значение 18. Жмем на кнопку «OK».

Как сделать кроссворд в школу

Чтобы изменить ширину, кликаем по панели с наименованием столбцов, и в появившемся меню выбираем пункт «Ширина столбца…».

Как сделать кроссворд в школу

Как и в предыдущем случае, появляется окошко, в которое нужно внести данные. На этот раз это будет число 3. Жмем на кнопку «OK».

Как сделать кроссворд в школу

Далее, следует подсчитать число клеточек для букв в кроссворде в горизонтальном и вертикальном направлении. Выделяем соответствующее количество ячеек на листе Excel. Находясь во вкладке «Главная», кликаем по кнопке «Граница», которая расположена на ленте в блоке инструментов «Шрифт». В появившемся меню, выбираем пункт «Все границы».

Как сделать кроссворд в школу

Как видим, границы, очерчивающие наш кроссворд, установлены.

Как сделать кроссворд в школу

Теперь, следует удалить эти границы в некоторых местах, чтобы кроссворд принял нужный для нас вид. Это можно сделать при помощи такого инструмента, как «Очистить», значок запуска которого имеет форму ластика, и находится в блоке инструментов «Редактирование» всё той же вкладки «Главная». Выделяем границы ячеек, которые хотим стереть и кликаем на данную кнопку.

Как сделать кроссворд в школу

Таким образом, постепенно прорисовываем наш кроссворд, поочередно удаляя границы, и получаем готовый результат.

Как сделать кроссворд в школу

Для наглядности, в нашем случае, можно выделить горизонтальную строку кроссворда другим цветом, например желтым, воспользовавшись для этого кнопкой «Цвет заливки» на ленте.

Как сделать кроссворд в школу

Далее, проставляем номера вопросов на кроссворде. Лучше всего, это делать не слишком большим шрифтом. В нашем случае, использован шрифт 8.

Как сделать кроссворд в школу

Для того чтобы разместить сами вопросы, можно кликнуть любую область ячеек в стороне от кроссворда, и нажать на кнопку «Объединить ячейки», которая находится на ленте всё на той же вкладке в блоке инструментов «Выравнивание».

Как сделать кроссворд в школу

Далее, в большой объединенной ячейке можно пропечатать, или скопировать туда вопросы кроссворда.

Как сделать кроссворд в школу

Собственно, сам кроссворд на этом готов. Его можно распечатывать, или разгадывать прямо в Экселе.

Как сделать кроссворд в школу

Заключение

Поставленные цели и задачи выполнены.

Мною был собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников.
Рассмотрена история кроссвордов.

Изучены правила и рекомендации составления и разгадывания кроссвордов.

Были составлены числовые и математические кроссворды. Один кроссворд был сделан в программе Microsoft Excel.

В результате кроссворд, выполненный в Microsoft Excel сделали наши одноклассники и мы сделали вывод, что кроссворд многим понравился и они хотели бы отгадывать такие кроссворды и дальше.

Исследовательская работа это только начало в умении разгадывать и составлять кроссворды. Перед нами теперь стоит цель – составить книгу математических кроссвордов, которая заинтересует одноклассников и будет использоваться учителями на уроках.

Библиографический список

1. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин «Задачи на смекалку»,Москва «просвещение, 2001.

2. Л.М.Лихтарников «Числовые ребусы»,Санкт-Петербург «МИК», 1996.

3. М.Н.Николаев «Задачи сфинкса», Москва, 1989.

4. Л.Г.Петерсон «Математика 4», Москва, «С-инфо», «Баласс», 1999.

5. Г.Д.Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5», «С-инфо», «Баласс», 1997.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *