Как сделать круглую бетонную лестницу
Монолитные железобетонные лестницы – теория, практика от умельцев портала
Возможно, монолитные железобетонные лестницы не так распространены в частной сфере, как деревянные или каркасные, но тоже довольно популярны. Они подкупают своей солидностью и массивностью, а также огромными возможностями в плане отделки, не в последнюю очередь привлекает и большой срок службы. Среди умельцев портала такие конструкции также востребованы, благодаря чему накоплен большой опыт как по проектированию, так и по исполнению самостоятельно или под личным контролем.
Монолитные бетонные лестницы
Монолитные железобетонные лестницы – это несущие стационарные конструкции, заливаемые непосредственно на месте, обязательно включающие арматурный каркас. В зависимости от габаритов и разновидности лестницы, арматурный каркас может быть независимым или связанным со стеной.
Что касается формы, то бетон предоставляет не меньше возможностей, чем дерево или металл, монолитные лестницы могут быть, какими угодно:
По исполнению днища монолитные лестницы подразделяются на два вида:
Особенности проектирования монолитных лестниц
В идеале монолитные лестницы должны быть заложены еще на этапе проектирования, так как ввиду массивности им требуется больше места и усиленное основание. Например, если сначала залить теплый пол, а потом решить, что хочется монолит, это вызовет определенные затруднения.
Я бы не опирал лестницу на теплый пол. Под ним находится утеплитель, который может сыграть, и стяжка может лопнуть, повредив трубы. Мы обычно убираем часть стяжки и делаем свайный фундамент в районе первой ступени, дальней ее части от стены.
Для расчета монолитных лестниц действуют те же правила, что и для остальных:
Существует формула расчета: 2а+b=640, где а – высота ступени, b – ширина ступени, а 640 мм – средняя длина нашего шага. Умельцы портала используют для расчета монолитных лестниц еще одну формулу.
Норма – это когда по формуле: подступенок плюс проступь равно 45 см, или подступенок плюс проступь, плюс подступенок равно 58-62 см.
Проект при самостоятельной разработке можно как начертить на бумаге, так и в специальном конструкторе. Второй вариант предпочтительнее, так как получается виртуальная 3D модель, и основные вычисления на базе вводных выполняет компьютер. Это особенно актуально, если речь о конструкциях с забежными ступенями.
Правильно спроектированная лестница должна иметь одинаковую высоту всех подступенков и одинаковый размер проступи всех ступеней по оси ходовой полосы (обычно посередине марша). Для прямых лестниц такой расчет сделать несложно, а вот забежные ступени – уже проблематичнее. Зачастую это правило (об одинаковости размеров) при изготовлении таких лестниц не соблюдается, и в результате появляется дискомфорт при пользовании ими в дальнейшем. Я врукопашную лестницы не рассчитываю. С этой задачей прекрасно справляется Аркон. Размещаю на плане лестницу нужного типа, задаю параметры, наблюдаю модель в 3D-виде.
Технология строительства монолитных лестниц
Процесс возведения монолитной лестницы состоит из трех основных этапов:
Отделочные же работы – хоть и обязательный, финишный этап, но зачастую могут быть прилично разнесены по времени, особенно, когда лестницу возводят одновременно с коробкой.
Опалубка для монолитной лестницы
Чтобы сразу получить достаточно гладкую поверхность, опалубку собирают из гладких материалов, преимущественно это водостойкая фанера толщиной от 20 мм. Если есть финансовая возможность или целесообразность (несколько лестниц), то лучше выбрать ламинированную фанеру. Из фанеры собирают днище и боковины, для формирования подступенков используют обрезную доску толщиной 30-35 мм или брус, 50×50 мм.
В качестве крепежа чаще всего выбирают длинные саморезы, для усиления формы применяют металлические уголки и бруски, брусом же укрепляют отбортовку, днище подпирают металлическими или деревянными стойками с шагом ступеней. Если лестница сложной формы (винтовая, забежные ступени), то вместо стоек иногда делают несущие (поперечины, одним концом фиксируемые к стене, а вторым к боковине). При использовании обычной фанеры изнутри опалубку рекомендуют застелить пленкой или другой изоляцией.
Опалубка обычно собирается в два этапа – сначала днище и боковина/боковины, а после укладки арматурного каркаса монтируются поперечины под ступени. Один из наших умельцев решил попробовать сначала полностью собрать опалубку, а уже после выполнить армирование.
Другой наш умелец, профессионально занимающийся лестницами, советует не создавать себе лишних трудностей.
Рулон дешёвых обоев – вычерчиваешь косоур (монолит), крепишь к стене, выставив по уровню – отмечаешь места под арматуру и крепеж, сверлишь, крепишь бруски/доски прямо по рисунку на обоине, потом только содрать обоину со стены!
Армирование монолитной лестницы
Для повышения прочности конструкции и предотвращения рассыпания кромок ступеней и маршей обязательно выполняют армирование – продольное и поперечное. Используют стальную арматуру с периодическим профилем, диаметром 10-14 мм (продольная арматура толще), из которой формируют пространственный каркас в виде сетки с ячейкой 100-200 мм, в зависимости от параметров марша. Арматуру между собой фиксируют вязальной сеткой с помощью крючка или посредством сварки. Чтобы выдержать толщину защитного слоя (2 см), сегодня используют специальные фиксаторы арматуры.
Если конструкция лестницы предусматривает опору в стену через арматуру, то обычно стержни просто забивают, но, если стена из материалов, характеризующихся сниженной несущей способностью, например, газобетона, наши умельцы советуют делать приямки.
Не вбивайте в газобетон арматуру, это не даст нужной площади опоры лестнице, лучше сделайте приямки и запустите туда арматуру, а потом зальете все это бетоном. Вот пример.
Благодаря этому приему на газобетонные стены можно опирать достаточно тяжелые лестницы.
Если сделать приямки в стене хотя бы 10х10 см, то площадь опоры получится 100 см², а если вбить арматуру, то 10 см². Марка газобетона – от 35 до 50, следовательно, 100 см² выдержат от 300 до 500 кг. Значит, двадцать приямков обеспечат нагрузку от 6 до 10 тонн, плюс лестница будет стоять враспор к стенам, плюс опора на первой ступеньке, плюс опора на плиту перекрытия.
Армирование может быть одинарным или двойным, мнения наших умельцев по этому поводу разделились – одни считают, что лучше установить две сетки, чтобы наверняка, другие, что для большинства конструкций достаточно одной. На форуме этому вопросу посвящена отдельная ветка. Если коротко, за однослойное армирование ратует alexxxxx, один из профессионалов, выполняющих монолитные лестницы на заказ.
Арматура в монолитных конструкциях нужна в зоне растяжения, а какое растяжение в верхней части плиты? Там арматура лежит мертвым грузом – это первое. Двойное армирование требуется в очень редких случаях, делать его на всех лестницах – это перевод материала и лишняя работа, это второе. Третье – общее количество арматуры в процентном отношении регламентируется СНИПом. Если у меня при однослойном армировании этот процент приближается к пределу, то при двухслойном этот СНИПовский процент точно будет превышен. Четвертое – на пролете в три метра я применяю арматуру диаметром 12 мм с шагом 120-130 мм. Для сравнения – монолитная плита перекрытия в шесть метров армируется этой же арматурой с шагом 200 мм. Что будет прочнее? Из моих сделанных ста с лишним лестниц три делались под наблюдением технадзора, никаких замечаний по армированию технадзор не сделал – это пятое.
Как считает alexxxxx, двойное армирование оправдано, когда:
Один из модераторов нашего форума придерживается другой точки зрения.
Бетонирование монолитной лестницы
Для монолитных лестниц желательно использовать заводской бетон, классом от В20 (М250), а лучше В25 или В30. Если нет возможности заказать готовый раствор, то подойдет и самомес, приготовленный в бетономешалке, но обязательно использование пластификаторов. Типовое соотношение цемента, песка и щебня (фракция 10×20 мм) – 1/3/3, раствор не должен быть слишком жидким.
Лестницу заливают за один подход, начинают с нижних ступеней, продвигаясь вверх, каждую ступень обязательно вибрируют, чтобы предотвратить образование пустот. В процессе вибрации возможно выдавливание или оседание бетона, излишки перераспределяют, после окончательной усадки поверхность ступеней тщательно заглаживают правилом или мастерком. Для равномерного набора прочности бетон рекомендуют накрыть пленкой и на протяжении недели увлажнять несколько раз в день.
Примерно через неделю проводят частичную распалубку – снимают поперечины и борта, чтобы провести черновую шлифовку. Днище снимают не ранее чем через 3-4 недели, когда конструкция наберет необходимую прочность. Следующим этапом будет финишная отделка – установка ограждений, оштукатуривание, облицовка деревом, плиткой, камнем или другим материалом. Раньше в процессе бетонирования обязательно делали закладные, сегодня они утратили актуальность.
А зачем закладные? Приваривать, что ли, будут перила? Очень эстетично получится! Да и монтажники перил вспомнят очень «добрым» словом того, кто поставил эти закладные, когда им надо будет продолбить в этом месте отверстие под крепеж. Сейчас у всех есть перфораторы, и анахронизм в виде закладных только мешает нормальной установке перил. Зачем нужна закладная, когда лучше смотрится скрытый крепеж.
Монолитные железобетонные лестницы чаще всего заливают в каменных домах, ввиду созвучной массивности и солидности. Однако при желании монолит может выглядеть и воздушно, например, зеркального типа. В любом случае, это несущая конструкция, требующая серьезного подхода и соблюдения технологий.
Подробнее о монолитных и других лестницах – в разделе на форуме. Какая лестница подойдет для неустоявшегося сруба – в статье о лестнице из фанеры. Как попасть на чердак – в материале о самодельной чердачной лестнице. В видео – о монолитной лестнице по технологии несъемной опалубки.
Как залить крыльцо из бетона полукругом своими руками
Вход дома является его лицом. Он может настроить гостя на приятный прием или, наоборот, насторожить. В большинстве своем входы выполняются с прямоугольным или квадратным крыльцом, но эффектнее смотрится круглое крыльцо из бетона. Его заливка требует некоторой смекалки, т. к. добиться идеальной формы бывает сложно. Если предстоит сделать несколько ступеней, тогда работа усложняется в разы, но остается подвластной даже неопытному мастеру. В статье будут рассмотрены способы придания конкретной формы крыльцу, а также требования к бетонной смеси.
Процесс проектирования
Составление чертежа полукруглого крыльца также выполняется своими руками. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, лучше в клетку и произвести некоторые замеры, которые будут перенесены на план. Отталкиваться при проектировании необходимо не от нижней части крыльца, а от верхней, которая будет находиться возле входной двери. В минимальном варианте возле нее должны спокойно помещаться два взрослых человека. Чтобы добиться этого, ширина крыльца возле входа должна быть минимум на 50 см больше с каждой стороны от края дверного проема. Теперь необходимо измерить общую ширину площадки. С помощью циркуля в выбранном масштабе рисунок переносится на листок бумаги. Вначале схематически изображается входная дверь. От центральной точки двери рисуется полукруг с заданными в масштабе размерами. Пример видно на фото ниже.
Если ступеней крыльца будет несколько, тогда необходимо измерить высоту от уровня земли до порога входной двери. Получившийся размер потребуется разделить на высоту одной ступени крыльца. Он может быть 16 см. Если число получается с остатком, тогда можно сделать дополнительную небольшую ступеньку или равномерно разделить остатком между всеми ступенями. Ширина ступени должна быть такой, чтобы на нее было легко встать. Обычно для этого хватает 25 см, но размер можно увеличить до 30 см. Зная эти данные, можно добавить их в чертеж. Следующая ступень крыльца изображается еще одним полукругом, который выполняется в масштабе. На чертеж необходимо все размеры, которые должны быть соблюдены при монтаже.
Расчет требуемых материалов
Дальше необходимо исходить из того, что на приготовление одного куба бетонной смеси уходит цемента марки М400 320 кг. Зная, что раствор готовится в соотношении 1 к 3 к 5, можно вычислить, что песка понадобится примерно 1000 кг и щебня 1600 кг. Если строить полукруглое крыльцо своими руками с размерами, которые приводились выше и на три ступеньки, то его общий объем составит 1,2 м3. Это означает, что на него всего понадобится 384 кг цемента, 1200 кг песка и 1920 кг щебня. Эти цифры получились методом умножения объема крыльца на требуемое количество материалов. Стоит учитывать, что бетонный раствор понадобится также и для фундамента.
Подготовительный этап
Подготовительный этап является одним из самых важных при сооружении полукруглого крыльца своими руками. Территория тщательно очищается от различного мусора и остатков растений. Необходимо удалить верхний слой дерна, чтобы было легче производить разметку. Удобнее будет работать на ровном участке, поэтому его частично можно подровнять с использованием правила. После подготовки можно приступать к разметке. Размер нижней ступени уже известен, чтобы начертить полукруг требуемого размера, необходимо взять прочную веревку, длина которой будет равна радиусу нижней окружности. Веревка закрепляется в точке, которая будет соответствовать середине двери. На противоположный конец веревки привязывается арматура или небольшой деревянный брусок. С помощью такого нехитрого приспособления выполняется черчение полукруга от стены до стены. Он будет обозначать не только нижнюю ступеньку, но и фундамент всей конструкции, как на фото ниже.
Вход получится довольно тяжелым, поэтому ему нужна хорошая опора. С шириной в 30 см выкапывается котлован. Углубится необходимо на глубину минимум в 70 см. Лучшим решением будет сооружение основы для крыльца на глубину ниже промерзания грунта. На дно получившегося котлована делается засыпка щебня толщиной в 10 см. Он разравнивается и укладывается такой же пласт песка. Песок необходимо хорошо утрамбовать и разровнять. Дополнительно его можно смочить, чтобы впоследствии нагрузка хорошо распределялась по материалу. Для лучшей гидроизоляции конструкции на дно и на стенки можно уложить рубероид. Из металлической арматуры изготавливается сетка, которая укладывается в котлован. При этом ее необходимо немного приподнять, установив на подпорки. Это необходимо, чтобы раствор оказался и снизу конструкции, на фото видно пример.
Выполняется заливка фундамента крыльца до уровня земли. При этом необходимо обеспечить его перевязку с фундаментом здания. Для этих целей в фундаменте сверлятся отверстия, в которые вставляются шпильки или металлическая арматура. После заливки бетона своими руками необходимо позаботиться, чтобы он заполнил пустоты и из него вышли пузырьки воздуха, из-за которых могут образоваться пустоты. Для этих целей отлично подойдет глубинный вибратор или отрезки арматуры, которыми необходимо методично прокалывать толщу раствора. Дополнительно можно по периметру фундамента для крыльца вставить арматуру, которая будет выступать над его уровнем. Это необходимо для перевязки со ступеньками. Набор прочности будет происходить в течение нескольких недель. На это время желательно накрыть основу гидроизоляционным материалом, как показано на фото, который будет препятствовать быстрому испарению влаги. Видео о том, как необходимо гнуть арматуру есть ниже.
Как соорудить опалубку
Опалубка в случае полукруглого крыльца имеет некоторые нюансы при сооружении. Будет мало просто сбить щиты, которые исключат вытекание раствора. Они должны быть требуемой формы под крыльцо. Для этих целей можно воспользоваться:
При небольшом радиусе можно попробовать воспользоваться обычной доской с небольшой толщиной или фанерой. Предварительно элементы необходимо замочить в воде. Благодаря набору влаги они станут более эластичными. После этого доски изгибаются до требуемого диаметра и зажимаются в таком состоянии до высыхания. После высыхания они сохранят форму будущего крыльца. Но на проведение такой операции при возведении крыльца своими руками, необходимо затратить много сил. Поэтому проще будет воспользоваться оцинкованным металлом. Этот материал отлично гнется, поэтому ему будет несложно придать требуемую форму. Реже применяются пластиковые панели вагонки. Пластик может выдержать малый вес раствора, поэтому подойдет для крыльца небольших размеров.
Изготовить опалубку можно для всех ступеней сразу или постепенно сооружать для каждой ступеньки отдельно. В любом случае потребуется деревянный каркас, который будет удерживать листы. Их можно прикрутить к брускам обычными саморезами. Обязательной будет установка поперечных распорок, которые будут удерживать форму ступеней крыльца в требуемых пределах.
Процесс монтажа
Внутрь подготовленной опалубки для крыльца устанавливается металлическая обрешетка, как на фото. При этом пруты арматуры необходимо изогнуть по радиусу ступеней. Все сетки, которые будут уложены в ступеньки крыльца, также должны соединяться между собой. Это позволит в итоге образовать прочную монолитную конструкцию. Благодаря перевязке основания крыльца с фундаментом здания при усадке не будут появляться трещины. После укладки металлической решетки для крыльца можно приступить к заливке бетона. О его пропорциях было сказано выше. Лучше, если заливка будет происходить за один раз. Но иногда это представляется невозможным, поэтому приходится проводить процесс в несколько заходов. Именно для таких случаев и будет хороша перевязка всех элементов металлической основы.
Что делать с облицовкой
По истечении нескольких недель или месяца, когда крыльцо наберет полную прочность, необходимо приступать к его отделке своими руками. Бетон, безусловно, является прочным материалом, но он нуждается в дополнительной защите. Это связано с его пористой структурой. Из-за нее внутрь крыльца будет постоянно попадать влага, которая со временем разрушит металлическую арматуру, что приведет к скалыванию частей крыльца. Поэтому поры необходимо закрыть и крыльцо дольше сохранит свой вид. Это можно сделать своими руками, например, с помощью керамогранитной плитки. Она обладает высокой прочностью и устойчивостью к механическим воздействиям, поэтому постоянные нагрузки от стоп людей не приведут к ее износу. Благодаря минимальным порам такая плитка обеспечит отличную гидроизоляцию основе крыльца.
Еще одним прекрасным вариантом для облицовки крыльца будет клинкерная плитка. Пример видно на фото. Она изготавливается из особого вида глины методом спекания. При этом в ней практически отсутствуют поры, что также минимизирует количество влаги, которая может просочиться к основанию крыльца. Цветовая гамма такой плитки будет сочетаться с любым экстерьером дома. Нежелательно применять тротуарную плитку для отделки крыльца. Это действительно самый доступный вариант, но он обеспечит и минимальную защиту, т. к. такая плитка также отлично пропускает влагу. При укладке плитки своими руками необходимо посоветоваться с профессионалом своего дела, т. к. укладка на закругленную основу крыльца требует определенного мастерства.
Заключение
Сооружение полукруглого крыльца потребует значительных вложений средств и сил. Но результат будет долго радовать глаз. Над таким крыльцом можно соорудить навес из поликарбоната и металла. Можно сделать кованный козырек над крыльцом. Отличным решением будет сооружение такого навеса над крыльцом, который закроет ступеньки. Это предотвратит их замерзание зимой.